Проект «Ямал – мой край родной» старший дошкольный возраст (5-6лет)
проект (старшая группа)
Краткая аннотация проекта.
В проекте представлен опыт работы по организации сотрудничества педагога с родителями в вопросах художественно-эстетического развития детей. Сущность работы заключается в оптимизации взаимодействия в системе «педагог-родитель» через: изучение особенностей семей, установление контактов с родителями; планирование просвещения родителей и организацию совместной деятельности; оказание адресной помощи семьям в вопросах художественно-эстетического развития детей и подведения результатов сотрудничества. Педагогическая работа содержит практический материал: перспективное планирование взаимодействия с родителями, сценарии и конспекты мероприятий с семьями воспитанников. Мониторинг реализации проекта позволяет выявить эффективность проводимой с родителями воспитанников, описана результативность реализации проекта. Опыт доступен и может быть использован воспитателями дошкольных учреждений в массовой практике. Он будет способствовать осознанию идей установления сотрудничества педагога с семьями воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_yamal_-_moy_kray_rodnoy.doc | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«Ямал – мой край родной»
старший дошкольный возраст (5-6лет)
Краткая аннотация проекта.
В проекте представлен опыт работы по организации сотрудничества педагога с родителями в вопросах художественно-эстетического развития детей. Сущность работы заключается в оптимизации взаимодействия в системе «педагог-родитель» через: изучение особенностей семей, установление контактов с родителями; планирование просвещения родителей и организацию совместной деятельности; оказание адресной помощи семьям в вопросах художественно-эстетического развития детей и подведения результатов сотрудничества. Педагогическая работа содержит практический материал: перспективное планирование взаимодействия с родителями, сценарии и конспекты мероприятий с семьями воспитанников. Мониторинг реализации проекта позволяет выявить эффективность проводимой с родителями воспитанников, описана результативность реализации проекта. Опыт доступен и может быть использован воспитателями дошкольных учреждений в массовой практике. Он будет способствовать осознанию идей установления сотрудничества педагога с семьями воспитанников.
Актуальность.
Ямал – это край, удивляющий своей красотой, щедростью и величием. Богатая история Ямала, сам дух этой земли, поистине философский и мудрый, располагает к неторопливому повествованию, размышлению о прошлом, настоящем и будущем. Мы обязаны сохранить для потомков это бесценное наследство, сделать его основой новейшей истории края, который мы с гордостью называем своей родиной. В последние годы мы часто стали сталкиваться с тем, что в обществе появилась устойчивая тенденция к утрате общечеловеческих ценностей и к широкому распространению равнодушия, неуважительного отношения к государству, Родине. Поэтому это стало актуальным для того чтобы формировать патриотические чувства с самого раннего детства.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны ими глубоко, но пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности патриота своей Родины.
Проект, включает в себя материалы для мероприятий с детьми, консультации для родителей, подвижные игры для детей. Дети узнают историю нашего края, знакомятся с растениями и животными тундры, узнают много интересного о жизни и традициях коренных жителей.
Цели и задачи проекта.
Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с бытом, культурой и традициями народов Севера.
Задачи:
1. Развивать у детей положительное эмоционально – ценностное отношение к малой Родине.
2. Познакомить детей с бытом, культурой и традициями коренных народов севера.
3. Формировать познавательный интерес к культурному наследию народов севера.
4. Воспитывать уважение и гордость за свой родной край.
6. Приобщить родителей (законных представителей) к активному участию в реализации проекта.
Новизна работы состоит в комплексном приобщении детей к духовной и материальной культуре северных народов ЯНАО, истории родного края через проектную деятельность на основе педагогики сотрудничества: дети, родители (законные представители), педагоги.
Основными формами работы являются:
- создание уголка «Мой Ямал»
- выставки народно-прикладного искусства народов севера «Горжусь тобою мой Ямал»;
- создание картотеки подвижных игр народов севера;
- создание детских сборников «Сказки народов севера»;
- создание картотеки презентаций: «Северные ягоды», «Ямал, мой край родной»,
- викторина «Мой северный край»
- составление перспективно – тематического плана по теме «Ямал мой край родной».
Работа с родителями:
1.Помощь в создании развивающей среды (фото - выставка «Мой северный край», создание альбомов «Животный и растительный мир севера», создание картотеки презентаций - «Быт и традиции народов севера», «Птицы севера», изготовление макета чума, северного сияния и других принадлежностей быта народов севера.
