Проект "Эколята-дошколята" (с изменениями и дополнениями), 2022 г.
проект
В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников, так как проблема ухудшения экологического состояния нашего региона актуальна.
Одним из таких инструментов экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста, как части патриотического воспитания ребёнка, может стать новый природоохранный социально-образовательный проект «Эколята – Дошколята» по формированию у детей экологической культуры и культуры природолюбия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ekolyata_doshkolyata_2022_-_kopiya.docx | 339.88 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Чебурашка»
Природоохранный социально-образовательный проект
«Эколята-дошколята»
по формированию у детей дошкольного возраста (3-7 лет) экологической культуры и культуры природолюбия
Автор проекта:
Козловская Валентина Ивановна,
старший воспитатель
п. Плесецк
2022 год
Пояснительная записка
Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.
В.А. Сухомлинский
Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята – дошколята» разработан с учетом Всероссийского Положения о природоохранном социально-образовательном проекте «Эколята – Дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия.
Актуальность проекта «Эколята-дошколята»
Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образования России, способствующих формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения. Конечной целью такого образования является формирование у человека нового экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой.
Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе знакомства с природой своего края, у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению природоохранных задач.
В этом контексте суть одного из направлений патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душе ребёнка и подростка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Для этого должна быть разработана идеология, позволяющая сформировать у ребёнка культуру природолюбия, любовь к природе родного края, а, значит, любовь к государству.
Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.
Изменение сознания ребёнка способно повлиять на характер его дальнейших взаимоотношений с окружающей природной средой. При этом надо отметить, что на детей сильнее действуют эмоции, личный опыт и авторитарный пример.
Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта.
Дошкольные образовательные организации, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первичное представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
Формирование у детей экологической культуры и культуры природолюбия должно быть продолжено и после завершения обучения в дошкольной образовательной организации.
Для решения этой организационной задачи на каждом этапе экологического образования и воспитания необходимы новые инновационные инструменты, программы, проекты, формы, методы, подходы, приёмы, решения, технологии и мероприятия.
В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников, так как проблема ухудшения экологического состояния нашего региона актуальна.
Одним из таких инструментов экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста, как части патриотического воспитания ребёнка, может стать новый природоохранный социально-образовательный проект «Эколята – Дошколята» по формированию у детей экологической культуры и культуры природолюбия.
1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ:
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.
Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.
2. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.
3. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
1. Дать детям знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы.
2. Способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы.
3. Помочь детям осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека.
4. Расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей.
5. Помочь детям самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром.
6. Способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.
7. Приобщить родителей к участию в жизни детского сада, используя разные формы работы.
8. Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов по организации работы по экологии.
Задачи Проекта решаются путём:
• создания и внедрения с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы новых приёмов, форм, методов и подходов, направленных на воспитание у ребёнка культуры природолюбия, бережного и уважительного отношения к животному и растительному миру, ответственности за их сохранение, формирование целостного взгляда на Природу, развитие навыков экологически грамотного поведения;
• предоставления возможности ребёнку быть непосредственным участником всех мероприятий, проводимых во время воспитательно-образовательной деятельности и направленных на сохранение природы;
• комплексного подхода к проблеме экологического, нравственного, культурного и духовного воспитания и образования ребёнка;
• создания в рамках Проекта необходимой методологической и методической базы;
• внедрения в учебно-воспитательный процесс идей и предложений самих детей по охране окружающей природной среды, защите животного и растительного мира, решению экологических проблем;
• предоставления детям возможности общения со своими сверстниками из других дошкольных образовательных организаций по различным темам и направлениям данного Проекта.
4. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
В рамках реализации Проекта предусматривается разносторонняя деятельность в дошкольном образовательном учреждении с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы. Данная деятельность способствует формированию у воспитанников экологической культуры и культуры природолюбия, усвоению ребёнком во время образовательного и воспитательного процессов теоретических эколого-биологических, географических и других специальных знаний и умений, а также основ коммуникативной, речевой и общей культуры.
Особенностью Проекта «Эколята – Дошколята» по формированию культуры природолюбия у воспитанника дошкольной образовательной организации является его направленность на духовно-нравственное, эстетическое воспитание, создание необходимых условий для развития гармоничной личности с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы.
Под культурой природолюбия понимается сфера духовной культуры, организации и развития жизнедеятельности, обеспечивающая сохранение и обогащение позитивного опыта познания и взаимодействия человека и природы, накопленного в процессе естественного и общественного развития.
Проект представляет собой комплекс игровых мероприятий, заданий, учебных и учебно-методических пособий, тематических книг, игровой, аудио, видео и другой продукции подчиненный целям воспитания у детей любви, бережного и уважительного отношения к Природе.
С детьми проводятся тематические занятия, которые всесторонне способствуют формированию у ребёнка культуры природолюбия, осознания того, что он может стать настоящим другом природы.
Природолюбие помогает осознать, что каждый ребёнок является личностью, от деятельности которой зависит судьба будущих поколений. Большое значение уделяется развитию представлений о важности и ценности окружающей природной среды.
5. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН/ СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ 1 ГОД (2022)
6. РЕСУРСЫ
6.1. КАДРЫ (СПЕЦИАЛИСТЫ)
Заведующий, старший воспитатель, воспитатели, специалисты
6.2. ОБОРУДОВАНИЕ, МАТЕРИАЛЫ
Информационно-техническое:
- мультимедийный проектор,
- ноутбук,
- компьютер,
- фотоаппарат,
- видеокамера.
Информационное обеспечение:
- интернет,
- учебное пособие «Азбука Природолюбия»;
- тематические книги;
- хрестоматии;
- альбомы и тетради для раскрашивания;
- дидактический материал: схемы, таблицы, дидактические игры по краеведению;
- наглядные, дидактические и раздаточные материалы;
- художественные, познавательные и научно-популярные произведения;
- семейные фотографии общения с природой,
- тематические альбомы и фотоальбомы,
- энциклопедические и справочные издания;
- аудио и видеоносители информации;
- настольные, напольные, компьютерные и другие игры,
- элементы мультипликации;
- художественные, телевизионные, учебные, документальные, научно-популярные и другие фильмы, их фрагменты и кадры.
7. БЮДЖЕТ ПРОЕКТА
Источником финансирования являются внебюджетные средства
8. ПЕРСОНАЛ ПРОЕКТА
1. Заведующий ДОУ – осуществляет ресурсное обеспечение проекта.
2. Старший воспитатель - готовит нормативно-правовую базу, разрабатывает, научно - методическое оснащение; организует и координирует работу по проекту.
2. Воспитатели и специалисты ДОУ – взаимодействуют с родителями по реализации плана проекта.
3. Родители – повышают педагогическую компетентность, участвуют в мероприятиях, обмениваются опытом семейного воспитания.
4. Дети – участвуют в совместных мероприятиях.
9. ПРОДУКТ/РЕЗУЛЬТАТЫ
- формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия;
• повышение общей культуры ребёнка;
• формирование у ребёнка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде;
• развитие в ребёнке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;
• расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.
Продукт деятельности детей:
- Рисунки детей на экологическую тематику, по полученным впечатлениям;
- Модели и схем;
- Творческие работы;
- Продукт деятельности педагогов:
- Разработка и оформление проекта;
- Разработка конспектов ООД по тематике проекта;
- Презентация итогов проекта;
- Консультации и информационный материал по работе с родителями (брошюры, памятки, консультации и т.д.);
- Тематические стенды и выставки;
- Сценарии и конспекты музыкальных, спортивных, тематических мероприятий.
10. КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ:
Цель достигнута, если:
1. В результате выполнения проекта будет достигнут высокий уровень познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе, бережного отношения к ней.
2. Сформированность у детей устойчивых навыков поведения в природном окружении.
3. Преобразование участка детского сада с целью создания условий для экологического воспитания детей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. /Сост. О.А.Воронкевич. СПб.: Детство-Пресс, 2004.
2. Зотова Т.В. «Азбука Природолюбия». Учебное пособие
2. Интернет-ресурс.
3. Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - Москва: Линка-Пресс, 2004. – 72с.
4. . Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).
5. Мазильникова, Н.Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период / Н.Н. Мазильникова, С.В. Терехина. – Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96с.
6. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, № 5, май 2022.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к природоохранному социально-образовательному проекту
«Эколята – дошколята»
Клятва «Эколят – молодых защитников природы»
Я честный, добрый и заботливый человек. Я хочу вступить в ряды Эколят.
Я люблю всех живых существ, поэтому я обещаю всегда защищать и беречь братьев наших меньших!
Я люблю дышать чистым воздухом, поэтому я обещаю беречь зеленые насаждения, высаживать новые деревья и ухаживать за ними.
Я хочу пить чистую воду, купаться в чистых реках, морях и озерах, поэтому я обещаю беречь водоемы от загрязнений, экономить водопроводную воду.
Я люблю гулять по красивым полям и лесам, поэтому я обещаю убирать за собой мусор всегда и везде, сортировать бытовые отходы и сдавать вторсырье в переработку.
Вступая в ряды Эколят – Молодых защитников природы, я клянусь, что сделаю все возможное, чтобы стать лучшим другом Природы, надежным и верным.
Клянусь все свои знания и силы направлять на заботу о Природе, животных и растениях.
Клянусь нести знания о природолюбии окружающим меня людям.
Клянусь! Клянусь! Клянусь!
Логотип “ЭКОЛЯТА” защищен охранным документом
Гимн «Эколят – молодых защитников природы»
Слова: Зотова Татьяна Владимировна
Музыка: Дзреев Игорь Сергеевич
1 Куплет:
Ярко светит солнце в чистом небе, Весело в горах журчат ручьи,
На опушке леса возле ели, Трели звонко тянут соловьи.
Красотой Природа нас пленяет, Силы, вдохновение дает,
Чудесами сильно удивляет, Но лишь тех, ее кто бережет!
Припев:
Мы Эколята – природы защитники,
Животных, растений большие друзья,
Богатства земли молодые наследники,
На страже природы стоим ты и я!
Мы Эколята – природы защитники,
Животных, растений большие друзья,
Оберегаем и любим природу,
Чтобы жизнь сохранить на планете Земля.
2 куплет
Оглянись вокруг и ты увидишь, Каждый день наполнен волшебством,
Радуга, туман и белый иней, Или дождик за твоим окном.
Бесценный дар надежно охраняем, Природы тишину, ее покой,
Если искренне природу любим, Значит, любим Родину с тобой.
Припев:
Мы Эколята – природы защитники,
Животных, растений большие друзья,
Богатства земли молодые наследники,
На страже природы стоим ты и я!
Мы Эколята – природы защитники,
Животных, растений большие друзья,
Оберегаем и любим природу,
Чтобы жизнь сохранить на планете Земля.
Экологический Квест с детьми средней группы
«Путешествие в лес»
Цель: Создание условий для воспитания у детей позитивного эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно – нравственной культуры.
Задачи:
1. Уточнить и обобщить представления детей о разнообразном значении леса в жизни человека, закрепить полученные знания об обитателях леса.
2. Развивать устойчивый интерес к природе родного края, внимание, умение работать в группах.
3. Воспитывать у детей желание беречь природу, способствовать осмыслению своего места в ней, ответственность за сохранения красоты и богатства родной природы.
Материалы и оборудование:
Игрушки: ёжик, заяц, три конверта, ромашки заранее сделанные детьми, две чашки с водой, салфетка и пакет, скамейка, веревка, силуэт дерева на бумаге.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром мне сорока принесла письмо, из леса, от зайчика. Сейчас, я его вам прочитаю, - «Дорогие ребята из группы «Ромашка» помогите спасти моего братика, он пошел гулять в глубь леса, а обратно вернуться не может, на полянке он запутался в мусоре, который бросали люди которые отдыхали на полянке, помогите спасти его».
-Ребята, поможем зайчику? А как мы можем ему помочь?
Дети: Собрать весь мусор.
Воспитатель: Тогда надо отправляться в лес, во время прогулки мы будем встречать лесных зверей, они нам будут давать разные задания, которые мы будем выполнять.
Воспитатель и дети идут на участок.
Воспитатель: И так в путь! (звучит музыка В. Железновой «Автобус»)
Воспитатель: Вот мы и в лесу, какая красота! А кто же это поёт так красиво? Давайте послушаем эти замечательные голоса (звучат звуки леса).
Воспитатель: Посмотрите на дереве письмо лежит. Интересно от кого оно? Отгадайте загадку - С ветки на ветку, быстрый как мяч, скачет по лесу рыжий циркач, вот на лету он шишку сорвал, прыгнул на ствол, и в дупло убежал. Кто это?
Дети: Белочка.
Воспитатель: Правильно белка, белочка хочет узнать, как вы знаете правила поведения в лесу. Я буду называть свои действия, а вы, если я буду поступать хорошо, говорите: «Да!», если плохо – «Нет!»
Слушайте внимательно:
Если я приду в лесок и сорву ромашку? (Нет!)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (Нет!)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (Да!)
Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (Да!)
Если разведу костер, а тушить не буду? (Нет!)
Если сильно насорю и убрать забуду? (Нет!)
Если мусор уберу, банку закопаю? (Да!)
Молодцы, ребята!
Воспитатель: Нужно идти дальше, смотрите на цветочке еще письмо лежит. От кого оно, отгадайте загадку:
Шевелились у цветка все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел - он вспорхнул и улетел…
Дети: Бабочка.
Воспитатель: Бабочка написала, что на лужайке отдыхающие, сорвали и помяли все цветы, лужайка стала пустая и некрасивая, бабочке негде летать, и пить нектар. Надо помочь бабочке, как мы можем помочь? посадить цветы на лужайку. А что бы попасть туда, надо пройти по мостику, и по узкой дорожке (проходят по скамейке, по веревке).
Воспитатель: Молодцы, вот мы и на лужайке, совсем пустая она, давайте засадим ее цветами. Берите наши цветочки и посадим их на полянке.
Молодцы, какая красивая стала лужайка, как называются эти цветы, вы знаете?
Дети: - Ромашки!
Воспитатель: А какие вы ещё знаете цветы, отгадайте загадки:
1. Золотой и молодой за неделю стал седой,
А денечка через два облысела голова,
Спрячу- ка в карманчик, бывший …(Одуванчик)
2.Колосится в поле рожь. Там, во ржи, цветок найдешь.
Ярко-синий и пушистый, только жаль, что не душистый. (Василек)
3. Я в траве густой расту, огоньком на ней цвету.
Семена коль соберут, пирожки вам испекут. (Мак)
4. Синенький звонок висит, никогда не зазвенит. (Колокольчик)
Воспитатель: Вот теперь бабочке есть, где полетать. А что бы цветы хорошо росли и цвели, что для этого нужно?
Дети: Полить цветы.
Воспитатель: А кто в лесу поливает цветы?
Дети: Дождик.
Воспитатель: Мы сейчас сделаем с вами дождик!
Физминутка «Дождик»
Капля раз, капля два, (На ладонь пальчиком стучим)
Очень медленно сперва,
А потом, потом, потом (Прыжки на носочках, руки на поясе)
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли, (развести руки в стороны).
От дождя себя укрыли. (Сомкнуть руки над головой).
Воспитатель: Смотрите ещё одно письмо, от кого же оно? Отгадаем?
«Сердитый недотрога, живёт в глуши лесной, иголок очень много, а нитки ни одной».
Дети: Это ёжик.
Воспитатель: Правильно это ёжик. Ёжик написал, что приготовил, для вас что-то удивительное. Пойдёмте в гости к нему, посмотрим (идут в гости к ёжику, ёжик в домике сидит).
Ёжик: Здравствуйте ребята, смотрите на столе стоят две чашки с водой. Некоторые люди в лесу бросают бумажки и пакеты, их становится все больше. Проходят дожди. Как вы думаете, что будет с бумагой?
Дети: Она намокнет.
Ёжик: Давайте попробуем, салфетку опустим в воду. И пакет тоже опустим в воду. Что стало с салфеткой?
Дети: Она намокла, стала мягкая, она растворяется в воде.
Ёжик: А пакет? он может раствориться?
Дети: Нет.
Ёжик: Почему нельзя бросать пакеты?
Дети: Они не растворяются, они засоряют природу, животные могут съесть кусочек пакета, и у них заболит живот.
Воспитатель: Спасибо ёжик, ребята теперь будут знать, и не будут бросать мусор в лесу! Пошлите дальше, надо спасать зайку. Смотрите сколько мусора, что нужно сделать? Надо всё убрать, рассортировать весь мусор. Бумажки в одно ведро, пакеты и пластик в другое, верёвочки в третье. Начинайте!
Воспитатель: Молодцы ребята, всё правильно убрали! Очистили лужайку.
Зайчик: Спасибо ребята, теперь я могу прыгать, и вернуться домой к маме. Ребята я хочу вам подарить на память дерево, но дождь смыл все краски, помогите его раскрасить, что бы оно стало очень яркое, красивое. Вы потом сможете забрать его в группу, и оно будет вас радовать.
Воспитатель: Конечно, поможем зайчик, мы сейчас с ребятами пойдем в группу и его раскрасим.
Конспект развлечения для детей старшей группы
«Знакомство с Эколятами»
Цель: познакомить детей со сказочными героями «Эколятами».
Задачи:
- Различать «героев » по именам и внешнему виду.
- Развивать внимательность, любознательность.
- Воспитывать чувство сострадания, желание помочь.
- Воспитывать интерес к познавательной деятельности.
- Обогатить словарный запас детей словами - Шалун, Тихоня, Умница, Елочка.
Ход НОД:
I. Создание проблемной ситуации (на ковре, дети стоят вокруг воспитателя)
Воспитатель: Ой, смотрите, какое – то письмо! Ребята, вы не видели, кто его принес? Давайте его прочитаем (ведущий читает письмо).
«Дорогие мои друзья! Я приглашаю вас в гости, к себе и к моим верным друзьям. Вы пройдете по волшебной тропинке, в конце которой вас ждет сюрприз. Но чтобы до него дойти нужно очень постараться. Если вы готовы, тогда в путь. Желаем вам удаи
Воспитатель: Ну, что, ребята, вы готовы отправиться в путешествие? Тогда в путь! (Дети под музыку «Шагают наши ножки» подходят к доске, на которой расположены герои «Эколята»: Шалун, Умница. Елочка, Тихоня).
(Дети рассматривают «героев», делают предположения о том, кто это). Ребята, хотите познакомиться с этими сказочными героями?
II. Дети проходят и рассаживаются на стулья.
Воспитатель: Ребята, герои которых вы встретили – это Эколята. Эколята - это малыши-желуди и их подружка Елочка. Они родились в лесу, знают про него всё или почти всё. У них много друзей, приятелей и просто знакомых. Конечно, как и все дети, они иногда любят пошалить. Они берегут и охраняют лес, заботятся о его обитателях. Они помогут нам ближе узнать Природу, подружиться с ней и полюбить её. Итак, давайте знакомиться.
Умница - в розовой шапочке, с двумя забавными косичками. Она носит зеленую юбочку, зеленый воротничок, желтые перчатки, темно-розовые башмачки. Умница много знает и рассказывает своим друзьям интересные истории, потому что любит читать. Нет-нет, только не надо думать, что она всегда поступает правильно и знает ответы на все вопросы. Просто из всех малышей она самая старшая, и это всё объясняет. Для встречи с вами Умница приготовила несколько загадок:
Белки в нём живут и волки, в нём растут дубы и ёлки
Высоченны – до небес! Называют его … (лес).
Стоят у дорожки, на одной ножке,
В панаме с полями, зовутся … (грибами)
Выносливый и хитрый, голодный и сердитый,
Добычу ищет в лесу, грозный, страшный серый …(волк)
Умница: молодцы ребята, вы справились с самыми сложными загадками. Я очень рада нашей встрече. Знакомьтесь это мой братишка-желудь Шалун. Он любит веселые игры, которых знает великое множество. Шалун все время стремится узнать что-то новое и неизвестное, его жёлтая шапочка с торчащим дубовым листочком постоянно мелькает то тут, то там. К своей яркой шапочке Шалун подобрал синие башмачки, перчатки и шарфик.
Шалун: Ребята, приглашаю вас поиграть в веселую игру п/и «Звонкий мячь».
Шалун: Молодцы ребята, вы очень ловкие и внимательные. Спасибо вам.
Умница: Тихоня мой младший брат-желудь, он носит оранжевую шапочку, темно-розовые ботинки, зеленые перчатки и такого же цвета воротничок из дубовых листьев. Он и вправду довольно тихий и скромный, даже скорее стеснительный. Но это нисколько не мешает ему всячески поддерживать старшего брата – Шалуна – не только во всех его проказах, но и полезных делах. А ещё Тихоня очень любит играть в пальчиковые игры и приглашает вас поиграть игра «Капуста».
А это Ёлочка, лучшая подруга малышей-желудей, она - веселая и общительная. Ёлочка носит бордовую шапочку и такие же башмачки, желтые перчатки и маленькую брошку-шишечку на платье. Она часто заходит к малышам в гости, чтобы поиграть, поговорить о том, о сём.
Ёлочка: Ребята, а вы знаете какие плоды дарят мои сестры-сосны?
Дети: Шишки.
А хотите посмотреть огород Эколят тогда пойдемте.
Предлагаю вам пополнить огород эколят (рисуе Веселый огод).
III. Умница: Ребята, нам очень приятно было с вами познакомиться. Вы оказались очень дружными, ловкими и любознательными.
- Вам понравилось гулять по лесным тропинкам? (Да)
- Вы хотели бы вступить в отряд Эколят – юных защитников природы? (Да)
- Для этого нужно произнести клятву «Эколят». Мы будем говорить ее, а вы повторяйте:
Я честный, добрый и заботливый человек. Я хочу вступить в ряды Эколят.
Я люблю всех живых существ, поэтому я обещаю всегда защищать и беречь братьев наших меньших!
Я люблю дышать чистым воздухом, поэтому я обещаю беречь зеленые насаждения, высаживать новые деревья и ухаживать за ними.
Я хочу пить чистую воду, купаться в чистых реках, морях и озерах, поэтому я обещаю беречь водоемы от загрязнений, экономить водопроводную воду.
Я люблю гулять по красивым полям и лесам, поэтому я обещаю убирать за собой мусор всегда и везде, сортировать бытовые отходы и сдавать вторсырье в переработку.
Вступая в ряды Эколят – Молодых защитников природы, я клянусь, что сделаю все возможное, чтобы стать лучшим другом Природы, надежным и верным.
Клянусь все свои знания и силы направлять на заботу о Природе, животных и растениях.
Клянусь нести знания о природолюбии окружающим меня людям.
Клянусь! Клянусь! Клянусь!
Поздравляем вас ребята, вы приняты в многочисленные ряды Эколят. А в подарок мы хотим подарить вам значки «Эколят». (Вручают значки)
До свидания, ребята. До новых встреч! (дети отправляются в группу).
Консультация для родителей
«Эколята – защитники природы!»
Эколята - это малыши-желуди и их подружка Елочка. Они родились в лесу, знают про него всё или почти всё. У них много друзей, приятелей и просто знакомых. Конечно, как и все дети, они иногда любят пошалить. Они берегут и охраняют лес, заботятся о его обитателях. Они помогут нам ближе узнать Природу, подружиться с ней и полюбить её. Итак, давайте знакомиться.
Самая серьёзная, пожалуй, Умница в розовой шапочке, с двумя забавными косичками. Она носит зеленую юбочку, зеленый воротничок, желтые перчатки, темно-розовые башмачки. Умница много знает и рассказывает своим друзьям интересные истории, потому что любит читать. Нет-нет, только не надо думать, что она всегда поступает правильно и знает ответы на все вопросы. Просто из всех малышей она самая старшая, и это всё объясняет.
Шалун брат Умницы любит веселые игры, которых знает великое множество. Он все время стремится узнать что-то новое и неизвестное, его жёлтая шапочка с торчащим дубовым листочком постоянно мелькает то тут, то там. К своей яркой шапочке Шалун подобрал синие башмачки, перчатки и шарфик.
Младшего брата-жёлудя, который носит оранжевую шапочку, темно-розовые ботинки, зеленые перчатки и такого же цвета воротничок из дубовых листьев, бордовый пояс, зовут Тихоней. Он и вправду довольно тихий и скромный, даже скорее стеснительный.. А ещё Тихоня очень любит цветы, поэтому перед домиком геройчиков он разбил чудесный цветник.
У малышей-желудей есть подруга – веселая и общительна Елочка. Она носит бордовую шапочку и такие же башмачки, желтые перчатки и маленькую брошку-шишечку на платье.
Консультация для родителей
«Развитие исследовательских способностей детей при уходе за комнатными растениями»
Процесс ухода за комнатными растениями лучше организовать с детьми как увлекательные исследования.
На комнатных растениях с успехом удаётся изучать многие закономерности природы.
Для развития и близкого знакомства с природой малышу полезно будет завести его собственное растение. Расскажите сыну или дочери, как необходимо ухаживать за ним.
Для начала вам необходимо будет выбрать неприхотливое растение. Лучше, если оно способно быстро вырастать. Так интереснее за ним наблюдать.
Традесканция, хлорофитум – вот хороший выбор для вас. Пусть у ребёнка будет своя леечка с водой, из которой он будет поливать своё растение. Расскажите ему, что от правильного ухода зависит, насколько хорошо будет растению. Уход за комнатным цветком научит дошкольника бережно относиться к природе. Но чтобы у малыша не пропал интерес к нему, растение можно «оживить», подселив к нему маленького «жителя». Речь идёт об украшениях для комнатных для комнатных цветов, которые можно вставлять в землю, прикреплять к листьям растений или цеплять за край цветочного горшка. Таким образом, в цветке может поселиться райская птичка, бабочка, божья коровка, улитка, гномик. Некоторые декоративные керамические фигурки являются и увлажнителями, осуществляя капельный полив цветка. Декоративные подвязки в виде гибких фигурок фламинго, ящерицы, обезьяны или лягушки не только украсят горшок с цветком, но и позволят при необходимости аккуратно закрепить растение на поддержке, чтобы оно всегда было в нужной форме, не наклонялось и не искривлялось.
Цветок с подсаженным к нему игрушечным персонажем – не просто красивый элемент декора, но и хитрый родительский ход. Так у ребёнка появляется ещё больший стимул следить и ухаживать за растением. Ведь если оно погибнет, гномик, жучок или бабочка очень расстроятся, а лишать их зелёного домика, конечно же, никто не захочет. Кстати, среди продающихся горшечных цветов нередко можно встретить кактусы с приклеенными к ним глазками, носиком, ротиком, благодаря чему они становятся одушевлёнными для ребёнка. А быть ответственным за живое существо (пусть пока это всего лишь цветок) даёт возможность малышу почувствовать себя взрослым человеком.
Альтернативой комнатному цветку может стать флорик. Для тех, кто не знает, - это живая игрушка, которая изготавливается вручную в виде фигурки человечка (например, домового) или забавной зверюшки (собачки, котёнка). Флорик набит опилками хвойных пород и семенами газонной травы, его нужно регулярно поливать, и тогда через два – три дня у него на голове начнёт расти травка в виде волос или мохнатой шерстки, а через неделю уже вся фигурка будет лохматой. Вот увидите, как обрадуется ребёнок, когда заметит первые проклюнувшиеся травинки на голове у волосатика. Растительность поднимается быстро и дружно, шерска или причёска получается густой и красивой, а у малыша появляется азарт, знакомый каждому цветоводу, - наблюдать за быстрым ростом травы и за изменением внешнего вида своего нового друга, ухаживать за ним, чтобы он становился ещё лучше, это же так интересно! Примерно через неделю травка достигнет 8-10 см в длину, и с этого момента её нужно начать подстригать, чтобы игрушка всегда была опрятной. Стрижку можно доверить и ребёнку, ему это занятие наверняка понравится. Кстати, отстриженными травяными «волосками» с удовольствием полакомятся живущие в доме кот, черепашка или попугай.
Если в ближайшем магазине такой забавной игрушки не оказалось, можно попытаться сделать её для малыша самостоятельно – из эластичного гольфа, носка или чулка, опилок и семян газонной травы, наклеив на заготовку глазки, носик и ротик.
Известно, что при наблюдении за ростом и развитием комнатных растений, уходе за ними активно развиваются исследовательские способности ребёнка. Усвоенное детьми в результате исследования будет вызывать новые вопросы и предположения. Не спешите отвечать сразу, лучше помогите ребёнку самостоятельно найти ответ, это поможет ему в дальнейшем обучении. Непременно похвалите ребёнка за догадливость.
Каждого ли ребёнка можно приохотить к цветоводству? По всей вероятности, нет. Но попытки такие нужно предпринять как можно раньше. Успешнее будут ваши усилия в том случае, если кто – то из взрослых членов семьи вместе с ребёнком займётся выращиванием комнатных растений, привлекая его к уходу за ними.
Конспект занятия для детей средней группы
«Колосок»
Задачи:
-Учить детей пересказывать знакомое произведение с помощью прямых и наводящих вопросов, с помощью иллюстраций.
-Следить за правильным произношением слов и составлением предложений.
-Закреплять умение эмоционально передавать диалог действующих лиц.
- Формировать бережное отношение к природе.
-Воспитывать отрицательное отношение к лени.
Предварительная работа: чтение сказки «Колосок» ,разбор слов(лапта ,чехарда, молотить, месить), рассмотреть картинки незнакомых слов.
Ход занятия.
Перед занятием провести лексико - граматическую игру: «Один –много» (язык-языки , лоб-лбы , локоть-локти , столб-столбы и т.д.)
Речевая настройка:
-Внимание! Внимание!
Дорогие ребята, чудеса сейчас придут, интересно будет тут!
Я на вас погляжу, да и сказку расскажу
Вы на ус всё намотайте, сказку рассказать Эколятам помогайте.
Не грусти, улыбнись, сказка дарит нам сюрприз.
Воспитатель:
-Какой же сюрприз нас ожидает сегодня? (снять салфетку с одного стола. На столе стоят два медвежонка).
-Ребята, из какой сказки эти медвежата? (Сказка «Два жадных медвежонка»)
-Какими были медвежата? (жадными)
Воспитатель снимает салфетку со второго стола. На столе три поросёнка.
-Из какой сказки эти герои? (Сказка «Три поросенка»)
-Какими были поросята - Ниф-ниф и Нуф-нуф? (ленивые)
-А каким был Наф-наф?
-Хорошо быть ленивыми?
Воспитатель: а сегодня смотрите, Тихоня принес утром сказку «Колосок». Давайте вместе ее прочитаем и попробуем рассказать.
Воспитатель читает первый абзац.
- Какими словами начиналась сказка?
-Что делали мышата?
А петушок чем занимался?
-Что случилось однажды?
-Кого позвал петушок? (Круть, Верть, глядите, что я нашёл!)
-Что ответили мышата? (Его нужно обмолотить)
-Что спросил петушок? (А кто будет молотить?)
-А мышата…(Только не я, только не я)
-Что сказал петушок? (ладно я сам обмолочу)
-Когда петушок молотил, чем занимались мышата? (играли в лапту)
Кончил петушок молотить и крикнул:…(Эй Круть, эй Верть, глядите ,сколько я зерна намолотил)
-Теперь нужно зерно на мельницу нести.
-Что было дальше?
Воспитатель: молодцы, но мы ведь не такие ленивые, как мышата?
Предлагаю помочь петушку, настряпать пирожки. Проходите к столам и приступайте к работе (из готового теста дети лепят пирожки и выкладывают на досточку).
Воспитатель: молодцы, помогли петушку.
-Почему мышата вышли из-за стола, а петушок их и не удерживал?
-Как называется сказка?
-Молодцы, вы были внимательными и хорошо пересказали сказку.
-Как вы думаете, зачем Тихоня принес нам сегодня эту сказку?
Конспект совместной поисково-исследовательской деятельности с детьми подготовительной к школе группы
«Что мы знаем о воде»
Программные задачи:
- ознакомление детей со свойствами воды (цвет, вкус, запах, текучесть, смешиваемость с другими веществами);
- дать элементарные представления о процессе очистки воды (фильтрации), объяснить, почему вода нуждается в очистке;
- уточнение значения воды для всего живого;
- прививать бережное отношение к воде.
Ход деятельности:
Приветствие:
Все мы в группе, как семья. Рады все и ты, и я.
Очень любим вместе быть с добрым утром говорить.
Воспитатель: сегодня утром Шалун мне загадал загадку и сказал, что вы, ребята не знаете, о чем идет речь. Попробуете отгадать?
Меня пьют, меня льют, всем нужна я
Кто я такая? Что это? (вода)
Правильно – это вода.
