Занятие по познавательному развитию "Рыба Азаса"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Занятие по региональному компоненту для создания условия для первоначального представления и обогатить кругозор детей об обитателях озера, побуждать интерес к родному краю. Конспект занятия составлен из собственного опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
занятие по познавательному развитию | 132.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Диинчигеш»
Занятие
по познавательному развитию
Тема «Рыба Азаса»
в подготовительной группе
Автор: Сотпа Менги Борисовна
воспитатель МБДОУ д/с «Диинчигеш»
Тоора-Хем - 2020
Занятие по познавательному развитию
Тема: Рыба озера «Азас»
Цель: создать условия для первоначального представления и обогатить кругозор детей об обитателях озера, побуждать интерес к родному краю.
Задачи:
Обучающие: Формировать представления детей о внешних особенностях рыб, местах обитания, выделять признаки различия.
Развивающие: способствовать развитию связной речи, мышления, памяти, любознательности, наблюдательности, активизировать и обогащать словарный запас детей.
Воспитательные: создать условия для воспитания уважительного и доброго отношения своей природе.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Материал: презентация «Рыбы», карта - макет озера «Азас», мультимедийный проектор, видеоматериал.
Раздаточный материал: рыбы (пластинография), пайетки.
Методы: Словесный (беседа, загадки, вопросы к детям, поощрение);
Наглядно - демонстрационный (показ слайдов, видеоматериал, карта- макет); Практический (движения в соответствии с текстом, пластинография «Рыбы» с техникой вдавливания; Игровой (дидактическая игра «Части тела рыбы»), дидактическая игра «Как появляют ся на свет рыбы».
Приемы: проблемно- поисковый, игровой, пояснения, указания, показ, художественное слово, поощрение, индивидуальная работа, беседа.
Предварительная работа: знакомство с лэпбуком, беседы о рыбах.
Ход занятия:
I часть.
-Ребята, у меня для вас хорошая новость. Сегодня на электронную почту детского сада «Ромашка» пришло голосовое письмо, давайте откроем и послушаем, от кого оно.
- Ребята, вы поможете Алисе? Тогда, чтобы подготовить сообщение, нам нужно провести исследование, как настоящие взрослые учёные. Вы готовы стать командой исследователей?
Предлагаю поприветствовать друг друга:
Здравствуй, Солнце!
Здравствуй, Земля!
Здравствуй, планета Земля!
Здравствуй, наша большая семья!
В: Уважаемые исследователи. Вам предстоит серьёзная работа – много узнать по теме «Рыбы озера Азас».
- Чтобы узнать информацию про озеро Азас, предлагаю совершить путешествие в один из самых удивительных уголков нашей родины - в озеро «Азас», которое находится в нашем районе.
- Как вы думаете на чем можно отправиться в путешествие?
- Мы с вами отправимся путешествие на лодке. Вы будете - исследователями. Узнаете много нового и интересного.
Открывайте глаза и посмотрите, какая красота открылась перед нами.
(просмотр видео)
- Озеро «Азас» - самое красивое, большое и необыкновенное озеро! У озера «Азас» чистая и прозрачная вода. Кругом водопады и мелкие острова. Озеро «Азас» - единственное место в Туве, где на озерах цветут белые кувшинки.
- Ребята, посмотрите на озеро, в некоторых местах прямо над озером растут «кувшинки». Их нельзя срывать, потому что они занесены в Красную книгу.
- Кто знает, что такая Красная книга?
- Красная книга - эта книга, в который занесены редкие животные и растения, которые находятся под угрозой исчезновения и требуют защиты и охраны.
Мы с вами будем исследовать водных обитателей озера «Азас», некоторые водные обитатели занесены в Красную книгу. Все сели красиво дети!
- О ком пойдет сегодня речь, вы узнаете, отгадав загадку:
Плаваю под мостиком и виляю хвостиком.
По земле не хожу, рот есть - не говорю.
У родителей и деток
Вся одежда из монеток
Кто это? (рыба) - Ребята как вы уже догадались, мы с вами будем говорить о.. рыбах.
Пальчиковая гимнастика «Рыбы»
- Что мы знаем о рыбах? Нам поможет лэпбук, книга с кармашками. Работаем с лэпбуком парами, т. е на двоих один лэпбук.
В: Рыбы где водится? (в воде)
Воспитатель: 1. Чем дышат рыбы?
Ответы детей (Как и люди рыбы дышат кислородом, но поглощают его из воды, они заглатывают воду ртом, которое потом вытекает из специального отверстия, называемые жабрами с их помощью рыбы дышат)
- Ребята, покажите мне пожалуйста, специальное отверстие, называемое жабрами? Давайте разложим части тела и покажите, в какой части тела находится жабры рыбы.
Игра «Части тела рыбы»
2. Чем питаются рыбы?
- Насекомыми;
- Листьями и стеблями водорослей;
- Мальками;
- Чем питаются рыбы?
- Насекомыми;
3. Ак как рыбы появляются на свет?
- Рыбы вырастают из мальков, а мальки вылупляются, появляются на свет из икринок.
- сначала появляются на свет икринки, из икринок мальки, а из мальков рыбы. Из кармашек достаем икринку (икра), мальки (маленькая рыбы) и рыбы.
(Ответы детей, воспитатель сопровождает показом моделей) Воспитатель: Что рыбы делают в воде?
