Управленческий проект "Нам есть, что любить, нам есть, чем гордиться!"
проект

Свиньина Наталья Владимировна

Управленческий проект в рамках реализации национально-регионального компонента. Этот проект состоит из нескольких мини-проектов, объединенных одной темой - Родной край! В них представлены : природа, культура и традиции. В проекте принимают участие все возрастные группы детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управленческий проект в рамках регионального конкурса

«Карелия – моя малая родина»

                            «Нам есть, что любить, нам есть, чем гордиться!»

   Данный проект направлен на воспитание у детей любви к родному краю  и малой родине Карелии, родному городу Сортавала и развитию познавательно-исследовательской активности детей в пространстве регионального музея Северного Приладожья и созданных в детском учреждении мини-музеев.

Участники проекта: воспитатели всех возрастных групп, дети, родители, заинтересованные представители общественности.

Срок реализации: долгосрочный

Реализация проекта осуществляется:

 - через организацию творческой деятельности воспитателей;

 - организацию различных видов детской  деятельности;

 - организованная детская деятельность, проектная, самостоятельная деятельность детей

 - сотрудничество с родителями и социальными партнерами.

Направления деятельности:

  • познавательно-исследовательское
  • устно-поэтическое
  • музыкально-игровое
  • декоративно-прикладное

   Одним из приоритетных направлений современного дошкольного образования является гражданское, патриотическое воспитание детей  как части духовно-нравственного развития личности. Исследования ведущих отечественных педагогов и психологов (Рыжова Н., Пантелеева Л.В., Столяров Б.А и др.) доказывают, что привитый с детства в семье,  в детском саду и школе интерес к родному краю и, в частности,  к музеям, является основой того, что и в дальнейшей жизни детям посещение музеев будет интересно.

Через общение и взаимодействие взрослого и ребенка идет процесс подражания. Наблюдение за поведением взрослых,  подражание им, их культурные и поведенческие привычки и традиции  становится одним из основных источников личностной социализации ребенка, его культуры поведения,  духовно-нравственного и патриотического воспитания.

Изучение сути проблемы и ситуации в ДОУ выявило некоторые трудности и противоречия:

  • - между глубоким содержанием задач по реализации национально-регионального компонента в ДОУ (по ФГОС) и ведение всего педагогического процесса с учетом позиции данной проблемы 
  • - между низкой культурой (музейной культурой) современного общества и необходимостью прививать ее с детства; 
  • - между неумением родителей установить правильные межличностные отношения с окружающими и со своими детьми и реальными трудности  духовно-нравственного  и патриотического  воспитания, 
  •  между большим потоком информации (СМИ, социальные сети, наличие печатных изданий и т.п.) и непросвещенностью родителей в значимости музейной педагогики в развитии детей дошкольного  возраста

   Анализ анкетирования родителей и опрос детей  показал, что большинство детей имеют лишь поверхностные представления о музее, как о месте сбора разных предметов и очень редко дети и родители посещают музеи. Анкетирование родителей детей, посещающих наш детский сад,  показал, что 27% родителей и детей посещали городской музей, более 40%  - вообще не посещали никаких музеев. Однако, как показывает практика (первое посещение детьми музея), дети проявляют интерес к экспонатам музея, хотят взаимодействовать с ними и собирать свои коллекции мини-музеев.

