Пересказ сказки «Хитрый козел»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Программное содержание: учить детей пересказывать сказку близко к тексту, опираясь на зрительные ориентиры; развивать связанную монологическую речь детей (придумывать конец сказки; учить детей логически мыслить, развивать воображение, память, фантазию.)
Закрепить у детей понятие о том, что слова могут быть образованы способами ( с помощью вопроса (под чем?) и путем слияния двух слов) Учить детей придумывать слова - определения (отвечающая на вопрос какая?) к слову «лягушка» и составлять простые, сложные и сложноподчиненные предложения с этим словом. Развивать коммуникативные качества детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
starshaya_gruppai.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
занятия по развитию связной речи в старшей группе детского сада
«Пересказ сказки «Хитрый козел»
Воспитатель: Коршунова В.В.
Программное содержание: учить детей пересказывать сказку близко к тексту, опираясь на зрительные ориентиры; развивать связанную монологическую речь детей (придумывать конец сказки; учить детей логически мыслить, развивать воображение, память, фантазию.)
Закрепить у детей понятие о том, что слова могут быть образованы способами ( с помощью вопроса (под чем?) и путем слияния двух слов) Учить детей придумывать слова - определения (отвечающая на вопрос какая?) к слову «лягушка» и составлять простые, сложные и сложноподчиненные предложения с этим словом. Развивать коммуникативные качества детей.
Материал к занятию:
Ёлки - лес, домик; грибы-лягушки или открытки на подставках. Листочки деревьев с заданиями, Куклы-волка и козла; маска волка- ребенку; канат-болото.
У детей: набор геометрических фигур, на каждого ребенка.
Листы квадратов зеленого цвета (для лягушек) по количеству детей.
Ход занятия.
- Разминка в кругу - комплекс пальчиковой гимнастики
Долгоносый журавель
На мельницу ездил,
Диковинку видел:
Коза муку мелит
Козел засыпает
А маленькие козлятки
Муку выгребают
А барашки - круты рожки
В дудочку играют
А сороки - белобоки
Пошли примечати
А вороны - стережены
Пошли танцевати:
Ножками топ-топ
Глазками хлоп-хлоп.
Речевая: Козел бредет, бородой трясет.
Разминка: (Дети произносят эту скороговорку с различной интонацией - утвердительно, вопросительно, восклицательно и с различной громкостью-шепотом, обычным голосом, громко.)
Речевая игра:
Ай – дили – дили - дили
А мы кого-то видели
Глазастого, ушастого,
Зубастого, вихрястого. Дети с помощью мимики и жестов
Он сидел под кустом изображают сказочных персонажей.
Громко щелкал языком.
Может это был козел?
Может из лесу пришел
Серый волк?
Может это был медведь?
Не смогли мы разглядеть-
Потому-что испугались,
Разбежались.
Дети садятся за столы.
2. Сказка «Хитрый козел» (каждому ребенку заранее раздать комплекты из геометрических фигур, разного размера и цвета.)
Воспитатель называет и показывает фигуры (по порядку) Дети отыскивают их, показывают и кладут на стол. Выкладывается «дорожка».
Затем воспитатель рассказывает сказку и каждая фигура становится каким-либо героем или предметом.
- Жил-был у одного хозяина козел. Хитрый козел. Лоб высокий, рога крутые, копыта , бородка белая да волнистая. Всем хором, только какой-то невезучий. Обгрызут зайцы яблоню
в саду - хозяин козла без обеда оставил. Опрокинул кот кринку с молоком, тоже козлу достается. Надоело козлу за чужие грехи отвечать, и решил он уйти . Взял он сумку , положил в нее сухарики и ушел. Шел он , шел, вдруг видит: блестит что-то впереди. Думал озеро подошел поближе, а это зеркальце.
Воспитатель:
-Козел, вот какую длинную «дорожку» преодолел, давайте и мы попробуем по ней прошагать.
Дети восстанавливают дорожку повторяя сказку.(Илья К., Соня Ш., Настя Г.)
- Ребята сказка продолжается:
- Остановился козел рядом с зеркалом в раздумье: нужна ему эта вещь или нет?
- Ребята постарайтесь убедить козла в полезности зеркала.
