Проект "Северные народы Красноярского края" 2022 год
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ
«Детский сад № 26 «Теремок» г. Назарово Красноярский край
«Северные народы Красноярского края»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
для детей старшей группы « Росинка»
общеразвивающей направленности
Реализовала:
воспитатель группы «Росинка» Курова Н.В.
2022 год
Вид проекта: творческо-информационный, краткосрочный.
По числу участников: групповой (дети старшей группы от 5 до 6 лет).
Сроки реализации: 24.01.2022 – 04.02.2022
Участники проекта: дети, воспитатели, младший воспитатель, родители воспитанников.
Проблема
Проводя беседы с воспитанниками, мы видим, что наши дети могут рассказать о местах, достопримечательностях поселка, района, но затрудняются рассказывать о народах нашей родины, в особенности о коренных жителях Сибири, об их традициях, обычаях, растительном и живом мире.
Актуальность проекта
В Сибири веками живут коренные народы: ненцы, долганы, эвенсы, нганасаны, селькупы и др. Народы Сибири, не смотря на свой сложный исторический путь развития, сумели сохранить и укрепить свою этническую идентификацию и традиционную культуру. Актуальность темы защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера подчеркивается и на государственном уровне.
Одна из главных задач педагогов и родителей – это научить ребёнка с детства чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает нас.
Новизна проекта заложена в изучении именно регионального компонента с детьми дошкольного возраста. Ценность же регионального компонента состоит в возможности на его основе узнать историю края, традиции сибиряков, сибирскую культуру.
Опираясь на культурные ценности, красоту окружающего мира и историю родного края, мы повышаем качество воспитания и обучения.
Цель: приобщение детей дошкольного возраста к культуре коренных народов Сибири с помощью знакомства с бытом и трудом, традициями и обычаями, национальными костюмами, животным и растительным миром.
Задачи
Образовательные:
- знакомить детей с историей народов Сибири;
- формировать познавательный интерес к культуре и быту народов нашей Родины;
- закреплять умение внимательно воспринимать познавательную информацию в ходе образовательной деятельности, делать обобщающие выводы;
- обогащать словарный запас детей национальными названиями края, предметов быта, одежды, ремесел, символикой;
- продолжать развивать умения давать полные ответы на вопросы воспитателя, правильно задавать вопросы;
- расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов Сибири через национальные игры, песни, танцы, народное декоративно - прикладное искусство;
- развивать интерес к театрализованной деятельности, умения использовать средства выразительности.
Развивающие:
- развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, память, воображение.
Воспитательные:
- Воспитывать добрые чувства любви и уважения к традициям и культуре народов нашей Родины.
- Воспитывать уважение к разным национальностям.
Этапы реализации проекта
I. Подготовительный этап
- постановка цели, задач;
Разработка проекта:
- подбор и изучение методической литературы;
- выбор форм работы с детьми и родителями;
- выбор основных мероприятий;
- определение объема и содержания работы для внедрения проекта;
- определение и формулировка ожидаемых результатов.
II. Внедрение проекта
- чтение художественной и познавательной литературы, загадок и пословиц;
- беседы и практическая деятельность детей по теме проекта;
- оформление ППРС по теме проекта;
- проведение тематической НОД;
- организация самостоятельной деятельности детей;
- приобщение родителей к участию в проекте;
- проведение подвижных игр по теме.
III. Итоговый этап
- Викторина для детей и родителей «Жизнь и быт народов севера Сибири»
- Театрализованное представление «Шаманская сказка о лунных птицах»
Ожидаемый результат
У детей расширятся знания о коренных народах Сибири.
Сформируется уважительное отношение к народам нашего края, к их традициям и обычаям.
Расширится представление о народном декоративно – прикладном искусстве.
Повысится активность родителей.
Пополнится развивающая среда в группе.
Полученные результаты: в ходе проекта задачи были выполнены, цель достигнута. Дети многое узнали о народах севера Сибири. Проигрывали жизненные ситуации в сюжетно-ролевых играх, закрепляя материал на практике. Развивался познавательный интерес, закреплялся ранее полученный материал. Улучшилась работа с родителями, родители активно принимали участие.
Формы реализации проекта
- непосредственно - образовательная деятельность в игровых ситуациях
- дидактические, познавательные игры
- познавательные беседы, направленные на проявление детского интереса к истории и культуре народов севера, животном и растительном мире;
- рассматривание иллюстраций, открыток
- просматривание мини-фильмов, презентаций о достопримечательностях природы севера, растительном и животном мире народов севера;
- театрализованная деятельность;
Реализация проекта
I часть проекта
Организация «точки удивления», возбуждающей интерес детей и создающей мотивацию для познавательной активности
После того, как оформили «картинную галерею» с изображениями народов севера Сибири на шкафах в группе, обратить внимание детей на содержание картин. Провести беседу по теме проекта, используя методику трех вопросов: Дети, что вы знаете о народах Севера? Что хотите узнать? Как можно узнать?
Планирование
Воспитатель фиксирует вопросы, заданные детьми. Ребята совместно планируют, каким образом постараются получить ответы на эти вопросы: совместно с воспитателем и родителями – чтение художественной литературы, беседы с детьми, создание коллекций, открыток, книжек, придумывание сказок и рассказов; самостоятельная деятельность – придумывание игр и развлечений, закрепление знаний с помощью не сложных опытов, рисование картин.
Дети, что вы знаете о народах Севера? | Что хотите узнать? | Как узнать? |
На Севере очень холодно, поэтому люди одеваются очень тепло. Делают проруби, ловят рыбу, чтобы поесть. В домах очень тепло. | Как называются дома народов Севера, из чего их делают? Из чего шьют одежду? Чем занимаются люди? Как они разжигают огонь, чтобы приготовить пищу? Чем питаются? Что пьют? В какие игры играют дети? | Спросить у взрослых, прочитать в книгах дома или сходить в библиотеку. Задать вопрос компьютеру. |
II часть проекта
Реализация запланированных мероприятий
Понедельник 24.01
Образовательная область | Тема | Задачи |
Познавательное развитие | «Культура и быт народов Сибири» ФКЦМ | дать представление об особенностях жизненного уклада коренных малочисленных народов, проживающих на территории Красноярского края |
ХЭР | Лепка «Животные Севера: олень» | учить детей лепить фигуру северного оленя; вызвать познавательную активность в ходе образовательной деятельности |
Физическое развитие | Подвижная игра «Ручейки и озера» | воспитывать ловкость, выдержку; развивать скоростные умения; |
Совместная деятельность воспитателя и детей | Беседа «Кто такие коренные жители?». | дать представление о том, кто такие коренные жители, почему их называют «малыми народностями». |
Самостоятельная деятельность детей | Рассматривание иллюстраций с изображениями быта народов севера Сибири | познакомить детей с народами севера, их жизнедеятельностью, бытом, обычаями, устоями; вызвать познавательную активность в ходе образовательной деятельности |
Работа с родителями | Знакомство с проектом | познакомить родителей с целями и задачами проекта; методами добывания информации детьми |
Вторник 25.01
Образовательная область | Тема | Задачи |
Речевое развитие | Устное народное творчество народов Севера | Формировать представлений детей об особенностях сказок Севера, героях легенд, сказок. |
ХЭР | Рисование «Жилище северных народов: чум» | Расширить знания детей о народах, живущих на нашей планете, обучение рисованию чума |
Физическая культура | П/и «Олени и каюры» | Развивать внимание, быстроту бега познакомить с народными играми Севера. |
Совместная деятельность воспитателя и детей | Беседа «Кто живет в чуме?» Просмотр мультфильмов | Дать представление о строительстве чума, развивать творчество, умение самостоятельно планировать ход игры- закреплять в сюжетно-ролевых играх полученные знания; Формировать умение находить смысловое значение в сказках Цель: продолжить знакомить детей с УНТ Севера. |
Самостоятельная деятельность | Рассматривание иллюстраций с изображением быта, обустройства жилища и разнообразного национального ремесла народов севера; Изо деятельность по замыслу детей. | Продолжать знакомить детей с жизнедеятельностью, бытом, обычаями, устоями народов Севера; Закреплять техники изо деятельности |
