"Волшебное путешествие по родному краю"
методическая разработка (старшая группа)
Познавательный материал для знакомства старших дошкольников с родным краем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
govorkova_i.v._metodicheskaya_razrabotka.docx | 22.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка мероприятия по патриотическому воспитанию для воспитанников подготовительной к школе группе
На тему: « Волшебное путешествие по Родному краю»
Цель:
- формировать у дошкольников представление о возникновении Кузбасса, его названия и его природных богатствах.
Задачи:
-расширять и закреплять представления дошкольников о богатстве растительного и животного мира, разнообразии полезных ископаемых;
-развивать воображение, любознательность;
-пополнять словарный запас;
- воспитывать патриотические чувства, гордость за свою малую Родину.
Необходимое оборудование: изображения моря, болота, морских окаменелостей, скелета мамонта, наскальных рисунков из заповедника «Томской писаницы», тайги, гор Салаирского кряжа, Горной Шории, рек, животных и птиц, каменного угля, карты Кемеровской области. Аудио- записи зуков).
Ход занятия.
Воспитатель:
-«Здравствуйте, ребята! Мы живем в огромной стране – Россия. Ее природа очень разнообразна и среди её просторов есть уголок, который называется – Кузбасс. Это наш родной край, наша малая родина. И сейчас мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по Кузбассу.
(Показывает фотографию моря). - «Ребята, что вы видите на фотографии?» ( Дети отвечают – море). Вы спросите, почему здесь море? Сейчас мы с вами отправимся в путешествие и узнаем историю возникновения территории Кузбасса.
Дело в том, что 350 миллионов лет назад на том месте, где сейчас мы живем, плескалось теплое, мелкое море. В жилы рыбы, морские животные, кораллы. Под водой были горы. Климат на планете менялся, и менялась территория Кузбасса. Постепенно море отступало, что приводило к заболачиванию и произрастанию пышной растительности. Растения отмирали, перегнивали и послужили основой для образования угольных пластов. Горные пласты то поднимались, то разрушались, на смену горам приходили то вулканы, то мёртвые пустыни. Наступал ледниковый период
( фото мамонта). Вот мамонт, которого обнаружили при раскопках угольных пластов. Он сейчас находится в музее. Потом в недрах земли наступил покой и древние горы и равнины Кемеровской области приняли облик, который мы можем видеть сейчас. О геологическом прошлом нашей родины ученые геологи узнали по остаткам живых организмов, и разнообразии месторождений полезных ископаемых. (Посмотрите фотографию окаменевших морских организмов, найденных в пластах грунта).
Так на территории Кузбасса образовались большие пласты каменного угля, который добывают сейчас.
-«Ребята, как вы думаете, для чего нужен уголь?» (Ответы детей). Правильно, уголь используют для отопления жилых помещений, заводов, из него получают краски и лекарства, для выплавки металла из железной руды.
А теперь мы перенесёмся к месторождению угля (показывает фото шахты и фото карьера). Уголь добывают шахтеры, это трудная и опасная профессия (фото шахтеров). Наша область кроме угля богата железной рудой, мрамором, песчаником, который используют для изготовления стекла, серебром, золотом и другими полезными ископаемыми.
- «Ребята, вы слышите эти звуки (звучит фонограмма пения птиц, шума деревьев). Мы с вами переносимся в тайгу. Большая часть Кузбасса покрыта тайгой, которая славится красотой животного и растительного мира (фото тайги). Посмотрите ребята, как густо растут деревья в тайге, это сосны, пихты, ели, кедры. Тайгой покрыты и склоны гор и кряжа. Высоко в горах можно увидеть горную тундру, которая очень похожа на тундру севера, и высокогорные альпийские луга с яркими цветами. В тайге обитают разнообразные животные: медведь, марал, кабарга, лось, рысь, куница, белка, росомаха, барсук и даже северный олень. Птицы: глухарь, тетерев, различные виды сов, филины, различные виды певчих птиц. Растительный мир богат дарами природы: ягодами, кедровым орехом, лекарственными травами.
(Фонограмма с шумом воды). «Ребята, как вы думаете, где мы с вами сейчас окажемся?» (Предположения детей). (Показывает фотографию реки).
В нашем краю насчитывается более 20 тысяч рек и озер. Наиболее крупные из них называются – Томь, Кия, Яя, Иня, Чумыш и Чулым. Почти все реки относятся к реке Обь, которая несёт свои воды в Карское море. Есть реки спокойные, которые плавно несет свои воды, а есть реки стремительные, горные. Они с грохотом проносятся среди узких берегов. Реки и озера богаты разнообразной рыбой, которая живет только в чистой воде, поэтому особое внимание уделяется охране водных ресурсов области. Обитают водные животные: бобр, выдра, ондатра. Птичий мир тоже очень разнообразен: разные виды журавлей, черный аист, розовый пеликан, гуси, утки, и другие интересные птицы.
А сейчас мы с вами окажемся в лесостепи и степи. Это очень красивые места (показывает фотографии). Растения в степи не высокие, опушенные, с узкими длинными листьями. В Лесостепи растут красивые деревья: береза, осина, черемуха, боярышник. Травы отличаются пышностью. Встречаются сосновые боры. Живут там зайцы, лисы, различные виды мышей и насекомых, певчие птицы.
(Звуки бубна) – «Ребята, мы с вами перенесемся к коренным народам Кузбасса и узнаем и их жизни. Это шорцы, телеуты. (фото коренных народов в костюмах). Издавна они занимались охотой на пушных зверей и крупных животных ради мяса. Также занимались собирательством и кузнечным делом - изготавливали из железа предметы обихода, земледельчства. Когда Сибирь присоединили к России, в Кузнецкую землю, так тогда называли Кузбасс, стали переселяться русские военные люди. Они создавали крепости и защищали местное население от набегов кочевых племен. Одной из них является Кузнецкая крепость (фото). В Кузнецкую землю приходили многие экспедиции и одна из них обнаружила много месторождений каменного угля, и ученый, Петр Александрович Чихачёв, объединил эти месторождения в один угленосный бассейн и назвал его Кузнецким. Так появилось название «Кузбасс». Стали появляться металлургические заводы, шахты, появляться города и поселения. Кузнецкая земля осваивалась и изменялась. Затем Кузнецкую землю стали называть Кемеровской область. Сейчас в Кузбассе расположено 20 городов и Кузбасс – один из крупнейших промышленных районов Сибири!
Заключение
Воспитатель:
-«Наше путешествие подошло к концу, мы с вами увидели красоту нашей малой родины и знаем, что все это нужно беречь и охранять, чтобы наш Кузбасс процветал!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей логопедической группе. Тема: Путешествие по родному краю.
Вашему вниманию предлагается конспект интересного занятия в старшей логопедической группе с целью закрепить знания детей о Ханты-Мансийском крае. Показать ценность и значимость совместного творчества ...
Конспект физкультурного занятия в средней группе "Путешествие по родному краю"
Конспект физкультурного занятия в средней группе Путешествие по родному краю«Ехау казачник Бай»http://vip-file.com/downloadlib/604029490668051632565483-61656.60f4c7f41719e473822a3392d992/Заняти...
тема: «Путешествие по родному краю» занятие по ФЦКМ подготовительная группа
тема: «Путешествие по родному краю» Программные задачи: Продолжать учить пользоваться как краткой, как распространенной формой ответа, в зависимости от харак...
Конспект познавательной деятельности по развитию речи "Путешествие по родному краю".
Этот материал позволит обобщить знания детей в умении различать город и населенный пункт (станицу), устанавливать связь между образом жизни домашних животных и человека....
"Путешествие по родному краю"
Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи в средней группе...
НОД "Путешествие по родному краю"
Конспект НОД для детей с ОВЗ...
Сценарий образовательной деятельности Мой край родной!» Квест – игра «Путешествие по родному краю» (уточнение и закрепление представлений о родном районе).
Разработка по краеведческому образованию детей дошкольного возраста для реализации парциальной программы "Новая Сибирь - мой край родной". Блок Программы «История»....