Пересказ чукотской сказки «Хитрый Куркыль»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цели: Воспитывать любовь к своей родине – Чукотке, на основе её национальных сказок.
Задачи:
образовательные: Продолжать знакомить детей с героями северных сказок, их своеобразии, чудесными превращениями зверей и птиц в людей. Учить выразительно передавать содержание сказки, используя слова и выражения из текста сказки.
развивающие: Совершенствовать монологическую сторону речи: умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки с небольшой помощью воспитателя. Развивать умение говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения. Обогащение активного словаря: яранга, нарты, тундра, паштет, куропатка, етык (здравствуйте), нэнэнэт (дети), нэвыскэтти (женщины).
воспитательные: Воспитывать любовь к художественной литературе через сказки. Воспитывать усидчивость, выдержку, внимательность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voron_kuth.docx | 190.14 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Центр образования села Марково»
Конспект НОД
Тема: Пересказ чукотской сказки «Хитрый Куркыль».
подготовительная группа
Разработала воспитатель ДОУ
Березкина М. В.
Марково 2023 г.
Цели: Воспитывать любовь к своей родине – Чукотке, на основе её национальных сказок.
Задачи:
образовательные: Продолжать знакомить детей с героями северных сказок, их своеобразии, чудесными превращениями зверей и птиц в людей. Учить выразительно передавать содержание сказки, используя слова и выражения из текста сказки.
развивающие: Совершенствовать монологическую сторону речи: умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки с небольшой помощью воспитателя. Развивать умение говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения. Обогащение активного словаря: яранга, нарты, тундра, паштет, куропатка, етык (здравствуйте), нэнэнэт (дети), нэвыскэтти (женщины).
воспитательные: Воспитывать любовь к художественной литературе через сказки. Воспитывать усидчивость, выдержку, внимательность.
Материалы и оборудование:
- книга «Путешествия ворона Кутха по северным странам» Георгия Меновщикова Магаданское книжное издательство 1985г.
- настольный театр по сказке «Хитрый Куркыль»
Предварительная работа (связь с другими занятиями и видами деятельности):
- чтение книги Георгия Меновщикова «Путешествия ворона Кутха по северным странам»
- рассматривание картин, иллюстраций, предметов, о которых пойдет речь в сказке;
- наблюдения в природе и окружающей жизни, обращение к личному опыту детей.
- объяснение непонятных ребенку слов, (терминов и словосочетаний), которые в дальнейшем будут встречаться в тексте для пересказа.
-подвижные чукотские игры
-посещение концерта ансамбля «Эргырон»
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, мы с вами живём на самой красивой планете нашей вселенной - Земля. На земле проживают много народов. Одни живут в южных странах, где всегда тепло, другие в северных странах, где обычно холодно. А в какой стране мы с вами живём? (северной). Как называется наша страна? (Россия). Назовите нашу малую родину. (Чукотка). Какие народы населяют нашу Чукотку? (чукчи, юкагиры, эвены, чуванцы, ламуты). Край наш северный всегда был очень суров, а люди здесь жили смелые и добрые, в основном оленеводы и охотники на морского зверя. Жили они в ярангах, ездили на нартах запряжёнными оленями или собаками, ходили в одеждах сшитыми из шкур оленя, торбаса шили из кожи морского зверя, чтобы не промокали. (показ). Люди были весёлые со своеобразным чувством юмора. Поэтому и сказки сочиняли необычные, словно песню чукотскую пели (что видят о том и поют). Героями сказок становились окружающие людей птицы и животные. Раньше не было вертолётов и самолётов. А человеку всегда хотелось летать как птица, и поэтому самым любимым героем сказок становился Ворон, которому дали имя Кутх.
Кутх: И-и, кэйвэ! Да, правда! (появляется ворон Кутх)
Воспитатель: Ребята, вы только посмотрите кто к нам пожаловал. Ведь это сам Куркыль! Здравствуй, Куркыль!
Кутх: Етык, нэнэнэт! Етык, нэвыскэтти! Здравствуйте, дети! Здравствуйте, женщины! Вижу узнали вы меня, да я ворон-человек, но зовут то меня Кутх, а не Куркыль.
Воспитатель: Да, правда-Кутх твоё настоящее имя. На твоей родине тебя так и зовут, но сейчас ты находишься на Чукотке. А у нас тебя именуют-ворон Куркыль.
