В.П. Чкалов - знаменитый человек и путешественник. Беседа с элементами интерактивной игры
методическая разработка (старшая группа)
уточнить и расширить представления детей о воздушном транспорте, профессии летчика, о подвиге в небе летчика-героя В.П.Чкалова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chkalov.docx | 23.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: В. П. Чкалов — знаменитый человек и путешественник. Беседа с элементами интерактивной игры
Цель: уточнить и расширить представления детей о воздушном транспорте, профессии летчика, о подвиге в небе летчика-героя В.П.Чкалова.
Задачи:
- Обеспечить узнавание детьми В.П. Чкалова через иллюстрации и рассказ о летчике-герое.
- Систематизировать знания о воздушном транспорте, его эволюции.
- Формировать интерес к истории воздушного транспорта, профессии летчика.
- Способствовать умению рассуждать, делать выводы, высказывать свое мнение. Обеспечить развитие связной речи. Уточнить словарь детей по теме «Воздушный транспорт». Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук.
- Пробудить чувство гордости за героя – земляка, за Россию, уважение к профессии летчик. Вызвать желание подражать великим людям.
Материалы:
Рабочие тетради с точечными рисунками воздушного транспорта, простые карандаши; иллюстрации, фотографии о Чкалове, самолетах, городе Чкаловске: дом, где родился Чкалов, река Волга, памятник Чкалову; картинка с изображением орденов медалей; коллаж с предметами; карта с маршрутом беспосадочного перелета; фотографии из музея; интерактивная доска или мультимедийный проектор, презентация.
Литературный материал: Байдуков, Г. Ф. Чкалов / Г. Ф. Байдуков. - М.: Молодая гвардия, 1977. - 352 с.: ил., фото. - (Жизнь замечательных людей).; Лукин, В. П. Маленькие рассказы о великом летчике / В. П. Лукин. - Н. Новгород: «Кварц», 2007. - 21 с.; Карпенко, В. Ф. Валерий Чкалов / В. Ф. Карпенко. - Н. Новгород: Университетская книга, 2004. - 72 с.: фотог. - (Жизнь замечательных нижегородцев).,
Б.Ржига"О самолетике "Стриже"; Н.Тихонов "Первый самолет", энциклопедия транспорта и техники для детей, Твоя первая эциклопедия. История транспорта; Пегов Михаил «Знаменитые самолеты», Рентта Ш. Один день в аэропорту, 2020г., Юрье Ж. Воздушные приключения, 2019 г., Полевой Борис Повесть о настоящем человеке; Мартин Д. Лётчики.
Предварительная работа:
Предварительная работа проводится в группе детского сада. Основная задача этого этапа – стимулировать познавательную активность детей и познакомить их с профессией летчика, летчиком - героем-земляком В.П.Чкаловым.
Рассматривание «Авиация» Детская энциклопедия «РОСМЭН»; Энциклопедия для детского сада. Самолеты и вертолеты. Л.В.Клюшник.
Основная часть
Цель: Расширить представления о летчике – герое В.П.Чкалове, его жизни и подвиге. Систематизировать знания о воздушном транспорте в игре.
Задание 1 Разгадать зашифрованные картинки. Работа в тетради.
В рабочей тетради с помощью точек и цифр зашифровано изображение предмета. Дети соединяют точки и называют летательный аппарат.
Вопрос:
- Как называется летательный аппарат и те люди, которые управляют ими?
- Какие еще существуют летательные аппараты? (воздушный шар, дирижабль, планёр, самолёт, вертолёт, ракета)
На доске выставляется фотография В.П. Чкалова, прикрытая листом, состоящим из нескольких частей. При правильных ответах детей, воспитатель убирает по одной части листа, пока фотография не будет полной
Педагог сообщает детям, что хочет рассказать им об одном замечательном человеке. Здесь спрятана его фотография. Когда вы правильно ответите на мои вопросы, она появится полностью.
В о п р о с ы д л я о б с у ж д е н и я
- Как двумя словами назвать все нарисованные предметы, которые вы разгадали? воздушный транспорт
- Почему он так называется?
- Кто управляет воздушным транспортом?
- Кто еще работает на самолете?
- Как называется команда летчиков?
- Где приземляются самолеты?
Задание 2 Назвать все виды летательных аппаратов, самолетов
Воздушный шар, дирижабль, планер, самолет, вертолет, ракета. Самолеты: истребитель, бомбардировщик, грузовой, Боинг и т.д.
Задание 3 В рабочих тетрадях - выстроить ряд из летательных аппаратов в той последовательности, в которой их придумал человек
В кружочках поставь цифру, в какой последовательности человек сконструировал летательные аппараты.
Педагог обращает внимание детей на фотографию. Демонстрация слайдов с помощью интерактивной доски или мультимедийного проектора.
С тех пор, как люди изобрели и построили самолет, много подвигов, много опасных и трудных перелетов совершили русские летчики. Одним из таких отважных, смелых летчиков был наш земляк – Валерий Павлович Чкалов. Это его фотография. Много-много лет назад о нем и его подвигах знали жители любого города, деревни. Знали о Валерии Павловиче и ваши бабушки, дедушки, папы и мамы. И не только в нашей стране. Его имя знал весь мир. Чем же Валерий Чкалов был так знаменит, и что он такого замечательного сделал? Об этом я вам сегодня и расскажу. Более 100 лет назад в селе Василево фото или соответствующая картинка, (демонстрация слайдов на интерактивной доске), что находится на нашей реке Волге, в семье рабочего Павла Григорьевича Чкалова родился Валерий Павлович. Он был пятым ребенком в семье. Только в детстве все его звали просто Волькой.
Хорошо жилось Вольке у реки. С детства он был очень активным, бесстрашным, отчаянным ребенком. Летом он нырял с палубы пароходов, зимой катался на лыжах с крутых обрывов, выставляются картинки. Учился хорошо, но в школе любим поозорничать. Но учителя Валере многое прощали, потому что у него было доброе сердце. Он всегда вставал на защиту слабых и маленьких.
Когда Валерию исполнилось 12 лет, отец отдал его учиться в техническое училище. Павлу Григорьевичу очень хотелось, чтобы его сын стал механиком на пароходе. Но в стране началась война!
В о п р о с ы д л я о б с у ж д е н и я
- Что такое война?
- Что происходит во время войны?
- Наступили голод и разруха. Училище закрыли. Пришлось Валерию Чкалову идти работать кочегаром на пароходе. Демонстрация слайдов, изображение с профессией кочегара. С палубы этого парохода Валерий Павлович впервые в своей жизни увидел самолеты.
Физкультминутка «Самолет» М.В. Локсина «Книги о транспорте»
- Летит самолет высоко-высоко,
Ему на посадку идти нелегко!
Летчик за кругом делает круг.
Ему самолет и товарищ, и друг.
На взлетную полосу сел самолет,
Вперед побежал – и закончен полет.
Двери открылись, под трапом земля,
И пассажиров встречают друзья.
Педагог продолжает рассказ о Чкалове, с демонстрацией слайдов. Вот когда Валерий Павлович увидел первый раз в жизни самолет, то ему захотелось подняться в небо, будто птица. И он решил: «Я буду летчиком, во что бы то ни стало!» Он устраивается на работу в авиамастерскую, где собирают из частей сбитых на войне самолетов новые. Иногда летчики брали Валерия с собой в пробные полеты. Тогда он был очень счастлив. Валерий Павлович закончил несколько летных училищ и стал настоящим боевым летчиком – истребителем. Летчик – истребитель летает на маленьких одноместных самолетах, которые имеют большую скорость и предназначены вести бой: истреблять врага в воздухе.
Валерий Павлович Чкалов был талантливым, умелым летчиком. За мастерство управления самолетом его называли асом. Он постоянно придумывал и разрабатывал новые фигуры высшего пилотажа: как атаковать вражеский самолет, как уходить от атак противника.
Валерий Павлович был не только летчиком – истребителем, но и летчиком – испытателем. Немало полезного и хорошего сделал он, испытывая новые модели самолетов. Сначала на земле, потом и в воздухе летчик – испытатель проверяет, хорошо ли, надежно ли работает двигатель самолета и любая другая деталь.
В о п р о с ы д л я о б с у ж д е н и я
- Кто из вас, ребята, знает, кто такой летчик – истребитель?
- Каким он должен быть?
- Как вы думаете, ребята, опасна ли эта работа?
Работа летчика – испытателя связана с риском для жизни. Если с самолетом случится поломка, то он может разбиться, а летчик может погибнуть.
Один раз такой случай с поломкой самолета произошел и с В.П. Чкаловым. Он чуть не погиб при испытании нового самолета, но все-таки сумел его посадить на землю. За мужество, проявленное при испытании этого самолета, Чкалова наградили орденом - это такая важная медаль.
Демонстрация ордена на интерактивной доске.
Однажды друг Валерия Павловича сделал ему неожиданное предложение: «Давай слетаем с тобой в Америку? Да еще без посадки? Да еще через Северный полюс на большом самолете?». Валерий Павлович согласился, и летчики стали тренироваться: летали днем и ночью, и в дождь, и в ветер.
