Программа "Я ЛЮБЛЮ СВОЮ РОДИНУ МАЛУЮ"
рабочая программа
Программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с историей и культурой родного края
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 409 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»
г.Дно филиал детский сад «Солнышко»
Программа
по ознакомлению детей дошкольного возраста
с историей и культурой родного края
«Я ЛЮБЛЮ СВОЮ РОДИНУ МАЛУЮ»
с использованием регионального компонента
Составитель программы
старший воспитатель
высшей квалификационной категории
КУЗЬМИНА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА
ВВЕДЕНИЕ
Вариативная часть. Региональный компонент.
Содержание регионального компонента направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к родному краю через:
- формирование представлений о народных обычаях и традициях;
- воспитание любви к своему городу, краю, чувства гордости за него;
- расширение знаний и представлений об окружающей природной среде (природных и водных ресурсах, растительном и животном мире Псковской области);
-формирование общих представлений о прошлом и истории г. Дно и Псковского края, о знаменитых и известных земляках;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного и бережного отношения к традициям и природе своего края.
Цель программы: ознакомление дошкольников с окружающим миром на примере ближнего природного и социального окружения, осознание своего места в нем.
Задачи:
- Формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края, чувства сопричастности к ней;
- Расширение и углубление знаний воспитанников по краеведению, достопримечательностям города и области, социальным навыкам;
- Развитие интеллекта ребенка, формирование наглядно-образного мышления, повышение качеств духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения;
- Знакомство с проблемами экологии и охраны природы, памятников истории и культуры;
- Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу.
Формы организации. Материал представлен в виде блочного планирования - БЛОК: ФОЛЬКЛОР, НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ, БЛОК: МОЯ МАЛАЯ РОДИНА - ДНО, БЛОК: ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ПСКОВЩИНЫ, БЛОК: ХУДОЖЕСТВЕННО - ПРИКЛАДНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ по три месяца на учебный год. Проведение мероприятий может варьироваться в зависимости от возраста детей, целей, условий и места проведения. Это могут быть:
- фронтальные занятия;
- индивидуальные занятия;
- беседы;
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- совместная деятельность родителей с детьми;
- самостоятельная деятельность детей в группе и дома;
- праздники и развлечения
Режим проведения: планирование мероприятий в режиме дня включает в себя:
- Проведение познавательных и этических бесед, чтение русских народных сказок, драматизаций сказок, сюжетно-ролевые игры планируются воспитателем дифференцированно в утренние и вечерние часы;
- Дидактические игры проводятся в индивидуальной форме, в совместной деятельности воспитателя с детьми, рекомендуются родителям для занятий с детьми дома;
- Экскурсии и экологические акции проводятся во время занятий соответствующей тематики по разделам образовательной программы и за счет времени отведенного на прогулку;
- Музыкальные часы, музыкальные видео – путешествия, развлечения, народные праздники организуются совместно музыкальным руководителем, воспитателями и родителями;
- Выставки, тематические мини - музеи, проекты организуются во взаимодействии с детской библиотекой и домом культуры.
- Русские народные и хороводные игры проводятся во всех видах детской деятельности: на прогулках, образовательной и свободной деятельности.
Реализация программы предполагает интегративный подход – включение содержания программы во все виды детской деятельности и в образовательные области:
- «Познавательное развитие» (история, культура Псковской области, растительный и животный мир);
- «Речевое развитие» ( произведения устного народного творчества, сказки, былины);
- «Художественно-эстетическое развитие» (продуктивная деятельность, организация выставок рисунков, мастер - классы);
- «Физическое развитие» (русские народные игры)
Содержание для включения в основную общеобразовательную программу ДОУ:
БЛОК ФОЛЬКЛОР, НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ включает в себя: знакомство с русским народным фольклором, с народными и сезонными праздниками, играми, сказками, проведение в ДОУ сезонных праздников и развлечений, связанных с народным календарем – Осенины, Рождество, Масленица.
БЛОК МОЯ МАЛАЯ РОДИНА - ДНО включает познавательные беседы о г.Дно, экскурсии по улицам города и его достопримечательностям, к памятникам героев ВОВ , сюжетно-ролевые игры, работу в уголке народного творчества и в центре развития речи, работу с родителями, взаимосвязь с социумом: школа, библиотека, пожарная часть, совместные с взрослыми выставки рисунков, поделок и фотовыставки, проектную деятельность.
В БЛОК ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ПСКОВЩИНЫ входят познавательные беседы о растениях, животных, птицах, водных объектах Псковской области, видео - и фото - путешествия по достопримечательностям и историческому прошлому Пскова и области, экологические акции, знакомство с псковскими писателями и поэтами.
