"Ознакомление с родным городом"
консультация (старшая группа)
Дошкольное детство - пора открытий. Задача взрослых - помочь ребенку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию у него нравственных и патриотических чувств. Пусть маленький человек с вашей помощью открывает красоту родного города
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oznakomlenie_detey_s_rodnym_gorodom.docx | 19.14 КБ |
Предварительный просмотр:
«Ознакомление детей с родным городом»
Город мой любимый, город мой родной!
Ты зеленый летом, осенью цветной.
Чистый белоснежный ты стоишь зимой,
А весной ты нежный – я горжусь тобой!
Дошкольное детство - пора открытий. Задача взрослых - помочь ребенку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию у него нравственных и патриотических чувств. Пусть маленький человек с вашей помощью открывает красоту родного города, удивляется тому новому, которое, казалось бы, давно ему известно. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свой город, нам нужно показать его с привлекательной стороны, тем более нам есть чем гордиться. Чтобы детям было интересно, нужно им преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что их окружает и постепенно расширять круг их знаний.
Начиная работу по воспитанию любви к родному городу, педагог обязан сам его хорошо знать. Родной город… Надо показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Младшим детям надо показывать и объяснять, что все дома расположены на определенных улицах. Улицы - длинные, а дома стоят разные: и высокие многоэтажные, и низкие одноэтажные. Детский сад находится на одной улице, а дома, в которых живут дети, могут быть на другой улице. У каждой улице есть свое название, а у каждого дома - свой номер. Чтобы не заблудиться, нужно запомнить название своей улицы, номер своего дома и номер своей квартиры. Обращайте внимание детей на окружающую природу, благоустройство своего двора, рядом расположенные магазины, аптеку, почту, библиотеку. Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется - это район, в котором дети живут, и город в целом, его достопримечательности, памятники. Для этого необходимы экскурсии по городу, в парк, наблюдения за трудом взрослых. Постепенно детей начинают знакомить с достопримечательностями города: памятниками, музеями, храмами. Закрепление знаний о родном городе, его достопримечательностях можно проводить в играх «Я знаю свой город», «Памятные места», «Знаток родного города», «Мне здесь интересно». Во время экскурсий учить детей соблюдать правила поведения на улице, расширять знания детей о транспорте, больше обращать внимания на дома. Стоит познакомить детей с центральной улицей города. Чтобы закрепить полученные знания с детьми можно поиграть в дидактические игры: «Найди свою улицу», «Что я видел на своей улице», «Путешествие по микрорайону». Закрепление знаний полученных в ходе экскурсий можно отразить в продуктивной деятельности - создание поделок, рисунков, оформление альбомов, выставок.
Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город- частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
- повсюду люди трудятся для всех
- везде соблюдаются традиции
-повсюду живут люди разных национальностей
- люди заботятся о чистоте города
- есть общие профессиональные и общественные праздники и т. д.
Знакомство дошкольников с родным городом не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой. Для объяснения сложных тем, требующих объяснения, толкования лучше использовать организацию непосредственно-образовательной деятельности с детьми.
При ознакомлении с родным городом можно использовать различные виды деятельности: наблюдения, беседы, игры, труд, изобразительную деятельность, чтение художественной литературы, целевые прогулки, проектную, поисковую, исследовательскую деятельность
При знакомстве с историей родного города приходится многое им рассказывать. От того, как это сделать, зависит, воспримет ребенок новые знания или эта информация не затронет чувств детей, не вызовет у них желания узнать что-то еще. По ходу рассказа обязательно используем наглядный материал. Это фотографии, репродукции картин, слайды, схемы города, презентации о городе, детские мини презентации «Любимые места в городе» «Где можно отдохнуть»
Рассказывая о каких-то исторических событиях, не следует часто употреблять даты, т. к. в дошкольном возрасте детям не доступна хронология. Но чтобы дети поняли, что излагаемые события проходили давно, следует употреблять такие выражения «Это было очень-очень давно», «Это было тогда, когда ваши мамы и папы были маленькими»
Язык рассказа должен быть очень простым. Если в рассказе встречаются незнакомые слова, следует объяснить их значение. Дошкольники лучше воспринимают речь, если предложения в рассказе простые, короткие.
В процессе знакомства с достопримечательностями города, воспитатель часто рассказывает о различных архитектурных сооружениях: зданиях, храмах. В этом случае не следует подробно рассматривать архитектуру, использовать специальную терминологию. Достаточно выделить что-то главное, что отличает то или иное здание от других.
