"Волшебное путешествие по родному краю"
методическая разработка (старшая группа)

Говоркова Инна Владимировна

Познавательный материал для знакомства старших дошкольников с родным краем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл govorkova_i.v._metodicheskaya_razrabotka.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка мероприятия по патриотическому воспитанию для воспитанников подготовительной  к школе группе

 На тему: « Волшебное путешествие по Родному краю»

Цель:

- формировать у дошкольников представление о возникновении Кузбасса, его названия и его природных богатствах.

Задачи:  

-расширять и закреплять представления  дошкольников о богатстве растительного и животного мира, разнообразии полезных ископаемых;

-развивать воображение, любознательность;

-пополнять словарный запас;

- воспитывать патриотические чувства, гордость за свою малую Родину.

Необходимое оборудование: изображения моря, болота, морских окаменелостей, скелета мамонта, наскальных рисунков  из  заповедника «Томской писаницы», тайги, гор  Салаирского кряжа, Горной Шории, рек, животных и птиц, каменного угля, карты Кемеровской области. Аудио- записи зуков).

 Ход занятия.

Воспитатель:

  -«Здравствуйте, ребята! Мы живем в огромной стране – Россия. Ее природа очень разнообразна и среди её просторов есть уголок, который называется – Кузбасс. Это наш  родной край, наша малая родина. И сейчас мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по Кузбассу.

(Показывает фотографию моря). - «Ребята, что вы видите на фотографии?» ( Дети отвечают – море).  Вы спросите, почему здесь море? Сейчас  мы с вами отправимся в путешествие и узнаем историю возникновения территории Кузбасса.

Дело в том, что 350  миллионов лет назад на том месте, где сейчас мы живем, плескалось теплое, мелкое море. В жилы рыбы, морские животные, кораллы. Под водой были горы. Климат на планете менялся, и менялась территория Кузбасса. Постепенно море отступало, что приводило к заболачиванию и произрастанию пышной растительности. Растения отмирали, перегнивали и послужили основой для образования угольных пластов. Горные пласты то поднимались, то разрушались, на смену горам приходили то вулканы, то мёртвые пустыни. Наступал ледниковый период  

( фото мамонта). Вот мамонт, которого обнаружили при раскопках угольных пластов. Он сейчас находится в музее. Потом в недрах земли наступил покой и древние горы и равнины Кемеровской области  приняли облик, который мы можем видеть сейчас. О геологическом прошлом нашей родины ученые геологи узнали  по остаткам живых организмов, и разнообразии месторождений полезных ископаемых. (Посмотрите фотографию окаменевших морских организмов, найденных в пластах грунта).

Так на территории Кузбасса образовались большие пласты каменного угля, который добывают сейчас.

-«Ребята, как вы думаете, для чего нужен уголь?» (Ответы детей). Правильно, уголь используют для отопления жилых помещений, заводов, из него получают краски и лекарства, для выплавки металла из железной руды.

А теперь мы перенесёмся к месторождению угля (показывает фото шахты и фото карьера). Уголь добывают шахтеры, это трудная и опасная профессия (фото шахтеров). Наша область кроме угля богата железной рудой, мрамором, песчаником, который используют для изготовления стекла, серебром, золотом и другими полезными ископаемыми.

- «Ребята, вы слышите эти звуки (звучит фонограмма пения птиц, шума деревьев). Мы с вами переносимся в тайгу. Большая часть Кузбасса покрыта тайгой, которая славится красотой животного и растительного мира (фото тайги). Посмотрите ребята, как густо растут деревья в тайге, это сосны, пихты, ели, кедры. Тайгой покрыты и склоны гор и кряжа.  Высоко в горах можно увидеть горную тундру, которая очень похожа на тундру севера, и высокогорные альпийские луга с яркими цветами. В  тайге обитают разнообразные животные: медведь, марал, кабарга, лось, рысь, куница, белка,   росомаха, барсук и даже северный олень.  Птицы: глухарь, тетерев, различные виды сов, филины, различные виды певчих птиц. Растительный мир богат дарами природы: ягодами, кедровым орехом, лекарственными травами.

