Проект "Дети одной реки"
проект
Предварительный просмотр:
Смотр – конкурс «Енисейская Сибирь».
Номинация «Территория ДОО"
ПРОЕКТ «ДЕТИ ОДНОЙ РЕКИ».
Наименование ДОО: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 316».
Контактная информация: 660127, г.Красноярск, ул. Мате Залки 6 «Ж», тел 220–48-61, электронный адрес: dou316@mailkrsk.ru
Сроки выполнения проекта: январь – июль 2022 г.
Красноярск, 2022 г.
Содержание проекта.
Вид проекта: творческий, тип: практико- ориентированный.
Участники проекта: педагоги, родители, дети.
Продолжительность: январь – июль 2022 г.
Актуальность: современное, развивающее пространство дошкольного учреждения предусматривает условия для организации совместной и самостоятельной деятельности дошкольников в том числе с особыми возможностями здоровья по всем направлениям развития детей. Однако анализ развивающей предметно – пространственной среды с позиции краеведения показал определенные дефициты. Несмотря на эстетически привлекательный вид и функциональность организации пространства, создающие уникальную возможность оздоровления детей, обогащения новыми знаниями, развития высших психических функций и осуществления задач всестороннего развития детей, оформление территории ДОУ не отображает особенности региона, уникальность и разнообразие его животного мира, национального колорита, природы и рельефа.
Так как дошкольники значительное время проводят на территории детского сада, творческой группой было принято решение восполнить дефициты с целью использования ресурса в воспитательных, образовательных и развивающих целях с одной стороны, и создания оригинального индивидуального образа учреждения с позиции регионального содержания, с другой.
Цель: усилить роль регионального содержания при создании условий на территории учреждения для воспитания патриотических чувств, базовых социокультурных ценностей, представлений у дошкольников о Красноярском крае силами педагогов, родителей и детей.
Задачи:
- Определение дефицитов инфраструктуры ДОУ с точки зрения регионального содержания.
- Оформление не менее 25% территории учреждения зонами, формирующими представления о Красноярском крае, его социокультурных ценностях, природных особенностях:
- Интеграция регионального содержания в оформление холлов учреждения.
- Раскрытие творческого потенциала педагогов.
- Вовлечение родительской и детской общественности к проявлению креативности и творческой активности.
- Развитие деятельностной и информационной компетентностей, воспитание чувства гордости за свою малую родину дошкольников через расширение представлений дошкольников о родном крае, практическое овладение ремесленными навыками.
Предполагаемый результат:
- Определены дефициты инфраструктуры ДОУ, обозначены основные «мишени» для создания оригинального индивидуального образа учреждения с позиции регионального содержания (дизайн – проект).
- 25% территории ДОУ оформлено с учетом разнообразия и особенностей нашего региона. Организация локации, отображающей видовое разнообразие народов Красноярского края.
- Холлы и лестничные марши оформлены с учетом регионального содержания в различных техниках.
- Не менее 30% педагогов приняли участие в разработке и создании условий.
- 10% родительской общественности и 70% детей старшего дошкольного возраста вовлечены в деятельность по реализации проекта.
- Не менее 60% детей осведомлены и могут рассказать о наименовании города и края; народностях и традиционных видах деятельности; основных ремеслах и промыслах; географических объектах, животных и растениях. 60% старших дошкольников владеют основными техническими навыками плетения и росписи.
Механизм реализации проекта:
Реализация поставленных задач происходит в несколько этапов.
Организационный этап – стратегический анализ дефицитов инфраструктуры ДОУ с точки зрения регионального содержания с последующей разработкой плана – графика реализации проекта. Разработка дизайн проекта. Изучение разработок, передового опыта коллег и дизайнеров. Создание команды креативно думающих специалистов. Анализ материального обеспечения учреждения.
Основной этап – реализация плана – графика: закупка грунта, семян, создание экспонатов, размещение их в соответствии с обозначенными локациями, материалов. Разработка и создание дидактических пособий, методического сопровождения.
Заключительный этап – подведение итогов реализации проекта, презентация результатов в рамках проекта.
На каждом этапе будут привлечены внутренние ресурсы, задействованы в реализации мероприятий руководитель проекта, заместители заведующего, старший воспитатель, педагоги учреждения
План-график реализации проекта
Мероприятия/виды работ | Сроки | Ответственный/ исполнитель |
Организационный этап | ||
Ознакомление педагогов с положением смотра - конкурса «Енисейская Сибирь» | Январь | Шамшурина С.Н. |
Формирование творческой группы из числа активных педагогов учреждения | Январь | Логинова Е.В. |
Создание и оформление проекта преобразования территории учреждения | Январь | Донова Д.Н. |
Оформление дизайн проекта (Приложение 1) | Январь | Донова Д.Н. Числова А.А. |
Составление сметы | Январь | Котомцева Ю.А. |
Основной этап | ||
Презентация проекта на родительских собраниях | Февраль | Бурдунюк Г.А. |
Закупка материалов на изготовление фигур в национальных костюмах | Февраль | Числова А.А. Логинова Е.В. |
Закупка грунта и семян | Февраль | Васильева Т.Н. |
Закупка материалов для оформления холлов | Февраль | Кубрак М.С. Тарарухинс Г.А. Кузьмина Н.Г. |
Написание плана работы творческой мастерской по направлению роспись по дереву (спилы), апробация в работе со старшими дошкольниками | Февраль | Огородникова И.Е. Порываева Е.В. |
Организация поездки в Красноярский краеведческий музей со старшими дошкольниками с последующим оформлением выставки творческих работ | Февраль | Котомцева Ю.А. |
Создание репродукций для холла | Февраль - июнь | Родители |
Оформление экспонатов «Национальные костюмы» | Март | Числова А.А. |
Посадка рассады, уход за рассадой | Март - май | Васильева Т.Н. Шамшурина С.Н. Котомцева Ю.А. |
Изготовление макета оленя | Март | Кубрак М.С. Старшие дошкольники |
Изготовление растительности для панорамы «Лиса» | Март | Тарарухина Г.А. Родители |
Разработка содержания интеллектуальной игры | Март | Числова А.А. |
Разработка содержания интерактивных игр, апробация в работе с детьми | Март | Донова Д.Н. |
Изготовление вазы с жарками | Март - май | Кузьмина Н.Г. |
Написание плана работы творческой мастерской по направлению плетение, апробация в работе со старшими дошкольниками | Март | Огородникова И.Е. Порываева Е.В. |
Просмотр мультфильма «Народы России». Изготовление макетов кукол по итогам просмотра. Организация и показ спектакля дошкольникам средних групп | Март | Бурдунюк Г.А. Старшие дошкольники |
Закупка материалов для изготовления барабана | Апрель | Числова А.А. |
Изготовление макета медведя | Апрель | Кубрак М.С. Старшие дошкольники |
Изготовление растительности для панорамы «Медведь» | Апрель | Тарарухина Г.А. Родители |
Изготовление барабана для интеллектуальной игры | Апрель | Числова А.А. |
Изготовление интерактивных игр, апробация в работе с детьми | Апрель | Донова Д.Н. |
Закупка расходных материалов для изготовления эмблемы | Апрель | Кузьмина Н.Г. |
Изготовление эмблемы | Апрель | Числова А.А. |
Написание плана работы творческой мастерской по направлению роспись по камню, апробация в работе со старшими дошкольниками | Апрель | Огородникова И.Е. Порываева Е.В. |
Организация фотовыставки «Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь!» | Апрель | Кузьмина Н.Г. Родители Старшие дошкольники |
Закупка материалов для изготовления пастуха | Май | Числова А.А. |
Изготовление макета лисы | Май | Кубрак М.С. Старшие дошкольники |
Изготовление растительности для панорамы «Олень» | Май | Тарарухина Г.А. |
Изготовление мальчика – пастуха, баранов | Май | Числова А.А. Родители |
Изготовление интерактивных игр, апробация в работе со старшими дошкольниками | Май | Донова Д.Н. |
