Проект "Северные народы Красноярского края" 2022 год
проект (старшая группа)

Курова Наталья Викторовна

Проект "Северные народы Красноярского края"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx33.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ

«Детский сад № 26 «Теремок» г. Назарово Красноярский край

 «Северные народы Красноярского края»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

для детей старшей группы « Росинка»

общеразвивающей направленности

Реализовала:

воспитатель  группы «Росинка» Курова Н.В.  

                                                                   

                                     

2022 год

Вид проекта: творческо-информационный, краткосрочный.

По числу участников: групповой (дети старшей группы от 5 до 6 лет).

Сроки реализации: 24.01.2022  – 04.02.2022

Участники проекта: дети, воспитатели, младший воспитатель, родители воспитанников.

Проблема

   Проводя беседы с воспитанниками, мы видим, что наши дети могут рассказать о местах, достопримечательностях поселка, района, но затрудняются рассказывать о народах нашей родины, в особенности о коренных жителях Сибири, об их традициях, обычаях, растительном и живом мире.

Актуальность проекта

   В  Сибири веками живут коренные народы: ненцы, долганы, эвенсы, нганасаны, селькупы и др. Народы Сибири, не смотря на свой сложный исторический путь развития, сумели сохранить и укрепить свою этническую идентификацию и традиционную культуру. Актуальность темы защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера подчеркивается и на государственном уровне.

 Одна из главных задач педагогов и родителей – это научить ребёнка с детства чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает нас.

Новизна проекта заложена в изучении именно регионального компонента с детьми дошкольного возраста. Ценность же регионального компонента состоит в возможности на его основе узнать историю края, традиции сибиряков, сибирскую культуру.

  Опираясь на культурные ценности, красоту окружающего мира и историю родного края, мы повышаем качество воспитания и обучения.

Цель: приобщение детей дошкольного возраста к культуре коренных народов Сибири с помощью знакомства с бытом и трудом, традициями и обычаями, национальными костюмами, животным и растительным миром.

Задачи

Образовательные:

- знакомить детей с историей народов Сибири;

- формировать познавательный интерес к культуре и быту народов нашей Родины;

- закреплять умение внимательно воспринимать познавательную информацию в ходе образовательной деятельности, делать обобщающие выводы;

- обогащать словарный запас детей национальными названиями края, предметов быта, одежды, ремесел, символикой;

- продолжать развивать умения давать полные ответы на вопросы воспитателя, правильно задавать вопросы;

- расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов Сибири через национальные игры, песни, танцы, народное декоративно - прикладное искусство;

- развивать интерес к театрализованной деятельности, умения использовать средства выразительности.

Развивающие:

- развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, память, воображение.

Воспитательные:

- Воспитывать добрые чувства любви и уважения к традициям и культуре народов нашей Родины.

- Воспитывать уважение к разным национальностям.

Этапы реализации проекта

I. Подготовительный этап

 - постановка цели, задач;

  Разработка проекта:

- подбор  и изучение методической литературы;

- выбор форм работы с детьми и родителями;

- выбор основных мероприятий;

- определение объема и содержания работы для внедрения проекта;

- определение и формулировка ожидаемых результатов.

II. Внедрение проекта 

-  чтение художественной и познавательной литературы, загадок и пословиц;

- беседы и практическая деятельность детей по теме проекта;

 - оформление ППРС по теме проекта;

- проведение тематической НОД;

- организация самостоятельной деятельности детей;

- приобщение родителей к участию в проекте;

- проведение подвижных игр по теме.

III. Итоговый этап

- Викторина для детей и родителей «Жизнь и быт народов севера Сибири»

- Театрализованное  представление «Шаманская сказка о лунных птицах»

Ожидаемый результат

 У детей расширятся знания о коренных народах Сибири.

 Сформируется уважительное отношение к народам нашего края, к их традициям и обычаям.

Расширится представление о народном декоративно – прикладном искусстве.

Повысится активность родителей.

Пополнится развивающая среда в группе.

Полученные результаты: в ходе проекта задачи были выполнены, цель достигнута. Дети многое узнали о народах севера Сибири. Проигрывали жизненные ситуации в сюжетно-ролевых играх, закрепляя материал на практике. Развивался познавательный интерес, закреплялся ранее полученный материал. Улучшилась работа с родителями, родители активно принимали участие.

