Проект по экологическому воспитанию «Мир вокруг нас»
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Данный проект способствует организации экологической и опытно-экспериментальной деятельности дошкольников, способствует практическому взаимодействию детей с окружающей природой.
Вид проекта: долгосрочный 2022 – 2025 гг. Познавательно- исследовательский.
Участники проекта: дети, педагоги, родители воспитанников, специалисты ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект «Мир вокруг нас»направлен на экологическое воспитание детей дошкольного возраста. | 44.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образование.
Детский сад № 59.
Находка.
Проект по экологическому воспитанию
«Мир вокруг нас»
Проект «Мир вокруг нас»направлен на экологическое воспитание детей
дошкольного возраста.
Данный проект способствует организации экологической и опытно-экспериментальной деятельности дошкольников, способствует практическому взаимодействию детей с окружающей природой.
Вид проекта: долгосрочный 2022 – 2025 гг. Познавательно- исследовательский.
Участники проекта: дети, педагоги, родители воспитанников, специалисты ДОУ.
Руководители проекта: Маслова Т.А.
Актуальность проекта:
Острота современных экологических проблем, выдвинула перед педагогической теорией и практикой задачу, воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды. Одним из залогов успешного экологического воспитания является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости у детей.
Это ставит педагогов перед необходимостью отбирать и использовать в своей работе, наиболее эффективные педагогические средства и способы. Одним из таких эффективных средств является - «Экологическая тропа», представляющая собой маршрут на местности, позволяющий детям наглядно, в естественных условиях (а не по картинкам), знакомиться с разнообразием природного окружения, понимать взаимосвязи и взаимозависимости, существующие в природе, получать элементарный природоохранный опыт. Организация «Экологической тропы» – одна из форм формирования экологической культуры и ответственного поведения людей в природе. С помощью такой тропы углубляются и расширяются знания экскурсантов об окружающей их среде совершенствуется понимание закономерностей биологических и других естественных процессов. Это повышает ответственность за сохранение окружающей среды, способствует воспитанию чувства любви к природе, своей родине.
Работа на «Экологической тропе» способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей. Дошкольники расширяют свои естественнонаучные знания, а также получают представление об отношении человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они развивают в себе способность комплексно оценивать результаты труда, делать прогнозы касательно экологических последствий деятельности человека. Но самым важным проявлением связи обучения с жизнью является участие детей в деятельности по улучшению общего состояния природы в зоне «Экологической тропы».
Основным контингентом посетителей являются воспитанники дошкольного образовательного учреждения, педагоги, родители. Разноуровневая доступная, интересная информация на остановках даётся с учётом возрастных особенностей детей. «Экологическая тропа» может использоваться во все сезоны года.
Цель проекта: Создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе посредством специально оборудованного маршрута «Экологическая тропа» в детском саду.
Гипотеза: процесс экологического образования детей дошкольного возраста с использованием проектной деятельности, будет эффективным при соблюдении следующих условий:
будет создана экологизированная предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения;
экологическое образование будет учитывать специфику природных условий;
будут применяться разнообразные виды детской деятельности интегрированного характера.
В соответствии с целью и гипотезой были выдвинуты следующие задачи:
изучить проектный метод в системе экологического образования дошкольников;
разработать проект и апробировать в системе воспитания детей дошкольного возраста;
Проанализировать теоретические основы создания «Экологической тропы», выявить её объекты и обозначить маршруты.
Разработать модель «Экологической тропы» детского сада, привлечь педагогов, специалистов ДОУ и родителей к её созданию.
Сформировать познавательную активность дошкольников и систематизировать знания детей в процессе деятельности в зоне «Экологической тропы».
Привлекать детей к участию в деятельности по уходу за объектами живой природы, по охране и защите природы. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.
сделать выводы по результатам реализации проекта;
Ожидаемые результаты.
Дети:
- Расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе.
- Формирование у детей гуманистической направленности поведения в окружающих природных условиях.
- Содействовать развитию представлений о растительном и животном мире.
Родители.
- Активное включение в совместные с детьми мероприятия экспериментально -познавательного, трудового и экскурсионного характера.
Педагоги.
- Обогащение методической базы ДОУ дидактическими материалами экологического направления.
Повышение педагогической компетентности воспитателей по расширению экологических знаний у детей.
На территории МБДОУ образуется предметно-развивающая среда - «Экологическая тропа».
Этапы реализации проекта
этап – подготовительный.
1.Анализ работы ДОУ по экологическому воспитанию. Анкетирование педагогов.
2. Детальное обследование территории ДОУ и выделение наиболее интересных объектов.
3. Разработка маршрута и составление карты – схемы экологической тропы.
2 этап – содержательный.
1.Организация на территории МБДОУ предметно-развивающей среды - «Экологическая тропа». Оформление тропы и изготовление элементарного оборудования для проведения опытов, наблюдений, игр.
2. Выбор вместе с детьми – «хозяина тропы».
3. Изготовление табличек с рисунками и надписями для пунктов маршрута.
4 Разработка методических рекомендаций по использованию маршрутных объектов.
5. Составление правил поведения на экологической тропе.
6. Составление паспорта экологической троп
3 этап –заключительный (рефлексивный).
- Обобщение опыта и определение результата практической деятельности.
- Разработка плана дальнейшего использования предметно-развивающей среды - «Экологическая тропа», для повышения экологической грамотности последующих участников образовательного процесса в ДОУ.
- Оформление методических материалов по итогам реализации проекта.
этап – подготовительный.
Анализ работы ДОУ по экологическому воспитанию.
Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это мировоззрение. Поэтому на первый план в системе работы c дошкольниками по экологическому воспитанию необходимо вынести формирование основ экологического сознания, понимания общих законов развития материального мира, а не просто сведений о природных объектах и явлениях.
Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем. Мы считаем, что важная сторона экологического воспитания – это развитие гуманного чувства, действенного отношения к окружающему миру, выработка готовности с радостью трудиться, помогая другим. Самостоятельные дела и поступки детей – это уже критерий экологической культуры.
В ДОУ был проведен анализ состояния воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста».
В группах ДОУ созданы следующие условия для экологического воспитания детей: имеется познавательная литература, в некоторых группах паспорта растений (в соответствие с возрастом), иллюстрационный материал, инструменты по уходу за растениями в соответствии с возрастом детей. Имеются дидактические игры – «В мире животных», «Ребятам о зверятах в лесу», «Большие и маленькие», «Закономерности». «Учимся бережному отношению к природе» и т.д. Также многими воспитателями оформлены модели «Времена года» (месяцы, недели, сутки), календарь погоды. Периодически организуются выставки творческих работ детей и родителей на экологическую тематику. Во многих группах высаживается лук, тюльпаны и веточки растений. Было отмечено, что в уголках природы в недостаточном количестве имеется ; оборудование для опытов: ёмкости для опытов с водой и песком, лупы, компасы, термометры, магниты; природный материал: шишки сосны, ели, семена, фасоль и т. д.; альбомы, демонстрационный и иллюстрированный материал: «Времена года», «Зимующие и перелетные птицы», «Растения»; «Грибы», «Жизнь в море»; «Цветы», «Комнатные растения»; «Кто и что и как растет» «Птицы»; плакаты о поведении в природе «Что можно, что нельзя!», «Ядовитые грибы и растения».
Экологическое развитие детей осуществляется в совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной деятельности детей. Профессиональные навыки воспитателей просматривались в ходе наблюдения педагогического процесса, в ходе режимных моментов (прогулка), а также проводилось анкетирование с целью выявления трудностей в процессе организации и проведения экологической деятельности детей и оценки профессионального мастерства педагогов.
Анкета для воспитателей.
«Экологическое воспитание детей»
1. Ф. И. О
2. Знаете ли вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается?
3. Интересует ли Вас лично проблема экологического воспитания детей?