В БЛОКЕ ХУДОЖЕСТВЕННО - ПРИКЛАДНОЕ И МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ представлены: познавательные часы о псковских традициях и ремеслах, видеопросмотры и презентации мастер – классов по изготовлению изделий из травы, глины, бересты, музыкальные путешествия со знаменитыми земляками Псковского края, совместная продуктивная деятельность взрослых и детей.
КОМПЛЕКСНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МЛАДШАЯ ГРУППА
Сентябрь - ноябрь
Блок | Развернутое содержание работы | Категория участников | Итоговое мероприятие |
ФОЛЬКЛОР, НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ | Знакомство с колыбельными песнями, заучивание потешек: «Как у нашего кота», «Водичка, водичка», «Идет коза рогатая»; Знакомство со сказками: «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят»; Русские народные игры: «Гуси - гуси», «У медведя во бору», «Ходит Ваня», «Карусель», «кошки –мышки», «Салки- догонялки» | дети воспитатели родители | открытый показ ОД по развитию речи |
МОЯ МАЛАЯ РОДИНА - ДНО | Создание в группе уголка народного творчества; Обзорные экскурсии на участки других групп, вокруг детского сада « Осенняя краса» | педагоги родители дети воспитатели | выставки: для ДОУ «Мозаика осени», в группе «Осенний букет» |
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ПСКОВЩИНЫ | Познавательные беседы о растительном мире (деревья, кустарники, растущие на участках детского сада); Беседы - рассказы о насекомых (бабочки, комары, пчелы) | дети воспитатели
| оформление альбома для уголка природы «Познаем мир» |
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ - ПРИКЛАДНОЕ И МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ | Рассматривание иллюстраций, картин о сезонных явлениях в природе; Слушание, исполнение народных песен различных жанров: колыбельная, пестушка, потешка, прибаутка, закличка, игровая и плясовая песня, учить эмоционально отзываться на них; Знакомство с русскими народными инструментами – дудочка, ложки; Пополнение коллекции уголка народного творчества народными игрушками – матрешка. Познавательная беседа «Веселые матрешки». Рисование «Украсим платочек для матрешки»;
| дети воспитатели родители | Совместная выставка в уголке народного творчества «Веселые матрешки» Развлечение «Что у осени в корзинке» |
Декабрь - февраль
Блок | Развернутое содержание работы | Категория участников | Итоговое мероприятие |
ФОЛЬКЛОР, НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ | Знакомство со сказками: «Снегурушка и лиса», «Три медведя», «Маша и медведь»; Заучивание потешки «Наша-то хозяюшка сметлива была»; Знакомство детей с Рождеством «Пришла Коляда – отворяй ворота»; Народные игры: «Жмурки», «Бабка – ежка», «Салки», «Колпачок». | дети воспитатели родители | Драматизация сказки «Три медведя» просмотр праздника народного календаря «Гуляют ребятки в рождественские святки» с детьми старшего дошкольного возраста |
МОЯ МАЛАЯ РОДИНА - ДНО | Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку», загадывание загадок о зиме, зимней одежде. Обзорные экскурсии на участки других групп, вокруг детского сада «Уж, ты, зимушка - зима» | дети воспитатели
| выставки: для ДОУ « Вот какой он – Дед Мороз», в группе фотовыставка: «Мы любим зиму»
|
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ПСКОВЩИНЫ |
Знакомство детей с самоваром
Дидактическая игра «Напоим куклу чаем»; Познавательные беседы о животных и их детенышах (волк, лиса, заяц, медведь) | дети воспитатели | пополнение новыми материалами альбома для уголка природы «Познаем мир» |
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ - ПРИКЛАДНОЕ И МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ | Рассматривание иллюстраций, картин о сезонных явлениях в природе; Слушание, исполнение народных песен различных жанров: колыбельная, пестушка, потешка, прибаутка, закличка, игровая и плясовая песня, учить эмоционально отзываться на них. Знакомство с русскими народными инструментами - ложки, гармошка; Знакомство детей с медведем Мишуткой. Лепка посуды, выставка в уголке народного творчества | дети воспитатели музыкальный руководитель | совместная выставка в уголке народного творчества «Забавные медвежата» новогодний праздник |
Март – май
Блок | Развернутое содержание работы | Категория участников | Итоговое мероприятие |
ФОЛЬКЛОР, НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ | Знакомство с Масленицей «Масленица годовая – наша гостьюшка дорогая»; Разучивание закличек: «Весна, весна, красная!», потешек про солнышко; Знакомство со сказками «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Теремок»; Народные игры: «Солнышко-ведрышко», «Веснянка», «Летал, летал воробей». | дети воспитатели родители | Просмотр развлечения – праздника народного календаря «Широкая Масленица» с детьми старшего дошкольного возраста |
МОЯ МАЛАЯ РОДИНА - ДНО | Этическая познавательная беседа «Моя любимая мама»;
Обзорные экскурсии на участки других групп, вокруг детского сада «Весна, весна на улице» | дети воспитатели
|
выставка детских рисунков и поделок «Подарок маме» коллаж « Весенние цветы» |
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ПСКОВЩИНЫ | Знакомство с предметами обихода – глиняным горшком;
Познавательные беседы о растениях (травы, цветы); Знакомство с птицами своей местности. |
дети воспитатели | пополнение новыми материалами альбома для уголка природы «Познаем мир» |
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ - ПРИКЛАДНОЕ И МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ | Дидактическая игра «Чудесный сундучок»; Слушание, исполнение народных песен различных жанров: колыбельная, пестушка, потешка, прибаутка, закличка, игровая и плясовая песня, учить эмоционально отзываться на них. Слушание колыбельных Римского – Корсакова Знакомство с русскими народными инструментами – ложки, дудочка; Рассматривание иллюстраций, картин о сезонных явлениях в природе Выставка в уголке народного творчества игрушек, рисунков дымковской игрушки | дети воспитатели музыкальный руководитель | Совместная выставка в уголке народного творчества «Дымковские игрушки» Развлечение «Весенняя сказка» |
Мониторинг детей младшего дошкольного возраста
БЛОК «ФОЛЬКЛОР, НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ»
- Знать несколько потешек, колыбельных песенок, закличек;
- Узнавать знакомые сказки по отрывкам, иллюстрациям, предметам;
- Играть в русские народные игры;
- Проявлять эмоциональную отзывчивость.
БЛОК «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА - ДНО »
- Знать название своего города;
- Знать членов своей семьи, их имена;
- Играть в сюжетно - ролевые игры «Семья», «Детский сад».
БЛОК «ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ПСКОВЩИНЫ»
- Называть 3-4 дерева или кустарника, 3-4 растения, произрастающие на территории детского сада;
- Знать название птиц своего края;
- Знать и называть животных Псковского края;
- Называть 4-5 насекомых и место их обитания.
БЛОК ХУДОЖЕСТВЕННОЕ - ПРИКЛАДНОЕ И МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
- Знать русские народные инструменты: дудочка, ложки, гармошка;
- Знать и различать народные игрушки - матрешка, дымковская игрушка,
- Слушать и эмоционально отзываться на музыку Римского-Корсакова
КОМПЛЕКСНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Сентябрь - ноябрь
Блок | Развернутое содержание работы | Категория участников | Итоговое мероприятие |
ФОЛЬКЛОР, НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ | Разучивание потешек «Наш козел», «А тари- тари – тари», русских народных загадок, потешек, попевок о домашних животных; Знакомство со сказками: «Бычок – смоляной бочок», «Золотое веретено», «Лисичка со скалочкой», «Петушок и бобовое зернышко»; Русские народные игры: «Летал воробей», «Капуста», «Золотые ворота», «У дядюшки Трифона» | дети воспитатели родители | инсценировка сказки по выбору воспитателей;
|
МОЯ МАЛАЯ РОДИНА - ДНО | Обновление и пополнение предметно-развивающей среды – уголка народного творчества; Экскурсия по улице, на которой находится детский сад; Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Детский сад» (расширение и обогащение сюжетов) | дети воспитатели родители | участие в выставках группы и сада на осеннюю тематику оформление фотоальбома для ЦРР «Мы гуляем» |
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ПСКОВЩИНЫ | Познавательные беседы: «Животные Псковской области» (заяц-русак, белка, ондатра, лесная куница); Беседа: «Край родной – частица России» | дети воспитатели | оформление групповых выставок рисунков на данные темы |
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ - ПРИКЛАДНОЕ И МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ | Познавательная беседа: «Чудо – глина»; Игра на русских народных инструментах – ложки, дудочка. | дети воспитатели музыкальный руководитель | продуктивная деятельность – лепка глиняных игрушек выступление на осеннем утреннике с номером «Ложкари» |
Декабрь - февраль
Блок | Развернутое содержание работы | Категория участников | Итоговое мероприятие |
