Главные вкладки
НОД по художественно-эстетическому развитию (лепка) в старшей группе. Тема: «Жаворонки»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему
Цель: Приобщение детей к русским народной культуре, знакомство с древним обрядом закликания весны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lzhavoronkikonkurs.docx | 27.21 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД по художественно-эстетическому развитию (лепка) в старшей группе.
Тема: «Жаворонки»
Цель: Приобщение детей к русским народной культуре, знакомство с древним обрядом закликания весны.
Задачи:
Художественно-эстетическое развитие: развивать художественно-творческие способности, совершенствовать изобразительные умения и навыки, закреплять умение моделировать фигурку птички из целого куска теста, развивать художественный вкус, умение видеть красоту и изящество формы «жаворонков», воспитывать эстетическое отношение к произведениям устного народного творчества.
Познавательное развитие: формировать знания о традициях русского народа, познакомить с закличками как одним из жанров устного народного творчества.
Речевое развитие: развивать навыки диалогической речи детей, пополнить словарный запас детей по теме («зазывать весну», «весенние заклички», «песенки-веснянки»), формировать умение чувствовать красоту родного языка.
Социально-коммуникативное развитие: формировать умение выслушивать друг друга, не перебивая, давать оценку своей работе и работе товарищей, воспитывать самостоятельность при выполнении работы, воспитывать уважение к истории своей страны и ее традициям.
Физическое развитие: повышать эмоциональное, психологическое благополучие детей, формировать способность самостоятельно следить за правильной осанкой во время работы.
Методические приемы: игровая мотивация (посылка от Весны), художественное слово ( загадка о Весне, заклички), наглядный (презентация «Традиция закликания весны на Руси»), проблемный (как будем закликать Весну, каким способом лепить жаворонков), продуктивный (лепка «жаворонков»), динамическая пауза (хороводная игра «Воротца»), методы стимулирования и мотивации (похвала, одобрение), рефлексия.
Материалы к занятию: солёное тесто, стеки, дощечки для лепки, баночки для воды, кисти, фартуки, салфетки.
Оборудование: мультимедийная установка, компьютерная презентация «Традиция закликания весны на Руси», магнитофон, фонограмма «Заклички», «Голоса птиц».
Предварительная работа: коммуникативная деятельность ( дидактические игры «Когда это бывает?», «Возвратим весне память»), познавательно-исследовательская (экспериментирование со снегом, проращивание семян) музыкальная деятельность (прослушивание русских народных песен «Весна-красна», «Калинка», «Во поле береза стояла…», П.И.Чайковский «Апрель»), изобразительная деятельность (рассматривание репродукций картин И.Левитана “Весна. Большая вода”, “Март”, Саврасова “Грачи прилетели”, Б. Кустодиева “Весна», рисование «Весенний пейзаж», «Птицы на кормушке»), восприятие художественной литературы и фольклора (знакомство с пословицами, приметами, чтение стихотворений Е.Баратынского “Весна”, В. Жуковского “Жаворонок”, В.Берестова “Жаворонок полевой”, А.Майкова “Ласточка”, Плещеева “Весна наступает”.), отрывка из рассказа “Весна-Красна” Соколова-Микитова), двигательная активность (русские народные игры «Гуси-гуси», «Конь-огонь», «Ручеек»), самостоятельная деятельность детей (дидактические игры по теме, знакомство с энциклопедиями и демонстрационным материалом).
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какую красивую коробку я обнаружила сегодня в группе, мне очень хочется узнать, что же внутри. А вы хотите заглянуть в нее?
(Дети вместе с воспитателем открывают коробку и находят в ней письмо от Весны и фигурку птички из теста).
Воспитатель: Кажется, это письмо для нас. Хотите узнать от кого?
Пришла, улыбнулась,
Утихли метели.
Позванивать стал
Колокольчик капели.
Река пробудилась,
Растаяли льды,
Кто я такая?
Ну-ка, скажи!
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, ребята, это весна. Зима закончилась, на календаре весна, но на улице еще холодно и в любой момент может пойти снег, завьюжит, запуржит. Не хочет зима уступать весне дорогу. А ведь всем уже хочется тепла и солнечных дней.
(Воспитатель продолжает свой рассказ, дополняя его материалами мультимедиа презентации).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что на Руси весну-красну не только встречали, ее «зазывали». Издавна люди верили, что птицы точно знают, когда наступят теплые дни. Поэтому за прилетом птиц следили очень внимательно и встречали их радостно, торжественно. На Руси существовал особый праздник встречи и закликания весны, назывался он по-разному «Жаворонки», «Сороки», «Заклички Весны». Старые люди говорили, что на Сороки день с ночью равняется и начинается настоящая весна. Были и народные приметы. Сороки тёплые – сорок дней будут тёплыми и ранняя весна придет. Если же холодные Сороки – жди сорок холодных утренников. Отмечался этот праздник 22 марта. Считалось, что в этот день с юга прилетают сорок видов разных птиц, открывая дорогу долгожданной весне. И первая из этих птиц – жаворонок. Поэтому их звали, приглашали, «закликали». «Жаворонки» во многом детский праздник, потому что именно дети были главными его участниками. Они вместе с мамами пекли печенье в виде птичек «жаворонков», насаживали фигурки на прутики, бегали с ними по деревне, по пригоркам, пели заклички, веснянки - особые песенки, которыми приглашали птиц и весну. Хотите их послушать?
(Включается фонограмма «Весенние заклички».
Завершение показа презентации).
Воспитатель: Вы видели, что по традиции в этот день играли в веселые игры. Хотите я научу вас играть в одну из них?
Хороводная игра «Воротца».
Воспитатель: Ребята, а мы ведь тоже хотим, чтоб весна пришла поскорей и принесла нам тепло? Что же нам нужно для этого сделать?
Ответы детей.
Воспитатель: «Жаворонки» такие разные, как же их лепить? На самом деле, в их лепке нет ничего сложного. «Жаворонки» и сами могут рассказать свои «секреты» - стоит только взять такую птичку в руки, и хорошенечко рассмотреть со всех сторон, но не просто так, а задавая себе вопрос «А как это сделано?».
(Дети рассматривают образцы «жаворонков», вместе с воспитателем определяют способ их изготовления).
Воспитатель: Перед началом давайте вспомним правила работы с соленым тестом и стеком.
(Дети называют правила и приступают к работе. Воспитатель в процессе занятия подходит к каждому ребенку, одобряет его работу, при необходимости оказывает помощь. Готовые работы располагаются на столе).
Воспитатель: Посмотрите, какие разные жаворонки у вас получились. Какие вам больше нравятся? Почему? Что вам сегодня особенно понравилось? Что показалось трудным?
Ответы детей.
Воспитатель: Вы все хорошо сегодня потрудились. Теперь у нас есть «жаворонки» и мы с вами можем покликать весну, чтобы она принесла нам тепло и солнечные дни.
(Дети в хороводе повторяют за воспитателем слова заклички).
Жаворонки, прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
Жаворонки, жаворонки,
Прилетайте к нам,
Приносите нам Весну-красну,
Красну солнышку,
Тёплу гнёздышку!
Воспитатель: Ну, ребята, мы сегодня весну славили?
Ответы детей.
Воспитатель: В игры играли?
Ответы детей.
Воспитатель: Жаворонков налепили?
Ответы детей.
Воспитатель: Значит, скоро и Весна-красна к нам придет.
Ярче вы, лучи, сияйте
И земельку согревайте!
Из-за моря вереницей
Поскорей вернитесь, птицы!
(Звучит фонограмма «Голоса птиц»).
Литература.
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) / Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова. – Москва: «Издательство «Скрипторий 2003», 2013. – 112 с.
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в старшей группе. / Т.С.Комарова. – Москва: Мозаика-синтез, 2014. – 128 с.
- Мосалова Л.Л. Я и мир:Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. / Л.Л.Мосалова. - Санкт-Петербург: «Детство-пресс», 2013. – 80 с.
- Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Т.С.Комаровой. – Москва: «Издательство «Российское педагогическое агентство»,1997. – 208 с.
- Ладушки. ру.[ электронный ресурс] / Режим доступа: http: // LadushkiRu.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию, лепка в старшей группе, тема "Подснежник"
Нетрадиционная техника лепки в работе с детьми в старшей группе....
Конспект НОД по направлению «Художественно-эстетическое развитие» - лепка в старшей группе Тема: «Колобок ищет друзей»
Колобку стало скучно, и покатился он друзей искать. Ведь с друзьями так весело.Какое счастье, что мы с вами вместе, можем веселиться, играть, общаться. А колобок один.Почему же колобок, встретив...
Конспект НОД по направлению «Художественно-эстетическое развитие» - лепка в старшей группе Тема «Пряники русские».
Задачи: Продолжать вызывать интерес к лепке из соленого теста. Формировать умение вырезать пряники с помощью формочек для выпечки. Активизировать приемы декорирования лепных образов с п...
Конспект занятия ООД по художественно – эстетическому развитию (лепка) в старшей группе. Тема: «Цветы».
Конспект занятия ООД по художественно – эстетическому развитию (лепка) в старшей группе.Тема: «Цветы»....
Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию (лепка) в старшей группе Тема: «Снегурочка»
Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию (лепка) в старшей группе Тема: «Снегурочка»...
Конспект НОД Художественно-эстетическое развитие (Лепка) в старшей группе Тема: "Золотая Хохлома"
Конспект НОД Художественно-эстетическое развитие (Лепка) в старшей группе Тема: "Золотая Хохлома"Цель: создание социальной ситуации развития для умения выражать в художественных об...
Конспект занятия основной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (лепка) в старшей группе Тема «Птицы на кормушке»
Цель: формировать умение лепить птицу по частям....