Работа с родителями | Беседа с родителями на тему «Сказки народов севера Сибири» | Напомнить родителям о важности чтения детям; Пояснить важность рассказывания скрытого смысла прочитанной сказки; Отметить поучительность сказок народов Севера |
Среда 26.01
Образовательная область | Тема | Задачи |
Познавательное развитие | «Животные и птицы Севера» | Формировать у детей представление о животных и птицах Севера. Развивать познавательный интерес ко всему живому. |
Совместная деятельность воспитателя и детей | Изготовление макета «Возле чума» Чтение сказок народов севера из книги «Малая Медведица» | Предложить детям «заселить» стойбище людьми, живущими на Севере. Разместить на макете их предметы быта; животных развивать умение работать в коллективе, договариваться. вызвать интерес и активность в ходе познавательной деятельности; продолжить знакомство с литературным творчеством северных народов; развивать речевую активность |
Самостоятельная деятельность | Рассматривание иллюстраций с северными пейзажами. | Продолжить знакомить детей с жизнью на Севере (полярная ночь, полярный день, богатство северной природы). |
Работа с родителями | Привлечение родителей к участию в театрализованной деятельности (пошив костюмов) |
Четверг 27.02
Образовательная область | Тема | Задачи |
Утренний круг | «Таинственный завиток» | Рассмотреть значение некоторых символов, используемых в орнаменте на одежде северных народов |
Речевое развитие | Ознакомление с художественной литературой Пересказ сказки «Кто всех сильнее» | Совершенствовать умение детей пересказывать сказку «в лицах». |
ХЭР | Северный орнамент | Развивать умение рисовать орнамент «северные мотивы» |
Подготовка руки к письму | «Традиционные орнаменты северных народов» | Расширить кругозор детей при знакомстве с северными национальными орнаментами. Привить интерес к культуре северных народов. Воспитывать любовь к национальным видам искусства. Готовить руку к письму |
Физическая культура | П/и. «Оленьи упряжки». Игра северных народов «Перетягивание палки» | Развивать внимание, быстроту бега; Знакомство с играми малых народностей, развивать умения перетягивать палку, не нарушая правил игры, сотрудничать с командой |
Совместная деятельность педагога и детей | Чтение сказок народов севера. Беседа «Кто живет на севере?» | Вызвать интерес и активность в ходе познавательной деятельности; Развивать речевую активность. |
Самостоятельная деятельность детей | Просмотр мультфильма: «Северная сказка». | Познакомить с условиями жизни северных народов; воспитывать уважение, бережное отношение к родному человеку. |
Работа с родителями | Предложить дома с детьми посмотреть познавательные видео о народах севера | Закреплять изученный материал с детьми. |
Пятница 28.01
Образовательная область | Тема: Музыка | Задачи |
ХЭР ХЭР Конструирование | Утренний круг - Слушание музыки коренных жителей края. Вывко – музыкальный инструмент народов Сибири | Познакомить детей с музыкальными инструментами жителей Севера Научить детей изготавливать музыкальный инструмент при помощи пуговицы и нитки. |
Социализация / Коммуникация | С.Р игра «Экспедиция на север». | Развивать умения согласовывать тему игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия для игры. Пополнить словарный запас новыми словами; Вызвать интерес и активность в ходе познавательной деятельности; |
Совместная деятельность воспитателя и детей | Чтение сказок из сборника «Малая Медведица» | Знакомство с литературным творчеством северных народов |
Понедельник 31.01
Образовательная область | Тема: Кто такие шаманы? | Задачи |
Речевое развитие | Беседа «Кто такие шаманы» | Дать первичные представления о том, кто такие шаманы в культуре народов севера. |
Самостоятельная деятельность детей | Просмотр иллюстраций «Орнамент на одежде народов севера» | Закрепить значение некоторых символов, используемых в орнаменте на одежде северных народов. |
Совместная деятельность воспитателя и детей | Просмотр мультфильма «Шаман» https://www.youtube.com/watch?v=aPMgqJE5Aro&t=30s | Развивать представления детей о шаманах и их роли в жизни народов севера. |
ХЭР | Аппликация «Северный орнамент «Олень» | Формировать умения составлять орнамент из готовых форм по мотивам орнамента северных народов. |
Физическое развитие | П.И. «Льдинки, ветер и мороз» | Развивать ловкость, выдержку, скоростные умения. |