ФОЛЬКЛОР, НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ | Разучивание русской народной песенки: «Как на тоненький ледок», заклички «Мороз, мороз, не морозь мой нос», рождественских колядок. Знакомство и пересказ сказок: «Зимовье зверей», «Заюшкина избущка», «Лисичка –сестричка и серый волк» Народные игры: «Два Мороза», «Новогодняя хороводная», «Зимний хоровод», «Обыкновенные жмурки», «Бабка – ежка» | дети, воспитатели, родители, музыкальный руководитель | новогодний утренник участие в выставке ДОУ на зимнюю тематику |
МОЯ МАЛАЯ РОДИНА - ДНО | Работа в центрах развития речи: рассматривание открыток, фотографий об улицах и объектах города; Закрепление правил поведения на улице и в общественных местах; Беседа о водных объектах Дновского района (река Полонка и Шелонь) | дети, воспитатели | создание коллажа: «Я и улица моя» |
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ПСКОВЩИНЫ | Беседа: «Наши пернатые друзья» (о птицах Псковского края»; Псковские писатели – детям: стихи Ирены Панченко («Радуга», «Отважный цветок») | дети, воспитатели | Совместная продуктивная деятельность «Кормушка для птиц» |
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ - ПРИКЛАДНОЕ И МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ | Познавательная беседа – видеопрезентация: «Псковская керамика»; Музыкальные путешествия: «Псковские гусельные наигрыши»
| дети, воспитатели, родители, музыкальный руководитель | оформление выставки в уголке народного творчества: « Псковская керамика» |
Март - май
Блок | Развернутое содержание работы | Категория участников | Итоговое мероприятие |
ФОЛЬКЛОР, НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ | Отгадывание загадок и заучивание закличек о весне, знакомство с потешным фольклором – дразнилками, скороговорками, разучивание и самостоятельное придумывание небылиц; Узнавание знакомых сказок по отрывкам из них, иллюстрациям, предметам. Самостоятельное творческое развитие сюжета сказки «Колобок», «Курочка –ряба»; Знакомство с русским народными праздникоми – Масленицей, разучивание песенок про блины; Пасха. Народные игры: «Земелюшка – чернозем», «Веснянка», «Классы», «Пастух и стадо», «Пчелка и ласточки», «Солнышко – ведрышко», «Верба- вербочка» | дети, воспитатели, родители, музыкальный руководитель | Просмотр развлечения – праздника народного календаря «Широкая Масленица» с детьми старшего дошкольного возраста |
МОЯ МАЛАЯ РОДИНА - ДНО | Беседа «Я люблю свой детский сад», продуктивная совместная деятельность с воспитателем: создание коллажа на данную тему; Работа с родителями: создание мини - музея в группе: «Животный и растительный мир Дновского района»
| дети, воспитатели, родители | групповая фотовыставка «Мой дом, моя улица» |
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ПСКОВЩИНЫ | Беседа: «Растения - первоцветы Псковской области, занесенные в Красную книгу»; Чтение сказок А.С. Пушкина, беседа о его творчестве | дети, воспитатели, родители | выставка в ЦРР: «Сказки А.С. Пушкина» |
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ - ПРИКЛАДНОЕ И МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ | Мастер - класс: «Шелонские традиции – плетение из болотных трав» - видеоэкскурсия Музыкальный час: «Русские песенные традиции – фольклорная псковская певица Сергеева О.Ф. (Усвятский район) | дети, воспитатели. музыкальный руководитель | выставка: «Чудесное превращение » |
Мониторинг детей среднего дошкольного возраста
БЛОК «ФОЛЬКЛОР, НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ»
- Знать несколько потешек, прибауток, закличек, рассказывать их;
- Уметь отгадывать загадки, проговаривать скороговорки;
- Знать и пересказывать русские народные сказки, знать их героев и персонажей;
- Знать название 3-4 русских народных игр, играть в них;
- Называть несколько народных праздников.
БЛОК «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА - ДНО »
- Знать название своего города, адрес проживания;
- Рассказывать о себе, своей семье;
- Знать название 4-5 улиц родного города, уметь находить их на фотографиях;
- Называть представителей растительного и животного мира Дновского района;
- Самостоятельно выбирать сюжет и играть в сюжетно-ролевые игры «Семья», «Детский сад», «Библиотека»;
БЛОК «ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ПСКОВЩИНЫ»
- Знать названия своего края;
- Называть 5-6 животных Псковской области, рассказывать о местах их обитания;
- Называть 3-4 растения, занесенные в Красную книгу;
- Называть водные объекты Дновского района и рассказывать о них;
- Называть имена псковских писателей и поэтов.
БЛОК ХУДОЖЕСТВЕННОЕ - ПРИКЛАДНОЕ И МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
- Знать русские народные инструменты: дудочка, ложки, гармошка;
- Знать и различать народные игрушки - матрешка, дымковская игрушка,
- Слушать и эмоционально отзываться на музыку Римского-Корсакова
КОМПЛЕКСНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
СТАРШАЯ ГРУППА
Сентябрь - ноябрь
Блок | Развернутое содержание работы | Категория участников | Итоговое мероприятие |
ФОЛЬКЛОР, НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ | Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте, гостеприимстве; Беседа о народных обычаях и праздниках (Покров, Сергиев день); Беседы об осени с использованием народных примет, песенок, пословиц; Чтение и рассказывание сказок: «Мужик и медведь», «У страха глаза велики», «Заяц-хваста», «Крылатый, мохнатый да масляный»; Русские народные игры: «Капуста», «Урожайная», «Гуси летят», « Хороводная – огородная» | дети, воспитатели, родители, музыкальный руководитель
| осеннее развлечение «Капустник» |
МОЯ МАЛАЯ РОДИНА - ДНО | Пополнение уголков народного творчества материалами и предметами народного быта; Экскурсия «По улицам родного города»; Обогащение сюжетов, изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм «Семья», «Детский сад», «Магазин», «Библиотека»; Подбор материала для альбома «Природа нашего края» | дети, воспитатели, родители, музыкальный руководитель | изготовление альбома «Природа нашего края»
|
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ПСКОВЩИНЫ | Беседа: «Лекарственные растения Псковской области» (ромашка, мята, мать - и – мачеха); Слайд – путешествие «Славный город на реке» | дети, воспитатели, старший воспитатель | добавление иллюстрационного материала в альбом «Природа нашего края» |
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ - ПРИКЛАДНОЕ И МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ | Познавательная беседа: «Псковская глиняная игрушка»; Музыкальное видео - путешествие: «Н.А. Римский-Корсаков (музейно-усадебный комплекс Любенск -Вечанша Плюсский район)» | дети, воспитатели, старший воспитатель, музыкальный руководитель |
выставка глиняных игрушек в уголке народного творчества |
Декабрь - февраль
Блок | Развернутое содержание работы | Категория участников | Итоговое мероприятие |
ФОЛЬКЛОР, НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ | Разучивание закличек, загадок о зиме, о православных праздниках (Рождество, Святки) и колядовании, разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз»; Знакомство со сказкой Ушинского «Проказы старухи зимы», чтение сказки «Морозко», «Два Мороза»; Русские народные игры: «Обыкновенные жмурки», «Иголка, нитка, узелок», «Два Мороза», «Горелки», «Зимний хоровод» | дети воспитатели музыкальный руководитель | Участие в развлечении «Гуляют ребятки в рождественские Святки» |
МОЯ МАЛАЯ РОДИНА - ДНО | Работа в центре развития речи: беседы о достопримечательностях города, рассматривание иллюстраций, фотографий о родном городе; Экскурсия в литературную гостиную Дновской детской библиотеки; Беседа: «Мир природы города Дно и района» | Дети, воспитатели, специалисты Дновской детской библиотеки | Литературная гостиная |
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ПСКОВЩИНЫ | Животные Псковской области, занесенные в Красную книгу; Защитники земли Псковской: князь Александр Невский, Довмонт Тимофей, Всеволод Гавриил. | дети, воспитатели, старший воспитатель | участие в спортивных соревнованиях, посвященных Дню защитника Отечества |
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ - ПРИКЛАДНОЕ И МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ | «Гармошечный наигрыш скобаря» - музыкальный час; «Дело мастера боится» - познавательная беседа о псковских мастерах | дети воспитатели | пополнение уголка народного творчества новыми материалами |
Март - май
Блок | Развернутое содержание работы | Категория участников | Итоговое мероприятие |
ФОЛЬКЛОР, НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ | Разучивание закличек, песенок, пословиц о весне; пение частушек; Знакомство с русскими народными небылицами; рассказ воспитателя о праздновании Масленицы, Вербного воскресенья, о вербе; о традициях народных гуляний на Пасхальной неделе; Чтение сказки Н. Павловой «Под кустом», р.н. с. «Каша из топора». Словесные игры. Русские народные игры: «Горелки», «Пятнашки», «Салки», «Пастух и стадо», «Ручеек», «Пошла млада за водой», «Во поле береза стояла»
| дети, воспитатели, старший воспитатель | участие в развлечении «Широкая Масленица» весеннее развлечение |
МОЯ МАЛАЯ РОДИНА - ДНО | Беседа: «Профессии моих родителей»; Совместная выставка рисунков детей и родителей: «Моя малая родина»; Экскурсия в церковь Михаила Архангела (в рамках работы кружка по духовно-нравственному воспитанию «Доброе сердечко») | Дети. воспитатели, родители | создание альбома «Профессии»; совместная выставка рисунков детей и родителей: «Моя малая родина» |