Написание плана работы творческой мастерской по направлению гончарное мастерство и роспись посуды, апробация в работе со старшими дошкольниками | Май | Огородникова И.Е. Порываева Е.В. |
Закупка расходных материалов для организации деятельности мастерской | Май | Кузьмина Н.Г. Бурдунюк Г.А. |
Изготовление медведя для клумбы | Июнь | Котомцева Ю. |
Доставка многолетников и высадка на клумбы цветов | Июнь | Родители |
Изготовление макета совы и зайца | Июнь | Кубрак М.С. Старшие дошкольники |
Изготовление растительности для панорамы «Сова и заяц» | Июнь | Тарарухина Г.А. |
Изготовление настольно – печатного варианта игр, апробация в работе со старшими дошкольниками | Июнь | Донова Д.Н. |
Проведение интеллектуальной игры | Июнь | Числова А.А. |
Размещение объектов «Национальные костюмы», медведя. | Июнь | Бурдунюк Г.А. |
Оформление клумб, высадка растений, уход за цветами | Май - июль | Васильева Т.Н. Шамшурина С.Н. Бурдунюк Г.А. |
Изготовление баранов, размещение | Июнь | Числова А.А. Родители |
Оформление пролета | Июнь | Кузьмина Н.Г. |
Оформление коридора | Июнь | Тарарухина Г.А. |
Оформление территории для организации творческой деятельности | Июнь | Огородникова И.Е. Порываева Е.В. |
Организация деятельности творческой мастерской | Июнь | Огородникова И.Е. Порываева Е.В. |
Оформление территории для интеллектуальных игр | Июнь | Бурдунюк Г.А. |
Оформление водопада | Июнь | Числова А.А. Бурдунюк Г.А. |
Оформление пролета | Июнь - июль | Кубрак М.С. Тарарухина Г.А. |
Организация предшествующей работы для сюжетной игры «Экскурсовод» Проведение экскурсий для детей дошкольниками старшего возраста | Июнь | Огородникова И.Е. Порываева Е.В. Старшие дошкольники |
Проведение интеллектуальных игр | Июнь - июль | Числова А.А. Бурдунюк Г.А. Логинова Е.В. |
Проведение промежуточного мониторинга выполнения плана | Ежемесячно | Белоглазова Е.С. Котомцева А.А. Логинова Е.В. |
Заключительный этап | ||
Обобщение, подведение итогов, анализ | Июль | Белоглазова Е.С. Логинова Е.В. |
Подготовка продукта к презентации | Июль | Логинова Е.В. |
Презентация итога деятельности с последующей внешней оценкой | Июль | Логинова Е.В. Числова А.А. Порываева Е.В. |
Презентация итогов проекта родительской общественности, ознакомление с перспективами развития, объявление о сборе экспонатов для мини - музея | Сентябрь | Бурдунюк Г.А. |
Принципы:
-безопасности;
-доступности;
-творчества;
-индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия;
-самостоятельности;
-вариативности;
-диалогического общения;
-развития;
-природ сообразности.
Стратегия реализации проекта – выполнение задач собственными силами с привлечением родительской общественности после стратегического анализа и составления плана.
Для успешности процессно-функциональной парадигмы управления проектом в большей или меньшей степени использовались следующие методы на различных стадиях его реализации:
- администрирования;
- планирования;
- бюджетного управления;
- диагностики;
- управления от задач;
- оценки персонала;
- мотивации;
- лидерства;
- эффективных коммуникаций;
- контроля и мониторинга;
- управления риском;
- управления конфликтами.
Ресурсы:
- Кадровые ресурсы.
Коллектив учреждения обладает достаточной степенью профессиональной подготовленностью к разработке и реализации проекта, творческим и креативным мышлением. Во главе с руководителем проекта Белоглазовой Е.С. (заведующий), была создана творческая группа: Логинова Е.В. (старший воспитатель), Шамшурина С.Н. (воспитатель), Васильева Т.Н. (воспитатель), Бурдунюк Г.А. (воспитатель), Числова А.А. (воспитатель), Тарарухина Г.А. (воспитатель), Кубрак М.С. (воспитатель), Донова Д.Н. (учитель – логопед), Кузьмина Н.Г. (воспитатель), Котомцева Ю.А. (воспитатель).
-Материально – технические ресурсы: мультимедийное оборудование, земля на территории учреждения.
- Временные ресурсы -
- Финансовые ресурсы описаны в смете расходов (Приложение 2).
Краткая характеристика.
Проект «Дети одной реки» направлен на преобразование развивающей предметно – пространственной среды с позиции результатов стратегического анализа содержания регионального компонента в инфраструктуре учреждения.
В начале проектной деятельности обозначены мишени, сформулированы цель и задачи, этапы реализации, ресурсы, план мероприятий, ответственные, создан примерный дизайн - проект. Осуществляется через обобщение передового опыта и практическое воплощение.
В ходе реализации проекта проводится мониторинг эффективности проекта с внесением при необходимости корректив.
Итогом реализации стала оформленная развивающая предметно – пространственная среда на территории учреждения, решающая задачи патриотического воспитания в русле информационного и деятельностного подхода.
Устойчивость проекта:
Риски | Пути преодоления |
Низкая активность родительской общественности. | Презентация проекта на родительских собраниях. Агитация и вовлечение родителей. |
Недостаточная творческая активность педагогов. | Мотивация посредством материального поощрения (стимулирующие выплаты). |
Недостаточная материальная база. | Закупка материалов в период проведения акций. |
Оценка результатов и перспективы дальнейшего развития: оценка актуальной эффективности проекта проводилась регулярно посредством определения текущего состояния проекта (оценка объема фактически выполненных работ, затраченных ресурсов) и последующим сравнением с базовым планом (по параметрам – срок, затраты – ресурсы, объем работы), а так же выявлением тенденций, отклонений от базовых значений параметров проекта.
Промежуточный мониторинг проводился в конце каждого месяца, позволял оценить темпы организации деятельности. За весь период подготовки значительных отставаний выявлено не было, вносились незначительные корректировки.
В настоящее время на территории учреждения создана доступная развивающая предметно-пространственная среда, отражающая своеобразие Красноярского края, способствующая реализации совместной и самостоятельной деятельности дошкольников:
- оформлен дизайн проект;
- в соответствии с дизайн – проектом и обозначенными сроками произошло пере обустройство территории учреждения:
В ходе реализации проекта на территории учреждения создана видовая точка «Национальные костюмы», на которой вокруг костра дружбы размещены экспонаты с изображением тувинца, хакаски и русского. Экспозицию дополняет дерево желания с лентами, характерное для народностей Хакасии и Тувы.
Оформлены тематические клумбы: «Дети одной реки», символизирующая исторические времена заселения территории Сибири. «Поля Хакасии» - клумба, отображающая ведущий вид деятельности населения Хакасии – овцеводство.
Организована фотозона «Тальниковый водопад», воссоздающая образ великолепного горного массива, расположенного на северо – западе Среднесибирского плоскогорья.
Размещен арт – объект «Енисейская Сибирь – регион всемирного значения», символизирующий мега масштабную территорию развития с участием высоко классных международных специалистов, развитие международного туризма.
Краеведческое содержание интегрировано в оформление инфраструктуры ДОУ: оформлены тематические выставки в холлах и пролетах, отражающие красоту края. Размещенные объекты изготовлены силами педагогов и родителей посредством использования разнообразного материала и техник.
Осуществлен замысел организации среды и создания методического сопровождения творческой мастерской «Волшебные узоры Сибири»., знакомящей с многообразием ремесленных промыслов на территории края, начато ее функционирование.
Создана и запущена деятельность на территории учреждения интеллектуальной интерактивной площадки, оснащенной комплексом дидактических игр и заданий, позволяющих закреплять и расширять представления о нашем крае (Приложение 4).
Таким образом, 30% территории учреждения оформлено зонами, формирующими представления о Красноярском крае, его социокультурных ценностях, природных особенностях, воспитывающие патриотические чувства, создающие условия для самостоятельной деятельности дошкольников.
