Консультация для педагогов "Создание здоровьесберегающего пространства в ДОУ в условиях подготовки к введению ФГОС".
консультация на тему
Консультация для педагогов "Создание здоровьесберегающего пространства в ДОУ в условиях подготовки к введению ФГОС".
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Создание здоровьесберегающего пространства в ДОУ в условиях подготовки к введению ФГОС»
Неподкосова С.В., старший воспитатель
МБДОУ детского сада №69 «Мальвина»
1. Одним из главных показателей качества дошкольного образования является созданная в соответствии с требованиями ФГОС ДОздоровьесберегающаяпредметно–пространственная развивающая среда.
2. Требования ФГОС ДО направлены на создание социальной ситуации развития для всех участников образовательного процесса, которая:
- гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
- обеспечивает эмоциональное благополучие детей, комфортность их пребывания в учреждении;
- создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
- обеспечивает открытость дошкольного образования;
- создает условия для участия родителей и социальных партнёровв образовательной деятельности.
3. Основными нормативно-правовыми документами на данный момент в сфере здоровьесбережения для нас являются:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании».
2. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ
«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
3. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, утвержденные Приказом Минобрнауки России от 28.12.2010 № 2106
4. СанПиН
5. ФГОС.
4. При создании предметной среды мы руководствуемся следующими принципами, определенными во ФГОС дошкольного образования:
- полифункциональности: предметная развивающая среда должна открывать перед детьми множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса и в этом смысле должна быть многофункциональной;
- трансформируемости: данный принцип тесно связан с полифункциональностью предметной среды, т.е. предоставляет возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством);
- вариативности: предметная развивающая среда предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей;
- насыщенности: среда соответствует содержаниюобразовательной программы, разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей;
- доступности: среда обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям;
- безопасности: среда предполагает соответствие ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности. При создании предметной развивающей среды необходимо учитывать гендерную специфику и обеспечивать среду как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.
5. Создание здоровьесберегающей среды в нашем детском саду основывается на изучении особенностей, возможностей, функций и содержания здоровьесберегающего пространства всем педагогическим коллективом.
Опираясь на: требования ФГОС ДО, современнуюнормативно – правовую базу, научно – методические разработки, передовые оздоровительные технологии,
наш коллектив создал «Программу оздоровления детей», куда входит:
- модельобразовательного и методического процессов,
- система работы с родителями по здоровьесбережению,
- паспорт социального партнёрства
Проект 1. «Организационная модель поддержки педагогов в процессе освоения новых программ и технологий физического воспитания детей».
Идея: повышение эффективности воздействия методической службы на качество воспитательного процесса, и конечные результаты деятельности ДОУ.
Цель: создание более совершенной организационной модели методической службы дошкольного учреждения, которая обеспечит качественную и эффективную поддержку педагогов в процессе освоения инновационных технологий.
Проект 2.«Здоровый ребенок».
Идея: создание новой, более эффективной модели развития у дошкольников навыков здорового образа жизни
Цель:организация благоприятных условий для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности, воспитания у детей созидательного отношения к своему здоровью.
Проект 3. «Детский сад – территория здоровья».
Идея: создание новых более эффективных форм работы по здоровьесбережению.
Цель: развитие форм сотрудничества с социальными институтами по внедрению новых здоровьесберегающих технологий, расширение спектр форм работы по внедрению новых здоровьесберегающих технологий.
Проект 5.«Фитнес и здоровье».
Идея: оздоровление организма, поддержание высокого уровня развития двигательных способностей, содействие всестороннему развитию физических и духовных сил занимающихся.
Цель: укрепление физического и психического здоровья детей; коррекция имеющихся отклонений в состоянии здоровья детей.
Проект 8. «Здоровей-ка».
Идея: создание новой, более эффективной модели осуществления профилактической и коррекционной работы по плоскостопию.
Цели: Использование специальных физических упражнений и массажа для профилактики и коррекции плоскостопия.
формирование двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями для профилактики и коррекции плоскостопия.
6. В настоящее время образовательное пространство нашего детского сада приводится в соответствие с требованиями ФГОСДО, санитарнымитребованиями к условиям пребывания детей в ДОУ и конструируется как здоровьесберегающее, адаптивно – развивающее, обеспечивающее проведение педагогами систематических физкультурно - оздоровительных мероприятий с детьми, родителями и социальными партнёрами.
7. Образовательная здоровьесберегающая среда нашего детского сада обеспечивает всех участников образовательного процесса необходимыми знаниями о человеке как саморазвивающейся целостной системе, помогает осознать ценность здоровья, сформировать необходимые полезные привычки, мотивирует к занятиям спортом.
8. В структуру здоровьесберегающего пространства ДОУ входят следующие компоненты:
- Инфраструктура детского сада:
- медицинский кабинет,
- спортивный /музыкальный зал,
- летняя спортивная площадка,
- участки на территории д/сада.
9.
- Здоровьесберегающая предметно – развивающая среда:
- Центры здоровья в группах,
- Центры двигательной активности,
- Центр уединения,
- Центры экологического образования в старшей и подготовительной группах,
- Центр познавательной активности (интеллектуального развития и здоровья),
- Центры обучения ПДД,
- Центры конструктивной деятельности,
- Центр науки,
- Центр искусства и музыкально – театральной деятельности.
В каждой группе нашлось место для зон уединения, физкультурных уголков, игровых, театрализованных, зон экспериментальной деятельности, экологических, национальных и других. Спальные помещения используются для самостоятельных занятий с нестандартным физкультурным оборудованием, для игр и упражнений малой двигательной активности.
- Образовательно – методическая среда:
- Образовательная программа ДОУ,
- Банк образовательных методик и технологий, применяемых педагогами в ходе здоровьесберегающего образовательного процесса,
- Библиотека методической литературы,
- Модельобразовательного и методического процессов,
- Система работы с родителями,
- Банк интерактивных форм работы с педагогами по здоровьесбережению,
- Журналы Здоровья,
- Картотеки оздоровительных технологий и игр,
- Нетрадиционное оборудование для закаливания.
- Здоровьесберегающее пространство для родителей:
- Информационные стенды в группах,
- Наглядно – информационный материал для родителей,
- Консультативная работа с родителями в процессе совместных, открытых и досуговых мероприятий,
- Консультативная медицинская работа,
- Клубные встречи.
- Сайт детского сада также является активной площадкой для трансляции принципов здорового образа жизни.
В нашем учреждении уже много лет эта задача решается через реализацию программ дополнительного образования детей:
- «Обучение хореографии»
- «Танцевально-игровая гимнастика»,
- «Фитбол-гимнастика»,
- «Коррекция плоскостопия»,
- «Элементы корригирующей гимнастики».
При оснащении групповых комнат, физкультурного зала, мы учитывали
«Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях подготовки к введению ФГОС дошкольного образования», которые предполагают наличие содержательно-насыщенной,трансформируемой,полифункциональной,вариативной, доступной и безопасной развивающей среды.
При создании предметно развивающей среды реализуется здоровьесберегающий подход:
- Безопасные условия,
- Санитарно – гигиенические требования,
- Возрастные и индивидуальные особенности,
- Федеральные государственные требования,
- Современный дизайн в интерьере детских помещений и т.д.
Предметно – пространственная среда каждой группы оформлена таким образом, что для детей достаточно места для удовлетворения двигательной активности. В физкультурном зале есть необходимое оборудование для оздоровления, развития основных видов движений, формированию представлений о некоторых видах спорта. Наличие оборудования не только прививает детям привычку к ЗОЖ, но и формирует понятие о культуре здоровья человека, его ценности.
Хотя в нашем детском саду созданы достаточно хорошие условия для развития детей, однако они ещё не полностью удовлетворяют требования ФГОС. Поэтому нам предстоит ещё много работы по оснащению предметно – развивающей здоровьесберегающей среды.
ВЫВОД: Свое выступление хочу закончить словами-обращением Жан-Жака Руссо ко всем педагогам: "Прежде чем сделать ребенка умным, сделай его здоровым и крепким". Цените и берегите свое здоровье и здоровье наших детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация ФГОС НОО и подготовка к введению ФГОС ООО
Видео: http://youtu.be/LEyYKS-JAh8...
Для педагогов и родителей Организация и осуществление информационно-разъяснительной работы для родителей по вопросу подготовки и введению ФГОС ДО"
Организация и осуществление информационно-разъяснительной работы для родителей и педагогов по вопросу подготовки и введению ФГОС ДО"...
Консультация для воспитателей на тему «Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в ДОУ в условиях подготовки к введению ФГОС дошкольного образования»
Правильно созданная развивающая предметно-пространственная среда позволяет обеспечить каждому ребенку выбор деятельности по интересам, возможность взаимодействовать со сверстниками или действова...
Выступление на тему: "Создание здоровьесберегающего пространства в ДОУ в условиях реализации ФГОС".
Выступление на тему: "Создание здоровьесберегающего пространства в ДОУ в условиях реализации ФГОС"....
Создание здоровьесберегающего пространства в ДОУ в условиях реализации ФГОС
Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окруж...
Консультация для педагогов "Создание здоровьесберегающего пространства в ДОУ в условиях подготовки к введению ФГОС".
Консультация для педагогов "Создание здоровьесберегающего пространства в ДОУ в условиях подготовки к введению ФГОС"....
Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях подготовки к введению ФГОС дошкольного образов
Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования...