Беседы о Великой Отечественной Войне с детьми подготовительной группы
картотека (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Картотека бесед о Великой Отечественной Войне с детьми подготовительной группы
1. Беседа «Как начиналась война?»
Цель: формирование патриотических чувств на основе обогащения знаний о Великой Отечественной войне.
Задачи:
1. Вызвать интерес к историческим событиям нашей страны.
2. Активизировать диалогическую и монологическую форму речи.
3. Воспитывать чувство гордости за свою Родину и свой народ.
Ход беседы:
Великая Отечественная Война - самая крупная война в истории человечества. Слово «великий» означает, очень большой, громадный, огромный. В самом деле, война захватила огромную часть территории нашей страны, в ней участвовали десятки миллионов людей, она длилась долгих четыре года, а победа в ней потребовала от нашего народа громадного напряжения всех физических и духовных сил.
Отечественной войной она называется потому, что эта война — справедливая, направленная на защиту своего Отечества. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна! Мужчины и женщины, пожилые люди, даже дети ковали победу в тылу и на передовой.
Нападение Германии на Советский Союз было неожиданным. В эти июньские дни десятиклассники заканчивали школу, в школах проходили выпускные балы. Юноши и девушки в светлых нарядных одеждах танцевали, пели, встречали рассвет. Они строили планы на будущее, мечтали о счастье и любви. Но война жестоко разрушила эти планы!
Звучит песня «Священная война», автор В. Лебедев-Кумач, композитор А. Александров.
22 июня в 12 часов дня министр иностранных дел В.М. Молотов выступил по радио и сообщил о нападении на нашу страну фашисткой Германии. Молодые люди снимали школьную форму, надевали шинели и прямо со школьной скамьи шли на войну, становились бойцами Красной Армии. Бойцов, служивших в Красной Армии, называли красноармейцами.
Каждый день эшелоны увозили бойцов на фронт. Все народы Советского Союза поднялись на борьбу с врагом!
Но в 1941 г. народ всеми силами хотел помочь своей стране, попавшей в беду! И молодые, и пожилые люди рвались на фронт и записывались в Красную Армию. Только в первые дни войны записалось около миллиона человек! У призывных пунктов собирались очереди — люди стремились защищать свое Отечество!
По масштабам человеческих жертв и разрушений эта война превзошла все войны, которые были на нашей планете. Было уничтожено огромное количество людей. На фронтах в боевых операциях было убито свыше 20 млн солдат. 9 мая 1945 года для России навечно стало великой датой - ДЕНЬ ПОБЕДЫ над Фашисткой Германией.
«Тот самый длинный день в году...»
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.
Она такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что двадцать лет и тридцать лет
Живым не верится, что живы.
И к мертвым выправив билет,
Всё едет кто-нибудь из близких
И время добавляет в списки
Еще кого-то, кого-то нет...
(К. Симонов)
Вопросы:
1. Когда началась Великая Отечественная война?
2. Почему она так называется?
3. Какая страна развязала войну? Что Гитлер хотел сделать с нашим народом?
4. Кто встал на защиту Отечества?
5. О чем говориться в стихотворении К. Симонова «Тот самый длинный день в году...»
2. Беседа «Дети-герои ВОВ»
Цель: расширение имеющихся представлений дошкольников о ВОВ, через ознакомление с жизнью детей во время ВОВ.
Задачи:
1. Вызвать интерес к историческим событиям нашей страны.
2. Вызвать чувство эмпатии к детям-героям ВОВ.
3. Активизировать диалогическую и монологическую форму речи.
4.Воспитывать заинтересованность в диалоге с товарищами.
Ход беседы.
Трудные, голодные и холодные военные годы нередко называют военным лихолетьем-лихими, злыми годами. Тяжело достались они всему нашему народу, но особенно тяжко пришлось детям. Многие остались сиротами, лишились отчего дома. А кто то, и вовсе оказался на оккупированной врагами территории или попал в плен. Дети оказались лицом к лицу с жестокой беспощадной силой фашизма. Многие из них встали наравне с взрослыми плечом к плечу на защиту своей Родины. Совсем юных девчонок и мальчишек, голодных и промерзших солдаты привозили в штабные землянки. Кормили их и убеждали вернуться домой. Но многим вернуться было некуда и они, вместе с солдатами и командирами, шли нелегкой дорогой войны. За годы Великой Отечественной Войны сотни юных героев, их еще называли «Сыны полка», были награждены боевыми орденами и медалями.
Сегодня я хочу вам рассказать одну из историй, как дети помогали взрослым во время Великой Отечественной Войны и совершали подвиги.
Марат Казей, ему было 14 лет, когда в ноябре 1942 он вступил в партизанский отряд. Вскоре он стал разведчиком. Мама Марата, Анна Казей, прятала у себя раненых партизан - за что была казнена немцами. Ариадна (сестра мальчика) и Марат ушли к партизанам. Ариадна осталась жива, но стала инвалидом - когда отряд выходил из окружения, она отморозила ноги, которые пришлось ампутировать. Девочку увезли в госпиталь, а Марат остался в партизанском отряде. Он ходил в разведку, как в одиночку, так и с группой. Участвовал в рейдах, подрывал эшелоны. Был награжден медалью «За отвагу». А в мае 1944-го Марат погиб. Возвращаясь с задания вдвоем с командиром разведки, они наткнулись на немцев. Командира убили сразу, а Марат был тяжело ранен. Но пока были патроны, он держал оборону. Когда немцы подошли совсем близко, он взорвал себя гранатой вместе с врагами.
В Минске и Москве установлен памятник Казею. Совхозу, улицам, школам, пионерским дружинам и отрядам многих школ Советского Союза, судну Каспийского морского пароходства было присвоено имя пионера-героя Марата Казея.
Вопросы:
1.Кому было особенно тяжело во время войны?
2.Какие трудности были у детей во время Великой Отечественной Войны?
3.Кто такой «Сын полка»?
4.Как называют человека, совершившего подвиг?
5.Какой подвиг совершил Марат Казей?
3. Беседа «Блокада Ленинграда»
Цель: формирование представлений детей о героическом подвиге, жителей блокадного Ленинграда, в годы Великой Отечественной Войны.
Задачи:
1.Обогащать знания детей о героическом прошлом нашего народа.
2.Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свой народ.
3.Активизировать диалогическую и монологическую форму речи
Ход беседы.
8 августа 1941 года Ленинград (сейчас он носит название Санкт-Петербург) оказался со всех сторон окруженным врагами. К началу блокады продовольствия в городе осталось немного, немцам удалось разбомбить склады с продуктами. Поэтому хлеб в Ленинграде выдавали только по карточкам. Блокадная пайка хлеба составляла всего 125 граммов в день на одного человека. Да и в этом крошечном кусочке хлеба, кроме ржаной муки, были примеси соломы, травы-лебеды, древесных опилок. И все же блокадная пайка хлеба -та единственная ниточка, которая соединяла ленинградцев с жизнью!
«Пайка блокадного хлеба»
Мама! Хлебушка дай-ка! В глазах страданье и страх,
Хлеба блокадного пайка в худеньких детских руках.
Пайка блокадного хлеба —с жизнью тончайшая нить.
Пайку блокадного хлеба, мы не должны забыть!
Первая блокадная зима 1941 года выдалась необычайно суровой: с трескучими морозами, жестокими метелями, сильными ветрами. В Ленинграде не было ни топлива, ни электричества, не ходил транспорт. Сотни тысяч ленинградцев погибло в ту зиму от холода и голода! По занесенным снегом улицам ленинградцы везли на санках тела умерших родных и друзей, чтобы похоронить их в братских могилах.
До наших дней чудом сохранился дневник маленькой девочки Тани Савичевой. В обычной тоненькой школьной тетрадке она писала: «Сегодня умер дедушка». На следующей странице: «Сегодня умерла мама»... День за днем умирали Танины родные. На последней странице дневника детской рукой выведено: «Умерли все. Осталась одна Таня». Этот дневник рассказывает нам об ужасах жестокой войны и блокады. Но город все же не сдавался!
