НОД "В гости в казачью горницу"
план-конспект занятия (старшая группа)
содержит беседу, физминутку,дидактические игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_kazachya_gornitsa.docx | 24.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Жирновский детский сад «Ивушка» общеразвивающего вида, художественно-эстетического приоритетного направления
развития воспитанников
Конспект непосредственно - образовательной
деятельности в старшей группе
«В гости в казачью горницу»
Воспитатель: Яфина И.В.
п. Жирнов 2022г.
Цель:
Познакомить детей с казачьей горницей (печка, прялка, посуда, сундук)
Развивать познавательный интерес к истории своего края;
Воспитывать бережное отношение к старинным вещям, любовь к родной Донской земле.
Методы: наглядный, практический, словесный.
Приемы: беседа, рассказ, показ.
Предварительная работа: рассматривание картин, рисунков, иллюстраций в книгах с изображением предметов казачьего быта. Посещение комнаты старины, знакомство с обстановкой и предметами быта. Беседа о том, как жили казаки в старину.
Ход нод:
(Воспитатель в образе казачки входит с детьми в казачью горницу, дети рассаживаются по лавкам).
Воспитатель: Здорово дневали, казачата!
Дети: Слава богу!
Воспитатель: Сейчас я вам покажу необычный портрет. Кто на нем изображен?
Дети: казак
Воспитатель: Как вы узнали, что на портрете казак?
Дети: по одежде (китель, брюки с лампасами, папаха, фуражка).
Воспитатель: А вы знаете кто такие казаки? (ответы детей)
Воспитатель: О казачестве спроси-
слава ходит на Руси.
Гордый и лихой народ
Заслужил себе почет:
Храбрость, мужество, отвагу
На плечах своих несет.
Песни звонкие поет.
Сегодня мне хочется с вами погутарить о жизни казаков, об их казачьем быте. Кто из вас знает, как называется жилище казаков?
Дети: Курень.
Воспитатель: А что означает это слово - курень?
Дети: это такой круглый дом.
Воспитатель: «Курень» по-монгольски значит «круглый». В нем были комнаты, в которых жили казаки. А какие окна у куреня?
Дети: деревянные с дверцами.
Воспитатель: Назывались они ставнями. У дома еще были балясы - это ребята деревянные мостики вокруг дома, по ним можно подойти к окнам, чтобы закрыть или открыть ставни. Главная комната называлась (« зало», отгорожена от входной двери, сенями), в красном углу залы , висела икона Божьей матери, под нею располагался стол, вдоль стен стояли лавки. Войдя в дом, казак снимал фуражку, поворачивался к иконе и крестился. Здесь же была печь, печь – каменка (подходят и рассматриваю). Без печки курень - не курень, печь растапливали сухой травой, соломой, а потом клали дрова. Печь ласково называли печь-матушка, печка-кормилица ,она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей.. В те далекие времена и хлеб пекли, и всю еду для людей и всякой живности готовили в печке-каменке. А сейчас немножко отдохнем, выходите в круг, выполним разминку.
Физкультминутка « Печка »
Ча-ча-ча ( три хлопка по бедрам)
Печка очень горяча (4 прыжка на двух ногах)
Чи-чи-чи ( 3хлопка над головой)
Печет печка калачи (4 приседания)
Чу-чу-чу ( 3 хлопка за спиной)
Будет всем по калачу (4 прыжка на месте)
Чо- чо- чо ( 3 хлопка перед собой)
Осторожно, горячо ( ходьба на месте).
Воспитатель: Отдохнули? Продолжим наше занятие. В центре залы всегда стоял обеденный стол, стоял « постав» (шкаф для посуды со стеклянными дверцами). Дети, а вы знаете, какая была посуда у казаков?
Дети: глинянная.
