Информационный проект «Салават Юлаев – символ сегодняшнего Башкортостана»
проект (подготовительная группа)

Яхина Эльвира Бикьяновна

Содержание:

1. Актуальность…………………………………………………………………...……3

2. Цели, проблемы и задачи проекта……………………………………………….4

3. Предполагаемый результат…..……………………………….……..…………....4

4. Этапы и психолого-педагогическое содержание проекта…………......…..…5

5. Ожидаемые результаты…………………………………………………….….…..8

6. Список литературы………………………………………………………………...11

7. Приложение………………………………………………………………………....12

 

Актуальность

 

Нравственно-патриотическое воспитание детей на современном этапе — одна из основных задач дошкольного образования, важной частью которого является знакомство с родным краем.

На сегодняшний день проблема патриотического воспитания детей является очень актуальной. Всем известно, что любовь к Родине начинается с малого: своего села, города, знания своих корней. Развитие социальных процессов, осуществляемое в рамках современного общества, усиливает интерес человечества к истории своего народа (прошлого и настоящего времени), в том числе к людям, прославившим свой родной край.

А каждая конкретная личность, которую прославляет народ, способствует воспитанию у дошкольников любви к родному краю.  В связи с этим вопросы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с выдающимися людьми, их подвигами, творчеством, жизнью и вкладом  в историю Башкирии выступают на первый план.

Одним из таких реальных исторических образов является образ Салавата Юлаева - национального героя башкирского народа. Жизненный путь и подвиг этого славного сына своего отечества является ярким примером патриотизма, образцом формирования национального самосознания и воплощением идеала мужественности башкир.

Салават Юлаев - один из первых башкир, превратившийся в символ своей нации. Его личностные особенности и дарования вызывают восторг, мысли и деяния удивляют оригинальностью и прозорливостью, жизнь является воплощением мужского идеала башкирского народа. Народ чтит и любит своего героя. С его жизнью и подвигом знакомят подрастающее поколение, именем Салавата называют детей, предрекая им его характер. Однако само имя еще не несет потенций личности героя Салавата, а системное знакомство детей с героем начинается только со школьного возраста. В дошкольный возраст ознакомление с образом Салавата Юлаева, как национальным героем башкирского народа, носит выборочный характер.

Детский сад наряду с семьей является важнейшим социальным институтом воспитания ребенка дошкольного возраста. Дошкольное образовательное учреждение оказывает свое воспитательное воздействие на ребенка в самый сензитивный период его жизни. Эти годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении его мировоззрения, направленности. В этот период начинают развиваться также те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка с его народом, родиной. Поэтому ознакомление с образом Салавата Юлаева, как образца героизма,  мужественности и культуры башкирского народа, должно начинаться в старшем дошкольном возрасте.

Методы, приемы и формы патриотического воспитания на основе ознакомления с образом Салавата могут быть разнообразными, но они должны учитывать возрастные особенности дошкольников. Ребенку этого возраста для усвоения материала недостаточно беседы или музыкального занятия. Ведущим видом его деятельности является игра, поэтому необходимо включение практических видов деятельности, таких как,  художественная деятельность, различные виды игр, двигательная активность. Они должны дополнять друг друга, образуя цепочку включения всех анализаторов, многообразия повторений, так необходимых в этом возрасте.

 

Цель:

  • Расширить кругозор учащихся путем изучения биографии и творчества  С. Юлаева;
  • Развивать логическое мышление, внимание, память;
  • Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою республику, уважение ее истории и почитание людей, прославивших нашу родину.

Проблема:

Ребенок  дошкольного  возраста  наиболее  восприимчив  к  внешнему воздействию,  пытается  всему  подражать  легко  и  сильно  сопереживает изучаемому,  применяет  полученный  эмоциональный  опыт  в  регуляции собственного поведения. Эти характеристики дошкольников обусловливают особенности системной  работы  по  ознакомлению  с  героизмом  Салавата Юлаева именно в данный возрастной отрезок, а в дальнейшем – расширение и  конкретизацию имеющихся  знаний.  Однако    особенности  дошкольного возраста   (эмоциональное   восприятие   окружающего,   образность   и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории» и пр.) затрудняют работу по ознакомлению с героическим поступком славного сына Отечества, который посвятил свою жизнь  борьбе  с  несправедливостью.  Чтобы  подвести  дошкольника  к пониманию сути героизма Салавата Юлаева, мы считаем необходимым вести знакомство  с  образом  героя  в  русле  изучения  уклада  жизни  башкир  того времени, роли Салавата в борьбе башкирского народа с несправедливостью царской  власти,  его  роли  в  историческом  развитии  башкирского народа.

