Проект "Ремесла и традиции Кубани"
проект (подготовительная группа)
Социально значимый проект по позновательному развитию для детей подготовительной к школе группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_remyosla_kubani.docx | 123.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – детский сад № 5
муниципального образования Усть – Лабинский район
Социально значимый проект по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы
«Ремёсла и традиции Кубани»
Автор проекта:
Воспитатель МБДОУ ЦРР № 5
Акользина Марина Васильевна
г. Усть – Лабинск
2021 г.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта (тема) | Проект «Ремёсла и традиции Кубани» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – детский сад № 5 муниципального образования Усть – Лабинский район |
Вид проекта | Социально – значимый, среднесрочный, групповой |
Длительность проекта | С 28 июня по 08 октября 2021 года |
Разработчик проекта | Воспитатель Акользина Марина Васильевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – детский сад № 5 муниципального образования Усть – Лабинский район |
Основные исполнители проекта | Педагог, воспитанники ДОУ подготовительная к школе группа, родители воспитанников, посещающих ДОУ, музыкальный руководитель |
Социальная значимость проекта | Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны. Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. |
Цель проекта | Познакомить детей с кубанскими традициями, народами, населявшими Кубань, бытом казаков, их традициями и ремёслами; формирование у дошкольников духовных ценностей: интерес к изучению культуры своих предков, любовь к родному краю. |
Основные задачи проекта | Задачи проекта: Обучающие: - расширять знания о кубанских традициях; - дать доступные для восприятия дошкольников сведения о жизни казаков; - познакомить с народными кубанскими ремёслами; - познакомить с творчеством народного умельца Дончакова И.А. - обеспечить непрерывность нравственно – патриотического воспитания в системе: ДОУ – семья. Развивающие: - развивать познавательный интерес, желание получать новые знания, наблюдательность, любознательность; - развивать художественное творчество, организуя знакомство с ремёслами через практическую деятельность, организуя тематические выставки; - развивать связную монологическую и диалогическую речь; - развивать память, внимание, мышление. Воспитательные: - воспитывать гордость за культуру кубанского казачества, желание её сохранять; - воспитывать патриотические чувства, уважение к прошлому, интерес к истории своей малой Родины; - способствовать воспитанию в детях чувства гордости за свой край. |
Практическая значимость проекта (ожидаемые результаты реализации) | Дети: - повышение интереса к историческому прошлому, давним традициям; - сформирование знаний о традициях казаков, их быте, жизненном укладе; - развитие патриотических чувств: гордости за свой народ, уважение к традициям и предкам. Родители: - активное сотрудничество с родителями способствует становлению партнёрских отношений. Педагоги: - повышение теоретического уровня профессионализма педагогов; - самообразование и самореализация воспитателей Продукты проектной деятельности Для детей: – Коллективные работы: «Озорная обезьянка» (квиллинг), «Пасхальная корзинка» (плетение из газетных трубочек), книга памяти «Мы – ремесленники»; – Индивидуальные работы: «Кувшинчик для мамы», «Игольница из ленточек», «Сувенирная расписная доска»; – Презентации: «Кубанские народные ремёсла», «Золотые руки гончаров», «Ажурная ковань», «Красавица петриковская роспись», «Виды вышивки»; – Выставка поделок семейного творчества: совместное творчество детей и родителей на тему: «Удалые мастера». Для воспитателей: - сборник методического материала с конспектами занятий, досугов; - дидактические игры; - презентации к занятиям; - картотека кубанских народных подвижных игр; - картотека пословиц и поговорок о труде. Для родителей: - буклет «Мастер – класс «Корзиночка из газетных трубочек»; - буклет «Мастер – класс «Плетёная подставка для карандашей» - памятка «Воспитание любви к родному краю»; - памятка «Русские народные традиции как средство воспитания в детях чувства патриотизма и любви к Родине». |
Основные принципы проекта | Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие». Занимаясь построением зоны сенсорного воспитания, я руководствовались принципами:
|
Нормативно – правовая база проекта | Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 – ФЗ. Парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», О.Л.Князева, М.Д.Маханёва Программа «Наш край», Л.И.Шинкаренко, Т.Н.Нещеретовой (МАДОУ ЦРР № 2) Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центр развития ребёнка – детский сад № 5 муниципального образования Усть – Лабинский район. |
Обеспечение проекта: материально - техническое | Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, презентации, аудио записей) Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности, дидактические игры. Выставки фотографий, изделий народного промысла, поделок. |
Учебно - методическое | Л.И.Шинкаренко, Т.Н.Нещеретова «Программа «Наш край». Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений Краснодарского края – Усть – Лабинск, 2015 год Л.И.Шинкаренко «Ознакомление дошкольников с художественной литературой Кубани». Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений – Краснодар, 2013 год. О.Л.Князева, М.Д.Маханёва Парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Учебно – методическое пособие» - СПб.: ООО «Издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017 год А.Я.Ветохина, З.С.Дмитриенко «Нравствено – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий». Методическое пособие для педагогов – СПб.: «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018 год Интернет – ресурсы: https://www.maam.ru – сайт «MAAM.ru» http://doshkolnik.ru – сайт «Дошкольник» http://dohcolonoc.ru–информационный портал Дошколёнок.ру |
Пояснительная записка
Социально – значимый проект «Ремёсла и традиции Кубани» предназначен для детей подготовительной к школе группы. Представленный проект является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и педагогическими принципами, соответствующими ФГОС ДО:
- Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям)
- Принцип непрерывности (проект построен на основе непрерывных совместных действий воспитателя, детей и родителей)
- Принцип активности (поддерживание мотивации и интереса)
- Принцип психологической комфортности.
