Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Разноцветный мир» (для детей 4-5 лет)
методическая разработка (средняя группа)

Ребёнок познаёт окружающий мир и пытается отобразить его в своей деятельности – играх, рисунках, рассказах. Наиболее яркие возможности открывает ему изобразительное творчество. В рисунке ребёнок может выразить свои впечатления от увиденного, передать образы воображения, воплотив их с помощью линии и цвета.

 Задача педагогов - выявление художественных способностей детей и грамотное их развитие. И решаться они должны с учётом возраста детей, их психического уровня, условий воспитания и, безусловно, выбора тем и способов работы. Развитие воображения в первую очередь зависит от наблюдательности ребёнка, его умения видеть особенности окружающих предметов и явлений, сравнивать их, выделять характерное.

Проще всего обучать ребёнка, основываясь на уже известных и знакомых ему предметах, которые он видит каждый день и к которым привык. Такой предмет можно представить в совершенно необычном для него ракурсе. Что ребёнок видит каждый день и что для него становится обыденным и привычным? Всегда – играет ли он с игрушками, пытается ли научиться держать карандаш или фломастер, делая первые рисунки, - в первую очередь он видит свои пальчики и ладошки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_moy_gotovyy_2023.docx67.89 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №4 «УЛЫБКА»

ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Принято на заседании                                                       Утверждаю:

Педагогического совета                                                    Заведующий МКДОУ

Протокол № 1 от 30.08.2023 г.                                         «Детский сад №4 «Улыбка»

                                                                                             ______________

Дополнительная общеобразовательная программа

художественной направленности «Разноцветный мир»

(для детей 4-5 лет)

срок реализации 1 год

                                                                      Клягина Н.В.

                                                                      воспитатель

       

п. Новокумский, 2023 – 2024 уч.г

                                                                                                                                                                                                                                                                                          Содержание

Разделы

Страницы

          I. Целевой раздел

1.1

Пояснительная записка.

3

1.2

Новизна, актуальность программы.

5

1.3

Цель и задачи программы.

6

1.4

Принципы и подходы к формированию программы  

7

1.5

Значимые для разработки и реализации дополнительной программы характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста.

7

1.6

Планируемые результаты освоения программы

8

         II.  Содержательный раздел

2.1

Описание образовательной деятельности по программам дополнительного образования по направлениям развития воспитанников

12

2.2

Учебно-тематический план

12

2.3

Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников.

13

             III.  Организационный раздел

3.1

Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка.

14

3.2

Организация развивающей предметно-пространственной среды.

14

3.3

Методический материал

15

3.4

Учебно - методический комплекс к дополнительной программе

17

  1. Целевой раздел

  1.  Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Разноцветный мир» воспитателя  средней группы разработана и утверждена в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МКДОУ «Детский сад № 4 «Улыбка» и в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155) и федеральной образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 71847)

Нормативно-правовой основой для разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы являются следующие нормативно-правовые документы:

- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «о национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;

- Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 гг. № 809 «об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;

- Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;

- Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371 – ФЗ «О внесении изменений  в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»;

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 999-р «об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155);

- Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 1028);

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 г. № 373);

-  Санитарные  правила  СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября  2020 г. N 28);

- Устав МКДОУ «Детский сад №4 «Улыбка»;

- Программа развития МКДОУ

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным и общеобразовательным программам (порядок утвержден Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196) регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Разноцветный мир».

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о мире искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.» (пункт 2.6. ФГОС ДО).

Ребёнок познаёт окружающий мир и пытается отобразить его в своей деятельности – играх, рисунках, рассказах. Наиболее яркие возможности открывает ему изобразительное творчество. В рисунке ребёнок может выразить свои впечатления от увиденного, передать образы воображения, воплотив их с помощью линии и цвета.

 Задача педагогов - выявление художественных способностей детей и грамотное их развитие. И решаться они должны с учётом возраста детей, их психического уровня, условий воспитания и, безусловно, выбора тем и способов работы. Развитие воображения в первую очередь зависит от наблюдательности ребёнка, его умения видеть особенности окружающих предметов и явлений, сравнивать их, выделять характерное.

Проще всего обучать ребёнка, основываясь на уже известных и знакомых ему предметах, которые он видит каждый день и к которым привык. Такой предмет можно представить в совершенно необычном для него ракурсе. Что ребёнок видит каждый день и что для него становится обыденным и привычным? Всегда – играет ли он с игрушками, пытается ли научиться держать карандаш или фломастер, делая первые рисунки, - в первую очередь он видит свои пальчики и ладошки.

Кто-то из ребят замечает, что контур руки, обведённый на листе бумаги, напоминает что-то знакомое. Обычно ассоциации ребёнка разнообразны, в одном и том же контурном рисунке он может увидеть разные предметы. В контуре ладошки можно увидеть птицу, бабочку, рыбу или листок, дерево, ёжика. Добавляя к этому контуру какие-либо детали, можно получить совершенно различные результаты. Безусловно, ведущая роль в этом процессе принадлежит взрослому, который своими наводящими вопросами помогает ребёнку.

Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребёнка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.

Цель дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Разноцветный мир»  – развитие самостоятельности, инициативы и творческих способностей детей, которые проявляются при выборе темы и приёмов изображения. При этом ребёнок не только творчески обдумывает тему, но и самостоятельно работает над её реализацией в рисунке. Проведение таких занятий даёт возможность судить об интересах детей, о степени развития их творческих способностей и овладения изобразительными умениями и навыками. Предложенные темы послужат творческим толчком для обучения детей рисунку и позволят  расширить содержание детских работ при добавлении новых деталей в развитии сюжета.

Образовательная деятельность по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Разноцветный мир» направлена на формирование и развитие творческих способностей воспитанников; удовлетворение индивидуальных потребностей детей в художественно – эстетическом развитии; выявление и поддержку талантливых детей, а также воспитанников, проявивших выдающиеся изобразительные способности; формирование общей культуры детей.

  1.  Новизна, актуальность, педагогическая целостность данной дополнительной программы

Новизна Программы состоит в том, что актуальная проблема формирования у дошкольников эстетического отношения к действительности разработана с генезисом (историй развития) изобразительной деятельности, направленной на интеграцию и гармонизацию отношений с миром в процессе личностного роста ребёнка-дошкольника.

Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетического воспитания.

Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности, например в рисунке.

Занятия по программе «Разноцветный мир» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Развитие восприятия детей, формирование представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, понимание того, что рисунок – это плоскостное изображение объёмных предметов.

  1. Цель и задачи программы

Основная задача эстетического воспитания в дошкольном образовании – это постоянное развитие интеллектуального и чувственного начал в человеке. Через приобщение к искусству активизируется творческий потенциал личности, и чем раньше заложен этот потенциал, тем активнее будет стремление человека к освоению художественных ценностей мировой культуры, тем выше эстетическое сознание, тем выше сфера эстетических потребностей.

Цель:

Цель занятий изобразительным искусством – направленное и последовательное воспитание у детей эстетической культуры в целях формирования эстетического отношения к окружающему миру.

Задачи:

Образовательные:

- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.

- Обучить приемам традиционной и нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.

Развивающие:

- Развить художественный вкус, пространственное воображение, творчество и фантазию, наблюдательность и воображение.

- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Воспитательные:

- Воспитывать аккуратность, трудолюбие, желание добиваться успеха собственным трудом.

- Воспитать у детей интерес к изобразительной деятельности.

Кружковая  работа  реализуется  в  совместной  деятельности с детьми. Образовательный  процесс  строится  по  принципу интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка  «Разноцветный мир» разработана с учетом  парциальной программой художественно-эстетического развития детей  2-7 лет в изобразительной деятельности «Цветные ладошки» И.А. Лыковой.  

