Проект «Концепция образа жизни в стиле хюгге»
проект
Актуальность темы:
«Воспитывает все вещи, явления,
но прежде всего и
дольше всего – люди.
Из них на первом месте –
родители и педагоги»
А.С.Макаренко
Родители являются главным звеном в процессе воспитания и образования. Поддержка и понимание с их стороны позволяет воспитателям достичь гораздо лучших результатов. И если мы действуем сообща, и родители принимают непосредственное участие в жизнедеятельности ребенка в саду, это один из главных показателей компетентности педагога.
Поэтому работа с родителями, а в данном случае непосредственное их участие в проекте «Жизнь по хюгге» ( в различных формах и проявлениях) – это не только актуально, но и гарантия психологического комфорта, результативности, как для ребенка, так и для воспитателя.
Новизна темы:
Сама концепция счастья по хюгге является для нас новомодным явлением. Хотя сам стиль это истины, на которых держится вся наша жизнь.
Но с помощью этой философии мы в состоянии донести до родителей информацию, которую они порой не слышат или не желают слышать.
Объяснить им, что они являются главными участниками в процессе воспитания, даже, если ребенок прибывают в детском саду.
Показать родителям, как дети нуждаются во внимании с их стороны и какие это дает это положительные результаты.
А именно, стабилизируется психо-эмоциональное состояние (приподнятое, бодрое настроение, повышенная работоспособность, хороший сон и аппетит, положительная динамика развития во всех областях деятельности).
А главное, наш проект не имеет возрастных ограничений и не требует финансовых затрат.
Задачи:
Опираясь на длительное общение и наблюдение за семьями воспитанников, выявить семьи, которые придерживаются основных понятий хюгге.
Разъяснить само понятие жизни по хюгге родителям.
Создать материально-техническое обеспечение в рамках проекта.
Работа в рамках проекта направлена на:
* устойчивое психо-эмциональное состояние ребенка (как в детском саду, так и в семье)
*умение налаживать межличностные отношения
*сплочение коллектива, исходя из интересов каждой семьи.
Предполагаемый результат:
У детей:
устойчивое бодрое состояние
доминирование положительных эмоций
высокий физический тонус
отсутствие тревожности
высокие показатели адаптации, хороший сон, аппетит
высокая познавательная и творческая активность
открытость, дружелюбность, готовность к взаимодействию с окружающими
отсутствие агрессии
низкая заболеваемость
У родителей:
удовлетворенность услугами ДОО
участие в образовательной деятельности ДОО
снятие проблематики во взаимоотношениях с педагогическим коллективом.
У педагогов:
тесное взаимодействие с родителями
обмен опытом с педагогами
Кластер «Концепция образа жизни в стиле хюгге»
31 января воспитатели старшей группы "Гномики" Ефимочкина Л. В., Рыбакова Е. Н. показали для молодых специалистов дошкольных учреждений Рыбновского района кластер "Концепция образа жизни в стиле хюгге". Методическое мероприятие проходило в УО и МП. Воспитатели представили коллегам презентацию долгосрочного проекта по теме кластера. Провели краткий экскурс к истокам возникновения самого образа жизни, показали, как используют новомодное введение в своей работе с детьми и родителями.
Так как, именно на совместную работу воспитатель+родитель+ребенок направлен проект.
Представление проекта на заседании клуба педагогов дошкольного образования «Инновационные формы методической работы в ДОО» (РИРО 2018 год)
В работе над проектом опирались на методологические основы системы патриотического воспитания личности:
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 гг.» от 30 декабря 2015г. №1493
Концепция духовно-нравственного развития личности гражданина России
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025г. от 29 мая 2015г. №996
А также:
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155
Актуальность проекта:
духовно-нравственное развитие является одним из приоритетных развитий личности дошкольника на сегодняшний день;
дефицит общения при постоянном применении современных средств общения и гаджетов;
доминирование материальных ценностей над духовными, приводящие к искажению понятий «доброта», «милосердие», «справедливость»;
создание психологического комфорта в детском саду для сохранения и укрепления здоровья и развития личности ребенка.
Проблематика:
Детство, по мнению авторов, время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни должно обеспечивать его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Данная проблематика послужила основой проекта «Путь к гармонии».
Решение данного вопроса авторам проекта видится в построении новой модели духовно-нравственного развития личности детей дошкольного возраста в ДОО, с использованием концепции «Жизнь в стиле хюгге», которая вылилась в создание проекта «Путь к гармонии».
Цель проекта:
формирование основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способной к гармоничному взаимодействию с окружающим миром, с другими людьми.
Задачи проекта:
создать образовательное пространство проекта: методические материалы, предметную среду, взаимодействие с социумом;
организовать воспитательно-образовательную деятельность с детьми в соответствии с направлениями проекта;
разработать систему аналитико-диагностического инструментария;
определить перспективы развития проекта
обеспечить трансляцию опыта
Тип проекта:
Проект является:
по доминирующей деятельности: практико-ориентированный проект;
по количеству участников: коллективный;
по продолжительности: долгосрочный.
Участники проекта:
Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители, «Центр охраны материнства и детства» г. Рязань, МБОУ «Рыбновская средняя школа №3», музеи г.Рыбное и Рыбновского района.
Научный руководитель проекта:
Методист МКУ РРИМЦ – Семина В.В.
Обеспечение
Методическое:
Положение о семейном православном клубе «Вера», тематический план семейного православного клуба «Вера», комплексно-тематическое планирование «Экология и дошкольник», методическое пособие: этюды, психологические тренинги.
Материально-техническое: интернет-ресурс, мультимедийное оборудование, полифункциональное оборудование пространства ДОО.
Не смотря на актуальность проекта, существует ряд рисков его реализации.
Риски и пути их решения:
Риски | Пути их решения |
1.Недостаточный уровень компетенции участников проекта | Изучение литературы, заседания проблемных групп, получение консультативной помощи МКУ РРИМЦ |
2.Низкая мотивация родителей (законных представителей) | 1.Привлечение родителей (законных представителей) к совместной деятельности в рамках проекта 2.Открытость деятельности участников проекта. |
3. Работа православного клуба может вызвать недопонимание со стороны родителей (законных представителей) | Использование индивидуального подхода. Проведение специальных мероприятий совместно с родителями по знакомству с традициями и культурой других народов. |
Новизна:
Использование в работе концепций «хюгге»: «Важно стремиться к гармонии во всем!»
Актуализация вопросов социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста;
Приоритет позитивной социализации, личностного развития дошкольника в соответствии с ФГОС ДО.
Планируемые результаты и социальный эффект реализации проекта:
созданы благоприятные условия для каждого ребенка, посещающего детский сад;
обеспечены условия комфорта в общении со взрослыми и сверстниками;
определены пути социально-коммуникативного развития личности дошкольника в аспекте духовно-нравственного воспитания.
Рабочая группа проекта:
Заместитель заведующего по ВМР - Руденко С.В., воспитатели группы: Ефимочкина Л.В., Рыбакова Е.Н.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
Виды работ: определение проблематики проекта, разработка ведущей концепции, идеи; разработка желаемой модели образовательной практики; планирование.
Результат этапа: мотивационная, информационная и организационная готовность участников инновационного проекта к деятельности на практическом этапе.
Практический этап
Виды работ: разработка образовательного пространства в соответствии с утвержденной моделью, проведение воспитательно-образовательной деятельности с детьми и родителями.
Результат этапа: построение образовательной практики в соответствии с нормативной моделью, утвержденной в результате 1-го этапа реализации проекта.
Контрольно-оценочный этап
Виды работ: рефлексия деятельности, аналитико-экспертная работа по результатам проекта.
Результат этапа: оценка степени достижения цели проекта, принятие решения о перспективах проекта.
