НОД по художественно-эстетическому развитию (лепка) в старшей группе. Тема: «Жаворонки»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Рябова Илона Геннадьевна

Цель: Приобщение детей к русским народной культуре, знакомство с древним обрядом закликания весны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lzhavoronkikonkurs.docx27.21 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по художественно-эстетическому развитию (лепка) в старшей группе.

Тема: «Жаворонки»
Цель: Приобщение детей к русским народной культуре, знакомство с древним обрядом закликания весны.

Задачи:

Художественно-эстетическое развитие: развивать художественно-творческие способности, совершенствовать изобразительные умения и навыки, закреплять умение моделировать фигурку птички из целого куска теста, развивать художественный вкус, умение видеть красоту и изящество формы «жаворонков»,  воспитывать эстетическое отношение к произведениям устного народного творчества.

Познавательное развитие: формировать знания о традициях русского народа, познакомить с закличками как одним из жанров устного народного творчества.

Речевое развитие: развивать навыки диалогической речи детей, пополнить словарный запас детей по теме («зазывать весну», «весенние заклички», «песенки-веснянки»), формировать умение чувствовать красоту родного языка.

Социально-коммуникативное развитие: формировать умение выслушивать друг друга, не перебивая, давать оценку своей работе и работе товарищей, воспитывать самостоятельность при выполнении работы, воспитывать уважение к истории своей страны и ее традициям.

 Физическое развитие: повышать эмоциональное, психологическое благополучие детей, формировать способность самостоятельно следить за правильной осанкой во время работы.

Методические приемы: игровая мотивация (посылка от Весны), художественное слово ( загадка о Весне, заклички), наглядный (презентация «Традиция закликания весны на Руси»), проблемный (как будем закликать Весну, каким способом лепить жаворонков), продуктивный (лепка «жаворонков»), динамическая пауза (хороводная игра «Воротца»), методы стимулирования и мотивации (похвала, одобрение), рефлексия.

Материалы к занятию: солёное тесто, стеки, дощечки для лепки, баночки для воды, кисти, фартуки,  салфетки.

Оборудование: мультимедийная установка, компьютерная презентация «Традиция закликания весны на Руси», магнитофон, фонограмма «Заклички», «Голоса птиц».

Предварительная работа: коммуникативная деятельность ( дидактические игры «Когда это бывает?», «Возвратим весне память»), познавательно-исследовательская (экспериментирование со снегом, проращивание семян) музыкальная деятельность (прослушивание русских народных песен «Весна-красна», «Калинка», «Во поле береза стояла…», П.И.Чайковский «Апрель»), изобразительная деятельность (рассматривание  репродукций картин И.Левитана “Весна. Большая вода”, “Март”, Саврасова “Грачи прилетели”, Б. Кустодиева “Весна», рисование «Весенний  пейзаж», «Птицы на кормушке»), восприятие художественной литературы и  фольклора  (знакомство с пословицами, приметами, чтение стихотворений Е.Баратынского “Весна”, В. Жуковского “Жаворонок”, В.Берестова “Жаворонок полевой”, А.Майкова “Ласточка”, Плещеева “Весна наступает”.), отрывка из рассказа “Весна-Красна” Соколова-Микитова), двигательная активность (русские народные игры «Гуси-гуси», «Конь-огонь», «Ручеек»), самостоятельная деятельность детей (дидактические игры по теме, знакомство с энциклопедиями и демонстрационным материалом).

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какую красивую коробку я обнаружила сегодня в группе,  мне очень хочется узнать, что же внутри. А вы хотите заглянуть в нее?

(Дети вместе с воспитателем открывают коробку и находят в ней письмо от Весны и фигурку  птички из теста).

Воспитатель: Кажется, это письмо для нас. Хотите узнать от кого?

Пришла, улыбнулась,

Утихли метели.

Позванивать стал

Колокольчик капели.

Река пробудилась,

Растаяли льды,

Кто я такая?

Ну-ка, скажи!

Ответы детей.

      Воспитатель: Правильно, ребята, это весна. Зима закончилась, на календаре весна, но на улице еще холодно и в любой момент может пойти снег, завьюжит, запуржит. Не хочет зима уступать весне дорогу. А ведь всем уже хочется тепла и солнечных дней.

(Воспитатель продолжает свой рассказ, дополняя его материалами мультимедиа презентации).

     Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что на Руси  весну-красну не только  встречали, ее «зазывали». Издавна люди верили, что птицы точно знают, когда наступят теплые дни. Поэтому  за прилетом птиц следили очень внимательно и встречали  их радостно, торжественно. На Руси существовал особый праздник встречи и закликания весны, назывался он по-разному «Жаворонки», «Сороки», «Заклички Весны». Старые люди говорили, что на Сороки день с ночью равняется и начинается настоящая весна. Были и народные приметы. Сороки тёплые – сорок дней будут тёплыми и ранняя весна придет. Если же холодные Сороки – жди сорок холодных утренников. Отмечался этот праздник 22 марта. Считалось, что в этот день с юга  прилетают сорок видов разных птиц, открывая дорогу долгожданной весне. И первая из этих птиц – жаворонок. Поэтому их звали, приглашали, «закликали». «Жаворонки» во многом детский праздник, потому что именно дети были главными его участниками. Они вместе с мамами пекли печенье в виде птичек «жаворонков», насаживали фигурки на прутики, бегали с ними по деревне, по пригоркам, пели заклички, веснянки - особые песенки, которыми приглашали птиц и весну. Хотите их послушать?

(Включается фонограмма «Весенние заклички».

Завершение показа презентации).

     Воспитатель: Вы видели, что по традиции в этот день играли в веселые игры. Хотите я научу вас играть в одну из  них?

Хороводная игра «Воротца».

     Воспитатель: Ребята, а мы ведь тоже хотим, чтоб весна пришла поскорей и принесла нам тепло? Что же нам нужно для этого сделать?

Ответы детей.

     Воспитатель: «Жаворонки» такие разные, как же их лепить? На самом деле, в их лепке нет ничего сложного. «Жаворонки» и сами могут рассказать свои «секреты» - стоит только взять такую птичку в руки, и хорошенечко рассмотреть со всех сторон, но не просто так, а задавая себе вопрос «А как это сделано?».

(Дети рассматривают образцы «жаворонков», вместе с воспитателем определяют способ их изготовления).

     Воспитатель: Перед началом давайте  вспомним правила работы с соленым тестом и стеком.

(Дети называют правила и  приступают к работе. Воспитатель в процессе занятия подходит к каждому ребенку, одобряет его работу, при  необходимости оказывает  помощь. Готовые работы располагаются на столе).

     Воспитатель: Посмотрите, какие разные  жаворонки у вас получились. Какие вам   больше  нравятся? Почему? Что вам сегодня особенно  понравилось? Что показалось трудным?

Ответы детей.

     Воспитатель: Вы все хорошо сегодня потрудились. Теперь у нас есть «жаворонки» и мы с вами можем покликать весну, чтобы она принесла нам тепло и солнечные дни.

(Дети в хороводе повторяют за воспитателем слова заклички).

Жаворонки, прилетите,

Студену зиму унесите,

Теплу весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела! 

Жаворонки, жаворонки,
Прилетайте к нам,
Приносите нам Весну-красну,
Красну солнышку,
Тёплу гнёздышку!

Воспитатель: Ну, ребята, мы сегодня  весну славили?

Ответы детей.

Воспитатель: В игры играли?

Ответы детей.

Воспитатель: Жаворонков налепили?

Ответы детей.

Воспитатель: Значит, скоро и Весна-красна к нам придет.

Ярче вы, лучи, сияйте

И земельку согревайте!

Из-за моря вереницей

Поскорей вернитесь, птицы!

(Звучит фонограмма «Голоса птиц»).

                  Литература.

  1. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы  живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание  дошкольников. (Старшая группа.) / Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова. – Москва: «Издательство «Скрипторий 2003», 2013. – 112 с.
  2. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в старшей группе. / Т.С.Комарова. – Москва: Мозаика-синтез, 2014. – 128 с.
  3. Мосалова Л.Л. Я и мир:Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. / Л.Л.Мосалова. -  Санкт-Петербург:  «Детство-пресс», 2013. – 80 с.
  4. Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Т.С.Комаровой.  – Москва: «Издательство «Российское педагогическое агентство»,1997. – 208 с.
  5. Ладушки. ру.[ электронный ресурс] / Режим доступа: http: // LadushkiRu.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию, лепка в старшей группе, тема "Подснежник"

Нетрадиционная техника лепки в работе с детьми в старшей группе....

Конспект НОД по направлению «Художественно-эстетическое развитие» - лепка в старшей группе Тема: «Колобок ищет друзей»

Колобку стало скучно, и покатился он друзей искать. Ведь с друзьями так весело.Какое счастье, что мы с вами вместе,  можем веселиться, играть, общаться. А колобок один.Почему же колобок, встретив...

Конспект НОД по направлению «Художественно-эстетическое развитие» - лепка в старшей группе Тема «Пряники русские».

Задачи: Продолжать вызывать интерес к лепке из соленого теста. Формировать умение вырезать пряники с помощью формочек для выпечки. Активизировать приемы декорирования лепных образов с п...

Конспект занятия ООД по художественно – эстетическому развитию (лепка) в старшей группе. Тема: «Цветы».

Конспект занятия ООД по художественно – эстетическому развитию (лепка) в старшей группе.Тема: «Цветы»....

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию (лепка) в старшей группе Тема: «Снегурочка»

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию (лепка) в старшей группе Тема: «Снегурочка»...

Конспект НОД Художественно-эстетическое развитие (Лепка) в старшей группе Тема: "Золотая Хохлома"

Конспект НОД Художественно-эстетическое развитие (Лепка) в старшей группе Тема: "Золотая Хохлома"Цель: создание социальной ситуации развития для умения выражать в художественных об...