лекция "Родители и воспитатели - два берега одной реки"
методическая разработка по теме
детский сад-целая эпоха в жизни малыша, большой новый этап , к которому надо подготовиться не только ребёнку, но и его родителям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Детский сад - целая эпоха в жизни малыша, большой новый этап, к которому важно подготовиться как ребенку, так и родителям.
Придя в детский сад, первыми знакомятся с воспитателями именно родители, оценивают их характер и стремление работать с детьми. Ведь залог успешного посещения ребенком садика – это налаженный контакт родителей и воспитателей, умение и желание взаимно сотрудничать.
К сожалению, не все родители откликаются на стремление воспитателей к сотрудничеству, не всё проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Многие ошибочно рассматривают детский сад как место, где только присматривают за ребенком или как плацдарм для старта в школу. Бесспорно, родителям необходимо знать, как ведет себя ребенок в группе, играет ли с другими детьми, легко ли сходится со сверстниками, умеет ли выполнять элементарные требования? В чем ребенку надо помочь, что подкорректировать дома? В большинстве случаев воспитатели всегда готовы поделиться с родителями такой информацией. Только самим родителям это не всегда интересно. А жаль. Ведь наиболее успешное окончательное формирование личности с помощью садика будет только тогда, когда и в группе, и в семье требования будут ОДИНАКОВЫЕ. Скажем, если воспитательница приучает детей убирать за собой, а мама говорит ребенку дома "Оставь, потом я уберу" - ребенок и в саду будет вести себя так же, ссылаясь на то, что ему так разрешила мама.
Если в группе принято аккуратное поведение за едой, а дома ребенку позволяется есть чуть ли не руками, в таком случае конфликты с воспитателем и с товарищами по группе ребенку обеспечены. Потом вскоре начнется "я в садик не хочу", капризы и так далее.
Поэтому воспитатели целенаправленно ищут пути решения проблемы взаимодействия между родителями и воспитателем.Современные родители образованны, обладают широким доступом к научно-популярной информации из области педагогики и психологии. Однако высокий уровень общей культуры, эрудированность и информированность родителей не являются гарантией достаточного уровня их педагогической культуры.
Родители испытывают затруднения в воспитании детей, выборе воспитательных методов и приемов, в применении на практике информации, почерпнутой из разных источников, Они нуждаются в получении конкретной, адресной помощи по вопросам воспитания детей. В этом случае именно воспитатели способны прийти на помощь родителям.
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Перейти к новым формам отношений родителей и воспитателей невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Придать "открытость значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, воспитателями, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности и мероприятии.
Пример открытости демонстрирует воспитатель Он может продемонстрировать свою открытость детям, рассказав им о чем-то своем - интересном, увиденном и пережитом в праздничные дни, вызывая тем самым у детей желание участвовать в беседе.Общаясь с родителями, воспитатель не скрывает, когда в чем-то сомневается, он просит совета, помощи, всячески подчеркивая уважение к опыту, знаниям, личности собеседника.
Вместе с тем педагогический такт, не позволит воспитателю опуститься допанибратства, фамильярности.
Личной готовностью открыть самого себя он "заражает" детей, родителей. Своим примером вызывает родителей на доверительное общение, и те в свою очередь делятся тревогами, трудностями, просят помощи и предлагают услуги, свободно высказывают претензии и т.д.
"Открытость детского сада" - это вовлечение родителей в образовательный процесс .
Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием организуют экскурсию, "поход" в ближайший лес, на речку, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи - чему-то научат детей.
Некоторые родители и другие члены семьи включаются в оздоровительную, образовательную, работу с детьми. Например, ведут кружки, студии, обучают малышей некоторым ремеслам, рукоделию, занимаются театрализованной деятельностью и т.д.
От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса.
Прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое - они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки.
Воспитатели, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.
Таким образом, можно говорить о реальном дополнении семейного и общественного воспитания.
Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и воспитатели должны строить свои отношения на психологии доверия. Родители должны быть уверены в хорошем отношении к ребенку в детском саду. Поэтому воспитателю необходимо вырабатывать у себя "добрый взгляд" на ребенка: видеть в его развитии, личности, прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, привлекать к ним внимание родителей.
Доверие же родителей к воспитателю основывается на уважении к его опыту, знаниям, компетентности в вопросах воспитания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств: заботливость , внимание к людям, доброта, чуткость.
Итак, основная цель всех форм и видов взаимодействия детского сада с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и воспитателями, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Важно отметить, что успех взаимодействия воспитателя и родителей напрямую связан с активной позицией самого воспитателя , с его желанием научится, измениться.
Верно говорит древняя мудрость: сложно изменить мир, но если ты хочешь этого - начни меняться сам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родители и воспитатели два берега одной реки.
С целью сохранения и укрепления здоровья я ежедневно провожу ряд оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий:· утренняя гимнастика,·...
Брейн-ринг для педагогов ДОУ «Родители и воспитатели — два берега одной реки»
Брэйн-ринг «Родители и воспитатели — два берега одной реки»Цель: уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями.Задачи: *формировать умения дифференцированн...
"Родители и воспитатели - два берега одной реки"
Работа с семьей – необходимая сложная деятельность в работе воспитателя. Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в орг...
Родители и воспитатели - два берега одной реки
работа с родителями, ее формы. Рекомендации для вовлечения родителей в совместную деятельность.Принципы взаимодействия педагога с родителями....
Доклад для воспитателей на тему:"Родители и воспитатели-два берега одной реки."
Доклад для воспитателей...
Родительское собрание в средней группе «Родители и воспитатели - два берега одной реки»
Расширение контакта между педагогами и родителями, повышение педагогической культуры родителей....
Проект"Родители и воспитатели два берега одной реки"
Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудное, потому что вс...