Конспект занятия "Знакомство с русским - народным костюмом"
план-конспект занятия

Гильфанова Ирина Робертовна

Конспект занятия "Знакомство с русским народным костюмом"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakostvo_s_russkim_narodnym_kostyumom.docx27.84 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Знакомство с русским народным костюмом

Задачи.

Образовательные.

  • Познакомить детей с русским народным костюмом, его особенностями; подчеркнуть основное назначение одежды – беречь человека, предохранять от болезней и  неприятностей.
  • Показать на примере, что многие виды современной одежды пришли к нам из глубокой старины; обратить внимание детей на то, что русский национальный костюм - это труд, мастерство  русских женщин.

Развивающие.

  • Заинтересовать одним из видов народно – прикладного  искусства-глиняными игрушками и  способствовать радостному настроению.
  • Расширять кругозор, развивать любознательность.
  • Закрепить знания пословиц об одежде.
  • Активизировать словарь детей: понева, рубаха, сарафан, кокошник, порты.  Обогатить словарный запас новыми словами: оберег, кичка, душегреи.                          

Воспитательные.

  • Воспитывать интерес к жизни предков, уважение к ним.
  • Воспитывать чувство любви к Родине, гордости за свой народ.

Предварительная работа.

     Знакомство детей с жилищем русского человека-избой, с традициями гостеприимства, с особенностями русского народного костюма; разучивание пословиц, хороводов.

Методические приемы.

     Сюрпризный момент, беседа, ряжение, рассказ воспитателя, рассматривание одежды, вопросы, использование пословиц и загадок, игра со свистульками, динамическая пауза.

 Материалы.

     Взрослый поневый ансамбль, детская русская рубаха (для девочки  и для мальчика), головные уборы, сарафанные ансамбли (взрослы,  детские), свистульки (по количеству детей).

Ход НОД.

   Воспитатель, одетый в праздничный народный костюм, встречает детей в избе.

- Здравствуйте, детушки милые, гостюшки мои дорогие! Милости прошу! Проходите в горницу!

   Дети входят в горницу с поклоном, здороваются с хозяйкой.

-   В избу заходите, садитесь, а я погляжу, какие мальчики у нас заботливые, девочек удобно усадят, а на  девочек полюбуюсь, какие они ласковые,  как мальчикам «спасибо» скажут.

-  Ну, вот как славно все и разместились! Дети, вы заметили, каким словом я вас встретила? И вы мне тоже «здравствуйте» сказали. Что же это за слово такое, что оно означает, как вы думаете?

(Здравствуйте – здоровье, то есть желают человеку здоровья, желают не болеть.)

-   Это пожелание доброе или злое? Как его нужно говорить?

(Ласково, приветливо, смотреть в лицо тому, с кем здороваешься.)

-   А еще я вам сказала: « Милости прошу!» Что эти слова означают? Как вы их понимаете?

(Быть милыми, добрыми, внимательными, заботливыми, бережными ко всему, что нас окружает.)

-  Ну, что ж, дорогие мои, сядем рядком да поговорим ладком. О том, как жили люди русские, какой порядок был на Руси, как сейчас живем, какие правила соблюдаем, какие праздники встречали,  во что одевались.               Вы, наверное, заметили, какой на мне наряд? Вам нравится мой костюм? А вы хотите нарядиться в праздничную одежду?  Как вы думаете, где раньше хранили одежду?  

(В сундуках.)

   Предлагаю девочкам и мальчикам выбрать одежду и надеть ее. В процессе ряжения помогаю девочкам в выборе. Обращаю внимание, что надеть мальчикам, что девочкам. Когда все нарядятся, предлагаю посмотреть друг друга и полюбоваться.

-    В таких нарядах, ребята, встречали праздники.  Давайте рассмотрим их, повнимательней.                                                                                     Основу любого русского костюма составляет  рубаха. Вот в таких  подпоясанных рубахах и ходили девочки. Самое интересное, что и мальчики в старину бегали по деревне в таких же рубахах, и обязательно с поясом. Это та часть одежды, которую человек носил от рождения до смерти. В моем костюме также есть рубаха, только она красного цвета, праздничная. (Показывает) Посмотрите, и на рукавах, и на горловине, и на подоле – везде вышивка. Для чего ее делали?

(Для красоты.)

-   Не только для красоты, а и для защиты от болезней, бед, несчастий. Посмотрите, какой формы рукав. ( Обводит рукой, подчеркивая форму круга.) А горловина? А подол? Все представляет собой круг. В старину люди считали, что круг оберегает человека от бед, потому все вышивки, пояса как бы «идут» по кругу. Почему же именно круг? Потому, что круг на солнце похож. А  солнце, дети, - это великая сила. Что  будет, если его не станет? Солнце - это жизнь и в старину люди ему покланялись. Поэтому круг, имеющий форму солнца, и считали оберегом, значит оберегает. Посмотрите на меня. На  взрослой рубахе тоже  вышивка – оберег. А чем отличаются «рубахи» от современных блузок?

(На блузках есть воротнички, манжеты,  кнопки, молнии, и они, стали короче.)

-    Правильно, ребята.

      Когда девочка подрастала, ей мама и бабушка шили юбку. Только юбка в те времена была другой. Называлась она распашная понева, потому что она распахивается. ( Воспитатель показывает на своем костюме.) Понева непременно одевалась поверх рубахи. Далее шел передник, или его еще называют фартуком, а в старину - занавеской. На нем много интересной вышивки. Это вышивка непростая – она специальным рисунком рассказывает  все о женщине: сколько ей лет, сколько у нее детей. Например, узор моего костюма говорит о том,  что его хозяйке 40 лет и у нее 8 детей. (Рассматривают костюм.) Передник был в старину, словно паспорт женщины.                                                                                                        В вышивке предпочтение отдавалось красному цвету. Как вы думаете, что означает слово «красный»?

(Красивый.)

-  Правильно, ребята. Мягкие плавные линии сарафана, которые как бы струились при движении, делали женщину похожей на лебедя. Недаром в народных песнях и сказках женщин называли необычным ласковым словом. Что это за слово?

(Женщин называли «лебедушками».)

   Предлагаю девочкам пройти  «лебедушками»

-    Посмотрите, ребята, как украшали сарафан?

(Вышивкой, лентами, цветными полосками ситца, тесьмой и бахромой.)

-    В праздничный женский наряд входили и так называемые душегреи – коротенькие на лямках кофточки, похожие на маленькие сарафанчики. (Воспитатель показывает.)

-   Так одевались взрослые женщины. А у меня в люльке младенец спит. Конечно, ненастоящий,  кукла, но уж очень похожа на настоящего малыша. Интересно, во что же одевали младенцев? Давайте рассмотрим.

Воспитатель предлагает кому-либо из детей рассказать, как одет младенец.

- Правильно, младенцев пеленали, туго закручивали в специальные пеленки, головку повязывали платочком, и, что самое главное, такому крошке обязательно повязывали пояс. Догадайтесь, зачем? Конечно, пояс тоже был оберегом. Пояс в русском костюме был обязательным – как в мужском. Так и в женском.

-   Ребята, обратите внимание на мой головной убор. Это кичка – один из видов кокошника. (Показать.) Такой головной убор говорит о том, что женщина уже немолода, но может родить ребеночка. А еще русские женщины очень любили платки, косынки. Волосы замужняя женщина убирала под головной убор. Их никто не должен был видеть. Да и удобно так было. Женщина ведь хозяйством занималась, обед варила. Так вот, прикрытые волосы не попадут ни в щи, ни в кашу.                                                А у девочек, какой головной убор?

(Повязка с лентами и бантами, волосы у девочек открыты.)

Динамическая пауза.

«Пошли козлы по лесу» – подвижная хороводная игра.

