Путешествие во времени. Школа Л.Н.Толстого
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Представляю конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста из истории создания и работы школы, созданной великим писателем Л.Н.Толстым в своем имении Ясная Поляна.
В презентации собраны иллюстрации для подтверждения слов педагога о преподаваемых предметах и методах работы с крестьянскими детьми в конце 19 века.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад № 22»
Конспект интегрированного занятия
для детей старшего дошкольного возраста
(краеведение, художественная литература, изоискусство)
Занятие разработано
Тюхай Н.А.,
воспитателем
Цели занятия:
Обучающие:
- рассказать о деятельности Л.Н.Толстого по открытию школ для крестьянских детей;
- формировать в каждом человеке историческую память через знакомство со старинными русскими обычаями обучения детей в школе.
Развивающие:
- развивать интерес к прошлому своего народа и наследию земляка Л.Н.Толстого;
- развивать логическое мышление, внимание, умение высказывать свои суждения, выражать эмоциональное отношение к происходящему.
Воспитывающие:
- привитие интереса к школе;
- формировать мотивационную готовность к обучению в школе;
- воспитание интереса к историческому наследию.
Оборудование: портрет Л.Н.Толстого, мультимедийная презентация по теме занятия, «Азбука» Л.Н.Толстого, мелки и доски для письма.
Предварительная работа:
- посещение и поздравление учащихся на торжественной линейке, посвященной Дню знаний;
- экскурсия в классы и на уроки;
- обыгрывание школьных ситуаций в сюжетно-ролевой игре «Школа»;
- чтение и работа по содержанию были «Филипок» Л.Н.Толстого;
- рисование иллюстрации к рассказуЛ.Н.Толстого «Филипок».
- Организационный момент. Объявление целей и задач.
Сегодня мы отправимся в удивительное путешествие, знакомое для вас, в школу, и незнакомое, потому что это школа прошлого века, которую создал наш знаменитый земляк. Посмотрите на его портрет.(слайд № 1) О ком пойдет речь? (Л.Н.Толстой)
- Беседа о Л.Н.Толстом.
- Что вы знаете о Л. Н. Толстом? (писатель, земляк, добрый и отзывчивый человек)
(слайд № 2) У него открытое, умное лицо. Внимательный, проницательный взгляд. Он прожил долгую жизнь и написал много книг для взрослых и детей.
Знатный человек, граф, очень любил трудиться. Пахал землю, косил траву, пилил и колол дрова, строил избы, шил сапоги. Он считал, что всякий труд полезен и нужен. Уважать можно того человека, который всю жизнь трудится.(слайд № 3) Очень долго он жил в своём доме в Ясной поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди всего мира.
Вофлигеле Кузьминских (слайд №4) он устроил школу для бедных детей и стал учить по учебникам, которые написал сам. Лев Николаевич много времени проводил с детьми.(слайд №5, 6) Зимой катался с ними на санках, лыжах, а летом ходил с ними в лес. В своих небольших рассказах для детей он пишет о сочувствии и помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости, о том, что надо делать людям добро, о необходимости учиться и о многом другом.
- Рассказ воспитателя с презентацией
Сегодня я хочу продолжить рассказ о Л.Н. Толстом и его деятельности. 150 лет назад в стране было очень мало школ даже в городах, а в деревнях почти все были неграмотны.Дети крестьян не могли учиться. Л.Н. Толстой решил устроить школу для таких ребятишек. Он написал учебники, в которые поместил много рассказов, сказок, басен. В толстовской школе ребята учились писать, читать, считать, у них были занятия по русской истории, естествознанию, рисованию и письму.
На переменах и после занятий Л.Н.Толстой рассказывал детям что-нибудь интересное. Показывал гимнастические упражнения, сам боролся с детьми, играл в городки, (слайд № 7) летом ходил на речку или в лес, водил хороводы, зимой катался на санях с гор.
- Физминутка с гимнастическими упражнениями
Я предлагаю вспомнить гимнастические упражнения и по очереди стать учителями, которые будут показывать, а мы все выполнять упражнения.
- Работа по иллюстрациям к былиЛ.Н.Толстого «Филипок»
- Посмотрите внимательно на иллюстрацию.(слайд № 9, 10) Скажите, кого напоминает вам мальчик? Что произошло с ним в рассказе? Именно для таких – любознательных, но бедных ребятишек и открыл свою школу в Ясной Поляне великий писатель.
- Рассматривание иллюстрации Кустодиева «Школа в московской Руси» и репродукции картины Н.П. Богданова - Бельского “Устный счёт. В народной школе С.А. Рачинского”
- А на этой иллюстрации показана школа в Москве.(слайд № 11) Какая обстановка в комнате? Что расположено в центре, около окон? Есть ли парты и стулья в этой школе? Каким делом заняты дети за столом? Почему дети стоят на коленях, когда читают книгу? За обучение платили немалые деньги, поэтому учитель должен был научить читать, писать и считать любыми способами – ставил на «горох», бил розгами.
Но школа Толстого была другой… Лев Николаевич Толстой объявил, что школа бесплатная и что телесных наказаний в ней не будет.(слайд № 12) Сперва крестьяне пожимали плечами: где ж это видано, чтоб бесплатно учить, и будет ли прок, если не посечь озорного, да ленивого. Но вскоре все увидели, что школа в Ясной Поляне не похожа ни на какую другую –нет тягостных, с зубрёжкой, ругательствами и побоями уроков грамоты,как у сельского попа, дьячка или отставного солдата. И главное – школа не отпугивала ребят от учения, они чувствовали себя в ней свободно и весело. В классе ученики рассаживались, кто, где хотел: на лавках, на столах, на подоконнике, на полу.(слайд № 13) Каждый спрашивал учителя обо всём, о чём ни пожелает, разговаривал с ним, советовался с соседями, заглядывал к ним в тетрадки. Уроки превращались в общую беседу, а часто в игру.На дом уроков не задавали. Толстой знал, что в тесной избе его ученики не сумеют их выполнить. К тому же деревенские дети много помогали родителям по хозяйству.
Лев Николаевич любил проводить с детьми своё свободное время, которого у писателя было не так уж много.(слайд № 14) Ребята очень любили своего учителя, с ним было интересно и хорошо.
- Практическая работа детей по письму
Кто из вас был самым внимательным? Чем писали дети на уроках в школах того давнего времени? (слайд № 15) (Пером). Знаменитое гусиное перо. Обычно при подготовке к письму перо очищали в раскаленном песке, обрезали и затачивали. Конечно, гусиные перья имели недостатки: во-первых, они ужасно скрипели, а во-вторых, из гусиного крыла для письма годится только 2-3 пера. И, конечно, были дорогим удовольствием для крестьянских детей. Карандаши, ручки, фломастеры появились много позже, и мы с вами легко справляемся с этими письменными принадлежностями.
Я же предлагаю приглядеться к следующим помощникам при письме – уголь и доска, емкость с речным песком и палочки. Мы попробуем списать знаки, обозначающее слово, о котором мы узнали много интересных фактов.
(ШКОЛА)
Каждый попробует свои силы с разными материалами по очереди.
- Подведение итогов и рефлексия
Вы так ловко справились с моим заданием, что я убеждена, вам будет легко и интересно учиться в школе, вам по плечу любое задание, стоит только четко и правильно следовать учительским рекомендациям, продумать свои действия и не спешить.
Мы с вами смогли перенестись на 100 лет назад и увидеть, как учились и крестьянские, и купеческие ребята. Скажите, изменилась наша школа с тех времен? Что изменилось? Помещения, книги, учителя?
А вот книги великого писателя, нашего знаменитого земляка, которые учат не только детей читать и размышлять, но и учителей – быть справедливыми, стать примером для учеников, изменению не поддадутся. Они навеки останутся кладовой полезных и интересных знаний.
О том, что понравилось в школе, организованной Л.Н.Толстым, или о том, как изменилась с тех пор современная школа, я хочу послушать или увидеть в ваших работах. Ваши родители с удовольствием запишут ваш рассказ или помогут зарисовать его. А мы все полюбуемся результатами вашего творчества.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
комплекс занятий по формированию временных представлений и понятий "Путешествие во времени"
Цель комплекса: повысить уровень овладения представлениями и понятиями о времени с помощью применения метода моделирования. Комплекс занятий состоит из двух разделов, которые были реа...
Школа Л.Н.Толстого
конспект беседы...
Конспект Интегрированной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе «Путешествие во времени»
Конспект Интегрированной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе «Путешествие во времени» Цель: закрепить и расширить зна...
Сценарий педагогического мероприятия с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности «Путешествие по временам года»
конспект итогового интегрированного занятия /речевое развитие+рисование/...
Итоговое НОД в подготовительной к школе группе «Путешествие по временам года»
Цель: формирование творчески активной личности ребенка средствами музыки во всех видах музыкальной деятельности....
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе с ЗПР на тему: «Путешествие по временам года»
Цель: закрепить и обобщить полученные знания. Совершенствовать умение ориентироваться во временных понятиях и их последовательности; закрепить характерные признаки времен года....
Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе комбинированной направленности на тему: «Путешествие во времени».
Формировании у ребёнка понятий о нематериальных ценностях в жизни...