Проект "Эколята-дошколята" (с изменениями и дополнениями), 2022 г.
проект

Козловская Валентина Ивановна

             В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников, так как проблема ухудшения экологического состояния нашего региона актуальна.
            Одним из таких инструментов экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста, как части патриотического воспитания ребёнка, может стать новый природоохранный социально-образовательный проект «Эколята – Дошколята» по формированию у детей экологической культуры и культуры природолюбия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ekolyata_doshkolyata.docx81.94 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Чебурашка»

Природоохранный социально-образовательный проект

«Эколята-дошколята»

по формированию у детей дошкольного возраста (3-7 лет) экологической культуры и культуры природолюбия

Автор проекта:

Козловская Валентина Ивановна,

старший воспитатель

C:\Users\Чебурашка\Desktop\i.jpg

п. Плесецк

2022 год

Пояснительная записка

Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.

В.А. Сухомлинский

        Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята – дошколята» разработан с учетом Всероссийского Положения о природоохранном социально-образовательном проекте «Эколята – Дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия.

Актуальность проекта «Эколята-дошколята»

        
        Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образования России, способствующих формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
        Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения. Конечной целью такого образования является формирование у человека нового экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой.
        Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе знакомства с природой своего края, у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует         и        решению        природоохранных        задач.
        В этом контексте суть одного из направлений патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душе ребёнка и подростка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
        Для этого должна быть разработана идеология, позволяющая сформировать у ребёнка культуру природолюбия, любовь к природе родного края, а, значит, любовь к государству.
        Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где        живёт        человек,        начинается        с        детства.
        Изменение сознания ребёнка способно повлиять на характер его дальнейших взаимоотношений с окружающей природной средой. При этом надо отметить, что на детей сильнее действуют эмоции, личный опыт и авторитарный пример.
        Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта.
        Дошкольные образовательные организации, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первичное представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
        Формирование у детей экологической культуры и культуры природолюбия должно быть продолжено и после завершения обучения в дошкольной образовательной организации.
        Для решения этой организационной задачи на каждом этапе экологического образования и воспитания необходимы новые инновационные инструменты, программы, проекты, формы, методы, подходы, приёмы, решения, технологии и мероприятия.

        В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников, так как проблема ухудшения экологического состояния нашего региона актуальна.
        Одним из таких инструментов экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста, как части патриотического воспитания ребёнка, может стать новый природоохранный социально-образовательный проект «Эколята – Дошколята» по формированию у детей экологической культуры и культуры природолюбия.

1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ: 

        Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

         Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

         Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

2. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.

3. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: 

1. Дать детям  знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы.

2. Способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы.

3. Помочь детям осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека.

4. Расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей.

5.  Помочь детям самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром.

6. Способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.

7. Приобщить родителей к участию в жизни детского сада, используя разные формы работы.

8. Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов по организации работы по экологии.

Задачи        Проекта        решаются        путём:
• создания и внедрения с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы новых приёмов, форм, методов и подходов, направленных на воспитание у ребёнка культуры природолюбия, бережного и уважительного отношения к животному и растительному миру, ответственности за их сохранение, формирование целостного взгляда на Природу, развитие навыков экологически грамотного поведения;
• предоставления возможности ребёнку быть непосредственным участником всех мероприятий, проводимых во время воспитательно-образовательной деятельности и направленных на сохранение природы;
• комплексного подхода к проблеме экологического, нравственного, культурного и духовного воспитания и образования ребёнка;
• создания в рамках Проекта необходимой методологической и методической базы;
• внедрения в учебно-воспитательный процесс идей и предложений самих детей по охране окружающей природной среды, защите животного и растительного мира, решению экологических        проблем;
• предоставления детям возможности общения со своими сверстниками из других дошкольных образовательных организаций по различным темам и направлениям данного Проекта.

4. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

        В рамках реализации Проекта предусматривается разносторонняя деятельность в дошкольном образовательном учреждении с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы. Данная деятельность способствует формированию у воспитанников экологической культуры и культуры природолюбия, усвоению ребёнком во время образовательного и воспитательного процессов теоретических эколого-биологических, географических и других специальных знаний и умений, а также основ коммуникативной, речевой и общей культуры.
        Особенностью Проекта «Эколята – Дошколята» по формированию культуры природолюбия у воспитанника дошкольной образовательной организации является его направленность на духовно-нравственное, эстетическое воспитание, создание необходимых условий для развития гармоничной личности с использованием образов сказочных героев «Эколят»        –        друзей                и        защитников        Природы.
        Под культурой природолюбия понимается сфера духовной культуры, организации и развития жизнедеятельности, обеспечивающая сохранение и обогащение позитивного опыта познания и взаимодействия человека и природы, накопленного в процессе естественного        и        общественного        развития.
        Проект представляет собой комплекс игровых мероприятий, заданий, учебных и учебно-методических пособий, тематических книг, игровой, аудио, видео и другой продукции подчиненный целям воспитания у детей любви, бережного и уважительного отношения        к        Природе.
        С детьми проводятся тематические занятия, которые всесторонне способствуют формированию у ребёнка культуры природолюбия, осознания того, что он может стать настоящим        другом        природы.
        Природолюбие помогает осознать, что каждый ребёнок является личностью, от деятельности которой зависит судьба будущих поколений. Большое значение уделяется развитию представлений о важности и ценности окружающей природной среды.

5. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН/ СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ 1 ГОД (2022)

Содержание этапов проекта

Сроки

Ответственные

1. Подготовительный этап

- Изготовление сказочных героев проекта «Эколят – друзей и защитников Природы» («Умницы», «Шалуна», «Тихони» и «Ёлочки»).
- Подбор методической литературы.

- Определение темы проекта.

- Изучение и анализ литературы по исследуемой проблеме.

- Формулировка цели и задач проекта.

- Создание банка идей и предложений.

- Составление и обсуждение поэтапного плана работы, анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать.

- Планирование деятельности педагогов.

- Ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта.

- Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации образовательного процесса.

январь, февраль 2022

ст.воспитатель,

педагоги

2. Основной этап

 Беседы, чтение художественной  литературы, прослушивание музыкальных композиций, рассматривание иллюстраций на экологическую тематику.

февраль

воспитатели, специалисты

Организация предметно-развивающей среды группы в рамках реализации проекта

февраль

воспитатели

Развлечение «На птичьем дворе»

март

воспитатели,

муз.руководит.

Акция «Накорми птиц»

в течение месяца

воспитатели

Неделя «Эколята знают все!» (беседы, игры, викторины, ООД, наблюдения) «Умница всему научит!»

март

воспитатели, специалисты

«Огород на окне»

в течение месяца

воспитатели

Неделя экологических опытов и экспериментов «Шалун исследователь»

март

воспитатели

Фокусы «Волшебная коробочка»

март

воспитатели

Проведение фотоконкурса детей и родителей «Сохраним это чудо – просит нас Умница!» (оригинальные фотографии природы родного края)

апрель-август

ст.воспитатель,

социальный педагог

Игры-развлечение «Весна на нашей улице»

апрель

воспитатели, музыкальный руководитель

Презентация на тему: «Эколята – защитники природы»

май

воспитатели

Тематическая беседа на тему «Вода и жизнь»

май

воспитатели

Экскурсии на тему «Цветы – улыбка природы» – акция «Летние цветы – улыбка природы»

июнь

воспитатели

Тематическая беседа «Путешествие Эколят» «Эколята и водный мир»,

июнь, июль

воспитатели

Игра путешествие «Эколята и мир животных»,

июль

воспитатели

Беседа «Эколята защищают чистоту водуха»

август

воспитатели

Создание  тематического музея «Эколята» (различные поделки, рисунки и композиции с «Эколятами»).

август, сентябрь

воспитатели

Выставка рисунков

«Эколята и мир растений»

август

воспитатели

Рассматривание иллюстраций, энциклопедий «Мир животных»«Луговые растения»

сентябрь,

октябрь

  воспитатели

Экологическая тропа объект «Волшебный лес»

сентябрь, октябрь

воспитатели

Конкурс поделок из природного материала «Творчество Эколят»

октябрь

воспитатели

Развлечение «Осень в гости просим»

октябрь

воспитатели, музыкальный руководитель

Игра – викторина «Берегите нашу планету от мусора»

ноябрь

ст.воспитатель,

воспитатели

Развлечение Фокусы «Цветная водичка»

декабрь

воспитатели

Неделя экологических  игр «Елочка и Тихоня очень любят поиграть»

декабрь

воспитатели

Работа с педагогами

Разработка конспектов сценариев для проведения ООД  развлечений и праздников.

В течение всего проекта

ст.воспитатель,

музыкальный руководитель

Обобщение опытом «Экологическое воспитание через познавательно – исследовательскую деятельность

февраль-май

воспитатели

Подбор литературы, фотографий, иллюстраций, стихотворений, рассказов, видеофильмов для проведения бесед и презентаций.

ст.воспитатель,

воспитатели

Работа с  родителями

Мастер – класс для родителей «Музыкальная гостиная» (видео)

апрель

музыкальный руководитель, воспитатели

Выставка поделок из природного материала «В гостях у Осени»

октябрь, ноябрь

воспитатели,

социальный педагог

Оформление фото – выставки «Мы Эколята»

октябрь

воспитатели,

социальный педагог

Проведение фотоконкурса детей и родителей «Сохраним это чудо – просит нас Умница!» (оригинальные фотографии природы родного края)

июнь, август

воспитатели,

социальный педагог

3. Заключительный этап

Подведение итогов проекта «Эколята-дошколята»

декабрь

педагоги

Праздник «Эколята-дошколята – друзья природы»

декабрь

педагоги

Презентация проекта «Эколята-дошколята-2022»

декабрь

педагоги

6. РЕСУРСЫ

6.1. КАДРЫ (СПЕЦИАЛИСТЫ)

Заведующий, старший воспитатель, воспитатели, специалисты

6.2. ОБОРУДОВАНИЕ, МАТЕРИАЛЫ

Информационно-техническое:

- мультимедийный проектор,

- ноутбук,

- компьютер,

- фотоаппарат,

- видеокамера.

Информационное обеспечение:

- интернет,

- учебное пособие «Азбука Природолюбия»;

- тематические книги;

- хрестоматии;

- альбомы и тетради для раскрашивания;

- дидактический материал: схемы, таблицы, дидактические  игры по краеведению;

 - наглядные, дидактические и раздаточные материалы;

- художественные, познавательные и научно-популярные произведения;

- семейные фотографии общения с природой,

- тематические альбомы и фотоальбомы,

- энциклопедические и справочные издания;

- аудио и видеоносители информации;

- настольные, напольные, компьютерные и другие игры,

- элементы мультипликации;

- художественные, телевизионные, учебные, документальные, научно-популярные и другие фильмы, их фрагменты и кадры.

7. БЮДЖЕТ ПРОЕКТА

Источником финансирования являются внебюджетные средства

8. ПЕРСОНАЛ ПРОЕКТА

1. Заведующий ДОУ – осуществляет ресурсное обеспечение проекта.

2. Старший воспитатель - готовит нормативно-правовую базу, разрабатывает,  научно - методическое оснащение; организует и координирует работу по проекту.

 2. Воспитатели и специалисты ДОУ – взаимодействуют с родителями по реализации плана проекта.

3. Родители – повышают педагогическую компетентность, участвуют в мероприятиях, обмениваются опытом семейного воспитания.

 4. Дети – участвуют в совместных мероприятиях.

9. ПРОДУКТ/РЕЗУЛЬТАТЫ

  • формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия;
    •        повышение        общей                культуры        ребёнка;
    • формирование у ребёнка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений        к        окружающей        природной        среде;
    • развитие в ребёнке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной        и        экологической        деятельности;
    • расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.

Продукт деятельности детей:

  • Рисунки детей на экологическую тематику, по полученным впечатлениям;
  •  Модели и схем;
  • Творческие работы;
  •     Продукт деятельности педагогов:
  •  Разработка и оформление проекта;
  •  Разработка конспектов ООД по тематике проекта;
  •  Презентация итогов проекта;
  •   Консультации и информационный материал по работе с родителями (брошюры, памятки, консультации и т.д.);
  •  Тематические стенды и выставки;
  • Сценарии и конспекты  музыкальных, спортивных,  тематических мероприятий.

10. КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ:

Цель достигнута, если:

        В результате выполнения проекта будет достигнут высокий уровень познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе, бережного отношения к ней.         Сформированность у детей устойчивых навыков поведения в природном окружении.         Преобразование участка детского сада с целью создания условий для экологического воспитания детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перечень основных изменений и дополнений к экспертным заключениям.

Внесенны изменения в экспертные заключения на различные категории педагогических работников от  16 января 2012 года....

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

Новый Закон об образовании - комплексный базовый акт, интегрирующий в себе как общие положения, так и нормы, регулирующие отношения в отдельных подсистемах образования. Он заменяет целый ряд законодат...

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)Новый Закон об образовании - комплексный базовый акт, интегрирующий в себе как об...

Проект "Эколята-дошколята" (с изменениями и дополнениями), 2022 г.

           В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников, так как проблема ухудшения экологического состояния ...

Программа наставничества "Ступеньки к творчеству" (с изменениями и дополнениями", 2022 г.

      Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, сост...

Рабочая программа воспитания МБДОУ "Чебурашка", 2022 (с изменениями и дополнениями)

Рабочая программа воспитания МБДОУ «Чебурашка»  (далее – Рабочая программа воспитания) определяет содержание и организацию воспитательной работы в муниципальном бюджетном дошкол...

Изменение и дополнении РППС группы в связи с реализацией различных тематических проектов 2022-2023год

Данная презентация даёт представление об изменении и дополнении РППС группы в связи с реализацией различных тематических проектов....