В начале ХХI века особенно важной становится проблема сохранения традиционных элементов этнических культур.
Знакомство дошкольников с народным искусством Кубани является одним из важных аспектов в нравственно – патриотическом воспитании.
Народная педагогика транслирует через предметы народных промыслов ментальные качества и нравственные ценности.
Народное декоративно – прикладное искусство стоит у истоков эстетического воспитания, которое сегодня, к сожалению, теряет свои приоритеты под напором западной массовой культуры далеко не лучшего образца. Народное декоративно – прикладное искусство приучает не только к трудолюбию, воспитывает усидчивость, терпение, но вместе с тем, учит красоте восприятия обычных обиходных вещей.
Я уверена, что Кубанское народное творчество не может не вызвать у юных кубанцев эмоциональных переживаний: чувства удивления, восторга, интеллектуальной радости от открытия нового. Изучение нами и нашими воспитанниками интересных аспектов народного творчества дает возможность не только воочию увидеть историю и культуру своего края, но и чувствовать и проявлять уважение, любовь к жизни, творчеству и произведениям талантливого русского народа.
Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях. Какой была страна в давние времена, как жили и трудились люди, чем занимались, как появилось казачество, какая была одежда, предметы домашнего обихода, мебель, какие существовали народные ремёсла. К сожалению, в нашей жизни утрачиваются народные традиции: любовь к родным и близким, уважение, почитание старших, любовь к Родине, часто замечаем в нашей современной молодежи бездуховность, безнравственность, потерю интереса к культуре. А ведь соблюдение традиций предков, любовь к Родине, к своему родному краю прививается с раннего возраста.
Тема данного проекта является актуальной, так как представленный материал способствует знакомству дошкольников с историей нашего края, национальными особенностями, традициями, помогает повысить интерес к народным истокам, познакомить с культурой Кубани.
Я считаю, что прививать чувство любви к своей Родине, к краю, к дому, где родился, вырос и живешь, надо в дошкольном возрасте. Тогда, когда закладываются основы, формируются в процессе воспитания любовь к своим родным людям и к своей стране. Необходимо разбудить у детей чувство любви к своей малой Родине, дать понять, что это их земля, их страна. Все богатства природы, бескрайние степи и поля, сады, реки – гордость нашего края – все принадлежит им, как потомкам первых переселенцев – казаков, приемникам их традиций.
С целью изучения традиций и быта, установления контакта с членами семей, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея создания проекта «Ремёсла Кубани», который помогает детям понять значимость семьи, семейных традиций, воспитать у детей уважение к богатому наследию своего народа.
При разработке проекта я опиралась на знания и опыт детей, на методическую литературу.
Для реализации проекта использовала следующие средства: занятия, беседы, игры, выставки совместного творчества, тематические выставки, праздники, развлечения, экскурсии в городской краеведческий музей и дом – музей народного умельца Дончакова И.А.
Этапы проекта:
- этап – подготовительный (28.06.2019 – 30.06.2019 г.):
- выбор темы, постановка целей и задач;
- написание плана проектной деятельности;
- изучение познавательной и методической литературы; статьи в журналах «Дошкольное образование», «Обруч», «Управление ДОУ» по нравственно – патриотическому воспитанию;
- подборка литературы для детей о ремёслах и ремесленниках;
- подборка музыкальных произведений Кубанского казачьего хора;
- информация интернет – ресурсов;
- подготовка оборудования для оформления коллективных работ «Волшебная роспись», «Озорные завитки», «Пасхальная корзинка» (различные виды бумаги и изобразительные средства, алгоритмы изготовления изделий);
- изготовление наглядного материала.
- этап – основной (01.07.2021 – 01.10.2021 г.):
- беседы;
- прослушивание музыкальных произведений в исполнении Кубанского казачьего хора;
- разучивание песен;
- чтение;
- посещение городского краеведческого музея;
- посещение дома – музея народного умельца Дончакова И.А.;
- посещение читального зала детской библиотеки;
- рассматривание иллюстраций и картин;
- разучивание народных кубанских игр;
- дидактические игры;
- работа с родителями.
Работа с родителями:
- консультации для родителей «Без прошлого нет будущего», «Патриотическое воспитание»;
- памятки для родителей: «Воспитание любви к родному краю», «Русские народные традиции как средство воспитания в детях чувства патриотизма и любви к Родине»;
- оформление выставки семейного творчества;
- организация сбора материалов и оборудования (предметы быта: домотканые рушники, кованые изделия, вышитые рубахи, деревянная расписная посуда);
- привлечение родителей к помощи в поиске необходимой детям информации для презентации «Кубанские народные ремёсла»;
- привлечение родителей к созданию макета казачьей избы.