   Данный проект предполагает создание и разработку мини-музеев в ДОУ в рамках реализации национально-регионального компонента общеобразовательной программы. Особенность мини-музея состоит в том, что сам музей находится на территории детского сада, а педагоги, родители и дети являются активными участниками, соавторами экспозиций музея. Во многих детских учреждениях созданы этнографические музеи-избы. Как правило, они выступают в роли экспоната ДОУ и играют пассивную роль в образовательном процессе. Этнографический музей в нашем детском саду имеет преимущество. Карельская изба является частью одной из развивающих зон в групповой комнате (см. прил.2). Рядом с современными атрибутами для сюжетных игр (мойки, кухня, диваны, красивая пластиковая и фарфоровая посуда, бытовая техника, гаджиты  и т.п.) прекрасно уживаются и используются детьми  кухонная утварь карелов, деревянные скамейки, люлька, берестяная и деревянная посуда. Ребенок узнает о жизни карел в прошлом, сравнивает, учится анализировать, находить совпадения и новшества и т.п. Развитие детей в рамках такого расположения и оформления мини-музея общедоступно, систематично, вариативно. Деятельность с экспонатами является основным способом получения знаний, расширения кругозора, развития личностных качеств. Удовлетворяя свою любознательность  в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок расширяет свое  представление о родном крае,  о природном и социальном мире, ведь мини-музей периодически пополняется новыми экспонатами. Это значит, что появляются новые вопросы, на которые необходимо находить ответ. Происходит это в совместной деятельности детей и воспитателя, в самостоятельной деятельности детей, как в непосредственно организованной деятельности, так и в свободной форме. Параллельно с этим проводятся интерактивные занятия в городском краеведческом  музее Приладожья. Совместно с сотрудниками музея для детей старшего дошкольного возраста была разработана мини программа «Где растет рубашка» на первое полугодие и «По горам и долам ходит шуба да кафтан». На этих занятиях дети принимают активное участие в выращивании льна, его обработке, учатся прясть нити, становятся зрителями стрижки овец (первая серия занятий см. в прил. 3). Дети пользуются музейными экспонатами, расширяют свой кругозор, мелкую и общую моторику, приобщаются к культурным  и историческим ценностям. Таким образом, в нашем саду не фрагментарное включение методов исследовательского обучения, а ведется систематическая, организованная и целенаправленная работа по развитию исследовательских, познавательных и  творческих способностей детей. Дети  - не пассивные зрители и гости музеев, а активные участники сбора экспонатов, исследовательской, познавательной и творческой деятельности.

   Организация познавательно-исследовательской деятельности в рамках мини-музеев в нашем саду осуществляется через формирование тематических коллекций, совместную исследовательскую и творческую деятельность, через разработку мини-проектов, организацию выставок, экскурсий, встреч с интересными людьми, праздников. Кроме этнографической избы в саду разрабатываются мини-проекты по созданию еще нескольких мини-музеев. Педагоги объединились в творческие группы и в рамках единого проекта разрабатывают свои тематические мини-музеи. При создании мини-музеев мы ориентируемся на такие компоненты как: информационный компонент, первоисточники, диагностический, личностный, результативный, оформление, дизайн. Задачи, решаемые в процессе деятельности, соответствуют ФГОС и созвучны с основными задачами примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. М.А.Васильевой.

     Цель проекта: воспитание у детей любви к родному краю  и малой родине Карелии, родному городу Сортавала и развитию познавательно-исследовательской деятельности через организацию мини-музеев.

     Задачи:  - создать условия для развития познавательной активности детей через совместную познавательно-исследовательскую деятельность;

 - подобрать, разработать методические материалы для организации деятельности детей в пространстве мини-музея; подбор печатных теоретических материалов, использование возможностей Интернета;

 - способствовать формированию интереса к своей «малой родине» и родному городу, к истории края, культуре народа Карелии;

 - развивать чувство патриотизма и гражданственности;

 - создать условия для повышения профессионализма воспитателей в проектной деятельности по созданию и организации мини-музеев; самообразование педагогов;

 - заинтересовать родителей и создать условия для их активного участия в совместной с детьми исследовательской, познавательной и творческой деятельности.

Ожидаемый результат:

  1. Создание мини-музеев в группах и методическом кабинете.
  2. Собрать методический материал, разработать  и реализовать  педагогические проекты по созданию организации мини-музеев и развитию познавательной активности детей.
  3. Повышение уровня знаний детей о музее, о родном городе и республики Карелия.
  4. Повышение познавательной активности детей в исследовании родного города, в экспериментировании.
  5. Развитие творческих способностей детей.
  6. Активное участие родителей и социальных партнеров в создании мини – музеев в группах, в совместных творческих мероприятиях, организации праздников и выставок.

Продукт проекта:

 - составление плана познавательно-исследовательской деятельности для познания родного края и города Сортавала;

 - разработка педагогических проектов по созданию мини-музеев;

 - создание мини-музеев на темы: «Музей деревянной ложки», «Портрет нашего города», «Вот эта улица, вот этот дом», «Деревья нашего города»; «Музей одежды»

 - праздник «Волшебное кантеле»; «В гостях у бабушки» (для детей раннего возраста), сказки на старый лад, «Волшебное кантеле», постановка Карельской сказки.

 - показ карельской моды (старший дошкольный возраст) «Это было недавно, это было…»

 - Создание презентации проекта и мини-проектов;

 - Оформление фольклорного альбома.

Данный проект реализуется в три этапа: подготовительный, практический и заключительный.