Воспитатель: верно, все изделия казаки изготавливали из глины. Мастеров называли гончарами ( воспитатель с детьми рассматривает изделия). Это крынка (в ней хранили масло, сметану), кашник (в нем готовили кашу), это горшок для хранения молока, а в кувшин наливали квас, а с таких чашечек кушали деревянными ложками, которые расписывали сами. Сегодня я познакомлю вас еще с одной утварью казаков (беру в руки)- это ухват, с его помощью доставали из печи горшки с едой, а с помощью вот такой деревянной лопаточки ставили хлеба в печь и вынимались. Кто из вас, хочет попробовать достать горшочек из печи, поставить хлеб в печь? ( 2-3 чел). Молодцы! А сейчас для вас игра «Разбери посуду».
Дидактическая игра «Разбери посуду»
( дети разделенные на две команды, по очереди подходят к столу, где лежат картинки с изображением казачьей посуды и нашего времени, одна команда выбирает казачью посуду, а другая нашего времени).
Воспитатель: Молодцы, справились с этим заданием! Как вы думаете, на чем спали казаки?
Дети: казаки спали на кровати.
Воспитатель: Взрослые спали на топчанах и лавках, дети на печи, а вот кровати появились позже, она была украшением куреня. Ее застилали вязаными покрывалами, а пуховые одеяло шили сами казачки, верх делали из цветных лоскутков (лоскутное одеяло). На кровати обычно возвышалась гора из подушек под накидками. А где казаки хранили одежду?
Дети: в сундуке
Воспитатель: Правильно, рядом с кроватью стоял сундук, в котором хранились вещи, так как шкафов раньше не было. В нашей горнице тоже есть сундук, посмотрите ребята, какой он большой, сюда много помещается вещей.
- Ребята, посмотрите, что это? (указываю на прялку)
Это прялка, она была у каждой хозяйке, когда осенние работы на полях заканчивались, казачки пряли пряжу, чтобы потом вязать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами горела на столе свечка – ведь электричества тогда ещё не было.
Воспитатель обращает внимание на коромысло с ведрами
- Раньше, ребята , в куренях не было воды, как сейчас в наших домах, казаки брали воду из Дона при помощи ведер и несли домой на коромысле.( предлагаю детям попробовать подержать коромысло с ведрами). А сейчас предлагаю поиграть.
Игра « Ожившие вещи»
На столе разложены предметы казачьего быта (деревянная ложка, рушник, ковш, глиняный горшок, веретено, кувшин).
Дети по желанию выходят и выбирают предмет и рассказывают о нем от первого лица ( как назывался, какую работу в доме выполнял?)
Воспитатель: молодцы ребята! Казаки очень любили петь. Как бы горько не жилось народу в прошлом, без песни - ни шагу. Песня целительница, песня-плач, песня - пляска. А теперь почувствовав дух того времени, давайте споем песню В. Захарченко « Мы с тобой казаки».
Воспитатель: Вот мы и побывали в гостях в «казачьей горнице». О чем мы сегодня с вами говорили? Для чего нужно знать прошлое? Как называлось жилище казаков? Какие предметы быта вам запомнились? А в жизни вам, это пригодится?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РИТМ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОНЯТИЕ РИТМА В ОФОРМЛЕНИИ КАЗАЧЬЕЙ ГОРНИЦЫ.
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ....
ЭКСКУРСИЯ В МИНИ-МУЗЕЙ "КАЗАЧЬЯ ГОРНИЦА"
Фотоотчет о посещении мини- музея "Казачья горница"...
НОД с использованием здоровьесберегающих технологий на тему: «В казачьей горнице» (региональный компонент)
Коррекционное занятие проведено с детьми логопедической группы с использованием здоровьесберегающих технологий: дыхательной, пальчиковой гимнастики, методики пальцевого самомассажа (выкладывание курен...
Дидактическая игра по региональному компоненту. « Казачья горница»
Обобщать и систематизировать знания детей о культуре и быте казаков...
Конспект ООД: "В гостях у Светлой горницы"
Конспект ООД: "В гостях у Светлой горницы" Формирование представлений о жизни и быте русского народа....
Конспект по развитию речи в средней группе " В казачьей горнице"
Конспект по развитию речи в средней группе " В казачьей горнице"...
Дидактическая игра «Казачья горница»
Актуальность этого пособия в том, что оно имеет развивающее, обучающее и воспитывающее значение: - Развива...