Сказка к нам приходит
план-конспект занятия (старшая группа)
Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
занятие по речевому развитию | 21.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
На тему: «Сказка в гости к нам приходит».
Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы
Задачи:
Образовательные:
-уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках;
- продолжать учить определять тип и вид сказки;
- продолжать учить передавать структуру сказки с помощью моделирования;
- продолжать учить отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме, не торопясь, точно употреблять слова по смыслу;
- продолжать развивать диалогическую речь, обучать формам монологической речи;
-содействовать совершенствованию речевых коммуникаций ребенка со взрослыми и сверстниками;
-учить подбирать слова антонимы, определяющие героев.
Развивающие:
-развивать интерес к аппликации, уметь правильно передавать характерные особенности птицы ;
- развивать дикцию и фонематическое восприятие;
- развивать у детей артикуляционный аппарат, диалогическую речь, память, мышление, внимание.
- развивать пространственно-временную ориентировку и координацию движений.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, терпение и выдержку.
- воспитывать у детей бережное отношение к чувству сопереживания к животным, умение играть рядом, взаимодействовать друг с другом
Предварительная работа: чтение сказок о животных, волшебных, социально-бытовых сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, беседа по сказкам, работа с мнемотаблицами, чтение пословиц, игры драматизации по сказкам, экскурсия в библиотеку.
Оборудование:
1. Презентация "Мир сказок",
2.Картинки с эпизодами из сказок: «Каша из топора», «Петушок и бобовое зернышко», «Царевна-лягушка», «Вершки и корешки», мнемотаблица..
Ход занятия.
Воспитатель: «Сказка в двери к нам стучится,
Скажем сказке - заходи.
Это присказка ребята,
Сказка будет впереди».
Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг нас сколько сказочных героев и сегодня мы с вами отправимся в мир Сказок! Любите ли вы сказки? А что такое сказка?
Воспитатель: необыкновенная история, с героями случаются необыкновенные события, волшебство, говорят звери, птицы.
Воспитатель: А на какие типы групп делятся сказки ?
Дети: Народные и авторские.
Воспитатель: А что вы можете сказать про авторские сказки?
Дети: авторские сказки, написанные автором.
Воспитатель: А что такое народные сказки?
Дети: Их сочиняли люди и рассказывали друг другу, а потом их стали собирать и записывать.
Воспитатель: Да сказочные истории дошли и до нас. Они бывают веселые и грустные, страшные и смешные. Ребята мы с вами на занятии познакомимся с видом русских народных сказок: волшебные, бытовые и детские сказки о животных.
Воспитатель: Первый вид который мы с вами рассмотрим это- сказки о животных они вам самые известные и знакомые по содержанию. Я буду загадывать загадки а вы будете отгадывать, а на слайде будем проверять правильный ответ загадки. Ну что начнем?
Игра: «Угадай и назови»
- Жили-были семь ребят
Белых маленьких козлят.
Проник обманом серый в дом.
Коза потом его нашла,
Перехитрить его смогла.
И всех детей своих спасла.
(Волк и семеро козлят)
- Эта рыжая плутовка
Обманула меня ловко.
Хвать – и кинула в мешок.
Хорошо, что спас дружок.
(«Кот, лиса и петух»)
- Что за гостья в дом пришла
К трём лесным медведям?
Там поела, попила,
В трёх кроватях поспала,
А хозяева вернулись –
Еле ноги унесла!
(«Три медведя») - Что за домик на опушке
Дал приют Ежу, Лягушке,
Мышке, Зайцу, Петуху?
Дом с трубою наверху,
Из трубы идёт дымок.
Этот домик — ...
(Теремок)
- Хитрая плутовка отправила его ловить рыбу хвостом.
Хвост примерз, и в результате он остался без хвоста.
(«Лисичка-сестричка и серый волк»)
- На болоте оба жили,
Друг к другу свататься ходили,
Но не смогли договориться,
Упрямство свойственно и птицам.
(«Журавль и цапля»)
Воспитатель: Кто герои этих сказок?
Дети: животные и птицы
Воспитатель: Сказки, где главными героями выступают волк, лиса, заяц, медведь, кот, птицы, рыбы называются сказками о животных.
Звери в сказках умеют говорить, ведут себя как люди, от других животных отличаются хитростью, сообразительностью.
