«Национальные игры народов Ямала» 17.02.2022г
план-конспект занятия (старшая группа)

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 17.02.22_nats.igry_narodov_yamala.docx499.15 КБ

Предварительный просмотр:

«Национальные игры народов Ямала» 17.02.22г

Цель: продолжать знакомить детей с разнообразием подвижных игр народов Севера; содействовать привитию интереса и потребности к повседневным занятиям подвижными играми, физическими упражнениями, спортом, как одному из условий здорового образа жизни; обучить правилам поведения в процессе коллективных действий; воспитывать целеустремлённость, самостоятельность, ответственность за свои действия; развивать двигательную активность в народных играх и состязаниях; воспитывать бережное отношение к окружающей среде, к народным традициям.
Оборудование: маски для игр, малых мяча, канат
Словарь: Обычаи, традиции, предки.
Ход занятия
Мотивационно – побудительный этап
.
- Здравствуйте ребята, давайте поприветствуем друг друга!
«Здравствуй, солнце золотое,
 Здравствуй, небо голубое.
 Здравствуй, Матушка земля,
 Здравствуй, Родина моя!»
Воспитатель:
- Сегодня я хочу рассказать вам о традиционных играх людей живущих на Ямале. Мы с вами уже знаем, что у каждого народа есть свои песни, сказки, свои традиционные наряды, а также игры. Национальные игры имеют огромное значение. Они возникли ещё в далекой древности, и передаются из поколения в поколение. Игры народов севера ярко отражают образ жизни людей, их быт, труд, также развивают необходимые физические качества- ловкость, силу, выносливость, но и воспитывают наблюдательность, терпение, смелость.

 Ненецкие игры:
«Рыбаки и рыбки»
На полу лежит шнур в форме круга - это сеть. В центре круга стоят трое детей - рыбаков, остальные игроки - рыбки. Дети-рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг. Дети-рыбаки ловят их. Правила игры. Ловить детей-рыбок можно только в кругу. Рыбки должны забегать в круг (сеть) и выбегать из него, чтобы рыбаки их не поймали. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак.
«Перетягивание каната»
На площадке (в зале) проводится черта. Играющие делятся на две команды и встают по обе стороны черты, держа в руках канат. По сигналу водящего «Раз, два, три - начни!» каждая команда старается перетянуть соперника на свою сторону. Чья команда сумеет это сделать, та считается победительницей, ей вручают сувениры, как на празднике оленеводов.
Правила игры. Начинать перетягивание каната можно только по сигналу. Команда, перешагнувшая черту, считается побежденной
«Важенки и оленята»
На площадке (в зале) нарисовано несколько кругов. В каждом из них находится важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки (зала). На слова ведущего:
- Бродит в тундре важенка,
С нею - оленята,
Объясняет каждому
Все, что непонятно.
Топают по лужам
Оленята малые.
Терпеливо слушая
Наставленья мамины.
Играющие-оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова «Волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (круги). Пойманного олененка волк уводит с собой.
Правила игры. Движения выполнять в соответствии с текстом. Волк начинает ловить только по сигналу и только вне домика.
«Волк и олени»
Из числа играющих выбирается волк, остальные олени. На одном конце площадки (зала) очерчивается место для волка. Олени пасутся на противоположном конце площадки (зала). По сигналу «Волк!» волк просыпается, выходит из логова, сначала широким шагом обходит стадо, затем постепенно круг обхода сужает. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (коснуться). Пойманного волк отводит к себе.
Правила игры. Выбегать из круга можно только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком.
Игры народов Коми:
«Охота на оленей» 
Играющие делятся на две команды. Все становятся за чертой, проведенной на расстоянии 1,5 м от оленьих рогов (их количество зависит от числа детей в команде). В руках у каждого ребенка аркан. Он старается заарканить (поймать) оленя.
Правила игры. Выигрывает тот, кто больше поймал оленей. Прежде чем играть в эту игру, нужно научиться правильным приемам броска аркана. Набрасывать петлю на рога оленя следует по сигналу. Нельзя проходить к оленю ближе места, обозначенного чертой.
«Стой, олень» 
Играющие находятся в разных местах площадки (границы ее обозначены). Выбирается пастух. Получив палочку, он становится на середине площадки.
После сигнала «Беги, олень!» все разбегаются по площадке, а пастух старается догнать кого-нибудь из играющих, коснуться его палочкой и сказать: «Стой, олень!» Тот, кого коснулась палочка, отходит в сторону, Игра заканчивается, когда пастух поймает пятерых оленей. (Палочку можно заменить на ладошку руки.)
Правила игры. Разбегаться можно только по сигналу «Беги, олень!» Осаленные отходят в условное место. Салить надо осторожно.
«Невод»
Играющие выбирают рыбу. На голову ей надевают маску «рыбы», и помещают в центр хоровода, изображающего невод. На расстоянии 1,5-2 м от хоровода устанавливают четыре украшенных лентами шеста. Рыба, пробравшись сквозь невод (под руками играющих, бежит к одному из шестов. Игроки догоняют ее. Если рыбу не догнали, и она спряталась за шестом, она остается рыбой, если поймают, то она возвращается в хоровод. Рыбой становиться тот, кто поймал.
Правила игры. Игроку, выбегающему из-под невода, надо проявлять ловкость, а не силу. Разрывать круг нельзя.
«Ловля оленя»
Среди играющих выбирают двух пастухов, остальные участники- олени. Они становятся внутри очередного круга. Пастухи находятся за кругом, друг против друга. По сигналу ведущего «Раз, два, три- лови!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей, а те убегают от мяча. Олень, в которого попал мяч, считается пойманным. После четырех-пяти повторений подсчитывается количество пойманных оленей.
Правила игры. Игру надо начинать только по сигналу. Бросать мяч можно только в ноги играющих.
На этом наше веселое и познавательное занятие подошло к концу.
Молодцы ребята! Вы все очень внимательные, ловкие сильные и смелые!

   

   

   

   

       

      

   

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка дидактической игры «Туця для Окси» по мотивам национальных орнаментов коренных народов Ямала.Разработчик : Андреева Наталья Васильевна воспитатель высшей квалификационной категории МБЛОУ «Детский сад № 7 «Крылышки» февраль 2021

Ознакомление дошкольников с культурой северных народов помогает нам сформировать  у них патриотические чувства, чувство любви и интереса к суровому северному краю, к земле Ямальской....

Статья на сайте МДОУ " Белоснежка" о патриотическом воспитании и любви к Малой Родине ( Ямал) у детей,в рамках совместного проекта" Культура народов Ямала"с " Центром национальных культур".

  https://belosnezhka-nadym.tvoysadik.ru/site/pub?id=312 Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе ...

"Национальные игры народов севера"

Национальные подвижные игры народов севера для детей ....

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИГРЫ НАРОДОВ ХАНТЫ И МАНСИ

описание игр народов севера...

МУЗЫКАЛЬНЫЕ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ НАРОДОВ ЯМАЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

МУЗЫКАЛЬНЫЕ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ НАРОДОВ ЯМАЛАДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...