3. Версии детей:
Дети составляют предположения-рассуждения.
- В зеркало можно посмотреться и увидеть красивый ты или нет ( Никита М.)
- Если у тебя плохое настроение, и ты это увидишь в зеркале, то захочется улыбнуться. (Коля Л.)
- С помощью зеркальца можно пускать солнечные зайчики. (Илья К.)
- Если поставить зеркальце вертикально, то можно увидеть, что делается сзади тебя (Марина П.)
- Можно подарить кому-нибудь, или обменять на что-нибудь. (Дима А.)
Воспитатель – Убедили козла, взял он зеркальце, положил в сумочку и пошел дальше.
(Раздался стук в дверь. Появился козел - дети его рассматривают в сумочке у него зеркальце.)
- Шел, шел козел, устал, решил отдохнуть. И мы с вами отдохнем.
4. Физкультминутка.
Дети вышли из - за
столов и стоят в кругу. Шел мужик дорогою, дорогою, дорогою.
Нашел козу безрогую, безрогую, безрогую.
Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.
Ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
А мужик ругается, ругается, ругается.
А коза бодается, бодается, бодается.
5.- Отдохнул наш козел, пошел дальше. И вот пришел он в лес.
-. Ребята, а вы хотите побывать в сказочном лесу? (Да!)
- Тогда пошли.(дети идут гуськом за воспитателем, переходят через мостик, попадают в лес (под елочками растут грибы, около грибов листочки - клена, липы, осины, березы, на них написаны задания))
- Посмотрите так много здесь грибов!
- Какие грибы вы видите? Назовите! (Спросить детей II уровень развития - Алеша, Кирилл)
- Давайте поможем нашему козлу выполнить задания, написанные на волшебных листочках, и двинуться дальше.
Загадка 1
Не спорю, не белый
Я братцы попроще
Расту я, обычно, в березовой роще. (подберезовик)
- Про какой гриб эта загадка?
Почему вы так думаете?
Загадка 2
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту
Зовусь я …(подосиновик)
Воспитатель:
- Подберезовик Подосиновик
- Что общего в названии этих грибов?
- Как образованы эти слова? (с помощью вопроса под чем?)
- Какие слова вы еще знаете, которые образованы также (под чем растут?, под чем находятся?)
Дети называют слова, воспитатель обговаривает их ответы.
(Подснежник, подсолнух, подбородок, подоконник, подлокотники…)
Загадка 3
В красной шапке модной
Никуда не годный
Он в лесу стоял
Никто его не брал.
(Дети находят гриб, объясняют, почему его никто не берет)
- Как образовалось слово МУХОМОР (сложное слово, состоит из двух слов, муха и морить)
- Какое еще слово также образовано, им называется другой съедобный гриб? (сыроежка)
- Назовите, какие еще сложные слова вы знаете? (пароход, паровоз, теплоход, ледокол, луноход, самолет, вездеход, водолаз, скалолаз…)
Воспитатель читает на листочке следующее задание:
Белый гриб с толстой ножкой, коричневой шляпкой, а мухомор несъедобный.
(для детей I уровня)
- Правильно ли проведено сравнение?
- Почему нет?
- Объясните, как надо составить предложение?
(Дети составляют: Белый гриб с толстой ножкой, коричневой шляпкой, а мухомор с тонкой ножкой и красной шляпкой в горошек. (Настя Г.))
Воспитатель:
- А если у этого предложения оставить вторую часть, тогда измените первую часть?
Белый гриб съедобный, а мухомор не съедобный (Соня Ш.)
Воспитатель:
- Подберите слова синонимы к слову несъедобный - ядовитый (Рома К.)
- Какие еще грибы растут в нашем лесу?
(Рыжик, масленок, лисички)
- Попробуйте объяснить их название? (Дети объясняют название грибов.)
- Сказка продолжается. (Дети проходят в глубь леса. Садятся на ковер перед домиком.)
6.- Пошел наш козел дальше. А солнце уж к земле клонится. Решил козел ночлег поискать, а тут как раз домик увидел, обрадовался: Кто бы в домике не жил, а путнику в ночлеге не откажут. Открыл козел скрипучую дверь, да так и обомлел: сидит возле печки волк. Увидел он козла и засмеялся: - «Я только думаю, чем бы мне поужинать , а ужин сам ко мне в дом явился!»
