Конспект Экскурсия в Дом ремесел «Путешествие к северным народам»
план-конспект занятия (средняя, старшая, подготовительная группа)
Дать представление о том, где и как живут коренные жители Севера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursiya_v_dom_remyosel.docx | 425.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Игримская СОШ №1структурное подразделение
детский сад «Звёздочка»
Конспект
Экскурсия в Дом ремесел
«Путешествие к северным народам»
Разработала:
Воспитатель Козырева Л.Г.
Игрим
Тема: «Быт коренных жителей Севера»
Цели:
- Дать представление о том, где и как живут коренные жители Севера.
- 2.Развивать связную речь детей.
- Обогащение словарного запаса детей
- Знакомство со словами на мансийском языке.
- Развитие мелкой моторики.
- Воспитывать уважение к представителям коренных народов Севера.
Оборудование: Макет чума, картины с изображением посуды, хорея, атрибуты к сюжетно - ролевой игре. Изделия из оленьего меха, сукна, изделия из бисера, поделки из дерева, кости, нарты, ягушка, малица, самодельные мансийские и хантыйские игрушки, для детей, макет карты Ханты - Мансийского района, пластилин, карта ХМАО.
Предварительная работа: Беседы, рассматривание альбомов, иллюстраций, предметов декоративно-прикладного искусства, мансийских и хантыйских национальных орнаментов, посещение мини - музея Дома ремесел, знакомство с картой Ханты - Мансийского района.
Пояснительная записка: Тех, кто прожил в пгт. Игрим более 20 лет, очень волнует вопрос об уважительном отношении к людям коренной национальности, к их быту, культуре.
Я перед собой поставила следующие задачи:
Углубить и конкретизировать представления детей о родном крае.
Обратить внимание ребят на своеобразие в облике людей коренной национальности, их одежду.
Расширить представления о флоре и фауне Ханты - Мансийского района.
Воспитывать у детей любовь к своей малой родине и уважительное отношение к народам Севера.
Словарная работа:
«Стойбище» - «чум» - жилище народов Севера, «нюк» - покрытие для чума.
«Хорей» - длинный шест, «малица» - мужская национальная верхняя одежда, «ягушка» - женская национальная верхняя одежда, «кисы» - сапоги, сшитые из оленьего меха.
Ход занятия:
Экскурсовод: Ребята сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, а на чем мы поедем, вы узнаете, если загадку отгадаете.
В ночь беззвёздную до чума
Кто добраться вам поможет?
Кто разыщет путь по ветру,
Если в тундре бездорожье.
(Олень).
Имитация поездки в тундру на оленях под музыкальное сопровождение (В Казымкина «Щенгащета»).
Экскурсовод: Ребята, мы побываем в гостях у северных народов, посмотрим, где и как живут. Чем занимаются?
Люди, каких национальностей живут на этой суровой и прекрасной земле.
Дети: ханты, манси.
Вот сколько национальностей вы знаете. У каждого народа есть свой язык, свои традиции, свой быт. Сегодня ребята мы побываем в гостях у манси. А где живут манси?
Дети: манси живут в Ханты - Мансийском округе.
Экскурсовод: Правильно. Мы с вами живём в домах, а что им служит им домом?
Дети: «Чум».
Экскурсовод: Правильно. Чум по мансийски - «Мя». Повторите ребята «МЯ».
Экскурсовод: Как вы думаете, почему они живут в чуме, а не в доме?
Дети: Они часто переезжают с места на место, а чум легко собирается и разбирается.
Экскурсовод: Давайте заглянем в чум, посмотрим из чего состоит чум, как собирается и как он обустроен.
Дети: Чум состоит из множества шестов, связанных между собой, которые ставятся по кругу, а сверху покрываются покрытием.
Экскурсовод: повторите, ребята. В зависимости от времени года чум бывает зимний и летний. Какая разница между зимним и летним чумом?
Покрытие, по мансийски «нюк» (повторите ребята).
Дети: На зимнем чуме покрытие из оленьей шкуры.
Экскурсовод: Раньше летний чум покрывали берестой (берёзовая кора), а сейчас покрывают брезентом (эта такая плотная ткань, которая не пропускает дождь, ветер).
- А что служит полом в чуме?
- Кладут доски, оленьи шкуры
- Чем согревают чум?
- Железной печкой
- Правильно в середину чума ставится железная печь.
- А какая мебель есть в чуме?
- В место обычного стола стоит невысокий узкий столик, за которым жители чума кушают. За столиком находиться сундучок с небольшим запасом еды и посуды.
- Из чего сделанная посуда? (из дерева).
- Почему именно из дерева?
- Потому что жители тундры переезжают с места на место обычная посуда может разбиться, а деревянная посуда на много легче и прочнее.
Ребята, в чуме живёт одна большая семья, и живущие в чуме поддерживают порядок. Хозяйством занимается женщина (чум работница).
- Что она делает?
Ведёт хозяйство, готовит еду, убирается в чуме, занимается рукоделием, смотрит за детьми.
- Несмотря на то, что у женщины много работы по хозяйству, она находит время заниматься рукоделием. Она большая мастерица: шьёт покрытие для чума, одежду для всех членов семьи, выполняет узоры из меха, ткани, плетёт из бисера. Шить одежду и плести бисером - это очень трудоёмкая работа. У чумработниц очень устают глаза и кисти рук, чтобы отдохнули глаза, и пальцы рук давайте научим хозяев делать пальчиковую гимнастику и гимнастику для глаз.
Наши братья шили платья
Был царём один из братьев
Он корону надевал,
Но в труде не отставал.
Этот пальчик маленький.
Этот пальчик слабенький.
Этот пальчик длинненький.
Этот пальчик сильненький.
Этот пальчик толстячок.
А все вместе - кулачок.
А теперь мы с вами поиграем в игру «Важенка и оленята».
(звучит фонограмма песни В. Казымкина «Стадо оленей»).
Бродит в тундре важенка,
С нею оленята.
Объясняет каждому,
Всё, что не понятно.
Топают по лужам
Оленята малые,
Терпеливо слушают
Наставления мамины.
У хозяина тоже много работы.
-Чем занимается хозяин? (оленеводством, рыболовством, охотой).
-Вот как много дел у хозяина, а в свободное время он тоже любит мастерить.
-Что он умеет мастерить?
- Он мастерит деревянную посуду, различные поделки из дерева, кости, занимается резьбой по дереву, делает игрушки для мальчиков. А для девочек игрушки делают мамы. Потому, что в тундре нет магазинов.
- Какие игрушки у девочек? (показ воспитателем куклы).
- Из чего сделана кукла?
- Голова - утиный нос, а одежда такая же, как и у взрослых.
- Какие игрушки у мальчиков?
- Мальчики учатся бросать «тыншан» (аркан), играют в кости, прыгают через нарты
- Что такое нарты? На что они похожи?
- «Нарты» похожи на русские санки.
- Правильно у нарт есть полозья, с помощью которых они передвигаются, есть место для сидения. Всё это делают из дерева без единого гвоздя и поэтому нарты очень легкие и удобные в обращении.
- А какая разница между нартами и санками?
- На нартах катаются круглый год, а на санках только зимой.
- Ребята, с помощью чего управляют оленьей упряжкой? (хореем)
-Хорей - это длинный шест.
Как вы думаете, в тундре холодно?
-Холодно.
-А как называется верхняя мужская одежда?
-«Малица».
-Кто расскажет о малице? (из чего шьют, и какая она).
-Малицу шьют из сукна, с тёплой подстёжкой из оленьей шкуры.
-Как называется женская верхняя одежда?
-«Ягушка».
-Чем отличатся малица от ягушки?
-У малицы есть капюшон, а ягушка похожа на пальто, и нет капюшона. На ягушке вышивают узоры.
-Что носят мужчины на ногах? «кисы».
-«Кисы» - это тёплые сапоги, шитые из оленьей шкуры.
Молодцы ребята, мне очень понравились ваши ответы.
Подведение итогов:
- Где мы были в гостях?
-Люди, какой национальности живут на Севере?
-Что служит им домом?
Как будет по мансийски чум?
Как будет по мансийски покрытие?
-Чем обогревают чум?
-Какие бывают чумы?
-Как называют женщину, которая работает в чуме?
-Как называется мужская верхняя одежда?
-Как называется женская верхняя одежда?
-Как называется мужская обувь?
-Как называется приспособление, которым погоняют оленей?
-Чем занимаются мужчины коренной национальности?
-Молодцы ребята.
-Мы так долго задержались, дорога дальняя пора возвращаться домой.
Подвижная игра: (звучит фонограмма песни В. Казымкина «Щенгащета»)
«Ветерок летит в лицо
Мчатся нарты с кручи
Самолётом хорошо
А олени - лучше»
Дети подходят к карте Ханты - Мансийского округа.
Ребёнок читает стихотворение
Вы на карту посмотрите
И Ямал на ней найдёте,
Потому что здесь наш дом
Мы на Севере живём!
-Ребята, а сейчас мы с вами будем делать макет карты Ханты - Мансийского округа.
Дети рассматривают карту Ханты - Мансийкого округа. Отмечают, какой цвет преобладает, какого цвета реки. Садятся за столы. Покрывают макет карты пластилином.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей к традиционной культуре северных народов Амурской области
Каждый народ имеет свои корни. Это язык, культура, история, традиции, обычаи. Может ли человек, не зная родного языка, не уважая культуру и традиции своего народа, считаться его представителем? Будет ...
Конспект совместной деятельности "Значение оленя для северных народов"
Данный материал будет полезен для воспитателй ДОУ, родителей, студентов. Конспект содержит познавательную беседу, словесные и дидактические игры....
Информационно - творческий проект «Традиции и обычаи северных народов ханты и манси»
Цель проекта: Приобщение детей к уникальной культуре народов ханты и манси, населяющих территорию ХМАО, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям. ...
Круглый стол "Сказки северных народов"
Знакомство родилей с хантыйскими сказками...
Подвижные игры северных народов
Подборка подвижных игр народов Севера в помощь воспитателям и инструкторам...
Конспект ООД для детей средней группы «Путешествие на Северный полюс к северным животным»
Конспект ООД для детей средней группы«Путешествие на Северный полюс к северным животным»Задачи:• образовательные: закрепить знания детей о животных севера. Закреплять, уточнять з...
Конспект занятия "Путешествие к северным народам"
Знакомство воспитанников с жизнью народов Севера....