Ответы детей (Рыбы в воде плавают, ныряют, играют, прячутся, дышат, питаются, охотятся и т.д.)
Воспитатель: Молодцы, как много мы знаем о рыбах!
Озеро «Азас» богато рыбой.
Ребята, а сейчас узнаем, какие рыбы обитаются в озере Азас? С помощью загадки, я познакомлю их с вами.
Слайд 1
Опасней всех она
Хитра, прожорлива, сильна
При том такая злюка
Конечно, это (щука)
Щука - хищная рыба, она любит охотится и хватает все живое. У щуки громадная пасть занимает половину длины головы. Щука плавает в местах, где водится мелкая рыба и нападает на них.
Слайд 2
Окунь – озерная рыба, она очень красивая и подвижная. Любит плавать и играть. Грудь покрыто крупными чешуями. Окуней очень много водится в озере Азас.
Гимнастика для глаз.
Закрываем мы глаза. Вот какие чудеса.
Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют.
(Дети стоят с закрытыми глазами)
А теперь мы их откроем, через речку мост построим.
(Открывают глаза и «рисуют» глазами дугу)
Нарисуем круг, получается легко.
(Рисуют круг вправо, влево)
Слайд 3
Таймень - самая крупная и хищная рыба. Его называют «царь- рыбой» сибирских рек и озер. Таймень – хозяин своего озера. В тихие утренние часы, затаившись где-нибудь в укромном месте, охотится на рыб. Не даст уйти никакому зверьку. Ленок охотится на других рыб, на водоплавающих птиц и животных – на уток, на диких дикие гусей. Таймень – широко распространен по всей водной системе заповеднике Азаса. Рыба Таймень находится под исчезновением, осталось лишь немного. Потому что, рыбу «таймень» рыбаки ловили очень много.
- Ребята, все мы знаем, что в нашем поселке есть заповедник «Азас». Заповедник «Азас» создан для сохранения и изучения животного мира. Работники заповедника охраняют рыб и животных.
Рыба «Таймень» занесена в Красную книгу, их рыбачить запрещено! Если рыбаку на крючок попадется «красно книжная рыба», надо непременно отпустить ее обратно в озеро.
Вывод: Рыб очень много и живут они в озерах, морях, реках, океанах.
Рыбы, которые живут в озерах, реках называют- пресноводным. А еще какие рыбы есть, которые не обитаются в реках ребята?
Правильно ребята, а теперь немножко отдохнем и потанцуем танец Акуленка.
Физминутка «Акуленок»
Игра: Заселим «Азас» рыбками.
Перед нами ребята карта — макет озера «Азас». Мы с вами говорили о том, что в озере «Азас» водятся много рыбы, но вот беда, посмотрите на озеро, какое-то оно у нас пустое и безжизненное.
Давайте его заселим рыбками. Какие рыбы обитаются в озере «Азас»? (щука, хариус, таймень)
(Каждый ребенок говорит название рыбы и ее отличительные черты и крепят с магнитами)
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Давайте перечислим рыб, которых вы выбрали и расположим на магнитную доску.
- Ребята, а среди этих рыб какую рыбу запрещено ловить? (Ответы детей)
Как будем отправлять собранную информацию? (Электронной почтой.) Отправляем электронное письмо. Алисе наверно очень понравится. В: Ребята, большое вам спасибо за оказанную помощь! Она сфотографировала и сделала видеозапись ваших сообщений, соберу их в одну папку и отправлю Алисе.
Ребята, а теперь посмотрите в лэпбук, там написано «Создай свою рыбку», «Закончи работу до конца»из кармашка достаем рыбки.
8.Пластилинография «Рыба»
- Давайте чешуйки этих рыб украсим пайетками, с помощью техники «вдавливания» и отпустим в озеро «Азас».
-Рыба какой формы? (обследование образца)
III часть. – Вот, и подходит к концу наше путешествие. Пришло время возвращаться домой. Прошу занять свои места в лодке.
Вот мы и приплыли, заканчивается наше путешествие.
Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию (познавательно – исследовательская деятельность, здоровый образ жизни, художественное творчество) «Подводные спасатели»
Цели:Развивать познавательную активность, любознательность, умения наход...
Познавательное занятие по познавательному развитию в старшей группе «Невидимка – воздух»
Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас. Дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий ветер – это движение воздуха). Способст...
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ по познавательному развитию (познавательно-исследовательская деятельность) ТЕМА: «Фиксик Нолик ищет воздух»
Актуальность темы непосредственно образовательной деятельности.Актуальность детского экспериментирования обусловлена тем, что для развития личности дошкольника особое значение имеет усв...
Конспект занятия по познавательному развитию ( развитие познавательно-исследовательской деятельности) в первой младшей группе «Рыбы»
Конспект занятия по познавательному развитию ( развитие познавательно-исследовательской деятельности) в первой младшей группе «Рыбы»...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...
Конспект занятия по познавательному развитию «Космическая кухня» для детей старшей группы в рамках познавательно-исследовательской деятельности.
Занятие по познавательному развитию «Космическая кухня» для детей старшей группы в рамках познавательно-исследовательской деятельности....
Тема представленного опыта: «Мини-музей как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» (открытый показ занятия по «Познавательному развитию» (ознакомление с окружающим миром) «В гостях у сказок»).
Вся образовательная деятельность этого занятия была построена на игровой технологии, а также я использовала элементы музейной технологии(т.к. у каждого из нас в группе находится...