РОЛЬ СЕМЬИ В СОХРАНЕНИИ РОДНОГО ЯЗЫКА
статья (старшая группа)

Танбаева Таисья Петровна

Актуальность определяется значимостью знания родного языка, как носителя духовной культуры народа. Только родной язык соединяет человеческие души, историю с современностью, жизнь предков с нашей жизнью. Через родное слово ребенок становится сыном своего народа. Каждый человек должен знать свой родной язык, это закон жизни и природы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rol_semi.docx18.96 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ СЕМЬИ В СОХРАНЕНИИ РОДНОГО ЯЗЫКА

Танбаева Т.П.

Как рыба не может жить вне воды, так и человек не может оставаться человеком вне языка. Поэтому, владение языком – главное, чему стоит учиться в жизни, в семье, детском саду и в школе. Родной язык – бесценный дар, которым наделен человек. В нем одухотворяется весь народ и вся его история. Вот почему у любого народа знанию родного языка отводится значительная роль.

В настоящее время, как никогда, остро стоит проблема сохранения языков малочисленных коренных народов, в том числе и хакасского языка. История показывает, что пренебрежение родным языком приводит к угасанию национальной культуры, молодежь теряет свое национальное своеобразие, превращаясь в безликую  группу.  Поэтому важно выработать у обучающихся бережное отношение к родному языку, показать важность его знания.

Актуальность определяется значимостью знания родного языка, как носителя духовной культуры народа. Только родной язык соединяет человеческие души, историю с современностью, жизнь предков с нашей жизнью. Через родное слово ребенок становится сыном своего народа. Каждый человек должен знать свой родной язык, это закон жизни и природы.

Каждый язык, как известно, это отдельное окно, через которое мы видим мир. Желание сохранять и развивать родной язык, как у носителей, должно быть у каждого. Только на первый взгляд кажется, что язык – это лишь инструмент для общения. На самом деле, он значит намного больше, чем просто общение. Родной язык   - хранилище мудрости и памяти. Это прекрасно наточенный инструмент народа для выражения его самых тонких мыслей, нежных чувств, его духовных ценностей и блестящих идей, хранилище самой прекрасной литературы, истории народа. Язык хранит все это богатство и делает его доступным не только для нынешнего поколения, но и для будущего. Он позволяет людям ощущать свою общность, идентифицировать себя этнически со своим народом. «Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ» - эти слова великого педагога К.Д. Ушинского актуальны и сегодня. 

С давних времен мыслители, писатели, педагоги говорят о важной роли родного языка в становлении человека. Родной язык обладает огромной притягательной силой. И не случайно он отождествляет со священным словом «мать».  «Материнский язык» - самый радостный для ребенка язык, самый понятный, на котором она поет колыбельные песни. Именно с колыбели малыш начинает усваивать чистые родные звуки. Зерна добра и человечности, идеалы красоты и совершенства заложены, прежде всего, в маминых сказках, народном творчестве, так понятных и близких сердцу ребенка. В повседневном общении с матерью ребенок усваивает язык. Особенно, в первые годы жизни ребенка, когда всё значительное время он проводит в семье и в большинстве случаев, с матерью. Эмоциональная речь, атмосфера счастливой семьи вызывают положительные эмоции со стороны ребенка, что благоприятно влияет на душевное самочувствие и  его воспитание, позитивно сказывается на формировании языкового поведения.

Язык передается по наследству и, поэтому, роль семьи и матери особенно велика. Именно родители определяют, на каком языке будет говорить их ребенок, право выбора зачастую  принадлежит матери. На базе родного языка в кругу семьи происходит первичная социализация ребенка. Следовательно, именно в семье закладываются основы владения родным языком. Ребенок с самых ранних лет начинает формировать собственное «Я» по образцу родителей, которые в семье прививают любовь к своему народу, к родной культуре посредством языка. На родном языке звучат колыбельные песни матери, прибаутки, устанавливаются межличностные языковые контакты.

Родной язык, являясь одновременно и средством, и источником интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания, формирует ребенка как личность. Пользуясь родным языком, как средством общения, ребенок впитывает в себя культуру поколений, культуру своего народа, познает окружающий его мир и самого себя, усваивает нормы социального взаимодействия. Речь ребенка во многом зависит от родителей, их культуры, образования, социального положения, от понимания ими важности правильного речевого развития малыша. Родители должны осознавать особую ответственность за развитие речи ребенка в силу необыкновенно высокой детской чувствительности к языковой информации, которая «падает» на первые годы жизни. В этом отношении незаменимы произведения народной культуры, классического искусства, которые используются как действенное средство воспитания детей с первых лет жизни. С раннего возраста ребенок впитывает в себя мелодии и ритмы народных песен и стихов. В произведениях устного народного творчества, которые сопровождают ребенка с первых дней жизни, для него открывается вся прелесть родного языка. Незабываемые образы фольклорных произведений, выразительность и меткость языка, красота образного слова психологически близки и интересны детям. Они быстро «схватывают» фольклорную поэзию. Это важно помнить современным родителям, часто пренебрегающим такими важнейшими средствами народной педагогики, как колыбельные песни, потешки, загадки, пословицы, поговорки, считалки. Обращение к ним – не дань прошлому, а следование по проверенному многовековой практикой пути приобщения детей к искусству.

Среди молодого поколения немного тех, которые разговаривают на родном языке. Это семьи, где родители являются людьми  старшего поколения. Или это семьи, где совместно проживают люди разных поколений: родители и бабушки, дедушки. Наблюдается тенденция - дети, проживающие с бабушками и дедушками, лучше владеют родным языком. И как показывает практика,  дети, владеющие родным языком, при поступлении в дошкольное образовательное учреждение, легко приобщаются к русскому языку. В детском саду традиционно проводим праздник пожилого человека «Хуртуях». Праздник доставляет большую радость не только бабушкам и дедушкам, но и их внукам. Дети готовят подарки, концертные номера на хакасском и русском языках. Бабушки участвуют в конкурсах «Презентация национальных блюд», «Частушки», показывают уроки мастерства. Чаепитие-важная часть праздника, ведь ничто не сближает людей как хлебосольный стол да задушевный разговор. Примечательным является открытие бабушкиной школы «Ичека». Бабушки часто приходят в гости, показывают уроки рукоделия, рассказывают о том как жили раньше, какие готовили блюда, знакомят детей с устным народным творчеством, рассказывают сказки и легенды, учат детей петь тахпахи. Дети с удовольствие относятся к людям старшего поколения, с интересом перенимают их бесценный опыт. На мой взгляд, трудно постичь родной язык, когда ты изучаешь его, как предмет,  но легко, если ты общаешься на нем каждый день, не задумываясь о том, что ты должен научиться этому предмету.

На современном этапе наблюдается снижение роли и значимости родного языка. Многие дети понимают родной язык, но сами не умеют на нем разговаривать, дома общение ведется на русском языке.  Связано это с отсутствием доступной среды общения. Язык остается жизнеспособным лишь в том случае, если он является средством общения между людьми.

Следует отметить и тот факт, что хорошее знание структуры, системы, содержания родного языка важно и потому, что родной язык становится необходимой базой для обучения иностранных языков. В ходе многолетних испытаний выяснилось, что хорошее знание родной речи помогает легче освоить чужой язык. И на своем личном опыте убедилась, знание родного языка облегчает изучение иностранного языка. Не зря К.Д. Ушинский придавал родному языку воспитательное и познавательное значение: «Этот удивительный педагог – родной язык – не только учит многому, но учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегченному методу»

Рассмотрение вопроса о сохранении, развитии родного языка и национальных традиций позволяет говорить о том, что данный процесс осуществляется в первую очередь в семье. Поэтому основная задача семьи в данном вопросе: прививать детям желание говорить на родном языке; воспитывать уважение к родному языку, культуре, обычаям и традициям своего народа.

Какие причины могут стать препятствием, чтобы дома говорили или начали говорить на родном языке с детьми и внуками. Родители должны подавать пример своим детям, ведь не зря бытует мнение, дети зеркало своих родителей. Всегда, независимо от обстоятельств,  дома со своими детьми  нужно не стесняться говорить на родном языке.  Стесняясь, мы как бы демонстрируем ребенку, что их речь неполноценна, теряя одновременно и свой авторитет, и статус родного языка. Надо объяснить ребенку, что он на один язык богаче, чем остальные. Очень часто стремление оградить свое чадо от возможных отрицательных реакций окружающих по его адресу превратно трактуется ребенком: родной превращается для него в тайный, нежелательный язык. Если в семье разговаривают только на родном языке, обучая этому разговору и прививая любовь к нему с раннего детства, то ребенок с гордостью будет разговаривать на нем, и в будущем воспитывать своих детей.

Мы должны сохранить родной язык, как важнейшее звено, связывающее нас с прошлым, а с нами последующие поколения. В хакасском языке заключены мудрость древнего народа, его богатейший жизненный опыт, его история, которые  питают умы потомков. Наш собственный пример в использовании родного языка и проявления интереса к нему – самая эффективная форма по сохранению родного языка, когда в роли воспитателя и учителя выступают родители.

В заключение хочется отметить, мы должны уметь, а если понадобиться, научиться внушить необходимость знания родного языка нашим детям, и родителям усиливая его этническую притягательность и подчеркивая его актуальность для завтрашнего дня. Только мы сами должны приложить все усилия для возрождения языка.  Язык- это душа народа. И пусть наша душа никогда не угаснет!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для родителей и детей подготовительной группы «Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей»

В данной работе представлен материал семинара-практикума для детей и родителей подготовительной группы в рамках поекта "Неделя психологии"...

"Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей"

Данный материал раскрывает родителям, что важно для психологического комфорта малыша, из чего складывается эмоциональное благополучие, а также описываются факторы, оказывающие влияние на психическое з...

Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей

Конспект для проведения тематической встречи на родительском собрании. К нему прилагается презентация в соответствующем разделе на моей страничке....

РОЛЬ СЕМЬИ В СОХРАНЕНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ

Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка – его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Когда окружающие ласково относятся к ребенку, признают его права, проявляют к нему вн...

Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей.

Когда окружающие доброжелательно относятся к ребенку, признают его права, уделяют ему внимание, он испытывает чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жи...

Консультация для родителей на тему "Роль семьи в сохранении родного языка"

Консультация для родителей на тему "Роль семьи в сохранении родного языка"...

"Роль семьи в сохранении и развитии родного бурятского языка"

Роль семьи в сохранении и развитии  родного языка н несравнима, т.к. именно в семье формируются нормы поведения, закладываются основы нравственности челолвека, приобретаются все навыки, в том чис...