Формы реализации проекта

- непосредственно - образовательная деятельность в игровых ситуациях

- дидактические, познавательные игры

- познавательные беседы, направленные на проявление детского интереса к истории и культуре народов севера, животном и растительном мире;

- рассматривание иллюстраций, открыток

- просматривание мини-фильмов, презентаций о достопримечательностях природы севера, растительном и животном мире народов севера;

- театрализованная деятельность;

Реализация проекта

I часть проекта

Организация «точки удивления», возбуждающей интерес детей и создающей мотивацию для познавательной активности

После того, как оформили «картинную галерею» с изображениями народов севера Сибири на шкафах в группе, обратить внимание детей на содержание картин. Провести беседу по теме проекта, используя методику трех вопросов: Дети, что вы знаете о народах Севера? Что хотите узнать? Как можно узнать?

Планирование

Воспитатель фиксирует вопросы, заданные детьми. Ребята совместно планируют, каким образом постараются получить ответы на эти вопросы: совместно с воспитателем и родителями – чтение художественной литературы, беседы с детьми, создание коллекций, открыток, книжек, придумывание сказок и рассказов; самостоятельная деятельность – придумывание игр и развлечений, закрепление знаний с помощью не сложных опытов, рисование картин.

Дети, что вы знаете о народах Севера?

Что хотите узнать?

Как узнать?

На Севере очень

холодно, поэтому люди одеваются очень тепло. Делают проруби, ловят рыбу, чтобы поесть. В домах очень тепло.

Как называются дома народов Севера, из чего их делают? Из чего шьют одежду? Чем занимаются люди? Как они разжигают огонь, чтобы приготовить пищу? Чем питаются? Что пьют? В какие игры играют дети?

Спросить у взрослых, прочитать в книгах дома или сходить в библиотеку. Задать вопрос компьютеру.

II часть проекта

Реализация запланированных мероприятий

Понедельник 24.01

Образовательная область

Тема

Задачи

Познавательное развитие

 «Культура и быт народов Сибири» ФКЦМ

дать представление об особенностях жизненного уклада коренных малочисленных народов, проживающих на территории Красноярского края

ХЭР

Лепка  «Животные Севера: олень»

учить детей лепить фигуру северного оленя; вызвать познавательную активность в ходе образовательной деятельности

Физическое развитие

Подвижная игра «Ручейки и озера»

воспитывать ловкость, выдержку;

развивать скоростные умения;

Совместная деятельность воспитателя и детей

Беседа «Кто такие коренные жители?».

дать представление о том, кто такие коренные жители, почему их называют «малыми народностями».

Самостоятельная деятельность детей

Рассматривание иллюстраций с изображениями быта народов севера Сибири

познакомить детей с народами севера, их жизнедеятельностью, бытом, обычаями, устоями;

вызвать познавательную активность в ходе образовательной деятельности

Работа с родителями

Знакомство с проектом

познакомить родителей с целями и задачами проекта;

методами добывания информации детьми

Вторник 25.01

Образовательная область

Тема

Задачи

Речевое развитие

Устное народное творчество народов Севера

Формировать представлений детей об особенностях сказок Севера, героях легенд, сказок.

ХЭР

Рисование «Жилище северных народов: чум»

Расширить  знания детей о народах, живущих на нашей планете, обучение рисованию чума

Физическая культура

П/и «Олени и каюры»

 Развивать внимание, быстроту бега

познакомить с народными играми Севера.

Совместная деятельность воспитателя и детей

Беседа «Кто живет в чуме?»

Просмотр мультфильмов

Дать представление о строительстве чума, развивать творчество, умение самостоятельно планировать ход игры- закреплять в сюжетно-ролевых играх полученные знания;

Формировать умение находить смысловое значение в сказках

Цель: продолжить знакомить детей с УНТ Севера.

Самостоятельная деятельность

Рассматривание иллюстраций с изображением быта, обустройства жилища и разнообразного национального ремесла народов севера;

Изо  деятельность по замыслу детей.

