"Ознакомление детей дошкольного возраста с родным городом"
статья (подготовительная группа)
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неотрывности с окружающим миром, и желание сохранять и преумножать богатство своей страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oznakomlenie_detey_doshkolnogo_vozrasta_s_rodnym_gorodom.docx | 22.35 КБ |
Предварительный просмотр:
«Ознакомление детей дошкольного возраста с родным городом»
«Кто любит, ценит, уважает накопленное
и сохраненное предшествующим поколением,
может любить Родину, стать подлинным её
патриотом»
С.Михалков
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неотрывности с окружающим миром, и желание сохранять и преумножать богатство своей страны.
Как повезло юным воронежцам! Он родились и живут в красивом городе - труженике, в городе Воинской Славы. Общеизвестно, что любовь ребенка - дошкольника к своему Отечеству начинается с любви к своей семье, близким людям, к дому, улице, на которой он живет. Для наших детей это, прежде всего наш любимый гopoд Воронеж.
Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою родину, свой город, нам нужно показать им это с привлекательной стороны. Ведь именно оттого, каким предстанет перед дошкольником его родной город, какие эмоции и чувства вызовет, насколько обогатит детскую фантазию, зависит становление его гражданской позиции и патриотизма.
Начиная эту работу, я как педагог, прежде всего, задала себе вопросы: «Люблю ли я свою Родину и свой город? Достаточно ли хорошо знаю его?»
Я поставила перед собой цель: воспитать в детях, маленьких гражданах, патриотов своей малой Родины через ознакомление с родным городом. Для достижения этой цели я решала следующие задачи:
- Формировать любовь к родному городу, интерес к прошлому и настоящему Воронежа.
- Знакомить с достопримечательностями города, развивать желание как можно лучше узнать свой город.
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, городу.
- Расширять знания детей об их родословной и людях других национальностей.
- Познакомить с поэтами, художниками города.
- Дать знания об особенностях культуры, истории, экономике города, о природе (растительном и животном мире).
- Обогащать словарь детей, стимулируя интерес к явлениям и событиям социальной жизни нашего города .
Любовь и интерес к краю и родному городу, уважение к людям, живущим в красивом городе Воронеже, мы прививаем своим воспитанникам через различные виды деятельности по краеведению, досуги, виртуальные экскурсии, беседы. Такие формы работы с детьми способствуют формированию представлений о городе, особенностях его основания, истории архитектурных сооружений, развитию интереса к культурному наследию края.
Безусловно, такие сведения дошкольник получает изначально в семье, через детские книги, радио и телепередачи, а педагоги детского сада стараются разнообразить работу по краеведенью, делая ее систематичной. Этому помогают приёмы сравнения, вопросы, индивидуальные задания. Необходимо приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно ребятам предложить найти ответ в иллюстрациях, книгах, спросить у родителей. Следует подчеркнуть, что для ребёнка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме способствует развитию внимания и длительному сохранению интереса к данной теме. Кроме того, целесообразно объединять в одну тему занятия не только по развитию речи, но и по ознакомлению с природой, музыкой, продуктивными видами деятельности, т.е. интегрировать разные виды деятельности.
Мы проводили ООД «Наш город - часть большой страны», «Экскурсия по достопримечательным местам Воронежа», рассматривали книги «Наш Воронеж», буклеты, открытки, проводили конкурс рисунков «Наш город». Кроме того дети с большим интересом смотрели мультфильмы из серии «Гора самоцветов», где увидели сказку Воронежской области «Умная дочка». Это вызвало у них чувство гордости за родной край.
Поскольку в старшем дошкольном возрасте основным видом деятельности по-прежнему остается игра, большое значение имеют дидактические игры и упражнения, которые помогают закрепить полученные ранее представления о родном крае и городе, учат детей общаться друг с другом, выполнять роль ведущего, развивают логическое мышление: «Узнай по описанию», «Узнай по фрагменту», «Чего не было в старину», «Найди отличия», «Найди Герб Воронежа, Воронежской области».
Сюжетно-ролевая игра способствует воспитанию нравственных чувств, ибо она обеспечивает такие переживания, которые в жизни еще ребёнку не доступны. Именно в игре дети переживают чувство гордости от создания хороших поступков, совершающих во имя других людей, где как не в игре находит свое отражение милосердие, любовь к Родине: «Мы Строители», «Транспорт», «Почта», «Ателье» и другие.
Знакомя детей с родным городом, мы учитывали, что информация данная нами, должна вызвать в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Ярче всего это стремление развивать на НОД по изобразительной деятельности. Желание ребенка может трансформироваться в рисунок, поделку, иллюстрирующую полученную информацию, а также эмоциональный фон его восприятия. В процессе ознакомления с городом дети могут выполнять ряд фактических заданий по рисованию, аппликации и художественному труду: «Наш город в будущем», «Мой родной город», «Праздничный вечерний город». Самым сложным в работе по знакомству с родным городом является составление рассказов дошкольниками. Рассказ сопровождается наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами, рисунками.
На занятиях мы использовали доступную для детей лексику, объясняли значение незнакомых слов. Диапазон объектов, с которыми мы знакомили старших дошкольников, достаточно широк: это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняли, в честь кого они установлены.
Любовь к Родине становится настоящим чувством, когда оно выражено в желании и потребности трудиться на благо города, поэтому необходимо поощрить деятельность ребенка, в основе которой лежит стремление сделать что-то для других детей, родных, для детского сада, города. Большое значение в нравственно-патриотическом воспитании имеет пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи, детям объяснялись такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "трудовой подвиг", традиции народа, с интересом составлялось генеалогическое древо семьи.
Результатом нашей работы по патриотическому воспитанию является то, что у детей расширились знания о родном городе, о его достопримечательностях, истории и символах. Дошкольники знают о том, что в нашем городе живут люди разных национальностей. Словарный запас, стал богаче. Дети составляют большие по объему и более последовательные интересные рассказы, улучшилась память. Этому способствовало систематическая работа, сотрудничество с родителями и доброжелательное отношение к детям.
Мы очень надеемся, что проводимая нами работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней. Наши дети вырастут и, может быть, уедут в другие города учиться, работать, но мы уверены, что они всегда будут вспоминать Воронеж, и он останется навсегда в сердцах наших детей, как самый лучший и любимый город.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным городом. "В славном городе Петра проживает детвора"
Методическая разработка...
«Ознакомление детей дошкольного возраста с родным городом как средство патриотического воспитания»
Сообщение из опыта работы по ознакомлению дошкольников с родным городом....
Музей, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с родным городом.
Значение музея в воспитании ребенка нельзя переоценить. «Диалог» с музеем развивает у детей наглядно-действенное мышление, формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, помогае...
Комплексно-целевая программа нравственно-патриотического воспитания по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем «Родная Брянщина моя»
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одним из основных направлений дошкольного образования.В соответствии с целями и задачами нравственно-патриотического воспитания детей д...
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РОДНЫМ ГОРОДОМ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА «СИБИРСКИЙ РОДНИЧОК»
Интерес к познанию у детей появляется тогда, когда им в доступной форме дают систематизированные знания, отражающие существенные связи в зависимости от тех областей действительности, с которыми сталки...
«Ознакомление детей дошкольного возраста с родным городом»
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.Уже в дошкольном возрасте ребенок должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран....