проект "Пальчиковые игры Вологодского края"
проект (младшая группа)
Цель: приобщение детей раннего возраста к пальчиковым играм Вологодского края.
Задачи:
- Ознакомить детей и родителей с пальчиковыми играми Вологодского края, приобщить их к истокам культуры родного края.
- Повысить уровень развития мелкой моторики рук детей раннего возраста посредством использования пальчиковых игр Вологодского края.
- Развивать речь, активизировать словарь детей раннего возраста.
- Создать в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики (внести игровые пособия к пальчиковым играм).
- Развивать эмоциональную сферу детей.
- Вовлечь родителей в активную деятельность по приобщению детей к пальчиковым играм Вологодского края.
- Дополнить картотеку «Пальчиковые игры Вологодского края», составленную воспитателем МАДОУ «Детский сад №8» г. Череповца Ястребовой И.Н.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект "Пальчиковые игры Вологодского края" | 21.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческий проект
«Пальчиковые игры Вологодского края»
Выполнили
воспитатели группы №11:
Солина Н.Ю.
Красных А.З.
педагог-психолог:
Анохина Г.А.
Тип проекта
По доминирующему виду проектной деятельности: игровой; творческий.
По количеству участников: групповой
По продолжительности: краткосрочный (6-17 марта)
Участники проекта:
- воспитатели 1 младшей группы №11 Солина Н.Ю., Красных А.З., педагог-психолог Анохина Г.А.;
- дети 1-ой младшей группы №11;
- родители и другие члены семьи.
Актуальность темы:
Пальчиковые игры с детьми младшего дошкольного возраста стали очень востребованы в последнее время. Известно, что в последние 5-10 лет уровень речевого и сенсомоторного развития детей заметно снизился. Почему? Все дело в том, что с детьми всё меньше и меньше стали разговаривать родители, которые страшно заняты на своей работе. И сами дети меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео…). И редко что-то делают своими руками.
Эта проблема и подтолкнула нас к разработке проекта «Пальчиковые игры Вологодского края», т. к. пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых и сенсомоторных центров головного мозга. На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период – до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребенка.
Пальчиковые игры и упражнения — наилучшее средство для развития мелкой моторики и речи в своей совокупности. Разучивание текстов с применением «пальчиковой» гимнастики способствует более быстрому формированию речи и моторики, пространственного мышления, внимания, воображения, помогает в усвоении эмоциональной выразительности. В конечном итоге, дети лучше усваивают стихотворные тексты; их речь становится более выразительной, а движения - точными.
В картотеке, которую мы планируем использовать, собраны пальчиковые игры нашего Вологодского края, что особенно ценно для воспитания у детей любви к малой родине. Важно ценить, сохранять традиции и культуру родного края, передавать их из поколения в поколение, иначе через какое-то время они будут забыты.
К сожалению, современная жизнь перенасыщена влиянием иностранных культур. Забываются некоторые русские традиции, в том числе и народные игры, наследие наших прабабушек и прадедушек. Эти игры содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Художественный замысел стихов и потешек построен по законам красоты. Суть фольклорных текстов – действие. Действия персонажей, движение событий.
Цель и задачи
Цель: приобщение детей раннего возраста к пальчиковым играм Вологодского края.
Задачи:
- Ознакомить детей и родителей с пальчиковыми играми Вологодского края, приобщить их к истокам культуры родного края.
- Повысить уровень развития мелкой моторики рук детей раннего возраста посредством использования пальчиковых игр Вологодского края.
- Развивать речь, активизировать словарь детей раннего возраста.
- Создать в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики (внести игровые пособия к пальчиковым играм).
- Развивать эмоциональную сферу детей.
- Вовлечь родителей в активную деятельность по приобщению детей к пальчиковым играм Вологодского края.
- Дополнить картотеку «Пальчиковые игры Вологодского края», составленную воспитателем МАДОУ «Детский сад №8» г. Череповца Ястребовой И.Н.
Проблема педагогическая: Повысить уровень развития мелкой моторики и речи детей через использование игровых пособий и проведение пальчиковых игр Вологодского края.
Цель детская: Научиться играть в пальчиковые игры Вологодского края.
Планируемые (ожидаемые) результаты:
- Проявление интереса у детей, к пальчиковым играм Вологодского края.
- Увеличение словарного запаса детей, повышение речевой активности в различных видах деятельности.
- Развитие у детей мелкой моторики пальцев рук.
- Повышение уровня эмоциональной отзывчивости у детей.
- Повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросе - значение пальчиковых игр в развитии детей раннего возраста.
- Проявление интереса у родителей к данному вопросу – они станут единомышленниками с педагогами по развитию мелкой моторики в работе с детьми.
Этапы проекта.
Этап 1 (подготовительный)
- Изучение методической литературы по данной теме.
- Анализ мониторинга НПР детей (речевое развитие, навыки самообслуживания, действия с предметами).
- Подготовка наглядного материала (стендовая информация, папка-ширма, буклет, консультация для родителей, памятка проведения пальчиковых игр).
- Подбор художественной литературы по тематике проекта и по возрасту детей.
- Пополнение предметно-развивающей среды в группе по теме проекта.
- Составление перспективного плана проведения пальчиковой гимнастики с детьми.
Этап 2 (основной)
- Включение пальчиковых игр Вологодского края во все режимные моменты и ООД.
- Разработка рекомендаций для родителей: оформлена папка-ширма «Тренируем пальчики - развиваем речь».
- Каждому родителю выдана памятка с алгоритмом проведения пальчиковых игр.
- Проведена консультация для родителей «Пальчиковые игры и гимнастика для рук».
- Оформление фотовыставки в ходе реализации проекта.
- Задания для совместной работы родителей и ребенка дома (домашнее задание) - разучивание текста пальчиковых игр Вологодского края.
Этап 3 (заключительный)
- Мастер-класс с родителями по проекту.
- Создание слайдовой презентации.
- Подведение итогов проекта.
Продукт проекта
- Слайдовая презентация;
- Картотека «Пальчиковые игры Вологодского края» дополнена фотоматериалами.
Полученные результаты
- у детей повысился интерес к различным упражнениям, играм, с мелкими предметами, тренажерами.
- дети с удовольствием стали использовать пальчиковые игры в своей деятельности, сочетая их с речевой активностью.
- повысился уровень развития мелкой моторики у детей – кисти рук и пальцы приобрели силу, хорошую подвижность, гибкость и точность движений пальцев рук, исчезла скованность движений.
- дети стали более эмоционально отзывчивыми - стали откликаться на эмоции близких людей, эмоционально реагировать и сопереживать персонажам сказок, проявлять заботу по отношению друг к другу.
- родители утвердились в значимости развития ручной умелости (по отзывам родителей).
План реализации проекта
Основной этап (2 этап)
Первый день (9.03)
Утро
1.Оформление папки-передвижки «Тренируем пальчики – развиваем речь»
2. Рассматривание изображений птиц в полете с расправленными крыльями
(рассматривание перышек у птиц), а также как птицы кушают в кормушке
зернышки.
3. Знакомство с пальчиковой игрой Вологодского края «Птички»
Вечер
1.Кормим Петушка и Совушку бобами и фасолью.
2.Домашнее задание родителям: поиграть дома в пальчиковую игру «Птички»
Второй день (10.03)
Утро
1.Повторение пальчиковой игры «Птички».
Вечер
1.Родителям выданы памятки с алгоритмом проведения пальчиковых игр.
2. Начинаем оформление в приемной фотовыставки для родителей по реализации проекта.
Третий день (13.03)
Утро
1.Рассматриваем с детьми снежинки, сдуваем с ладошки снежинки из фетра.
2.Знакомим детей с пальчиковой игрой Вологодского края «Снежинки»
Вечер
1.Выкладываем снежинку с детьми счетными и ватными палочками.
2.Пополнение фотовыставки в приемной для родителей по реализации проекта с детьми.
3. Домашнее задание родителям: повторить дома пальчиковую игру «Снежинки».
Четвертый день (14.03)
Утро
1.Повтор пальчиковых игр «Снежинки» и «Птички».
Вечер
1.Рисование снежинок на манке с психологом Галиной Анатольевной.
2. Пополнение фотовыставки в приемной для родителей по реализации проекта с детьми.
3. Домашнее задание родителям: повторить дома пальчиковые игры «Снежинки», «Птичка».
Пятый день (15.03)
Утро
1.Рассматривание изображений зверей из пальчиковой игры Вологодского края «В лес всех выпустим зверей»
2.Ищем зверей в сухом бассейне.
3.Играем в пальчиковую игру Вологодского края «В лес всех выпустим зверей»
Вечер
1.Повторяем пальчиковую игру «В лес всех выпустим зверей»
2. Пополнение фотовыставки в приемной для родителей по реализации проекта с детьми.
3. Домашнее задание родителям: повторить дома пальчиковые игры «Снежинки», «Птичка», «В лес всех выпустим зверей»
Заключительный этап (3 этап)
Шестой день (16.03)
Проведение мастер-класса с родителями.
1.Галина Анатольевна провела консультацию для родителей «Пальчиковые игры и гимнастика для рук».
2.На мастер-классе дети совместно с родителями играли в пальчиковые игры Вологодского края «Птички», «Снежинки», «В лес всех выпустим зверей». К каждой пальчиковой игре выполняли задания на развитие мелкой моторики.
3.После проведения мастер-класса родителям были выданы буклеты «Для чего нужна пальчиковая гимнастика?» (буклет составлен педагогом-психологом Анохиной Г.А. и воспитателями Солиной Н.Ю., Красных А.З.)
Седьмой день (17.03)
Подведение итогов проекта.
1.Итоговое оформление фотовыставки по проекту.
2.Создание презентации проекта.
3.Дополнение картотеки «Пальчиковые игры Вологодского края», составленной воспитателем МАДОУ «Детский сад №8» г. Череповца Ястребовой И.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подвижные игры Вологодской области
Предлагаем вашему вниманию повижные игры Вологоской области...
Знакомство с традициями и природой Вологодского края, как одно из важных условий воспитания патриотических чувств дошкольников
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности со всем окр...
тема: "Вологодский край"
Старший дошкольный возраст. Работа над проектом "Вологодский край"...
картотека "Подвижные народные игры Вологодского края"
Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности пере...
картотека "Пальчиковые игры Вологодского края"
Пальчиковые игры и упражнения — наилучшее средство для развития мелкой моторики и речи в своей совокупности. Разучивание текстов с применением «пальчиковой» гимнастики способствует более быстрому форм...
Проект "Устное народное творчество Вологодского края"
Приобщение детей к национальной культуре, развитие интерса к устному народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности....
Сценарий театрализованного представления «Чтобы краше был наш Вологодский край- ты беречь ее не забывай!»
Авторский конспект написан с использованием регионального компонента Вологодской области. Предназначен для детей старшего дошкольного возраста....