Проект "Ремесла и традиции Кубани"
проект (подготовительная группа)

Акользина Марина Васильевна

Социально значимый проект по позновательному развитию для детей подготовительной к школе группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_remyosla_kubani.docx123.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка –  детский сад № 5

муниципального образования Усть – Лабинский район

Социально значимый проект по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы

 «Ремёсла и традиции Кубани»

https://infanoj.ru/upload/uf/de5/de5dc0ad9d23e2ccecefad5ebffa3f3c.jpg

Автор проекта:

Воспитатель МБДОУ ЦРР № 5

Акользина Марина Васильевна

г. Усть – Лабинск

2021 г.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта (тема)

Проект «Ремёсла и традиции Кубани» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – детский сад № 5 муниципального образования Усть – Лабинский район

Вид проекта

Социально – значимый, среднесрочный, групповой

Длительность проекта

С 28 июня по 08 октября 2021 года

Разработчик проекта

Воспитатель Акользина Марина Васильевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – детский сад № 5 муниципального образования Усть – Лабинский район

Основные исполнители проекта

Педагог, воспитанники ДОУ подготовительная к школе группа, родители воспитанников, посещающих ДОУ, музыкальный руководитель

Социальная значимость проекта

Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны. Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

Цель проекта

Познакомить детей с кубанскими традициями, народами, населявшими Кубань, бытом казаков, их традициями и ремёслами; формирование у дошкольников духовных ценностей: интерес к изучению культуры своих предков, любовь к родному краю.

Основные задачи проекта

Задачи проекта:

Обучающие:

- расширять знания о кубанских традициях;

- дать доступные для восприятия дошкольников сведения о жизни казаков;

- познакомить с народными кубанскими ремёслами;

- познакомить с творчеством народного умельца Дончакова И.А.

- обеспечить непрерывность нравственно – патриотического воспитания в системе: ДОУ – семья.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес, желание получать новые знания, наблюдательность, любознательность;

- развивать художественное творчество, организуя знакомство с ремёслами через практическую деятельность, организуя тематические выставки;

- развивать связную монологическую и диалогическую речь;

- развивать память, внимание, мышление.

Воспитательные:

- воспитывать гордость за культуру кубанского казачества, желание её сохранять;

- воспитывать патриотические чувства, уважение к прошлому, интерес к истории своей малой Родины;

- способствовать воспитанию в детях чувства гордости за свой край.

Практическая значимость проекта (ожидаемые результаты реализации)

Дети:

- повышение интереса к историческому прошлому, давним традициям;

- сформирование знаний о традициях казаков, их быте, жизненном укладе;

- развитие патриотических чувств: гордости за свой народ, уважение к традициям и предкам.

Родители:

- активное сотрудничество с родителями способствует становлению партнёрских отношений.

Педагоги:

- повышение теоретического уровня профессионализма педагогов;

- самообразование и самореализация воспитателей

Продукты проектной деятельности

Для детей:

Коллективные работы: «Озорная обезьянка» (квиллинг), «Пасхальная корзинка» (плетение из газетных трубочек), книга памяти «Мы – ремесленники»;

Индивидуальные работы: «Кувшинчик для мамы», «Игольница из ленточек», «Сувенирная расписная доска»;

 – Презентации:  «Кубанские народные ремёсла», «Золотые руки гончаров», «Ажурная  ковань», «Красавица петриковская роспись», «Виды вышивки»;

Выставка  поделок  семейного творчества: совместное творчество детей и родителей на тему: «Удалые мастера».

Для воспитателей:

- сборник методического материала с конспектами занятий, досугов;

- дидактические игры;

- презентации к занятиям;

- картотека кубанских народных подвижных игр;

- картотека пословиц и поговорок о труде.

Для родителей:

- буклет «Мастер – класс «Корзиночка из газетных трубочек»;

- буклет «Мастер – класс «Плетёная подставка для карандашей»

- памятка «Воспитание любви к родному краю»;

- памятка «Русские народные традиции как средство воспитания в детях чувства патриотизма и любви к Родине».

Основные принципы проекта

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Занимаясь построением зоны сенсорного воспитания, я руководствовались принципами:

  • Содержательной насыщенности (разнообразие средств обучения и воспитания, соответствующих возрастным возможностям детей и содержанию программы);
  • Трансформируемости (возможность изменений предметно – пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, меняющихся интересов и возможностей детей);
  • Доступности (свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности);
  • Вариативности (наличие в группе различных пространств: для игры, конструирования, уединения, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей);
  • Безопасности (соответствие всех элементов среды требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования).

Нормативно – правовая база проекта

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 – ФЗ.

Парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», О.Л.Князева, М.Д.Маханёва

Программа «Наш край», Л.И.Шинкаренко, Т.Н.Нещеретовой (МАДОУ ЦРР № 2)

Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центр развития ребёнка – детский сад № 5 муниципального образования Усть – Лабинский район.

Обеспечение проекта: материально - техническое

Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, презентации, аудио записей)

Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности, дидактические игры.

Выставки фотографий, изделий народного промысла, поделок.

Учебно - методическое

Л.И.Шинкаренко, Т.Н.Нещеретова «Программа «Наш край». Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений Краснодарского края – Усть – Лабинск, 2015 год

Л.И.Шинкаренко «Ознакомление дошкольников с художественной литературой Кубани». Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений – Краснодар, 2013 год.

О.Л.Князева, М.Д.Маханёва Парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Учебно – методическое пособие» - СПб.: ООО «Издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017 год

А.Я.Ветохина, З.С.Дмитриенко «Нравствено – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий». Методическое пособие для педагогов – СПб.: «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018 год

Интернет – ресурсы:

https://www.maam.ru – сайт «MAAM.ru»

http://doshkolnik.ru – сайт «Дошкольник»

http://dohcolonoc.ru–информационный портал Дошколёнок.ру

Пояснительная записка

 

Социально – значимый проект «Ремёсла и традиции Кубани» предназначен для детей подготовительной к школе группы. Представленный проект является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и педагогическими принципами, соответствующими ФГОС ДО:

  • Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям)
  • Принцип непрерывности (проект построен на основе непрерывных совместных действий воспитателя, детей и родителей)
  • Принцип активности (поддерживание мотивации и интереса)
  • Принцип психологической комфортности.

В начале ХХI века особенно важной становится проблема сохранения традиционных элементов этнических культур.

Знакомство дошкольников с народным искусством  Кубани является одним из важных аспектов в нравственно – патриотическом воспитании.

Народная педагогика транслирует через предметы народных промыслов ментальные качества и нравственные ценности.

Народное декоративно – прикладное искусство стоит у истоков эстетического воспитания, которое сегодня, к сожалению, теряет свои приоритеты под напором западной массовой культуры далеко не лучшего образца. Народное  декоративно – прикладное  искусство  приучает не только к трудолюбию, воспитывает  усидчивость, терпение, но вместе с тем, учит красоте восприятия обычных обиходных вещей.

Я уверена, что Кубанское  народное творчество не может не вызвать у юных кубанцев эмоциональных переживаний: чувства удивления, восторга, интеллектуальной радости от открытия нового. Изучение нами и нашими воспитанниками интересных аспектов народного творчества дает  возможность не только воочию увидеть историю и культуру своего края, но и чувствовать и проявлять уважение, любовь к жизни, творчеству и произведениям талантливого русского народа.

Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях. Какой была страна в давние времена, как жили и трудились люди, чем занимались, как появилось казачество, какая была одежда, предметы домашнего обихода, мебель, какие существовали народные ремёсла. К сожалению, в нашей жизни утрачиваются народные традиции: любовь к родным и близким, уважение, почитание старших, любовь к Родине, часто замечаем в нашей современной молодежи бездуховность, безнравственность, потерю интереса к культуре. А ведь соблюдение традиций  предков, любовь  к Родине, к своему родному краю прививается с раннего возраста.

Тема данного проекта является актуальной, так как представленный материал способствует знакомству дошкольников с историей нашего края, национальными особенностями, традициями, помогает повысить интерес к народным истокам, познакомить с культурой Кубани.

Я считаю, что прививать чувство любви к своей Родине, к краю, к дому, где родился, вырос и живешь, надо в дошкольном возрасте. Тогда, когда закладываются основы, формируются в процессе воспитания любовь к своим родным людям и к своей стране. Необходимо разбудить у детей чувство любви к своей малой Родине, дать понять, что это их земля, их страна. Все богатства природы, бескрайние степи и поля, сады, реки – гордость нашего края – все принадлежит им, как потомкам первых переселенцев – казаков, приемникам их традиций.

С целью изучения традиций и быта, установления контакта с членами семей, для согласования  воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея создания проекта «Ремёсла Кубани», который помогает детям понять значимость семьи, семейных традиций, воспитать у детей уважение к богатому наследию своего народа.

При разработке проекта я опиралась на знания и опыт детей, на методическую литературу.

Для реализации проекта использовала следующие средства: занятия, беседы, игры, выставки совместного творчества, тематические выставки, праздники, развлечения, экскурсии в городской краеведческий музей и дом – музей народного умельца Дончакова И.А.

Этапы проекта:

  1. этап – подготовительный (28.06.2019 – 30.06.2019 г.):
  •  выбор темы, постановка целей и задач;
  • написание плана проектной деятельности;
  • изучение познавательной и методической литературы; статьи в журналах «Дошкольное образование», «Обруч», «Управление ДОУ» по нравственно – патриотическому воспитанию;
  • подборка литературы для детей  о ремёслах и ремесленниках;
  • подборка музыкальных произведений Кубанского казачьего хора;
  • информация интернет – ресурсов;
  • подготовка оборудования для оформления коллективных работ «Волшебная роспись», «Озорные завитки», «Пасхальная корзинка» (различные виды бумаги и изобразительные средства, алгоритмы изготовления изделий);
  • изготовление наглядного материала.

  1. этап – основной (01.07.2021 – 01.10.2021 г.):
  • беседы;
  • прослушивание музыкальных произведений в исполнении Кубанского казачьего хора;
  • разучивание песен;
  • чтение;
  • посещение городского краеведческого музея;
  • посещение дома – музея народного умельца Дончакова И.А.;
  • посещение читального зала детской библиотеки;
  • рассматривание иллюстраций и картин;
  • разучивание народных кубанских игр;
  • дидактические игры;
  • работа с родителями.

Работа с родителями:

  • консультации для родителей «Без прошлого нет будущего», «Патриотическое воспитание»;
  • памятки для родителей: «Воспитание любви к родному краю», «Русские народные традиции как средство воспитания в детях чувства патриотизма и любви к Родине»;
  • оформление выставки семейного творчества;
  • организация сбора материалов и оборудования (предметы быта: домотканые рушники, кованые изделия, вышитые рубахи, деревянная расписная посуда);
  • привлечение родителей к помощи в поиске необходимой детям информации для презентации «Кубанские народные ремёсла»;
  • привлечение родителей к созданию макета казачьей избы.

  1. этап – заключительный (04.10.2021 – 08.10.2021 г.):
  • презентация опыта для сотрудников детского сада;
  • оформление проектной деятельности;
  • подведение итогов и выводов по теме проектной деятельности;
  • оформление книги памяти.

Формы и методы работы

Методы: наглядный, словесный, наглядно – практический.

Приёмы:

практические: 

  • изготовление поделок,
  • дидактические игры «Кому, что нужно для работы», «Чей костюм?», «Рушничок», «Угадай ремесло», «Краски», игра – лото «Русский сувенир», «Сложи флаг»;

наглядные: 

  • рассматривание альбомов;
  • экскурсии в музеи;
  • рассматривание слайд – презентаций;
  • работа с карточками – алгоритмами;

словесные: 

  • беседы – диалоги;
  •  чтение художественной литературы;
  •  заучивание песен, пословиц и поговорок;

здоровьесберегающие:

  • динамические паузы «На краю станицы хата…», «Кузнецы», «Ты, давай – ка, не ленись»
  • гимнастика для глаз;
  • подвижные игры «Кузнецы», «Кружева», «Кубанка», «Брыль», «Тополёк», «Разбить кувшин», «Подсолнухи», «Просо сеяли», «Не займай!», «Кауны», «Завивайся плетень»;

План проектной деятельности «Ремёсла и традиции Кубани»

для детей подготовительной к школе группы

МБДОУ ЦРР № 5 г. Усть – Лабинск

Июль

  • Беседа «Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков»;
  • Слушание музыки «Ой, да на Кубани» (куб. нар. песня, обработка В.Захарченко);
  • Дидактическая игра «Собери флаг» (России, Краснодарского края, г.Усть – Лабинска);
  • Разучивание кубанских пословиц;
  • Загадывание загадок;
  • Прослушивание «Кубанские частушки» (куб. нар. песня);
  • Разучивание частушек;
  • ООД  по познавательному развитию «Кубанские народные ремёсла»;
  • Посещение городской детской библиотеки, беседа «Знаменитые ремесленники Кубани»;
  • Кубанские народные игры «Кубанка», «Брыль», «Тополёк»;
  • ООД по лепке «Домашняя утварь»;
  • Развлечение «Кубанская  ярмарка»;
  • Работа с родителями: консультация «Без прошлого нет будущего».

Август

  • Посещение городского краеведческого музея, беседа «Казачья  горница »;
  • Беседа «Национальная одежда кубанского казака и казачки»;
  • Презентация «Виды  вышивки»;
  • Слушание музыки «Песни казачьего хора»;
  • Рассматривание альбома с орнаментами «Вышивка на рушниках»;
  • Беседа «Что означает символика на рушниках»;
  • ООД  по аппликации «Вышиваю я узоры»;
  • Чтение Анна Ершова «Княгиня – вышивальщица»;
  • Кубанские народные  игры «Разбить кувшин», «Подсолнухи», «Просо сеяли»;
  • Викторина «Кубань ремесленная»;
  • Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы»;
  • Чтение Ава Ардо «Притча – сказка. Величие в ремёслах»;
  • Индивидуальная работа «Игольница - корзиночка» (плетение из атласных ленточек)
  • Развлечение  «Кубанские посиделки»;
  • Работа с родителями: консультация «Патриотическое воспитание»;
  • Выставка работ семейного творчества «Удалые мастера».

Сентябрь

  • Посещение дома – музея народного умельца Дончакова  И.А.
  • Презентация «Красавица петриковская роспись»;
  • ООД  по рисованию «Роспись домашней утвари»;
  • Кубанские народные игры «Не займай!», «Завивайся, плетень», «Кауны»;
  • Индивидуальная работа «Сувенирная  расписная доска»;
  • Коллективная работа «Пасхальная корзина» (плетение из газетных трубочек)
  • Развлечение «Пасха красная»;
  • Дидактическая игра «Рушничок» (сложи картинку);
  • Чтение Ф.А.Щербина «Легенда о кузнеце Вакуле»;
  • ООД  по аппликации «Ажурная ковань»;
  • Коллективная работа «Озорная обезьянка» (техника квиллинг);
  • Беседа «Вспомним традиции казаков»;
  • Оформление книги памяти «Мы – ремесленники»;
  • Работа с родителями: памятки «Воспитание любви к родному краю», «Русские народные традиции как средство воспитания в детях чувства патриотизма и любви к Родине».

Результативность проекта

Цель моих занятий – в доступной, занимательной, игровой форме рассказать своим воспитанникам о красоте родного края, познакомить с народными традициями и обрядами, дать представление об истории развития края, его заселении казаками, знакомить и интерьером хаты, с казачьей одеждой, о предметах быта и народных ремёслах. Я на личном опыте убедилась, как развивается детская любознательность, наблюдательность и интерес к условиям жизни в старину. Дети вначале лишь пассивные слушатели, уже спустя короткое время стали стремиться самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы, сами активно задавали вопросы о том, что их заинтересовало, проводили сравнение. Кроме того тема работы позволяла развивать познавательные и творческие способности детей.

Богата наша Кубань традициями народного творчества. Частью этого богатства являются пословицы и поговорки. Дети с удовольствием заучивали  народные кубанские пословицы, поговорки  и затем использовали в своей речи, делая её более яркой, эмоциональной.

Не менее важным аспектом моей работы было развитие творческих способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности, ручному труду, аппликации. Дошкольники знакомились с разнообразными способами плетения, рассматривали и лепили глиняную посуду и предметы обихода, украшали  их росписью. На занятиях  по аппликации обогащались знания детей о народных орнаментах, способах создания узора, традиционных элементах народных росписей.

Обогащался и музыкальный опыт детей.  Мы с детьми беседовали о народных  песнях, слушали фонограммы,  исполняли некоторые песни на наших праздниках и развлечениях.

В процессе работы дети становились активнее, эмоциональнее, у них значительно повысился произвольный интерес к историческому прошлому, давним традициям.

Рефлексия

Анализируя работу в рамках  проекта  «Ремёсла и традиции Кубани» я пришла к выводу, что тесное сотрудничество с  родителями  дает  хорошие результаты при организации образовательной деятельности, построении предметно – пространственной развивающей среды. Родители с удовольствием замечают положительные изменения в развитии детей.

Я на собственном опыте убедилась, что проектная деятельность даёт возможность педагогам более творчески подойти к организации образовательной деятельности, найти и использовать новые нетрадиционные формы работы с семьями воспитанников и наметить пути дальнейшего развития детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ВВЕДЕНИЕ В ПРОВОСЛАВНУЮ КУЛЬТУРУ И ТРАДИЦИИ КУБАНИ.

Духовно — нравственное воспитание — одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям — а это мы с вами. Воспитание всегда связывалось с разви...

Консультация для педагогов и родителей на тему: "ПЕСЕННАЯ ТРАДИЦИЯ КУБАНИ И ДЕТИ. КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ".

Познакомить с тематикой колыбельных песен кубанских казаков их педагогической направленностью....

Сценарий развлечения на тему народные праздники и традиции Кубани. « СВЯТКИ»

Обрядово-театральная деятельность  в детском саду....

ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ КУБАНИ

Сегодня возникла необходимость взглянуть на воспитание с современных позиций, реализовать на практике условия для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала дошкольника через грамот...

Проект для родителей «Приобщение детей к народным традициям Кубани»

Консультация для родителей «Приобщение детей к народным традициям Кубани»В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в...

Занятия по ознакомлению с традициями Кубани Тема: «Кубань земля кубанская , кубанские казаки»

Занятия по ознакомлению с традициями КубаниТема:  «Кубань земля кубанская , кубанские казаки»...