Конспект занятия в старшей группе на тему "Семейные традиции"
план-конспект занятия (старшая группа)

  Семья — это отдельный неповторимый мир со своими уникальными традициями. Именно традиции создают неповторимую атмосферу в каждой семье.  Они хранят и защищают нас на протяжении всей жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semeynye_traditsii.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №4 г. Аши  Ашинского района Челябинской области.

Конспект занятия в старшей группе

«Семейные традиции»

Воспитатель И.Г.Яншаева

Аша

Цель: ознакомление детей с разными видами семейных традиций русского народа.

Задачи:

1. Упражнять детей в создании коллекций фотографий и рассказывании об их содержании.

2. Прививать любовь к чтению фольклорных произведений (легенд, сказаний, былин) с целью формирования представлений о народной культуре, ценностях.

3.Введение в словарь понятий «семья, традиция, легенда».

Активизация прилагательных: дружная, сплоченная, заботливая, многодетная.

Предварительная работа:

1. Анкетирование родителей на тему: «Семейный досуг».

2.Создание генеалогического дерева.

3. Выпуск сборника семейных рецептов национальной кухни.

4. Сбор коллекций:

а) «Заглянем в бабушкин сундук» (старинные предметы домашнего обихода, утварь, посуда, игрушки, монеты, открытки и т. п.)

б) «Страницы семейного фотоальбома» (старые, старинные фотоснимки).

Материалы:

-альбом с фотографиями

-сундучок с предметами-символами

-сладкие медали

Ход занятия

 В группе стульчики стоят по кругу, на столике в центре сундучок и атрибуты, необходимые для презентаций детей.

Воспитатель:

-Ребята, я хочу пригласить вас на посиделки. Вы знаете, что это такое? (ответы детей)

- Издавна на Руси было принято устраивать посиделки, чтобы поделиться новостями, горестями и радостями, да чтобы просто скоротать время в приятной компании. И я знаю, что вы тоже пришли сегодня не с пустыми руками. Рассаживайтесь удобнее, чтобы поделится друг с другом и с нашими гостями своими семейными традициями.

(дети садятся на стульчики)

Семья – это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, связанные теплыми чувствами, интересами и, конечно же, – традициями.

Мы с вами проделали большую работу: брали интервью у бабушек, заглядывали в сундучок с семейными ценностями, листали страницы фотоальбома и слушали рассказы старших о близких родственниках, чтобы узнать – что такое «семейные традиции», из чего они складываются и почему все члены семьи так ими дорожат.

(воспитатель открывает сундучок)

Воспитатель:

-Ребята, в этом сундучке – символы ваших семейных традиций.

(воспитатель достает деревце)

-Одна из старейших традиций в наших семьях - узнавать свои корни, составлять родословную, генеалогическое дерево. Вы тоже вместе с родителями составляли родословную своих семей. У многих ребят не по одному десятку имен на дереве.

-Кто положил деревце?

(один из детей (выбранный заранее) читает рассказ о своей семье, демонстрирует плакат с родословной)

-Спасибо за интересный рассказ. Думаю, эта традиция прочно вошла в вашу жизнь, и когда-нибудь ты передашь её своим детям.

(воспитатель достает фото)

- Как вы думаете, почему фото лежит здесь, с какой традицией это связано?

Дети:

-С традицией хранить семейные фотографии.

Воспитатель:

-Традиция это очень важная. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о важных событиях жизни. Кто хочет рассказать о своем фотоальбоме?

(рассказ ребенка по фотографии)

-Молодцы, ребята, а теперь я достаю следующий предмет.

(воспитатель достает значок)

-Ребята, что дается каждому человеку при рождении?

Дети: Имя

Воспитатель: Правильно. Издавна на Руси существовала традиция называть ребенка по церковным книгам, в честь небесного покровителя, святого или же давалось модное на данный момент имя, либо в честь кого-то из членов семьи. Ребята, кто хочет рассказать о своем имени?

(Рассказ ребенка о своем имени)

Воспитатель: Давайте, поиграем. Мы будем передавать по кругу мяч называть свои ласковые имена, «мне нравится, когда меня называют… »

Игра «Продолжи цепочку»

Воспитатель: В жизни каждого человека есть вещи, которые ему дороги, потому что связаны с какими-либо событиями. И вот человека уже нет, а вещь остаётся. И мы продолжаем её хранить. Многие из вас принесли из дома вещи, которые хранятся в ваших семейных хранилищах и хранят память о дорогих людях. Это очень хорошая традиция - передавать по наследству семейную реликвию. Кто узнал свою ценность?