Включается фонограмма – журчание воды.
Воспитатель: что можно сказать про ручеек? Он бежит, журчит, льется, течет. Правильно. Вода льется и течет. В ручейке много-много капелек воды. Где еще капельки воды можно встретить? (Дождь, река, океан, море).
Смотрите какую капельку поймал сегодня Шалун (показать воздушный шарик, наполненный водой).
Ее имя Капитошка. Капелька пришла к нам в гости и хочет узнать, где у нас в группе живут ее сестрички-капельки.
Ребята, а вы знаете, где они живут? Покажем Капитошке, что они делают, эти сестрички у нас в группе и какую пользу приносят.
Раз, два, три, четыре, пять – будем капельки искать.
Где живут? (дети объясняют)
Вот, Капитошка, сколько в нашей группе сестричек-капелек живет, они приносят большую пользу. Вода из большой реки течет по трубам и попадает к нам в сад и в наши дома.
Воспитатель: Шалун принес капельку не просто так, у него много вопросов к нам.
Обращаю внимание на доску, где изображены капельки с вопросами.
Чтобы ответить на вопросы дождинок я приглашаю вас, вместе с Капитошкой, в лабораторию. А что это такое? Это место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты.
Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких ученых и будем проводить опыты по исследованию воды и ее свойств.
1. Какая форма у воды? (открываем первую дождинку).
Воспитатель: Будем мы сейчас играть, воду в разные сосуды наливать.
1, 2, 3 – что же будет, посмотри.
Вода принимает форму того предмета, куда ее наливают.
Вывод: Вода не имеет формы.
2. Какая вода?
Почему мы хлеб кладем в тарелку, сахар насыпаем, а воду наливаем? Почему так говорят? Как проверить? (Предположения детей)
Воспитатель: перед вами два стакана, один с водой, другой – пустой. Переливаем воду из одного стакана в другой. Что происходит? Почему?
Вывод: Вода льется, она жидкая.
3. Какого цвета вода?
Воспитатель: на столе лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из этих цветов? (нет) Какого цвета вода? (прозрачная, бесцветная) Как можно поверить прозрачность воды? Посмотри на соседа.
Вывод: Вода прозрачная.
4. Какой у воды вкус?
Воспитатель: знаете ли вы вкус лимона, лука? Знаком вкус яблок, картошки, торта? А воды? Пробуют через соломинку.
Вывод: вода вкуса не имеет.
5. Чем пахнет вода?
Дети нюхают воду. Ничем не пахнет. Добавить в стакан с водой несколько капель валерьянки и дать понюхать детям. А теперь есть запах? Да.
Воспитатель: давайте вместе с Шалуном выполним разминку (движения под слова текста):
С неба капельки летели в ручейки попасть хотели
И захватывая дух капельки упали – бух.
Капельки прыг-прыг, капельки хлоп-хлоп.
Капельки топ-топ-топ, топ-топ-топ.
С неба капельки упали, ручейками побежали.
И прозрачны и легки капельки прыг-прыг.
Капельки хлоп-хлоп. Капельки топ-топ-топ.
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Шалуну, о значении воды. Поиграем в игру «Вода хорошо-плохо».
Вода – это хорошо. Почему? Пьем, умываемся, моемся в душе, готовим еду, мыть посуду.
Вода – плохо. От холодной воды можно заболеть. Горячей обжечься. Если пролить на пол – можно поскользнуться и упасть. Можно утонуть. Наводнения.
А еще вода может загрязняться. Мы загрязнили воду, теперь нам предстоит ее очистить. Такой водой нельзя ни мыть, ни цветы поливать.
Воспитатель: а теперь ребята давайте вместе отгадаем загадки, которые сегодня нам приготовил Шалун:
1. Шел зимой Незнайка лесом, полем, лесом, полем. Вдруг река. Как ему перейти? (по льду)
2. Мыло бывает разным – прозрачным, синим, зеленым, оранжевым, красным.
Но не пойму, от чего же всегда, черной и грязной бывает вода?
3. Когда воду можно и в руках удержать и в решете унести?
Воспитатель: молодцы ребята, отгадали загадки. А теперь пора, на прогулка нам друзья!
Картотека
экологических игр
для младших дошкольников
1. «Вершки – корешки»
Дидактическая задача: Закрепить знания о дарах сада и огорода.
Ход игры: Дети сидят в кругу. Воспитатель называет овощи, дети делают движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, дети поднимают кисти рук вверх. Если овощ растёт на земле – кисти рук опускают вниз.
2. «Чудесный мешочек»
Дидактическая задача: Узнать предмет при помощи одного из анализаторов.
Игровое действие: Поиск на ощупь спрятанного предмета.
Правила: В мешочек заглядывать нельзя. Сначала нужно определить, что в руке, а потом показать предмет.
Оборудование: Для первых игр подбираем овощи и фрукты, резко отличающиеся по форме, затем более похожие. Небольшой непрозрачный мешочек.
Ход игры: Воспитатель опускает овощи и фрукты в мешочек и просит наблюдать, что он будет делать. Затем предлагает ребенку: « найди на ощупь, не глядя в мешочек, что хочешь. А теперь скажи, что ты взял». Или можно попросить: «найди то, что я скажу».
Второй вариант Дидактическая задача: Узнать предмет на ощупь по перечисленным признакам.
Ход игры: Воспитатель перечисляет признаки, которые можно воспринять на ощупь: форму, ее детали, поверхность, плоскость – и просит: «Найди в мешочке то, что похоже на шарик, но с длинным хвостом, твердое, негладкое». Ребенок по описанию ищет и находит свеклу. Сначала в мешочек опускают овощи и фрукты, резко отличающиеся по форме. При повторении игры предметы можно подбирать похожие по форме, но отличающиеся по другим признакам.
3. Ботаническое лото «Овощи – фрукты»
Дидактическая задача: Закреплять умение детей различать и называть овощи, фрукты.
Ход игры: Раздаются большие карты. На одной в середине изображён фрукт, на другой – овощ. Затем поочерёдно достают маленькие карточки с изображением различных овощей и фруктов. Дети хором называют их и закрывают пустые квадраты на своих картах маленькими картинками в соответствии с изображением.
4. «Найди, что покажу»
Дидактическая задача: Найти предмет по сходству.
Игровое действие: Поиск предмета показанного и спрятанного воспитателем.
Правило: Под салфетку заглядывать нельзя.
Оборудование: На двух подносах разложить одинаковые наборы овощей и фруктов. Один для воспитателя накрыть салфеткой.
Ход игры: Воспитатель показывает на короткое время один из предметов, спрятанных под салфеткой, снова убирает его, затем предлагает ребенку: «Найди на другом подносе такой же и вспомни, как он называется». Задание выполняется, пока все фрукты и овощи под салфеткой не будут названы.
5. «Найди, что назову»
Дидактическая задача: Найти предмет по слову – названию.
Игровое действие: Поиск «спрятавшихся» овощей и фруктов.
Правила: Искать предмет можно в вазе, соответствующей по форме либо окраске названному овощу или фрукту. Например: свекла, репа, редька, апельсин, помидор, яблоко. Во все вазы заглядывать нельзя
Оборудование: Овощи и фрукты разложить по краю стола, чтобы хорошо видна была их форма, величина. Овощи и фрукты брать лучше одинаковые по величине, но разной окраски.
Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку: «найди маленькую морковку». Или: « найди желтое яблоко и скажи, какое оно по форме». Если ребенок затрудняется, воспитатель может назвать яркий отличительный признак этого овоща или фрукта. Второй вариант: Овощи и фрукты укладывают в вазы разной формы: шарообразной, овальной, удлиненной. При этом форма вазы должна соответствовать форме спрятанного в нее предмета. Ребенок ищет названный предмет.
6. «Угадай, что в руке»
Дидактическая задача: Узнавать названный предмет с помощью одного из анализаторов.
Игровое действие: Бег к воспитателю с предметом, узнанным на ощупь.
Правило: Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя. Нужно узнать на ощупь.
Ход игры: Ребенок отводит руки за спину. Затем воспитатель отходит и показывает овощ или фрукт. Если у ребенка в руках за спиной такой же, ребенок должен подбежать к воспитателю.
7. «Угадай, что съел»
Дидактическая задача: Узнать предмет при помощи одного из анализаторов, стимулировать развитие воображения.
Игровое действие: Угадывание на вкус овощей и фруктов.
Правила: Нельзя смотреть на то, что кладут в рот. Надо жевать с закрытыми глазами, а потом сказать, что это.
Оборудование: Подобрать овощи и фрукты, различные по вкусу. Помыть их, очистить, затем разрезать на мелкие кусочки. На столе разложить такие же предметы для контроля и сравнения.
Ход игры: Угостить ребенка одним из кусочков, предварительно попросив закрыть глаза. «Хорошо жуй, теперь скажи, что съел. Найди такой же предмет на столе».
8. «Найди, о чём расскажу»
Дидактическая задача: Найти предмет по перечисленным признакам.
Ход игры: Воспитатель подробно описывает один из лежащих на столе предметов, то есть называет форму овощей и фруктов, их окраску, вкус. Затем воспитатель предлагает кому-либо из ребят: «Покажи на столе, а потом назови то, о чем я рассказал».
Второй вариант Дидактическая задача: Описать и назвать признаки растения в ответ на вопросы воспитателя.
Ход игры: Воспитатель сидит лицом к детям, спиной к комнатным растениям, стоящим на столе. Одного ребенка воспитатель просит выбрать и показать детям растение, которое он затем должен будет узнать по описанию ребят. Воспитатель задает им вопросы о наличии стебля, форме и окраске. Например: «На что похоже, на дерево или травку? Ствол толстый, прямой? Листья большие, как огурец? Темно-зеленые, блестящие? Узнав растение, воспитатель называет и показывает его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перечень основных изменений и дополнений к экспертным заключениям.
Внесенны изменения в экспертные заключения на различные категории педагогических работников от 16 января 2012 года....
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
Новый Закон об образовании - комплексный базовый акт, интегрирующий в себе как общие положения, так и нормы, регулирующие отношения в отдельных подсистемах образования. Он заменяет целый ряд законодат...
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)Новый Закон об образовании - комплексный базовый акт, интегрирующий в себе как об...
Проект "Эколята-дошколята" (с изменениями и дополнениями), 2022 г.
В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников, так как проблема ухудшения экологического состояния ...
Программа наставничества "Ступеньки к творчеству" (с изменениями и дополнениями", 2022 г.
Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, сост...
Рабочая программа воспитания МБДОУ "Чебурашка", 2022 (с изменениями и дополнениями)
Рабочая программа воспитания МБДОУ «Чебурашка» (далее – Рабочая программа воспитания) определяет содержание и организацию воспитательной работы в муниципальном бюджетном дошкол...
Изменение и дополнении РППС группы в связи с реализацией различных тематических проектов 2022-2023год
Данная презентация даёт представление об изменении и дополнении РППС группы в связи с реализацией различных тематических проектов....