Организация работы воспитателей

Организация работы с детьми

Взаимодействие с родителями и социальными партнерами

Выход этапа (продукт)

                                                 1.     Подготовительный этап

1.Анализ ФГОС и программы «От рождения до школы»,  соотнесение с темой деятельности. Ответст. Ст.воспитатель

2. Выявление компетентности педагогов по музейной педагогике (отв. ст. воспитатель)

3. Подборка и изучение литературы по музейной педагогике  (ст. воспитатель, воспитатели групп)

4.Консультирование  на тему «Педагогическое проектирование»

5.Разработка педагогических проектов по созданию в ДОУ мини-музеев.

6. Включение проектного метода по организации мини-музеев в содержание работы по национально-региональному компоненту (соотнесение тем, форм и методов)

1. Диагностика знаний детей о музее (устный опрос)

2.Участие детей в  выборе направления по созданию мини-музея и  формировании коллекций и выставок

3. творческие работы детей, оформление выставок

4. Беседы с детьми о музее, его значении и роли людей в его создании.

1.Групповые родительские собрания на выбранные темы педагогических проектов.

2. Анкетирование родителей с целью выявления ориентации по музейной педагогике.

3. Вовлечение родителей в создание в группах мини-музеев, формирование коллекций, создание экспозиций и сбора информации.

4. Организация единого  воспитательно-образовательного пространства для детей и родителей на игровой основе

1.Составление картотеки имеющихся книг, статей, журналов по музейной педагогике.

2. Подбор экспонатов для создания мини-музея в группах

Информационные стенды для родителей, сбор экспонатов и помощь в оформлении мини-музеев в группах и помещениях детского сада, консультации на темы «Музей моего города», «Мини-музей как средство познания окружающего мира», «Что такое музейная педагогика и ее ценность в воспитательно-образовательном процессе» и др., организация единого воспитательно-образовательного пространства на игровой основе для детей и родителей, совместные экскурсии и походы в городской парк, в кафе «Калитка» и на городские праздники.

                                                                 2.  Практический этап

1.Разработка плана работы познавательно-исследовательской деятельности в рамках мини-музеев.

2. Разработка конспектов занятий, исследовательской деятельности, экскурсий  (отв. воспитатели групп)

3. Создание портфеля методических материалов по организации мини-музеев в ДОУ и презентации.

  1. Создание детских мини-проектов: « Музей деревянной ложки», альбом  «Портрет нашего города», «Вот эта улица, вот этот дом»
  2. Организация взаимоэкскурсий для детей других групп.
  3. Конкурс-выставка  семейных фотографий  «Самые красивые места родного города», «Моя Карелия: живем и отдыхаем здесь» (см.прил.6)
  4. «Береги карельский  лес. Он источник всех чудес» - мини-проект о деревьях, растущих на территории города и района (презентация проекта см. прил.4).

Организация единого воспитательно-образовательного пространства для детей и родителей на игровой основе:

 - «Концерт для бабушки», «Кто живет в лесу зимой» - ранний возраст; «Птичкина новая зимняя столовая» (прил.7)

 - «Карельская сказка» (прил.8) «Это было недавно, это было…» (прил.9)(показ карельской одежды) – старший дошкольный возраст;

  1. Карельская кукла-оберег, мастер-класс для детей и родителей (см. прил.1)
  2. Театрализованные игры, праздники («Карельские посиделки», «Карельская сказка»)
  3. Посещение городского музея и частной коллекции К.А.Гоголева. Дети знакомятся с выдающимся  человеком нашего города, его коллекцией деревянного зодчества.
  4. Защита мини-проектов на педагогических часах.
  5. Участие детей и родителей в городских праздниках «День калитки г. Сортавала», посещение международной регаты «Ладожские шхеры», праздника рыбной ловли, день города, день республики. Оформление тематических фотовыставок и бесед с детьми.
  6. В саду ведется «Календарь удивительных, знаменательных, интересных, памятных и праздничных дат из жизни замечательных детей, их родителей  и педагогов».
  7. Мастер-класс по берестоплетению художника,  ученицы К.А.Гоголева и дочери выдающегося пейзажиста г. Сортавала Федотова В.Н. Привиной Н.В., лауреата и победителя  международных, всероссийских и региональных  конкурсов.

Мини-проект в пространстве музея «Северного Приладожья»  (старший дошкольный возраст)

«Где растет рубашка» (Э.Успенский)

«По горам , по долам ходит шуба да кафтан»

«Волшебная сказка» - волшебные истории в нашем музее

 -  Интерактивные занятия в музее «Северного Приладожья». Дети и педагоги учатся выращивать лен, обрабатывать  его, прясть  и шить  из льняных нитей, работают с шерстью, используя бытовые предметы карельской избы, параллельно знакомясь с бытом древних карелов и  историей родного края.

