Конспект занятия Тема: «Нижегородский кремль»
план-конспект занятия (старшая группа)

Халилова Надежда Павловна

Цель:

Формировать интерес к истории Нижегородского Кремля

Задачи: 

Образовательные:

- углубить и закрепить знания о Нижегородском Кремле.

Развивающие:

- развивать любознательность, инициативность, активность и самостоятельность детей,

- закреплять умение слушать, действовать в едином ритме занятия.

- Воспитательные:

- способствовать развитию  чувство ответственности, любви за Родину.

- воспитывать интерес к историческим объектам родного города

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 22_nizhegorodskiy_kreml.docx19.3 КБ

Предварительный просмотр:

Группа 5-7 лет

Модуль: 3

Конспект занятия № 22

Тема: «Нижегородский кремль»

 Цель:

Формировать интерес к истории Нижегородского Кремля

Задачи: 

Образовательные:

- углубить и закрепить знания о Нижегородском Кремле.

Развивающие:

- развивать любознательность, инициативность, активность и самостоятельность детей,

- закреплять умение слушать, действовать в едином ритме занятия.

- Воспитательные:

- способствовать развитию  чувство ответственности, любви за Родину. 

- воспитывать интерес к историческим объектам родного города.

Способы (методы и приемы):

наглядный метод, словесный метод,

беседа по теме,

решение проблемной ситуации,

рефлексивные методы (похвала, поощрение),

повторение.

Средства:

Интерактивная доска, иллюстрации видов города, показ слайдов с изображением башен Кремля, памятников архитектуры.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций «Достопримечательности города Нижнего Новгорода». Рассматривание иллюстрации флага и герба Нижнего Новгорода. Беседа о городе с использованием карты.

 Ход  занятия:

Вводная часть

Воспитатель: У каждого из нас есть малая Родина, тот уголок земли, где мы родились, где находится наш родной дом. Наша малая Родина – село, в котором мы живём. Наше село называется …(Ответы детей- Верхняя Верея)А село находится в области, которая называется Нижегородская. Центром области является город Нижний Новгород. Ребята, я предлагаю вам вспомнить пословицы и поговорки, сложенные народом о Родине:

Нет в мире краше, Родины нашей

Человек без Родины, что соловей без песни

Одна у человека мать - одна у него и Родина

За морем теплее, а на Родине светлее

На чужой сторонушке рад своей воронушке

Всякому мила своя сторона

Везде хорошо, а дома лучше

Своя земля – и в горе мила

Своя земля и в кулачке родная

 Основная часть

Воспитатель: Нижний Новгород- это частичка России, но нам эта частичка роднее и ближе всего. В 1221 году великий князь Юрий Всеволодович основал город Нижний Новгород (показать портрет). Строительство города началось со строительства деревянного Кремля. Его много раз сжигали. И только позднее весь кремль был построен из камня. В те далёкие времена город выглядел так… (показ фото). Сейчас я предлагаю отправиться в виртуальное путешествие по Нижегородскому Кремлю.

Мы стоим на центральной площади нашего города. Как она называется? (показ слайда)

(Ответы детей) (Площадь Минина и Пожарского)

 У кремля есть стены и 12 башен.

 Главная – это Дмитриевская. Эта башня в давние времена была центром обороны кремля. Кремль – главный символ города, уникальный памятник отечественной культуры. Пятьсот лет стоит Нижегородский каменный кремль на Дятловых горах. Ни разу он не был захвачен противником.

Кремль – самое популярное место прогулок нижегородцев и гостей города. Нижегородский кремль много раз за свою историю перестраивавшийся из деревянного в каменный и, наконец, из каменного в кирпичный. Общая длина кремлевской стены составляет около двух километров. В состав Кремля входят четырнадцать башен, последняя из которых – стрельница, которая соединена каменным мостом с Дмитриевскими воротами.

Тринадцать кремлевских башен имеют собственные названия: Белая, Ивановская, Северная, Тайницкая, Коромыслова, Никольская, Кладовая, Дмитровская, Пороховая, Георгиевская, Борисоглебская, Зачатская, Часовая. Каждая из башен имеет свое предназначение и уникальную историю.

Дмитровская башня занимает центральное место в кремле.

Кладовая башня вторая по счету и по возрасту башня. Раньше она служила хранилищем всякой клади. Под каменными сводами башни в разные времена хранились крепостные орудия, ядра, пушечные припасы.

Никольская башня – это квадратная башня. Названа она по церкви Николая Чудотворца, что стояла когда-то на улице Большая Покровская.

Коромыслова башня круглая, сделана из белого камня. С Коромысловой башней связаны две легенды. Согласно первому преданию, во время осады Нижегородского кремля татарами девушка вышла за крепостные стены набрать воды и на неё напали осаждающие. Она убила многих своим коромыслом и погибла сама, но после этого татары отступили. Вторая легенда еще более грустна. Считалось, что для того, чтобы Кремль крепко стоял, необходимо принести в жертву первого, кто появится утром на месте строительства башни – будь то человек или зверь. Первой утром появилась девушка, пошедшая за водой – её убили и закопали под башней вместе с коромыслом.

Тайницкая башня круглая, получила название по подземному ходу – тайному подземному ходу к реке Почайна.

Северная башня не является самым северным сооружением в Кремле, но крепостная стена, протянувшаяся от Тайницкой башни в сторону Северной, совпадает с направлением на север.

Часовая башня называется так потому, что в её верхней части находились главные городские часы. Она была Сторожевой башней, но славилась всё таки-своими часами.

Ивановская башня названа по находившейся неподалеку церкви Иоанна Предтечи.

Белая башня была построена на церковной земле, которую в старину называли белой.

Борисоглебская башня названа в память о Борисоглебской церкви.

Георгиевская башня получила своё название от церкви святого Георгия – Победоносца.

Пороховая башня предназначалась для хранения боеприпасов.

Гимнастика для глаз.

Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх, поморгать глазами)

Мы глаза сейчас закроем.

В группе радугу построим. (Посмотреть влево – вправо).

Вверх по радуге пойдем. (Посмотреть вверх).

Вправо, влево повернём, (Вверх, вправо, влево).

А потом скатимся вниз. (Посмотреть вниз).

Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и

поморгать ими).

Воспитатель: «Кремль занимает много места. Его расположение напоминает многоугольник. Как вы думаете, как можно войти в кремль? (Ответы детей). В кремль можно войти через ворота. Как расположены ворота в кремле? (Ответы детей). Ворота находятся в стенах и башнях кремля. Так было сделано для того, чтобы жители могли укрыться за стенами крепости, когда к их домам подступал враг».

Решение проблемной ситуации «Какими способами враги могли пробраться в кремль?»

Воспитатель: «Враги часто пытались сделать подкопы к стенам кремля. Поэтому для защиты кремля около его стен был вырыт ров. Он заполнялся грунтовыми водами и не давал врагам возможность сделать подкопы».

Воспитатель: «Много веков Нижегородский кремль служил защитой городу. Во времена Великой Отечественной войны на верхних площадках трех башен (Тайницкой, Северной и Часовой) были установлены зенитные пулеметы. Кремль защищал воздушное пространство города от немецкой авиации».

Вопрос «Какое значение имеет Нижегородский кремль в современном мире?» (Ответы детей)

Воспитатель: «Много раз Нижегородский кремль подвергался осадам и обстрелам. Но ни разу не был взят штурмом. Сейчас он является важным историческим местом, украшением нашего города. Отсюда открываются бескрайние заволжские дали и речные просторы».

Заключительная часть.

Воспитатель:  «Ребята, понравилось ли вам наше сегодняшнее занятие? Что нового и интересного вы узнали о Нижегородском Кремле? Захотите ли вы его посетить и почему?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия. Тема занятия: «Знакомство с понятиями гласные и согласные звуки».

Подгрупповое логопедическое занятие в старшей группе для детей с диагнозом: Тяжелое нарушение речи, общее недоразвитие речи 3 уровень речевого развития.Тема занятия: «Знакомство с понятиями гласные и ...

Конспект занятия тема: «Инновации в проведении подгруппового логопедического занятия»

Каждому логопеду известно - основой всей логопедической деятельности являются: артикуляционная гимнастика, массаж, самомассаж язычка и мел-кая моторика. Всё что необходимо для подвижности уздечки, губ...

Конспект занятия «Башни Московского Кремля».

Цели занятия: расширит представления детей об истории Московского Кремля, строительстве Кремля; познакомить с планом Кремля, рассказать о названиях его башен, их назначении; воспитывать чувство ...

Конспект занятия "Прогулки по кремлю"

Конспект занятия "Прогулки по кремлю" для детей подготовительной группы...

Конспект занятия "История Нижегородской ярмарки"

Представлен материал по ознакомлению детей с Нижегородской ярмаркой...

Конспект занятия "Современная Нижегородская ярмарка"

Представлен материал по формированию представлений и современном значении Нижегородской ярмарки и закреплению знаний о промыслах Нижегородского края...

Конспект занятия " Спасская башня кремля"

Формировать у детей умение передавать в рисунке конструкцию башни, форму и пропорции частей, развивать глазомер, зрительно - двигательные координации, упражнять в создании первичного карандашного...