Взаимосвязь музейной педагогики и проектной деятельности в процессе воспитания патриотических чувств старших дошкольников.
проект (подготовительная группа)

Хорина Наталья Григорьевна

Проект по патриотическому воспитанию в подготовительной группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимосвязь музейной педагогики и проектной деятельности в процессе воспитания патриотических чувств старших дошкольников.

Создав в группе мини – музей «Воинской славы», мы смогли интегрировать проектную деятельность совместно с музейной педагогикой в работу с дошкольниками подготовительного возраста и активизировать познавательное и творческое развитие детей при формировании патриотических чувств дошкольников.

Цель формирование у детей активной гражданской позиции и потребности в знаниях о своей семье и своей стране по средствам конструктивного взаимодействия педагогов и родителей.

Задачи:

1. Формирование социально значимых качеств на основе традиций патриотического воспитания;

2. Развивать чувство любви к своей Родине, уважения, как к вооруженным силам страны, так и защитникам нашей Родины, через различные виды деятельности.

Для педагогов:

1. Повышать уровень профессиональной компетентности в вопросе патриотического воспитания детей с ОВЗ, посредством ознакомления с героическим прошлым земляков.

2. Способствовать формированию у детей начальных представлений о героическом подвиге русского народа в годы ВОВ.

3. Стимулировать речевую активность детей с ОВЗ посредством вовлечения в процесс обсуждения произведений художественной литературы, изобразительного искусства, презентаций, мультипликационных фильмов, видеороликов.

Для родителей:

1. Приобщать детей к историческому прошлому большой и малой Родины.

2. Способствовать сохранению и продолжению непрерывной связи поколений.

3. Основные целевые группы, на которые направлен проект: Дошкольники (5-7 лет), родители, педагоги, жители микрорайона.

4. Механизм и календарный план реализации проекта (основные этапы и сроки реализации проекта).

1. Подготовительный этап - осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта, постановка цели и задач; разработка проекта, перспективного плана мероприятий, подбор материала; формирование мотивационной готовности родителей к участию в проектной деятельности, создание пространственно-развивающей среды (январь.).

2. Основной этап – реализация проекта (февраль - май.)

3. Заключительный этап - публичное представление продукта совместной деятельности; подведение итогов, совместный анализ выполнения проекта, рефлексия (май.).

5. Предполагаемый результат: 

- сотрудничество с родителями в вопросах патриотического воспитания детей;

- воспитать уважительное отношение к защитникам Отечества и желание в будущем стать защитником Отечества;

 - формирование стремления к сохранению памятных священных  мест, шефство над памятниками, аллей Славы.

Формы

работы

Тема, цель, содержание или задачи

Практический

результат

Подготовительный этап

Постановка цели, определение формы работы. Изучение методической литературы, подбор художественной литературы, соответствующей тематике проекта. Составление конспектов занятий, бесед по картинам, с дошкольниками, подбор игр, опытов. Сбор материала, информации о ВОВ. Анкетирование родителей.

Пополнены художественно-литературные уголки, соответствующие тематике проекта. Подобраны конспекты занятий, беседы по картинам, игры, опыты. Собран материал, информация о ВОВ.

Основной этап

Познавательное развитие

«Наша Армия»

«Родина Мать - умей за нее постоять»

Цель: формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.

Познавательно – исследовательская деятельность на тему: «Армия: вчера и сегодня».

«Белгород- город воинской славы»

Цель: расширение знаний о родном городе, о подвигах земляков в ВОв и мирное время

 «Воинские традиции»

Цель: ознакомление детей с военными профессиями, сформировать понятие о чести ,воинском долге.

«День Победы» Цель: формирование представлений детей о подвиге народа.

Рассматривание и обсуждение иллюстраций детских энциклопедий с изображением военных и боевого транспорта.

Работа над коллективным проектом группы «Юные защитники Родины».

Армейская побудка (комплекс гимнастики после сна).

Разучивание стихотворений, пословиц, поговорок о Родине, родной земле и защитниках Отечества.

Речевое развитие

Словесное рассуждение на тему: «О чем говорят поэты».

Лексико-грамматические упражнения на тему: «Мужские и военные профессии»

Составление письма военнослужащим: «Письмо солдату»

Исторические беседы: «Что такое героизм», «Подвиги земляков в тылу», «Боевые награды»

Лексико-грамматические упражнения на тему: «9 мая – день Победы»

Центр «Книги»

Созданы книжки – малышки на тему» Военные профессии»

Составить рассказ

«День присяги»

Центр «Книги»

Создание книжки – «Военная техника»

Художественно – эстетическое развитие

Праздничное мероприятие для пап и мальчиков «23 февраля»

Работа с бросовым материалом: «Военная техника», «Современная военная техника» День песен военных лет

Лепка «Собаки на страже Родины», «Самолет»

Конструирование «Пограничная застава».

Рисование «Солдат на посту»

Аппликация «Сирень Победы», открытка для гостей микрорайона «9 мая - День Победы»

Чтение художественной литературы

С. Алексеев «Первый ночной таран»

Э. Успенский «Память»

 «Солдатские сказки» под редакцией Л. Жукова

ЧХЛ о защитниках Родины

Ю. Коваль «На границе», «Выстрел»; Е. Благинина «Шинель»; пословицы и поговорки о защите Родины и ее защитниках.

Н. Чибисов «Вечный огонь»

В. Малков «Мой дедушка»

чтение глав из книги С. Баруздина "Шел по улице солдат», А. Митяев "Землянка", "Мешок овсянки», «Почему армия родная" и др.;

Рассматривание и обсуждение иллюстраций художественных книг, картин и репродукций художников на тему: «Наша боевая слава»

Слушание музыки об Армии

Оформление выставки рисунков на тему: «Они прославили нашу Родину».

- создание стенгазеты

«Памятные места г.Белгорода»

Выставка детских работ

«рисование, аппликация. лепка»

Коллективное рисование «Георгиевская лента»

Участие в международном конкурсе БГТУ им. Шухова

«Мир глазами детей»

Физическое развитие

Игры- соревнования: «Быстрые, смелые, ловкие»

«Полоса препятствий», «Донесение»

Игры на улице

«Кто быстрее доставит донесение в штаб», «На корабле», «Разведчики», «Снайперы», Эстафета

«Пройди, не задев мину», «Лётчики», «Преодолей препятствие», «Доставь воду на передовую», «Меткий стрелок», «Боевая тревога»

Подвижные игры, Катание на санках, Меткий стрелок, Зимняя крепость

Подготовка к «Маршу Победы»

Разучивание речевок

«Оденься быстро, как солдат»

«Подготовка к велопробегу»

Армейская побудка (комплекс гимнастики после сна)

Игровая и самостоятельная деятельность детей

Сюжетно – ролевые игры: «Мы военные», «Моряки», «Связисты», «В медчасти», Разведчики», «Секретное донесение»

-Дидактические игры «Разложи и назови», «Скажи правильно», «Знаешь ли ты?», «Собери машину», «Назови военную профессию»

Игра «Помощь раненому»

Настольные игры: «Собери слово», «Выложи из палочек», «Собери картинку»

-рассматривание иллюстраций о ВОВ;

- рассматривание фотографий «Белгород»

-рассматривание боевых наград,

-рассматривание иллюстраций из цикла: «Расскажите детям о Великой Отечественной войне»

Социально – коммуникативное развитие

Образовательные ситуации, включающие общение и игры «Что было бы..», «Пройди по городу», «Что мы Родиной зовем»

Обсуждение «От русских богатырей до универсальных солдат». Педагогическая ситуация на тему: «Будем тактичными и миролюбивыми»

- предложить родителям вместе с детьми посетить памятные места города, музей - диараму «Курская битва».

Рассмотреть фотографии из семейного альбома «Мой папа тоже был военный»

Работа с семьей:

Подготовлены консультации для родителей: «История возникновения праздника 23 февраля», «Защитники родины», «Как работать над проектом»

Памятки для родителей:  «Служба в армии», «Мой папа служил в части…», «Расскажи ребенку о защитниках Отечества»

Участие в акции: «Посылка для солдата»

Оформление  стенгазеты: «Мой папа тоже был военным»

Участие родителей в празднике

Микрорайона, посвященному  прзднику9 мая.

Оформление альбома «Символы здоровья  и жизни».

Планирование выходного дня (Пропаганда семейного культурного досуга)

Подготовлен список произведений для семейного чтения по тематике проекта.

Подготовка и организация совместно с педагогами выставки детской литературы по «Патриотическому воспитанию»

Оформлены альбомы родителей с детьми «Экскурсия выходного дня».

Родители стали активными участниками проекта по патриотическому воспитанию и формированию активной гражданской позиции.

Осознание родителями важности патриотического воспитания детей.

Проведена выставка детской литературы и конкурс «Стен – газет» к 9 мая.

Проведены индивидуальные консультации с родителями.

Предметно-развивающая среда:

- Организовать выставку поделок и рисунков, посвященных патриотическому воспитанию;

- Пополнить картотеку игр в группах;

- Обогатить книжные уголки групп произведениями художественной литературы;

- Пополнить групповой «Музей Боевой славы»;

- Оформление  информационных стендов, тематических выставок, памяток, буклетов.

Группы пополнены материалом на тему ЗОЖ, физкультура и спорт, гигиена. ДОУ оформлено детскими поделками и рисунками. Оформлена выставка поделок и стенгазет

Заключительный этап

Проведение праздничного мероприятия к 9 мая на базе ДОО.

Размещение материалов на сайте ДОО.

Презентация материалов проекта.

Анализ эффективности проектной деятельности.

Сплочение участников проектной деятельности;

- повышение уровня педагогической компетентности по патриотическому воспитанию;

- повышение посещаемости культурных и исторических мест города;

- сформированы представления о человеческом организме и его истории города, области и страны;

- активное участие родителей в становлении активной гражданской позиции дошкольников.

        Проектная деятельность – это целенаправленная деятельность по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. В основе лежит идея о направленности деятельности на результат, который двигается в процессе совместной работы взрослого и детей над определенной практической проблемой (продуктом являются макеты, плакаты, коллекции, альбомы, сценические представления и пр.)  В ходе осуществления проектной деятельности ребенок получает возможность экспериментировать, быть активным и самостоятельным, а педагог занимает позицию «рядом» с ребенком, становясь организатором его деятельности. Родители и другие члены семьи могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса.  

 У мини-музея и музейной педагогики большие возможности для решения задач воспитания гражданского патриотизма. Создав в подготовительной группе мини-музей «Воинской славы», мы не только смогли обогатить предметно-развивающею среду группы, но и смогли сформировать у дошкольников представления о музее, сформировать проектно-исследовательские умение и навыки старших дошкольников. Экспонаты и экспозиции военно-исторического музея позволили воспитанникам соприкоснуться с историей нашей страны, рассказать о подвиге русского народа.

В настоящих музеях дети только рассматривают экспонаты, в мини-музеях группы трогают, играют, рассматривают.  Все, что собрано в мини- музее используется в разных видах детской деятельности. Дети используют экспонаты в сюжетно-ролевых играх, могут создавать поделки и включать их в общую экспозицию. Экспонаты используются для проведения непосредственно образовательной деятельности. Любой предмет из мини-музея может стать предметом интересной беседы, или даже цикла бесед. Особенно эффективны в музейной педагогике игровые технологии: технология коллективных творческих дел, технология проблемного и индивидуального обучения. Как один из вариантов технологии индивидуального обучения мы используем метод проектов. Этот комплексный обучающий метод позволяет индивидуализировать образовательный процесс, дает возможность ребёнку проявить самостоятельность, детско-взрослые совместные проекты, в которых педагог и родители выступают и организаторами, и консультантами. Такая работа проводится под девизом: «Только рядом, только вместе».

 Использование проектного метода в интеграции с музейной педагогикой в системе патриотического воспитания дошкольников позволяет сочетать интересы всех участников проекта:

- педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;

- родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе патриотического воспитания детей;

- дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.

       Результат работы позволяет сделать следующий вывод, что использование проектного метода и музейной педагогики в целях формирования патриотических чувств у дошкольников является действенным и эффективным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Проектная деятельность как форма воспитания экологической культуры старших дошкольников"

Одним из перспективных методов воспитания экологической культуры у дошкольников является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, о...

Консультация для педагогов на тему: «Воспитание патриотических чувств старших дошкольников на героических примерах Великой Отечественной войны»

Вопрос формирования у дошкольников предпосылок патриотической позиции приобретает особое значение в преддверии празднования 70-летия победы в Великой Отечественной войне.Тема Великой Отечественной вой...

Доклад на тему « Воспитание любви к родному городу как условие воспитания патриотических чувств старших дошкольников».

наше общество потеряло свой главный ориентир – патриотизм, который является стержнем любой государственности. Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству, иначе они об...

План по самообразованию на 2019 – 2020 учебный год тема: «Воспитание патриотических чувств старших дошкольников»

laquo;Родина для человека – самое дорогое и священное, без чего человек перестаёт быть личностью». В. А. СухомлинскийПатриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самы...

План работы по самообразованию по теме: «Проектная деятельность, как метод воспитания патриотических чувств старших дошкольников»

План по самообразованию по теме "проектная деятельность ,как метод воспитания патриотических чувств"...

Консультация для родителей на тему: «Воспитание патриотических чувств старших дошкольников на героических примерах Великой Отечественной войны»

Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, она способствует объединению, сплочению нашего народа. Но в то же время Великая Отечественная война для наших детей &nda...