Какие вы еще знаете сказки о животных?
Дети: «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Кот петух лиса», «Лиса и волк», «Бобовое зернышко».
А теперь давайте сами построим свой теремок с помощью физ. минутки.
В чистом поле теремок
Был ни низок, не высок (присели, встали руки вытянуты)
Звери разные там жили,
Жили дружно, не тужили (поклон)
Там и мышка (руки перед собой на носочках)
И лягушка (присели)
Зайчик (прыжки)
С лисонькой –подружкой (повертели «хвостиком»)
Серый волк –зубами щелк (показали руками «пасть»)
В дружбе знали они толк. (поклон)
Но набрел на теремок
Мишка косолапый (изобразить мишку)
Раздавил он теремок
Своей огромной лапой. (кулачок об кулачок)
Звери очень испугались,
Поскорее разбежались т(бег на месте)
А потом собрались снова
Чтоб построить терем новый. (сели на стульчики)
Воспитатель: Ребят а в сказках лиса какая? а волк ? медведь? зайчик?
Дети: Лиса хитрая плутовка. Она рисуется как лживая, хитрая обманщица.
Волк глупый и жадный.
Медведь олицетворяет грубую силу, обладает властью над другими животными.
Заяц, лягушка, мышь, дрозд выступают в сказках в роли слабых.
Только кот и петух выступают в роли положительных героев.
Основная часть.
Воспитатель: теперь познакомимся с таким видом как Бытовые сказки . Они похожи на сказки о животных.
Бытовые народные сказки содержат в себе много юмора и захватывающих приключений. Герой бытовой сказки - это не богатырь, а обычный человек, например, солдат, крестьянин или кузнец. Бедных людей часто обижают богатые и злые и чтобы добиться справедливости, главному герою приходиться проявить ум, смекалку, хитрость. В этих сказках злобу, жадность и глупость побеждают не волшебство, а доброта, смелость, находчивость и чувство юмора. Героями бытовых сказок могут быть люди и животные.
Воспитатель: ребята давайте с вами с играем в игру на время, вам надо разделиться на 2 команды, у каждой из команд на столах лежат пазлы, необходимо собрать эпизод сказки, кто быстрее справится тот и сможет угадать свою сказку, тот и победил ….раз, два, три игру начни!!!
Дети собирают пазл-сказка.
Трудно сказочку сложить,
Но не надо нам тужить,
Дружно, смело и умело,
С вами мы взялись за дело!
Молодцы ребята! Правильно выполнили задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Сказка к нам приходит"
Тема : «Сказка к нам приходит».Цель: способствовать формированию представлений у детей об обобщающим понятиям «Семья».Программное содержание :-закреплять представления детей о семье, родственных...
Конспект Н.О.Д. по развитию речи для детей 3-его года жизни.Тема:"Сказка в гости приходи , малышей развесели"!
1. Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством-сказкой.2. Закреплять знание детей об овощах.3. Побуждать детей использовать в собственной речи отрывки из сказки.4. Продолжать обогащать с...
Конспект Н.О.Д. по развитию речи для детей 3-его года жизни. Тема: «Сказка в гости приходи , малышей развесели"!
Цель:1. Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством-сказкой.2. Закреплять знание детей об овощах.3. Побуждать детей использовать в собственной речи отрывки из сказки.4. Продолжать обогащ...
«Слушай тихо и гляди, сказка, в гости приходи»
Конспект занятия для детей средней группы...
Откуда сказки к нам приходят
Народные и авторские сказки ( подготовительная группа).Цель - Познакомить детей с богатством русской народной культуры - сказками. Авторские и народные сказки, и их...
Сценарий музыкальной сказки для детей подготовительной группы «Сказки к нам приходят»
Сценарий музыкальной сказки для детей подготовительной группы "Сказки к нам приходят". Сам сюжет взят на просторах интернета, спасибо коллегам! Хотелось поставить музыкальную сказку необычную, неордин...
«Сказка к нам приходит». Викторина по сказкам для детей младшей группы в форме квест-игры
Цель. Создать радостное настроение, доброжелательную обстановку во время викторины; вспомнить с детьми героев знакомых русских народных сказок; развивать умение отгадывать загадки, связную речь, ...