Занятия проводятся 4 раза в месяц во второй половине дня со всей группой детей.  Длительность занятия составляет 20 минут (4 учебных часа в месяц, итого 35 учебных часа в год). Расписание занятий составлено для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха воспитанников, с учетом пожеланий детей, родителей (законных представителей), а также возрастных особенностей детей.

Вид объединения: кружок

Направленность программы: художественная

       

1.4. Принципы и подходы к формированию программы  

1. Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурные компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии.

2. Принцип развития предполагает выделение в процессе работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

3. Принцип доступности предполагает построение непосредственно образовательной деятельности дошкольников на уровне их реальных творческих  возможностей.

4. Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие.

Адресат программы -  дети 4-5 лет (средняя группа) – 20 человек, воспитатель.

Сроки реализации программы – 1 год.         

Срок освоение программы – 9 месяцев.

Объем программы: 35 часов.

Режим занятий: 4 раза в месяц, во второй половине дня.

Четверг:  15.40 -  16.00 . Руководитель: Клягина Н.В.

Формы обучения: очная форма, групповая. Включает в себя беседы, игровые, сюжетные  занятия с использованием мультимедийного сопровождения.

Виды занятий: беседы, практические занятия, групповая и индивидуальная работа.

  1.  Значимые для разработки и реализации дополнительной программы характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста

Средний дошкольный возраст- 4-5 лет

Изобразительная деятельность детей продолжает развиваться. Рисунок становится предметным  и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища,  глаз, рта, носа, волос. Иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры

1.6 Планируемые результаты  освоения программы

В результате систематической и последовательной работы к концу года дети средней группы научатся:

- создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений;

- использовать разные материалы и способы изображений;

- воплощать в рисунке собственный замысел.

Формы аттестации для детей 4-5 лет по художественно – эстетическому  развитию.

Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественного направления «Разноцветный мир» предполагает оценку индивидуальных  творческих способностей детей. Такая оценка проводится руководителем кружка (воспитателем) в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития творческих способностей дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий  и лежащей в основе  их дальнейшего планирования).

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за детьми в спонтанной и специально организованной  деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – карта наблюдений развития изобразительных способностей детей средней группы, позволяющая фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития творческих способностей каждого ребенка в ходе:

- коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений при создании коллективных работ и пр.);

- проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как  развивается умение планировать и организовывать свою деятельность в ходе реализации задач дополнительной программы «Разноцветный мир»);

- художественной деятельности

Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих задач:

- поддержки одаренных детей и детей, проявляющих творческие способности.

Диагностическая карта развития детей по освоению программы:

  Итоговая диагностика проводится в форме творческого задания. Основным критерием в оценке рисунков является новое, оригинальное, придуманное, изобретённое и художественно оформленное.

Оценочные материалы

  Представленная диагностика анализа продукта деятельности позволяет определить уровни овладения рисованием. Также диагностические таблицы позволяют проследить у детей развитие художественного восприятия, проанализировать уровень сформированности изобразительных навыков и умений.

  Результат отслеживается через диагностирование деятельности детей, которое проводится в начале учебного года (сентябрь) и в конце (май).

Таблица оценки уровня овладения ребенком изобразительной деятельностью (рисование)

Фамилия, имя

Форма

Строение

Пропорции

       Композиция

 Цвет

Передача движений

Общий балл

расположение изображений на листе

соотношение по величине разных предметов

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

1

2

3

4

Средний показатель (общий)

         

Показатели критерии для оценки уровня овладения ребенком в соответствии с возрастом изобразительной деятельностью (рисование)

Передача формы:

- форма передана точно-3б.;

- есть незначительные искажения-2б.;

- искажения значительные, форма не удалась-1б.

Изображение предмета:

Умение правильно передавать расположение частей при изображении сложных предметов:

- части расположены верно-3б;

- есть незначительное искажение-2б;

- части предмета расположены не верно-1б.

Передача пропорций предмета в изображении:

Соблюдение соотношений предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.

- пропорции предмета соблюдены-3б;

- есть незначительные искажения-2б;

- пропорции предмета переданы неверно-1б.

