Теория и методика экологического образования дошкольников.
презентация
Презентация "Теория и методика экологического образования дошкольников".
Экологическое образование — это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного — ознакомления детей с природой.
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры — осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5.2._teoriya_i_metodika_ekologicheskogo_obrazovaniya_doshkolnikov_vosstanovlennyy.pptx | 228.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Экологическое образование Экологическое образование — это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного — ознакомления детей с природой. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры — осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.
Экологическое воспитание дошкольников Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада и в доме ребенка. Он узнает, что все живое, в том числе и человек, имеет определенные потребности, удовлетворить которые может лишь при наличии определенных внешних условии — среды обитания, пригодной для того или иного организма. Иначе говоря, каждое существо должно иметь свой «дом», в котором есть все для его жизни . Экологическое воспитание дошкольников - это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.
Теоретические основы экологического воспитания дошкольников Теоретические основы экологического воспитания дошкольников представлены в различных психолого-педагогических исследованиях: И.А.Хайдурова , П. Г. Саморукова , Н. Н. Кондратьева и др . Кроме того, в настоящее время в периодической печати выходит большое количество статей, публикаций, посвященных проблемам экологического воспитания дошкольников; разработано и разрабатывается огромное количество программ экологического воспитания личности. Тем не менее какого-либо целостного взгляда, подхода к проблеме экологического образования до сих пор не сложилось, во многом это может быть объяснено тем, что (подчеркнем это еще раз) экологическое образование является совершенно новым направлением дошкольной педагогики.
Принципы реализуемые в современных программах экологического воспитания Принцип доступности , реализуемый в современных программах экологического воспитания детей дошкольного возраста, прослеживается при определении системы познавательных умений, осваиваемых детьми. Среди них особое значение имеют такие, как : умение вычленять признаки, свойства, качества, жизненные проявления живых объектов; умение видеть, оценивать состояние живых организмов и среды; умение устанавливать причинно-следственные, структурно-функциональные связи ; умение видеть целостность природных объектов, особенности их взаимодействия ; умение моделировать структуру и взаимосвязи объектов; умение прогнозировать результаты воздействия на объекты и среду.
Принципы реализуемые в современных программах экологического воспитания П ринцип , реализуемый в современном экологическом образовании, — это принцип воспитывающего и развивающего характера знаний . В соответствии с данным принципом в программы отобрано содержание, позволяющее поступательно развивать основные виды деятельности детей: игровую, трудовую, познавательную. Так , дети осваивают свойства различных природных объектов: песка, глины, воды, снега, льда, что помогает им в конструктивно-игровой деятельности.
Основная задача экологического воспитания Основная задача экологического воспитания — формирование у детей соответствующего этой проблеме сознания . Многие авторы несколько иначе трактуют экологическое воспитание, воспринимая его как мировоззрение или миропонимание, гуманное отношение к природе и т. п. Однако суть остается единой; традиционно ее строят на «фундаменте»: усвоение знаний о живой природе, ее закономерностях, «включение» этих знаний в «природоохранную» деятельность (уход за животными и растениями, элементы непосредственной трудовой деятельности на приусадебном участке, в природе).
Система В последнее время экологические знания детям в дошкольных учреждения даются в системе.
Формирование гуманного отношения к природе. Считается: гуманное отношение к природе формируется у детей на основе знаний и практической деятельности. Эмоциональный компонент достигается с помощью игровых приемов, художественного материала, вниманием взрослого к переживаниям ребенка. Такой подход, соответствует современной логике развития дошкольной педагогики, суть которой - «спустить» в дошкольный возраст достижения школьной педагогики. Свидетельство тому - включение в программы обучения и воспитания приемов и содержания школьного обучения, разумеется, с поправкой на возраст.
Новое направление педагогики Экологическое воспитание детей — новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с природой. Прежние программы ориентировали педагогов на накопление у детей «живых» представлений об объектах и явлениях природы, доступных непосредственному восприятию и деятельности . Дети учились различать и называть объекты природы, видеть некоторые их особенности: внешний вид, поведение (о животных), условия произрастания (о растениях), способы ухода и др.
Процесс обновления содержания, форм и методов дошкольного образования В последние годы идет целенаправленный процесс обновления содержания, форм и методов дошкольного образования. Появился целый ряд новых образовательных программ и технологий, базирующихся на принципах гуманистической педагогики.
Авторская программа « Семицветик » Среди обширного комплекса авторских программ экологического воспитания дошкольников необходимо особо выделить авторскую программу « Семицветик » - первую аудиовизуальную программу культурно-экологического воспитания и развития детей дошкольного возраста. Главная цель программы — обеспечить, начиная с дошкольного возраста, целостное и всестороннее развитие творческих способностей ребенка, экологической культуры и нравственности, широкого кругозора на основе комплексного использования розных видов искусств и организации детской деятельности.
Программа экологического воспитания детей 5 - 6 лет «Естествознание для малышей». Цель программы - формирование положительного отношения к природе через расширение взаимодействия с объектами окружающего мира и развитие чувственного и эмоционального осознания взаимосвязанности и взаимозависимости человека и природы.
Результат экологического воспитания Результатом экологического воспитания является экологическая культура личности. Составные экологической культуры личности дошкольника - это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту ). Основу экологической культуры составляет понимание детьми идеи единства и взаимосвязи живого и неживого в природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теория и методика экологического образования
Организация зеленой зоны в помещении и на участке детского сада...
МАТЕРИАЛЫ К ЛЕКЦИОННОМУ ЗАНЯТИЮ по предмету «Теория и методика экологического образования дошкольников»
Практические и игровые методы ознакомления с природой в дошкольном учреждении....
Теория и методика экологического образования. "Участок детского сада как условие экологического образования дошкольников. Сад, цветник в ДОУ".
Теория и методика экологического образования. "Участок детского сада как условие экологического образования дошкольников. Сад, цветник в ДОУ"....
Теория и методика экологического образования. Формирование исследовательских способностей через опыты с растениями. Картотека опытов для детей старшего дошкольного возраста
Детское экспериментирование – особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в ...
Теория и методика экологического образования. Формирование исследовательских способностей через опыты с растениями. Перспективный план опытнической деятельности в старшей группе ДОУ
Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают дет...
Методическая разработка по теме:Теория и методика экологического образования дошкольников.
Теория и методика экологического образования дошкольников....
Теория и методика экологического образования дошкольников.
quot;До семи лет дети особо восприимчивы – подчеркивает С. Рерих – первые яркие впечатления откладываются на всю жизнь, во многом определяя дальнейшее развитие". Рерих писал о необхо...