4. Ощущаете ли вы по детям своей группы, что в ДОУ уделяется внимание экологическому воспитанию? В чем это проявляется? (ребенок много рассказывает о природе, просит родителей завести животное, растение дома, обращает внимание на окружающую его природу, просит вывести его в парк, лес, просит почитать о природе и т. д.)
5. Как вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц?
6. Знакомите ли вы детей с правилами поведения в природе? Нужно ли это делать?
7. Как оцениваете работу в ДОУ по данному вопросу?
8. Ваши предложения, пожелания по вопросу экологического воспитания в ДОУ.
9. Какие трудности вы испытываете в процессе организации и проведения экологической деятельности детей?
10. Какие объекты природы в вашем крае подлежат охране?
11. Объясните понятия «экологическоевоспитание», «экологическая культура».
12. Сформулируйте задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста.
13. В каких программах задачи экологического воспитания дошкольников представлены наиболее полно?
14. Какие глобальные экологические проблемы современного мира вам известны?
15.Имеется ли в группах ДОУ познавательная литература экологической тематики?
Имеются ли в группах в достаточном количестве дидактические- экологические игры?
16. Оформляются ли в группах -альбомы, демонстрационный и иллюстрированный материал?
17. Имеется в вашей группе -календарь погоды?
18. Поддерживаете ли вы проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию дошкольников? В частности, создание «экологической тропы», на территории ДОУ?
Анализ анкетирования показал, что воспитатели знают программные цели и задачи экологического воспитания детей своей возрастной группы, знают и применяют различные методы и приемы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Умеют осуществлять экологическое воспитание через разные виды детской деятельности, такие как: познавательно-исследовательская деятельность детей в природе, организация наблюдений в природе, знакомство с художественной литературой, организация коллективного труда в природе, прогулки и др. Знают и применяют различные методики организации экспериментальной деятельности детей с объектами природы.
Экологическое образование дошкольников мы рассматриваем как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Работа с родителями не менее важна, чем с детьми.
Особо обращаем внимание на совместную деятельность детей и родителей. Проведены выставки совместных рисунков, поделок из бросового материала, фото-коллажи «Наши домашние питомцы», участие в акции «Птицы – наши друзья» изготовление кормушек.
Также с родителями было проведено анкетирование на тему «Экологическое образование в семье», с целью выявления отношений родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реальном существовании в семье. Анализ анкетирования показал следующее: в опросе приняли участие 50 человек, родителям были предложены следующие вопросы:
Что такое экология? Лишь 20% родителей смогли ответить более точно, что говорит о незнании данного раздела;
На вопрос «Есть ли у Вас комнатные растения?» 98% родителей ответили положительно;
71 % родителей ответили положительно на вопрос «Имеются ли в доме животные»;
83 % родителей мастерили кормушку для птиц;
На вопрос «Читаете ли Вы ребенку книги о природе?» 75 % ответили положительно, 13 % — редко, 10 % — не читают;
На вопрос «Смотрит ли Ваш ребенок телепередачи о природе?» 75 % ответили положительно, 17 % — редко, 6 % — отрицательно;
100% ответили положительно на вопрос «Любит ли ваш ребенок гулять по лесу»;
На вопрос «Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком» 46 % ответили часто,31 % — редко, 21 % — не бывают;
85 % родителей ответили положительно на вопрос «Знает ли Ваш ребенок название цветов, деревьев, ягод и т.д.», 2 % — ответили отрицательно, 13 % — знают, но мало;
77 % ответили положительно на вопрос «Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц», 8 % — редко, 8 % — ответили отрицательно;
На вопрос «Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?» 99 % ответили положительно;
На вопрос «Как вы думаете, получит ли Ваш ребенок знания о природе в детском саду» 100 % родителей ответили положительно.
Анализ анкет показал, что большинство родителей осведомлены об экологическом образовании детей и воспитывают в детях положительное отношение к миру природы, но имеют недостаточно информации по данному вопросу.
Таким образом, по итогам анализа работы ДОУ по экологическому воспитанию, было установлено –педагогами ДОУ планируются разнообразные формы работы: экологические беседы, экскурсии, конкурсы, экологические акции, обсуждение проблемных ситуаций, трудовой десант, тематические недели и дни, ведение календарей природы, экологические выставки и экспозиции, проводятся экологические дидактические игры. Ознакомление детей с живой и неживой природой проводится на основе регионального компонента по экологии (природа Приморского края). Ведется работа с родителями.
Исходя из предложений и пожеланий педагогического коллектива, для того, чтобы работа по экологическому воспитанию носила более высокий познавательный эффект, на территории детского сада и в каждой группе решено организовать и сформировать развивающую среду для изучения объектов и явлений природы.
Задача дошкольного учреждения состоит не только в том, чтобы формировать навыки культуры поведения в природе, расширять представления о взаимосвязях в природе, но и способствовать приобретению навыков исследовательской деятельности. Проведение опытов, организация экспериментирования – один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, предоставляют ему возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
В ходе исследовательской деятельности происходит непосредственное общение дошкольников с природой, приобретаются навыки научного эксперимента, развивается наблюдательность. Для детей такой вид деятельности – это первая проба сил в исследовательской работе. Это большой, творческий труд, в процессе которого вырабатывается характер, настойчивость, кропотливость, вырабатываются навыки природоохранной деятельности. Традиционные способы и средства экологического воспитания детей дошкольного возраста не дают высокого результата. Это ставит педагогов перед необходимостью отбирать и использовать наиболее эффективные педагогические средства и способы. Одним из таких эффективных средств является «Экологическая тропа», представляющая собой маршрут на местности, позволяющий детям наглядно, в естественных условиях (а не по картинкам), знакомиться с разнообразием природного окружения, понимать взаимосвязи и взаимозависимости, существующие в природе, получать элементарный природоохранный опыт.
Роль экологической тропы в воспитании детей дошкольного возраста
Экологическая тропа - одна из современных форм воспитания и образования детей - работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с природой, особенностями природного ландшафта, дети и взрослые расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании.
Экологическая тропа дает возможность увидеть объект в разные отрезки времени. В общении с природой развивается детская любознательность, расширяется кругозор, проявляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного.
Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми. В разное время можно посещать разные точки, даже одну
точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года.
Детальное обследование территории ДОУ и выделение наиболее интересных объектов.
Модель экологической тропы с учетом специфики территории ДОУ.
Экологическая тропа будет состоять из станций, каждая из которых представляет собой законченный тематический объект и выполняет определенные функции.
За каждым объектом закрепляются группы, которые будут:
- принимать непосредственное участие в создании станции;
- поддерживать на закрепленной за ними станции порядок, усовершенствовать ее;
- накапливать, систематизировать и оформлять материал по направлению деятельности станции;
- принимать участие в организации мероприятий на данной станции.
В дальнейшем экологическую тропу можно будет дополнять новыми объектами, интересными и привлекательными с познавательной точки зрения.
Формы и методы работы:
С детьми:
- экологические беседы;
- наблюдения в природе;
- уроки доброты;
- экскурсии в природу;
- целевые прогулки;
- экологические акции;
- чтение художественной литературы;
- ситуации морального выбора;
- обсуждение и проигрывание ситуаций;
- труд в природе;
- коллекционирование;
- выставки и экспозиции;
- экологические развлечения, досуги, праздники;
- экологические игры
- экологические сказки;
- инсценировки, театрализации;
- опытно-исследовательская деятельность;
- физкультурно-оздоровительные мероприятия.
С родителями:
- субботники по облагораживанию территории детского сада;
- участие в конкурсах, выставках;
- участие в совместных экологических развлечениях, праздниках, досугах;
- участие в оформлении тропы, изготовлении элементарного оборудования;
- участие в дополнении экологической тропы новыми объектами.
Станции экологической тропы.
«Хозяин тропы».
Начало маршрута. Здесь расположена схема тропы. На этой точке дети знакомятся с объектами тропы, правилами поведения на тропе. К «хозяину тропы» дети могут обратиться за советом, получить новые знания, ответы на затруднительные вопросы, все, что касается природы.
2. «Отель для насекомых» — это специальное строение, в котором могут поселиться полезные насекомые, такие как – златоглазки, божьи коровки, наездники, журчалки, жужелицы и пр. Данная конструкция поможет привлечь на наш участок полезных насекомых, за которыми дети с удовольствием будут наблюдать. Основу отеля для насекомых составляет деревянный каркас, поделенный на секции. Самое главное в обустройстве отеля для насекомых – собрать материалы, в которых полезные насекомые могут обустроить свой приют. Это пеньки, бруски, шишки, солома, трубчатые стебли, разнообразные ветки и др.
3. «Метеоплощадка».
Это специально оборудованная площадка с различными приспособлениями для наблюдения за погодой. Она служит для ознакомления детей с элементарным прогнозированием состояния погоды.
Перечень планируемого метео-оборудования:
Барометр — прибор для измерения атмосферного давления, изменение которого предвещает перемену погоды. Обычно высокое давление означает хорошую, устойчивую погоду, а низкое — облачную и дождливую.
Термометр — для измерения температуры воздуха.
Термометр водный – для измерения температуры воды.
Компас - прибор для определения сторон света
Флюгер, ветряной рукав, вертушки из различного материала — приборы для определения направления и силы ветра.
Воздушные змеи и другие летающие игрушки — показывающие, есть ли ветер.
Солнечные часы — это круг с цифрами («циферблатом»), посередине которого находится стержень. Тень от последнего, перемещаясь в течение дня вслед за движением Солнца по небу, показывает солнечное время.
Дождемер— служит для измерения количества осадков. Сделан из большой пластиковой бутылки, разрезанной пополам. Ее верхняя часть переворачивается горлышком вниз и вставляется в нижнюю часть бутылки. Маркером на стенке обозначаются деления.
4. «Огород».
«Огород» и «Цветочная станция» являются обязательными элементами «Экологической тропы», так как из всех видов трудовой деятельности доступной ребенку-дошкольнику, наиболее ценной является работа в природе. Работая в огороде и на цветнике, дети знакомятся с выращиванием растений и правилами ухода за ними, узнают последовательность их развития, последовательность сельскохозяйственных работ, овладевают целым рядом практических навыков. Совместная, дружная, продуктивная деятельность развивает чувство коллективизма и чувство ответственности за общее дело, доставляет детям удовольствие и радость.
Основные виды работ дошкольников на огороде:
- обработка почвы (вторичная перекопка, разбивка огорода на грядки, просеивание земли,
- посев семян
- высадка рассады (огурцы, капуста)
- рыхление и прополка
- полив и подкормка (используются только органические удобрения)
- сбор урожая и семян.
На огороде могут выращиваются культуры, неприхотливые и интересные для наблюдения. Зеленые (щавель, укроп, салат), луковые (лук-батун, лук репчатый), капустные (капуста белокочанная, кольраби, цветная), плодовые (огурец, кабачок, тыква), корне- и клубнеплодные (морковь, репа, редис, свекла, картофель), бобовые (горох, фасоль).
5. «Цветочная мозаика».
Это множество клумб с разнообразными цветочными культурами, расположенными на территории детского сада и «ограниченная территория».
Растения для цветника – однолетние: бархатцы, астры, петуния, космея, настурция, львиный зев; двулетние – анютины глазки, гвоздика турецкая, незабудка; многолетние – флокс, пион, георгин, ирис, люпин.
Для цветника рекомендуется подбирать растения, которые цветут с ранней весны до поздней осени. Их непрерывное цветение приносит радость, позволяет любоваться и ухаживать за растениями длительное время.
6. «Аптека на земле».