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ПСКОВЩИНЫ | Ирена Панченко – писатель и художник. Чтение стихотворения «Прогулка по Пскову»; Экологическая акция «Первоцвет» (сохранение в природе весенних цветов) | дети, воспитатели | посадка и наблюдение за ростом растений в «Огороде на окне» |
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ - ПРИКЛАДНОЕ И МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ | Музыкальные путешествия: М.П. Мусорский «Картинки с выставки»; «Масленица широкая» - развлечение (беседы, продуктивная деятельность, разучивание песенок-закличек) | дети, воспитатели, музыкальный руководитель | участие в развлечении «Масленица широкая» |
Мониторинг детей старшего дошкольного возраста
БЛОК «ФОЛЬКЛОР, НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ»
- Знать пословицы, поговорки, заклички по временам года, самостоятельно придумывать небылицы и загадки;
- Самостоятельно организовывать и играть в русские народные игры, знать их названия;
- Инсценировать отрывки из знакомых сказок с помощью различных видов театра;
- Называть народные праздники, время их проведения, обычаи и традиции народных гуляний;
БЛОК «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА - ДНО »
- Знать название своего города, его историю;
- Уметь рассказывать о гербе города Дно;
- Знать несколько фольклорных и литературных произведений о семье, рассказывать их;
- Участвовать в совместной деятельности с воспитателями и родителями в разработке проекта «Моя малая Родина»;
- Называть достопримечательности города Дно, знать, где они находятся;
- Самостоятельно выбирать и обогащать сюжет в ролевых играх «Семья», «Детский сад», «Больница», «Библиотека», «Школа», «Пожарная часть».
БЛОК «ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ПСКОВЩИНЫ»
- Иметь представление об истории области и района, рассказывать о гербе г. Пскова;
- Рассказывать о животном мире Псковской области, его особенностях, знать животных, занесенных в Красную книгу;
- Называть имена защитников земли Псковской;
- Знать имена и произведения псковских писателей и поэтов;
- Иметь представление о некоторых интересных местах Псковщины (заповедник Полистовский, Михайловское, музейно-усадебный комплекс Любенск -Вечанша Плюсский район );
- Знать и называть ремесла Псковщины: валяние валенок, каменное зодчество, кузнечное и гончарное дело.
- Участвовать в экологических акциях, проводимых в ДОУ.
БЛОК ХУДОЖЕСТВЕННОЕ - ПРИКЛАДНОЕ И МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
- Знать и рассказывать о псковской глиняной игрушке;
- Знать псковские ремесла: кузнечное дело - художественная ковка, валяние валенок, вышивка, конструирование народного костюма, изготовление сувениров;
- Уметь подыгрывать мелодии на русских народных инструментах: трещотка, погремушка, ложках;
- Знать и называть композиторов Псковщины: Н.А. Римский-Корсаков, М.П. Мусорский, Н.П. Яхонтов;
КОМПЛЕКСНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Сентябрь - ноябрь
Блок | Развернутое содержание работы | Категория участников | Итоговое мероприятие |
ФОЛЬКЛОР, НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ | Беседы об осенних месяцах, народных праздниках осени: Семенов день, Покров, Синичкин день, Кузьминки. Повторение закличек, поговорок, пословиц об осени, труде, природе; Знакомство с русской народной вышивкой, традицией совместного труда рукодельниц на посиделках; Русские народные игры: « Ворота», Карусель», «В углы», «Муха», «У рябинушки», «Круговая лапта», «На горе – то калинушка», «Иголка, нитка, узелок». | дети, воспитатели, музыкальный руководитель
| развлечение «Осенние посиделки» |
МОЯ МАЛАЯ РОДИНА - ДНО | Разработка проекта «Моя малая Родина»;
Работа в уголке народного творчества (расширение и обогащение материалов), выставка работ местных мастеров «Золотые руки наших земляков»; Изготовление атрибутов (на ОД по конструированию в свободной деятельности), обогащение сюжетов в сюжетно-ролевых играх «Семья», «Детский сад», «Больница», «Библиотека», «Школа», «Пожарная часть»; Экскурсия «Достопримечательности нашего города» | дети воспитатели родители | выставка работ местных мастеров «Золотые руки наших земляков»; |
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ПСКОВЩИНЫ | Беседа: «Герб города Пскова»; Видеоэкскурсия: «Заповедник Полистовский (Бежаницкий район)» | дети, воспитатели, старший воспитатель | Создание альбома: «Познай свой край родной» |
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ - ПРИКЛАДНОЕ И МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ |
Псковские ремесла: кузнечное дело -художественная ковка ( видеопрезентация); Разучивание и подыгрывание мелодий на русских народных инструментах: трещотка, погремушка, ложки. | дети, воспитатели, старший воспитатель | Развлечение: «Осенние посиделки» |
Декабрь - февраль
Блок | Развернутое содержание работы | Категория участников | Итоговое мероприятие |
ФОЛЬКЛОР, НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ | Беседы о характерных особенностях зимы, о рождественских праздниках, святочных гаданиях; Повторение пословиц о труде и мастерстве; Чтение и рассказывание сказок: «Снегурочка», «Семь Симеонов», «Мороз Иванович»; рассказов, былин о русских богатырях; Народные игры: «Горшки», «Гори-гори ясно!», «Звонарь», «Колечко», «Третий – лишний». | дети воспитатели музыкальный руководитель | развлечение «Рождественские колядки» |
МОЯ МАЛАЯ РОДИНА - ДНО |
Работа по проекту «Моя малая Родина»; Работа в центре развития речи: чтение познавательной литературы, рассматривание фотоиллюстраций о Дновском районе и его достопримечательностях; Беседа о гербе г.Дно; Работа с родителями: составление генеалогического дерева семьи; Видеоэкскурсия «Святые места Дновского района». | дети, воспитатели, родители, ст. воспитатель | Выставка: «Моя семья» |
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ПСКОВЩИНЫ | Растения и животные Псковской области, занесенные в Красную книгу; Слайд - путешествие «Княгиня Ольга - основательница Пскова» | дети. воспитатели, ст. воспитатель | Пополнение альбома «Познай свой край родной» новыми материалами (детские рисунки, фотографии) |
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ - ПРИКЛАДНОЕ И МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ | Музыкальные путешествия: знаменитые земляки - Николай Петрович Яхонтов; Познавательный час: «Центрально – псковские традиции – валяние валенок» | дети, воспитатели, ст. воспитатель | Развлечение «Рождественские колядки» |
Март - май
Блок | Развернутое содержание работы | Категория участников | Итоговое мероприятие |
ФОЛЬКЛОР, НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ | Этические беседы о маме с включением народных пословиц и поговорок; рассказ воспитателя о праздновании вербного воскресенья, Пасхи; беседы о народном костюме и русской избе; Беседы о русских обычаях встречи весны, пение песен и закличек о весне; Народный юмор: (докучные сказки, скороговорки, дразнилки); Рассказ о матрешке, разучивание частушек и стихов о матрешках; Беседа о русской народной песне, Знакомство с пословицами и поговорками о песне; Народные игры: «Лапта», «Жмурки», «Горелки», «Бабка- ежка», словесные народные игры: «Садовник», «Бирюльки», «Путаница» | дети воспитатели музыкальный руководитель | Утренник, посвященный международному женскому дню 8 марта Участие в праздновании масленичной неделе |
МОЯ МАЛАЯ РОДИНА - ДНО | Работа по проекту «Моя малая Родина»; Экскурсия в пожарную часть, участие в неделе ОБЖей-ка»; Беседа: «Они сражались за родину» (О земляках, героях ВОВ); Экскурсия в парк к памятникам воинам –освободителям г.Дно | дети, воспитатели, родители, ст. воспитатель | Открытый показ НОД Фотовыставка: «Художники и поэты Дновщины»; Групповая выставка детских рисунков: «Мой город Дно»; |
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ПСКОВЩИНЫ | Экологическая акция: «Аллея выпускников» (посадка кустарников на участках детского сада»; Архитектурная мозаика: «Каменное зодчество древнего Пскова» (видео презентация) | дети, воспитатели, родители, ст. воспитатель | посадка выпускниками и родителями кустарников на участках детского сада |
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ - ПРИКЛАДНОЕ И МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ | Познавательная беседа: «Псковские масленичные традиции в народной речи»; Музыкальный час: видеопросмотр «Усадьба семьи Мусорских, пос.Карево, Псковской области»; Беседа – показ: «Псковские женские ремесла (вышивка, конструирование народного костюма, сувениры) | дети воспитатели музыкальный руководитель | Участие в развлечении «Масленица широкая» - (беседы, продуктивная деятельность, разучивание песенок-закличек); Пополнение альбома «Познай свой край родной» новыми материалами (детские рисунки, фотографии)
|
Мониторинг детей старшего дошкольного возраста
БЛОК «ФОЛЬКЛОР, НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ»
- Знать пословицы, поговорки, заклички по временам года, самостоятельно придумывать небылицы и загадки;
- Самостоятельно организовывать и играть в русские народные игры, знать их названия;
- Инсценировать отрывки из знакомых сказок с помощью различных видов театра;
- Называть народные праздники, время их проведения, обычаи и традиции народных гуляний;
БЛОК «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА - ДНО »
- Знать название своего города, его историю;
- Уметь рассказывать о гербе города Дно;
- Знать несколько фольклорных и литературных произведений о семье, рассказывать их;
- Участвовать в совместной деятельности с воспитателями и родителями в разработке проекта «Моя малая Родина»;
- Называть достопримечательности города Дно, знать, где они находятся;
- Самостоятельно выбирать и обогащать сюжет в ролевых играх «Семья», «Детский сад», «Больница», «Библиотека», «Школа», «Пожарная часть».
БЛОК «ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ПСКОВЩИНЫ»
- Иметь представление об истории области и района, рассказывать о гербе г. Пскова;
- Рассказывать о животном мире Псковской области, его особенностях, знать животных, занесенных в Красную книгу;
- Называть имена защитников земли Псковской;
- Знать имена и произведения псковских писателей и поэтов;
- Иметь представление о некоторых интересных местах Псковщины (заповедник Полистовский, Михайловское, музейно-усадебный комплекс Любенск -Вечанша Плюсский район );
- Знать и называть ремесла Псковщины: валяние валенок, каменное зодчество, кузнечное и гончарное дело.
- Участвовать в экологических акциях, проводимых в ДОУ.
БЛОК ХУДОЖЕСТВЕННОЕ - ПРИКЛАДНОЕ И МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
- Знать и рассказывать о псковской глиняной игрушке;
- Знать псковские ремесла: кузнечное дело - художественная ковка, валяние валенок, вышивка, конструирование народного костюма, изготовление сувениров;
- Уметь подыгрывать мелодии на русских народных инструментах: трещотка, погремушка, ложках;
- Знать и называть композиторов Псковщины: Н.А. Римский-Корсаков, М.П. Мусорский, Н.П. Яхонтов;
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, издание 2-е исправленное, МОЗАИКА – СИНТЕЗ, Москва 2014;
- « Приобщение старших дошкольников к традициям родного края», Л.О. Тимофеева, Н.Н. Волхова и др., Волгоград «Учитель» 2014 г.;
- Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, методическое обеспечение А.Я. Ветохина, З.Д. Дмитренко, СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011;
- «Экспресс – конструктор образовательной программы» методическое пособие Н.В. Микляева, «ТЦ СФЕРА», 2014;
- Интернет- ресурсы: блог «Познай свой край родной», виртуальные путешествие для детей по Псковскому краю, основные на материале проекта Централизованной библиотечной системы г. Пскова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Я люблю свою Родину"
Основная цель- как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты национального характера....
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/06/picture-175747-1373100317.jpg)
КВН по нравственно-патриотическому воспитанию «Как я люблю свою Родину?»
Расширять представления детей о стране, о своей малой Родине;Продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного края;Способствовать развитию у детей интереса и желания в изучении родног...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/09/picture-1139203-1707450835.jpg)
Мастер-класс для педагогического сообщества «Я люблю свою Родину»
Любовь к родному городу, гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/28/picture-1041942-1572275232.jpg)
НОД по развитию речи в средней группе. «Люблю свою Родину, родной Кузбасс»
Цели: Закрепление у детей знания о своей стране, воспитание любви и гордости за свою Родину.Задачи:Обобщать и систематизировать знания детей о России.Познакомить детей с государственными символиками с...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/31/picture-747056-1617203969.jpg)
КВН по нравственно-патриотическому воспитанию «Как я люблю свою Родину?»
Цель:Обобщить и систематизировать знания детей о стране, о своей малой Родине.Задачи:Расширять представления детей о стране, о своей малой Родине;Продолжать знакомить детей с достопримечател...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/06/picture-175747-1373100317.jpg)
КВН по нравственно-патриотическому воспитанию «Как я люблю свою Родину?»
КВН по нравственно-патриотическому воспитанию«Как я люблю свою Родину?»Цель:Обобщить и систематизировать знания детей о стране, о своей малой Родине.Задачи:Расширять представления дет...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/19/picture-526202-1416421676.jpg)
Сценарий КВН "Я люблю свою Родину" для старшей группы
КВН по нравственно-патриотическому воспитанию«Я люблю свою Родину»Цель:Обобщить и систематизировать знания детей о стране, о своей малой Родине.Задачи:Расширять представления детей о ...