 - Знакомство с музеем города и историей нашего города.

- Уточнение и расширение представлений детей о музеях, их деятельности, ценности.

 - Активная, самостоятельная, творческая деятельность детей через поисковую совместную деятельность.

 - Оформление методического альбома «Где растет рубашка»

 - Конспекты интерактивных занятий в пространстве музея Приладожья для детей старшего возраста. Оформление методических пособий, тематических альбомов, видеоматериалов музыкальных мероприятий, альбома Карельского фольклора, презентаций проекта

 

 Организация этнографического мини-музея карельской избы в игровой зоне группы.

 Создание музейного уголка в помещении ДОУ (методический кабинет)

Оформление выставок: « Вот какие мы большие, помогаем маме (бабушке)», «Альбом добрых дел», «Мама может все, что угодно» - творческие работы мам (вышивка, рукоделие, рисование и т.п.), «Семейное фото»,

 - Конкурс семейных рисунков «Вот эта улица, вот этот дом», «Я люблю этот мир».  Дети вместе с родителями рассматривают, анализируют, изучают дом, в котором живут : цвет, этажи, оформление двора, возраст дома, историческая или архитектурная ценность, что его окружает, место расположения на улице  и т.п.,  готовят творческую работу о своем доме - макет. На групповой беседе дети делятся своими знаниями и умениями, оформляется выставка работ. Таким образом,  дети больше узнают о своем городе, его улицах и истории.

 - Организация единого воспитательно-образовательного пространства для детей и родителей на творческой основе:  «Вот какой мой дом».

 - Составление паспортов деревьев, которые растут на территории г. Сортавала;

 - Собрана коллекция спилов деревьев;

 - Организована экологическая «Тропинка добра»

Совместное с детьми и родителями изготовление панно, макетов, новоделов, коллажей.

 - Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей в пространстве мини-музея.

Собрана коллекция кукол в национальных костюмах. Костюмы шили педагоги .

Собран альбом «Портрет нашего города или Сортавала стоит того, чтобы в нем побывать». В данный альбом помещаются фотографии красивых мест нашего города, зданий , памятников, а также фотографии случайных прохожих, горожан и гостей города. Альбом периодически пополняется новыми снимками и  иллюстрациями. Кроме альбома собирается коллекция нашего города: статуэтки, камешки, пейзажи с видом нашего города  (подаренные учениками К.А.Гоголева и дочерью В.А.Федотова Привиной Н.В.).  Есть в коллекции  настоящий паровоз, точная копия того, который стоит на привокзальной площади нашего города.

Весной в классе дополнительного образования начинает работу мини-музей будущих первоклассников и их родителей. Экспонатами музея становятся: настоящая школьная доска, парта, ученические принадлежности современного школьника и ранец  и портфель наших бабушек. Свои тетрадки и пеналы, школьный фартук и т.д. – все эти экспонаты приносят родители будущих первоклассников.

                                                                                         

                                                                                   3.      Заключительный этап 

 - Создание пакета методических материалов.

 - Анкетирование педагогов с целью определения повышения уровня педагогической компетентности

 - Анализ педагогических мини-проектов, защита на педагогических часах.  

 - Диагностика знаний детей о музеях, выявление уровня умений и навыков исследовательской деятельности.

 - Анализ полученных результатов, выявление проблемных моментов и путей их решения.

 - Составление плана на следующий период действия проекта.

 - Презентации мини-проектов.

Результаты проекта

  1. Использование средств музейной педагогики в реализации национально-регионального компонента программы ДОУ помогает решать воспитательные и образовательные задачи, формировать интерес и положительную направленность детей на освоение традиций ближайшего окружения и уважения к ним.
  2. Интерактивные занятия в городском музее, создание мини-музеев в группах нашего учреждения расширяет социализацию детей, обогащает их кругозор, способствует более качественному формированию целостной картины мира.
  3. Расширение активного словаря и использование в речи устаревших слов : ухват, прялка, скалка, коромысло, фибула, кочерга, ухват, туесок, чугунок. Дети не только узнают и называют предмет карельского быта, но и знают его назначение и некоторыми могут пользоваться самостоятельно. Манипулирование предметами-экспонатами развивает детское восприятие. Действенное познание  улучшает качество усвоения детьми предложенного им материала.
  4. Промежуточное анкетирование родителей и опрос детей на втором этапе проекта показал растущий интерес участников проекта – детей, родителей  и педагогов – к созданию мини-музеев  в помещениях ДОУ. Дети и родители не просто пассивные зрители музея и тематических мероприятий, организованных в ДОУ. Интерактивные занятия в музее, организация мини-музеев в группах, организация коллективных творческих дел помогают детям и родителям накопить чувственные впечатления и стать активными участниками воспитательно-образовательного процесса. Посещение городского музея родителями и детьми увеличилось до 43%.
  5. Повышение уровня профессиональной педагогической компетентности в изучении проблем музейной педагогики. Благодаря участию в проекте, многие педагоги повысят свою квалификационную категорию.
  6. Созданы и развиваются  мини-музеи  в группах и помещениях детского сада:

