проект "Русская народная тряпичная кукла"
проект (подготовительная группа)
Тряпичная кукла – игрушка с ценными воспитательными качествами. Возрождение рукотворной тряпичной куклы следует оценивать как вклад в сохранение и развитие отечественной культуры.
Занятия с детьми народной куклой помогают просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_krasnaya_kniga.docx | 24.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Русская народная тряпичная кукла»
Актуальность:
Без прошлого нет будущего. Каждый человек с «материнским молоком» впитывает культуру своего народа, которая становится неотъемлемой частью его души, началом, порождающим духовное становление личности. Каждый народ не должен терять своих корней, забывать о своем культурном прошлом. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Кукла – одна из интереснейших страниц в истории культуры. Традиционная матерчатая кукла – это простейшее изображение женской фигуры. В ней нет ничего лишнего, она почти символ. Кусок ткани, свернутый «в скалку», лицо из льняного лоскута, грудь из туго набитых шариков, коса, наряд из пестрых лоскутков – вот такая кукла. В русских семьях к куклам относились бережно, передавались по наследству. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое невесте, ведь девочка выходила замуж с 12 лет: «молодуха» тайком играла с куклами, а потом они переходили к детям.
Тряпичная кукла – игрушка с ценными воспитательными качествами. Возрождение рукотворной тряпичной куклы следует оценивать как вклад в сохранение и развитие отечественной культуры.
Занятия с детьми народной куклой помогают просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории. Такие занятия учат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе занятий формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки пригодятся ребенку для успешной учебы в школе.
Знакомство детей с историей народной куклы и технологией её изготовления представляет возможности для творческого самовыражения детей, формирование навыков работы с различными материалами – природными и бытовыми. Народная кукла наиболее близка детям и в тоже время связана со многими аспектами национальной культуры. Изготовление с детьми народной игрушки имеет большие воспитательные возможности. У детей развивается чувство цвета, ритма, пропорций, глазомер, эстетический вкус. Одним из важных моментов в изготовлении куклы является то, что её можно изготовлять без иглы и ножниц. Дети приобретают необходимые трудовые навыки.
Проблема:
Современные дети в основном играют игрушками фабричного производства и мало представляют себе в какие куклы играли наши предки, какую славную историю имеет русская народная тряпичная кукла. У них недостаточно сформированы представления о тряпичной кукле, нет навыков изготовления тряпичной куклы, нет материалов для ознакомления, изготовления и обыгрывания тряпичной куклы.
Родители имеют недостаточно знаний о русской народной тряпичной кукле, истории её возникновения, технологии её изготовления, что ведет к потери культурно-исторических ценностей русского народа.
Приоритетное направление проекта:
Приобщение дошкольников к народной культуре через ознакомление с традиционной рукотворной куклой
Гипотеза: гипотеза о том, что декоративно - прикладное искусство, как вид продуктивной деятельности дошкольников, является эффективным средством развития творческого воображения если учитываются определенные условия
Цель проекта:
Создать условия для воспитания у детей старшего дошкольного возраста интереса к истокам русской народной культуры в процессе ознакомления их с историей возникновения традиционной тряпичной куклы.
установить единство работы дошкольного образовательного учреждения и семьи как средство приобщения детей и родителей к проблеме народно – патриотического воспитания ребёнка.
Задачи проекта:
1. Содействовать воспитанию интереса к русской народной кукле , бережному отношению к культуре своего народа, уважению к национальным традициям.
2. Способствовать обогащению знаний дошкольников об истории возникновения традиционных народных тряпичных кукол.
3. Создать условия для формирования знаний о разнообразии и назначении традиционной русской народной тряпичной куклы, дать детям понятие, что в зависимости от назначения тряпичные куклы делились на группы (игровые, обрядовые, обереговые);
4. Обеспечить формирование умений детей в изготовлении кукол своими руками, изучить и применить на практике технологии изготовления различных видов тряпичных кукол (закрутка, скрутка)
Этапы реализации проекта:
Нормативно-правовое обеспечение
- наличие локальных актов, регламентирующих деятельность и образовательный процесс в рамках ФГОС
- наличие банка данных нормативно-правовых документов разного уровня
Кадровое обеспечение
- заинтересованность во внедрение инновационных технологий
- владение педагога современными образовательными технологиями
Научно-методическое обеспечение
- определение модели образовательного процесса
- разработка комплексно-тематического планирования и системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения знаний и умений
Информационное обеспечение
- организация взаимодействия сотрудников ДОУ с родителями воспитанников, с социумом
Материально-техническое обеспечение
- наличие предметно-развивающей среды (уголок творчества в кабинете ИЗО деятельности)
- создание мини-музея «Куклы наших бабушек»
Методы:
исследовательские, практические, социальный опрос и анализ результатов
Проект построен на основе главных методических принципов:
учет возрастных особенностей, доступность, постепенность усложнения
Обучение носит воспитывающий, развивающий и системный характер
Воспитание на основе знакомства с народной куклой дает возможность формировать в каждом ребенке лучшие человеческие качества: представление о добре и зле, красоте, любви к Родине, родному краю, к родственным корням, уважительное отношение к труду народных мастеров.
Деятельность, строящаяся на принципах художественно-эстетического творчества, при работе с куклой, развивает художественно-образное мышление, фантазию ребенка, позволяет активизировать его самые разные творческие проявления, развивает мелкую мускулатуру пальцев рук, чувство цвета, ритма и пропорции, глазомер, эстетический вкус.
Системность обучения направлена на образование у каждого ребенка системы знаний о традиционной кукле, как средстве приобщения к народной культуре (истории возникновения кукол, их значимости и принадлежности), так и системы умений слушать, воспринимать информацию, умении включаться в процесс изготовления кукол, творчески и с усердием относиться к работе.
Этапы реализации проекта:
1 этап: Организационно-диагностический.
Он включает в себя создание материальной базы, изучение актуальности темы (каким образом выбранная тема корректирует с основными задачами и целями функционирования дошкольного учреждения), постановка проблем и изучение литературы, а также определение целей и задач, прогнозирование возможных результатов. Основной задачей на данном этапе является разработка диагностических карт, с целью выявления уровня сформированных знаний и умений у детей, родителей и педагогов по данной теме. Выявление семей, заинтересованных в вопросе приобщения детей к народной культуре посредством изготовления традиционных кукол на базе детского сада. Определение готовности родителей к сотрудничеству.
2 этап: Теоретический.
Здесь планируется огромная работа по обработке материала для его тщательного изучения: изучение истории возникновения народных кукол, основных их особенностей, видов кукол, их значимость, принадлежность, технология изготовления. Сбор информации для дальнейших разработок: мастер-классов, конспектов занятий и т.д.
3 этап: Практический.
Сюда входит создание наглядных и методических пособий, изготовление образцов кукол, освещение информации по реализации проекта.
4 этап (включал в себя 3 направления):
Творческие выходы (при работе с детьми).
Это направление предполагает осуществление работы с детьми: создание для них оптимальных условий для их саморазвития и самореализации, развитие их эмоционально-ценностного отношения к истории нашего народа, его культуре, умение отражать полученные впечатления, умения и знания в продуктивной деятельности. Творческие выходы (при работе с родителями)
Необходим для создания благоприятного психологического климата, сердечного доброжелательного отношения двух сторон: педагог-семья, привлечения родителей к реализации проекта и участию в ряде совместных мероприятий. Он направлен на установление связи каждой семьи с культурой народа, сохранения семейных традиций и зарождение новых.
Творческие выходы (при работе с педагогами дошкольного учреждения)
Сюда входит проведение мастер-классов для педагогов, различные консультации, вступления на педагогических советах и т.д.
Прогнозируемые результаты:
1. Создание эффективной системы работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с традиционной рукотворной куклой, обеспечивающей решение задач по приобщению их к истокам народной культуры. Внедрение системы в образовательный процесс ДОУ
2. Формирование у детей представлений о многообразии народных игрушек, расширение у них кругозора, усовершенствование навыков ручной работы
3. Использование детьми полученных знаний, результатов своей работы в самостоятельной деятельности
4. Улучшение творческого взаимодействия с семьями воспитанников. Сплочение семьи в результате совместной деятельности (родители-ребенок).
Перспективы продвижения проекта:
1. Пополнение мини-музея новыми экспонатами.
2. Знакомство с музеем народной куклы детей всего детского сада, а также новых воспитанников старших групп и их родителей.
3. Проведение мастер-классов по изготовлению народной тряпичной куклы для всех желающих: детей, родителей, педагогов
4. Продолжение сотрудничества с другими творческими организациями. Участие в различных акциях, конкурсах. Публикации на сайтах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей по изготовлению народной тряпичной куклы-оберега «Мамина кукла»
От того, что окружает ребенка в детстве, зависит то, каким взрослым он станет. Игрушки, в которые играет ребенок - не исключение.Каждый из нас помнит свою люби...
Консультация и мастер-класс для родителей «Народные тряпичные куклы. Кукла Столбушка.»
Познакомить родителей с историей русской тряпичной куклы, её многофункциональностью. Объяснить, в чём ценность народной куклы в настоящее время. Научить делать куклу Столбушку....
Мастер – класс для педагогов "Использование народной куклы в художественно-эстетическом воспитании дошкольников. Изготовление народной тряпичной куклы Кувадки"
Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре....
Конспект мастер-класса для родителей по изготовлению народной тряпичной куклы «Колокольчик» «Народная кукла для наших детей»
Чем дальше в будущее входим,Тем больше прошлым дорожим.И в прошлом красоту находим,Хоть новому принадлежим....
Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с народной тряпичной куклой. Изготовление куклы «Пеленашки»».
Цель: Знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа....
«Ознакомление с народной тряпичной куклой. Изготовление куклы «Отдарок на подарок»
Знакомство с историей и видами народных тряпичных кукол, изготовление куклы "Отдарок на подарок"...
Конспект Итоговой интегрированной деятельности в рамках проекта «Традиционная народная тряпичная кукла» на тему: «Народная тряпичная кукла» (форма проведения – посиделки)
в подготовительной группе рассатрели тряпичный кукол,детям очень понравилось....