Станция- «аптека на земле» знакомит детей с лечебными свойствами растений, формирует умение их различать и называть. Деятельность, осуществляемая на станции, схожа с деятельностью на объектах «Огород» и «Цветник».
Растения, рекомендуемые для высаживания на объекте: тысячелистник, мята, мелисса, календула, душица, ромашка лекарственная, чабрец и др.
7. «Цветущий кустарник».
«Цветущий кустарник»- станция «Экологической тропы», насажденная различными породами кустарников (сакура, форзиция, сирень, жасмин).
Станция формирует умение различать кустарник по внешним признакам, закреплять названия цветущих кустарников.
Формы организации детской деятельности: Экскурсия в разное время года, наблюдение за сезонными изменениями в природе.
7. «Береза». «Большой клён».
Станция формирует у детей умение различать деревья по внешним признакам, закреплять их название, строение. Растения с разными по размеру (крупными и мелкими), форме (округлыми, заостренными, выемчатыми и т. п.), цвету (светло-зелеными и темно-зелеными), характеру поверхности (шершавыми, морщинистыми, гладкими) - листьями.
8. «Одуванчиковая поляна». Станция –открытое освещенное место, где растут одуванчики и другие травянистые растения. Наблюдать за массовым цветением. Это ранние медоносы, поэтому здесь можно увидеть много разных насекомых. Дать представление о том, что природе важны все растения, а задача человека понять их предназначение.
9. Школа безопасности «Паучка-Весельчака».
На этой станции дети знакомятся с опасными природными объектами и явлениями, правилами безопасности поведения в природе. Могут обратиться к паучку за советом и поучаствовать в его викторинах.
10. «Птичий городок».
На данной станции размещены кормушки и поилки для птиц. Объекты для наблюдения- воробьи, синицы, поползни, голуби, сороки. Знакомим детей с повадками, условиями жизни, поведением птиц. Воспитываем желание заботиться о птицах, особенно в зимний период.
11. «Живая изгородь».
Станция – «живая изгородь», это ряд вьющихся растений, образующих сплошную стену. Для создания «живой изгороди» используют многолетние культуры: плющ, дикий виноград, хмель. «Живая изгородь» - эстетична, декоративна, улучшает качество воздуха и защищает от пыли.
12. «Зона отдыха -«Сухой ручей».
Так как на территории детского сада невозможно создать искусственный водоем, было задумано создать станцию «Сухой ручей» - это имитация воды, сделанная из камней. Он будет заменять настоящий водоем и выполнять несколько функций:
- здоровьесберегающая (топтание по камешкам, массаж ступней ног);
- познавательная (по берегам ручья высаживаются растения, которые произрастают на берегах реальных водоемов);
- эстетическая.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) «Мир вокруг нас ...»
Проект по экологическому воспитанию дошкольников...
Проект по экологическому воспитанию «Мир вокруг нас»
Есть на земле огромный дом,Под крышей голубой,Живут в нем солнце, дождь и гром,Лес и морской прибой.Живут в нем птицы и цветы,Веселый звон ручья.Живешь в том светлом доме ты,И все твои друзья....
Проект по экологическому воспитанию "Воздух вокруг нас"
Данный проект соответствует возрасту детей – 5-6 лет, проектно-исследовательская деятельность является наиболее эффективной для усвоения новых знаний и умений. В проектной деят...
Педагогический проект по экологическому воспитанию "Деревья вокруг нас" для детей младшего дошкольного возраста на 2016-2017 учебный год.
Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сл...
Проект по экологическому воспитанию "Вода вокруг нас"
Загрязнение почвы, воды и воздуха, вырубка лесов, нецелесообразное пользование природными ресурсами – все это ведет к резкому ухудшению не только природы в целом, а и ухудшению здоровья каждого ...
Проект по экологическому воспитанию "Мир вокруг нас"
У ребенка дошкольного возраста происходит активное формирование эмоциональности, восприимчивости и огромного интереса к миру природы. Неправильные представления детей о природе часто способствую...