Нравственно-патриотическое воспитание
презентация
Мини-музей как средство Нравственно-патриотического воспитания дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мини-музей как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольнико | 2.53 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…… 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 1. 1 Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников………… 1. 2. Значение музейной педагогики в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников…………………………………………….. 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 3. Организация мини-музея в условиях дошкольного образовательного учреждения…………………………………………………………………….. 4. Мини-музей « Мой край родной » в дошкольных группах …….…. ЗАКЛЮЧЕНИе СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ
Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания. Ф. Дзери
Введение Именно дошкольный возраст – благоприятный период воспитания: патриотизма, любви к малой Родине, воспитания таких нравственных качеств, которые позволяют вырасти дошкольнику человеком – гражданином своей страны, патриотом, умеющим оценить и сберечь историческое и культурное наследие русского народа. Анализ педагогической литературы позволил нам утверждать, что в последние годы стали активно возрождаться лучшие традиции, появились новые подходы в решении проблем нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре и истории следует начинать с дошкольного возраста, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира. Механизмом сбережения и трансляции достижений культуры является музей, привлекательность которого определяется тем, что он хранит и предъявляет человеку материализованные результаты его творческого потенциала, подчеркивая важность системы связей человека с миром в их богатстве, разнообразии и противоречивости.
Цель: определить систему работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через организацию мини-музеев. Задачи: Рассмотреть понятие нравственно-патриотического воспитания; Изучить теоретические основы музейной педагогики; Охарактеризовать особенности организации мини-музеев в дошкольном образовательном учреждении; Систематизировать и обобщить опыт работы по созданию мини- музея «Мой край родной» в дошкольных группах
Задача педагогов и родителей: - как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни .
Большая роль в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников отводится общественности, окружению, взаимодействию детей и взрослых : • Родители • Библиотека • Музеи истории • Совместные экскурсии по достопримечательностям города • Совет ветеранов ВОВ • Встречи с ветеранами войны • Встречи с тружениками тыла и детьми воин • Связь поколений (Родословное) • Встречи с интересными людьми • Кружковая деятельность • Фольклорные мероприятия • Совместные мероприятия с родителями
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 1.1Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников Содержание патриотического воспитания дошкольников: приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм. знакомство с семьёй, ее историей, родственниками, семейными традициям, составление родословной; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;
проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе, посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое; организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно, по необходимости
Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма дошкольников необходимы следующие педагогические условия : эвристическая среда в детском саду и в семье, тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей. Эвристическая среда характеризуется насыщенностью положительными эмоциями и является для ребенка полем для проявления творчества, инициативы, самостоятельности . Тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; обеспечении родителей психолого- педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком;регулярное взаимодействие детей, воспитателей и родителей; вовлечении членов семьи в педагогический процесс; создании в детском саду и семье предметной развивающей среды
1.2 Значение музейной педагогики в нравственно-патриотическом воспитании . Понятие «музейная педагогика» появилось в начале 80-х гг. и было заимствовано из немецкой терминологии. За это короткое время сам термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в педагогическую практику, об этом свидетельствуют музейно-образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений. Музейно –образовательная программа располагает специальными методами и средствами приобщения человека к культурному наследию с помощью бесценных сокровищ, хранящихся в музеях, а также окружающего предметного мира. К музейно –образовательным программам относят определенные формы и методы взаимодействия музея и ребенка. Интерес к окружающему миру, к культуре, пробуждается у ребенка еще в раннем возрасте, когда рамки его ограничиваются стенами дома, близкими людьми, привычными предметами, установившимися правилами и нормами поведения в семье.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 2.1Организация мини-музея в условиях дошкольного образовательного учреждения Слово "музей" происходит от греческого слова museion и латинского museum - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам . Музей - учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность. В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Назначение музея – патриотическое воспитание дошкольников, суть которого, с нашей точки зрения, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками. Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.
Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Для расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т.п. Встраивание преимущественно видовых фрагментов экспозиции в интерьеры помещений общего назначения, вплоть до лестничных площадок, способствует воссозданию материальной и образной среды, погружение в которую так важно для детской психики.
Работу по созданию мини-музея можно разделить на три этапа: Подготовительный этап В начале работы коллектив группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяют тему и название мини-музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения. Практический этап Взрослые и дети, следуя своим моделям, создают мини-музеи в группах. Большую роль в этом процессе играют родители, которые приносят экспонаты, помогают в оформлении. На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывают содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники могут предложить, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях. Желающие становятся экскурсоводами. Заключительный этап . Подведение итогов, открытие мини-музеев в ДОО, организация выставки для родителей и гостей детского сада, отражающей тематику мини-музеев и содержание работы с детьми в музейном пространстве.
Тематика мини-музеев может быть различной: «Чудо-дерево » - знакомство со строением и разнообразием деревьев, взаимосвязями растений и животных, значением деревьев в жизни людей; необходимость бережного отношения к природе; « Мини-музей Русская изба » - знакомство дошкольников с жизнью, особенностями быта, традициями и обычаями русского народа; « Лучший друг » - экспозиции связаны с рассказами о разных породах собак, об их происхождении, о разных материалах (сравнение стеклянных, глиняных, бумажных фигурок), о роли собак в жизни человека; Мини-музей книги - знакомство с историей возникновения книг, воспитание интереса к чтению, рассказ о роли книги в жизни человека, о разных писателях, о том, как появилась и развивалась грамота; « Игрушки-забавы » - здесь могут быть собраны экспонаты, привлекающие внимание именно малышей: крупные, яркие, звучащие, развивающие игрушки (куклы, машинки, фигурки животных и неизвестных науке существ);
« Мой родной город » - знакомство с историей города, его интересными местами, воспитание патриотических чувств, любви к своему городу; знакомство с особенностями своего района, его историей, памятными местами, составление рассказов о городе, районе, создание серии собственных рисунков, сравнение их с фотографиями, открытками; « Наша родина — Россия » - знакомство с историей, культурой, природными особенностями нашей страны, воспитание патриотизма, знакомство с народными промыслами, с бытом россиян в разное время, с историческими и памятными местами; развитие речи; формирование представлений об историческом времени, связи со своими предками; « Театральные куклы » - приобщение дошкольников к миру искусства, миру театра. Развитие моторики, речи, предоставление условий как для самостоятельной игры, так и для работы в коллективе (постановка спектаклей), сочинение сценариев, сказок;
Мини-музей театрального костюма - как и в предыдущем случае, дошкольники приобщаются к миру искусства и театра, узнают о том, как менялись театральные костюмы, фантазируют, создавая свои модели, придумывают собственные постановки, учатся играть в коллективе, выражать себя с помощью средств искусства; Картинная галерея ; Мини-музей природы – здесь могут быть представлены необычные, редкие объекты живой и неживой природы, разнообразные изделия из природного материала. Такими экспонатами могут быть крупные шишки, семена редкого в нашей стране растения, причудливо изогнутые ветки и корни, красивые природные и искусственные камни, камни с отпечатками древних растений и животных, старые брошенные гнезда птиц и насекомых (например, ос), перья; «Воинской доблести и славы » и др
Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи выявление творческих способностей детей; расширение представлений о содержании музейной культуры; развитие начальных навыков восприятия музейного языка; создание условий для творческого общения и сотрудничества .
2.2Мини-музей «Мой край родной» ……… Цель мини-музея : приобщать дошкольников к истории и культуре своего народа. Задачи мини-музея: • знакомить дошкольников с жизнью, особенностями быта, традициями и обычаями русского народа; • знакомить с фольклором; • расширять словарный запас дошкольников; • воспитывать у детей интерес к культуре народа; • осуществлять духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников
В мини-музее «Мой край..»могут быть представлены следующие экспонаты : предметы быта (посуда, прялка, корзины, туеса, нитки, ухват, шкатулки, самовар) ; макет русской печи, детская колыбель; декоративные элементы (скатерти, рушники, салфетки, тканые коврики для пола) ; предметы народных промыслов (изделия из бересты, хохломская роспись) ; русские национальные костюмы и их элементы (платье, сарафан, кокошник, венок, рубаха, штаны, пояс, головной убор и др.) ; куклы в русских костюмах; народные музыкальные инструменты; народные игрушки
Иоганн Генрих Песталоцци : «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка». Формы работы в мини-музее: Пополнение мини-музея экспонатами 2. Самостоятельное рассматривание экспонатов. 3. Экскурсии для детей и родителей игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры-графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений.
Создание мини- музеев, а не просто коллекций в группах, позволит педагогам : - сделать слово «Музей» привычным и привлекательным для детей; - обогатит средства формирования культуры дошкольников; - приобщит маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей; - будет способствовать развитию сенсорного опыта дошкольников; - поможет выработать правильные формы взаимодействия дошкольников с окружающим миром
Спасибо за внимание!!!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи
Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...
Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества»
Воспитание любви к своей Родине — задача не только важная, но и сложная. Особенно, когда она применительно к детям раннего возраста. Эта сложность заключается в том, что делае...
Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у...
«Музыка и нравственно – патриотического в воспитание в семье»
Сообщение на педсовете по теме«Музыка и нравственно – патриотического в воспитание в семье»...
Краткое сообщение о ходе работы по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников в рамках самообразования по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников с использованием метода музейной педагогики».
В этом сообщении представленно описание моей работы по самообразовании....
РЕАЛИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»
Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственн...