Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Аленка» муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области Музыкальный руководитель Герасина Елена Михайловна Проект «Осенняя ярмарка» Тип проекта: творческий, групповой. Продолжительность: средней продолжительности Непосредственные участники проекта: дети подготовительной к школе группы, музыкальный руководитель, воспитатели, родители воспитанников. Возраст: 6-7 лет. Срок реализации: с 03.10. по 02. 11. 2022 года Форма проведения: НОД, беседы, творческая мастерская, утренник.
Актуальность проекта. Народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, — народ без будущего. Как бы ни менялось общество, необходимо всегда воспитывать у подрастающего поколения чувство любви к своей стране, гордости за неё. В настоящее время можно с радостью отметить рост интереса со стороны государства к истории родного края, к истокам русской народной культуры, к народным традициям. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Поэтому в нашем детском саду мы уделяем большое внимание духовно-нравственному развитию воспитанников через ознакомление с традициями родного края. Цель. Приобщение дошкольников к русской культуре, народным традициям. Задачи: Образовательные: - Знакомить дошкольников с элементами русского народного быта, совершенствовать уровень накопленных знаний в области русской народной культуры.
- Формировать интересы и вкусы детей, умение видеть красоту и своеобразие в народно – прикладном творчестве русского народа.
Развивающие: - Развивать у детей интерес к народной культуре.
- Развивать познавательную и речевую активность детей, внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.
- Обогащать словарный запас, расширять знания о жанрах устного народного творчества;
- Развивать музыкальные и творческие способности детей;
- Побуждать детей к использованию полученных практических навыков в самостоятельной игровой и совместной творческой деятельности.
- Развивать эмоциональный отклик на фольклорные произведения, желание участвовать в развлечениях.
- Вовлекать родителей в совместную творческую деятельность.
Воспитательные: - Воспитывать у детей интерес и любовь к народному творчеству родного края, любознательность.
- Воспитывать уважение к традициям своего народа, работе народных мастеров России.
Ресурсы: Материально-технические: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация по теме, фотоаппарат, магнитофон, детские музыкальные инструменты, фотографии, наглядные иллюстрации, картинки по теме «Ярмарка», материалы для продуктивной деятельности: краски, карандаши, ножницы, клей, цветная бумага, пластилин (по количеству детей). Учебно-методические: конспекты ООД, сценарий Осеннего праздника, стихи, частушки, загадки. Предполагаемый результат: Дети. Пополнение знаний детей о русском народном быте и традициях, особенностях проведения праздника Ярмарки. Развитие музыкально – художественного восприятия, творческого воображения, умения продуктивно выражать результаты индивидуального восприятия музыки и художественного слова. Обогащение словаря и музыкальной эрудиции. Родители. Активное участие в жизни детского сада. Педагоги. Повысить уровень собственной компетентности по проблеме. Ощутить себя действительно партнером детей в решении творческих задач. Вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями. Этапы реализации проекта I. Разработка проекта – 03. 10. – 06. 10. 2022 г. - Подбор и изучение методической и художественной литературы по данной теме.
- Прослушивание музыкальных произведений: русских народных песен, игры на народных инструментах.
- Обогащение развивающей предметно- пространственной среды в группе и в музыкальном зале детского сада – размещение иллюстраций о ярмарке, предметов прикладного искусства русских мастеров, презентации о ярмарке, о народных традициях, репродукции картин от известных художников на тему).
II. Реализация проекта - 10.10.-01.11.2022 г. Образовательная область | Мероприятия
| Познавательное Развитие
| Занятия с ИКТ сопровождением, на темы: «Русская ярмарка»; «Народные промыслы России». | Социально-коммуникативное развитие | Педагогические ситуация: «Мы пришли на ярмарку», «Покупки в ходе ярмарки»
| Речевое развитие | НОД: «Рассматривание сюжетной картинки «Ярмарка». Театрализованная деятельность: разыгрывание ярмарочных кукольных представлений. Рассматривание поделок для ярмарки, сделанных родителями и детьми, рассказы детей о работе.
| Художественно-эстетическое развитие | Разучивание скороговорок, частушек, песен, хороводов, русских народных игр, слушание русских народных песен и знакомство с творчеством балалаечников. Уголок творчества: «Выставка изделий народных промыслов России». Рисование: НОД «Дымковская лошадка» Лепка: НОД «Барашек» (по образу филимоновской игрушки).
| Физическое развитие | Подвижные народные игры: «Ручеек», «Пирог», «Бег в мешках».
| Работа с родителями | Участие в выставке «Дары Осени», помощь в подготовке костюмов персонажей. |
III. Презентация проекта Итоговое мероприятие: праздник «Осенняя ярмарка». Литература: - Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
- Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. — СПб.: Акцидент, 1997.
