Консультации для педагогов «Создание здоровьесберегающей среды»
консультация

Матюхина Надежда Владимировна

Одна из основных задач педагогов, работающих в дошкольных учреждениях – научить каждого ребенка беречь и укреплять свое здоровье, понимая, что это ценность, подаренная природой. Необходимо учить детей нести личную ответственность за состояние своего здоровья, воспитывать осознанное и действенное желание быть здоровым.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННАЯ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В ДОУ.

Древние римляне говорили: «Здоровье - наивысшее благо». Здоровье для каждого человека является безусловной ценностью. С давних времен здоровьем считали отсутствие болезней. В современном мире понятием здоровье определяют состояние физического, психического и социального благополучия. Все эти компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы. При рассмотрении физиологических функций, нельзя не принимать во внимание влияние психики и социального окружения и наоборот.

Идея целостного подхода подчеркивает личную ответственность каждого человека за своё здоровье и благополучие.

Одна из основных задач педагогов, работающих в дошкольных учреждениях – научить каждого ребенка беречь и укреплять свое здоровье, понимая, что это ценность, подаренная природой. Необходимо учить детей нести личную ответственность за состояние своего здоровья, воспитывать осознанное и действенное желание быть здоровым.

В современной концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья ребенка.

Здоровье сберегающая педагогика декларирует - заботу о здоровье, как приоритет всей воспитательной работы. Она включает формирование в ДОУ здоровье сберегающей образовательной среды, представляющей собой совокупность здоровье сберегающих технологий, развивающей предметно-пространственной среды, организационно-педагогических ресурсов.

Здоровье сберегающая образовательная среда представляет особый уклад деятельности образовательного учреждения, поддерживающий здоровый образ жизни участников образовательного процесса и содействующий их саморазвитию в обретении ценности здоровья, его сохранении и укреплении.

Здоровье сберегающие технологии - совокупность методов и форм организации обучения и воспитания детей без ущерба для их здоровья, комплекс принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии задачами здоровье сбережения.

Целью применения здоровье сберегающих технологий является обеспечение дошкольнику высокого уровня реального здоровья, через воспитание у него культуры здоровья, вооружив его необходимым объёмом умений, знаний и навыков для ведения здорового и безопасного образа жизни.

Применительно к дошкольному образованию можно выделить следующие группы здоровье сберегающих технологий:

1. Медико-профилактические (решают задачи сохранения и улучшения здоровья детей под руководством медицинского персонала с использованием медицинских средств, включают мониторинг здоровья детей, контроль за питанием, закаливанием, физическим развитием детей, проведение профилактических мероприятий, организуют контроль и помощь в обеспечении требований СанПиНов).

2.  Физкультурно-оздоровительные (направлены на укрепление здоровья и физическое развитие ребенка через развитие   физических качеств, двигательную активность, формирование умений и навыков посредством физических упражнений, организации системы закаливания, дыхательной, пальчиковой гимнастики, самомассажа и массажа, формирование правильной осанки и профилактики плоскостопия, оздоровительные процедуры с использованием естественных сил природы).

3.  Образовательные (направлены на воспитание культуры здоровья дошкольников, их осознанного отношения к здоровью и жизни, накопление знаний и развитие умений оберегать и сохранять здоровье, обучение навыкам безопасного поведения, формированию здорового образа жизни, личностно-ориентированное воспитание и обучение).

4.  Обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; психолого-педагогического сопровождение развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ).

5.  Здоровье сбережения и здоровье обогащения педагогов (направленные на развитие культуры здоровья педагогов, культуры профессионального здоровья, валеологическое образование, потребности в здоровом образе жизни и активном отдыхе, профилактику вредных привычек);

    Развивающая предметно-пространственная среда – один из компонентов образовательной среды, представленный специально организованным пространством (групповой комнатой, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития дошкольников в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, сохранения и укрепления их здоровья, учёта личностных особенностей.

Следуя требованиям ФГОС дошкольного образования содержание здоровье сберегающей предметной среды должно обеспечивать и гарантировать:

  • сохранность и укрепление психического и физического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также уважение к их личности, чувствам и потребностям, формировать положительную самооценку, уверенность в собственных возможностях и способностях;
  • максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации, группы, участка и прилегающей территории, приспособленной для реализации Программы ФГОС, а также материалов, оборудования и инвентаря;
  • построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
  • создание условий для ежедневной педагогической деятельности и стремления к профессиональному росту сотрудников образовательной организации;
  • открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам воспитания, образования детей, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;
  • создание равных условий, для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.

В ДОУ развивающая предметно-пространственная среда обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции.

Современная здоровье сберегающая предметная среда должна отвечать следующими требованиями, определенными во ФГОС дошкольного образования: быть содержательно - насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

При создании предметно развивающей среды ДОО, необходимо реализовывать здоровьесберегающий подход через соблюдение следующих условий:

• Безопасность;

• Санитарно — гигиенические требования;

• Возрастные и индивидуальные особенности;

• Федеральные государственные требования;

• Современный дизайн и эстетика в интерьере детских помещений и т.д.;

Предметно-пространственная среда каждой группы должна быть сформирована таким образом, чтобы детям было достаточно места для удовлетворения двигательной активности.

Структура здоровье сберегающего пространства ДОУ включает следующие компоненты:

1. Инфраструктура детского сада:

• медицинский кабинет,

• спортивный зал,

• музыкальный зал,

• групповые комнаты

• участки на территории ДОУ

2. Здоровье сберегающая развивающая предметно-пространственная среда:

• Центры здоровья в группах,

• Центры двигательной активности.

• Центры экологического образования в старшей и подготовительной

группах.

• Центр познавательной активности (интеллектуального развития и

здоровья),

• Центры обучения ПДД,

• Центры конструктивной деятельности,

• Центр искусства и музыкально — театральной деятельности.

3. Образовательная среда:

• Образовательная программа ОО,

• Банк образовательных методик и технологий, применяемых педагогами

в ходе здоровье сберегающего образовательного процесса,

• Библиотека методической литературы,

• Система работы с родителями,

• Банк интерактивных форм работы с педагогами по

Здоровье сбережению,

• Картотеки оздоровительных технологий, игр и т.п.

4. Здоровьесберегающее пространство для родителей:

• Информационные стенды в группах;

• Наглядно - информационный материал для родителей;

• Консультации специалистов;

•Родительские собрания;

Организационно - педагогические   ресурсы.

Для эффективного формирования и развития в ДОУ здоровье сберегающей среды необходимо: разработка концепции здоровья сбережения  в ДОУ, постановка целей и задач, разработка проекта, обеспечение нормативной базы, разработка научно-методического сопровождения, проектирование и моделирование здоровье сберегающего образовательного процесса, разработка тактики управления, мотивация, консультирование и просвещение педагогов, взаимодействие с родителями дошкольников, соблюдение процедурных и содержательных нормативных актов, мониторинг состояния здоровье сберегающей среды, постоянное включение участников образовательного процесса в деятельность по реализации здоровье сберегающих проектов.

«Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях и реализация их в культурно-досуговой деятельности дошкольников.»

Интенсивное развитие современного Российского государства в последнее время предъявляет все более высокие требования к человеку и его здоровью. Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Тема здоровья актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Но еще более актуальным становится вопрос о состоянии здоровья детей с самого рождения. Поэтому особое значение в системе образования приобретает проблема разработки и реализации современных технологий по охране и укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни.

На сегодняшний момент в дошкольных учреждениях большое внимание уделяется здоровье сберегающим технологиям, главным фактором которых является рациональная организация учебного процесса, соответствие методик и технологий обучения, способствующих развитию индивидуальных возможностей, укрепляя и оберегая здоровье ребенка. Педагоги дошкольных учреждений, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии.

Здоровье сберегающие технологии:

 - дыхательная гимнастика по методике А.Н. Стрельниковой;  

- пальчиковая гимнастика;

 - артикуляционная гимнастика;

- логопедические упражнения;

- логоритмические упражнения,

- ритмические упражнения.

      Логоритмика (это метод преодоления речевых нарушений путем   развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой).

      Особое место в работе над речью детей занимают музыкальные игры, пение и движения под музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно. Хороших результатов добиваемся при совместной работе с воспитателями. Музыкальный руководитель сочетает музыку, речь и движения, воспитатель продолжает эту работу на речевых занятиях и в игровой деятельности детей. Такая комплексная форма предупреждает речевые нарушения у детей и способствует развитию личности в целом.

Регулярное включение в музыкальное занятие элементов логоритмики способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

  Пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики).

  Формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук является стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи детей. Особое место занимают «пальчиковые сказки» - знакомая дошкольникам - «Рукавичка», «Теремок», «Колобок» и др. Детям очень нравятся пальчиковые игры. Регулярное включение в ход занятия музыкальных пальчиковых игр и сказок стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей, совершенствует внимание и память, формирует ассоциативно-образное мышление, облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма.

Психогимнастика (этюды, игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, как ее познавательной, так и эмоционально- личностной).  К психогимнастике можно отнести мимические упражнения, релаксацию, коммуникативные игры и танцы, этюды, инсценировки, музыкотерапию. Психогимнастика, прежде всего, направлена на обучение элементам техники выразительных движений, в воспитании эмоций, высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении. Дети учатся управлять своими эмоциями, овладевают азбукой их выражения.  Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.  Данные упражнения на музыкальных занятиях используют  в начале занятия – чтобы помочь ребятам настроится на рабочий лад (в зависимости от их настроения), в конце занятия – на релаксацию, чтобы дети успокоились и в процессе игр – драматизаций, чтобы помочь детям войти в тот или иной образ.

       Дыхательная и артикуляционная гимнастика. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.  Как разминку перед пением используют пальчиковые, артикуляционные  и дыхательные гимнастики.  Пальчиковые и жестовые игры интересны, занимательны, не требуют много времени (1,5-2 мин), легко запоминаются, выполняются по показу взрослого. Они позволяют отдохнуть детям в течение малоподвижных видов деятельности – пение, слушание музыки, и в то же время не дают детям отвлечь свое внимание от основного вида деятельности.

       Ритмопластика.  Праздники детства оставляют яркий след в душе ребенка. Праздники не только позволяют ребенку повеселиться, они воспитывают умение жить в коллективе, создают накопление опыта общественного поведения. Интересный праздник побуждает интерес к творчеству, делает ребенка добрее, отзывчивее, является важным фактором в формировании маленького человека. Новое время, новые требования дают возможность использовать в своей работе современные новые технологии, творческому педагогу всегда есть куда развиваться, куда прилагать свои знания, умения и способности.        Эти мероприятия помогают выявить   уровень знаний и умений детей в тех или иных видах музыкальной деятельности. Это помогает закрепить знания материала, использованные в течение учебного года.       Таким образом, правильное внедрение здоровья сберегающих технологий в культурно-досуговую деятельность детей, помогает раскрыть заветную дверь во внутренний мир ребенка, сохраняя при этом его здоровье, физическую выносливость, активность.

Культурно-досуговая деятельность как процесс создания благоприятной здоровьесберегающей среды для освоения и усвоения человеком общественных ценностей, для укрепления и развития его физического, психического и социального здоровья. Создание здоровье сберегающей среды для жизнедеятельности человека, в том числе и разработка технологии культурно-досуговой деятельности в здоровье сбережении детей, определяет актуальность нашей темы.

Дети представляют собой ближайший репродуктивный, интеллектуальный, экономический, социальный, политический и культурный резерв общества, поэтому велика социальная значимость здоровья подрастающего поколения. Обеспечение и сохранение здоровья детей и подростков является самыми важными и перспективными инвестициями общества в свой экономический, политический, культурный и нравственный резерв, а многолетняя тенденция ухудшения здоровья детей влечет за собой последующее снижение здоровья во всех возрастных группах.

Необходимо отметить, что отсутствие приоритета сохранения здоровья привело к тому, что сегодня образовательный воспитательный процессы в учебных заведениях всех типов, видов и уровней либо вообще не ориентированы, либо в минимальной степени ориентированы на воспитание осознанного отношения учащихся к своему здоровью, к формированию здорового образа жизни.

Культурно-досуговая деятельность, как составная часть социально-культурной деятельности, помогает решать многие социальные проблемы своими своеобразными методами, формами и средствами, в том числе и проблемы здоровья сбережения детей. Она выступает как средство формирования у детей личностно значимых и социально одобряемых качеств, способствующих деятельному, рациональному отношению их к своему свободному времени, освоению культурных ценностей, духовному обогащению, реализации педагогических отношений в процессе досугового взаимодействия и в процессе развития и сохранения здоровья.

Технология культурно-досуговой деятельности в области здоровьесбережения детей как система программного обеспечения, базирующаяся на методиках воспитательного, образовательного, оздоровительного и социально-культурного процессов, оказывает огромное воздействие на все сферы жизнедеятельности детей и содержит в себе значительный воспитательный, образовательный, социально-культурный и оздоровительный потенциал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Создание здоровьесберегающего пространства в ДОУ в условиях подготовки к введению ФГОС".

Консультация для педагогов "Создание здоровьесберегающего пространства в ДОУ в условиях подготовки к введению ФГОС"....

Консультация для педагогов «Создание развивающей среды дошкольной образовательной организации как средство развития математических представлений детей с учётом требований ФГОС ДО.»

Математика - серьезная и сложная наука, особенно для детей дошкольного возраста. На успешность обучения дошкольников математическим началам влияет не только содержание предлагаемого материала, но такж...

Консультация для воспитателей "Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ"

Консультация для воспитателей "Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ" ...

Консультация для педагогов "Создание здоровьесберегающего пространства в ДОУ в условиях подготовки к введению ФГОС".

Консультация для педагогов "Создание здоровьесберегающего пространства в ДОУ в условиях подготовки к введению ФГОС"....

Консультация для педагогов: «Создание речевой среды в группе ДОУ, семье»

В Федеральных государственных стандартах выделена область «Речевое развитие». Данная область подчеркивает основную функцию речи – как средство общения и культуры, обогащения активног...

Консультация для педагогов « Создание развивающей среды для формирования ритмических способностей у дошкольников»

Создание развивающей среды для формирования ритмических способностей у детей дошкольного возраста...

Консультация для педагогов «Создание комфортной среды общения взрослого и детей, влияние взрослого на психоэмоциональное состояние ребенка»

Консультация для педагогов "Создание комфортной среды общения взрослого и детей, влияние взрослого на психоэмоциональное состояние ребенка"...