Проект «Ямал – мой край родной» старший дошкольный возраст (5-6лет)
проект (старшая группа)

Щербакова Валентина Алексеевна

Краткая аннотация проекта.

В проекте представлен опыт работы по организации сотрудничества педагога с родителями в вопросах художественно-эстетического развития детей. Сущность работы заключается в оптимизации взаимодействия в системе «педагог-родитель» через: изучение особенностей семей, установление контактов с родителями; планирование просвещения родителей и организацию совместной деятельности; оказание адресной помощи семьям в вопросах художественно-эстетического развития детей и подведения результатов сотрудничества. Педагогическая работа содержит практический материал: перспективное планирование взаимодействия с родителями, сценарии и конспекты мероприятий с семьями воспитанников. Мониторинг реализации проекта позволяет выявить эффективность проводимой с родителями воспитанников, описана результативность реализации проекта. Опыт доступен и может быть использован воспитателями дошкольных учреждений в массовой практике. Он будет способствовать осознанию идей установления сотрудничества педагога с семьями воспитанников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_yamal_-_moy_kray_rodnoy.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

 

ПРОЕКТ

«Ямал – мой край родной»

старший дошкольный возраст (5-6лет)

Краткая аннотация проекта.

В проекте представлен опыт работы по организации сотрудничества педагога с родителями в вопросах художественно-эстетического развития детей. Сущность работы заключается в оптимизации взаимодействия в системе «педагог-родитель» через: изучение особенностей семей, установление контактов с родителями; планирование просвещения родителей и организацию совместной деятельности; оказание адресной помощи семьям в вопросах художественно-эстетического развития детей и подведения результатов сотрудничества. Педагогическая работа содержит практический материал: перспективное планирование взаимодействия с родителями, сценарии и конспекты мероприятий с семьями воспитанников. Мониторинг реализации проекта позволяет выявить эффективность проводимой с родителями воспитанников, описана результативность реализации проекта. Опыт доступен и может быть использован воспитателями дошкольных учреждений в массовой практике. Он будет способствовать осознанию идей установления сотрудничества педагога с семьями воспитанников.

Актуальность. 

Ямал – это край, удивляющий своей красотой, щедростью и величием. Богатая история Ямала, сам дух этой земли, поистине философский и мудрый, располагает к неторопливому повествованию, размышлению о прошлом, настоящем и будущем. Мы обязаны сохранить для потомков это бесценное наследство, сделать его основой новейшей истории края, который мы с гордостью называем своей родиной. В последние годы мы часто стали сталкиваться с тем, что в обществе появилась устойчивая тенденция к утрате общечеловеческих ценностей и к широкому распространению равнодушия, неуважительного отношения к государству, Родине. Поэтому это стало актуальным для того чтобы формировать патриотические чувства с самого раннего детства.

      Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны ими глубоко, но пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности патриота своей Родины.

      Проект, включает в себя материалы для мероприятий с детьми,  консультации для родителей, подвижные игры для детей. Дети узнают историю нашего края,  знакомятся с растениями и животными тундры, узнают много интересного о жизни и традициях коренных жителей.

Цели и задачи проекта.

Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с бытом, культурой и традициями народов Севера.

Задачи:

1. Развивать у детей положительное эмоционально – ценностное отношение к малой Родине.

2. Познакомить детей с бытом, культурой и традициями коренных народов севера.

3. Формировать познавательный интерес к культурному наследию народов севера.

4. Воспитывать уважение и гордость за свой родной край.

6. Приобщить родителей (законных представителей) к активному участию в реализации проекта.

Новизна работы состоит в комплексном приобщении детей к духовной и материальной культуре северных народов ЯНАО, истории родного края через проектную деятельность на основе педагогики сотрудничества: дети, родители (законные представители), педагоги.

Основными формами работы являются:

- создание уголка «Мой Ямал»

- выставки народно-прикладного искусства народов севера «Горжусь тобою мой Ямал»;

- создание картотеки подвижных игр народов севера;

- создание детских сборников «Сказки народов севера»;

- создание картотеки презентаций: «Северные ягоды», «Ямал, мой край родной»,

- викторина «Мой северный край»

- составление перспективно – тематического плана по теме «Ямал мой край родной».

Работа с родителями:

1.Помощь в создании развивающей среды (фото - выставка «Мой северный край», создание альбомов «Животный и растительный мир севера», создание картотеки презентаций - «Быт и традиции народов севера», «Птицы севера», изготовление макета чума, северного сияния и других принадлежностей быта народов севера.

Предполагаемые результаты работы по реализации проекта:

Пополнить  знания детей о быте, культуре и традициях коренных народов севера. У воспитанников будет сформирован познавательный интерес к культурному наследию народов севера. Родители воспитанников станут активными участниками в реализации проекта.

Основное содержание проекта

Срок реализации проекта: октябрь 2020 года

1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Цель: организация деятельности участников проекта для определения его содержания и реализации.

Создание учебно-методической базы для успешной реализации проекта:

  • Уголок краеведения «Мой Ямал»
  • Перспективный план мероприятий по проекту
  • Библиотека художественных произведений разных жанров о ЯНАО
  • Картотека подвижных игр коренных народов севера
  • Консультации для родителей «Праздники народов севера», «Орнаменты народов севера»

Работа с детьми перед началом проекта:

  • Беседа на тему: «Где ты живёшь?»

Цель: Выявить знания детей о том, где они живут: В каком городе?  Крае? Стране? Домашний адрес? Какие улицы города вы знаете? Как зовут родителей? Какие звери, птицы живут в тундре? Растения? Коренное население?

2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ

Цель: организация комплексной работы  по реализации задач проекта

Форма организации:

  • Беседы с детьми.
  • Организация с детьми подвижных игр коренных народов Севера
  • Организация дидактических и сюжетно-ролевых игр по ознакомлению с родным краем
  • Слушание музыкальных и литературных произведений.
  • Непосредственно образовательная деятельность с детьми.

3 ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Цель: создание условий для самовыражения и воплощения собственного замысла в совместной работе.

Форма организации:

  • Конкурс рисунков «Горжусь тобою мой Ямал».
  • Макет «Наш край» 
  • Викторина «Мой северный край»

План реализации проекта

Перспективный план мероприятий по проекту

Срок реализации

Мероприятия с детьми

Мероприятия с родителями

Октябрь

I неделя

Беседа на тему: «Где ты живёшь?»

Цель: формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств, воспитание любви к малой родине

Презентация   «Достопримечательности Салехарда»

Прил. № 8

Привлечение родителей к пополнению уголка краеведения

Прил. № 11

Чтение ненецкой сказки «Айога».

Познакомить детей с образом жизни и бытом жителей тундры; учить чувствовать взаимосвязь сказки с реальностью, воспитывать уважение к людям другой культуры. Привлекать детей к участию в совместном с воспитателем рассказывании произведений народов Севера.

Прил. № 5

Анкета для родителей «Что такое патриотическое воспитание»

Прил. № 6

НОД Аппликация: «Девочка в малице и кисах» Цель: Продолжать знакомство детей с традициями, бытом и жизнью народов ханты.   Учить детей с помощью аппликации создавать образ девочки в национальном костюме. Закреплять умение аккуратно вырезать и наклеивать, дополнять изображение

Прил. № 1

Сюжетно – ролевая игра «Моя Семья»
Цель: обогащение  социально- игрового опыта между детьми; развитие игровых умений по сюжету  « Семья».

Прил. № 13

Октябрь

II неделя

Совушка – сова (рисование)

П.С.: Учить изображать сову, сидящую на ветке дерева, передавать окружающий фон, оттенком окрас птицы, соблюдать пропорции дерева и птицы, располагать рисунок во весь лист.

Консультация «Орнаменты ханты и манси»

Прил. № 2

Презентация   «Орнаменты в жизни коренных народов севера»

Прил. № 8

Дидактическая игра «Собери орнамент». Прил. № 7

 Изготовление атрибутов к дидактической игре «Собери орнамент»

Настольная игра за интерактивным столом «Алма» - Региональный компонент ЯНАО

Цель: развитие внимания,  логического мышления, обогащение словарного запаса.

Прил. № 10

Знакомство детей, с произведениями писателей народов севера

Прил. № 9

Октябрь

III неделя

Слушание музыкального репертуара:

«Северный край» муз. Корнилов И; «Оленёнок» сл. Н.Соловьевой, муз. Р.Гуцалюка

Конкурс совместных с детьми рисунков на тему «Горжусь тобою мой Ямал»

Презентация «Ямал, мой край родной» Прил. № 8

Чтение ненецкой сказки  «Два оленя».

П.С.: Познакомить детей с ненецкой сказкой. Учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки. Закреплять знания детей о животных севера, характерном внешнем виде, повадках. Воспитывать интерес и уважение к диким животным.

Прил. № 5

Подвижная игра: «Важенка и оленята» 

Цель: Формировать имитационные способности. Развивать быстроту реакции

Прил. № 3, 13.

Изготовление атрибутов к подвижной игре

Октябрь

IV неделя

«Благородное животное севера – Олень»

П.С.: продолжать знакомить детей с северным оленем; установить взаимосвязь животных и человека; учить передавать в движениях, жестах повадки животных; воспитывать любовь к животным.

