Конспект ООД в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа)
«Ремесла и промыслы карельского народа»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karelskie_remyosla.docx | 16 КБ |
remesla_k.ppt | 2.58 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД
по краеведению в старшей группе
«Ремесла и промыслы карельского народа»
Цель: знакомство детей с ремеслами и промыслами карельского народа
Задачи:
- Познакомить детей с традиционными занятиями северных крестьян: земледелием, животноводством, рыболовством, орудиями производства.
- Обогатить знания детей о высокой ремесленной культуре наших предков; познакомить с изделиями и технологиями традиционных ремёсел — деревообработка, вышивка, ткачество, кузнечное и гончарное ремесла.
Ход занятия:
Возьмёмся за руки, друзья!
Друг другу улыбнёмся.
Мы пожелаем всем добра
И скажем: «Здравствуй, солнце!».
Ребята, я хочу познакомить вас с карельскими народными играми. Поиграв в эти игры, вы сможете узнать, чем занимались карельские крестьяне.
Игра «Веркко да калат» (Сеть и рыба)
Дети делятся на две команды. Сплетается сеть, берутся за руки, поднимают их вверх, образуя круг. Сеть – круг колышется то вправо, то влево. «Рыбы» заходят внутрь круга и возвращаются обратно. В тот момент, когда «рыбы» в «сети» больше всего, кто-нибудь из ловцов кричит: «Сеть!» Поднятые руки вверх руки сразу же опускаются. Пойманные «рыбки» из игры выбывают. Затем меняются местами. В конце игры подводится итог: чья команда больше поймала «рыб».
Беседа:
Воспитатель: Кем сейчас были ребята, сплетавшие сеть?
Ответ детей: Рыбаками.
Воспитатель: Чем они занимались?
Ответ детей: Рыболовством.
Воспитатель: Почему карелы занимались рыболовством?
(в Карелии много озер)
Воспитатель: Чем ещё занимались карельские крестьяне, вы узнаете, поиграв еще в одну карельскую игру
Игра «Варой пелдолла» (Ворона на поле)
Выбирается водящий – «хозяин», остальные «вороны». Чертятся (определяются) границы поля. «Хозяин» садится на корточки в центре поля. «Вороны» слетаются на поле и начинают каркать: «Кар-кар - Поле топчем, зерна клюём». Так повторяют несколько раз. Просыпается «хозяин» и начинает гонять «ворон». «Вороны» улетают за границы поля. Там их трогать нельзя. Если какая-то «ворона» зазевалась, «хозяин» успевает её поймать.
Беседа:
Воспитатель: Почему берегли поле от ворон?
Воспитатель: Что нужно было сделать, чтобы собрать хороший урожай (вспахать поле, засеять его, беречь от вредителей, собрать урожай)
Воспитатель: Какие орудия труда для этого нужны (борона, плуг)
Воспитатель: Так наши предки обрабатывали землю.
Воспитатель: Вот еще одна игра, поиграв в неё, вы узнаете, чем ещё занимались люди.
Игра «Каграа сюёттямя» (Кормить овсом)
Выбирают хозяина и водящего. Хозяин с шапкой в руках садится на стул. Водящий изображает лошадь. Прячет лицо в шапку и делает вид, что ест овес. Руки в это время он держит за спиной, ладонями вверх. Играющие становятся за водящим. Затем кто – то из детей ударяет водящего по ладоням. Тот сразу перестает «есть овес» и старается угадать, кто его потревожил. Сделать это не просто - играющих много. Но все- таки каждый бьет по-своему, поэтому есть шанс угадать, кто ударил.
Если водящий угадывает, кто ударил, они меняются ролями. «Лошадь» снова принимается «есть овес».
Беседа:
Воспитатель: Кто есть у хояина? (лошадь)
Воспитатель: У него могли быть в хозяйстве и другие домашние животные?
Дети: Коровы, чтобы было молоко. Овцы, чтобы получать шерсть.
Воспитатель: Овец стригли, затем пряли шерсть на прялках и вязали тёплую одежду.
Воспитатель: Рыболовство, земледелие, животноводство – это главные занятия карельского народа.
Воспитатель: Кроме того, что карелы были людьми трудолюбивыми, и хорошо освоили рыболовство, земледелие и животноводство, они были еще и рукодельными.
Воспитатель: Приглашаю вас на виртуальную экскурсию «Карельские ремесла».
Презентация «Прикладное искусство карел».
Вывод:
Воспитатель: Занятия делились на мужские и женские. Женщины обычно вышивали, пряли шерсть и из льна ткали ткани. Мужчины занимались деревообработкой, т.е. делали посуду, мебель, игрушки. Если нужно было сделать что-то полезное из металла (например, лопату, топор, плуг) этим занимались кузнецы. А глину, которая встречается в Карелии, использовали в гончарном деле (для изготовления посуды).
Рефлексия:
Воспитатель: Вот и закончилось наше занятие. Что же вы узнали, ребята, о занятиях крестьян, живущих в Карелии?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В Карелии всегда было много мастеров, находивших через особенности северной природы и образа жизни своеобразный подход к бытовым вещам, основанный на лаконичности формы, сочности деталей, соразмерности орнамента.
Так же внимательно, с любовью и выдумкой мастер подходил к изготовлению лыж, телег, саней, дуг и прочих предметов конской упряжи.
Все, что нужно для быта, изготавливалось в семье, в своей деревне.
Это распространяется на различное хозяйственное оборудование, транспорт, орудия труда, посуду, изделия из бересты.
Грабли, лопаты, рубели, трепала для льна, совки для сбора ягод, прялки, ткацкие станки отличались продуманной, учитывающей свойства материала и характер нагрузок, конструкцией
В 12 – 13 веках складываются традиции карельского костюма. Для его изготовления в основном использовались льняные нити; иногда добавляли конопляную и шерстяную нить.
Ткани в клетку, полоску (преобладали голубые, серые, сиреневые тона) использовались для будничной одежды – мужских и женских рубах, сарафанов
Крой был простым. Из льна делали нательные рубахи.
Из шерсти: юбки, передники, накидки, головные платки, покрывала.
Богаче могли выглядеть женские шейные украшения, отделанные тесьмой, серебряными или позолоченными бляшками.
Головные уборы с серебряной, золотой нитью или шитьем.
Древнекарельские женские костюмы
Праздничную одежду, в частности женские рубахи, шили из холста белого цвета, подолы украшались красной полосой тканого узора.
Для северных и прилегающих к ним районов Карелии характерно полихромное узорное вязание из шерсти (чулки, носки, перчатки, рукавицы).
В быту чаще всего использовались различные типы ёмкостей из дерева – ушаты, чаны, лоханки, подойники, шайки, кадушки. Кухонная деревянная посуда также отличается своеобразным рационализмом формы. Такую посуду выдалбливали или резали из сосны, ели, липы, березы; нередко использовали капы наросты.
Прялки обычно служили подарком дочери, жене, невесте, их брали с собой на посиделки, в гости. Они вырезались из части дерева, имевшей естественный изгиб; её лопасть делалась стройной, тонкой. Крупные элементы дополнялись трехгранно-выемчатой резьбой, которая выполнялась сочно и непринуждённо. Не исключались (в Поморье) и прялки с ажурной резьбой. Нередко в прялке совмещались и резьба и роспись.
Многоцветная вышивка вообще характерна для народов прибалтийско-финской группы, районов Европейского Севера. Она применялась для украшения одежды и головных уборов (сорок, кокошников), а также полотенец, подзоров к кроватям. К числу древнейших относится композиция из двухголовой птицы (или коня), напоминающей древнюю ладью. На ее спине утверждалась либо человекоподобная фигура, либо дерево.
Еще в 6 веке вепсы изготавливали из бронзы простейшие украшения, ножи, топоры-кельты, а в 9 – 12 вв. довольно сложные украшения в скандинавской традиции. Броши из литого серебра диаметром 2,9-8,5 см украшались чернением, гравировкой. Предметы украшений 12-13 века. Остатки могильников древнекарельских поселений Приладожья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) по теме: Конспект занятия в старшей группе по аппликации на тему: "Птица счастья".
Как сделать объемную аппликацию...
Конспект ОД в старшей группе по познавательно – исследовательской деятельности по экспериментированию в старшей группе Тема: «Снег и лед». Воспитатель: Колчева Н.В. МАДОУ ЦРР Д/С №4; г. Кропоткин
Конспект ОД в старшей группе по познавательно – исследовательской деятельности по экспериментированию в старшей группе и презентация по ознакомлению с окружающим миром по теме: «Снег и...
НОД по рисованию во второй младшей группе по потешке «Огуречик, огуречик». НОД в средней группе по рисованию по потешке «Сорока, сорока» План – конспект НОД в старшей группе по рисованию на тему «Совушка» План - конспект
НОД по рисованию во второй младшей группе по потешке «Огуречик, огуречик». НОД в средней группе по рисованию по потешке «Сорока, сорока» План – конспект НОД в старшей группе по рисованию на т...
Конспект НОД в старшей группе детского сада. «Собака – друг человека» (старшая группа)
Конспект НОД по Окружающему миру...
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Тема: «Весна. Перелетные птицы». Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация. Программные задачи: 1. Активизировать слова
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Тема: «Весна. Перелетные птицы».Интеграция обл...