- этап – заключительный (04.10.2021 – 08.10.2021 г.):
- презентация опыта для сотрудников детского сада;
- оформление проектной деятельности;
- подведение итогов и выводов по теме проектной деятельности;
- оформление книги памяти.
Формы и методы работы
Методы: наглядный, словесный, наглядно – практический.
Приёмы:
практические:
- изготовление поделок,
- дидактические игры «Кому, что нужно для работы», «Чей костюм?», «Рушничок», «Угадай ремесло», «Краски», игра – лото «Русский сувенир», «Сложи флаг»;
наглядные:
- рассматривание альбомов;
- экскурсии в музеи;
- рассматривание слайд – презентаций;
- работа с карточками – алгоритмами;
словесные:
- беседы – диалоги;
- чтение художественной литературы;
- заучивание песен, пословиц и поговорок;
здоровьесберегающие:
- динамические паузы «На краю станицы хата…», «Кузнецы», «Ты, давай – ка, не ленись»
- гимнастика для глаз;
- подвижные игры «Кузнецы», «Кружева», «Кубанка», «Брыль», «Тополёк», «Разбить кувшин», «Подсолнухи», «Просо сеяли», «Не займай!», «Кауны», «Завивайся плетень»;
План проектной деятельности «Ремёсла и традиции Кубани»
для детей подготовительной к школе группы
МБДОУ ЦРР № 5 г. Усть – Лабинск
Июль |
|
Август |
|
Сентябрь |
|
Результативность проекта
Цель моих занятий – в доступной, занимательной, игровой форме рассказать своим воспитанникам о красоте родного края, познакомить с народными традициями и обрядами, дать представление об истории развития края, его заселении казаками, знакомить и интерьером хаты, с казачьей одеждой, о предметах быта и народных ремёслах. Я на личном опыте убедилась, как развивается детская любознательность, наблюдательность и интерес к условиям жизни в старину. Дети вначале лишь пассивные слушатели, уже спустя короткое время стали стремиться самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы, сами активно задавали вопросы о том, что их заинтересовало, проводили сравнение. Кроме того тема работы позволяла развивать познавательные и творческие способности детей.
Богата наша Кубань традициями народного творчества. Частью этого богатства являются пословицы и поговорки. Дети с удовольствием заучивали народные кубанские пословицы, поговорки и затем использовали в своей речи, делая её более яркой, эмоциональной.
Не менее важным аспектом моей работы было развитие творческих способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности, ручному труду, аппликации. Дошкольники знакомились с разнообразными способами плетения, рассматривали и лепили глиняную посуду и предметы обихода, украшали их росписью. На занятиях по аппликации обогащались знания детей о народных орнаментах, способах создания узора, традиционных элементах народных росписей.
Обогащался и музыкальный опыт детей. Мы с детьми беседовали о народных песнях, слушали фонограммы, исполняли некоторые песни на наших праздниках и развлечениях.
В процессе работы дети становились активнее, эмоциональнее, у них значительно повысился произвольный интерес к историческому прошлому, давним традициям.
Рефлексия
Анализируя работу в рамках проекта «Ремёсла и традиции Кубани» я пришла к выводу, что тесное сотрудничество с родителями дает хорошие результаты при организации образовательной деятельности, построении предметно – пространственной развивающей среды. Родители с удовольствием замечают положительные изменения в развитии детей.
Я на собственном опыте убедилась, что проектная деятельность даёт возможность педагогам более творчески подойти к организации образовательной деятельности, найти и использовать новые нетрадиционные формы работы с семьями воспитанников и наметить пути дальнейшего развития детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ВВЕДЕНИЕ В ПРОВОСЛАВНУЮ КУЛЬТУРУ И ТРАДИЦИИ КУБАНИ.
Духовно — нравственное воспитание — одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям — а это мы с вами. Воспитание всегда связывалось с разви...
Программа эмоционально-эстетического и нравственного воспитания дошкольников на основе песенного фольклора и православных традиций Кубани «КОЛОСОК»
Цель программы:...
Консультация для педагогов и родителей на тему: "ПЕСЕННАЯ ТРАДИЦИЯ КУБАНИ И ДЕТИ. КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ".
Познакомить с тематикой колыбельных песен кубанских казаков их педагогической направленностью....
Сценарий развлечения на тему народные праздники и традиции Кубани. « СВЯТКИ»
Обрядово-театральная деятельность в детском саду....
ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ КУБАНИ
Сегодня возникла необходимость взглянуть на воспитание с современных позиций, реализовать на практике условия для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала дошкольника через грамот...
Проект для родителей «Приобщение детей к народным традициям Кубани»
Консультация для родителей «Приобщение детей к народным традициям Кубани»В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в...
Занятия по ознакомлению с традициями Кубани Тема: «Кубань земля кубанская , кубанские казаки»
Занятия по ознакомлению с традициями КубаниТема: «Кубань земля кубанская , кубанские казаки»...