33 % педагогов приняли участие в разработке и реализации проекта, что незначительно превышает прогнозируемую активность и в целом соответствует планируемым результатам.
10% родительской общественности и 70% детей вовлечены в деятельность по реализации проекта.
60% детей осведомлены и могут рассказать о наименовании города и края; народностях и традиционных видах деятельности; основных ремеслах и промыслах; географических объектах, животных и растениях. 60% старших дошкольников владеют основными техническими навыками плетения и росписи. В рамках проекта организована игра «Юный экскурсовод», где дошкольники проводят экскурсии для сверстников и родителей.
Таким образом, деятельность по реализации проекта была осуществлена в соответствии с планом, на данный момент объем запланированной работы выполнен на 100% от запланированного объема. Созданная силами педагогов и родителей развивающая предметно – пространственная среда способствует развитию ключевых компетентностей деятельной и информационной. создает оригинальный индивидуальный образ учреждения с позиции регионального содержания (Приложение 3).
Членами творческой группы на регулярной основе анализируются и обобщаются промежуточные и итоговые результаты, на основании которых обозначены перспективы дальнейшего развития проекта:
- организация создания виртуального тура, где полная иллюзия присутствия позволит детям увидеть земли, флору и фауну территорий Енисейской Сибири;
- расширение содержания за счет создания мини – музея, отражающего самобытность северных народов, территории, животного и растительного мира;
- создания дидактического материала, игр, отображающих уникальность организации жизни северных народов, ландшафта, животного и растительного мира;
- дополнение направлений деятельности ремесленной мастерской за счет разработки и внедрения плана работы по вышиванию и бисер оплетению.
Научная база проекта:
- Аксенова З.Ф. «Войди в природу другом», М.: «Сфера» 2011г.;
- Алёшина Н.В., «Патриотическое воспитание дошкольников» - М., 2004г.;
- Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.
- Бурганова Р.А., «Ознакомление дошкольников с историей родного края», - К., 2001.
- Гаврилова И.Г., «Истоки русской культуры в детском саду» – С-П., 2008г.;
- Галанова А.С. «Дошкольники на прогулке», 2005г.;
- Данилина Г.Н., «Дошкольнику – об истории и культуре России» – М., 2004г.;
- Иванова А.И. «Живая экология», М.: «Сфера» 2007г.;
- Князева О.Л., Маханева М.Д., «Приобщение к истокам русской народной культуры» - М., 2000г.;
- Маханёва М.Д, «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» – М., 2004г.;
- Оверчук Т.И., «Мой родной дом» - (программа нравственно-патриотического воспитания) - М., 2004г.;
- Остапец А.А., Абросимова Г.Н., Трубачева М.Е., «Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности» - М., 2003 г.;
- Поддубная Л.Б. «Природа вокруг нас», Издательство «Корифей», 2008г.;
- Урмина И., Данилина Т. «Инновационная деятельность в ДОУ», М.: 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
лекция "Родители и воспитатели - два берега одной реки"
детский сад-целая эпоха в жизни малыша, большой новый этап , к которому надо подготовиться не только ребёнку, но и его родителям....
Родители и воспитатели два берега одной реки.
С целью сохранения и укрепления здоровья я ежедневно провожу ряд оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий:· утренняя гимнастика,·...
Брейн-ринг для педагогов ДОУ «Родители и воспитатели — два берега одной реки»
Брэйн-ринг «Родители и воспитатели — два берега одной реки»Цель: уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями.Задачи: *формировать умения дифференцированн...
"Родители и воспитатели - два берега одной реки"
Работа с семьей – необходимая сложная деятельность в работе воспитателя. Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в орг...
Родители и воспитатели - два берега одной реки
работа с родителями, ее формы. Рекомендации для вовлечения родителей в совместную деятельность.Принципы взаимодействия педагога с родителями....
Доклад для воспитателей на тему:"Родители и воспитатели-два берега одной реки."
Доклад для воспитателей...
Семья и детский сад - два берега одной реки
Презентация подготовлена для родительского собрания...