План-график:
Этап проекта | Содержание деятельности | Лента времени | Ответственные |
1.Подготовительный | 1.1.Работа творческой группы по определению проблематики проекта
| Январь 2017 г. | Воспитатели группы |
1.2.Методическое, материально-техническое обеспечение проекта
| Январь-февраль 2017г. | Воспитатели группы | |
1.3.Поэтапное планирование деятельности воспитателей в рамках проекта «Путь к гармонии». | Февраль 2017г. | Воспитатели группы | |
2.Практический | 2.1.Реализация плана работы в рамках проекта «Путь к гармонии»: -клубная работа -посещение семей -онлайн-трансляции -работа тематических студий в каникулярное время -проведение акций -поисковая деятельность -экскурсии -посещение музеев -психологический сервис (тренинги, этюды) -коллективная литературная деятельность -тематические занятия с детьми, праздники и развлечения совместно с детьми и родителями
|
Февраль 2017г.-май 2019 г.
|
Воспитатели группы |
2.2.Изготовление методической продукции: планы, конспекты, буклеты. | Февраль 2017г.-апрель 2019 г. | Воспитатели группы | |
3.Контрольно-оценочный | 3.1.Анализ проделанной работы в рамках проекта «Путь к гармонии»: -анкетирование родителей -аналитика индивидуальных карт развития детей
| Май 2019 г. | Воспитатели группы
|
3.2.Экспертиза предметно-пространственной среды и методической продукции
| Май 2019 г. | Методист МКУ РРИМЦ | |
3.3.Трансляция опыта на муниципальном и региональном уровне
| Май 2019 г. | Воспитатели группы
| |
3.4.Определение перспектив развития проекта | Май 2019 г. | Воспитатели группы
|
Деятельность базируется на модели духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста ДОО.
I этап «NOS» – гармония – жить в гармонии с окружающими.
Цель: создание благоприятной ситуации развития каждого ребенка, приобщение к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства в целом.
В категории «NOS» -гармония основные участники: родители, дети, социум. Инновационные формы работы в этом блоке:
Категории «NOS» | Инновационные формы работы |
Родители | Клубная работа, визиты в семью |
Дети | Он-лайн общение, скайп-занятия с заболевшими детьми |
Социум | Акции, тематические студии |
Встречи «Клуб выходного дня» приходят раз в месяц. Концепция его проста, но интересна, как для детей, так для родителей – это пешие и выездные прогулки по живописным и историческим местам Рязанской области.
Основная задача – дать возможность родителю и ребенку провести время вместе с максимальной пользой.
Уже второй год мы посещаем семьи своих воспитанников, так как в непринужденной домашней обстановке эффективнее узнать интересы, переживания, проблемы своих воспитанников.
В век компьютеризации мы не могли обойтись без создания в социальных сетях своей группы. Она носит название «Гномики». Родители получают информацию по вопросам, касающихся организационных моментов, им доступны фото и видеоматериалы с праздников, развлечений, тематических студий.
Детям, не посещающим детский сад по причине заболеваний, доступны скайп-занятия, которые происходят в присутствии взрослых. Взрослые проявляют неподдельный интерес к процессу обучения в домашних условиях. Это позволяет ребенку своевременно получать помощь и не «отставать» от жизни детского сада.
Мы приняли участие в акции «Подарки к новому году для одиноких бабушек и дедушек».
II этап – «ЭCO» - гармония – жить в гармонии с природой.
Цель: формирование представлений о гармоничном отношении человека с природой через развитие экологически ценностных ориентаций в деятельности детей и взрослых.
Блок «ЭСО» - гармония представлен следующими категориями: природа и достопримечательности родного края.
Категории «ЭCO» | Инновационные формы работы |
Природа | Изготовление брошюр, листовок, буклетов, ЭКО-акции |
Достопримечательности края | Поисковая деятельность Коллективная литературная деятельность |
Инновационные формы работы по этим двум направлениям следующие:
Изготовление брошюр, листовок, буклетов.
Эко-акции «Птичья столовая», «Сделаем сад чище и краше», «Вторая жизнь мусора», «Войди в природу другом», «Соберем мукулатуру – поможем лесу»
Поисковая деятельность в рамках клуба «Выходного дня» позволила нам коллективно создать книгу « Место, где живет чудо»
Продуктом деятельности первых двух этапов стало создание
киноальмонаха «Путь к гармонии».
III этап – «ЭGO» - гармония – жить в гармонии с собой.
Цель: достижение внутреннего баланса во взаимодействиях с самим собой и окружающим миром.
В данном блоке представлена одна категория «Я». Нами собраны методические рекомендации, состоящие из игр, упражнений, этюдов для составления психологических тренингов, направленные на всестроннее развитие личности ребенка.
Категории «ЭGO» | Инновационные формы работы |
Я | Психологические тренинги, этюды |
IV этап «FIDES» - гармония – жить в гармонии с Верой.
Цель: возрождение и сохранение традиций семейного духовно-нравственного воспитания, активизация педагогического потенциала родителей (законных представителей), детей и педагогов через приобщение к православной культуре.
В данном блоке представлены следующие категории: дети и родители, служители церкви.
Категории «FIDES» | Инновационные формы работы |
Дети-родители | Семейный, православный клуб «Вера», вечер откровений онлайн |
Служители церкви | Встречи с отцом Виталием Экскурсии в храмы, знакомство с религиями. |
Инновационные формы работы:
Первое заседание клуба «Вера» состоится в конце ноября (приурочено ко Дню Матери в России).
Встречи с отцом Виталием Рыбаковым регулярны, проходят с согласия родителей (законных представителей). Отец Виталий является руководителем Федерального «Центра охраны материнства и детства» в городе Рязани.
Заключение
К предварительным результатам работы относим следующее:
наша работа дает возможность мотивировать родителей для совместной деятельности (посещение собраний, участие в творческих конкурсах)
дети стали более открытыми, активными, чувствуют себя более комфортно, возросла посещаемость детей)
воспитатели в ДОО проявляют интерес, становятся участниками проекта.
Перспектива
Проект «Путь к гармонии» имеет четыре базовых направления, успешно реализуемых в ходе проекта. Развитие проекта предполагает как продолжение работы в данной концепции, так и создание новых направлений деятельности. Этнос-гармония: работа с детьми других национальностей.
В соответствии с потребностями детей и родителей в ближайшей перспективе будет развиваться «FIDES» гармония. Деятельность православного клуба «Вера» будет приоритетной составляющей работы на 2018-2019 учебный год.
Список литературы:
Богданова, О.С. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя / ред. И.А. Каиров, О.С. Богданова. - М.: Просвещение, 2008. - 318 c.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 гг.» от 30 декабря 2015г. №1493
Концепция духовно-нравственного воспитания развития личности гражданина России.
4. Малова, В. В. Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры / В.В. Малова. - М.: Владос, 2013. - 351 c.
5. Николаева С., Н. Методика экологического воспитания дошкольников / C. Н. Николаева. - М.: Академия, 2012. - 224 c.
5.Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г. от 29 мая 2015г. №996
6. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта "Здоровый образ жизни"
Проектная деятельность...
Проект "Здоровый образ жизни"
Использование нетрадиционного оборудования на занятиях, в режимных моментах, в игровой деятельности....
Проект "Здоровый образ жизни и спорт"
Проект "Здоровый образ жизни" : В современном мире актуальность здорового образа жизни обусловлена возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной ...
Образовательный проект "Здоровый образ жизни".
Здоровье-это одна из важнейших ценностей человека.Недостаточность знаний у детей о здоровом образе жизни. Не всегда, могут объяснить причины своего поведения, по сохранению и укреплению здоровья. Поэт...
ПРОЕКТ «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ - НАШ ДЕВИЗ» Первая младшая группа.
ПРОЕКТ «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ - НАШ ДЕВИЗ»Первая младшая группа....
Долгосрочный практико-ориентированный проект «Концепция образа жизни в стиле хюгге»
laquo;Что такое «хюгге?»Хюгге - способность ценить обычные удовольствия жизни и наслаждаться моментом.Сложно произнести и еще сложнее объяснить датское слово хюгг...