Задачи:

  • формировать познавательную активность и учебную мотивацию детей;
  • познакомить детей дошкольного возраста с национальным героем - Салаватом Юлаевым; дать представления о его истории жизни;
  • расширять кругозор детей;
  • формировать у детей познавательный интерес к прошлой истории;
  • разработка плана и конспектов в режимных моментах и в непосредственно образовательной деятельности направленных на изучение данной темы;

Предполагаемый  результат:

Дети:

  • активно принимают участие в  проектной  деятельности совместно со взрослыми коллективно и в подгруппе;
  • проявляют интерес к жизни, подвигам, творчеству Салавата Юлаева;
  • выбирают необходимые способы работы в соответствии с поставленными задачами;
  • используют полученные знания в разных видах деятельности.

Родители:

  • активно участвуют  в реализации проекта, знакомя детей с Салаватом Юлаевым, прославившим родной край;
  • оказывают помощь в пополнении предметно-развивающей среды группы (наглядные пособия, книги, энциклопедии, фотографии);
  • принимают участие в совместных мероприятиях, выставках, экскурсиях и т.д.

Этапы проекта:

1. Этап (подготовительный)

- постановка цели и задач проекта на основе результатов анализа;

- составление плана по реализации проекта;

- сбор исторических данных, накопление наглядно-демонстрационного материала и др.

- подбор тематики занятий, игр и других видов детской деятельности;

- привлечение специалистов детского сада к осуществлению проекта;

- подбор методической литературы;

- организация работы с родителями (памятки, буклеты, консультации).

2) Этап (практический)

- организация деятельности по реализации проекта (поэтапно с использованием интерактивных форм работы с детьми и родителями);

- повышение профессиональной компетентности педагогов путем обеспечения методического сопровождения проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении;

3) Этап (заключительный)

– итоговая диагностика, самоанализ, подготовка к презентации;

4) Этап (презентационный)

- провести презентацию проекта для педагогов, специалистов и методистов в формате Microsoft Power Point.

Психолого-педагогическое содержание проекта

Формы работы

Содержание психолого-педагогической работы с детьми

Непосредственно образовательная деятельность

Познавательное развитие

«Рассказ о детстве Салавата»

Формировать понимание  на  слух  текста  о детских   занятиях   Салавата,   об   его  индивидуальных  особенностях,  таланте  и дарованиях. Дать знание о семье Салавата. Развивать  стремление  подражать  юному Салавату.  Воспитывать  личностные  качества Салавата.

Чтение художественной литературы

«Отрывки  из  рассказа  С.  Злобина «Салават  Юлаев»

Формировать стремление  подражать  юному Салавату.   Развивать   самовыражение   и самореализацию,  творческую  деятельность. Воспитывать  умение изображать  храбрость, ловкость, находчивость.

Художественно-эстетическое развитие

«Маленький Салават»

Продолжать умение изображать сформированные впечатления о  молодом герое. Развивать эмоциональный  отклик  о характере  Салавата  Юлаева. Воспитывать уважению к маленькому Салавату.

Физическое развитие

«Спортивное  представление «Маленький Салават»

Формировать    здоровой   образ   жизни, закрепить   образ   Салавата   Юлаева как сильного, мужественного, ловкого воина. Развивать силу,   ловкость, формировать дружелюбное отношение к другим. Воспитывать  уверенность  в  себе  и  желание побеждать.

Музыкальное занятие

«Юный батыр –Салават»

Формировать  адекватную  «Я-концепцию»  у ребенка.  Систематизировать  представления  о детских годах и занятиях Салавата Юлаева. Развивать  традиционные  черты  характера башкир. Воспитывать чувство гордости за свой народ.

Речевое развитие

Составление  рассказа по картине  «Поимка  Салавата»

Стимулировать желание описывать состояние героя,  его  настроение,  свое  отношение  к событию в монологической форме. Развивать художественное  восприятие,  приобщать  к художественно-словесному       искусству. Воспитывать чувство  гордости  за  героизм Салавата Юлаева.

Познавательное развитие

«Творчество Салавата Юлаева»

Познакомить с художественным творчеством Салавата Юлаева. Сформировать образ Салавата Юлаева как поэта, певца, импровизатора башкирского народа. Познакомить с  особенностями  жанра  его  произведений  (героическая  лирика  о  родине,  свободе, счастье,  основанная  на  традициях  фольклора,  изустной  литературы).  Развивать любовь к своему народу.

Образовательная деятельность в режимных моментах

Индивидуальная  работа  по разучиванию   стихов   С. Юлаева.

Продолжать знакомить   с   творчеством С. Юлаева. Учить сопереживать его чувствам о Родине, о народе.

Рассматривание альбома на тему: «Имя Салавата»

Закреплять   представления   о   местностях, носящих имя Салавата.

Чтение стихотворения Ш.Бабича «Салават Юлаев»

Стимулировать желание описывать состояние героя,  его  настроение,  свое  отношение  к событию в монологической форме.