. Выбирается водящий. Остальные дети берутся за руки, образуя хоровод. В центр хоровода встает «вода». Хоровод движется в довольно быстром темпе. Водящий  ходит против движения хоровода. При этом приговаривают хором:

«Пошли козлы по лесу, по лесу, по лесу!

Нашли себе принцессу, принцессу, принцессу!»

На последнем слове водящий выбирает себе «принцессу». Они встают в пару в центре круга. Остальные участники хоровода встают лицом к центру круга. Все вместе выполняют стихи-команды («козел» и «принцесса» — парой, держась за руки; другие участники хоровода индивидуально):

«Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем!»

(подпрыгивают на месте)

«И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем!»

(выбрасывают вперед попеременно то правую, то левую ногу)

«И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем!»

(хлопают в ладоши)

«И ножками потопаем, потопаем, потопаем!»

(топают ногами)

-  Красив был и мужской костюм. Мальчикам, когда они подрастали, шили порты. Так раньше назывались штаны. Порты были темных расцветок, иногда в полоску. Мужские рубахи обычно шились из ткани одноцветной, клетчатой или с мелким набивным рисунком, а праздничную расшивали цветными шелковыми нитями. Особое значение придавалось расположению рисунка на рубахе. Так, нагрудные узоры защищали сердце и легкие, наплечные охраняли руки,  а наподольные не давали пробраться злым силам снизу.

-    Ох, ребята,  что-то я все сама рассказываю да не спрашиваю, что знаете вы. Скажите-ка мне, а знаете ли вы пословицы об одежде? Какие?

 ( «Хвалят на девке шелк, когда в самой девке есть толк»,

«По одежке встречают, по уму провожают»,

«Девичья коса – всему городу краса»,

«Друг лучше старый, а платье новое»).

-  Молодцы, ребята! Еще в старину и загадки про одежду придумывали. Отгадайте:

                              Скачет, пляшет день-деньской                                        И на покой идет со мной. (Рубаха.)

Шумит, хохочет,                                                                                                         Плясать с девушкой хочет. (Сарафан)

На небе звезды горят,                                                                                                    Цветы растут. (Кокошник)

-   В красивой нарядной одежде ходили люди в церковь, на праздники, в гости, на ярмарку. И я на ярмарке была, и посмотрите, какую забаву для вас купила. И хочу вам подарить. (Вместе рассматриваем свистульки.)

-  На таких свистульках любили поиграть,  да любимую мелодию наиграть не только дети, но  и взрослые. Наши предки умели и любили веселиться. Давайте попробуем и мы посвистеть.

Дети вместе  с воспитателем играют на свистульках.

-  Мне очень хочется, чтобы вы эти игрушки расписали.

- Я, ребята, тоже знаю хорошую пословицу: «Красна изба углами, а хозяйка пирогами». Хочу вас, детушки милые, угостить пирогами. Садитесь  за стол, угощайтесь на здоровье.

-  Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. Буду рада видеть вас снова. До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия во второй младшей группе «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы»

Тема: «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы».Ознакомление с художественным словом.Заучивание потешки «Сорока-ворона».Лепка.Зёрнышки для воронёнка....

Презентация проекта «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством ознакомления с русским народным костюмом»

Проект  основан на интерактивных методах работы, которые предполагают взаимодействие с музейным пространством....

Конспект экскурсии в мини - музей "Русская горница" по теме: "Русский народный костюм - хранитель истории"

Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям, воспитание уважения к народному костюму, развитие интереса к народной культуре....

Конспект развлечения "Праздник русского народного костюма"

Приобщение детей к русской народной культуре.Продолжать знакомить детей с традициями и бытом русского народа через стихи, песни, хороводы, одежду.Развивать познавательный интерес, уважительное отношен...

Конспект НОД Тема: «Русский народный костюм»

Конспект НОДТема: «Русский народный костюм»...

Конспект по рисованию "Русский народный костюм"

Рисование Русского народного костюма...