Проект "Хантыйские сказки"
проект (старшая группа)
Ничто не воспитывает детей отзывчивыми, любящими, заботливыми членами общества, так, как сказки. В каждой сказке прослеживаются уроки любви и добра, совести и благодарности, уважения и веры. Сказки можно сравнить с азбукой жизни, с книгой, где нет маленьких тем, где все имеет свой особенный смысл, свою связь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazki_narodov_severa_godovoy_proekt_5-6_let_lastochka.docx | 102.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 36
детский сад «Яблонька»
Педагогический проект
«Хантыйские сказки»
в старшем дошкольном возрасте 5-6 лет
группы «Ласточка»
Автор проекта:
Зарипова Л.А. воспитатель
2022 год
1. Тема: «Хантыйские сказки»
2. Тип проекта: долгосрочный
3. Участники проекта: воспитатели, родители и дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет «Ласточка»
4. Масштаб проекта:
время реализации: ноябрь 2021 - март 2022 г.
количество детей: 34
5. Актуальность:
«Сказка - великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа»
Алексей Николаевич Толстой
Устное народное творчество существовало уже тогда, когда не была еще изобретена письменность. Сказки, загадки, пословицы и другие произведения фольклора передавались из уст в уста. Когда появились книги, произведения устного народного творчества продолжали жить в народе. Когда человек что-то запоминает со слуха, то, рассказывая другим, он может немного изменить первоначальный вариант, добавить что-то свое. Поэтому в разных частях нашей страны одни и те же народные песни, пословицы, потешки и считалки исполняются немного по-разному.
Ничто не воспитывает детей отзывчивыми, любящими, заботливыми членами общества, так, как сказки. В каждой сказке прослеживаются уроки любви и добра, совести и благодарности, уважения и веры. Сказки можно сравнить с азбукой жизни, с книгой, где нет маленьких тем, где все имеет свой особенный смысл, свою связь. Порой веселая и шуточная сказка обличает все язвы, пороки человечества и общества.
Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых, все больше у телевизора или за компьютером, редко слышит рассказы и сказки из уст родителей. Исчезло традиционное общение с книгой - семейное чтение с дальнейшим рассматриванием иллюстраций, обсуждением их, ответами на вопросы по содержанию сказки, исчезло стремление взрослых заинтересовать детей народными произведениями.
Сказка вносит разнообразие в жизнь ребенка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить, играя.
Сказки расширяют словарный запас ребенка, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь. Это обусловлено, прежде всего, их социальной значимостью и огромной ролью в формировании личности ребенка. Развитие же связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей.
Создание данного проекта актуально, обладает новизной и вызвано потребностью детей, их родителей и педагогов в развитии у детей речи, символического мышления, творческого воображения и коммуникативной компетентности.
6. Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к народной культуре через ознакомление со сказками народов севера и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.
7. Задачи проекта:
- Сформировать у детей представления о сказках народов, проживающих на территории ХМАО, об их особом содержании, стиле, о сказочных образах;
- Содействовать развитию речи детей: обогащать словарь, повышать выразительность речи, развивать связную речь;
- Создать условия для развития речи посредствам обучения их импровизации по содержанию знакомых сказок и их драматизации;
- Развивать способность к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей;
- Продолжать вовлекать детей, родителей в совместную деятельность по знакомству со сказками народов ханты и манси, к проектной деятельности, показать ценность и значимость совместного творчества детей и родителей;
- Воспитывать уважение к нравственным ценностям и культуре народов севера
8. Гипотеза проекта: если знакомить дошкольников со сказками народов ханты и манси, то у детей сформируются представления о национальном характере, о традициях, об исторически сложившимся образе жизни народов ХМАО.
9. Продукт проектной деятельности: «Книги сказок народов ханты и манси», мультфильм по сказке «Медвежья трава», «Первая хантыйская нарта»
Этапы проекта:
I этап - подготовительный.
II этап – практический, организация деятельности в рамках проекта.
III этап – реализация проекта, подведение итогов.
Первый этап.
- Подбор литературы, аудиосказок.
- Подбор наглядных и дидактических материалов.
- Подготовка презентаций, мультфильмов по теме.
- Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.
- Подбор статей, консультаций, рекомендаций для родителей.
Второй этап.
Планирование работы в рамках проекта:
- определение форм работы с детьми;
- определение форм работы с родителями;
- определение форм взаимодействия с педагогами-специалистами ДОО.
Третий этап -
- Изготовление «Книги сказок народов ханты и манси».
- Создание мультфильмов по мотивам хантыйских сказок.
- Участие детей в различных мероприятиях.
- Сбор и обработка методических, практических материалов, подведение итогов.