В работе с детьми по знакомству с родным городом необходимо широко использовать такую форму работы, как целевые прогулки и экскурсии, т. к. узнать и полюбить город только по иллюстрациям невозможно. Дети должны, прежде всего, знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день.
С какими же еще объектами полезно знакомить старшего дошкольника? Это-парковая зона, автовокзал, железнодорожный вокзал, аэропорт, театр «Сказка», Дворец молодежи, кинотеатры, зоопарк, площадь Победы, спортивные комплексы Абакана. Знакомя детей с родным городом, нельзя умолчать о памяти старшего поколения - подвиги абаканцев в дни Великой Отечественной войны. Благодарные люди поставили в их честь памятник, назвали их именами улицы города.
Детям надо показать Абакан не только как красивый город с его достопримечательностями, но и показать кипучую трудовую жизнь людей абаканцев. Дети должны знать, люди каких профессий трудятся в Абакане.
Мы живем в четвертом микрорайоне. У нас есть Преображенский парк, парк топиарного искусства. Можно отслеживать, какие изменения происходят в парках, сколько затрачено труда и как красиво и уютно становится в парках. Так, например, старшему дошкольнику нужно рассказать, что жители Абакана постоянно следят за порядком на улицах, высаживают цветы и деревья для озеленения. Значит, и он, маленький житель, должен быть причастным к делам взрослых - бережно относиться ко всему тому, что его окружает (не топтать газоны, не сорить на улице, беречь зеленые насаждения). С этого начинается формирование у ребенка чувства гордости за родной город. Нужно привлекать ребенка к посильному общественно-полезному труду в ближайшем для него окружении: в благоустройстве двора, улицы, территории детского сада, ведь ребенок более бережно относится к тому, что сделано его руками.
Весь комплекс воздействия должен быть направлен на то, чтобы вызвать у дошкольника чувство восхищения родным городом, воспитать у него любовь и привязанность к тем местам, где родился и живет.
И еще хотелось подчеркнуть особую значимость личного примера родителей в воспитании патриотизма и любви к своему городу. Ежедневно они с детьми идут по родному городу в детский сад. Пусть за этот промежуток времени ребенок открывает красоту родного города, удивляется тому новому, которое, казалось бы, давно ему известно. Сегодня родители говорят о своей улице утром. Это улица деловая, с идущими на работу людьми, детьми, спешащими в школу. Вечерняя улица совсем иная: дети видят гуляющих с детьми родителей, играющих на детских площадках своих сверстников. Наблюдать можно зимнюю улицу, когда выпал первый снег, и весеннюю с искрящейся капелью, с лужицами-зеркалами, отражающими солнечных зайчиков, летнюю улицу, озаренную светом, и осеннюю - с серыми дождями. А сколько радости возникает у дошкольника при виде предпраздничной улицы, украшенной флагами, транспарантами, гирляндами огней! Все эти впечатления, помогут ребенку знакомиться с улицей в разных ракурсах, открывая новое в привычном, обыденном. Предложите родителям, гуляя по улицам родного города и бывая на природе, фотографировать ребенка, затем совместно рассматривать фотографии и беседовать с ним о местах, запечатленных на фотографиях;
И в заключении хочется закончить замечательными словами, призывающими педагогов к активному действию: “Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине, городу».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по ознакомлению с родным городом"Мой город Химки"
Открытое занятие по ознакомлению с родным городом Химки....
Конспект НООД по ознакомлению с родным городом «Экскурсия по городу»
Данное занятие расширяет, пополняет знания детей о родном городе, его достопримечательностях....
Конспект НООД по ознакомлению с родным городом в подготовительной группе "Путешествие по родному городу"
Конспект НООД по ознакомлению с родным городом....
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста по познавательному развитию (ознакомлению с родным городом).Тема: "Мы очень любим город свой..."
Материал содержит конспект непосредственной образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста по познавательному развитию (ознакомлению с р...
Проект "Это мой город - Новокузнецк" по развитию у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств через ознакомление с родным городом
В проекте представлен материал по созданию оптимальных условий для развития у детей нравственно-патриотических чувств через ознакомление с родным городом, его историей, желание трудиться на его благо,...
Конспект НОД в подготовительной к школе группе по ознакомлению с родным городом "Любимый город Чебоксары"
В августе 2019 года Чувашия празднует 550 - летний юбилей столицы республики - города Чебоксары. Данный материал поможет педагогам провести еще одно мероприятие по ознакомлению с любимым городом. Цель...
Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с родным городом «Жердевка – город, что сердцу дорог»
Важной задачей воспитания и обучения дошкольников является нравственно-патриотическое воспитание. Данная программа направлена на ознакомление с городом и привитие любви к нему у ст...