Кутх: И-и, кэйвэ! Запамятовал я, но откуда вам это всё известно? (из книг). Что же вам ещё обо мне известно? (ты волшебник, живёшь в Ительмении, у тебя жена-сорока Мити и много детей. Ты любишь путешествовать по северным странам и совершать разные чудеса. В каждой стране у тебя разные имена: Куткыняку, Кукылын, Кутх, Куркыль, Кушкли). Да, много вы обо мне знаете, это всё я умею делать, а ещё я люблю веселиться и играть. А вы-то умеете?
Воспитатель: Конечно умеем, Куркыль. Ты посиди и посмотри, а мы тебе покажем.
Игра «У оленя дом большой»
У оленя дом большой (поднимает скрещенные руки над головой, изображая рога оленя).
Он глядит в свое окошко (имитирует окошечко).
Заяц по лесу бежит (машут руками над головой, изображая уши зайца, машут руками перед грудью, изображая бег зайца).
В дверь к нему стучит (стучат в воображаемую дверь).
Тук, тук, дверь открой (имитирует стук в дверь и тянет на себя ручку воображаемой двери).
Там в лесу охотник злой (показывает большим пальцем назад, затем имитирует ружье)
Зайка, зайка забегай (машут руками над головой, изображая уши зайца, затем делают приглашающий жест).
Лапу мне давай (сцепляют руки в замок).
игра проводится с убыстрением темпа
Воспитатель: Куркыль, а мы не только о тебе читаем, но ещё учимся и пересказывать их. Вот послушай.
-читаю сказку «Хитрый Кукылын» (выразительное чтение).
-после прочтения ворон Кутх уточняет значения слов: силки, нарты, яранга. Проводится беседа по содержанию сказки, направленная на анализ и запоминание текста.
Ребята, какую сказку мы сейчас с вами прослушали?
Где происходит действие?
Кто главный герой сказки?
О чём говорится в сказке?
Какие черты характера Кутха в сказке?
Где жила семья Кутха, чем питалась?
Как обманул свою семью хитрец?
Как раскрылся обман Кутха?
Что сказала обманщику Мити?
Чем закончилась сказка?
-после читаю ещё раз сказку, при этом даю установку на пересказ «Вслушивайтесь, как я читаю». Читаю более медленно по сравнению с первым разом.
-после 3 ребёнка, с небольшой помощью воспитателя, пересказывают сказку по частям.
Воспитатель: Вот видишь, Куркыль, как дети умеют о тебе сказки рассказывать. Мы знаем и любим тебя.
Кутх: Какая история интересная про меня, никогда не слышал её раньше. И как вы её пересказали, одно удовольствие, слушал бы и слушал про себя любимого. Но мне домой пора, однако, жена заждалась меня. А то опять в обмане меня обвинит. Атав! Да свиданья! (улетает)
Воспитатель: Улетел Кутх, но сказки о нём остались с нами. Какую сказку мы с вами пересказывали с вами сегодня? (русскую или чукотскую) Как она называется? По желанию дети могут сами организовать инсценировку сказки (настольный театр)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе детского сада «Пересказ сказки «Хитрый козел»
Тезисы,програмное содержание,материалы для занятия,конспект....
Чукотская сказка «Медведь и Лосёнок»
Цель занятия знакомство детей с новой сказкой народов Севера, помочь детям правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать героям, закрепить умение делать поделку из бумаги способом...
Пересказ сказки «Хитрый козел»
Программное содержание: учить детей пересказывать сказку близко к тексту, опираясь на зрительные ориентиры; развивать связанную монологическую речь детей (придумывать конец сказки; учить детей логичес...
План-конспект занятия речевое развитие (старшая группа) на тему: Пересказ сказки «Хитрый козел»
Программное содержание: учить детей пересказывать сказку близко к тексту, опираясь на зрительные ориентиры; развивать связанную монологическую речь детей (придумывать конец сказки; учить детей ло...
НОД по развитию связной речи в старшей группе.Пересказ сказки «Хитрый козёл»
Учить детей пересказывать сказку близко к тексту, опираясь на зрительные ориентиры....
Конспект интегрированного занятия "Пересказ сказки "Хитрый козел"
Конспект интегрированного занятия "Пересказ сказки "Хитрый козел"...
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Пересказ сказки "Хитрый козел"
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Пересказ сказки "Хитрый козел"...