Продолжать знакомить детей с жизнедеятельностью, бытом, обычаями, устоями народов Севера;

Закреплять   техники изо  деятельности

Работа с родителями

Беседа с родителями на тему «Сказки народов севера Сибири»

 Напомнить родителям о важности чтения детям;

Пояснить важность рассказывания скрытого смысла прочитанной сказки;

Отметить поучительность сказок народов Севера

Среда 26.01

Образовательная область

Тема

Задачи

Познавательное развитие

«Животные и птицы Севера»

Формировать у детей представление о животных и птицах  Севера. Развивать познавательный интерес ко всему живому.

Совместная деятельность воспитателя и детей

Изготовление макета  «Возле чума»

Чтение сказок народов севера из книги «Малая Медведица»

Предложить детям «заселить» стойбище людьми, живущими на Севере. Разместить на макете их предметы быта; животных развивать умение работать в коллективе, договариваться.

вызвать интерес и активность в ходе познавательной деятельности;

продолжить знакомство с литературным творчеством северных народов;  развивать речевую активность

Самостоятельная деятельность

Рассматривание иллюстраций с северными пейзажами.

Продолжить знакомить детей с жизнью на Севере

(полярная ночь, полярный день, богатство северной природы).

Работа с родителями

Привлечение родителей к участию в театрализованной деятельности (пошив костюмов)

Четверг 27.02

Образовательная область

Тема

Задачи

Утренний круг

«Таинственный завиток»

Рассмотреть значение некоторых символов, используемых в орнаменте на одежде северных народов

Речевое развитие

Ознакомление с художественной литературой

Пересказ сказки «Кто всех сильнее»

Совершенствовать умение детей пересказывать сказку «в лицах».

ХЭР

Северный орнамент

Развивать умение рисовать орнамент «северные мотивы»

Подготовка руки к письму

«Традиционные орнаменты северных народов»

Расширить кругозор  детей  при знакомстве с северными  национальными орнаментами.

Привить интерес к культуре северных народов.

Воспитывать любовь к национальным видам искусства.

Готовить руку к письму

Физическая культура

П/и. «Оленьи упряжки».

Игра северных народов «Перетягивание палки»

Развивать внимание, быстроту бега;

Знакомство с играми малых народностей, развивать умения перетягивать палку, не нарушая правил игры, сотрудничать с командой

Совместная деятельность педагога и детей

Чтение сказок народов севера. Беседа «Кто живет на севере?»

Вызвать интерес и активность в ходе познавательной деятельности;

 Развивать речевую активность.

Самостоятельная деятельность детей

Просмотр мультфильма: «Северная сказка».

Познакомить с условиями жизни северных народов; воспитывать уважение, бережное отношение к родному человеку.

Работа с родителями

Предложить дома с детьми посмотреть познавательные видео о народах севера

Закреплять изученный  материал с детьми.

Пятница 28.01

Образовательная область

Тема: Музыка

Задачи

ХЭР

ХЭР

Конструирование

Утренний круг - Слушание музыки коренных жителей края.  

Вывко – музыкальный инструмент народов Сибири

Познакомить детей с музыкальными инструментами жителей  Севера

Научить детей изготавливать музыкальный инструмент при помощи пуговицы и нитки.

Социализация / Коммуникация

С.Р игра  «Экспедиция на север».

Развивать умения согласовывать тему игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия для игры. Пополнить словарный запас новыми словами;  Вызвать интерес и активность в ходе познавательной деятельности;

Совместная деятельность воспитателя и детей

Чтение сказок из сборника «Малая  Медведица»

 Знакомство с литературным творчеством северных народов  

       

Понедельник 31.01

Образовательная область

Тема:  Кто такие шаманы?

Задачи

Речевое развитие

Беседа «Кто такие шаманы»

Дать первичные представления о том, кто такие шаманы в культуре народов севера.

Самостоятельная деятельность детей

Просмотр иллюстраций «Орнамент на одежде народов севера»

Закрепить значение некоторых символов, используемых в орнаменте на одежде северных народов.

Совместная деятельность воспитателя и детей

Просмотр мультфильма «Шаман»  https://www.youtube.com/watch?v=aPMgqJE5Aro&t=30s

Развивать представления детей о шаманах и их роли в жизни народов севера.

ХЭР

Аппликация «Северный орнамент «Олень»

Формировать умения составлять орнамент из готовых форм по мотивам орнамента северных народов.

Физическое развитие

П.И. «Льдинки, ветер и мороз»

Развивать ловкость, выдержку, скоростные умения.

Работа с родителями

Изготовление бубнов для театрализации

Привлечь родителей к изготовлению музыкальных инструментов для театрализованной деятельности.

Вторник 01.02

Образовательная область

Тема:   Праздники народов Севера

Задачи

Речевое развитие

Беседа «Праздники у народов Севера»

Познакомить детей с национальными праздниками народов Севера. Расширить речевую активность, умения поддерживать диалог. Расширить словарный запас.

ХЭР

Украсим бубен

Развивать умения детей передавать в рисунке орнаменты народов  Севера.

Физическая культура

П.И. «Солнце - Хейро»

Знакомство с играми малых народностей, развивать умений действовать в соответствии с текстом.

Совместная деятельность воспитателя и детей

Настольная театрализованная игра по сказке «Кукушка»

Развивать навыки театрализованной деятельности. Воспитывать уважение,

бережное отношение к родному человеку.

Самостоятельная деятельность

Просмотр иллюстраций «Сказки большой медведицы»

Работа с родителями

Среда 2.02

Образовательная область

Тема: Амулеты

Задачи

Познавательное развитие

Беседа «Зачем народы Севера изготавливали амулеты, и что, это такое»

Формировать представление

Совместная деятельность воспитателя и детей

Изготовление амулетов

Формировать умения украшать форму из картона кусочками меха, ткани, бусинами, повторяя орнамент народов Севера.

Самостоятельная деятельность

Просмотр иллюстраций «Украшение женской одежды народов Севера»

Расширить представление детей об искусстве бисерных украшений народов Севера.

Работа с родителями

Викторина «Северные народы Красноярского края»

Повысить компетентность родителей по теме «Жизнь народов Севера»

Четверг 3.02

Образовательная область

Тема:  Танцы народов Севера

Задачи

Утренний круг

Музыкальная игра «У оленя дом большой».

Развить интерес детей к теме дня, повысить эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.

ХЭР

Танцевальные движения народов Севера

Познакомить с элементами движений танцев малочисленных народов.

Физическая культура

П.И. «Важенки и оленята»

Развивать ловкость, быстроту, выносливость.

Совместная деятельность педагога и детей

Просмотр «Северные танцы»

https://www.youtube.com/watch?v=3w5XyLUahAM

«Эвенкийские картинки» https://www.youtube.com/watch?v=MtMFB09Qhc8

Формировать представления детей об особенностях танцевальных движений народов Севера.

Самостоятельная деятельность детей

Д/игра: «Сложи узор»

Формировать умение составлять узоры путем

комбинирования цвета и формы. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Работа с родителями

Помощь в оформлении группы

Привлечь родителей к оформлению группы к театрализованному представлению

Пятница 04.02

Театрализованное представление  «Шаманская сказка о лунных птицах»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "Сказки коренных народов Красноярского края"

Викторина "Сказки коренных народов Красноярского края" для детей старшего дошкольного возраста.Цель: формирование представлений детей о разнообразии народных сказок коренных народов Красноярского края...

Сказки народов Красноярского края.

Сказки народов  Красноярского края....

Презентация "Подвижные игры народов Красноярского края"

Подвижные игры имеют большое значение для всестороннего, гармоничного развития детей дошкольного возраста. Участие дошкольников в подвижных играх различной интенсивности позволяет осваивать жизненно в...

Картотека "Подвижные игры народов Красноярского края"

Подвижные игры имеют большое значение для всестороннего, гармоничного развития детей дошкольного возраста. Участие дошкольников в подвижных играх различной интенсивностипозволяет осваивать жизненно ва...

"Коренные народы Красноярского края" технология организации проектной деятельности

Познакомить детей с особенностями быта, культуры коренных народов Красноярского края на примере малого народа - Кеты....

Музыкальная гостиная «Музыка народов Красноярского края» для детей: 6-7 лет.

приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры через ознакомление с музыкой, играми, музыкальными инструментами народов Красноярского края....

"Подвижные игры народов Красноярского края"

Представленный материал в форме НОД, расширяет знания детей о родном крае через организацию национальных подвижных игр....