«Жилище северных народов» 18.11.2021г.
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Мамонтёнок»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
Образовательная область: Ознакомление с окружающим миром. Познание. Тема: «Жилище северных народов»
г. Салехард 2021
Конспект занятия «Жилище северных народов»
(старшая группа)
Задачи:
Обучающие задачи:
Расширять знания детей о жилище и быте коренных жителей тундры - ненцев.
Познакомить детей с последовательностью сбора чума.
Закрепить знания детей через продуктивную деятельность – «Сбор чума»: как строится чум, что и где находится в чуме.
Дать представление об орнаменте.
Развивающие задачи:
Развивать познавательный интерес.
Расширять словарный запас детей.
Развивать диалогическую речь.
Развивать творческие способности и мелкую моторику рук.
Воспитательные.
Воспитывать чувство толерантности по отношению коренным народностям севера.
Ход НОД
Организационный момент.
Входит воспитатель в руках кукла в национальной одежде народов ханты, здоровается с детьми.
К вам пришла я не одна,
Гостью к вам я принесла,
Будем вместе мы играть,
На вопросы отвечать.
- К нам пришла сегодня гостья, давайте встретим ее. (Дети здороваются с куклой).
- Ребята, наша гостья очень любит свой край. И хотела бы рассказать вам о нем.
-Ребята, живу я на далеком севере, коренные жители нашего края – это ханты, а жилище наше называется –чум.
Основная часть.
- Давайте посмотрим, какой бывает чум, как его строят и что находиться внутри чума.
- Ставят чум быстро, по строго установленным правилам. Сначала определяют центр чума - там будет печь, под неё клали железный лист. Слева и справа раскладывали широкие длинные доски вместо пола.
Главный элемент чума — шест. Их делают из ровной ели или сосны подбирают долго и тщательно.
На одинаковом расстоянии от центра чума в землю втыкают три основных шеста. Верхние концы связаны вместе. Затем по кругу устанавливают другие шесты по порядку. Чем больше шестов у чума, тем он вместительнее.
Строят его из оленьих шкур, зимой в нем тепло, а летом прохладно. В верхней части чума находится дымовое отверстие.
Когда каркас готов, на него натягивали покрытие – шкуры зимой, весной и осенью войлок, летом брезент.
Чтобы в чум не проникал ветер, к основанию подгребали снег, ставили нарты.
Форма конуса делает жилище устойчивым при метелях и сильных ветрах. Снег скатывается, не задерживаясь, поэтому при переезде на другое место чум можно разобрать без очистки.
Когда пастухи вместе со стадом оленей кочуют по тундре, то в местах, где большие и богатые пастбища, они делают временную остановку. Устанавливают чумы, раскладывают костры. Вот такое место и называется – стойбище. Место для стойбища люди выбирают там, где повыше, чтобы вода стекала вниз, чтоб не было сыро.
Летом чума ставят на открытых местах рядом с водоемом. Чтобы вблизи был ягель, корм для оленей.
Чум — это переносное жилище северных народов конической формы шатер, покрытый шкурами, войлоком, брезентом.
- Ребята, послушайте загадку про чум.
В доме лишь одна стена,
Очень круглая она
До того она кругла –
Ни единого угла.
Чтобы жилище всегда было тёплым, около входа в чум складываются дрова. Женщины собирают дрова для очага, колют их, сушат у входа, а потом используют для разжигания огня.
Из мебели в чуме - низкий столик высотой 20 сантиметров, за которым едят.
Вещи в чумах хранят в мешках разных размеров из оленьих шкур.
Для перевозки деталей чума необходимо восемь грузовых нарт.
Основная деятельность ненцев – это оленеводство, рыболовство, охота.
- Ребята, а давайте поиграем.
Физминутка «У оленя дом большой».
У оленя (руки вверх к голове, как рога оленя)
Дом большой (руки над головой «домиком»)
Он глядит (правую руку над глазами)
В своё окно (двумя руками сначала вертикально, потом горизонтально изображается окно)
Заяц (ладони к голове, как уши зайца)
по лесу бежит (руки сжать в кулаках, локти согнуть, изобразить бег)
В дверь к нему стучится: (кулаком «постучаться»)
«Стук-стук
Дверь открой (изобразить, как открывается дверь)
Там в лесу (показать большим пальцем назад через плечо)
Охотник злой!» (сердитое лицо)
«Заяц, заяц, забегай (опять изобразить зайца)
Лапу мне давай!» (подать руку)
Продуктивная деятельность
- Ребята, наша гостья к нам пришла с подарком, она принесла всё, что необходимо для строительства чума. Конечно, он будет не такой большой как настоящий, но зато вы сможете его сами собрать. Хотите?
- Дети вместе с воспитателем строят чум.
- Наш чум готов.
- Хороший чум у нас получился?
- Теперь каждый из вас знает, как строят чум ханты.
- Но посмотрите, у нас еще есть конверт.
- Посмотрим, что там?
Воспитатель достаёт из конверта полоски бумаги с изображением орнамента.
- Ребята, что это такое? (Орнамент, узор).
- Правильно это ненецкий орнамент.
- Для чего его используют? (Для украшения одежды, обуви, сумочек).
- Орнаментом ханты украшают даже свои чумы, чтобы они были красивые. И мы тоже можем украсить свой чум.
Воспитатель раздаёт детям полоски с изображение орнамента и просит его украсить чум, который построили.
Дети украшают чум орнаментом.
Итог:
- Ребята, молодцы, посмотрите какие интересные и красивые чума у вас получились.
- Что вы сегодня интересного и нового узнали из нашей беседы?
- Что вам больше всего понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
10 удивительных жилищ разных народов
Человек во все времена стремился к теплу и уюту, к внутреннему покою. Даже самые заядлые авантюристы, которых всегда манят горизонты, рано или поздно возвращаются к домашнему очагу. Люди разных национ...
5 минутный мастер- класс. Жилище северных народов- чум.
Мой небольшой проект-как изготовить макет чума из подручных материалов и украсить группу к Новому году....
Консультация для родителей "Традиционное жилище коми народа"
Консультация для родителей подготовительных групп "Традиционное жилище коми народа"...
Жилище северных народов
Дать представление о жилище кочевых народов округа «чум», нарисовать чум нетрадиционными техниками рисования....
Презентация "Жилище коми народа - коми изба".
Презентация для детей старших-подготовительных групп "Жилище коми народа - коми изба"....
Конспект История возникновения жилища разных народов
Конспект образовательной деятельности с детьми по ознакомлению с историей жилища человека и развитию конструктивных навыков...
Беседа "Юрта - жилище тувинского народа"
Беседа с детьми...