Предполагаемые результаты работы по реализации проекта:
Пополнить знания детей о быте, культуре и традициях коренных народов севера. У воспитанников будет сформирован познавательный интерес к культурному наследию народов севера. Родители воспитанников станут активными участниками в реализации проекта.
Основное содержание проекта
Срок реализации проекта: октябрь 2020 года
1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Цель: организация деятельности участников проекта для определения его содержания и реализации.
Создание учебно-методической базы для успешной реализации проекта:
- Уголок краеведения «Мой Ямал»
- Перспективный план мероприятий по проекту
- Библиотека художественных произведений разных жанров о ЯНАО
- Картотека подвижных игр коренных народов севера
- Консультации для родителей «Праздники народов севера», «Орнаменты народов севера»
Работа с детьми перед началом проекта:
- Беседа на тему: «Где ты живёшь?»
Цель: Выявить знания детей о том, где они живут: В каком городе? Крае? Стране? Домашний адрес? Какие улицы города вы знаете? Как зовут родителей? Какие звери, птицы живут в тундре? Растения? Коренное население?
2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ
Цель: организация комплексной работы по реализации задач проекта
Форма организации:
- Беседы с детьми.
- Организация с детьми подвижных игр коренных народов Севера
- Организация дидактических и сюжетно-ролевых игр по ознакомлению с родным краем
- Слушание музыкальных и литературных произведений.
- Непосредственно образовательная деятельность с детьми.
3 ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Цель: создание условий для самовыражения и воплощения собственного замысла в совместной работе.
Форма организации:
- Конкурс рисунков «Горжусь тобою мой Ямал».
- Макет «Наш край»
- Викторина «Мой северный край»
План реализации проекта
Перспективный план мероприятий по проекту
Срок реализации | Мероприятия с детьми | Мероприятия с родителями |
Октябрь I неделя | Беседа на тему: «Где ты живёшь?» Цель: формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств, воспитание любви к малой родине Презентация «Достопримечательности Салехарда» Прил. № 8 | Привлечение родителей к пополнению уголка краеведения Прил. № 11 |
Чтение ненецкой сказки «Айога». Познакомить детей с образом жизни и бытом жителей тундры; учить чувствовать взаимосвязь сказки с реальностью, воспитывать уважение к людям другой культуры. Привлекать детей к участию в совместном с воспитателем рассказывании произведений народов Севера. Прил. № 5 | Анкета для родителей «Что такое патриотическое воспитание» Прил. № 6 | |
НОД Аппликация: «Девочка в малице и кисах» Цель: Продолжать знакомство детей с традициями, бытом и жизнью народов ханты. Учить детей с помощью аппликации создавать образ девочки в национальном костюме. Закреплять умение аккуратно вырезать и наклеивать, дополнять изображение Прил. № 1 | ||
Сюжетно – ролевая игра «Моя Семья» Прил. № 13 | ||
Октябрь II неделя | Совушка – сова (рисование) П.С.: Учить изображать сову, сидящую на ветке дерева, передавать окружающий фон, оттенком окрас птицы, соблюдать пропорции дерева и птицы, располагать рисунок во весь лист. | Консультация «Орнаменты ханты и манси» Прил. № 2 |
Презентация «Орнаменты в жизни коренных народов севера» Прил. № 8 | ||
Дидактическая игра «Собери орнамент». Прил. № 7 | Изготовление атрибутов к дидактической игре «Собери орнамент» | |
Настольная игра за интерактивным столом «Алма» - Региональный компонент ЯНАО Цель: развитие внимания, логического мышления, обогащение словарного запаса. Прил. № 10 | ||
Знакомство детей, с произведениями писателей народов севера Прил. № 9 | ||
Октябрь III неделя | Слушание музыкального репертуара: «Северный край» муз. Корнилов И; «Оленёнок» сл. Н.Соловьевой, муз. Р.Гуцалюка | Конкурс совместных с детьми рисунков на тему «Горжусь тобою мой Ямал» |
Презентация «Ямал, мой край родной» Прил. № 8 | ||
Чтение ненецкой сказки «Два оленя». П.С.: Познакомить детей с ненецкой сказкой. Учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки. Закреплять знания детей о животных севера, характерном внешнем виде, повадках. Воспитывать интерес и уважение к диким животным. Прил. № 5 | ||
Подвижная игра: «Важенка и оленята» Цель: Формировать имитационные способности. Развивать быстроту реакции Прил. № 3, 13. | Изготовление атрибутов к подвижной игре | |
Октябрь IV неделя | «Благородное животное севера – Олень» П.С.: продолжать знакомить детей с северным оленем; установить взаимосвязь животных и человека; учить передавать в движениях, жестах повадки животных; воспитывать любовь к животным. Прил. № 8 | Выставка детских работ «Олени» (нетрадиционное рисование) Прил. № 12 |
Подвижная игра: Ловля оленей Цель: Развивать быстроту и ловкость движений; координацию коллективных действий. Прил. № 3 | Изготовление атрибутов к подвижной игре | |
Викторина «Мой северный край» Цель: Учить детей логически мыслить, высказывать свои мысли. Развивать сообразительность, быстроту, смекалку. Воспитывать нравственные качества детей на примере бережного отношения к природе нашего края. Прил. № 1 |
Ресурсы проекта:
Временные – осень 2020 - 2021 уч. г., время в режиме дня детского сада и в домашних условиях (самостоятельная работа воспитанников с родителями).
Информационные – литература: детская, учебно-методическая, энциклопедическая; интернет-ресурсы.
Человеческие (кадровые) – воспитатели
Материально-технические – аудиозаписи, видеозаписи, компьютер, цифровой фотоаппарат, CD-диски с информацией о Ямале
- художественно-изобразительные средства: иллюстрации, фотографии, изделия народов севера, альбомы, макеты, рисунки.
- фонотека музыкальных произведений;
- уголки краеведения в группе «Мой Ямал»;
- изобразительные материалы
- наборы предметных картинок «Животные Севера», «Птицы», «Рыбы», «Деревья», «Ягоды», «Грибы».
- подборка произведений детских писателей, стихи, пословицы, поговорки о сезонных явлениях природы, о животном и растительном мире Ямала.
Ожидаемые результаты.
Результат деятельности детей
Образовательная область «Познание»: дети познакомятся ближе со своим городом и краем, с культурой местного населения, научатся узнавать и называть памятные места города, расширят знания о некоторых представителях животного и растительного мира, смогут отразить свои впечатления в продуктивных видах деятельности, повысят интерес к окружающему миру своего края.
Образовательная область «Коммуникация»: расширится и обогатится активный и пассивный словарь детей, повысится уровень навыков диалогической и монологической речи.
Образовательная область «Художественное творчество»: дети научатся отражать полученные впечатления средствами продуктивной деятельности.
Образовательная область «Социализация»: дети будут испытывать чувство гордости за свой город, край.
Продукты деятельности детей:
- Макет «Наш край»
- Выставки детского творчества
Результат деятельности педагогов
- Систематизация работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным городом и краем (Салехард, Ямал).
- Повышение качества педагогического процесса путем осуществления интегрированного подхода – включения сведений об истории и культуре северных народов во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.
Социальный эффект:
Работа по проекту направлена на формирование интереса к родному краю, развитие уважительного отношения к коренному населению Ямала, их традициям и обычаям. Предложенный педагогический опыт дает ребенку возможность коллективного общения во время разных видов деятельности со сверстниками и взрослыми, приобретения коммуникативных навыков, необходимых для успешной адаптации к школе.
Проект даёт возможность профессиональной самореализации педагогов, участвующих в реализации данного опыта: воспитателям – развивать творческую фантазию при оформлении созданного своими руками продукта, повысить свою компетентность в выборе форм организации взаимодействия с родителями и подборе методического материала.
Социальная направленность проекта заключается в тесном взаимодействии детей, родителей, педагогов дошкольного образовательного учреждения.
Критерии и показатели сформированности знаний о родном городе Салехарде и крае – Ямале
Критерии | Показатели | Уровни | ||
Низкий | Средний | Высокий | ||
Эмоционально-чувственный | Выражение сопереживания родному дому, культурному наследию, природе родного края | По инициативе взрослого замечает состояние окружающих, но не реагирует на него | По инициативе взрослого замечает состояние окружающих, эмоционально и действенно реагирует на него | Сам видит состояние окружающих, предугадывает их затруднения и адекватно реагирует на них в деятельности, поступке |
Когнитивный | Проявление интереса к родному дому, культурному наследию, природе родного края | Не проявляет интереса | По инициативе взрослого | Сам проявляет интерес к познанию окружающего мира |
Наличие представлений о родном доме, о культурном наследии, природе родного края | Владеет внешними формальными представлениями о родном крае, называет и перечисляет предметы, события | Имеет эмоционально-образные представления, с помощью их высказывает свое отношение к объектам (предметам, событиям) окружающей действительности родного края | Много знает, свои познания применяет в свободной самостоятельной деятельности, при аргументации собственного мнения | |
Практический | Умение выражать свои впечатления в разных видах продуктивной деятельности | С помощью взрослого | С помощью взрослого и самостоятельно | Самостоятельно и с небольшой помощью взрослого |
Перспективы дальнейшего развития проекта
Работа над реализацией проекта длился весь октябрь 2020-2021 учебного года. Представленный проект технологичен, так, как в нем прослеживается целенаправленная, систематическая работа с детьми в тесном взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса. Данный проект перспективен как для работы с детьми одаренными, так и имеющими слабые технические навыки в продуктивной деятельности.