- Тут-то козел, хоть и трясся весь от страха, решил перехитрить волка, ведь не зря он был умным козлом.
- Ребята давайте придумаем конец этой сказки.
(Дети сочиняют и рассказывают сказку)
- Козел достал из сумки сухарики, пока волк их ел, козел убежал. (Миша)
- Козел стал пускать зеркальцем солнечных зайчиков, волк подумал, что зайчики настоящие и стал их догонять. Козел тем временем убежал. (Марина)
- Козел стал пускать зеркальцем солнечных зайчиков. Волк стал гоняться за ними, врезался в стену и набил себе огромную шишку. (Соня)
- Волк захотел съесть козла, испечь его как пирог. А козел не знал, как сесть на противень и попросил волка показать, как это делается. Волк сел на противень, а козел его задвинул в печь и закрыл. Волк изжарился, а козел убежал. (Маша)
- Козел достал снотворное, подсыпал их волку в бокал и предложил выпить. Волк уснул, а козел тем временем, ушел к своему хозяину.
После ответов детей, Воспитатель обыгрывает конец сказки.(куклы волка и козла)
Версия автора сказки.
- Подумал козел и достал из сумки зеркальце. Смотрит козел в зеркальце и так повернет и эдак. А волка любопытство разбирает: что это гость бородатый делает?
- Ты что разглядываешь? – не утерпел волк.
- Да вот перед смертью с отцом – батюшкой прощаюсь.
- А ну, покажи, что у тебя за родитель? Взял волк зеркальце, глянул, а на него из зеркала волчья пасть щурится!
Удивился волк: «Никогда бы не подумал, что у волка могут быть такие дети! Что ж ты мне раньше не сказал, что ты мой родственник!
- А ведь я тебя и съесть мог!
- Не сразу, но догадался волк, что козел его обхитрил.
7. – Ребята , а давайте все вместе придумаем другой конец этой сказки.
- Задумал козел навсегда прогнать волка из этого леса.
- Узнал козел, что волк до смерти боится лягушек.
- Ребята, а мы с вами уже умеем делать лягушек из бумаги! Давайте поможем козлу! (Дети садятся за стол и делают из бумаги, зеленого цвета лягушек- оригами, упрощенный вариант.)
- Какие красивые получились лягушки!
- А сейчас давайте придумаем к слову «лягушка» слова, отвечающие на вопрос (какая?) (зеленая, прыгучая, пучеглазая, большеротая…)
- А теперь давайте попробуем оживить наших лягушек: надо сказать о них или от их имени добрые слова.
(Дети делятся на подгруппы. Каждая подгруппа составляет предложения о лягушке, «оживает» и «прыгает» в болото»)
Волк-мальчик подбегает к болоту, чтобы попить. Лягушки громко квакают, волк от страха и отвращения к лягушкам, убегает из леса навсегда.
- Убежал волк без оглядки, а козел пригласил своих друзей, лесных зверей, и стали они жить поживать, да горя не знать.
- Тут и сказке конец, а кто помогал мне, тот –МОЛОДЕЦ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе детского сада «Пересказ сказки «Хитрый козел»
Тезисы,програмное содержание,материалы для занятия,конспект....
План-конспект занятия речевое развитие (старшая группа) на тему: Пересказ сказки «Хитрый козел»
Программное содержание: учить детей пересказывать сказку близко к тексту, опираясь на зрительные ориентиры; развивать связанную монологическую речь детей (придумывать конец сказки; учить детей ло...
НОД по развитию связной речи в старшей группе.Пересказ сказки «Хитрый козёл»
Учить детей пересказывать сказку близко к тексту, опираясь на зрительные ориентиры....
Конспект интегрированного занятия "Пересказ сказки "Хитрый козел"
Конспект интегрированного занятия "Пересказ сказки "Хитрый козел"...
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Пересказ сказки "Хитрый козел"
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Пересказ сказки "Хитрый козел"...
Конспекты занятий по развитию речи (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА) Занятие № 1 Пересказ сказки «Лиса и козел»
Конспекты занятий по развитию речи (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)Занятие № 1 Пересказ сказки «Лиса и козел»...