- Награждение грамотами семей, принявших наиболее активное участие в проекте.
Модель реализации проекта.
Направления работы
Срок исполнения | Содержание деятельности |
Педагогическая деятельность (подготовка к проекту) 1-15 ноября |
|
Педагогическая деятельность с детьми 15 ноября - 30 декабря |
|
Педагогическая деятельность с детьми 10 января – по 28 февраля |
|
1 – 31 марта |
|
Продукт проекта |
|
Работа с родителями |
|
Работа с педагогами |
|
Работа в социуме |
|
На первом, подготовительном этапе, нами был разработан план проекта, подобрана методическая литература, сказки для чтения детям и музыкальные произведения, аудиосказки для прослушивания, проведены консультации для родителей. Родители были ознакомлены с идеей проекта и выразили готовность сотрудничать с педагогами в этом направлении.
Второй, практический этап, охватывает непосредственную деятельность педагогов и детей, а также работу с родителями.
Начинали мы с чтения и обсуждения русских народных сказок, народов России, нарабатывая у детей багаж знакомых сюжетов и сказочных персонажей. Рассматривая иллюстрации, сравнивая сюжеты, мы постепенно приводили детей к пониманию структуры сказки как литературного жанра.
10. Предполагаемый конечный результат:
- Сотрудничество и соавторство педагога, ребенка и родителя, где родители примут непосредственное участие в работе группы.
- Возрождение традиции семейного чтения разных видов сказок (русских, народных, авторских и т.д.).
- Создание совместной творческой работы по прочитанным произведениям - «Книга сказок народов России».
11. Трансляция проекта:
- Презентация проекта на педагогическом совете ДОУ.
- Обмен опытом среди воспитателей групп.
- Совместное изготовление «Книги сказок народов севера».
- Демонстрация продукта проекта – мультфильмы, созданные воспитателем и родителями по мотивам хантыйских сказок
Список используемой литературы.
- Н.В.Жукова, Т.В.Кобелева, Ю.Б.Неруш, Г.Н.Библая, Е.А.Вирачев Сказка моя! Мифы и сказки Югры.// «Библио-Глобус»,2015.-263с.
- Г.Слинкина. Сказки земли Югорской// Ханты-Мансийск: Принт-Класс, 2010.-228 с.:илл.
- Сказки обских угров/ сост.хант.текста Г.Л.Нахрачева, сост.манс.текста С.С.Динисламова, редактор хант.текста А.А.Шиянова, редактор манс.текста Т.Д.Слиникина, редактор рус.текста Е.В.Косинцева, художник И.В.Соколова. – Ханты-Мансийск: Югорский формат, 2015.-100с.
- Сказки моего леса: хантыйские и мансийские сказки/ МБУК «Централизованная библиотечная система» г.Сургута; сост.Г.Н.Библая; отв.ред.Н.В.Жукова. –Томск:Издательский Дом ТГУ, 2015.-80 с.:цв.ил.
- Е.С.Зашихин, Е.А.Киричек, Т.Н.Проснякова «Край, в котором я живу. Моя Югра». – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2017.- 80 с.:цв.ил.
- Е.А.Киричек, Т.Н.Проснякова, Е.В.Савина «Моя Югра. Край, в котором я живу». Учебное пособие для дошкольных образовательных организаций. –Москва: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2020.- 64 с.: цв.ил.
- Е.А.Киричек, Т.Н.Проснякова, Е.В.Савина «Моя Югра.Знаю, умею, учусь». Учебное наглядное пособие для дошкольных образовательных организаций. –Москва: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2020.- 64 с.: цв.ил.
- Большева Т.В.Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. СПб: Детство-Пресс , 2011
- Гербова В.В. «Приобщение детей к художественной литературе». Программа и методические рекомендации/ В.В.Гербова. - Мозаика-Синтез, 2012
- Полянская Т.Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» - СПб, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание сказкой. Русская народная сказка "сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке" старшая группа
Нравственное воспитание. "Как проживёшь, так и прослывёшь"...
Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С .Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».Ко дню памяти А. С. Пушкина, мы решили оформить выставку детских работ, посвященных творчеству поэта. Для этого з...
Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"
Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...
Развлечение по сказкам Абдуллы Алиша "Сказка за Сказкой"
Материал подготовлен к юбилею татарского поэта и писателя А.Алиша для ознокомления детей дошкольного возраста с его творчеством...
Памятка для родителей: "Сказка....Сказка? Сказка!"
Значение сказки в жезни ребенка...
"Сказка ложь, да в ней намёк" Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста по сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтене"
Сценарий музыкально - театрализованного развлечения по сказке А. С. Пушкина предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети рассматривают репродукции иллюстраций к сказке знаменитых русских...
Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.
Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...