(воспитатель достает предмет, рассказ ребенка о том, кому принадлежит предмет).

Воспитатель: Давайте поблагодарим за интересный рассказ.

Воспитатель: К семейным традициям относится традиция отмечать семейные праздники.

Ребята, а какие семейные праздники принято отмечать в вашей семье?

(дети отвечают: новый год, день рождения, пасха, масленица, годовщина свадьбы родителей и т. д.)

Воспитатель достает праздничный колпачок: Как вы думаете, на каком празднике побывал этот колпачок?

Дети: - День рождения!

Воспитатель:

- Правильно., расскажите, как в вашей семье празднуется день рождения. (выступление ребенка).

- Давай(имя) поиграем с ребятами так, как это происходит на твой день рождения. Ты будешь надувать мыльные пузыри, а ребята будут загадывать желания и стараться их как можно больше поймать.

(звучит музыка, ребята играют)

- Одна из самых распространенных русских традиций - это застолье. За общим столом собираются гости, родственники, а хозяева угощают их различными кушаньями. Раньше в почете были щи, каша, репа, редька, дичь. Из ягод - клюква, морошка, брусника, из напитков - квас. Время идет, вкусы людей меняются, а традиция готовить семейные блюда остается. Ребята, кто расскажет о своем семейном блюде?

(воспитатель достает фартук, рассказ ребенка, демонстрация книжки-малышки)

- С незапамятных времен особым почетом на Руси пользовались сказители (те, кто красиво рассказывал сказки, истории, легенды). Вы знаете, что такое легенда?

(ответы детей)

- Давайте заглянем в словарь. Легенда – это фантастический рассказ, о каком- либо событии, герое. Наша русская земля славится своими легендами, и я знаю, что в семье одного из нас существует замечательная традиция совместного прочтения книг, в том числе и с легендами. Мама не просто читает книги своим детям, она рисует к ним иллюстрации.

(Выходит ребенок, показывает рисунки к легенде, пока воспитатель читает.)

Воспитатель обращает внимание на все предметы из сундучка, лежащие на столе.

- Вот с каким количеством замечательных семейных традиций мы с вами сегодня познакомились. Для чего же они нужны?

Дети: Чтобы было интересно, весело, чтобы семья была крепкой, дружной.

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам оценить выступления ваших товарищей.

- Мне кажется, что каждый из вас постарался на славу, и будет вполне справедливо наградить всех.

(воспитатель достает из сундучка памятные медали, вручает их детям)

- В семейном кругу мы с вами растем,

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ – родительский дом.

- Я надеюсь, что вы будете следовать вашим семейным традициям, чтить их, бережно хранить для своих потомков.

Гостеприимство тоже является нашей общей традицией. Я предлагаю пройти к столам и попить чай.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ТРАДИЦИИ И БЫТ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ТРАДИЦИИ И БЫТ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА» Цель: Воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развиват...

Конспект занятия в старшей группе по теме: семейные традиции русского народа

Конспект занятия в старшей группе по теме: семейные традиции русского народа...

Конспект занятия в старшей группе «Традиции и быт Кубанского казачества»

Цель занятия: Воспитывать любовь в малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего нарда. Словарная работа: глэчик, ...

Конспект занятия в старшей группе «Традиции и быт Кубанского казачества»

Цель занятия: Воспитывать любовь в малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего нарда. Словарная работа: глэчик, ...

Конспект занятия в старшей группе "Мои корни, традиции."

Подобного рода занятия  позволяют воспитывать доброжелательное отношение, уважение к традициям людей разных национальностей. Посредством совместных посиделок с родителями, дети познакомились со с...

НОД по познавательно-исследовательской деятельности. Конспект занятия в старших группах по теме: «Обычаи, традиции казаков»

Звучит кубанская народная песня.Под музыку дети входят в зал.-Ребята, вы сейчас услышали прекрасную, разудалую песню. Как вы думаете, кто поет эту песню?Дети: казаки.СЛАЙД 1.-Правильно, песню эту...