Композиция:

Создание сюжетных композиций, повторяя изображение одних и тех же предметов и добавляя к ним другие располагая изображение на всей поверхности листа.

- по всей плоскости листа-3б

- на полосе листа-2б

- не продумано, носит случайный характер-1б.

Аккуратность:

Умение правильно пользоваться красками, при закрашивании не заходить за контур, правильно набирать краску, пользоваться кистью и карандашом.

- все материалы использованы правильно, рисунок без видимых помарок -3б;

- есть незначительные помарки-2б;

- предметы закрашены не верно, рисунок не выглядит опрятным-1б.

Передача движений:

Ритмичность нанесения линий, штрихов, пятен, мазков.

- движение передано достаточно точно-3б;

- движение передано неопределенно, неумело-2б;

- изображение статичное-1б.

Цвет

Характеризует передачу реального цвета предметов и образов декоративного искусства;

основные цвета и оттенки: красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный, розовый, голубой, серый, коричневый, оранжевый, светло-зеленый  (представление о получении оттеночных цветов)

Путем усиления или ослабления нажима получение светлого или более насыщенного цвета:

- передан реальный цвет предметов (образца декоративной росписи)-3б;

- есть отступление от реальной окраски-2б;

- цвет предметов и образцов народного искусства передан неверно-1б.

II.    Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности по программам дополнительного образования по направлениям развития воспитанников.

Изобразительная деятельность и художественное творчество отличается большим разнообразием художественных работ, приемов и техник. Занятия различными видами творчества способствуют социально - педагогической защите детей, помогают решить проблемы, вызванные нарушениями эмоционально - волевой сферы, позволяют раскрыть потенциальные возможности развития личности, способности. Изобразительная деятельность создает благоприятные условия для формирования социально активной, творческой личности, способной изменить мир к лучшему. Формирование такой личности является результатом активного участия ребёнка в творческом процессе, обеспечивающим ему постоянный тренинг положительных эмоций, чувств, переживаний. Важнейшим фактором, стимулирующим развитие высших психических функций, является двигательное развитие ребёнка, занятия нетрадиционным рисованием и т.д. ведут к укреплению мышц кисти рук, развитию мелкой моторики пальцев рук. Программа построена с учетом невысоких материальных затрат на бюджет семьи обучающегося, что немаловажно в данной социально - экономической обстановке. Формирование навыков и развитие творческих способностей даст в будущем более широкую возможность и увеличение диапазона в выборе профессии.

2.2  Учебно-тематический план

п/п

Дата

Тема

Форма заня

тия

Кол- во часов

Место

проведения

Форма контроля

всего

теор

практ

Нарисуй картинку про лето – рисование по замыслу

фронтальное

1

0,25

0,75

Групповая комната

Выставка детского творчества

На яблоне поспели яблоки – предметное рисование

1

0,5

0,5

Цветные шары (круглой и овальной формы) – рисование предметное

1

0,5

0,5

Красивые цветы – рисование сюжетное

1

0,5

0,5

Золотая осень – рисование сюжетное

1

0,5

0,5

Сказочное дерево – рисование предметное

1

0,5

0,5

Украшение фартука – рисование декоративное

1

0,5

0,5

Яблоко спелое, красное, сладкое – рисование по представлению

1

0,5

0,5

Рыбки плавают в аквариуме – рисование сюжетное

фронтальное

1

0,5

0,5

Групповая

 комната

Выставка детского творчества

Маленький гномик – рисование предметное

1

0,25

0,75

Кисть рябинки, гроздь калинки… - рисование модульное (ватными палочками или пальчиками)