Работа с родителями | Изготовление бубнов для театрализации | Привлечь родителей к изготовлению музыкальных инструментов для театрализованной деятельности. |
Вторник 01.02
Образовательная область | Тема: Праздники народов Севера | Задачи |
Речевое развитие | Беседа «Праздники у народов Севера» | Познакомить детей с национальными праздниками народов Севера. Расширить речевую активность, умения поддерживать диалог. Расширить словарный запас. |
ХЭР | Украсим бубен | Развивать умения детей передавать в рисунке орнаменты народов Севера. |
Физическая культура | П.И. «Солнце - Хейро» | Знакомство с играми малых народностей, развивать умений действовать в соответствии с текстом. |
Совместная деятельность воспитателя и детей | Настольная театрализованная игра по сказке «Кукушка» | Развивать навыки театрализованной деятельности. Воспитывать уважение, бережное отношение к родному человеку. |
Самостоятельная деятельность | Просмотр иллюстраций «Сказки большой медведицы» | |
Работа с родителями |
Среда 2.02
Образовательная область | Тема: Амулеты | Задачи |
Познавательное развитие | Беседа «Зачем народы Севера изготавливали амулеты, и что, это такое» | Формировать представление |
Совместная деятельность воспитателя и детей | Изготовление амулетов | Формировать умения украшать форму из картона кусочками меха, ткани, бусинами, повторяя орнамент народов Севера. |
Самостоятельная деятельность | Просмотр иллюстраций «Украшение женской одежды народов Севера» | Расширить представление детей об искусстве бисерных украшений народов Севера. |
Работа с родителями | Викторина «Северные народы Красноярского края» | Повысить компетентность родителей по теме «Жизнь народов Севера» |
Четверг 3.02
Образовательная область | Тема: Танцы народов Севера | Задачи |
Утренний круг | Музыкальная игра «У оленя дом большой». | Развить интерес детей к теме дня, повысить эмоциональный настрой на предстоящую деятельность. |
ХЭР | Танцевальные движения народов Севера | Познакомить с элементами движений танцев малочисленных народов. |
Физическая культура | П.И. «Важенки и оленята» | Развивать ловкость, быстроту, выносливость. |
Совместная деятельность педагога и детей | Просмотр «Северные танцы» https://www.youtube.com/watch?v=3w5XyLUahAM «Эвенкийские картинки» https://www.youtube.com/watch?v=MtMFB09Qhc8 | Формировать представления детей об особенностях танцевальных движений народов Севера. |
Самостоятельная деятельность детей | Д/игра: «Сложи узор» | Формировать умение составлять узоры путем комбинирования цвета и формы. Развивать мелкую моторику пальцев рук. |
Работа с родителями | Помощь в оформлении группы | Привлечь родителей к оформлению группы к театрализованному представлению |
Пятница 04.02
Театрализованное представление «Шаманская сказка о лунных птицах»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "Сказки коренных народов Красноярского края"
Викторина "Сказки коренных народов Красноярского края" для детей старшего дошкольного возраста.Цель: формирование представлений детей о разнообразии народных сказок коренных народов Красноярского края...

Презентация "Подвижные игры народов Красноярского края"
Подвижные игры имеют большое значение для всестороннего, гармоничного развития детей дошкольного возраста. Участие дошкольников в подвижных играх различной интенсивности позволяет осваивать жизненно в...

Картотека "Подвижные игры народов Красноярского края"
Подвижные игры имеют большое значение для всестороннего, гармоничного развития детей дошкольного возраста. Участие дошкольников в подвижных играх различной интенсивностипозволяет осваивать жизненно ва...

"Коренные народы Красноярского края" технология организации проектной деятельности
Познакомить детей с особенностями быта, культуры коренных народов Красноярского края на примере малого народа - Кеты....

Музыкальная гостиная «Музыка народов Красноярского края» для детей: 6-7 лет.
приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры через ознакомление с музыкой, играми, музыкальными инструментами народов Красноярского края....

"Подвижные игры народов Красноярского края"
Представленный материал в форме НОД, расширяет знания детей о родном крае через организацию национальных подвижных игр....