Конспект по развитию речи в средней группе " В казачьей горнице"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Конспект по развитию речи в средней группе " В казачьей горнице"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_v_sredney_gruppe.docx20.43 КБ

Предварительный просмотр:

«Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад «Лукоморье» городского округа город Михайловка Волгоградской области структурное подразделение «Светлячок»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе

Тема « В казачьей горнице»

Воспитатель:

Дундукова Т. Н.

Программное содержание: 

  1. Использовать русские народные песни, потешки, пословицы, поговорки для пробуждения познавательной активности, самостоятельности.
  2. Активизировать речь детей с помощью фольклора.
  3. Продолжать учить драматизировать фрагменты сказки по желанию детей.
  4. Воспитывать интонационную выразительность речи, передавать настроение героев, оценивать их поступки; читать потешки спокойно не торопясь, выразительно, четко выговаривать окончание слов.
  5. Упражнять детей в произношении слова со звуком «р».
  6. Закрепить с детьми название предметов крестьянского обихода ( чугун, коромысло, веретено, рогач, прялка, рушник, подзорник, горница)
  7. Продолжать учить согласовывать фразовую речь с практическими действиями, упражняться в драматизации. Закрепить основные цвета, геометрическую фигуру-треугольник.
  8. Создавать у детей хорошее настроение.
  9. Воспитать у детей желание радоваться результату коллективного труда.
  10.  Воспитывать чувство любви к родному краю средствами устного народного творчества, народными традициями.

Предварительная работа:

  1. Занятия с использованием устного народного творчества.
  2. Беседа о предметах крестьянского обихода.
  3. Организация в группе казачьего уголка.
  4. Встреча с казаками на празднике «День казачей песни».
  5. Вечера развлечения с использованием народного фольклора.
  6. Проведение народных календарных праздников.
  7. Изготовление настольных игр по потешкам, играми подвижным народным.
  8. Оформление альбома «Потешки», папки «Народные игры».
  9. Работа  с родителями.

     

Ход занятия

Дети с воспитателем заходят в казачий уголок под музыку.

Воспитатель: Дети, утром наш домовенок Кузя крепко спал, а теперь пора ему проснуться, давайте поздороваемся с ним, затем поворачиваются к гостям.

Воспитатель: Дети сегодня у нас много гостей поприветствуем их, как это делали казаки, наши дедушки и бабушки в старину.

Дети: Здорово дневали, гости дорогие ( в это время воспитатель в костюме домовенка залезает на печь).

Дети: Кузенька!

Кузя: Аюшки ( появляется и видит детей). Ой, сколько вас! Нам, домовым показываться не положено ( прячется под одеяло).

Воспитатель: Кузя, ты что прячешься.

Кузя: Конечно, маленький семь веков всего восьмой пошел.

Воспитатель: Семь лет ты хочешь сказать?

Кузя: Вот тетеха непонятливая это у вас годами считаются, а у нас домовых веками. Ох, хорошая у вас комната.

Дети: Ни комната, а казачья горница.

Воспитатель: Не далеко от наших мест протекает река Дон, а по ее берегам в хуторе и станциях живут казаки.

Кузя: А вы в каком хуторе живете?

Дети: Мы в городе Михайловке живем.

Кузя: А речка у вас протекает?

Дети: Медведица.

Кузя:  Так как ваша комната называется ( дети уточняют)? А, горница казачья, теперь я запомню.

Воспитатель: Кузя, раз уж ты теперь настоящий домовенок, а не кукла, мы тебе расскажем русские народные потешки, пословицы, поговорки, сказки поиграем с тобой.

Кузя: « Сытый голодному не разумеет»

Воспитатель: Дети в старину был такой обычай: вечером хозяйка ставила на печку горшок с кашей для домового, чтобы задобрить его, после того он должен был весь год помогать хозяевам, а не шалить и мешать. Давайте угостим Кузеньку кашей. А пока он будет кушать, мы расскажем ему потешку: Сорока, сорока, где была далека? ( рассказывают дети по желанию)

Кузя: Вот теперь и я доволен, а то « Без обеда не прекрасна беседа». У меня для вас подарочки припасены цветные уголочки ( показывает). Дети уточняют, что это не уголочки, а треугольники. Кузя раздает их тому, кто рассказывает потешку или загадку.

- У меня для вас припасен хороший сюрприз, вы его увидите в конце нашей встречи. Сколько у вас в горнице интересных предметов ( берет рогач). Это для чего, чтобы воду носить? Дети объясняют ему, что это рогач и его предназначение. Кузя берет прялку. Ой, а это что за лопата, наверное пирог в печь сажать? ( Пытается это сделать). Один ребенок демонстрирует предназначение прялки.

