Статья в сборник "Седьмые Всекузбасские Соловьевские чтения"
статья (подготовительная группа)
Статья "Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО современного российского образования"
Опыт работы МАДОУ № 5 по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, в рамках реализации проекта «Кузбасс – мой край родной»
Скачать:
Предварительный просмотр:
УДК 378.1
Е.С. Бобова
МАДОУ № 5 «Детский сад комбинированного вида»
Кемерово
E-mail: bobova_88@mail.ru
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО современного российского образования.
Аннотация. Опыт работы МАДОУ № 5 по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, в рамках реализации проекта «Кузбасс – мой край родной»
Ключевые слова. Патриотическое воспитание, чувство патриотизма, дошкольник, народная культура, дошкольная образовательная организация, малая Родина
«Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте, и такой фундамент — это патриотизм.… Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России».
В.В Путин
Система модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, и одной из таких задач является патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Изучение содержания ФГОС, а именно целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования определяет качества, которыми должен овладеть выпускник ДОУ, овладение этими качествами невозможно без систематической работы по патриотическому воспитанию в дошкольном возрасте.
Ведь именно в дошкольном возрасте происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно в этом возрасте их образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Несмотря на то, что педагогика сегодня шагнула далеко вперед, еще В.А Сухомлинский в своих трудах, говорил о том что: «Чувство патриотизма, нравственные качества не возникают естественным путем. Чаще всего формирование их происходит в результате эмоционального накопления и осознания определенных условий, а также зависит от средств и методов воспитания, в которых живет и развивается ребенок». Изучив данную проблему, и учитывая особенности дошкольного возраста, рабочей группой педагогов нашего учреждения МАДОУ 5 был разработан долгосрочный проект (с сентября по май) по гражданско–патриотическому воспитанию дошкольников с использованием регионального компонента под названием «Кузбасс – мой край родной».
Участниками данного проекта стали дети старшего дошкольного возраста, педагоги и родители.
Цель проекта - создание условий для становления основ патриотического воспитания детей с использованием регионального компонента.
Работа в рамках данного проекта началась с создания патриотического центра, который является неотъемлемой частью предметно - развивающей среды.
В патриотическом центре были расположены материалы по ознакомлению с нашей страной, родным городом, районом, «малой родиной» – детским садом, государственной символикой нашей страны и города, достопримечательностями города. Все это было представлено в виде фотоматериалов, иллюстраций, альбомов, различных макетов (город, район, достопримечательности), открыток, тематических папок, художественная литература, атрибутов к сюжетно-ролевым играм, настольных дидактических игр.
В холле ДОО оборудованы стенды: «Кузбасс - мой край родной», «Улица на которой я живу», на втором этаже была организована выставка «Города – Кузбасса» - портреты с изображением всех городов Кузбасса были размещены на стенах холлов.
Ведущей деятельностью в рамках проекта «Кузбасс - мой край родной» является совместная работа педагогов и детей, которая реализовывалась через организацию различных видов детской деятельности согласно ФГОС дошкольного образования: беседы, прослушивание гимна и песен о России, Кузбассе, чтение детской литературы, проведение сюжетно-ролевых игр, а так же на протяжении реализации всего проекта дети выполняли множество разнообразных творческих работ: аппликации, рисование, конструирование из различных материалов и др.
Все мы живем и работаем в век информационных технологий, которые не стоят на месте и ежегодно развиваются, именно поэтому, планируя работу по ознакомлению с явлениями общественной жизни в рамках изучения Родины, города, района, предметов ближайшего окружения, невозможно было обойтись без современных информационно-компьютерных технологий, которые создают благоприятные условия для развития познавательной активности детей.
Работа в данном направление была представлена в виде тематических презентаций о нашей стране, родном городе, районе, символике России. В дальнейшем детям были предложены интерактивные игры, составленные на материале о родном городе, просмотр познавательных видеороликов и мультфильмов.
Родители были нашими главными помощниками, ведь согласно требованиям ФГОС дошкольного образования, родители являются равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса. В связи с этим основная часть работы по ознакомлению с родным городом и районом осуществлялась в тесном сотрудничестве с родителями. Нами были запланированы и в дальнейшем организованы совместно с родителями экскурсии для детей, которые включали в себя посещение различных достопримечательностей нашего города (музеи, парки, тематические экскурсии). Также мы привлекали родителей к участию в конференциях, праздниках, выставках и других мероприятиях запланированных в рамках проекта.
Родители охотно поддержали наши идеи и проявляли заинтересованность в организации и проведении данных мероприятий.
В дальнейшем одним из направлений является работа по закреплению у детей полученных новых знаний о своей стране и о родном городе, данный вид деятельности, способствует обобщению, уточнению, систематизации знаний детей, полученных при посещении различных мероприятий и культурных заведений нашего города.
Для закрепления знаний в рамках этого направления детям было предложено выполнить совместно с родителями или самостоятельно рисунок, аппликацию или любую творческую работу, которая в своем содержании будет отображать увиденное детьми, а также формировать и закреплять новые полученные знания.
Например, после посещения музея «Красная горка» дети выполняли рисунки с элементами аппликации; после была организованна выставка в холле детского сада к теме «Профессии».
А после посещения библиотеки детям было предложено изготовить книжку-малышку о любимой игрушке, и в дальнейшем дети совместно с педагогами подарили книжки-малышки ребятам из младшей группы, что поспособствовало формированию любви к ближнему, ведь любовь к Родине начинается с малого.
Так же в рамках реализации проекта были проведены тематические мероприятия, совместно с родителями, внутри детского сада. Это викторины, развлечения, конференции, проведение различных выставок. Так, например, изучение темы «Мой город», дети совместно с педагогами и родителями должны были подготовить доклады о достопримечательностях города, затем дети выступали на конференции и делились знаниями с ребятами других групп нашего ДОУ.
В ходе реализации проекта была запланирована работа не только с детьми и родителями, но и с педагогами. Рабочей группой ДОУ была проведена викторина для педагогов под названием «Мы патриоты».
Целью этого направления в работе, выступала актуализация имеющихся знаний педагогов по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. В ходе викторины педагоги выполняли различные задания, такие как: «Узнай страну по символике», «Отгадай, город по описанию»; по итогу данной викторины, все педагоги получили памятки, в которых была отражена информация соответвествующая возрастным особенностям детей.
В памятках для воспитателей старших групп, был подобран материал, о том какими знаниями дети должны овладеть при изучении определенных тем. Например, по теме «Мой город» дети должны знать: название города, района, своей улицы, номер дома и квартиры.
Специалисты ДОУ тоже получили памятки с рекомендациями:
Например: инструктор по физкультуре получил памятку по подборке игр разных народов мира, которые рекомендуется включать в занятия по физкультуре.
Совместно организованные мероприятия помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, а также вносят в этот процесс особую положительную эмоциональную окраску необходимую детям дошкольного возраста.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что реализация проекта «Кузбасс - мой край родной» по нравственно патриотическому воспитанию, помогла детям, родителям и педагогам нашего ДОУ приобщиться к истории и культуре нашего города, и в дальнейшем знания которые приобрели наши дошкольники будут фундаментом для становления их личности и самореализации в городском социуме.
Литература
1. Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ: Планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий/ Е.Ю. Александрова, Е.П. Гордеева, М.П.Постникова, Г.П. Попова. - Волгоград: «Учитель». - 2007. – 203 с.
2. Зеленова, Н.Г. Мы живем в России [текст] / Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова, учебное пособие. -М.: Академия, 2007. -82 с
3. Маркушевич, А. И. Земля. Детская энциклопедия для среднего и старшего возраста [Текст] / А. И. Маркушевич, И. П. Герасимов, А. И. Соловьев и др. – Москва : изд-во «Педагогика», 1971 – 478 с
4. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.- М.: Сфера, 2010.
Новицкая, М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду [текст] / М.Ю. Новицкая, учебное пособие. -М.: Линка-Пресс, 2012.
5. Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 “О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы” [Электронный ресурс]. – Режим доступа http: //www.garant.ru/ (15.01.2015).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Подготовка воспитателя к выразительному чтению в средней группе детского сада"
Читать выразительно – это значит выражать в интонации свое отношение к тому, о чем читаешь, оценивать содержание читаемого со стороны его эмоционального воздействия....
статья "РЕБЕНОК И ЛЮБОВЬ К ЧТЕНИЮ"
В статье рассматривается проблема обучения чтению детей раннего возраста и возможность привить любовь к чтению....
Статья "Полезно ли раннее обучение чтению"
Психологическая готовность ребенка к обучению чтению...
Статья для родителей "Важность семейного чтения"
В статье отражена важность семейного чтения....
Статья "Как приучить детей к чтению и как правильно подобрать книгу по возрасту."
Совместное чтение — один из самых полезных инструментов развития ребенка. Сегодня я хочу рассказать, зачем читать вместе с детьми до подросткового возраста, как выбирать книг...
Статья в газету «ЦЕННОСТЬ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ».
«ЦЕННОСТЬ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ».Вот я уже дорос до лета, я прожил дней - не сосчитать. Теп...