Конспект по развитию речи в средней группе " В казачьей горнице"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Конспект по развитию речи в средней группе " В казачьей горнице"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_v_sredney_gruppe.docx | 20.43 КБ |
Предварительный просмотр:
«Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Лукоморье» городского округа город Михайловка Волгоградской области структурное подразделение «Светлячок»
Конспект занятия по развитию речи в средней группе
Тема « В казачьей горнице»
Воспитатель:
Дундукова Т. Н.
Программное содержание:
- Использовать русские народные песни, потешки, пословицы, поговорки для пробуждения познавательной активности, самостоятельности.
- Активизировать речь детей с помощью фольклора.
- Продолжать учить драматизировать фрагменты сказки по желанию детей.
- Воспитывать интонационную выразительность речи, передавать настроение героев, оценивать их поступки; читать потешки спокойно не торопясь, выразительно, четко выговаривать окончание слов.
- Упражнять детей в произношении слова со звуком «р».
- Закрепить с детьми название предметов крестьянского обихода ( чугун, коромысло, веретено, рогач, прялка, рушник, подзорник, горница)
- Продолжать учить согласовывать фразовую речь с практическими действиями, упражняться в драматизации. Закрепить основные цвета, геометрическую фигуру-треугольник.
- Создавать у детей хорошее настроение.
- Воспитать у детей желание радоваться результату коллективного труда.
- Воспитывать чувство любви к родному краю средствами устного народного творчества, народными традициями.
Предварительная работа:
- Занятия с использованием устного народного творчества.
- Беседа о предметах крестьянского обихода.
- Организация в группе казачьего уголка.
- Встреча с казаками на празднике «День казачей песни».
- Вечера развлечения с использованием народного фольклора.
- Проведение народных календарных праздников.
- Изготовление настольных игр по потешкам, играми подвижным народным.
- Оформление альбома «Потешки», папки «Народные игры».
- Работа с родителями.
Ход занятия
Дети с воспитателем заходят в казачий уголок под музыку.
Воспитатель: Дети, утром наш домовенок Кузя крепко спал, а теперь пора ему проснуться, давайте поздороваемся с ним, затем поворачиваются к гостям.
Воспитатель: Дети сегодня у нас много гостей поприветствуем их, как это делали казаки, наши дедушки и бабушки в старину.
Дети: Здорово дневали, гости дорогие ( в это время воспитатель в костюме домовенка залезает на печь).
Дети: Кузенька!
Кузя: Аюшки ( появляется и видит детей). Ой, сколько вас! Нам, домовым показываться не положено ( прячется под одеяло).
Воспитатель: Кузя, ты что прячешься.
Кузя: Конечно, маленький семь веков всего восьмой пошел.
Воспитатель: Семь лет ты хочешь сказать?
Кузя: Вот тетеха непонятливая это у вас годами считаются, а у нас домовых веками. Ох, хорошая у вас комната.
Дети: Ни комната, а казачья горница.
Воспитатель: Не далеко от наших мест протекает река Дон, а по ее берегам в хуторе и станциях живут казаки.
Кузя: А вы в каком хуторе живете?
Дети: Мы в городе Михайловке живем.
Кузя: А речка у вас протекает?
Дети: Медведица.
Кузя: Так как ваша комната называется ( дети уточняют)? А, горница казачья, теперь я запомню.
Воспитатель: Кузя, раз уж ты теперь настоящий домовенок, а не кукла, мы тебе расскажем русские народные потешки, пословицы, поговорки, сказки поиграем с тобой.
Кузя: « Сытый голодному не разумеет»
Воспитатель: Дети в старину был такой обычай: вечером хозяйка ставила на печку горшок с кашей для домового, чтобы задобрить его, после того он должен был весь год помогать хозяевам, а не шалить и мешать. Давайте угостим Кузеньку кашей. А пока он будет кушать, мы расскажем ему потешку: Сорока, сорока, где была далека? ( рассказывают дети по желанию)
Кузя: Вот теперь и я доволен, а то « Без обеда не прекрасна беседа». У меня для вас подарочки припасены цветные уголочки ( показывает). Дети уточняют, что это не уголочки, а треугольники. Кузя раздает их тому, кто рассказывает потешку или загадку.
- У меня для вас припасен хороший сюрприз, вы его увидите в конце нашей встречи. Сколько у вас в горнице интересных предметов ( берет рогач). Это для чего, чтобы воду носить? Дети объясняют ему, что это рогач и его предназначение. Кузя берет прялку. Ой, а это что за лопата, наверное пирог в печь сажать? ( Пытается это сделать). Один ребенок демонстрирует предназначение прялки.
- А это что за корыто висит?
Дети: Это зыбка, в ней качают малыша. Девочка поет колыбельную песню « Приди котик ночевать». ( Кузя засыпает).
Воспитатель предлагает его разбудить, вспомнить подходящие для этого случая пословицы: « Долго спать с долгом вставать», « Долго спать добра не видать», « Хозяин лежит - весь дом лежит, хозяин с постели весь дом на ногах» , « Кто долго лежит, тому денег не скопить».
( Кузя просыпается и потягивается)
Кузя: Что – то я заскучал у вас.
Дети: Кузя мы сейчас загадаем тебе загадки:
Три браться пошли в воду купаться.
Два браться купаются, третий на берегу валяется. (ведра с коромыслами)
Сколько не мучь, ни кипяти,
А белее не станет ( чугун)
Четыре ноги, два уха,
Один нос, да брюхо (самовар)
Воспитатель: Есть ли еще у нас средство развеселить Кузю, ( достает коробку с иллюстрациями к потешкам). Дети рассказывают две – три потешки на свой выбор, затем воспитатель предлагает иллюстрацию масленицы.
Воспитатель: Что это за праздник, давайте расскажем потешку:
« Широкая масленица
Мы тобой хвалимся.
На горке катаемся
Блинами объедаемся.
Воспитатель предлагает народную игру « Солнышко». Ведущего выбирают считалочкой.
Кузя: Хорошо поиграли! Есть у меня для вас задачка « Не хозяин, кто своего хозяина не знает» Найдите с своей горнице предметы, в названии которых есть звук «р» ( дети перечисляют: рубль, рукавица, коромысло, рушник, рубашка, рукоделие, рама, картина, самовар, рогач, подзорник, дрова, ведро, кочерга).
Кузя: Порадовали вы меня, теперь я вас порадую. Ой, где же мой волшебный сундучок ( в сундучке атрибуты к сказкам « Жихарка» и « Лисичка со скалочкой» ).
Кузя: Кто сочинил эти сказки? ( русские народные)
Кузя: Почему эту сказку выбрали для драматизации? Кто вам в сказке нравиться и почему? ( Дети выбирают то место в сказке, которое им больше нравится и инсценируют).
Кузя: Мне с вами очень понравилось вести беседу, хорошие вы веселые, добрые, за это я вам подарю вот такую карусель, но ее надо украсить, ваши треугольники сюда как раз подойдут. ( Дети украшают карусель треугольниками. Находят по цвету края каруселей место каждому треугольнику. Цвет можно не уточнять словами ).
Кузя: « Одна пчела не много меду натаскает» « С миру по нитке голому рубашка». Так радостно на душе с вами, что петь хочется. ( Поет знакомую детям песню на другою мелодию).
Воспитатель: Ребята правильно Кузя поет?
Дети: Нет не правильно! Пойдем мы тебя научим. ( Берут Кузю за руки и поют песню).
Воспитатель: Кузя тебе понравилось у нас?
Кузя: Очень, но мне пора. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по развитию речи в средней группе "Кошка с котятами"
Открытое занятие для родителей и коллег. Использовала интерактивную доску и слайды. Очень понравилось....
"Предметы личной гигиены" план - конспект по развитию речи для средней группы
план - конспект по развитию речи для средней группы "Предметы личной гигиены"...
Конспект по развитию речи в средней группе. "Осень".
Конспект по развитию речи на тему: "Осень"....
Конспект НОД «Развитие речи» в средней группе. Тема: Звуковая культура речи: звук Р, РЬ
Конспект НОД «Развитие речи» в средней группе.Тема: Звуковая культура речи: звук Р, РЬЦель: упражнять детей в чётком и правильном произнесении звука Р изолированно в чистоговорках, в ...
Конспект по развитию речи в средней группе 4-5 лет. Тема: «Звуковая культура речи: звук з-зь ».
Упражнять детей в произношении изолированного звука «З» (в слогах, словах); учить произносить звук з твердо и мягко; различать слова со звуками «З», «зь»...
Конспект по развитию речи в средней группе 4-5 лет. Тема: «Звуковая культура речи: звук з-зь ».
Цель: Упражнять детей в произношении изолированного звука «З» (в слогах, словах); учить произносить звук з твердо и мягко; различать слова со звуками «З», «зь...
Конспект по развитию речи в средней группе на тему «Звуковая культура речи: звуки л, ль»
Цель: Упражнять детей в чётком произнесении звука л (в звукосочетаниях, словах, фразовой речи). Совершенствовать фонематическое восприятие — учить определять слова со звуками л, ль....