«Музей деревянной ложки», Этнографический музей «Карельская изба», «Вот эта улица, вот этот дом», «Деревья моего города», музей Карельской куклы и куклы в национальных  карело-финских  костюмах.

По темам мини-музеев созданы презентации (см. прил.1,4, 5).

  1. Данный проект стал органичной частью программы по реализации национально-регионального компонента Программы ДОУ.
  2. Организованы фото выставки и выставки рисунков на темы:

«Дом, в котором я живу», «Улицы моего города», «Я люблю этот мир», «Карелия – живем и отдыхаем здесь» и др.

  1. Пополнилась коллекция методических материалов: альбомы, блокноты с фотографиями, карельским фольклором, национальными костюмами, сценариями досугов и музыкальных постановок, атрибутами для праздников, новоделами, начали собирать мини-музей нашего города в методическом кабинете.
  2. Начали знакомиться  с интересными людьми нашего города.
  3. Разработано методическое пособие «Природа и дети», включающее в себя подробное описание прогулок старшего дошкольного возраста.
  4. Намечены пути дальнейшего развития музейной педагогики  в нашем ДОУ, разрабатываются новые мини-проекты, творческие мероприятия и конспекты занятий.

Методическое обеспечение проекта:

  1. «От рождения до школы». Основная образовательная программа дошкольного образования/ Под.ред. Г.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.

2. С.М.Лойтер «Русский детский фольклор Карелии», Петрозаводск, 2007.

В.Мальви, Х.Мальви, «Народные игры Карелии», Петрозаводск, 1991, «Маленький хоровод», 1990

3. ГОУ   ДПО «ВИРО», «Красная книга Республики Карелия», Петрозаводск, 2007.4. А.Ю.Краснолуцкий «Сортавала», Москва 20125.  Л.И.Шитикова, К.А.Михайлова «Тайны и загадки Карелии для детей», Петрозаводск, 2009.

6. Зеленин Д. К. О старом быте карел Медвежьегорского района Карело-Финской ССР // Советская этнография. 1941, №5. С.110-125.

7. Золотарев Д. А. В северо-западной Карелии // Западно-финский сборник. Л., 1930. С.1–21.

8.  Карелы Карельской АССР. Петрозаводск, 1983.

9. Клементьев Е. И. Одежда и обувь карел (археолог, очерк С. И. Кочкуркиной) // Прибалтийско-финские народы России. М., 2003. С.241–249.

10. Косменко А. П. Одежда и украшения // Материальная культура и декоративно-прикладное искусство Сегозерских карел. Л.. 1980. С.116–126.

11. Трифонова Л. В. Традиционный костюм южной Карелии конца XIX века по материалам «Этнографической экскурсии» М. А. Круковского // Кижский вестник. Вып. 6, 2001. С.57


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по взаимодействию с родителями на тему: «Нашим детям есть чем гордиться»

Проект по взаимодействию с родителями на тему:«Нашим детям есть чем гордиться»Цель: Формирование национального, гражданского самосознания, патриотических чувств и уважения к России, бережного отношени...

Презентация:«Нам есть что помнить, нам есть кем гордиться!»

Презентация:«Нам есть что помнить, нам есть кем гордиться!» Презентация о героях-земляках  для детей подготовительной к школе группы....

"Есть чем гордиться"

Результаты смотра-конкурса "Зимняя прогулка"...

"Нам есть кем гордиться!" (презентация ко Дню защитника Отечества)

Каждый год, вот уже несколько лет подряд, мы готовим презентации ко Дню защитника Отечества. В презентацию каждой группой собираем фотографии дедов, отцов и других родственников, проходивших срочную с...

Есть чем гордиться!

статья о спортивном мероприятии...

III Краеведческие чтения "Нам есть чем гордиться! Нам есть, что любить!"

Наша планета Есть одна планета-садВ этом космосе холодном.Только здесь леса шумят,Птиц скликая перелётных,Лишь на ней одной цветут,Ландыши в траве зелёной,И стрекозы только тутВ речку смотрят уди...