В перспективе планируем продолжать совершенствовать систему работы по проекту, представить свой опыт педагогическому сообществу, способствовать разработке и внедрению новых технологий и приемов в работе с воспитанниками.
Литература:
Литература:
- Журнал «Ямальский меридиан» №1,2002г. Статья Ю.Юнкерова «Песня да хорей».
- Журнал «Северяне» №2, 2005г. Статья Р.Ругин «Олень и солнце».
- Журнал «Северяне» №2, 2005г. Фотоматериал «Оленья упряжка», «Образы земли Ямальской. №1, 2007г. «Хантыйская семья».
- Журнал «Ямальский меридиан»№8, 2006г. Статья С.Няруй «Певец Ямальской тундры», фотоматериалы «Весомые достижения», «Первый слет оленеводов».
- Сборник песен «Мой дом Север» Н.Дудников.
- Сборник «Детские подвижные игры народов Севера» Юрия Юнкерова.
- Сборник песен «Праздник тундры» Семен Няруй.
- Культура народов Ямала / Борко Т.И., Галкин В.Т., Еманов А.Г., Павлов А.В. – Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002.
- Фёдорова Л.В. «Ямальский калейдоскоп», Тюмень, Издательство ИПОС СО РАН, 2003 г.
- Шорыгина Т.А. «Беседы о русском Севере». Методические рекомендации М.: ТЦ Сфера, 2008 г.
- Северные родники / Автор – составитель Л.В.Федорова. Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001.
- Серия: «Сказки Евражки». Для дошкольного возраста. Ненецкие сказки. Литературная обработка Меновщикова Г.А., Васильева В.И. Издательство «Малыш», 1991.
- Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Сост. Жуковская Р.Н. и Пеньковская Л.А. . М., «Просвещение», 1976.
- Детские подвижные игры народов Севера. Сост. А.В.Кенеман., М., «Просвещение», 1989.
- Борко Т.И., Галкин В.Т. Культура народов Ямала.
- Богун П.Н. Национальные и народные игры ненцев Тазовского района. Учебное пособие. Салехард 1993.
- Соловар В.Н., Моронко С.Д. Хантыйские народные загадки. Ханты – Мансийск, изд – во «Н.И.К.» 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий спортивно – музыкального праздника « Север – край родной» Старший дошкольный возраст
Интересный игровой досуг , который знакомит детей с праздниками народов Севера, их традициями и обычиями....
Теоретические аспекты воспитания любви к родному краю через художественно-эстетическое развитие. Особенности формирования положительного отношения к родному краю в старшем дошкольном возрасте.
Теоретические аспекты воспитания любви к родному краю через художественно-эстетическое развитие. Особенности формирования положительного отношения к родному краю в старшем дошкольном возрасте.Пер...
ПРОЕКТ «Ямал – мой край родной» старший дошкольный возраст (5-6лет)
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны ими глубоко, но пропущенные че...
«Образовательный проект в группе старшего дошкольного возраста 5-6лет. «Мои любимые писатели. Н. Н. Носов. В. А. Осеева». Формирование интереса к художественной литературе и чтению с детьми старшего дошкольного возраста»
Старший дошкольный возраст – лучший период время для знакомства и изучения стилистики написания детской литературы.Удивление, впечатления, неприятия поступков некоторых героев, восхищение и осуж...
Творческий и познавательный проект «Ямал – мой край родной». для детей старшего дошкольного возраста (5 - 7лет) Образовательная область «Познавательное развитие»
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ: «Ямал – мой край родной». Вы на карту посмотритеИ ЯМАЛ на ней найдите,Потому что здесь наш домМы на...
Конспект познавательного занятия «Урал — наш край родной» старший дошкольный возраст
Конспект познавательного занятия «Урал — наш край родной»Задачи. • Систематизировать и обобщать знания детей о Урале, как о родном крае (природные богатства, ура...
Картотека бесед по краеведению "Люби и знай свой край родной".Старший дошкольный возраст
В данной разработке представлена картотека бесед по теме "Люби и знай свой край родной" с целями и формами проведения.Старший дошкольный возраст....