"Изучение хакасского национального орнамента детей старшего дошкольного возраста"
статья (старшая группа)

Кошелева Оксана Михайловна

Изучение хакасского национального орнамента является важной технологией декора, предназначенного для украшения различных предметов быта произведений пластических искусств архитектурных сооружений. Хакасский орнамент характеризуется архаичногстью форм, самобытностью, и является ярким художественным стилем. В нем обнаруживаются следы древнейших культур, бытовавших на территории Хакасии. Хакасский орнамент, сохранявшийся в течение тысячилетий, представляет собой самобытное явление культуры Хакасов. Особой красотой хакасского орнамента является хакасский национальный женский костюм (хакасское национальное платье). Совместно с детьми педагоги группы создавали "Паго" - хакасское национальное украшение, используя перламутровые пуговицы, кораллы и бисер. В игровой форме воспитанники группы познакомились с куклой "Тариной", которая принесла нам образец хакасского платья и хакасские национальные зооморфные узоры для украшения. Также мы познакомили детей с цветовыми хакарактеристиками и их расположением на хакасском женском и мужском костюме: растительный орнамент. С детьми мы поиграли в игру "Передай перчатку", и "Перетяни канат", а также познакомились с хакасскими народными праздниками и  обычаями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_kulturnoe_nasledie._poslednee_.doc253.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ – ЦРР «Рябинушка»,

 г. Абакан, Республика Хакасия

Воспитатели:

 Кошелева О.М., Н.А.Лаврова.

Проект: «Ознакомление детей старшего возраста с хакасским национальным орнаментом»

«Через красивое к человечному,

такая закономерность воспитания»

В.А. Сухомлинский

Исследовательская проектная работа помогает детям узнать, какие узоры использовали хакасы в украшениях для одежды, домашней утвари, а также выяснить их значение.

Пояснительная записка:

2022 год объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Указ о сохранении культурного наследия народов России подписан Президентом страны В.В. Путиным и опубликован на портале правовой информации.

Необходимо помнить потомкам о великом наследии народов России, так как наша страна является многонациональной, каждый из народов которой богат своим искусством, традициями и обычаями. На территории России проживает более 190 народов, богатых своим фольклором, самобытной культурой, мастерами-живописцами и ремесленниками. Так, символы зверей, птиц, плодородия, урожая, огня, неба, идут свое начало еще с наскальных рисунков и являются видом древнего письма, передающих традиции народов Хакасии. Формирование мастера происходило по традиционной для народных времен последовательности: ученик-подмастерье-мастеровой, мастер первой руки, мастер, творец и передавались знания от прадеда к деду, от деда к отцу. Не зря говорили, этот род «Гончарных дел мастер», многие ремесленники в старину шутили: «Сам видел, и опыт сыну передал»

В Республике Хакасии обладателями почетного звания: «Народный Мастер» являются мастера, наделенные творческим даром, и традиционными технологиями. Мастер изготовитель Народных музыкальных инструментов – Петр Топоев, Сергей Чарков, мастер резчик по дереву – Степан Чертыков, мастер по изготовлению хакасского национального костюма – Анна Спирина,  Вера Тогочакова, мастер по ручной вышивке ковров – Валентина Тодышева.

К сожалению, Революция и коллективизации,   не считалась с самородками, мастерами, целыми семьями расписавшими узорами иконы, мебель, глиняные кувшины, ложки. Многие мастера были незаслуженно забыты, их изделия труда были извлечены и уничтожены.  К нам достаточно поздно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, к художественным промыслам и декоративно-прикладному искусству.

Актуальность года  народного искусства целесообразно в популяризации народных ремесел и культурных традиций, памятников истории, самобытности народов России и этнических общностей. Так, народные промыслы многих регионов, в том числе и Республики Хакасия, известны по всей стране, многие являются негласными символами России, например традиционная роспись узорами. Мастерами расписывались нехитрые предметы домашней утвари – сундуки, ковши, ложки, свистульки, глиняные игрушки. Нравственное, эстетическое формирование качеств личности ребёнка происходит путем изучения им культурного-исторического опыта человечества и процесса предметно-практической деятельности, и усвоения норм социально-культурных отношений. Эти нормы четко зафиксированы в народном прикладном искусстве,  в качестве личности богатырей-героев сказок, загадок, местном колорите, нравственных эталонов, принятых в современном обществе. Формирование национальной культуры, возникновение целостной картины мира, и нахождение каждым ребёнком места в нем, как нельзя лучше способствует своевременное приобщение детей к народному прикладному искусству, фольклору, изучению орнамента и национального костюма.

В каждом народе существует своя история, свой эпос, свои божества. В том числе, и в Республике Хакасии. Республика Хакасия – потрясающий по красоте край степей, гор, тайги, рек и озер с удивительной историей и самобытной культурой. Здесь находятся десятки тысяч археологических памятников, древние поселения, наскальные рисунки и камни с петроглифами, каменные курганы и захоронения различных эпох.  Первые предки человека появились более 300 тысяч лет назад. Помещая на камнях, своей национальной одежде и предметах быта изображение солнца, древа жизни, птиц древний народ верил, что изображения принесут в дом благополучие, отражая, таким образом, представление об окружающем их мире. Красавицы женщины с древности украшали себя национальными украшениями «Паго», носили праздничную одежду «сигидек», хакасские наряды до сих пор славятся самобытностью узоров и  орнамента.  

Содержание

  1. Пояснительная записка ______________________  1
  2. Введение____________________________________  3    

II.        Основная часть____________________________ 4

  1. Из истории возникновения хакасского орнамента___ 4
  2. Современный хакасский орнамент________________6
  3. Значение цвета в хакасском орнаменте____________ 7
  4. Основные варианты композиции_________________ 8
  5. Хакасский национальный костюм
  6. Непосредственно-Образовательная деятельность____9

      7.Заключение_______________________________11

IV.       Литература __________________________12

V.        Приложение__________________________13

  1. Введение

Художественное оформление одежды вышивкой пришло к нам из древности. Национальная хакасская одежда раскрывает перед нами богатство культуры народа, помогает нам усвоить обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учит понимать и любить прекрасное. Народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты.

Актуальность проекта

 Мы  выбрали  тему «Особенности хакасского национального орнамента, так как орнамент является частью нашей духовной жизни, выражающей потребности современного человека в красоте и гармонии. В современном обществе хакасская национальная одежда пользуется большим спросом как традиционная, так и стилизованная. Новизна работы заключается, во-первых, в региональных особенностях Республики Хакасии, во-вторых, в использовании нового подхода к объекту исследования, с точки зрения украшения одежды. Нас заинтересовало, почему орнаменты разных народов отличаются друг от друга. А так как мы  живем в Республике Хакасии, нам очень важно сохранение и возрождение хакасских традиций и культуры, уникальности красоты хакасских узоров и орнамента, народно-декоративного прикладного искусства хакасов, формирование патриотического отношения к своей малой Родине.

Тип Проекта -  Творческо-исследовательский.

Продолжительность Проекта - среднесрочный (5 дней)

Время проведения проекта – один раз в неделю.

Возраст детей – Подготовительная группа.

Участники Проекта: Педагоги, родители, дети.

Цель Проекта: Создание условий для развития познавательной активности в ходе исследовательской деятельности.

Задачи:

1.   Создать условия для ознакомления детей с хакасским орнаментом.

2. Способствовать развития навыков взаимодействия в процессе исследовательской деятельности.

3. Способствовать рисованию навыков рисования хакасских орнаментов.

Объект исследования – хакасский орнамент.

Методы: наблюдение за видами и расположением узоров, сравнение хакасских узоров с другими орнаментами, рисование, вырезание узоров из бумаги, составление по схеме зооморфного орнамента.

Ожидаемые результаты проекта:

  1. Познакомить детей с хакасским орнаментом и хакасской национальной одежде.
  2. Обогатить словарный запас названиями предметов хакасского быта и утвари. (рукавицы-мелей,  платье – когенек, нагрудное украшение – паго)
  3. Познакомить воспитанников с различными народными играми: «Спрячь рукавицу», «Медведь и пень», «Охотники», спортивной игрой – Кюрес (борьба на поясах)
  4. Познакомить детей с некоторыми хакасскими росписями и орнаментом, дать возможность выбора цветовой гаммы и вида узоров.
  5. Развивать умения детей создавать схему зооморфного орнамента по цветовой семантике, назначению круга и квадрата в хакасской культуре, закрепить счет в пределах 20 элементов.

Оборудование: Российский и хакасский флаг, картинки хакасских орнаментов, шаблоны варежек и хакасского платья, образцы узоров зооморфного орнамента: животные, птицы. Схематическое изображение фигурок солнца, гор, волны, бараний рог, краски, соль, запись с хакасской музыкой и звуков ракеты, сундучок, призы, фигурки медведя и хакасского богатыря.

  Этапы подготовки и реализации проекта:

- Подготовительный:

На данном этапе мы определили цель, сформировали задачи, составили план работы с детьми.

1. Ознакомиться с литературой по теме: «Ознакомление детей старшего возраста с хакасским национальным орнаментом»

2. При посещении экскурсии в  музей, мы с детьми рассмотрели имеющиеся экспонаты (хакасская национальная одежда), посмотрели альбом: «Хакасский национальный орнамент»

3. Посмотрели с детьми презентацию на тему: «История появления и создания видов хакасского орнамента и узоров», «А мы живем в Хакасии»

4. С помощью родителей мы оформили и обогатили предметно-пространственную среду: открытки и пособия с фотографиями экспозиций в Хакасском национальном Музее – Хакасский женский и мужской костюм, национальное украшение «Паго», перчатка – «Мелей», хакасский национальный платок, набор сережек и бус хакасской невесты.

