«Моя - Югра»
план-конспект занятия

Касумова Надежда Анатольевна

Конспект занятия по патриотическому воспитанию


 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_yugra.docx18.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по патриотическому воспитанию


Тема: «Моя - Югра» 


ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Расширить представления детей об особенностях нашего края, истории родного города. Проявлять интерес к народной культуре народов ханты и манси. Освоить элементарные представления о национальной одежде этих народов, их типичных занятиях. Воспитывать у детей эмоционально - положительное отношение к тем местам, где он родился и живёт. Формировать чувство любви к малой Родине. 
ХОД ЗАНЯТИЯ: 
Показ глобуса. 
Воспитатель: Дети, скажите, что это? (Глобус). Правильно, это наша планета - Земля. 
- Как вы думаете, какого цвета больше на нашей планете? (Голубого, синего) - А что обозначается синим цветом? (Моря, реки, океаны, озёра) 
Воспитатель: На нашей планете Земля много различных стран. Показать и назвать (Англия, Франция, Африка и т. д.) 
- А как называется наша страна? (Россия) 
- На каком языке мы говорим? (На русском) 
- Как называется наш край, где мы живём? (Ханты - Мансийский) 
- Наш край можно назвать по - другому, Югра, или ласково и нежно - Югория. А для нас с вами Югория стала Родиной, где мы родились и живём. 
Я Родины себе не выбирал 
Она, как жизнь даётся от рождения 
Мне стала вьюжная, суровая Югра, 
Откуда в жизнь шагнул и где иду я... 
-Ребята, а мы с вами в каком городе живём? 
-Ребята, я предлагаю вам, отправится в путешествие на машине времени. Сейчас включим кнопку, и мы очутимся в прошлом, узнаем, как раньше жили древние народы Ханты и Манси. 
Включить космическую музыку. 
Выходит кукла Окси. 
- Дети, нас встречает девочка Окси, она хантыйка и хочет рассказать вам о своём народе. 
ВКЛЮЧИТЬ ФОНОГРАММУ. 
Окси. - Вуша удант! (Здравствуйте мои дорогие друзья) 
Дети: Здравствуй, Окси! 
Окси: Югра, родная - заветный край России! 
Земля легенд и сказок старины. 
В твои просторы, зори молодые 
Мы с детских лет всем сердцем влюблены. 
Как добрый друг, хозяйка той земли 
Я вам в пути поддержку обещаю 
И в край Югорский всех вас приглашаю! 
- Кому как не мне, хозяйке тайги, хорошо знать землю моих предков, моих народов хантов и манси. 
Давно это было когда пришли в этот старинный край ханты и манси. Леса здесь были непроходимые, болота топкие. Суров был край, но богат очень: кедра было - видимо невидимо, болота были сплошь заняты утками, а зверья всякого полным - полно. Людям здесь тоже жилось привольно: охотились, рыбачили, разводили оленей. Зимой шили из оленьих шкур одежду, а женщины расшивали её бисером. Посуду мастерили из бересты, коры. В основном ханты и манси жили охотой и рыбной ловлей. Народ ханты и манси вели кочевой образ жизни. Они переезжали с одного места на другое. Чум - так называется у них дом. Много воды утекло с тех пор в реках. Пришли сюда первые русские люди - самоходы. Ханты и манси научились говорить на русском языке. Много изменилось с тех пор, а народ весёлый да 
умелый остался. Хантыйские женщины искусные мастерицы. 
- Посмотрите, какие узоры они выполнили своими руками. (Показ картинок) 
- Каждый узор северянки называли своим названием: (показать узоры) 
«Бегущая собака», «Медвежьи ушки», «След медведя», «Кости щуки», 
«Большие рога оленя», «Ворон», «Крылья гуся» Такими узорами северянки украшали пояса, шубы, сумочки, сапоги, платья. 
ФИЗМИНУТКА «Снежинки» 
Закружились, завертелись. Покружиться на месте. 
Белые снежинки 
Вверх взлетели белой стаей. Поднять руки. 
Лёгкие пушинки Покружиться на носках. 
Чуть затихла злая вьюга Присесть, руки к полу- 
Улеглись повсюду Опустить руки, встать прямо. 
Заблистали, словно жемчуг Встать, руки вперёд. 
Все дивятся чуду Развести руки в стороны 
Заискрились, засверкали Руками выполнить 
движение «Ножницы» 
Заспешили на прогулку Шаги на месте. 
Дети и старушки 
- А теперь отгадайте загадку Окси. 
Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец, 
Ходит смело и легко рога раскинув широко. 
Кто это? (Олень) (показ картинки) 
Ханты и манси живут в тайге, в чуме. Чум это такое жилище, которое в любое время можно разобрать и увезти на нартах. Это удобно для кочевников-оленеводов. Северный олень это животное, которое кормит и одевает северян. Ребята, посмотрите на картинку и опишите какой олень? 
Олень очень красивое животное. Бежит он легко, красиво, гордо подняв голову. Ноги у него сильные, рога ветвистые, словно настоящий лес. Основным кормом оленей являются листья деревьев и кустарников, а зимой их ветки и кора. 
Северный олень. 
М. Шульгин. 
Для колес, копыт и ног много сделано дорог, 
Ну, а если снег и сопки, перевалы на пути? 
Там всегда в метель и стужу, 
Без дорог и ночь, и день, 
Человеку честно служит быстрый, северный олень. 
-А теперь, ребята машина времени перенесла нас в настоящее время, (включить фонограмму). Тишину леса нарушили звон пилы и стук топора. Это приехали сюда в северные края геологи, строители, нефтяники, лесозаготовители. Начали они строить себе дома. Скоро сказка складывается, да не скоро дело делается. Города Югории росли и мужали, появилась железная дорога, пошли сюда поезда. О нашем крае композиторы сочинили песню «ЮГОРСКАЯ ДОЛИНА» 
В Москве январь, в Москве зима 
И слякоть под ногами 
А там, где ты - снега, снега 
Метели между нами 
Там далеко, там далеко 
Мое осталось сердце 
И опять ищу легко 
На карте это место 
Югорская долина, скучаю без тебя 
Югорская долина, к тебе приеду я 
Осталось мое сердце среди твоих снегов 
Югорская долина - там, где живет любовь 
А звезды плыли надо мной 
В узоре белоснежном 
Ты был со мной, ты был со мной 
И преданным и нежным 
И наша встреча каждый час 
Становится все ближе 
И не найти счастливей нас 
Когда тебя увижу 
Югорская долина, скучаю без тебя 
Югорская долина, к тебе приеду я 
Осталось мое сердце среди твоих снегов 
Югорская долина - там, где живет любовь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"

Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"...

Ознакомление старших дошкольников с природой Югры "Сладкая Югринка"

Презентация к занятию по уточнению представлений о природе северного края....

Консультация для родителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ХМАО-Югра)

Консультация для родителей , в котрой знакомлю с историёй образования Ханты- Мансийского автономного округа-югра....

Закон Ханты-мансийского автономного округа – Югры от 1 июля 2013 года № 68-оз «Об образовании в Ханты-мансийском автономном округе – Югре»

Статья 6. Инновационная деятельность в сфере образования автономногоокруга1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, и иныедействующие в сфере образования организации, а также их объ...

Момзикова Надежда. Анализ проекта на тему: «ЮГРА – НАШ ДОМ РОДНОЙ» для детей старшего дошкольного возраста. МБДОУ № 74 "ФИЛИППОК". ХМАО-Югра, г. Сургут.

Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребен...