Развлечение в старшей группе « Норовжорчт» («Жаворонки»)
план-конспект занятия (старшая группа)

Дорофеева Наталья Михайловна

Обобщение и закрепление у детей полученных знаний о традициях празднования календарно-обрядового праздника «Закликание весны» в родном краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvlechenie_na_den_zhavoronkov.docx44.88 КБ

Предварительный просмотр:

 Развлечение в старшей группе « Норовжорчт» («Жаворонки»)

Цель: Обобщение и закрепление полученных знаний о традициях празднования календарно-обрядового праздника «Закликание весны» в родном краю.

Задачи:

  • развивать у детей интерес к народной культуре русского и мордовского народов;
  • формировать чувство сопричастности к преемственности традиций и поколений, к основам национальной духовности;
  •  рассказать о традициях встречи весны у русского народа;
  • закреплять представление о весне как времени прилёта перелётных птиц;
  •  уточнить представление о перелётных птицах нашего края, их образе жизни, дать полные сведения о птицах;
  •  развивать смекалку, помочь понять радостно – приподнятое настроения этого дня – 22 марта;
  •  воспитывать желание узнавать о птицах больше, понимать природу.

Предварительная работа: разучивание стихов, песен, хороводов, закличек, беседа о празднике «Норовжорчт», прослушивание аудиозаписей, лепка из теста «жаворонков» и выпечка их.

Оборудование: презентации «Жилища птиц», «Перелетные птицы», «Девушка – Весна», макет печи, 3 ключа, маски птиц

Ход развлечения:

(Зал красиво украшен. Стоит макет печки)

Ведущая: Шумбратадо вечкевикс инжетне, вишкинетне ды покштнэ! Здравствуйте, гости дорогие, маленькие и большие! Собрались мы с вами для беседушки. Собрались мы с вами для забавушки. Дорогих гостей, первых птиц в гости ждать, праздник Сороки отмечать.

Ребята, посмотрите, как красиво украшен наш зал, все готово к празднику. Я вижу, что вы ждали с нетерпением прилета перелетных птиц, долго готовились к нему и лепили из теста птичек.  А кто знает, чье пение мы сейчас слышим? Давайте прислушаемся, как красиво они поют. Как мы соскучились по нему за долгую холодную зиму.

(Дети слушают пение птицы жаворонка).

Ведущая: Еще с давних времен этот праздник ждали и любили. Так давайте же сейчас встретим мы его у нас. Отгадайте загадку:

Светает рано по утрам

Проталины и тут и там

Ручей шумит как водопад

Скворцы к скворечникам летят

Звенят под крышами капели

Медведь с еловой встал с постели

Всех солнышко теплом ласкает

Кто это время года знает?        (весна)- тундо.

-А весну покликать надо, София нам весну позовет весну!

Девочка: Тундань, тундань, тунданьчи!

                Тундонь чине кува листь?

                Листь лоткова-латкова,

                 Кавто панда еткова.(1; с.40)

Песня «Перед весной» (русская народная песня) (И.М. Каплунова, И.А.Новоскольцева «Праздник каждый день» Программа музыкального воспитания старшего возраста «Ладушки»)

Ведущая:  Ребята, сегодня мы с вами будем праздновать День птиц. Почему именно сегодня – 22 марта? А вот послушайте: «В давние – предавние времена жила в одной деревне мать с 2-мя ребятишками.

        (выходят матушка, девочка и мальчик)

 Вот как – то раз вечерком подходят дочка и сын к матери и спрашивают: 

 Мальчик:  Матушка, а можно нам на улице раздетыми побегать?

 Матушка: Нет, простынете.

Девочка:  Матушка, мы хотим в лес сходить – ландышей нарвать.

Матушка: Какие ландыши, если ещё снега на улице полно! Подождите вот придёт весна.

Ведущая:   А дети не унимаются: 

Мальчик: Матушка, а когда она придёт? 

Матушка: Вот прилетят скоро к нам птицы, весну на крыльях и принесут.

Девочка и мальчик:  Благослови, мати, весну закликати – нам зима надоела, весь хлеб у нас поела.

Матушка: Ладно, завтра утром пораньше встанете и пойдёте весну звать – кликать!

Ведущая:   А на завтра испекла матушка из теста птичек, отдала их детям и сказала:

 Матушка: Ступайте на улицу, заберитесь повыше, птичек на ладошки посадите, да позовите:

Весна – весна,

Поди сюда,

Жаворонки прилетите

Весну – красну принесите!

Девочка и мальчик: (держат на ладошках испеченных птичек)

          Весна – весна,

          Поди сюда,          

 Жаворонки прилетите

 Весну – красну принесите!

                     (убегают на стульчики)

Ведущая:   И полетели на Русь птицы: и большие и малые. Говорят 40 разных птиц в этот день – (22 марта) прилетают, а первыми летят жаворонки. Поэтому этот день называют «Жаворонками»

Выходят 2 ребенка:

1 ребенок: Нармунтне ливтядо,

         Пизэтненьтееде!

         Ливтядо да ливтядо,

         Пизэтнень тееде! (1;с.57)

2 ребенок: Прилетели мы весной

         С юга жаркого домой

         Зиму там пережидали

        По Отчизне тосковали!(И.В.Гарькина)

Ведущая:   Гости дорогие, а хорошо ли вы знаете приметы весны. Давайте это проверим. (Детям задаются вопросы):

Что весной голубое, высокое, чистое? (небо)

Что весной бежит, журчит, поет?      (ручей)

Что с крыши свисает, капает, тает? (сосулька)

Весной он тает, оседает, плачет?     (снеговик)

Что весной темнеет, тает, водой убегает? (снег)

Что весной капает, звенит, поет?  (капель)

Что весной греет, светит, припекает? (солнышко).

Ведущая: Молодцы! О весне народ складывал стихи, пел песни, ей посвящали народные гуляния, встречали гостей, давайте, ребята, и мы наших дорогих гостей порадуем песней.

                        Песня «Веснянка» муз. О.Девочкиной// «Музыкальный руководитель» -2008.- №2-с.73»

Ведущая: О начале весны мы догадываемся по тому, что день становится все длиннее. А еще об этом нам возвещают птицы, которые возвращаются из дальних стран, на родину. Сорок сороков птиц летят - весну несут. Поэтому и праздник назвали Сороки. Кто же эти вестники весны? Узнаете, отгадав загадки (Презентация «Перелетные  птицы»):

        (Дети называют птиц на эрзянском языке)

1)Что за птица на суку:

Всё «ку – ку», да «ку – ку»(кукушка) куко

2)Спереди шильце, сзади – вильце. (ласточка), по-эрзянски-цянав

3)На шесте дворец,

Во дворе певец.

Издалека прилетел,

Песню нам свою пропел. (скворец), по-эрзянски- письмар

4)Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? (соловей) (цеков)

5)Всех прилётных птиц черней,

Чистит землю от червей.

Вдаль по пашне мчится вскачь,

А зовётся птица … (грач), по эрзянски – граць

6)На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит. (цапля)(Сенксь)

7)Над полями парит,

Колокольчиком звенит. (жаворонок), по-эрзянски-норовжорч

8)Кто так хвостиком качает, семеня по тропке узкой,

Мы ее, конечно, знаем, это- птичка- трясогузка-( уськерей).

Ведущая: Я знаю, что вы, ребята, не только петь, стихи читать, загадки отгадывать  умеете, но еще и любите играть. Я предлагаю вам поиграть в игру«Кундамка»(Ловушка)

                             Проводится  игра «Кундамка»(Ловушка):

Дети: Скок, скок, сапожок,

Выходи-ка на лужок.

Кие ялго, кие чиезь,

Кие ардозь, кие ливтязь! (3; с.120)

(Дети берутся за руки, с окончанием музыки закрывают круг. Кто не успел выбежать из круга, начинают птичий гомон)

Ведущая: Славно птички пощебетали, даже на улице стало теплее, а на сердце веселее. А теперь мы отдохнем и послушаем стихи о весне и птицах.

Варя нам расскажет, о зяблике, который всем спешит сказать, что весна идет.

Ребенок:   Самой раннею весной

                  Запоёт певец лесной.

                  Это зяблик распевает

                  Про любимый край родной.

                  Зяблик первый узнаёт,

                  Что весна – красна идёт.

                  И летит по белу свету,

                 Чтобы всем сказать об этом. (М.Б.Зацепина)

Ведущая: А о том, как жаворонок поет, нам расскажет Матвей

Ребёнок: Мы идём, идём, остановимся.

                На леса, луга полюбуемся.

                Полюбуемся да послушаем,

                Как шумят – бегут воды вешние,

                Как поёт, звенит жавороночек.

(Отрывок из поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)

Ведущая:  А Рома нам расскажет о том, как весна всех разбудила

Ребёнок:   Воздух свеж, небо чисто,

                 Светит солнышко лучисто

                 Все проснулись ото сна

                 Разбудила всех весна!

                 Эту песню весна

                 Нам в подарок принесла

                 Раздала её ручьям

                 И полям, и тополям.

                 Ветер песенку унёс

                 Выше клёнов и берёз

                 Поднял прямо к небесам

                И разучивает сам. (Л.Кондратенко)

Ведущая:  София, расскажи нам о красавице весне

Ребёнок:   Птицы смотрят к нам в окно,

                 Прыгают по ветке.

                  Встало солнышко давно,

                 Просыпайтесь детки!

                 На дворе стоит весна,

                 Снег последний тает,

                 Звон капели допоздна

                 В марте не стихает.

                 Скоро, скоро наш лужок

                 Весь зазеленеет!

                 Выходи гулять, дружок,

                  Выходи скорее! (Е.Шаламонова)

Ведущая: Ребята, а знаете ли вы, как называют птиц, которые зимовали вместе с нами? (ответы детей).

Правильно, зимующие.

А те, что несут на крыльях весну? (ответы детей).

Конечно, это перелетные птицы. Давайте поиграем в игру «Зимующие и перелетные птицы». Думаю, что и гости нам помогут.

                  Проводится игра «Зимующие и перелетные птицы»

(Детям надевают шапочки птиц и выбирают из взрослых «Солнышко» и «Снежинку». Пока музыка играет, птички летают. Когда музыка заканчивается, зимующие птицы летят к «Снежинке», а перелетные к «Солнышку».)

Ведущая: Ребята,  а вы помните пословицы и поговорки о весне и птицах? Вот сейчас мы и проверим, хорошо ли вы их помните. Я буду начинать пословицу, а вы должны ее закончить.

Ласточка день начинает,  а соловей….. кончает

Апрельский скворец – …….весны гонец.

Увидал грача –…… весну встречай.

Одна ласточка весны…… не делает.

Всяк кулик своё болото….. знает.

Мал воробей – и то своё гнездо…..знает.

Человек без Родины – что соловей ……без песни.

Ведущая:  Пришла весна- веснушка!

                    Веселая гостьюшка!

                     Водяная, ветряная,

                     Травяная, солнечная.

                     Дождиком в окошко-

                     Стук, стук, стук!

                    Травкой у порожка-

                    Шух, шух, шух!

                     Ручейком в канавушках-

                    Жур,жур, жур!

                    Стали дни погожие,

                    Вот и мы, знать дожили

                    До весны, до веснушки,

                    До веселой гостьюшки!(3;с.112)

                  (С движениями)

                    Девочки исполняют «Танец с венками».

Ведущая:  А праздник наш продолжается.

Вернувшись домой, птицы сразу же начинают приводить в порядок своё жильё, строить новоё …

                  Показ презентации «Жилище птиц».

 Жаворонок вьёт гнездо прямо на земле, на пашне. Грачи поправляют свои старые дома из длинных прутьев на высоких деревьях. Зяблики селятся в парках, садах, лесах. Целый день птицы трудятся. А вот скворцы любят более прочные дома – скворечники, которые для них строят люди.

Ребёнок: Готовы скворечники,

      Можно селиться.

       Готовы дома – терема

       Летите, летите весёлые птицы,

       Скорей занимайте дома! (Г.Рябова)

Ведущая:  О том, как в саду скворушка запел нам прочтет Петя

Ребёнок:    Зиме – конец, летит скворец

         И громко распевает.

         Пришла весна, пришла весна,

         Смотрите, как всё тает.

         А у нас в саду жилец

          Бойкий маленький скворец

          Тихий сад повеселел,

          Оттого, что он запел!

          С солнцем скворушка встаёт,

          Ест жучков, росинки пьёт

          И поёт, поёт, поёт. (Е.Трутнева)

Ведущая:  Во многих закличках – веснянках говорилось, что птицы, возвращаясь из-за моря должны принести заветные золотые ключи. Люди верили, что этими ключами было замкнуто холодное подземелье, где томилась красавица весна, которую заперла злая зима. Птицы, возвращаясь с юга  эту темницу размыкают, потому что ключи с собой приносят.

-Уж ты, пташечка ты, залетная!    Тон, нармунне, нармунне!

Ты слетай на сине море,                Тон ливтяк покш ведентень,

Ты возьми ключи весенние           Тон саи тундонь панжовкстнэнь

Замкни зиму, отомкни весну!   Пекстык теленть, нолдык тундонть!(3)

( Вылетают три «птички».)

                Исполняется  «Танец птиц»  (муз. П.И. Чайковского. Фрагмент пьесы «Март. Песня жаворонка», из альбома « Времена года.»)

1-ая птичка: Заветные ключи, золотые ключи,

                     Собрался домой - их с собой прихвати.

2-ая птичка: Заветным ключом отопри ты темницу

                      И выпусти в свет ты весну - заряницу.

3-ая птичка: Пусть ключ золотой ярче солнца горит,

                      И терем весны пусть будет открыт!

Ведущая:  Посмотрите, вот и птицы прилетели, золотые ключи нам принесли. Открыли темницу и выпустили на волю весну-красну. (птицы отдают ведущей ключи).

                               Показ слайда «Девушка – весна»

Ведущая:  Вот какая красивая легенда, связана с весенним прилетом птиц. Не зря мы ожидаем их возвращения.

А вот и наши «жаворонки» испеклись. 

                          ( Ведущая достаёт из печи испеченных жаворонков).

Ведущая:  Теперь у нас есть «жаворонки» и мы с вами можем покликать весну, чтобы она принесла нам тепло и солнечные дни.

1 ребенок: Жаворонки, прилетите,

          Студену зиму унесите,

          Теплу весну принесите:

              Зима нам надоела,

              Весь хлеб у нас поела!

2 ребенок: Жаворонки, жаворонки,

                  Прилетайте к нам,

                  Приносите нам Весну-красну,

                  Красну солнышку,

                  Тёплу гнёздышку!

3 ребенок: Жаворонки – жаворонушки,

Прилетайте к нам! Принесите

Лето теплое, лето красное,

Хлеба дорогого, с сохой, бороной

И с кобылой вороной.

4 ребенок:  Жаворонки – жаворонки,

Летите из-за моря

Несите здоровья

Кому крошку – кому ложку,

А мне – целую лепешку! (3; с.114)

Ведущая:  А теперь давайте и на эрзянском языке позовем солнышко.

Девочка:  Маней, тей, тей, тей,

                Экше-тов, тов, тов!

                Манеинтень –мазый ал,

                А экшентень – кши кочом! (1;с.39)

Мальчик:         Чи-ка листь, листь,

          Оев каша пенч максан!

          Чи-ка листь, листь

         Якстере атякш теть максан. (3; с.114)

 

Ведущая:  Вот и подошел к концу наш замечательный праздник. В этот день было принято дарить друг другу жаворонушков. Вот они какие получились у нас наши жаворонки.  А они не простые, а секретом. Разломите их. Кому что достанется, то и сбудется.( Если кольцо – изменения в жизни произойдут, монета – к достатку, пуговичка – к новым нарядам). А еще я вам хочу пожелать:

Дай Бог тому

Кто в нашем дому

Дорогим гостям,

Милым детушкам.

Наделил бы вас Господь

И житьем,

И бытьем,

И здоровьицем.

(Дети под музыку уходят из зала)

Список использованной литературы:

1. Карпушина Л.П., Ерюшкина О.С. Хрестоматия к программе «Валдоня» (раздел «Музыкальный фольклор и музыка композиторов Мордовии»): Для дошк. Образ. Учреждений / Отв. За выпуск Ю.А.Мишанин;- Саранск,2007.-257с.

2. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А «Праздник каждый день» Программа музыкального воспитания старшего возраста «Ладушки»)

3. Миняева Г.Н. Истя минь эрятано = Тяфта минь эрятама/ Поволж. Центр культур финно-угор.народов. – Саранск, 2012.-132с.-на мордов- мокша и эрзя яз. Так мы живем.

4.Интернет – источники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по художественно-эстетическому развитию (лепка) в старшей группе. Тема: «Жаворонки»

Цель: Приобщение детей к русским народной культуре, знакомство с древним обрядом закликания весны....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Жаворонки прилетите - красну весну принесите!»

Конспект НОД для проведения праздника посвященного приходу весны. Знакомство с традициями наших предков, с тем как на Руси встречали весну. Изготовление с детьми из теста печений-жаворонков....

Cпортивное развлечение в старших группах детского сада: «Зимние развлечения со Снеговиком»

Зимнее развлечение проводится на площадке детского сада с целью формирования двигательных навыков....

Сценарий развлечения в старшей группе «Жаворонки, прилетите – весну – красну принесите»

Данный материал будет полезен воспитателям и музыкальным руководителям, с целью приобщения детей к традициям русского народа....

Сценарий развлечения в старшей группе на тему «Сороки-жаворонки».

-Пробудить в детях интерес к русскому фольклору.-Развивать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления природы; эстетические чувства, переживания; творческие способности.-Воспитывать гостеприи...