5. Читали стихи М. Кильчичакова , В. Тюдешева, К. Саражакова  о Хакассии.

6. Сходить на экскурсию в Хакасскую группу, и поговорить с воспитателем о мужском и женском национальном костюме, познакомиться с Хакасским национальным уголком, предметами быта старины.

На доске мы с детьми задали три вопроса:

Что я знаю о хакасском орнаменте? Дети сказали, что у многих народов есть свои украшения и они не похожи друг на друга, украшать одежду орнаментом – это красиво, а Лиза Соловьева спросила: «Почему если хакасское платье красивое, его нельзя носить в детский сад и показывать друзьям? (ответы детей). Девочки начали задавать вопросы воспитателю, мы смотрели с детьми энциклопедию, приняли решение сходить в Музей на выставку Хакасского платья и орнамента.

Что я хочу узнать о хакасском орнаменте? Рассматривая хакасские перчатки и платья, дети спросили: «Какого цвета бывают орнаменты? Почему узоры разные? Можно ли самим придумать орнамент? В каком месте на рубашке шили узоры?

После проведения  занятий с детьми мы узнали, что есть праздничные платья, с вышитыми узорами, платье и рубашка, которую носят каждый день. Также мы узнали,  что есть мастера, которые вышивают национальные платья на свадьбу, праздник Пасхи, на национальные праздники: Чыл Пазы, Тун Пайрам, праздник урожая «Уртун тойы», праздник «День Земли», Чир Ине. Дети познакомились с орнаментом Хакасии, его назначением, узорами и цветом  выбранных ниток. В каждом  уголке Хакасии есть представители уникальной хакасской культуры: «Сагайцы», «Шорцы», «Шахи» со своими калоритными узорами в орнаменте, секретами местных мастериц. Меняется мода, уходят в старину сапоги, сшитые из кожи животных, платки, кисет для табака, украшения бабушек, однако национальный хакасский костюм и сегодня остается достойным украшением хакасских красавиц.

  1. Основная часть

Из истории возникновения хакасского орнамента.

Орнаментальное искусство хакасов разнообразно, имеет глубокие исторические корни, различается по композиционным приемам, видам и основным мотивам от материала и техники выполнения работ.

Обратимся к значению слова «Орнамент», в  словаре С.И. Ожегова,  сказано, что орнамент – это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов для украшения каких либо предметов, так же узор состоит из сочетания геометрических, растительных или животных элементов. Искусство орнамента уходит своими корнями в глубокую древность, в которой люди одухотворяли окружающую их природу. Помещая на своей одежде и предметах быта изображения солнца, животных, птиц, дерева кедра, как символов жизненной силы, счастья, плодородия, народ верил, что они принесут в дом удачу, и духи будут оберегать их жилище. Изучая некоторые петроглифы на древних курганах можно найти ритуальные рисунки распятой на шестах лошади, принесенной в жертву богам, образ человека со стрелами, силуэт коровы, и козла. Красоту  и гармонию мира, в виде фигурок птиц, черепахи и  рыбы древний человек переносил на одежду. Изначально в хакасской вышивке каждый узор имел своё особое значение, каждый изгиб линии содержал в себе тайный смысл. У некоторых фигур из орнаментального богатства вышивки были когда-то магические  ритуальные значения, которые «читались» как тексты. Со временем эти изображения-символы утратили свое первоначальное предназначение и стали просто декоративными элементами. Основным источником вдохновения мастериц служила красота родной земли. В связи с историческими событиями, этнокультурных влияний орнамент изменяется, благодаря компьютерным технологиям орнамент хакасов стал самобытнее и ярче. ( Сайт http://www.khakasia.com/forum/showthread.php?t=204 Хакасский орнамент./ Из наследия Н.Н. Нагорской. 1932 г.)

  1. Современный хакасский орнамент.

Для современного хакасского орнамента характерны два вида: прямолинейный геометрический, и криволинейный растительный и зооморфный. Наиболее развитым и сложным по композиции является орнамент вышивки традиционного хакасского костюма. Хакасская вышивка выделяется разнообразием применяемых швов, ярким колоритом, сложными орнаментальными криволинейными мотивами.

Первый тип орнамента встречается на изделиях из дерева и металла, и состоит из мелких, строго геометрических узоров: полос, квадратов, простых и заштрихованных треугольников, зигзагов, вписанных прямоугольников, простых и пересеченных прямыми и наклонными полосками. Так же можно встретить узоры из креста, ромба. Этот тип орнамента частично встречается на одежде хакасов, в виде геометрической обстрочки по полам верхней одежды (сикпена), а так же вороту женских и мужских рубах (когенек). Циркульный орнамент встречается чаще в орнаменте курительных трубок, в снаряжении сбруй, в изделиях из кости.  

Второй тип орнамента  (криволинейный)  более крупный по масштабу, включает в себя растительные и рогообразные мотивы. Такой орнамент представлен по композиции: розетки, полоса (фриз), древовидные и симметричные орнаменты, с растительными ассиметричными побегами. Сложнокриволинейный  и растительный орнамент характерен для вышивки в костюмах, изделий из войлока.

Хакасский растительный орнамент представлен в виде спирали, волнообразного побега, цветка, розетки трех и пяХтилистных узоров.

Зооморфный орнамент – это изображение копытных, птиц, изображение головы быка. В хакасском искусстве растительный орнамент является преобладающим. В растительном орнаменте декорировались в основном женская одежда, обувь, а также декоративные предметы – сумочки, кисеты. По хакасской традиции элементы одежды – надплечья, манжеты платья, тыльная сторона рукавиц, спинка праздничных шуб украшались в растительном орнаменте в виде трех-пятилистика, вьющихся побегов, при этом нанесенный на бордюре геометрический орнамент подчеркивал национальные мотивы на женской одежде. Растительный орнамент в виде вьющихся стеблей, завитка также наносится на металлические пластины и являлся декором в конской упряжи, нагайках.  

Геометрический орнамент чаще всего прослеживается в мужской одежде, атрибутах, домашней утвари, в кожаных изделиях в виде штрихов, линий, зигзагов, треугольников, квадратов и кругов. В зооморфном орнаменте украшалась конская упряжь, предметы религиозного культа и быта  коренного населения Хакасии.  Хакасский орнамент отражает представление об окружающем мире, его природе и силе. Так, хакасы, одухотворяя  окружающую природу при помощи знаков и символов, наделяли их определенным смыслом. Например, национальный мотив, «круг»  ассоциировался с солнцем. луной. По мнению С.А. Токарева, круг в древнейшей культуре есть воплощением представлений о важнейших, основополагающих качествах: абсолютное равенство, единообразие, бесконечность, вечность, круговорот. бытие. У хакасов символом солнца считался круг, иногда с точкой внутри.  Точка считалось душой солнца. Другой мотив «бараний рог», по мнению профессора, В.Я..Бутанаева, приносит счастье, благополучие и удачу скотоводу. Мотив треугольника в хакасской культуре символизирует горы. Распространенным мотивом  в народном хакасском орнаменте является бегущая волна. Волна – это знак силы воды, так как  вода дает силы всему живому. Национальные мотивы отражали не только связь человека с природой, но и традиционные верования. Например, по мнению профессора, В.Я. Бутанаева , образ богини Ымай, хранительницы детских душ, изображался на нагрудном украшении хакасских женщин «пого»   Распространённым украшением на одежде хакасов являются узоры, вышитые крученым шёлком ярких тонов. (Кидиекова И.К. ОРНАМЕНТ ХАКАССКИЙ./ И.K. Кидиекова.// Энциклопедия Республики Хакасия: в 2-х т./ Гл. ред. В.А. Кузьмин. - Красноярск: ООО «Поликор», 2008. - Т. 2: О - Я. - 320 с. - с. 21-22))

      Национальные мотивы в декоративно-прикладном искусстве хакасов отражают их культурно-исторические связи с соседними народами, с природой, мировоззрение и хозяйственно-культурный уклад. Отдельные мотивы криволинейного орнамента близки к якутским, алтайским, казахским и киркизским мотивам орнамента. Это объясняется формированием «степного орнамента», который по мнению Г.Г.Короля  построен на орнаментально-образной системе «степной» Евразии с раннесредневековом времени.

 По классификации географического распределения орнамента, в которых исторические процессы играют определяющую роль. Орнамент с непрерывным узором без предварительного рисунка, выполненный в традиционной технике вырезания обладает неповторимой индивидуальностью и вариативностью. Такой орнамент хакасской вышивки может быть рекомендован для широкого любителя народного хакасского искусства. Орнамент народной одежды занимает значительное место среди прочих видов декоративно-прикладного творчества Хакасии. В ней самобытно проявляется художественный талант хакасского народа.

3. Значение цвета в Хакасском орнаменте

В течение многих столетий хакасские вышивальщицы выработали свои принципы цветового решения, которая придает вышивке ярко выраженное национальное своеобразие.  В древности, мастерицы использовали один, два цвета ниток для вышивки, изделие смотрелось скучно, быстро выцветало, да и качество ниток было низким, вышитые изделия шили качественно, «на века», такое платье одевали на праздники, передавая от бабушки к дочке. Цвет наряду с орнаментом играет значительную роль в декоративной выразительности хакасских вышитых изделий. Впечатление «живописности» вышитых узоров придает черный фон, удерживающий все узоры в одной плоскости, черный цвет означает цвет земли.

На вышитых современных узорах преобладают яркие радужные цвета шёлка: малиновый, красный, оранжевый, зелёный, голубой, синий, белый и лиловый, расположенные в пёстрых, контрастных сочетаниях тонов. Разнообразные сочетания этих цветов дает богатый декоративный эффект. В расцветке узоров большинства вышивок преобладают яркие сочные цвета ниток. Объектом  украшения вышивкой являются плечи и манжеты женских платьев, манжеты и спины пальто, спины безрукавок, кисеты для табака, боковая часть свадебных подушек, рукавицы и переда обуви.