Слышали ли вы о Дороге жизни, которая соединяла ленинградцев с большой землей? Зимой Ладожское озеро замерзло, и вот по льду шли грузовики. В Ленинград они везли продовольствие, медикаменты, боеприпасы для войск. А из Ленинграда вывозили обессиленных от голода и холода людей —женщин, детей, стариков. Эту дорогу, которая тянулась через Ладожское озеро, назвали «Дорогой жизни».
«Дорога жизни»
Рвутся на Ладоге мины, с треском рушится лед.
Всё-же идет машина, хлеб в Ленинград везет.
Хлеба кусочек малый ребенка от смерти спас,
Дорогою жизни стала, эта дорога для нас!
900 дней и ночей блокадное кольцо сжимало Ленинград. 12 января 1943 г. Красная Армия прорвала блокаду Ленинграда. Южнее Ладожского озера была построена железная дорога, и город стал снабжаться продуктами. Зимой 1943 г. Ленинград был полностью освобожден бойцами Красной Армии!
Вопросы:
1. Когда началась блокада Ленинграда?
2. Почему в городе сложилось тяжелое положение?
3. Что такое «Дорога жизни»? Что везли по «Дороге жизни»?
4. Сколько дней продолжалась блокада Ленинграда?
5. Кто освободил ленинградцев?
4. Беседа «Битва на Курской дуге»
Цель: формирование патриотических чувств на основе обогащения знаний о Великой Отечественной войне.
Задачи:
1.Познакомить с одним из величайших сражений Великой Отечественной войны – Курской битвой.
2. Активизировать диалогическую и монологическую форму речи.
3. Воспитывать чувство гордости за свою Родину и свой народ.
Ход беседы.
Звучит песня «Последний бой» М.Ножкина
5 июля 1943 года немецкие войска начали с севера и юга прорвы советской обороны Красной Армии на Курской дуге, вблизи города Курска.
Почему это место называлось Курской дугой? Потому что город Курск и его окрестности выдавались в виде выступающей дуги на территорию, захваченную врагами.
Но немецкое наступление встретило мощное сопротивление войск Красной Армии. 12 июля наши войска нанесли мощный удар по наступающим дивизиям фашистов. Особенно ожесточенные бои проходили в районе Прохоровки. Там развернулось крупнейшее в истории войн танковое сражение. В нём участвовало более 1200 танков. До позднего вечера на поле битвы не смолкал гул моторов, лязг гусениц и грохот снарядов. Горели сотни подбитых танков. Тучи пыли и черного едкого дыма заволокли небо.
Эта величайшая битва, как и Сталинградская, стала переломной битвой в ходе Великой Отечественной Войны. Мощь армии Гитлера была окончательно подорвана.
23 июня 1943 года навсегда вошло в историю ВОВ как крупнейший успех Красной Армии с фашистскими захватчиками. В этот день победоносно завершилась Курская битва! С тех пор немцы только отступали.
«Танковое сражение на Курской дуге»
Мир ещё не знал такого боя!
Сотни танков бились средь равнин.
Темным стало небо голубое-
Заволок его тяжёлый дым.
Все рвалось, пылало, грохотало,
Разгоралась битва все сильней.
Кажется, что Мать-Земля стонала
И своих жалела сыновей.
Мощь свою собрав в кулак огромный,
Сокрушил захватчиков народ.
Эта битва стала переломной,
Изменив войны великой ход.
С той поры орду фашистов гнали
Сильные бесстрашные бойцы.
И родную землю отстояли
Русские солдаты-молодцы!
Вопросы:
1.Когда началась Курская битва?
2.Расскажите о танковом сражении в районе Прохоровки.
3.Почему Сталинградскую и Курскую битву называют переломными в ходе ВОВ?
4.Были ли еще наступления фашистских войск после Курской битвы?
5.О чём говорится в стихотворении ««Танковое сражение на Курской дуге»?
5. Беседа «Парад Победы»
Цель: Расширение знаний дошкольников о Великой Отечественной Войне, через ознакомление с историей празднования Дня Победы.
Задачи:
1.Воспитывать любовь к родной Отчизне, чувство гордости за свою страну, уважение к ветеранам.
2.Формировать навыки грамотного ведения диалога и логического выстраивания монологических высказываний.
3.Воспитывать заинтересованность в диалоге с товарищами.
Ход беседы.
Долгие годы продолжалась кровавая война, но враг был разгромлен, и Германия подписала акт о безоговорочной капитуляции (документ, в котором фашисты признавали себя побежденными). Прежде чем наступил победный май, советские солдаты освободили от фашистов многие страны. Они сражались с фашистами и в Австрии, и в Румынии, и в Польше, и в Болгарии.
Отвоёвывая города и сёла, нашим воинам подчас приходилось биться за каждый коридор, за каждую комнату.
9 мая 1945 года тысячи людей вышли на улицы столицы. Народ ликовал и пел, прямо на улицах кружились пары в победном вальсе. Люди смеялись, плакали, незнакомые обнимали друг друга. Это был праздник всего народа со слезами на глазах! Все радовались великой победе над врагом! Ради этого счастливого дня погибли миллионы человек. Мы, никогда не забудем тех, кто горел в танках, кто бросался из окопов под ураганный огонь, кто грудью ложился на амбразуру, кто не пожалел своей жизни и все одолел. Не ради наград, а ради того, чтобы мы с вами, ребята, могли жить, учиться, работать и быть счастливыми!
В честь этого замечательного праздника каждый год 9 мая во всех городах России проходят торжества. В столице нашей Родины - Москве на Красной площади проходит военный парад. В памятных местах столицы - на Поклонной горе, у Могилы Неизвестного Солдата, на площади перед Большим театром собираются ветераны-фронтовики, блистающие орденами и медалями. Они делятся с нами, своими благодарными потомками, рассказами о лихой военной поре, встречаются со своими боевыми друзьями. Мы благодарны им за то, что они победили в жестокой схватке с врагом, отстояли для нас родную землю и мирную жизнь. Будем достойны своих дедов и прадедов!
Воспитатель предлагает прослушать песню «День Победы», композитора Давида Тухманова на слова Владимира Харитонова.
Вопросы:
1.Как удалось нашему народу одержать победу над Германией?
2.Когда мы празднуем День Победы нашего народа в Великой Отечественной Войне?
3.Как отмечается День Победы в нашей стране?
4. О чём поется в песне «День Победы»?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника «9 мая - День победы» (Тематическое занятие – концерт приурочено к празднованию 67-летия Победы в Великой Отечественной войне для детей подготовительной группы.)
Общие методические указания: Для проведения мероприятия используются следующие методические приёмы: литературно-музыкальная композиция;мультимедийная презентация (показ слайдов);Мест...
Беседа "Дети-герои Великой Отечественной войны" для детей подготовительной группы
Цель: прививать детям чувство патриотизма и любви к своей Родине. Образовательная задача: рассказать о подвигах детей-героев во время Великой Отечественной войны, как они наравне со взрослыми бор...
Конспект НОД с использованием компьютерной презентации по теме: "Нижегородцы в годы Великой Отечественной войны!" с детьми подготовительной группы с ТНР
В связи с тем, что ныне история Великой Отечественной войны стала предметом разных подходов и оценок, очень важно представить её во всей конкретности, на основе многообразия фактического и документаль...
Педагогический проект «Год памяти и славы! 75 лет со дня Победы Великой Отечественной войны!» с детьми разновозрастной группы общеразвивающей направленности от четырех до восьми лет № 8 «Рябинка»
Педагогический проект«Год памяти и славы! 75 лет со дня Победы Великой Отечественной войны!»с детьми разновозрастной группы общеразвивающей направленностиот четырех до восьми лет № 8 &laqu...
Беседы о Великой Отечественной Войне с детьми 3-4 лет
День Победы — самый великий и серьёзный праздник как для России, так и для многих других стран мира.22 июня 1941 года на нашу страну напали полчища врагов — фашистов. Фашисты думали, что о...
Экскурсия к стене памяти и памятникам погибших воинов во время Великой Отечественной войны с детьми старшей группы.
Формировать нравственно-патриотические чувства у старших дошкольников....
Цикл бесед о Великой Отечественной войне с детьми старшего дошкольного возраста
Цикл бесед о Великой Отечественной войне с детьми старшего дошкольного возраста...