Приобщение и воспитание интереса у дошкольников старшего возраста к культурным ценностям родного поселка
статья (подготовительная группа)
В статье представлена система работы по приобщению сташих дошкольников к культурным ценностям Малой Родины.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ю. С. Морозова
ПРИОБЩЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ИНТЕРЕСА У ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА К КУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ РОДНОГО ПОСЕЛКА
Аннотация. В статье представлена система работы по приобщению старших дошкольников к культурным ценностям родного поселка. Подробно рассказано о формах работы, способствующих развитию интереса у дошкольников к культурным ценностям Малой родины.
Ключевые слова: культурные ценности, система работы, формы работы, воспитание интереса.
Воспитатели в своей работе часто обращаются к понятию «культурные ценности». Это может показаться преувеличением, но если рассмотреть дефиницию, например в Википедии, то все встает на свои места, «культурные ценности - это материальные и нематериальные предметы и произведения культуры, имеющие художественную и имущественную ценность, универсальную значимость, а также оказывающие эстетическое, научное, и историческое воздействие на человека» ru.wikipedia.org культурные
В общении с детьми мы не используем научной терминологии, но касаемся высоких материй: приобщаем к культуре, к нормам и образцам поведения, воспитываем патриотические чувства, знакомим с национальными традициями и обычаями на доступном детям языке и через доступные формы обучения.
В начале своего повествования хочу отметить, что наш детский сад находится на необыкновенном месте, я бы сказала сказочном: здесь есть и каменный диван, и волшебный пруд и память о знаменитых предках А. С. Пушкина. Итак, история нашего поселка тесно связана с именем великого русского писателя и поэта Александра Сергеевича Пушкина. Отсюда следует, что приоритетным направлением деятельности Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 21 комбинированного вида» Гатчинского района по реализации основной образовательной программы дошкольного образования является гражданско-патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведческой деятельности.
Цель: воспитание патриотических чувств у дошкольников через приобщение к культурным ценностям и традициям родного края.
Работа строится по нескольким направлениям: история поселка, достопримечательности поселка, символика поселка, традиции родного края, биография и творчество А. С. Пушкина.
Воспитание патриотических чувств у дошкольников через приобщение к культурным ценностям родного края предполагает системный подход, который мы успешно реализуем.
Первый этап - знакомство детей с историей поселка: познавательный рассказ о том, что в усадьбе Суйда жил прадед А. С. Пушкина Абрам Петрович Ганнибал, беседа по ознакомлению с личностью и жизнью Абрама Петровича Ганнибала в Суйде, беседа сопровождается иллюстрациями, фотографиями, посвященными данной теме.
Продолжая работу по ознакомлению с жизнью и бытом известного предка А.С. Пушкина, посещаем с детьми Краеведческий музей поселка Суйда. Экскурсоводы специально для нас разработали тематические экскурсии и маршруты. В музее демонстрируются экспонаты, принадлежащие эпохе Ганнибала, экскурсоводы рассказывают об интересных фактах из жизни прадеда поэта. При следующих визитах нам показывают фильм о родине Абрама Петровича, показывают и даже дают потрогать необычные экспонаты с родины прадеда Пушкина: экзотическое засушенное растение, музыкальные инструменты, струны которых сделаны из специально подготовленных жил животных, землю Камеруна (предполагаемой родины Ганнибала).
Далее я рассказываю детям об еще одной известной жительнице п. Суйда и о человеке, который был очень дорог поэту – Арине Родионовне – няне А. С. Пушкина.
Дети узнают, что в наших местах родилась и жила любимая няня поэта Арина Родионовна, это была страна ее детства, она рассказывала будущему поэту сказки, были и небылицы о нашем парке, об огромном дубе, пруде в форме лука. Маленький Саша верил, что действительно есть волшебный дуб, по нему ходит Кот Ученый, а в темнице там царевна тужит. Так родилась легенда о Лукоморье.
Совершаем с детьми целевые прогулки к церкви, которая выстроена на месте той, в которой «крестили Арину Родионовну, отпевали Абрама Петровича, венчали родителей Пушкина – Надежду Осиповну и Сергея Львовича» [3, с.40], в наш парк, который тоже был свидетелем жизни знаменитых предков, рассматриваем каменный диван, пруд, вспоминаем историю их создания.
В качестве закрепления материала предлагаю детям изобразить на бумаге наиболее запомнившиеся или понравившиеся вещи, события, памятники.
Рекомендую родителям вместе с детьми посетить Краеведческий музей, развивать интерес детей к истории родного края.
Подвожу детей к выводу о том, что поселок Суйда называют «Пушкинским местом», потому что в Суйде жили его предки, и, конечно, его няня Арина Родионовна, которая живя здесь, получила свои представления о сказочном мире. А. Бурлаков в статье к 250-летию со дня рождения Арины Родионовны «Из родословной пушкинской няни» отметил, что «в одной из няниных сказок говорится: «У лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, а по тем цепям ходит кот; вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет» [2, с. 9]. Именно о суйдинском Лукоморье она поведала будущему поэту, писателю, сказочнику А. С. Пушкину. Александр Сергеевич, воспитанный на сказках, пропитанных суйдинским духом, сам написал пять замечательных сказок, которые интересны нам и по сей день. Рассматриваем фотографии памятника Арине Родионовне и юному Пушкину в селе Воскресенском, А. А Семочкин в книге «Усадьба Суйда» пишет, что «Аринушка как бы благословляет поэта, выпускает его в жизнь» [3, с. 40].
Следующий этап нашей работы – знакомство с биографией и творчеством А.С.Пушкина.
В ходе данной работы провожу следующие мероприятия: беседа: краткая биография писателя, рассматривание портретов разных художников; оформление книжной выставки: «Книги А.С. Пушкина»; экскурс по творчеству А.С.Пушкина; знакомство со сказками: чтение сказок, рассказывание, объяснение непонятных слов, просмотр мультфильмов, рассматривание иллюстраций, изготовление лепбука по сказкам А.С. Пушкина, дидактических игр: «Расскажи сказку по картинкам», «Что было сначала, что было потом?», «Из какой сказки предмет?», «Узнай героя по описанию», «Продолжи фразу из сказки» и т. п.; театрализованная деятельность: драматизация отрывка «Сказки о рыбаке и рыбке» для младших дошкольников; совместный творческий конкурс для родителей и детей «Наш Пушкин» (рисунки, поделки); работа в группе: собирание пазлов по сказкам А.С. Пушкина, пластилинография «Золотая рыбка», «Богатыри», «Золотой петушок», ниткография; посещение краеведческого музея.
Дети проявляют живой интерес к изучению истории родного края, с удовольствием посещают Краеведческий музей, суйдинский парк.
И дети, и родители с восторгом принимают участие в интегративной работе над сказками А. С. Пушкина. Дети горят желанием окунуться в волшебный сказочный мир посредством выполнения новых заданий, а родители по достоинству оценивают возможность приобщения детей к красивому литературному слову через чтение и изучение сказок А. С. Пушкина.
Результатом нашей совместной деятельности с детьми стало осуществление проекта: «Там, на неведомых дорожках…» и проведение открытой образовательной деятельности «Путешествие в страну Лукоморье».
За период изучения проблемы приобщения детей к культурным ценностям родного края, мною были разработаны:
- конспекты досугов, посвященных дню памяти А. С. Пушкина;
- конспекты НОД «Путешествие в страну Лукоморье», «Путешествие по сказкам Пушкина»;
- цикл бесед об истории родного поселка: «Суйда – бывшее поместье Ганнибала», «Няня А.С. Пушкина – уроженка села Воскресенское», «Поселок Суйда – пушкинское место», «Почему к нам приезжают туристы?», «Достопримечательности п. Суйда»;
- материалы для ознакомления дошкольников с достопримечательностями поселка Суйда;
- лэпбук по сказкам А. С. Пушкина;
- дидактические игры по истории поселка и сказкам А. С Пушкина;
- в группе оборудован патриотический уголок, в котором периодически размещается информация на тему: «Мой поселок Суйда». Уголок оснащен иллюстрациями, картинками по ознакомлению с историей поселка. Я их использую на занятиях, для проведения викторин и т. п.;
- для родителей по данной теме оформлены консультации в родительский уголок: «Готовимся к прогулкам по родному поселку», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», «Роль семьи в развитии речи ребенка», «Патриотическое воспитание».
Родители совместно с детьми принимают участие в конкурсах, касающихся приобщения детей к истории родного края. В этом году мы приняли участие в конкурсе изобразительного искусства на тему: «Люблю, тебя мой край родной…» и в литературном конкурсе «Я – автор», работа называется «Тот, кто живет в кармане», посвящена природе родного поселка. А также родители совместно с детьми подготовили сообщения на тему: «Почему наш поселок так называется?»
Системность и использование разнообразных форм работы способствуют развитию интереса и приобщению дошкольников к культурным ценностям родного поселка.
Работа по приобщению дошкольников к культурным ценностям родного поселка сложная и очень важная. Каждый человек должен знать историю и культуру того места, где живет. Знания о родном крае, полученные в детском саду, останутся с ребенком навсегда, а интерес к истории и культуре Малой родины может оказаться трамплином для выбора будущей профессии, хобби, общественной деятельности.
Моя мечта - увидеть своих воспитанников в качестве экскурсоводов по достопримечательностям родного поселка – организовывать детском саду мини-экскурсии для младших дошкольников и школьников младшего звена. Это, на мой взгляд, будет еще одной эффективной формой работы по приобщению и воспитанию интереса у дошкольников к культурным ценностям.
Список литературы
1. Бурлаков А. «Из родословной пушкинской няни»/ «Лукоморье» Краеведческий альманах музея-усадьбы «Суйда» №3, 2008 г.
2. Сёмочкин А. А. Усадьба Суйда. – СПб.: Летопись, 2018 г., 80 с.3. Финансы
3. Культурные ценности [Электронный ресурс]: Википедия. Свободная энциклопедия. – ru.wikipedia.org/культурные ценности (дата обращения: 06.11.2022).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: "Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям народов России через народные подвижные игры"
В докладе раскрывается значение подвижных игр в жизни ребёнка, а через народные игры ребёнок приобщается к культурным ценностям народов России....
Круглый стол. Выступление на тему: "Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям народов России через народные подвижные игры"
Народная игра - самостоятельный вид деятельности , направленный на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, развитии у детей определенных навыков и умений....
Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям (театру, музыке, живописи) через разные виды деятельности
В 2018-19 учебном году в нашем саду была проведена большая работа направленная на художественно-эстетическое развитие дошкольников.Было проведено много мероприятий и проектов. Получая знания об...
«Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям народов России»
Формировать у детей первоначальные представления о культуре и культурном наследии нашей страны, воспитывать восхищение результатами творчества своего народа...
Статья ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К КУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ И ТРАДИЦИЯМ РОДНОГО КРАЯ
В статье обоснована роль духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе изучения истории и традиций родного края, средствами проектно-исследовательской деятельности дошкольников и технологии ...
Родительское собрание на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям народов России»
Целью родительского собрания является-ознакомить родителей, как приобщить детей к культурным ценностям, на примере русской, удмуртской культуры....
Воспитание патриотизма у дошкольников через формирование любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края.
В связи с актуальностью вопроса воспитания у дошкольников патриотических чувств, главной задачей воспитателя становится развитие в детях чувства любви к своей малой родине, а затем и к...