 Каждый цвет имеет свой смысл:

 - Красный цвет – отражает радость, красоту, любовь, полную жизнь;

 - Белый – цвет радости, чистоты;

 - Синий – цвет неба, воды;

 - Зелёный – цвет зелени, молодости, надежды;

 - Оранжевый – цвет тепла, золота;

 - Жёлтый – цвет созревшей пшеницы, цвет осени, падающих листьев. Правда, в древности  хакасы считали желтый цвет цветом болезни и несчастья и редко его использовали. Способом нанесения рисунка на материал служат трафареты, выкройки на бумаге, в древности их делали из бересты. Учатся вышивать девочки с 12 лет, сочетая яркие оттенки цветов ниток.

4. Основные варианты композиции хакасского орнамента.

Проблема изучения  и сохранения традиций в вышивке хакасских орнаментов заключается в старении мастеров, проживание мастериц в разных селах Республики Хакасия,  в слабой преемственности поколений, а также в плохой сохранности текстильного материала в археологических находках. Анализ семантики хакасского орнамента показал, что многие хакасские узоры имеют магическое происхождение и являлись оберегами. Древняя символика утратила смысл, она становится качественнее и свободнее выбранный мастером узор. Единого мнения о происхождение орнамента нет, истинной почвы для появления декоративного искусства является народный труд. Орнамент тесно связан с уровнем развития экономики, хозяйственными особенностями, и бытом народа, его обрядами, и обычаями, мировоззрением, художественным вкусом, характеризующих любой узор. Кроме этого на развитие орнамента влияют этнические процессы, смешение этнических групп в результате войн, переселений. Интерес исследователей, изучающих историю создания орнамента, имеет давнюю традицию, как важного источника для изучения культурных орнамента в Республики Хакасии. Основными вариантами композиции хакасского орнамента являются:

- Орнамент в полосе с ритмичным повторением одинаковых элементов.

- Орнамент в квадрате с ритмичным повторением  части фигуры.

- Симметричный орнамент

- Асимметричный орнамент.

Орнамент элементов хакасского народного костюма разнообразен и среди них нет одинаково повторяющихся. По узору, по мастерству вышивки судили о мастерице. Даже могли сказать - в какой местности изготовлено изделие.

Так, для южных степных районов Хакасии характерен стилизованный, геометрический рисунок орнамента, наряду с геометрическим, характерны и растительные формы. Орнаментация форм здесь крупная, силуэт стебля, листьев, цветка четко читается на фоне темного сукна. На севере Хакасии характерен особый отличительный вид рисунка. В центре вышивались крупные розетки в виде цветка. Этот рисунок несет древнюю символику солнца - главного божества у многих народов мира. За крупными солнечными цветами оформляются букеты более мелких цветов, изображения которых напоминают удивительную красоту полевых цветов, лугов и лесов Хакасии. (Хоостан мелей: Иллюстрации образцов хакасских национальных орнаментов./ сост. Саяна Александровна Майнагашева. - Абакан: ООО «ДиалогСибирь Абакан», 2003. - 52 с.)

  1. Хакасский национальная одежда

      Основную часть коренного населения Респубики Хакасия составляют жители Аскизксого района – сагайцы, бельтиры  и шорцы. Одежду их составляли длинные шубы, халаты из шелковых тканей, носили сухонные и кожаные кафтаны. Одежду мужчин составляют овчинные тулупы (тон), халаты (чимче), из кожаных и бумажных тканей, сухонные кафтаны (тар), и кожаные (тырна). Покрой одежды сходен с русским простонародным, но рукава делаются плечах гораздо шире, а к кистям рук у воротник и отвороты широкие, на правой же поле пришивают некоторый выступ. Зимнее платье часто опущено соболями и белками. На одно зимнее платье необходимо было до 300 лапок. Для повседневной носки служила нагольная шуба с небольшим шлейфом. На голове носят шапки и малахаи, а летом шляпы из овечьей или коровьей шерсти. Шапки бывают круглые с низким верхом и сколом. Рубашки у мужчин почти не были в употреблении, все носят штаны из тонкой,  мягкой кожи и из холстины, сапоги летом из выделанной кожи, а зимою носят пимы из овечьих и козлиных кож, Бедные люди шьют для себя зимнюю одежду из войлока, и конских, наверх шерстью кож, а летнюю из грубого холста, сухна и обритых кож. Женщины носят зимнее шубы, покрытые соответственно состоянию дорогую или дешевую тканью, пришивая к ним, в подражание мужчинам, воротники, отвороты, выступ, и сверх того снизу от подола нашивку со многими складками. которые часто вышиты красивыми узорами.. Хорошим нарядом считалось платье сухонное, душегрейки без рукавов, впереди с пуговицами, а на боках с клапанами. Женские шапки похожие на мужские, но отличаются широким сколом, красною шелковую с кистью подвесками, состоящими из двух шелковых лент с бисером и змеиных головок. В ушах носят большие серьги, на руках перстни и кольца ручной работы. Сапоги шьют из черных и цветных кож с толстыми подошвами, выложенными при краях очень красивыми ремешками. Шов делается в середине сапога с выпушкою из красной и зеленой кожи. В летнее жаркое время женщины имеют на себе только рубашки сшитые из синей шелковой или бумажной ткани. Замужние женщины заплетают волосы на каждой стороне головы, а также в одну косу. Девушки плетут от шести до двенадцати тонких кос. Хакасы носили в основном одежду прямого покроя с широким подолом, максимально приспособленную к верховой езде. В одежде левая пола запахивается на правую и застегивается наглухо у ворота на одну пуговицу. У хакасов была нательная и верхняя одежда. Нательное белье для повседневной носки  шилось из хлопчатобумажных тканей. Хакасы умело ткали материи: «озан» - из крапивного волокна», «сабыр» - из конопляного холста, «сикпен» - из сукна. По праздникам надевали рубаки и платья из шелка. При шитье одежды придерживались определенной цветовой гаммы, которая имеет свою семантику. Праздничная одежда шилась из шелка красного, зеленого, бордового, синего цвета. Например, по хакасской традиции, красный цвет связан с культом огня, жизненной силы, бодростью, энергией. Желтый цвет не использовался, так как он ассоциировался с духами заболеваний желтухой и малярией. У хакасов бытовали крупные бронзовые пуговицы с ушком. По религиозным воззрениям такие пуговицы обладали особой силой против нечистых духов. которых можно поразить из ружья, заряженного ими. Помимо этого, в одежде на шве рукавов, под мышками оставляли полоски – место притяжения человеческой души. Рубашка мужская праздничная «ир кoreнеri» шилась  прямой, с отложенным воротником, с разрезом на груди, с одной пуговицей. Спереди и сзади ворота делались складки, благодаря чему рубаха была очень широка в подоле. Отборные рукава с частыми сборками  заканчивались узкими собранными обшлагами,  подол мужской рубахи делались из одной и той же ткани. Праздничная рубашка на плечевых вставках украшалась вышивкой в геометрическом орнаменте в виде зигзагообразных и волнообразных линий. Она обязательно поясывалась шелковым кушаком, так чтобы два конца завязывались и спускались спереди. Для пошива праздничной мужской рубахи использовалось до пяти метров ткани. Верхнюю одежду хакасские мужчины носили с поясом. Платье женское «ипчI кoreнеri» шилось прямым, подол передний короче заднего, рукава и обшлаги женского платья обшивались материалом черного цвета. Платье декорировалось растительным орнаментом в национальном мотиве в виде бутона трех-пятилистника, вьющегося побега с цветами. На платье по размерам узоров можно было определить принадлежность к этнографической группе хакасов. У кызыльцев вышивка была ярче и по форме больше. У сагайцев размеры были меньше. По краю подола нашивались надставки из материи другого цвета. Под воротником с двух сторон разреза пришивали по перламутровой пуговицы, украшенной кораллами и серебряными навершиями. Для пошива женского платья требовалось до семи метров ткани. Традиционное хакасское женское платье очень щирокое, до трех метров в подоле и длинное, с обилием складочек и оборок. Подобный крой не сковывает движений и защищает от сглаза во время беременности. Хакасские красавицы предпочитают яркие цвета с ассиметричным воротом и подолом. Рукава напоминают «крылья» Хакаски считались великолепными наездницами, и шлейф позволял не уронить женского достоинства и не обнажить лишнего, даже верхом на лошади. Корме прочего, такой подол можно подстелить под траву и камни, сесть на него - удобно и тепло. По праздничной одежде и орнаменту, вышитому нагруднику можно узнать, замужем ли женщина, и сколько у нее детей. Нагрудник, прежде всего прикрывает женскую грудь, отвлекая внимание  яркими узорами. Элементу нагрудника хакасского наряда как минимум 2000 лет. Пояс у хакасов – деталь исключительно мужского гардероба и оберег. Расшитый из ярких атласных лент, он признан был защитить пуп мужчины – сосредоточение силы. Вероятно, поэтому у хакасов, принято мужскую удаль мерить в борьбе на поясах – Куреш, который признан традиционным видом единоборств, и является культурным наследием Республики Хакасия.

       6. Непосредстственно-образовательная деятельность:

Познавательная деятельность: «Знания о национальном орнаменте дает возможность полететь в Космос за новыми открытиями»

    Дети входят под хакасскую музыку. На столе стоит коробка, украшенная национальными хакасскими узорами. Воспитатель вместе с детьми обращает внимание на коробку. Дети обращают внимание на коробку, и собираются вокруг нее. Воспитатель мотивирует детей на проявление познавательного интереса. Воспитатель открывает коробку, и находит там письмо.  «Уважаемые дети», поздравляем Вас, группа Колокольчики детского сада «Рябинушка, приглашена в Космос. Вы стали взрослые, сильные, умные и отважные. Однако, есть другие хорошие дети в России, у всех народов есть свои традиции, обычаи. В Космос возьмут только тех детей, которые смогут ответить на все вопросы, справиться с заданием, и придумать национальные отличительные признаки, по которым узнают, в каком городе и Республике  мы с вами проживаем. Воспитатель спрашивает детей: «Как вы думаете, это хорошая новость, мы справимся с сегодняшней задачей?» (ответы детей)

      Детям приготовлены места на стульях для выполнения заданий. Воспитатель спрашивает детей: «В каком городе мы живем?» (ответы детей). Правильно, наш город называется Абакан, он является столицей Республики Хакасия. А вы знаете, как переводится название нашего города? Сейчас я вам все расскажу старинную легенду: В одной из легенд говорится, что давным -  давно на Земле Хакасии появился медведь великан (аба). Он обитал вблизи одного из аулов (хакасских сел), уничтожал скот, нападал на людей, держал в страхе всех жителей. Но вот в ауле вырос молодой богатырь, который отважился вступить в схватку с гигантом-медведем. Долго они боролись, пытаясь одолеть друг друга. Наконец, медведь не выдержал, и убежал. Но богатырь не успокоился, и пошел по его следу. Медведь был ранен, и  долго выдержать не мог. Однажды ночью охотник услышал, как  громко кричал аба. Чувствуя близкий конец, медведь вырывал с корнем деревья, отрывая их от скал, и бросал вниз. Когда взошло солнце, смелый охотник посреди тайги увидел погибшего зверя, превратившегося в огромную гору. Из горы вытекала вода, вливалась в ручьи, которая стала рекой. Абакан – переводиться как медвежья кровь, так рассказывали местные жители. Послушайте, как красиво написал стихотворение поэт                    Л. Разумова:

               Абакан – город жизни моей!,

              Первый в списке на карте России,

              Ты рос с ветром хакасских степей,

              Город солнца на юге Сибири.

          В наши дни Абакан – большой город, в котором живут много жителей, с различными национальностями, традициями, народным прикладныи  исуксством. Среди них 12 процентов коренного населения – хакасы.

Сейчас я вам загадаю загадку: Три его полоски – это неспроста, белая полоска – мир и чистота, Синяя полоска – это цвет небес, Куполов нарядных, радости, чудес. Красная полоска – подвиги солдат, что свою Отчизну от врагов хранят. Он страны великой самый главный знак. Что это ребята?. Ну, конечно флаг. Так, в нашей Республике есть свой отличительный знак – флаг Республики Хакасии. Сравним его с флагом России (показываем детям). В чем особенность флага Республики Хакассия?, как вы думаете, можно ли флаг взять с собой в Космос?, для чего можно нужно его с собой? (ответы детей),  какой знак расположен на флаге?, что он обозначает?, как расположены линии флага? (ответы детей) я вам сейчас подскажу. Молодцы, ребята, а теперь подумайте, на чем мы с вами полетим в Космос? (ответы детей), правильно на ракете. А наша ракета не простая, она с паролем, если вы ответите правильно на задания, то она взлетит в Космос. Вот так (Включаем звук ракеты)      А теперь мы с вами превратимся в настоящих хакасских мальчиков и девочек. У нас с вами  есть  имена, к которым мы привыкли. А в хакасских деревнях и селах называют детей: Алан, Абрек, Илона, Карина, Мая, Алтынай. Ребята, кажется, к нам кто - то стучится. Заходит бабушка Тарина в хакасском национальном костюме.

«Здравствуйте, дети. Давайте познакомимся на хакасском языке: «Изеннер». Дети повторяют, включается звук ракеты. Воспитатель, ракета не летит, потому что бабушка Тарина нам еще приготовила задания. Сейчас я вам загадаю загадку: «Чтоб не мерзнуть пять ребят, в печке вязаной сидят», правильно, это рукавичка. А у меня рукавичка  хакасская, не простая, расписная, с узорами (показывает). На хакасском языке она называется «Мелей». Давайте повторим  (Мелей), звучит звук ракеты.

Читаем стихотворение Я. Тиспереков; «Рукавичка»

Луна глядит в окошко,

В дрожащее от вьюги…

Повышивать немножко

Уселись две подруги.

В избушке свет включили,

Чтоб не терять иголки.

Потом достать решили

Все нитки с верхней полки.

Поют и вышивают

В избушке две девицы.

И словно оживают

Жарки на рукавицах.

Тепло цветов согреет

Когда-нибудь любимых…

Так пусть жарки алеют

И прогоняют зимы!      

Воспитатель: «О ком это стихотворение? (ответы детей), о рукавичках. Я шла в детский сад и нашла рукавицу сегодня утром. Может, кто нибудь ее потерял? (нет), Какие у вас рукавички?, Проводится словесная игра «Какая рукавичка?» (маленькая, большая, красивая, теплая, пушистая) Я знаю хакасскую народную игру с рукавичкой. Подвижная игра: «Спрячь рукавичку» В центр круга выходит водящий, по команде 1,2,3 дети передают рукавичку, а ведущий пытается ее перехватить. Игрок, у которого водящий отнимет рукавицу выходит в круг, а водящий занимает его место.

Ребята, на улице мороз, я пока шла, мои руки замерзли, не могу отогреть. Пальчиковая игра «Ой, мороз!»  воспитатель: «Ой, мороз, мороз, мороз!- руки вверх, выполняются движения кистями. Снегом ветки все занес, опускаем , опускаем руки вниз. «А мы не боимся, грозим пальчиком. А мы веселимся, хлопаем в ладоши.

У меня еще есть одна загадка:

Расцвели ромашки летом на Наташке,

На маленьком карманчике  желтеют одуванчики,

Воротник, два рукава,

Мальчик не оденет никогда. (платье), Молодцы, а на хакасском языке платье называется – когинек. Давайте повторим. Звучит звук ракеты.

 Воспитатель приглашает детей за стол. У меня есть волшебный сундучок  «Смотрите, ребята. Бабушка Тарина вам принесла хакасские орнаменты, это такой узор - показывает образцы рукавичек и платьев с хакасским и национальным орнаментом. У каждого народа был свой дух, оберег: птица, дерево, солнце, волны, горы и даже бараний рог. В каждом национальном орнаменте среди геометрических фигур главным является круг. Его мы помещаем в квадрат. Это говорит о бесконечности неба, и определенного количества земли на планете. Важным в орнаменте является цвет, мастерицы использовали цвет в узоре, сравнивали его с солнцем, небом и водой, травой и цветами. Что означают цвета орнамента?

Голубой – цвет неба

Зеленый – цвет растений, травы.

Черный – цвет земли.

Сегодня мы можем составить зооморфный орнамент в круге с элементами хакасских мотивов и будем использовать его как подставку для выставки хакасского платья – когенек, и перчаток – мелей. Зооморфный орнамент изображает фигуры фантастических или реальных животных. Иногда его называют звериным. Декоративным изображением птиц, рыб, животных быка, коней так же относятся к этому виду орнамента. На столе заготовлены фигурки птиц, рыб, животных. Также изображение солнца, волн, гор, птицы, дерева, бараньего рога. Для каждого ребенка мы вырезали геометрические фигуры: круг и квадрат. Воспитатель предлагает сделать зооморфный орнамент из заготовленных фигурок на выбор. Дети наклеивают или рисуют фигурки животных, или изображения природных явлений (например, солнце и горы на выбор) Воспитатель предлагает посчитать, сколько фигурок мы использовали, и почему дети выбрали эти фигурки, каких орнаментов больше?  

 Звучит звук ракеты. Дети, а ракета все равно не летит. Осталось сделать только одно задание. Вы устали, сейчас мы поиграем с вами в хакасскую национальную игру: борьба на поясах – кюрэс. У хакасов мужчин главный атрибут – пояс, он является самым нарядным в гардеробе, украшенным лентами и показывает мужскую силу и удаль. Мальчики встают напротив друг друга, крепко держатся за пояса, и тянут друг друга в стороны. Победит тот, кто простоит дольше всех, и не упадет. Для девочек висит веревка, на ней висят постиранные вещи: платок, платье, перчатка, шапка. Девочкам закрывают глаза, и они снимают с прищепок вещи. Победит тот, кто снимет больше вещей с веревки.

Дети проходят за столы. На столе лежат изображения хакасской перчатки (мелей), и хакасского национального платья (когенек). Бабушка Тарина показывает рукавички и платья с хакасским национальным узором. Просит повторить на хакасском языке названия платья и рукавичек. Воспитатель спрашивает, как вы думаете, эта рукавичка, девочки или мальчика?, эта рукавичка и платье для девочки, потому что орнамент похож на цветочки и листики. А мальчики могут украсить перчатку орнаментом с повторяющимися полосками и квадратами. Вышивать и вязать мы не умеем, на помощь нам придет волшебный сундучок. Хлопаем в ладоши, и просим  помочь сундучку: раз, два, три – смотри. (дети достают из сундучка шаблоны рукавичек и платья). Воспитатель, обращается к бабушке Тарине: «Эти перчатки и платья совсем белые, не красивые, что же нам с ними делать? Бабушка Тарина: «Я  перепутала, и нарядные перчатки с узорок оставила дома, пожалуй, нас не возьмут в Космос с таким перчатками, что будем делать, ребята? (ответы детей – их нужно раскрасить) Воспитатель объясняет приемы рисования, просит выбрать детей орнаменты (зооморвый, растиельный,геометрический). Дети рисуют. Педагогам понравились и очень помогли хакасские раскраски с предложенными видами орнамента.   ( Аева Е. Хоозычах: Сырлачан альбом. Альбом-раскраска по мотивам хакасских народных орнаментов / Елизавета Аева. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 1993. - 16с) Воспитатель и бабуша Тарина благодарят детей за рисунки. Звучит звук запустившейся ракеты. Дети, Ура, мы запустили ракету в Космос. Ваши перчатки и платья с орнаментом передадим настоящим космонавтам, А теперь бабушка Тарина  вам раздаст подарки (дарит конфеты из толгана) Бабушка Тарина прощается с детьми.