(Фонограмма с шумом воды). «Ребята, как вы думаете, где мы с вами сейчас окажемся?» (Предположения детей). (Показывает фотографию реки).

В нашем краю насчитывается более 20 тысяч рек и озер. Наиболее крупные из них называются – Томь, Кия, Яя, Иня, Чумыш и Чулым. Почти все реки  относятся к реке Обь, которая несёт свои воды в Карское море. Есть реки спокойные, которые плавно несет свои воды, а есть реки стремительные, горные. Они с грохотом проносятся среди узких берегов. Реки и озера богаты  разнообразной рыбой, которая живет только в чистой воде, поэтому особое внимание уделяется охране водных ресурсов области. Обитают водные животные: бобр, выдра, ондатра. Птичий мир тоже очень разнообразен:  разные виды журавлей, черный аист, розовый пеликан, гуси, утки, и другие интересные птицы.

А сейчас мы с вами окажемся в лесостепи и степи. Это очень красивые места (показывает фотографии). Растения в степи не высокие, опушенные, с узкими длинными листьями. В Лесостепи растут красивые деревья: береза, осина, черемуха, боярышник. Травы отличаются пышностью. Встречаются сосновые боры. Живут там зайцы, лисы, различные виды мышей и насекомых, певчие птицы.

        (Звуки бубна) – «Ребята, мы с вами перенесемся к коренным народам Кузбасса и узнаем и их жизни. Это шорцы, телеуты. (фото коренных народов в костюмах). Издавна они занимались охотой на пушных зверей и крупных животных ради мяса. Также занимались собирательством и кузнечным делом - изготавливали из железа предметы обихода, земледельчства. Когда Сибирь присоединили к России, в Кузнецкую землю, так тогда называли Кузбасс, стали переселяться русские  военные люди. Они создавали крепости и защищали местное население от набегов кочевых племен.  Одной из них является Кузнецкая крепость (фото).  В Кузнецкую землю приходили многие экспедиции и одна из них обнаружила  много месторождений каменного угля, и ученый, Петр Александрович Чихачёв, объединил эти месторождения в один угленосный бассейн и назвал его Кузнецким. Так появилось  название «Кузбасс». Стали появляться  металлургические заводы, шахты, появляться города и поселения. Кузнецкая земля осваивалась и изменялась. Затем Кузнецкую землю стали  называть Кемеровской область. Сейчас в Кузбассе расположено 20 городов и Кузбасс – один  из крупнейших промышленных районов Сибири!

Заключение

Воспитатель:

-«Наше путешествие подошло к концу, мы с вами увидели красоту нашей  малой родины и знаем, что все это нужно беречь и охранять, чтобы наш Кузбасс процветал!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей логопедической группе. Тема: Путешествие по родному краю.

Вашему вниманию предлагается конспект интересного занятия в старшей логопедической группе с целью закрепить знания детей о Ханты-Мансийском крае. Показать ценность и значимость совместного творчества ...

Конспект физкультурного занятия в средней группе "Путешествие по родному краю"

Конспект физкультурного занятия в средней группе Путешествие по родному краю«Ехау казачник Бай»http://vip-file.com/downloadlib/604029490668051632565483-61656.60f4c7f41719e473822a3392d992/Заняти...

тема: «Путешествие по родному краю» занятие по ФЦКМ подготовительная группа

тема: «Путешествие по родному краю»   Программные задачи:    Продолжать учить пользоваться как  краткой, как распространенной формой ответа, в зависимости от харак...

Конспект познавательной деятельности по развитию речи "Путешествие по родному краю".

Этот материал позволит обобщить знания детей в умении различать город и населенный пункт (станицу), устанавливать связь между образом жизни домашних животных и человека....

"Путешествие по родному краю"

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи в средней группе...

НОД "Путешествие по родному краю"

Конспект НОД для детей с ОВЗ...

Сценарий образовательной деятельности Мой край родной!» Квест – игра «Путешествие по родному краю» (уточнение и закрепление представлений о родном районе).

Разработка по краеведческому образованию детей дошкольного возраста для реализации парциальной программы "Новая Сибирь - мой край родной". Блок Программы «История»....