Сценарий "День башкирской культуры"
план-конспект занятия (старшая группа)
Знакомство с традициями Башкортостана
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_den_bashkirskoy_kultury.docx | 19.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №15 «Семицветик»»
Сценарий
«День башкирской культуры»
Подготовила :
А.З. Жаппарова
воспитатель высшей категории
Цель:
- Познакомить детей с Башкортостаном, его жителями
- Воспитывать толерантное отношение детей к башкирам
Задачи:
- формировать представления детей о традициях и обычаях башкир в сравнении с русским и татарским народами
- обогатить духовный мир детей посредством национальных традиций и культуры башкир
- познакомить с народным творчеством, обычаями, национальными блюдами
Материалы и оборудование для занятия:
- иллюстрации с изображением народных костюмов башкир
- книги с иллюстрациями природы Башкортостана
- аудиозаписи с башкирскими песнями
- книги с башкирскими сказками, пословицами и поговорками
- трафареты башкирского ковра
Ход занятия:
Воспитатель :Ребята, в гостях у татар мы побывали, отправимся теперь и к башкирам. Башкиры живут в Башкортостане. Это республика, которая находится также на территории России. Её столица – город Уфа. В Башкортостане живут не только башкиры, но и татары, и русские. Раньше башкиры жили в степях и кочевали с одного места на другое. Башкиры известны как земледельцы, опытные животноводы и искусные пчеловоды. Дома башкир раньше называли юрта. Полы выстилали коврами, на ковёр стелили скатерть, вокруг которой садились гости. Башкирский народ очень гостеприимный.
- Что значит, ребята, быть гостеприимным?
Детиотвечают.
Сюжетно – ролевая игра «В гостях у башкир»
Воспитатель: У башкир любимый праздник Сабантуй. Знаем мы про такой праздник?
Дети: да, знаем
Воспитатель: У какого народа есть такой же праздник? Расскажите о нём
Дети: У татар. Проходят соревнования.
Воспитатель:На этот праздник каждый человек приносит вышитое полотенце или платочек.
Физминутка «Белый клён, синий клён»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, у башкир есть свои народные костюмы?
Детиотвечают.
Предлагаю посмотреть иллюстрации башкирских народных костюмов
(рассматривание иллюстраций)
Дидактическая игра «Узнай по описанию» (отдельные элементы башкирских и татарских костюмов)
Воспитатель: Хотите услышать как звучит башкирский язык?
Детиотвечают.
(аудиозапись с башкирскими песнями)
Воспитатель - Башкиры, как и русские, и татары любили сочинять сказки.
Чтение башкирской народной сказки «Дочь, любившая отца, как соль»
Под.игра «Бесэйменэн сыскан» (кот и мыши)
Правила игры:
Кот сидит в кругу закрыв глаза. Дети-мыши бегают по кругу очень тихо, на носочках, чтобы не разбудить кота. Как только кот открывает глаза и поднимается с места, дети-мыши должны присесть и не двигаться.
Кот произносит слова:
- Котик вышел погулять,
Серых мышек поймать.
Сейчас догоню,
Схвачу и проглочу.
После окончания слов кот ловит мышей, которые встали или пошевелились. Тех, кого поймал, забирает себе. Кот меняется после того, как переловит несколько мышей.
Воспитатель – Ребята, послушайте башкирские пословицы и поговорки:
- без труда не появится еда
- за работой и время быстрей бежит
- у кого работа, у того сила
- земля без дерева не бывает, человек без родителей не бывает
-Как вы понимаете их?
Дети – рассуждают, объясняют
Воспитатель – У башкир, как и у татар существует народный орнамент. Чаще - геометрические фигуры.
-Какие геометрические фигуры вы знаете?
Дети – называют геометрические фигуры
Воспитатель – Правильно, а цвета, которые любят использовать башкиры при декорировании ковров, полотенец, платков – красный, желтый, черный, реже – синий, белый, зеленый.
-Украсим ковер башкирским орнаментом
(рисование гуашью по заранее подготовленным трафаретам) (прил.)
Под.игра «Муйушалыш» (уголки)
Правила игры: По четырем углам площадки стоят 4 стула, на них сидят дети. В центре стоит водящий. Он подходит к каждому ребенку и по очереди задает вопрос: «Хозяйка (хозяин), можно истопить у тебя баню?
1 игрок отвечает – Моя баня занята
2 игрок отвечает – Моя собака ощенилась
3 игрок отвечает – Печка обвалилась
4 игрок отвечает – Воды нет
Водящий выходит на центр площадки, хлопает в ладоши и кричит «Хоп, хоп, хоп!». За это время хозяева меняются местами. Водящий должен успеть занять свободный стул. Можно и больше стульев и детей. Меняться можно только по хлопку водящего.
Чтение башкирской народной сказки «Самый вкусный гостинец»
Итог занятия:
Воспитатель:
С каким народом мы познакомились?
Как называется столица Башкортостана?
Что общего у башкир и татар, что общего с русским?
Детиотвечают.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение дошкольников к башкирской культуре через участие в конкурсах
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего»Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитыва...
Презентация "Башкирская культура и традиции"
Презентация "Башкирская культура и традиции"...
Консультация для педагогов ДОУ "Познаю башкирскую культуру и развиваю речь"
Формирование гражданина нового Башкортостана является важнейшей частью государственной образовательной политики РБ....
Интегрированное занятие «Знакомство с башкирской культурой и ее традициями»
Интегрированное занятие «Знакомство с башкирской культурой и ее традициями»...
«Знакомство с башкирской культурой и ее традициями»
Программное содержание: 1. Познакомить детей с культурой и традициями башкирского народа (костюмы, песни, танцы, обычаи, блюда).2. Развивать интерес к традициям братских народов,...
Мастер – класс «Башкирская культура и ее традиции. Изготовление оберега "Бетеу"
Мастер – класс &laq...
Занятие для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с башкирской культурой и ее традициями»
Занятие для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с башкирской культурой и ее традициями»...