  1. Заключение

        Каждый край неповторим, каждый народ талантлив. Человек всегда стремится украсить свой быт и дом, в котором он живет. И каждый человек, который любит свою малую Родину, должен как можно больше знать о ее традициях, фольклоре, обычаях, народном творчестве. Работа над проектом помогла нам больше узнать о хакасских национальных узорах и орнаментах, национальной хакасской одежде, ее названиях и особенностях,  и не только узнать. Мы научились их изображать. И теперь уже хорошо отличаем их от узоров других национальностей. Начиная с раннего детства нужно знакомить детей с Хакасским национальным достоянием и искусством,  целью и задачей для педагога является воспитание чувство любви к родному краю, который  имеет богатую и самобытную историю.

                  8. Литература и интернет -источники:

1. Сайт http://www.khakasia.com/forum/showthread.php?t=204 Хакасский орнамент./ Из наследия Н.Н. Нагорской. 1932 г.

2. Кидиекова И.К. ОРНАМЕНТ ХАКАССКИЙ./ И.K. Кидиекова.// Энциклопедия Республики Хакасия: в 2-х т./ Гл. ред. В.А. Кузьмин. - Красноярск: ООО «Поликор», 2008. - Т. 2: О - Я. - 320 с. - с. 21-22)

3. Хоостан мелей: Иллюстрации образцов хакасских национальных орнаментов./ сост. Саяна Александровна Майнагашева. - Абакан: ООО «ДиалогСибирь Абакан», 2003. - 52 с.

4. Аева Е. Хоозычах: Сырлачан альбом. Альбом-раскраска по мотивам хакасских народных орнаментов / Елизавета Аева. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 1993. - 16с.

                                 5.  Богачева З.А. «Аппликация о мотивам народного орнамента – М: Просвещение, 1982.

                       6.  Бутанаев В.Я. «Традиционная культура и быт хакасов. Пособие для учителей.- Абакан,    Хакасское книжное издательство, 1996.

     Конспект «Ознакомление детей старшего возраста с Хакасским национальным украшением «Паго»: история создание и применение в современном обществе»

МБДОУ – ЦРР «Рябинушка»,

 г. Абакан, Республика Хакасия

Воспитатели:

                                                                                                                          Кошелева О.М., Н.А.Лаврова

«Вышивка цветами –

привлечение души предков к помощи.

 Кисти на спинке шубы –

 корни предков.

Головные уборы и украшения –

оберег головы, связь с космосом.

Пого – оберег для души и сердца».

Содержание работы:

  1. Научные представление о хакасском украшении «Паго».
  2.  История создания Паго,

 3. Хакасская легенда о защите национального украшения «Паго» от зависти корыстных людей..

4. Традиционная техника украшения Паго.                                                                                                           5.   Фольклорный материал о национальном хакасском украшении Паго.

  6.  Применение национального нагрудного украшения в современном обществе.

  7.  Аппликация «Паго для Куклы «Саяны как украшение на Праздник Чыл Пазы».

  8.  Заключение.

  9.  Список литературы.

  10.   Приложение.

Цель: Создание условий для расширения представлений детей о хакасском национальном украшении «Паго»

Задача: Познакомить детей с хакасским национальным нагрудным украшением «Паго»

- Развитие мелкой моторики рук.

- Развитие активного словаря и обогащения словарного запаса детей старшего возраста.

- Формирование патриотизма и уважительного отношения к родному краю через ознакомление с традициями хакасского народа и ознакомление с народным фольклором.

Патриотизм, любовь к Родине начинается с воспитания нравственных качеств личности ребёнка, с доброго, милосердного отношения к людям, животным, растениям, с воспитания любви к родному краю, земле, на которой ты живешь.

Любовь к Родине – это воспоминания детства. У каждого - оно свое. У меня - это клубника, пахнущая солнцем, теплый хлеб из печи, накрытый вышитым полотенцем бабушки, мамина песня  и рассказ деда о Поволжье, самых вкусных национальных блюдах, и  немецкий акцент. Как же мне повезло, я видела прабабушку, множество теток, бабушку и деда-фронтовика по линии отца,  и деда, по материнской линии, родившегося в 1903 году, пережившего Революцию, в годы Войны, как многие немцы, подлежащего депортации с родной земли. Именно он поведал мне о том, что есть много национальностей, проживающих в Республике Хакасия со своим языком, мировоззрением и традициями, которые нам  следует уважать.

Хакасия – удивительный край. С древнейших времен люди тщательно собирали знания о своей культуре, самобытной местности, традициях и обычаях своего народа. К сожалению, в XIII веке в результате монгольского нашествия письменность коренных жителей – хакасов, и в последующие века передавал знания в устной форме (в сказаниях, легендах, хакасском фольклоре и сказках) Вместе с ним ушли некоторые тайны Хакасской истории и культуры. По крупицам приходится восстанавливать становление Республики Хакассии, ее быта, национальных обрядов, национального костюма и национального украшения Паго.

Этот нагрудный знак дошел до нас из глубины веков. На многих каменных изваяниях, установленных в хакасских степях во II тысячилетии до нашей эры, имеются изображения подобных нагрудников. Это хакасское женское нагрудное украшение представляет собой полусферическое, иногда подковое или копытнообразное по форме изделие, выполненное в технике вышивки бисером коралловыми бусами и перламутровыми круглыми пластинами с кораллом посередине. Основной акцент делался на нечетном количестве перламутра – от трех до девяти. В 19 веке Пого носили низко, на уровне живота, современные женщины обычно носят на уровне груди. Термин Пого изменяясь во времени, вобрал в себя и сохранил значение родового узла, счастья, состоящего из знаков Солца и Луны, ход Солнца по небу - вместилище души, тесно связанные с идеей плодородия, деторождения. Напоминает Пого и полумесяц с закругленными рожками Обычно женщины готовили Пого свои дочерям перед свадьбой, решением создать семью. Пого - принадлежность одежды свахи, многодетной благополучной женщины. Пого надевали поверх свадебной одежды. В ансамбле Пого должна быть родовая шапка. Рассматривая паго женщины, опытный местный хакасский житель, определит замужем ли женщина, сколько у ней детей, красота пого показывает насколько талантливой хозякой является женщина, какая она рукодельница и вышивальщица. Пого является официальным символом жизни, плодородия и деторождения Республики Хакасия, этот образ представлен в государственном гербе Республики Хакасии. Солярный знак на гербе Хакасии символизирует вечное движение солнца и земли, вечную жизнь на Земле, единство истории и культуры современных и древних хакасов, мудрость предков. Являясь изначальным символом хакасского народа, Паго превращается в значимый культурный символ всего регионального сообщества коренного населения Республики Хакасии. Помимо своего эстетического назначения и украшения, наряду с орнаментом, Пого несет функцию оберега,  защищает хакасскую женщину от недугов и болезней, являясь оберегом от нечистых духов.

Актуальность проекта – интерес к изучению обычаев и традиций малой Родины, украшении Паго хакасского национального платья.

Обьект исследования – сохранение традиций в украшении Паго хакасского женского платья.

Методы – метод краеведческого поиска, посещение музеев и выставок. Интервьюирование с хаксскими месными жителями, носителями Хакасской культуры.

На магнитной доске с детьми мы обозначили три вопроса:

Что я знаю о хакасском украшении Паго? Дети сказали что, рассматривая альбом и картинки по теме: «Национальная одежда» они знают о украшении Паго, его носят Хакасские бабушки  и женщины на платье, украшать одежу модно и красиво. Такое украшение носят только Хакасы, Русские женщины его не надевают.

Так, на занятиях с детьми старшего возраста, рассматривая презентацию по теме «Национальная одежда», Рома Баинов заметил, что нагрудное украшение «Паго» на хакасских бабушках носили низко, оно было большим, тяжелым, нарядным, надевали его каждый день на платье с узорами, а сейчас носят только на праздники, почему то оно стало маленьким, но тоже очень красивым.  А Витя Асочаков сказал: «У моей бабушки такое украшение висит на полочке, играть мне с ним не разрешают». Дети заинтересовались этим вопросом, начали обсуждать, приняли решение сходить на выставку Хакасского национального платья в краеведческий музей, а так же пригласить воспитательницу Хакасской группы, посмотреть уголок Хакасской одежды, Хакасской юрты и национальных Хакасских инструментов.

Что я хочу узнать о хакасском украшении Паго? Дети сказали: им интересно, как делают Паго?, какие пуговицы и бисер используют для вышивки Паго, почему оно такой формы?, а так же почему это украшение можно носить только на праздники?, воспитатели нашей группы с детьми решили сделать дидактическую игру «Собери из разрезанных пазлов хакасское платье», «Собери украшение по схеме», найти разукрашку для детей «Праздничная одежда для куклы Тарины»

Ожидаемые результаты проекта:

  1. Познакомить детей с хакасским национальным украшением «Паго»
  2. Обогатить словарный запас названиями предметов хакасского быта и утвари. (рукавицы-мелей),  платье – (когенек), шапка – (порек), шуба – (тon).
  3. Познакомить воспитанников с Хакасским праздником «Чал пазы – хакасским новым Годом», с различными народными играми: «Медведь и пень», «Охотники», спортивной игрой – силовым перетягиванием каната.
  4. Познакомить детей с аппликацией «Паго» по схеме, дать возможность выбора цветовой гаммы и разновидности хакасских узоров.
  5. Закрепить знания детей о горизонтальных и вертикальных линиях, в умении сочетать геометрические фигуры в орнаменте Паго, с учетов значения цветовой семантики, закрепление счета в пределах 20.

6) Формирование бережного отношения к национальному урашению паго.

Тип Проекта -  Творческо-исследовательский.

Продолжительность Проекта - среднесрочный (5 недель)

Время проведения проекта – один раз в неделю.

Возраст детей – Подготовительная группа.

Участники Проекта: Педагоги, родители, дети.

Цель Проекта: Создание условий для развития познавательной активности в ходе исследовательской деятельности, расширении представлений детей о хакасских национальных украшениях Хакасского женского платья.

В этимогическом словаре – древнетюрского языка основа «ба» - означает «привязывать»,»повязвать», «баг» - переводится как узел, «родовой узел», «повязка»., «баграм» - праздник», богатур – «великий или величие». Так, изменяясь во времени, сохранил значение родового узла счастья, величия, Таким образом, можно предположить, что у древних хакасов жизнь человека от рождения до смерти проходила при участии святил, добрых духов, Паго носило сакаральный смысл и  являлось символом жизни, плодородия и  рождения детей. У тюрских народов украшения всегда наделялись особыми свойствами, выступали в качестве оберегов, хранителем души человека, а также выступали знаком семейного статуса. На некоторых каменных изваяниях Окуневской культуры личины напоминают современное Паго. Они представляют уникальное явление, которое смело можно ставить с другими шедеврами древних цивилизаций, острова Пасхи, Центральной Америки.

Хакасская легенда о защите национального украшения «Паго» от зависти корыстных людей.

Это было много лет назад. Старики говорят, что в одном улусе жила была девушка, и звали ее Туночка. Носила Туночка много косичек, оттого лицо ее смуглое, становилось благороднее, а глаза, черные с длинными ресницами то и дело вглядывались в узор с хакасским орнаментом, больше жизни любила Туночка перебирать в бабушкином сундуке нитки яркие, вышивать тонко и быстро, выполняя самую сложную вышивку. Поведала ей секреты вышивки узоров прабабушка, на бересте набрасывая элементы горизонтального орнамента для мужской рубашки мужа, замечательного охотника. Если Туночка платье сошьет, на оплечье цветы шелком ярким гладью засветятся. Хоть была молода, доверяли ей шубу тоn шить,  складки украсить тарханами, то есть вышивками. Мастерству ее люди радовались, и учиться ходили, и только одна девушка – Кычма ей завидовала. А в улусе том парень жил – Сагдай. Неумехе Кычме приглянулся Сагдай, а ему нравилась красавица рукодельница Туночка. Кычма и заплатку не могла залатать, нитки рвала да путала. Попросил Сагдай: «Сшей, Туночка, рубашку мне с орнаментом, рукавицы вышей овчинные» Рукавицы Сагдаю украсил шелк, переплетались цветы жарками алыми, швами ровными, и рубашка Сагдаю понравилась. Сагдай принес Туночке за работу Паго – украшение из кожи нагрудное. Увидав его, разозлилась Кычма, стала говорить Туночке слова грубые, обидные. От обиды из глаз девушки потекли на грудь слезы горькие, градом падая. Рассыпались на коже Паго мелким бисером. Там. где много упало на кожу слез стали слезы те перламутром да кораллами. Покричала, да ничего не добилась Кычма, поженились Сагдай и Туночка по хакасским обычаям, а Паго засветилось краской яркою, защитило Туночку, за сердце ее доброе, за руки волшебные. Много лет прошло с тех пор, а нагрудное украшение Паго Туночка передала своим детям и подарила на Свадьбу. С тех пор возможно и появилась традиция дарить Паго на самые важные события  в жизни человека.

Традиционная техника хакасского нацилнального украшения Паго.

Кроме древнего сакрального смысла, заключенного в Пого орнамент перламутром, бисером и кораллом, являет собой высочайший образец народно-декоративного творчества хакасского народа. В структуре элементов Паго нашла свое отражение и символика человеческого тела (оберег внутренних органов). Так, Паго может иметь форму почки, реже сердца. Особым назначением являлись материалы, из которых изготавливались украшения. Перламутровые бляхи у хакасов олицетворяли жизнь, жизненные силы. При изготовлении Паго также использовали раковины Каури, которые буквально звучат как змеиные головы. Согласно верованиям хакасов, эта маленькая ракушка имеет свойство притягивать душу ребёнка для будущей мамы. В качестве оберега маленьких детей каури подвешивали к люльке или пришивали к одежде. А шаман размещал на своем костюме множество раковин, чтобы защитить себя от воздействия враждебных сил. В таком одеянии шаман проводил обряд, притягивающий богиню Ымай, для женщин, страдающих бесплодием. Подобно человеческой линине Паго мастерицы украшаюи «глазами», иначе он не живое, иногда встречаешь Паго с тремя глазами, что символизирует духовное зрение. При изготовлении Паго использовались элементы-символы, орнаментальные «карты», которые тесно связаны с жизнью, бытом, культами предков хакасов. Основной узор находится в центре Паго. Образующие его три перламутровые  крупные пуговицы как бы вписаны в равносторонний треугольник, расположенный основанием вверх. В целом Паго напоминает лик или маску. Ни одна композиционная схема Паго не повторяется, расположение элементов на Паго идеально симметричны. Наиболее распространены в Паго геометрические и растительные орнаменты. На символике чисел в декоре Паго необходимо выделить такие нечеткие числа как: три, пять, семь, девять. Изготовление Паго было дорогим удовольствием. Магические украшения ракушки каури, кораллы, перламутровые пуговицы, бисер, стоили дорого, и поэтому, их приобретение было доступно не каждой семье. Кроме того, изготовление нагрудника, представляло собой долгую и трудоемкую работу. По этой причине женщины начинали шить Паго сразу после рождения дочери, чтобы к ее свадьбе Паго было готово. Сначала выкраивали основу нагрудника, состоявшую из нескольких одинаковых лоскутов материи в соответствии с выбранной формой будущего Паго. Затем материал приклеивали сваренным из муки клейстером. Когда он высыхал, получалась плотная, но гибкая основа – чаба. Такую основу могли делать также из дубленной кожи, бересты, позже из картона. Мастерицы придерживались основных канонов при размещении деталей нагрудника. Чаба обшивалась тканью, обычно красного цвета, затем нашивали на нее в строго симметрическом порядке – сначала крупные перламутровые пуговицы, затем мелкие элементы. Главное в изготовлении Паго соблюдать симметрию,  и желательно с первых этапов работы.

Обтянутый плисом, нагрудник, украшенный перламутровыми пуговицами, между которыми нашивались кораллы и бисер, образуя круги, сердечки, «почки», «трехлистники», и другие древние  узоры. По нижнему краю пускалась бахрома, из бисера с мелкими серебряными монетками на концах. К сожалению, молодое поколение хакасов в связи с ассимиляцией и  сменой поколений молодое поколение хакасов не воспринимает Паго как священный оберег, в наше время в отличии от бабушек, большинство молодежи использует его как украшение, которое теряет свой культовый смысл.

Фольклорный материал о национальном хакасском нагрудном украшении Паго.

«Фолькор, с английского языка, - народная мудрость, создаваемая народом поэзия и проза, в которой народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знания жизни, природы, культуры и верования. Интерес к фольклору – одно из проявлений к истории малой Родины, к жизни и быту народа. Лучшее что сохранила народная память – любовь к земле. солнцу, одухотворенность всего живого Мировоззрение хакасского народа, его культура нашли свое отражение в эпических сказаниях, которые «дощли» до наших дней благодаря сказителям – хайджи под звуки национального инструмента – чатхана. У Хакасов богатый фольклор, включающий в себе все жанры устно-народного творчества: стихи, легенды, песни, сказки, среди которых героический эпос занимает особое место о воинских подвигах богатырей, смысл их жизни заключается в защите свободы своей отчизны от посягательства чужих ханов и подземных чудовищ. Склонность к героизму  - почетное качество  для любого народа, ведь имена героев восхваляют в веках, Хакасские народные сказки – это художественный продукт творчества хакасского народа, базирующий на этнической части фольклора, и отражающий его традиции. В героическом эпосе представлены деление вселенной на три мира: верхний – на небесах, нижний – подземный мир, средний – земной мир. В каждом мире – свои божества, духи, и природные явления, где богатыри – Алыпы совешают свои героические подвиги.. Сказки у хакасов о степи, юрте, звездах, лошадях, курганах и хакасских воинов, шаманах, все, что окружало их в повседневной жизни. Хакасские национальные песни наполнены звуками зверей, тайги, воды, птиц с использованием звуков бубна шамана, красивы и мелодичны, а богатый национальный костюм певцов вносит свой национальный колорит, особенно в сочетании с горловым пением. Уважали хакасы и малые жанры, представители этого народа верили в силу магического воздействия произнесенного. Так, на свет появились благопожелания и проклятия.

В хакасском эпосе отдельное место уделяется нагрудному женскому украшению – Паго. О нагрудниках упоминается в героических древних сказаниях:

Лучшая из дев Ичен-Арыг,

Шесть раз пройдясь, дева

Сухно дорогое схватила,

Свой золотой нагрудник надела.

Оглянулась Салатай Мичег

Очень красива Ичен-Арыг,

Нагрудник сделан из серебра,

Под лучами солнца сверкает,

Красивая дева песню свою напевает.

 Также описание не обычной, сказочной красоты Паго встречается и в других произведениях героического эпоса в сборнике «Ай-хуучин», а также в хакасских народных сказках, сборник хакасских и русских сказок: «Алтын Хыс, перевод. А.Я.Медведовский.,1992.

Также о нагруднике Паго упоминается в хакасской легенде: «Кем была каменная баба?» Как гласит легенда, Улуг Хуртоях, когда то была обыкновенной женщиной. Улуг Хуртоях Тасс жила со своим мужем в самом начале великой степи, у подножия синих гор. Было в семье 199 детей, и росли они в любви и ласке. Муж Улуг Хуртоях Тас – был не простым для тех времен человеком – он занимался строительством дорог. Но, случилось так, что землю, где они жили, пришли враги, и все семейство было вынуждено бежать. Муж Хуртоях Тас настолько любил свою жену, что не позволял ей ступать на голую землю и выкладывал перед ней дорогу. До сих пор эта дорога в горы сохранилась, и местные жители называют ее «дорогой любви». Однако, достроить эту дорогу мужу Хуртоях Тас так и не удалось, их настигало огромное войско. Тогда он приказал своей жене и детям, бежать, не оборачиваясь, а сам направился на встречу к врагам. Увидев своего противника, военначальник громко рассмеялся, потому что муж Хуртоях Тасс вышел на встречу к ним один. От сильного смеха у главы войска лопнула печень, и он в тот же час превратился в черный камень. Сама Хуртоях так сильно испугалась, что попросила Богов всех своих детей превратить в бусины. Бусины она старательно надела на нитку, но та порвалась, и бусы перламутром и бисером и кораллами  рассыпались .по земле. Вероятно, из этих бус было сделано красивое Паго в память о Улуг Хуртоях Тасс. Женщина замерла от горя и стала каменной. Так, потеряв свих детей и мужа, она и поныне помогает чужим детям и женщинам от бесплодия. Местные жители называют ее не каменной бабой, а Аскизской бабушкой, матерью матерей, Тотемные знаки были практически у всех древних тюрских нродов. Они символизировали принадлежность к роду, а также защищали людей от разных напастей. Так, в наше время героический оберег трансформировался в национальный Герб. Герб Хакас таит в себе целый букет сакральных знаний. Центрадьная фигура герба – снежный барс. Народное предание говорит о силе барса, бесстрашии, мудрости и выдержке. В древние времена хакасов называл крылаты народом, за счет кроя их рукавов. Именем мифического зверя в древности называли уважаемых людей. Известно, что у этого народа был вождь Бар-Бек, целое племя людей именовали себя Барсами. Красный щит герба считался щитом Амазонок, именно в форме Герба изготавливают женщины для своих дочерей нагрудное украшение Паго. Оно оберегает душу хранительниц рода от злых сил, а также служит дополнительным элементом обогрева груди женщины, Паго отвлекает узорами от нехороших взглядов мужчин. Четыре круга с углами символизируют четырех частный принцип мира, четыре стороны света, четыре времени года, четыре времени суток. В целом солярная композиция соответствует хакасскому пониманию планетарном мироустройстве, где в центре находится солнце. Березовые ветки на Гербе – священное дерево для Хакасов – знак благополучия, достатка. Природный Барс на Гербе четко охраняет покой своих древних предков.

  1. Применение национального нагрудного украшения в современном обществе.

       Хакасское национальное украшение является одним из важнейших деталей костюма в современном обществе. В настоящее время паго как нагрудное украшение широко распространено среди хакасских женщин, которые надевают его на любой национальный праздник Современное паго не имеет свойства оберега, чаще оно является украшением. Раньше на изготовление паго уходило 4-6 месяцев, а иногда целый год, сейчас всего три-четыре дня, нет тана, главного компонента, который защищал женщину от болезни или сглаза. Также паго в старину носили только замужние женщины, в настоящее время это украшение доступно всем хакасским женщинам. Как прежде, в паго мастерицы используют пять цветов для создания узора.

      Красный – символизирует цвет огня, красоты, любви, жизни.

      Белый – цвет чистоты, невинности, честности, в наше время его сравнивают с цветом молока.

      Синий – цвет неба, воды,связи с небесами.

      Зеленый – молодость, надежда, зеленая листва.

      Желтый – цвет созревшей пшеницы.

      Увидеть древнее паго в наше время – величайшая радость, женщин хоронили в национальном платье, вместе с паго. В связи мощным развитием туризма в Республике Хакасия существуют различные вариации  на тему паго, как сувениром с национальным калоритом,  приобретают всю большую популярность. На рынке паго представлены в натуральную величину приближенные к традиционному виду. Имеются и миниатюрные копии этого украшения. Довольно привлекательно выглядят матрешки и куклы в женском костюме паго на груди. Нагрудное украшение паго в современных условиях в контексте национального культурного возрождения Росси, и Республики Хакасия в частности, приобретает новые смыслы. Этому способствует Международный эколого-этнический фестиваль театр кукол «Чир Чайаан», в 2020 году в первые, в рамках фестиваля на территории музея-заповедника «Хуртуях Тасс» прошла ночь героического эпоса, в рамках которого читали стихи, легенды, пели хакасские песни о хакасском национальном костюме и нагрудном украшении паго. Также, красоту хакасского костюма и национального украшения паго нам представляют замечательные образцовые танцевальные студии «Ынархас» (Дружба), а также образцовый ансамбль бального танца «Тарина». В городе Абакане есть замечательные вышивальщицы народного хакасского костюма, представляющие современные варианты нагрудного хакасского украшения, а также проводятся  Мастер классы по обучению изготовления паго.

Аппликация «Паго для Куклы «Саяны как украшение на Праздник Чил Пазы».

      Звучит музыка. Здравствуйте ребята, Изенер. Скажите, в каком мы городе живем? (Ответы детей), город Абакан является столицей Республики Хакасия, она входит в состав Российской Федерации. В Хакассии проживают много различных национальностей, но коренные жители – это хакасы. Как у всех народов в Хакассии есть своя национальная одежда. По хакаски, одежда называется Кип-азах  Скажите, дети, как Хакасские женщины и мужчины украшали свою одежду? (ответы детей – делали вышивку на платье). Смотрите, у меня есть платье, на нем есть вышивка, в каком месте на платье вышивают узор, а можно ли украсить вышивкой платье на другом месте? (ответы детей, например на животе). Какие украшения вы знаете? (ответы детей), дети рассматривают хакасские украшения. Серьги (ызыргы), большие серьги были тяжелыми, их подвешивали за косички. Бусы (мончых) делали из бисера, стеклянных шариков, и надевали на шелковую ниточку. Девушки, у которых было множество косичек, украшали их различными подвесками, из серебряных монет, жемчуга. Давайте, рассмотрим хакасское нагрудное украшение паго.

      Сейчас я вам прочитаю стихотворение А.В. Курбижековой

      Узор красивый бисерный на шелке,

       Украшает мастерица на паго,

       А это из седых времен далеких,

       Украшение – оберег для рода своего.

       На том паго, сама, и муж, и дети,

       В виде узоров орнамента сошлись,

       Кладя искусно радуги соцветия,

       Мать хранит паго свое всю жизнь.

       Ребята, кажется, кто-то к нам стучится. Ой, да это же кукла.

       Заходит кукла. Здравствуйте, Изенер. Зовут меня Саяна, у меня случилась беда. На стенке на плечиках висело мамино национальное платье, а на нем было украшение паго нарядное, и бисера с жемчугом. Пока мамы не было дома, я решила украшение примерить. У нас дома живет кошка Мурка, я стала с ней играть, заигралась, кошка лапкой зацепила, и порвалось  украшение. Ой, что теперь будет, а скоро национальный праздник Чыл Пазы, мама всегда его одевает на праздник, Воспитательница, как нехорошо получилось. Разве можно с украшениями играть, и брать их без спроса? (ответы детей). Давай поступим так, ты честно все расскажешь маме, а мы попробуем твоей беде помочь. У меня есть волшебный сундучок, в нем бабушка Тарина нам оставила узоры и орнаменты для украшения. Сейчас я вам загадаю загадку:

      Эти шарики на нити,

      Вы примерить не хотите?.

      На любые ваши вкусы,

      В маминой шкатулке – (бусы). Достает бусы, из таких бусин собирали узор в орнаменте. Бусы, бисер и кораллы нам пригодятся для изготовления украшения паго. А сейчас мы с вами поиграем  в хакасскую игру: «Спрячь колечко» 

      Все участники игры садятся в ряд, руки кладут на колени, ладошками вверх. Водящий, держа в руках колечко, на хакасском языке – пурба, обходит всех участников, делая вид, что кладет кольцо и напевает: Я иду по кругу, всем кольцо кладу, держите руки крепко, будьте начеку. После этого, кричит: «Колечко, колечко, выйди на крылечко» Тот, у кого кольцо, должен выйти из ряда, а соседи должны ему помешать. Если он не смог выйти, он становится водящим.  

      Воспитательница: «Ребята, а вы знаете,  какие праздники есть в Хакасии?»  Правильно, это Тун Пайрам и Чыл Пазы. Главный праздник для хакасов – Чыл Пазы. Он отмечается 22 Марта, в день весеннего равноденствия, так как с весной приходит обновленная жизнь. Одним из хакасских обрядов – является обряд очищения Кормления Богини огня. Хакасы благодарили огонь, который бережет людей всю зиму от стужи. Разводили костер, бросали в огонь и обрызгивали молоком небеса, шагая по ходу солнца. По хакасским обычаям, нужно накормить огонь. Так же у хакасов проводится обряд – поклонение священной березе. Береза для хакасов – это священное дерево. Гости праздника  приносят с собой цветные ленточки, завязав в узлы все неприятности прошлого года, при этом обряде загадывая свое желание. У нас вами тоже есть веточка березы и яркие ниточки, давайте поучаствуем в обряде, и тоже завяжем ниточки на ветку березы, а так же загадаем свое желание.

      Ребята, что-то Саяна загрустила. Вспомнила о своей беде, поможем Саяне сделать украшение? С древних времен, это украшение могли носить только замужние женщины. На хакасских свадьбах и сейчас молодоженов одаривают семейным оберегом – паго. Мама на свадьбу дарит паго своей дочери. А теперь посмотрите на форму паго.  Что она вам напоминает? Правильно, такая форма содержится на гербе Хакасии. В центре паго в Гербе помещено традиционное хакасское украшение. На паго изображен зверь Барс с золотыми глазами и когтями. Паго вырезался из дубленой кожи, в виде полумесяца с закругленными рожками и обшивался тканью. На лицевой стороне пришивались перламутровые пуговицы, кораллы и бисер в виде кругов, сердечек, трилистника. Нагрудник паго оформлялся жемчужными пуговицами, а понизу пускалась бахрома из бисерных ниток с мелкими серебряными монетками на концах. У кого дома есть такое паго? (ответы детей)

      Дети садятся за столы. На столе разложены геометрические фигуры: овал, треугольник, круг различных цветов и картон, для наклеивания. Клей ПВА, кисточки, салфетки.

      Дидактическая игра «Составь узор»

      Паго создать – трудное дело. Сначала нужно тренироваться, и попробовать собрать узор для украшения Паго. В этом нам поможет наш волшебный сундучок.

      Хакасский орнамент делится на геометрический и растительный орнамент. Мужская одежда чаще всего геометрическим орнаментом, в виде геометрических фигур, а женская  растительным орнаментом. В украшении Паго часто используют растительный характер узоров. При этом орнамент заполняется по площади: овал, квадрат, треугольник. В волшебном сундучке у меня есть много элементов, из которых можно составить свой узор. Располагать узор можно по-разному, в виде горизонтальных и вертикальных линий. Посчитаем, каких геометрических фигур в узоре получиться больше. В орнаменте следует соблюдать симметрию, располагая элементы узора напротив друг друга.

      Дети, смотрите на столе лежит какой - то мешок. Давайте потрясем мешок, пощупаем его. Сейчас я вам загадаю загадку: «В деревянной колыбельке, спит на веточке Емелька» Правильно, у нас в Хакассии много лесов, в которых растут деревья кедра и елки, на которых растут  орехи. Орехи и шишки в лесу разные, кедровые, еловые, особенно ценятся кедровые орехи. Какой орех не растет в наших лесах?, все ли орехи может есть человек?

      Давайте поиграем в старинную игру: «шишки, желуди, орехи» Правила будут такие, в каждой тройке игроки должны договориться, кто будет шишкой, желудем и орехом. Водящий произносит дно из слов. Игроки, которые выбрали себе название, меняются местами, а вдоящему нужно успеть занять чье-то место. Кто остался без места, становиться водящим.

      Перед вами разложенные фигурки Паго», оно не красивое, потому что не украшенное бисером и пуговицами. Перед вами лежат наборы пуговиц, бусин и бисера, макароны. Давайте вспомним, какой цвет можно использовать в паго.

      Красный – символизирует цвет огня, красоты, любви, жизни.

      Белый – цвет чистоты, невинности, честности, в наше время его сравнивают с цветом молока.

      Синий – цвет неба, воды, связи с небесами.

      Зеленый – молодость, надежда, зеленая листва.

      Желтый – цвет созревшей пшеницы

      Паго не может быть одинаковым, у хакасов проживающих в подтаежной местности, паго встречаются с растительным орнаментом. У хакасов, проживающих в степи, орнамент горизонтальный.

      Сначала из бусин сделаем яркое украшение. Возьмем заготовленный образец паго. Затем можно использовать мелкий бисер. Воспитательница: «Саяна, вот мы с ребятишками сделали украшение для твоей мамы, думаю, ей оно понравится. Кукла Саяна прощается с детьми.

      Заключение: давайте повторим название хакасского украшения?, Зачем хакасские женщины носили Паго?, Такое украшение можно носить каждый день, или нужно надевать только на праздники. Также мы выясняли, что большое паго носить на груди не удобно, оно тяжелое. Гораздо удобнее носить не большое паго, беречь его. Мы узнали выполненный мастерицами хакасский орнамент в национальном украшении Паго в вышивке узоров, является феноменом народного хакасского творчества, наравне с героическим эпосом и горловым пением. Орнамент хакасский – одно  из высоты художественной культуры хакасов.

      Выставка творческих работ детей.

     План работы с детьми на пять календарных дней по ознакомлению с хакасским национальным орнаментом.

 Вид образовательной деятельности:

Название мероприятие

Дидактические, Словесные, Подвижные, Сюжетно-ролевые игры

Хужожественно-творческая деятельность, Социально-коммуникативное. ОО Познание (патриотизм)

ФЭМП, Хужожественно-творческая деятельность, Социально-коммуникативное

Понедельник

16.02.2022

Презентация «Хакасский национальный орнамент»  - фоторепродукция узоров Хакасского национального платья.

1 «Одинаковые и разные узоры»,              2. «Собери по схеме элементы зооморфного узора»

Загадываем загадки про платье, как оно называется на хакасском языке.

Раскраска для девочек «Разкрась платье куклы Тарины узорами.

Закрепление геометрических фигур, чередование круга и квадрата, использование симметрии в создании узора, цветовой семантики.

Вторник 17.02.2022

Ознакомление с хакасской перчаткой «Мелей»

Словесная игра «Какая бывает рукавичка», Подвижная игра «Спрячь рукавичку», Пальчиковая игра «Ой, холод, ой мороз»

ОО Коммуникация (развитие речи) 1. Загадываем загадки про рукавичку, как она называется на хакасском языке.

2. Чтение стихотворения  Я. Тисперекова «Рукавичка»

Изобразительная деятельность – аппликация  «Укрась рукавичку узорами»

Среда 18.02.2022

Нагрудное украшение «Паго», путешествие на хакасский национальный праздник Чил Пазы». Участие в обряде «Повешай яркую ниточку на веточку священной березы»

Подвижная игра «Спрячь колечко», Дидактическая игра» «Собери растительный и геометрический узор»,  Беседа с детьми: «Можно ли играть с национальным хакасским украшением Паго», и давать играть его кошке?»

Аппликация «Собери узор из бус, кораллов и пуговиц»              ОО Музыка Прослушиваем русскую песню «Во поле березка стояла». Исполнение движений под хакасскую музыку с веточкой березы.

ФЭМП. Закрепление знаний о расположении предметов:в узоре -вверх, вниз, в центре. Развитие глазомера, Закрепление счета до десяти.

Четверг 19.02.2022

Путешествие в хакасскую группу, беседа с воспитателем хакасского языка о хакасской национальной мужской и женской одежде, предметах быта.

Подвижная игра: «Медведь и пень», силовая игра «Кюрэс – игра на поясах», Дидактическая игра «Собери хакасский костюм из частей предметов»

Рисование узоров на мужской рубашке с использованием разукрашки «Наряды куклы Тарины»

Раскрашивание геометрических фигур по схеме, с использованием символов: бараний рог, морская волна, горы, солнце.

Социализация: Использование настольного театра РНС «Рукавичка». Ознакомление с хакасским национальным платьем, его особенностями.

         ОО Коммуникация – чтение легенды о каменной бабе «Улуг Хуртоях Тасс»

Пятница 20.02.2022

Город Абакан – столица республики Хакасии. Рассматриваем плакат, альбом о малой Родине, «А мы живем в Хакасии»

Подвижная игра: «Шишки, желуди, орехи»,

Словесная игра «Современный и старинный, город Абакан, предметы старинного и современного быта», беседа с детьми «Различие Российского и Хакасского национального флага», Дидактическое упражнение «Составление флага из частей предметом с использованием вертикальных и горизонтальных линий и названий цвета»

Развитие чувства патриотизма, любви к Родному краю, хакасскому фольклору» Чтение легенды о том, как богатырь одолел огромного медведя «Аба», появлении города Абакан. Беседа о хакасских народных сказках, фольклоре, рассматривание картинок сказок о героическом эпосе  и подвигах Хакасского народа.  

Создание мини музея хакасского национального платья и быта. Выставка детских рисунков хакасских орнаментов: платья  и печаток, а также аппликации «Паго». Современное применение хакасских украшений и узоров в быту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О формировании национальной толерантности детей старшего дошкольного возраста

Актуальность работы. В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди росс...

Понятие национальной толерантности детей старшего дошкольного возраста

Национальная толерантность — понятие многоаспектное и может рассматриваться в психологии как с позиций личности, ее установок, ценностей, так и с точки зрения воспитания, развития. Национальная ...

Система формирование национальной толерантности детей старшего дошкольного возраста

национальная толерантность, которая формируется в детском саду, повышает знания об особенностях культуры своего народа, его культурологических основах семейных, социальных, общественных явлений и трад...

Изучение свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста

Внимание встроено в поведение, определяет его глубинную структуру. Не случайно один гениев отечественной психологии Л.С. Выготский заметил, что «история внимания ребенка есть история развития организо...

Воспитание в национальных традициях детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры...

Доклад "Совершенствование национального самосознания детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с северным фольклором"

Совершенствование национального самосознания детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с северным фольклором...

Презентация "Воспитание в национальных традициях детей старшего дошкольного возраста"

Разработка и апробация педагогических условий воспитания в национальных традициях детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ №45 «Солнышко»...