Прил. № 8

Выставка детских работ «Олени» (нетрадиционное рисование)

Прил. № 12

Подвижная игра: Ловля оленей

Цель: Развивать быстроту и ловкость движений; координацию коллективных действий.

Прил. № 3

Изготовление атрибутов к подвижной игре

Викторина «Мой северный край»

Цель: Учить детей логически мыслить, высказывать свои мысли. Развивать сообразительность, быстроту, смекалку. Воспитывать нравственные качества детей на примере бережного отношения к природе нашего края.

Прил. № 1

Ресурсы проекта:

Временные – осень 2020 - 2021 уч. г., время в режиме дня детского сада и в домашних условиях (самостоятельная работа воспитанников с родителями).

Информационные – литература: детская, учебно-методическая, энциклопедическая; интернет-ресурсы.

Человеческие (кадровые) – воспитатели

Материально-технические – аудиозаписи, видеозаписи, компьютер, цифровой фотоаппарат, CD-диски с информацией о Ямале

- художественно-изобразительные средства: иллюстрации, фотографии, изделия  народов севера, альбомы, макеты, рисунки.

- фонотека музыкальных произведений;

- уголки краеведения в группе  «Мой Ямал»;

- изобразительные материалы

- наборы предметных картинок «Животные Севера», «Птицы», «Рыбы», «Деревья», «Ягоды», «Грибы».

- подборка произведений детских писателей, стихи, пословицы, поговорки о сезонных явлениях природы, о животном и растительном мире Ямала.

Ожидаемые результаты.

Результат деятельности детей

Образовательная область «Познание»: дети познакомятся ближе со своим городом и краем, с культурой местного населения, научатся узнавать и называть  памятные места города, расширят знания о некоторых представителях  животного и растительного мира, смогут отразить свои  впечатления в продуктивных видах деятельности, повысят интерес к окружающему миру своего края.

Образовательная область «Коммуникация»: расширится и обогатится активный и пассивный словарь детей, повысится уровень навыков диалогической и монологической речи.

Образовательная область «Художественное творчество»: дети научатся отражать полученные впечатления средствами продуктивной деятельности.

Образовательная область «Социализация»: дети будут испытывать чувство гордости  за свой город, край. 

Продукты  деятельности детей:

  • Макет «Наш край»
  • Выставки детского творчества

Результат деятельности педагогов

- Систематизация работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным городом и краем (Салехард, Ямал).

- Повышение качества педагогического процесса путем осуществления интегрированного подхода – включения сведений об истории и культуре северных народов во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.   

Социальный эффект:

Работа по проекту направлена на формирование интереса к родному краю, развитие уважительного отношения к коренному населению Ямала, их традициям и обычаям. Предложенный педагогический опыт дает ребенку возможность коллективного общения во время разных видов деятельности со сверстниками и взрослыми, приобретения коммуникативных навыков, необходимых для успешной адаптации к школе.

     Проект даёт возможность профессиональной самореализации педагогов, участвующих в реализации данного опыта: воспитателям – развивать  творческую фантазию   при   оформлении   созданного своими руками продукта, повысить свою компетентность в   выборе   форм   организации взаимодействия с родителями и подборе методического материала.

     Социальная направленность проекта заключается в тесном    взаимодействии    детей,    родителей,    педагогов    дошкольного образовательного учреждения.

Критерии и показатели сформированности знаний о родном городе Салехарде и крае – Ямале

Критерии

Показатели

Уровни

Низкий

Средний

Высокий

Эмоционально-чувственный

Выражение сопереживания родному дому, культурному наследию, природе родного края

По инициативе взрослого замечает состояние окружающих, но не реагирует на него

По инициативе взрослого замечает состояние окружающих, эмоционально и действенно реагирует на него

Сам видит состояние окружающих, предугадывает их затруднения и адекватно реагирует на них в деятельности, поступке

Когнитивный

Проявление интереса к родному дому, культурному наследию, природе родного края

Не проявляет интереса

По инициативе взрослого

Сам проявляет интерес к познанию окружающего мира

Наличие представлений о родном доме, о культурном наследии, природе родного края

Владеет внешними формальными представлениями о родном крае, называет и перечисляет предметы, события

Имеет эмоционально-образные представления, с помощью их высказывает свое отношение к объектам (предметам, событиям) окружающей действительности родного края

Много знает, свои познания применяет в свободной самостоятельной деятельности, при аргументации собственного мнения

Практический

Умение выражать свои впечатления в разных видах продуктивной деятельности

С помощью взрослого

С помощью взрослого и самостоятельно

Самостоятельно и с небольшой помощью взрослого

Перспективы дальнейшего развития проекта

     Работа над реализацией проекта длился весь октябрь 2020-2021 учебного года. Представленный проект технологичен, так, как в нем прослеживается целенаправленная, систематическая работа с детьми в тесном взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса. Данный проект  перспективен как для работы с детьми одаренными, так и имеющими слабые технические навыки в продуктивной деятельности.

     В перспективе планируем продолжать совершенствовать систему работы по проекту, представить свой опыт педагогическому сообществу, способствовать разработке и внедрению новых технологий и приемов в работе с воспитанниками.

Литература:

Литература:

  1. Журнал «Ямальский меридиан» №1,2002г. Статья Ю.Юнкерова «Песня да хорей».
  2. Журнал «Северяне» №2, 2005г. Статья Р.Ругин «Олень и солнце».
  3. Журнал «Северяне» №2, 2005г. Фотоматериал «Оленья упряжка», «Образы земли Ямальской. №1, 2007г. «Хантыйская семья».
  4. Журнал «Ямальский меридиан»№8, 2006г. Статья С.Няруй «Певец Ямальской тундры», фотоматериалы «Весомые достижения», «Первый слет оленеводов».
  5. Сборник песен «Мой дом Север» Н.Дудников.
  6. Сборник «Детские подвижные игры народов Севера» Юрия Юнкерова.
  7.  Сборник песен «Праздник тундры» Семен Няруй.
  8. Культура народов Ямала / Борко Т.И., Галкин В.Т., Еманов А.Г., Павлов А.В. – Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002.
  9. Фёдорова Л.В. «Ямальский калейдоскоп», Тюмень, Издательство ИПОС СО РАН,  2003 г.
  10.  Шорыгина Т.А. «Беседы о русском Севере». Методические рекомендации М.: ТЦ Сфера,   2008 г.
  11. Северные родники / Автор – составитель Л.В.Федорова. Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001.
  12. Серия: «Сказки Евражки». Для дошкольного возраста. Ненецкие сказки. Литературная обработка Меновщикова Г.А., Васильева В.И. Издательство «Малыш», 1991.
  13.  Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Сост. Жуковская Р.Н. и  Пеньковская Л.А. .  М., «Просвещение», 1976.
  14. Детские подвижные игры народов Севера. Сост. А.В.Кенеман., М., «Просвещение», 1989.
  15. Борко Т.И., Галкин В.Т. Культура народов Ямала.
  16. Богун П.Н. Национальные и народные игры ненцев Тазовского района.              Учебное пособие. Салехард 1993.
  17. Соловар В.Н., Моронко С.Д. Хантыйские народные загадки. Ханты – Мансийск, изд – во «Н.И.К.» 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий спортивно – музыкального праздника « Север – край родной» Старший дошкольный возраст

Интересный игровой досуг , который знакомит детей с праздниками народов Севера, их традициями и обычиями....

Теоретические аспекты воспитания любви к родному краю через художественно-эстетическое развитие. Особенности формирования положительного отношения к родному краю в старшем дошкольном возрасте.

Теоретические аспекты воспитания любви к родному краю через художественно-эстетическое развитие. Особенности формирования положительного отношения к родному краю в старшем дошкольном возрасте.Пер...

ПРОЕКТ «Ямал – мой край родной» старший дошкольный возраст (5-6лет)

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны ими глубоко, но пропущенные че...

«Образовательный проект в группе старшего дошкольного возраста 5-6лет. «Мои любимые писатели. Н. Н. Носов. В. А. Осеева». Формирование интереса к художественной литературе и чтению с детьми старшего дошкольного возраста»

Старший дошкольный возраст – лучший период время для знакомства и изучения стилистики написания детской литературы.Удивление, впечатления, неприятия поступков некоторых героев, восхищение и осуж...

Творческий и познавательный проект «Ямал – мой край родной». для детей старшего дошкольного возраста (5 - 7лет) Образовательная область «Познавательное развитие»

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ: «Ямал – мой край родной».   Вы на карту посмотритеИ ЯМАЛ на ней найдите,Потому что здесь наш домМы на...

Конспект познавательного занятия «Урал — наш край родной» старший дошкольный возраст

Конспект познавательного занятия  «Урал — наш край родной»Задачи. • Систематизировать и обобщать знания детей о Урале, как о родном крае (природные богатства, ура...

Картотека бесед по краеведению "Люби и знай свой край родной".Старший дошкольный возраст

В данной разработке представлена картотека бесед по теме "Люби и знай свой край родной" с целями и формами проведения.Старший дошкольный возраст....