- Журнал «Молодой ученый» — 2017. — № 15
- Журналы «Музыкальный руководитель», «Музыкальная палитра»
Приложение Сценарий праздника «Осенняя ярмарка» Звучит фонограмма русской народной песни «Полно нам горе горевати, поедем на ярмарку гуляти», в зал вбегают Скоморохи. 1-й Скоморох: Внимание! Внимание! Внимание! Открывается весёлое гуляние! Торопись, честной народ, Тебя ярмарка зовёт!
2-й Скоморох: На ярмарку! На ярмарку! Спешите все сюда! Здесь шутки, песни, сладости Давно вас ждут, друзья!
1-й Скоморох: Эй, не стойте у дверей, Заходите к нам скорей! Народ собирается! Вместе: Наша ярмарка открывается!
Звучит музыка. Скоморохи делают «ручеёк», через который под песню «Золотая ярмарка» проходят дети и встают за «прилавки».
Ведущий: Пусть будет смех и шутки На ярмарке у нас, Пусть будут все веселые Сегодня и сейчас!
2-й Скоморох: Все на Ярмарку спешите, Песню дружно заводите.
Дети исполняют песню «Ярмарка» муз. Е. Гомоновой, сл. П. Садовского
1 реб.: Кому чашки, блюдца! Никогда не бьются! 2 реб.: Покупай, китайский чай, И гостей им угощай! 3 реб.: Эй, мамаши и папаши, Покупайте куклы наши! Чуть надавишь на живот – Кукла маму позовёт. 4 реб.: Вот посуда глиняна Из села Малинина! 5 реб.: Яблоки садовые, яблоки медовые, Наливчатые, рассыпчатые!
1-й Скоморох: У Петровых у ворот вьётся, вьётся хоровод. 2-й Скоморох: Вьётся, вьётся хоровод, собирается народ!
Все исполняют хоровод «Осенний перепляс» ( на песню «Маленький Дождик» сл. и муз. Г. Азаматовой - Бас) Дети садятся на стульчики. Один ребёнок за оркестровый стол.
6 реб.: Здесь на ярмарке игрушки, Бубенцы и погремушки, Ложки, барабаны, Дудочки, баяны. 1-й Скоморох: Вы игрушки разбирайте и в оркестре нам сыграйте!
Оркестр «Вариации на темы русских народных песен» обр. Л. Осмоловой
7 реб.: А вот пироги, Совсем не дороги, С пылу, с жару, Гривенник за пару! Прояви свою сноровку и отведай пирога!
2-й Скоморох: А у нас как раз есть игра про пирог. (Выбирает водящего считалкой.) Танцевали мышки около коврижки, Танцевали, пели, всю коврижку съели!
Подвижная русская игра «Пирог»
2-й Скоморох: Ярмарка шумит, поет. Слышу, кто-то к нам идет! (Выходит мальчик-Иванушка с котомкой.)
Иванушка: Я на ярмарке был, Столько там добра купил, Что всего не перечесть, Могу об этом только спеть.
Дети исполняют «Где был, Иванушка?» рус. нар. песня обр. М. Иорданского Ведущий. Дальше бой скороговорок разрешите нам начать. Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать! Скороговорки Дети соревнуются. - Три сороки – тараторки, тараторили на горке. - Два бобрёнка у бобра – лучше всякого добра. - На дворе – трава, на траве – дрова.
Ведущий. И для вас, гости званные и почетные, мы приготовили скороговорки. Туесок мой открывайте, скороговорки вынимайте! Скороговорки с родителями
8 реб.: А сейчас, а сейчас, Специально для вас, Известный в Десногорске, А также во всём мире – Театр Петрушки.
Кукольный спектакль «Кража» В. Орлова (Журнал «Музыкальный руководитель» № 1-05 г). После спектакля выходит девочка в костюме Лисы с пустой корзинкой.
2-й Скоморох: Где ты, Лисонька, ходила? Что на ярмарке купила?
Лиса: Ах, иду я из Торжка, Присмотрела петушка, Голосистый и красивый, Жаль, что денег не хватило! Ведущий: Так идёшь ты без покупки?
Лиса: Голодаю третьи сутки. На прилавках рыбка, мясо, Да развешаны колбасы. Мне б кусочек колбасы, Нету денег у Лисы! (трёт глаза)
Ведущий: Не горюй, Лисица, зря-то, Мы хоть тоже не богаты, Но поделимся с тобой.
Лиса: Сжальтесь, люди, надо мной! (Берёт угощение, кладёт в корзинку.) Там ещё сыры видала, Только денег было мало.
Ведущий: Вот тебе кусочек сыра.
Лиса: Мне на масло не хватило.
Ведущий: Вот тебе горшочек масла.
Лиса: Мои детки просят мяса!
Ведущий: Вот подарочки лисятам.
Лиса: Жаль, что я не так богата…
Ведущий: Хватит, Лисонька, просить.
Лиса: Ох, как хочется попить!
Ведущий: Вот тебе воды глоток.
Лиса: От воды какой мне прок? Мне бы ковшик молока! Кружка-то невелика.
Ведущий: Хоть подарков нам не жалко, Но ты просто попрошайка!
Лиса: Что вы, что вы, я шучу, За гостинцы отплачу: Я станцую для ребят И пойду кормить лисят.
Лиса уходит. Звучит русская народная мелодия.
1-й Скоморох: Проходи, честной народ, не пыли дорожка, Добры молодцы идут погулять немножко. Выходят 2 мальчика с балалайками.
9 реб.: Шутки разные бывают, Хорошо шутить – не грех, Мы частушки запеваем, Повеселить хотим мы всех!
10 реб.: Эй, девчата, выходите, Петь частушки помогите! Частушки. Мальчики: Балалайка заиграла, И пустились ноги в пляс. Мы веселые частушки Пропоем сейчас для вас.
Девочки: У березки, у сосенки Тоненькие веточки. А мы – бойкие девчонки, Все мы – как конфеточки!
Мальчики: И мы – отличные ребята, Мы нигде не пропадем. Если надо – мы станцуем. Если надо – мы споем!
Девочка: Мы частушки любим петь Русские народные. Каждый день мы их поём, Мы без них голодные!
Девочка: Я надену бело платье, Буду я красавица. Пусть лентяи не подходят, Пока не исправятся.
Мальчик: Через речку есть мосток, Скоро переломится, Разрешите, барышня, С вами познакомиться!
Дети хором: Хорошо частушки пели Хорошо и окали, А теперь мы вас попросим, Чтоб вы нам похлопали!
1-й Скоморох: Да, мастера вы подпевать! А давайте-ка играть!
2-й Скоморох: Давайте играть – «плетень заплетать» Игра «Плетень» рус.нар. мел., обр. С. Бодренкова, 11 реб.: Продаю для детворы Разноцветные шары. Подходите, покупайте, С ними весело играйте.
Игра-аттракцион «Кто быстрее донесёт воздушный шар»
1-й Скоморох: Ещё развлечься хотите? Ну, кто смелее, подходите.
Игра-Аттракцион «Бег в мешках»
12 реб.: 1,2,3,4,5 Подходите к нам опять. Напекли мы для гостей Много разных сластей!
13 реб.: А вот и Дима идёт, Самовар в руках несёт:
14 реб.: Уж вы, кумушки встречайте, Да гостей всех угощайте! 15 реб.: Чаю вкусного попьём, Нашу песенку споём!
Дети исполняют песню «Самовар» сл. Ю. Энтина, муз. Д. Тухманова
1-й Скоморох: Мы сегодня с вами дружно пели и плясали. Мы на ярмарке весёлой побывали!
2-й Скоморох: Нашей ярмарке конец, Но праздник продолжается! В группу всех вас приглашаем, Угостим горячим чаем!
Дети с родителями уходят в группу на чаепитие.
|