1

0,25

0,75

Рисование по замыслу

1

0,5

0,5

Кто в каком домике живёт -рисование сюжетное

фронтальное

1

0,5

0,5

Групповая

комната

Выставка детского творчества

Снегурочка – рисование предметное

1

0,25

0,75

Наша нарядная ёлка – рисование по представлению

1

0,25

0,75

Маленькой ёлочке холодно зимой – рисование сюжетное

1

0,5

0,5

Развесистое дерево – рисование предметное

фронтальное

1

0,25

0,75

Групповая

комната

Выставка детского творчества

Украшение платочка - рисование декоративное по мотивам дымковских росписей

1

0,5

0,5

Снеговики в шапочках и шарфиках – рисование по представлению

1

0,25

0,75

Самолёты летят сквозь облака – рисование по представлению

Украсим полоску флажками – рисование предметное

фронтальное

1

0,5

0,5

Групповая

комната

Выставка детского творчества

Девочка пляшет – рисование сюжетное

1

0,5

0,5

Красивая птичка – рисование по представлению

1

0,5

0,5

Весёлые матрёшки (хоровод) – рисование декоративное с натуры

Расцвели красивые цветы – рисование предметное

Фронтальное

1

0,5

0,5

Групповая

Комната

Выставка детского творчества

Козлятки выбежали погулять на зелёный лужок – рисование сюжетное

1

0,25

0,75

Украсим платьице кукле – рисование декоративное

1

0,25

0,75

Как мы играли в подвижную игру «Бездомный заяц» - рисование сюжетное

1

0,25

0,75

Твоя любимая кукла – рисование предметное

Фронтальное

1

0,25

0,75

Групповая

комната

Выставка детского творчества

Сказочный домик – теремок – рисование сюжетное

1

0,25

0,75

Моё любимое солнышко – рисование по представлению

1

0,25

0,75

Дом, в котором ты живёшь – рисование предметное

1

0,25

0,75

Празднично украшенный дом – рисование предметное

Фронтальное

1

0,25

0,75

Групповая

комната

Выставка детского творчества

Нарисуй картинку про весну – рисование по замыслу

1

0,25

0,75

Разрисовывание перьев для хвоста сказочной птицы – рисование декоративное

1

0,25

0,75

Самолёты летят сквозь облака – рисование по представлению

1

0,25

0,75

2.3 Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников.

Ведущая  цель    взаимодействия   детского  сада  с семьей -   создание в  детском  саду  необходимых условий  для  развития  ответственных  и взаимозависимых   отношений  с  семьями   воспитанников,  обеспечивающих   целостное   развитие  личности  дошкольника,  повышение  компетентности  родителей  в  области  воспитания.

Взаимодействие с родителями:

- проведение родительских собраний, консультаций, бесед;

- участие родителей и детей в групповых творческих конкурсах;

- активное участие родителей в реализации проектов творческой направленности;

- оформление наглядной информации;  

- совместная  деятельность: привлечение родителей  к организации выставок,  конкурсов,  занятий, праздников, досугов.

III. Организационный раздел

         3.1.Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка.

Для успешной реализации Программы дополнительного образования должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;

8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей  непосредственно в  образовательную деятельность.

Важнейшим условием реализации Программы дополнительного образования  является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды. Пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными. Важнейшие образовательные ориентиры:

-  обеспечение эмоционального благополучия детей;

-  создание условий для формирования доброжелательного и внимательного отношения детей к другим людям;

-  развитие детской самостоятельности (инициативности, автономии и ответственности);

-  развитие детских способностей, формирующихся в разных видах деятельности.

         3.2.Организация развивающей предметно-пространственной среды.

Развивающая предметно-пространственная среда группы соответствует требованиям ФГОС ДО. Она:

- содержательно-насыщенная, развивающая;  

             - трансформируемая;

- полифункциональная;

- вариативная;

             - доступная;

             - безопасная;

 - эстетически-привлекательная.

          Предметно-пространственная среда предусматривает решение задач:

         1. Обеспечение условий для развития познавательных и творческих способностей детей.

         2. Поддержание познавательной активности, инициативности, обеспечение их дальнейшего роста.

         3. Создание условий для реализации усвоенных на занятиях способов деятельности, приобретенных знаний.

         4. Создание условий для эмоционального проживания ребенком различных ситуаций с целью осмысления воспринятых содержаний.

          Условия реализации программы.

         - создание художественно-развивающей среды  в детском саду;

          - разработка занятий по развитию детских художественных способностей средствами нетрадиционных художественных техник рисования и их апробация.

 Для успешной реализации программных задач предусматривается взаимодействие с родителями и педагогами. Проводятся следующие формы работы: беседы, консультации, мастер-классы, семинар-практикум, анкетирование, выставки и др. Разнообразие используемых форм работы формирует у взрослых  определенные представления и практические умения в продуктивной деятельности и в оказании помощи детям  в освоении нетрадиционных изобразительных средств.

          3.3 Методические материалы.

Учебно-методический комплекс

учебные и методические пособия:

- научная, специальная, методическая литература (см. список литературы);

материалы из опыта работы:

- образцы;

- схемы;

- шаблоны, трафареты;

- альбомы, фотографии лучших работ;

-  перспективные тематические планы;

- конспекты занятий;

- фонотека.

Список материала и оборудования, необходимого для занятий с детьми:

- альбом, матерчатые салфетки, чашечки для гуаши, стаканы для воды, подставки под кисти, природный материал (листья)

- цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, гуашь, акварельные краски;

- кисти разных размеров, ватные палочки, трубочки для коктейля;

- демонстрационная доска, наглядный и раздаточный материал  в соответствии с темами занятий;

3.4  Учебно - методический комплекс к дополнительной программе

  1. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: ИД «Цветной мир», 2016. – 144 с.
  2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты, методические рекомендации. Средняя группа – М.: «Карапуз», 2010. – 144 с. вкл., переиздание дораб. и доп
  3. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Средняя группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 96 с.: цв.вкл.

           Приложение 2

Список детей младшей группы,

посещающих кружок «Разноцветный мир»

№ п/п

ФИО ребёнка

Акинфиева Полина Алексеевна

Алексенко Дарья Сергеевна  

Багиров Мирослав Эфендиевич

Барнаш Данил Николаевич

Деменева Милана Александровна

Ишков Даниил Александрович

Комова Лилия Ивановна

Кульков Егор  Александрович

Лаврентьев Владимир  Александрович

Пашкова Наталья Юрьевна

Серикова Василиса Евгеньевна

Тарасенко Арина Кирилловна

Ткаченко Артем Юрьевич

Туркенич Артур Александрович

Федосеева Александрина Олеговна

Филиева Валентина Николаевна

Хорошун Виктория Владимировна

Шестак Владислав Андреевич

Мазур Амелия Михайловна

Погорелов Михаил Иванович

В группе:

9 мальчиков

11 девочек


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования детей по художественной направленности « Разноцветные ладошки» для детей от 2 до 4 лет 1 год обучения

Программа дополнительного образования детейпо художественной направленности« Разноцветные ладошки»для детей от 2 до 4 лет1 год обучения...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Разноцветные ладошки»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММАВозраст обучающихся: 3-7 летКоличество часов в год: 72 часаПедагог реализующий программу:Апрельская Виктория Валерьяновна «Разноцветные ла...

Программа дополнительного образования детей по художественной направленности « Разноцветная палитра» для детей от 5-7 лет

Программа дополнительного образования детей по художественной направленности« Разноцветная палитра»для детей  от 5-7 лет...

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Разноцветные ладошки» для детей 2-3 лет

Кружок «Разноцветные ладошки» - способен увести деток в увлекательную страну красок, открыть дверцу в мир творчества и мастерства. Велико образовательное и воспитательное значение рисовани...

Дополнительная общеобразовательная программа познавательной направленности «Разноцветные палочки» для детей 3-4 лет (Срок реализации программы – 1 год)

Ребенок по своей природе исследователь, экспериментатор. Его «почему? как? где?» порой ставят в тупик неискушенных взрослых. Существует множество способов предоставить детям возможность са...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Разноцветные ладошки»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Разноцветные ладошки» по содержательной, тематической направленности является художественной и нацелена на приобщение уча...