И вот настал день полета. Экипаж самолета под командованием Чкалова совершил перелет из Москвы через Северный полюс в Америку Воспитатель показывает на карте маршрут полета.
Полет был очень трудным и опасным. Кругом были облака, и ничего было невидно. Самолет покрывался корками льда, его трясло. Летчикам было трудно дышать – в воздухе на большой высоте не хватало кислорода. Но не смотря на все трудности, летчики, усталые, небритые, но счастливые, приземлились на американскую землю. Их полет длился трое суток. Летчики совершили подвиг Демонстрация фото или иллюстраций с их портретами.
Интернет сайт: https://fishki.net/anti/2179564-memorialynyj-muzej-v-p-chkalova---chkalovsk-nizhegorodskoj-oblasti.html
О героическом перелете чкаловского экипажа писали газеты и журналы всего мира. Русские люди восхищались и гордились нашими летчиками.
Физкультминутка
- Давайте испытаем новые модели самолетов.
Самолеты загудели вращение перед грудью согнутыми в локтях руками, самолеты полетели руки в стороны, поочередные наклоны вправо и влево. На площадку тихо сели присесть, руки к коленям. Да и снова полетели. Дети присаживаются.
Валерий Павлович Чкалов был не только летчиком, он был простым человеком. Перед детьми выставляется коллаж, где изображены разные предметы, позволяющие детям определить любимые занятия летчика.
Он часто бывал в детских садах, школах, рассказывал детям о полетах, самолетах; а иногда даже катал их на своем автомобиле. Валерий Павлович любил свою Родину, свой народ, поселок, где он родился и вырос. Когда он приезжал в Василево, то шел в больницу, школу, детский сад. И всюду старался помочь. А на берегу родной Волги он отдыхал, думал о новых делах, мечтал о новых полетах демонстрация слайда «Чкалов на самолете»
Но его мечты не исполнились. При испытании нового самолета – истребителя случилась авария: заглох мотор. Валерий Павлович смог увести самолет подальше от жилых домов. При ударе о землю самолет разбился, а летчик погиб.
В о п р о с ы д л я о б с у ж д е н и я
-Чем он любил заниматься?
-Каким по характеру был Чкалов?
- Можно ли этот поступок Чкалова назвать подвигом? Почему?
Русские люди помнят своего героя - Валерия Павловича Чкалова. Его именем назвали улицы, город, где он родился и вырос. Подскажите его название. В честь него воздвигли памятники, написали книги для детей и взрослых показ фотографий, иллюстраций, натуральных книг о Чкалове. Сейчас в городе Чкаловске в доме где жил В. П. Чкалов находится музей, где можно увидеть дом, где родился Валерий Павлович, его мебель, предметы, которыми он пользовался. В ангаре стоят настоящие самолеты, на которых он летал, его летательные костюмы и его машины. Все желающие могут подняться на самолет летчика! Демонстрация слайдов. Я советую вам посетить этот музей с вашими мамами и папами. Будет очень интересно узнать о нашем земляке – герое.
Заключительная часть
Рассуждения детей о том, что если бы Валерий Павлович остался жив, то что бы было дальше с ним?
Высказывания детей о том, что хотели бы они быть похожими на Валерия Чкалова. Почему?
Последующая работа. Дополнительные задания
Задание для юных мечтателей о покорении воздушного пространства и их родителей. 1. Нарисовать рисунки о летчиках, самолетах или сделать аппликацию.
2. Задание в рабочей тетради: «Нарисуй летательный аппарат будущего».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД по познавательному развитию - презентация, с элементами интерактивной игры
НОД по познвательному развитию - презентация, с элементами интерактивной игры...
Интерактивная игра "Как влияют витамины на организм человека"
Интерактивная игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Игра обучает детей находить и называть продукты в которых содержатся те или иные витамины А,В, С, Д,...
Конспект познавательного развлечения для старших дошкольников с элементами интерактивной игры "Поможем жителям Цветочного города".
Конспект, разбит на слайды. Интерактивная игра прилагается....
Интерактивная игра "Осанка человека"
Интерактивная игра "Осанка человека"...
ИКТ . Интерактивная игра " Муравьишка-путешественник"
Интерактивная игра " Муравьишка-путешественник"Цель : повышение уровня познавательного развития через использование интерактивных игр,закрепление представлений о внешнем виде и образе жизни ...
Интерактивная игра: "Органы чувств человека"
Цель: формировать осознание у детей необходимости каждого органа чувств в отдельности и всех вместе при восприятии окружающего мира, расширить понятия о значении для чело...
- Мне нравится (1)