- А это что за корыто висит?

Дети: Это зыбка, в ней качают малыша. Девочка поет колыбельную песню    « Приди котик ночевать». ( Кузя засыпает).

Воспитатель предлагает его разбудить, вспомнить подходящие для этого случая пословицы: « Долго спать с долгом вставать», « Долго спать добра не видать», « Хозяин лежит - весь дом лежит, хозяин с постели весь дом на ногах» , « Кто долго лежит, тому денег не скопить».

( Кузя просыпается и потягивается)

Кузя: Что – то я заскучал у вас.

Дети: Кузя мы сейчас загадаем тебе загадки:

Три браться пошли в воду купаться.

Два браться купаются, третий на берегу валяется. (ведра с коромыслами)

Сколько не мучь, ни кипяти,

А белее не станет  ( чугун)

Четыре ноги, два уха,

Один нос, да брюхо  (самовар)

Воспитатель: Есть ли еще у нас средство развеселить Кузю, ( достает коробку с иллюстрациями к потешкам). Дети рассказывают две – три потешки на свой выбор, затем воспитатель предлагает иллюстрацию масленицы.

Воспитатель: Что это за праздник, давайте расскажем потешку:

« Широкая масленица

Мы тобой хвалимся.

На горке катаемся

Блинами объедаемся.

Воспитатель предлагает народную игру « Солнышко». Ведущего выбирают считалочкой.

Кузя: Хорошо поиграли! Есть у меня для вас задачка « Не хозяин, кто своего хозяина не знает» Найдите с своей горнице предметы, в названии которых есть звук «р» ( дети перечисляют: рубль, рукавица, коромысло, рушник, рубашка, рукоделие, рама, картина, самовар, рогач, подзорник, дрова, ведро, кочерга).

Кузя: Порадовали вы меня, теперь я вас порадую. Ой, где же мой волшебный сундучок ( в сундучке атрибуты к сказкам « Жихарка» и « Лисичка со скалочкой» ).

Кузя: Кто сочинил эти сказки? ( русские народные)

Кузя: Почему эту сказку выбрали для драматизации? Кто вам в сказке нравиться и почему? ( Дети выбирают то место в сказке, которое им больше нравится и инсценируют).

Кузя: Мне с вами очень понравилось вести беседу, хорошие вы веселые, добрые, за это я вам подарю вот такую карусель, но ее надо украсить, ваши треугольники сюда как раз подойдут. ( Дети украшают карусель треугольниками. Находят по цвету края каруселей место каждому треугольнику. Цвет можно не уточнять словами ).

Кузя: « Одна пчела не много меду натаскает» « С миру по нитке голому рубашка». Так радостно на душе с вами, что петь хочется. ( Поет знакомую детям песню на другою мелодию).

Воспитатель: Ребята правильно Кузя поет?

Дети: Нет не правильно! Пойдем мы тебя научим. ( Берут Кузю за руки и поют песню).

Воспитатель: Кузя тебе понравилось у нас?

Кузя: Очень, но мне пора. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи в средней группе "Кошка с котятами"

Открытое занятие для родителей и коллег. Использовала интерактивную доску и слайды. Очень понравилось....

"Предметы личной гигиены" план - конспект по развитию речи для средней группы

план - конспект по развитию речи для средней группы "Предметы личной гигиены"...

Конспект по развитию речи в средней группе. "Осень".

Конспект по развитию речи на тему: "Осень"....

Конспект НОД «Развитие речи» в средней группе. Тема: Звуковая культура речи: звук Р, РЬ

Конспект НОД «Развитие речи» в средней группе.Тема: Звуковая культура речи: звук Р, РЬЦель: упражнять детей в чётком и правильном произнесении звука Р изолированно в чистоговорках, в ...

Конспект по развитию речи в средней группе 4-5 лет. Тема: «Звуковая культура речи: звук з-зь ».

Упражнять детей в произношении изолированного звука «З» (в слогах, словах); учить произносить звук з твердо и мягко; различать слова со звуками  «З», «зь»...

Конспект по развитию речи в средней группе 4-5 лет. Тема: «Звуковая культура речи: звук з-зь ».

Цель: Упражнять детей в произношении изолированного звука «З» (в слогах, словах); учить произносить звук з твердо и мягко; различать слова со звуками  «З», «зь...

Конспект по развитию речи в средней группе на тему «Звуковая культура речи: звуки л, ль»

Цель: Упражнять детей в чётком произнесении звука л (в звукосочетаниях, словах, фразовой речи). Совершенствовать фонематическое восприятие — учить определять слова со звуками л, ль....