Народные традиции празднования дня памяти 40 Севастийских мучеников
занимательные факты

Боярова Оксана Васильевна

"Жаворонки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhavoronki.docx20.67 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий весеннего праздника

 «Жаворонки, прилетите! Весну – красну принесите!»

   В данном сценарии представлен древний славянский праздник Жаворонки - день встречи весны, который приходится на весеннее равноденствие, 22 марта.

Праздник Жаворонки имеет свой интересный смысл, свою историю и свои обычаи. На Руси считалось, что именно во время весеннего равноденствия прилетают из теплых стран жаворонки, а за ними и все перелетные птицы. Именно 22 марта весна окончательно сменяла зиму, а день мерялся с ночью. И это событие означало, что можно начинать полевые и другие хозяйственные работы. Сами люди связывали прилет жаворонков с началом пахотных работ, говоря: «Жаворонок небо пашет». Праздник Жаворонки сопровождался и различными погодными приметами. Если после праздника еще 40 дней по утрам будет морозно – можно ждать жаркого лета. Если гнезда вились на солнечной стороне – можно было ожидать холодное лето и др.

    Главным атрибутом праздника Жаворонки считалась выпечка булочек из пресного теста в виде жаворонков. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.

 Цель: Познакомить детей с календарным русским народным праздником «Жаворонки»

Задачи:

 - пробудить в детях интерес к русскому фольклору.

 - продолжать приобщать детей к культурному наследию русского народа через заклички, приметы, поговорки и русские народные песни и игры.

- актуализировать знания детей о птицах.

- воспитывать любовь  и бережное отношение к природе, птицам.

- создать условия для развития творческих способностей обучающих

Участники: Ведущая - Авдотья,  старшей, подготовительной группы.

Ход праздника

Дети  входят в музыкальный зал под русскую народную музыку  и рассаживаются.   Раздаётся пение жаворонка и входит ведущая  Авдотья

Авдотья: Здравствуйте, ребята!   В гости к вам пришла сегодня А зовут меня –      Авдотья! А в народе меня называют Авдотьей – Плющихой.   Спросите: а  почему Плющихой?   Да потому, что зимой Земля – матушка спит, морозом заморожена и нельзя её тревожить.   Но прихожу я, Авдотья, сплющу снег, он осядет, ручьями бежит.   Пробуждаю  Я, землю – матушку, от зимнего сна.   Решаю: весну пускать или    не пускать.   А ведь её ждут, кличут, зазывают, добрыми словами её называют.   Вот и отправляю я Весну – красну к людям!   За это меня ещё  и Авдотьей – Весновкой называют.   И мы сегодня собрались, чтоб праздновать «День встречи весны». Давайте открывать весне «Золотые ворота».   Это поможет весне силу удвоить и зиму побороть. Пусть холод пугает, но весна всё равно победит, а мы ей в этом поможем.

                             Хороводная игра «Золотые ворота»

(Дети встают в хоровод и берутся за руки, образуя цепочку.  2 взрослых  встают лицом друг к другу на пути у хоровода, берутся за 2 руки и поднимают их вверх, образуя проход для хоровода, т. е. «Золотые ворота».  Дети  идут по кругу и поют песню: золотые ворота пропускают не всегда

             первый раз – прощается, второй – запрещается,

             а на третий раз – не пропустим вас!

С последними словами взрослые опускают руки.   Кто под ними оказался – выбывают из игры.)

Авдотья: ребята, вы заметили, что солнышко светит ярче?

                                           ( ответы детей)

Авдотья: а по каким приметам вы почувствовали приближение весны?

                                            (ответы детей)

                  (Авдотья выносит на коромысле 2 ведёрка)

Авдотья: а ещё в марте есть один особенный денёк – 21 марта.   Коромысло

                  не простое.   Видите на нём 2 волшебных ведёрка.   В одном

                  тёмном – тёмная ночь живёт, в другом светлом – ясный день.

                   А какое из них легче, а какое тяжелее?

                                              ( ответы детей)

Авдотья: сейчас оба ведёрка по весу сравнялись, ведь сегодня день

                  весеннего равноденствия.   День равен ночи.   До сегодняшнего

                  дня тёмное перевешивало, потому, что ночь длилась дольше, а

                  сегодня они уравнялись.   Дальше светлое будет перевешивать,

                  потому, что день будет длиться дольше.

                              Аттракцион «Бег с коромыслами»

Авдотья: давайте и мы с вами весне поможем.   Ну- ка,  красные девицы и

                 добрые молодцы в хоровод вставайте, весну – вёснушку зазывайте!

Дети произносят закличку с движениями:

                                 Весна, весна красная,

                                 Приди весна с радостью

                                 С радостью великою

                                 С милостью богатою.

                                 Со льном высоким

                                 С корнем глубоким

                                 С дождями  сильными

                                 С хлебами обильными.

                           Песня – хоровод «Веснянка»

Авдотья: тает снег, всюду побежали журчащие ручьи.   Вот мы с вами и

                  поиграем в старинную игру, которая изображает таяние снега.

                  Встаём парами: мальчик и девочка, берёмся за руки, поднимаем их

                  вверх и получился ручеёк.   Вот так и бежит ручеёк, приближает

                  весну.

                                              Общая игра «Ручеёк»

Авдотья: ребята, а кто ещё нам возвещает о приходе весны?

Дети: птицы!

Авдотья: да, первые вестники весны – птицы!

                  С давних времён люди заметили, что именно с прилётом птиц

                  наступает весна.   Запомним вместе пословицу: как птицы прилетят,

                  так и теплота пойдёт!   Кто же эти вестники весны?   Ответить на

                  этот вопрос вам помогут загадки.

                                                    Загадки

  1. Угадайте, что за птичка – тёмненькая невеличка

Беленькая с живота, хвост раздвинут в два хвоста?

  1. Всех перелётных птиц черней, в пашне ищет он червей

Взад – вперёд по пашне вскачь, а зовётся птица……..

  1. Мы построили вдвоём для гостей весенних дом

А верней сказать – дворец!   Прилетай сюда………..

  1. Гнездо своё он в поле вьёт, где тянутся растения

Его и песня и полёт вошли в стихотворения.

                        (звучит фонограмма пения жаворонка)

Авдотья: жаворонки – это певчие птицы.   Прилетают первыми с юга.

                  Выше всех остальных птиц они поднимаются в небе и ближе

                  бывают к солнышку.   Своими звонкими трелями возвещают о

                  приходе весны нам!   А ну – ка, ребятки, вставайте в жаворонков  поиграйте!

                              Игра с колокольчиками «Жаворонок»

(Дети образуют круг.   1(2, 3, 4) ребёнка с колокольчиками в середине круга-

жаворонки. Они звенят колокольчиками.     Все дети вокруг них ведут хоровод и поют: в небе жаворонок пел, колокольчиком звенел.

           порезвился в тишине, спрятал песенку в траве.

           Тот, кто песенку найдёт, будет счастлив целый год!

По окончании песенки все дети приседают на корточки, а дети с

Колокольчиками тихо ставят  их за спиной некоторых детей.  

По команде дети руками не глядя ищут колокольчики.   Кто находит -  забегает в круг и весело им звонит)

Авдотья: чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день выпекали

                 из теста булочки в форме птичек жаворонков.  Испечёнными              

                 птицами угощали родных и близких.   Помогали ребятишки.

                 Они изо всех сил кричали: жаворонушки, прилетите.

                                                               студёну зиму унесите

                                                               теплу весну принесите

                                                                зима нам надоела

                                                                весь хлеб у нас поела!

                                    (Все дети повторяют закличку)

Авдотья: вернувшись в родные края, птицы начинали приводить в порядок

                 своё жильё.   Жаворонок строил своё жильё на земле.  Грачи вили

                 гнёзда на высоких деревьях.   Скворцы живут в скворечниках,

                 которые  строят им люди.   Не всем птицам хватает домиков и у них

                 часто возникают споры.   Вот и мы с вами сейчас поиграем в игру

                 «Займи домик».

                                          Игра «Займи домик»

(Дети одной группы встают парами и берутся за 2 руки – это домики.

Дети второй группы – птички.  Их больше, чем домиков.   С муз. птички летают.   По команде «Дождь» птички стараются залететь в домик.   Проигравшие – садятся.   Затем дети  меняются ролями)

Авдотья: зиму проводили.   Весну повстречали!

                  О ней мы всё узнали.

                  Хочу, чтоб о весне прекрасной

                  Вы дома рассказали!        

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народная культура и традиции. Празднование масленицы в детском саду.

Народная культура состоит из множества взаимосвязанных частей: поэтического слова, напева, игры, танца, ремёсел и др. Народные праздники сконцентрировали в себе все эти элементы. Праздник - время отды...

Консультация для родителей «Приобщение детей к народным традициям празднования рождественских колядок».

Цель: помочь родителям в приобщении детей к народным традициям.Задачи:-расширить представления  о традициях народного праздника -Колядки;- познакомить с практическим приемам проведения колядок;- ...

"Пасхальные чудеса" Познакомить детей с традицией празднования Пасхи; расширять представления о народной культуре; привлечь внимание детей к истории русского народа; воспитывать любовь к русским традициям.

Познакомить с обычаями, играми, песнями, малыми жанрами русского фольклора. Приобщать к истокам культурных традиций русского народа. Создать радостное настроение, вызвать желание выполнить все задания...

Православный праздник памяти " Сорока севастийских мучеников"

Цель:Пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций....

«Знакомство детей с традицией празднования русского народного праздника «Воздвиженье» через народные игры» для детей старшего дошкольного возраста.

Цель; Знакомство детей с традицией празднования русского народного праздника «Воздвиженье» через народные игры. Задачи;-Развивать чувство сопричастности к народным торжествам.-Развива...

Мастер – классы «Жаворонки» ко Дню памяти Сорока Севастийских мучеников 2023 год

22 марта 2023 года в День памяти Сорока Севастийских мучеников в МКДОУ ЦРР – детский сад № 17 г. Россоши для воспитанников подготовительной группы  № 4 (воспитатели Князева Анна Александров...

МАСТЕР КЛАСС С ПЕДАГОГАМИ ПО ТЕМЕ: «Народные традиции в системе воспитания и празднования народного праздника «Широкая масленица» с дошкольниками»

- демонстрация игровых технологий в системе воспитания и празднования праздника «Широкая масленица» на основе традиций народа...