лекция "Родители и воспитатели - два берега одной реки"
методическая разработка по теме

Жуланова Вера Алексеевна

детский сад-целая эпоха в жизни малыша, большой новый этап , к которому надо подготовиться не только ребёнку, но и его родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детский сад - целая эпоха в жизни малыша, большой новый этап, к которому важно подготовиться как ребенку, так и родителям.

Придя в детский сад, первыми знакомятся с воспитателями именно родители, оценивают их характер и стремление работать с детьми. Ведь залог успешного посещения ребенком садика – это налаженный контакт родителей и воспитателей, умение и желание взаимно сотрудничать.

К сожалению, не все родители откликаются на стремление воспитателей к сотрудничеству, не всё проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Многие ошибочно рассматривают детский сад как место, где только присматривают за ребенком или как плацдарм для старта в школу. Бесспорно, родителям необходимо знать, как ведет себя ребенок в группе, играет ли с другими детьми, легко ли сходится со сверстниками, умеет ли выполнять элементарные требования? В чем ребенку надо помочь, что подкорректировать дома? В большинстве случаев воспитатели  всегда готовы поделиться с родителями такой информацией.   Только самим родителям это не всегда интересно. А жаль. Ведь наиболее успешное окончательное формирование личности с помощью садика будет только тогда, когда и в группе, и в семье требования будут ОДИНАКОВЫЕ. Скажем, если воспитательница приучает детей убирать за собой, а мама говорит ребенку дома "Оставь, потом я уберу" - ребенок и в саду будет вести себя так же, ссылаясь на то, что ему так разрешила мама.

Если в группе принято аккуратное поведение за едой, а дома ребенку позволяется есть чуть ли не руками, в таком случае конфликты с воспитателем и с товарищами по группе ребенку обеспечены. Потом вскоре начнется "я в садик не хочу", капризы и так далее.

Поэтому воспитатели целенаправленно ищут пути решения проблемы взаимодействия между родителями и воспитателем.Современные родители образованны, обладают широким доступом к научно-популярной информации из области педагогики и психологии. Однако высокий уровень общей культуры, эрудированность и информированность родителей не являются гарантией достаточного уровня их педагогической культуры.

Родители испытывают затруднения в воспитании детей, выборе  воспитательных методов и приемов, в применении на   практике информации,  почерпнутой из разных источников, Они нуждаются в получении конкретной, адресной помощи по вопросам воспитания детей. В этом случае именно  воспитатели  способны прийти на помощь родителям.    

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

Перейти к новым формам отношений родителей и воспитателей невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Придать "открытость  значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, воспитателями, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности и мероприятии.

 Пример открытости демонстрирует воспитатель Он может продемонстрировать свою открытость детям, рассказав им о чем-то своем - интересном, увиденном и пережитом в праздничные дни, вызывая тем самым у детей желание участвовать в беседе.Общаясь с родителями, воспитатель не скрывает, когда в чем-то сомневается, он просит совета, помощи, всячески подчеркивая уважение к опыту, знаниям, личности собеседника.

 Вместе с тем педагогический такт, не позволит воспитателю опуститься допанибратства, фамильярности.

      Личной готовностью открыть самого себя  он "заражает" детей, родителей. Своим примером  вызывает родителей на доверительное общение, и те в свою очередь делятся  тревогами, трудностями, просят помощи и предлагают  услуги, свободно высказывают  претензии и т.д.
"Открытость детского сада" - это вовлечение родителей в образовательный процесс .

Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием организуют экскурсию, "поход" в ближайший лес, на речку, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи - чему-то научат детей.

Некоторые родители и другие члены семьи включаются в оздоровительную, образовательную, работу с детьми. Например, ведут кружки, студии, обучают малышей некоторым ремеслам, рукоделию, занимаются театрализованной деятельностью и т.д.     

 От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса.

Прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое - они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки.

Воспитатели, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.    

Таким образом, можно говорить о реальном дополнении семейного и общественного воспитания.      

     Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и воспитатели должны строить свои отношения на психологии доверия. Родители должны быть уверены в хорошем отношении к ребенку в детском саду. Поэтому воспитателю  необходимо вырабатывать у себя "добрый взгляд" на ребенка: видеть в его развитии, личности, прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления,  привлекать к ним внимание родителей.

Доверие же родителей к воспитателю основывается на уважении к его опыту, знаниям, компетентности  в вопросах воспитания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств: заботливость , внимание к людям, доброта, чуткость.        

   Итак, основная цель всех форм и видов взаимодействия  детского сада  с семьей -  установление доверительных отношений между детьми, родителями и воспитателями, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.            

 Важно отметить, что успех взаимодействия воспитателя  и родителей напрямую связан с активной позицией самого воспитателя , с его желанием научится, измениться.

 Верно говорит древняя мудрость: сложно изменить мир, но если ты хочешь этого - начни меняться сам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родители и воспитатели два берега одной реки.

С целью сохранения и укрепления здоровья я ежедневно провожу ряд оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий:·        утренняя гимнастика,·...

Брейн-ринг для педагогов ДОУ «Родители и воспитатели — два берега одной реки»

Брэйн-ринг «Родители и воспитатели — два берега одной реки»Цель: уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями.Задачи: *формировать умения дифференцированн...

"Родители и воспитатели - два берега одной реки"

Работа с семьей – необходимая сложная деятельность в работе воспитателя. Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в орг...

Родители и воспитатели - два берега одной реки

работа с родителями,  ее формы. Рекомендации для вовлечения родителей в совместную деятельность.Принципы взаимодействия педагога с родителями....

Родительское собрание в средней группе «Родители и воспитатели - два берега одной реки»

Расширение контакта между педагогами и родителями, повышение педагогической культуры родителей....

Проект"Родители и воспитатели два берега одной реки"

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудное, потому что вс...