Составление  рассказа по картине  «Поимка  Салавата»

Развивать художественное  восприятие,  приобщать  к художественно-словесному       искусству. Воспитывать чувство  гордости  за  героизм Салавата Юлаева.

Дидактическая игра по карте Башкортостана «Имя Салавата»

Закреплять   представления   о   местностях, носящих имя Салавата.

Интерактивное знакомство с музеем Салавата Юлаева на его  Родине  и  в  г. Рогервике.

Познакомить  с  малой  родиной  Салавата,  его родословной    и  образом  жизни.  Закреплять представления  о  жизни  и  боевом  пути Салавата.Развивать  чувство  гордости  за  национального героя Салавата Юлаева.Воспитывать любовь к творчеству С.Юлаева.


Самостоятельная деятельность детей

  1. Самостоятельное рассматривание иллюстраций, картин, репродукций портретов известных людей.
  2. Внесение воспитателем атрибутов для самостоятельной сюжетно-ролевой игры.

 

Работа с родителями

Форма

Тема

Содержание

Консультация

"Национальный герой Башкортостана - Салават Юлаев "

Повышение знаний родителей.

Выставка

«Портрет Салавата»

Предложить родителям совместно с детьми нарисовать портрет Салавата Юлааева.

Размещение мини-музея Салавата Юлаева

«Мини-музей Салават Юлаев»

Предложить родителям помочь создать музей.

Альбом

«Имя Салавата»

Предложить родителям помочь собрать иллюстрации на тему «Как увековечена память  о Салавате Юлаева?»

Экскурсия

«Памятник Салавата Юлаева»

Предложить родителям совместно с детьми совершить экскурсию к памятнику Салавата Юлаева.

Презентация

«Салават Юлаев – символ сегодняшнего Башкортостана»

Создать итоговую презентацию по реализации проекта.

 

Ожидаемые результаты

        У детей:

- сформированы  знания и представления  о жизни, подвигах, творчестве национального героя Салавата Юлаева;

-  расширился кругозор детей, проявился интерес к батыру, к его художественному творчеству;

-  отмечается появление  чувства гордости за свой народ,  которые  живут и работают в Башкортостане, которые прославили свой край в прошлом;

- проявляется осмысленная роль  в судьбе страны,  их места в жизни, сформированность собственного взгляда на жизнь.

         Родители:

       - оказали помощь в пополнении предметно-развивающей среды группы (наглядные пособия, книги, энциклопедии, фотографии);

         - принимали участие в совместных мероприятиях, выставках, экскурсиях и т.д.

        - пополнили знания о национальном герое, его подвигах и творчестве;

       - проявили  заинтересованность  в сотрудничестве с детским садом по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

      Педагоги:

     - приняли участие в преобразовании предметно-развивающей среды группы; ДОУ;

     - повысили  педагогическую компетентность по теме проекта;

     - пополнили педагогическую копилку конспектами занятий, картотеками дидактических игр, альбомами, буклетами и т.д.

      - организуют воспитательно-образовательный процесс на основе интеграции всех образовательных областей;

       - подготовили  итоговую презентацию «Салават Юлаев – символ сегодняшнего Башкортостана» /по результатам проектной деятельности/.

Теоретическая значимость

         Теоретическая значимость заключается в разработке содержания и форм взаимодействия педагогов и воспитанников, которое предусматривает поэтапное познание великих людей родного края  через различные виды деятельности.

Исследованием биографии Салавата Юлаева занимались историки, краеведы, писатели и журналисты: Виктор Владимирович Сидоров, Радик Шакирович Вахитов, Мирас Хамзович Идельбаев, Хайрулла Динмухаметович Кульмухаметов, Залялетдинов Ихсан Ялалович, Тархан Сагитович Загидуллин, Сайфуллин Абузар Хакимьянович, Сафин Вильмир Иштимирович, Степан Павлович Злобин и Инга Михайловна Гвоздикова. Салават Юлаев упоминается в «Истории Пугачёва» А. С. Пушкина.

Практическая  значимость

        Реализация данного проекта не только повысит профессиональную компетенцию воспитателей, но и повысит знания  родителей по воспитанию у детей любви к родному краю и своему народу.

А дети в свою очередь, научатся ценить подвиги и творчество башкирского народа, относится с уважением к ценностям, созданным этим народом. Проведенная работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному   краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, культуру,  гордиться своим народом, его достижениями.

     Все вышеперечисленное должно внести значительные изменения в воспитательно-образовательный процесс и повлиять на повышение качества образовательного процесса.

Мероприятия, проведённые в детском саду, сплотили детей и родителей. У них появился интерес к творчеству, подвигам, созиданиям башкирского народа, желание побольше узнать о истории родного края.

Результаты по внедрению  проекта  могут быть использованы педагогами дошкольного образования в целях проектирования и реализации педагогического процесса по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств, чувства уважения и гордости за народ, внесших вклад в развитие Башкирии.

Познавательная значимость

         Познавательная значимость состоит в том, что:

         - в работе с детьми используются методы и приёмы развивающего характера (проблемные ситуации, умозаключения детей и т. д.);

         - применяется личностно-ориентированный подход к процессу построения, организации и проведения познавательных занятий.

         Познавательное значение проекта проявляется прежде всего в том, что он отражает особенности явлений реальной жизни конкретных людей  и дает обширные знания об их творчестве и подвигах, а также представление о мировоззрении и психологии народа,  а образы заключают в себе широкую типизацию, содержат обобщения явлений, жизни и характеров людей.

         Знакомство с известными людьми родного края для ребенка - это не просто рассказ о них, не только рассматривание фотографий и иллюстраций, не просто игра или экскурсия, это - жизнь, это  приемлемое и созвучное возможностям ребенка средство материализации волнующих его отношений и обстоятельств, правил общежития и норм деликатности, категорий добра и зла, многополярности и относительности социальных оценок.

       Национальный герой башкирского народа - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент патриотического воспитания.

        Знакомя детей с известными людьми, вводя детей в круг необыкновенных событий, творческих достижений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления.   В действиях и поступках известных людей Башкортостана  противопоставляется добро – злу, храбрость – трусости. Симпатии детей всегда привлекают те, кому свойственны: отзывчивость, любовь к труду, смелость. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.

        Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности, творческих способностей является одной из составляющих успешности обучения детей в школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Азнабаева Ф.Г., Фаизова М.И., Агзамова З.А. Академия детства: Региональная программа для дошкольных образовательных организаций Республики Башкортостан. – Уфа: Издательство ИРО РБ, 2016

2. Азнабаева Ф.Г., Шафикова Г.Р. «Образ Салавата Юлаева дошкольникам». Программа-руководство гражданско-патриотического развития детей старшего дошкольного возраста. – Уфа, 2015

3. Агишева Р.Л. Я познаю Башкортостан: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов. – Уфа: БИРО, 2009

4. Гасанова Р.Х. Земля отцов: Программа – руководство. Уфа, БИРО

5. Гасанова Р.Х. «Я Родину свою хочу познать!»: Методическое пособие по ознакомлению дошкольников с национальной культурой башкирского народа / Башкирский институт развития образования. – Уфа, 2007

6. Давлетшина Р.Ю. Методическая разработка «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с национальным героем Республики Башкортостан – Салаватом Юлаевым»

7. Ишкинина А.А. Методическая разработка «Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста об истории и культуре родного края»

8. Концова Т.Ю. Методическая разработка «Ознакомление детей дошкольного возраста с прошлым родного края – Республики Башкортостан»

9. Мирошникова Н.В. Методическая разработка «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с памятниками природы Абзелиловского района»

10. Молчева А.В. Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана – дошкольникам (на русском и башкирском языках). – Уфа: Башкирское издательство «Китап», 1995.

11. Сборник занятий к программе факультатива.

12. Сергеева Е.А. Методическая разработка «Формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о родословной - шежере»

13. Серегина С.П. Методическая разработка «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с государственной символикой Республики Башкортостан»

14. Уелданова А.У. Методическая разработка «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с башкирскими народными музыкальными инструментами»

15. Фазлыева Ф.Н. Мой край – Башкортостан. Программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем / Перевод с башк. Магадеевой А.В. – Уфа: Китап, 2003

16. Хазиева Н.В. Методическая разработка «Региональный компонент в условиях реализации образовательной программы ДОУ»

                                               

 

 

Приложение №1

 

Тема: Рассказ о детстве Салавата 

Форма: непосредственная образовательная деятельность

Задачи: Образовательные:  формировать  представление  о  детских  занятиях Салавата, об его индивидуальных особенностях, таланте и дарованиях. Дать знание о семье Салавата.

Развивающие: развивать стремление подражать юному Салавату.

Воспитательные:   воспитывать   личностные   качества:   смелость, ловкость, силу, любовь к природе.

Ожидаемый  результат:  имеет  представление о  детских  годах Салавата, о его любимых занятиях, природном даре и ценностях жизни.

Оборудование: курай, юрта, башкирские национальные блюда, иллюстрации Салавата Юлаева и его семьи, уголек.

Ход занятия

Звучит народная мелодия курая.

Воспитатель: Ребята, есть в истории Башкортостана человек, имя которого знает и стар и млад, это - Салават Юлаев. Народный герой, певец родного края, храбрый воин, боровшийся до конца за свободу и волю. Сегодня вы услышите, где и когда родился Салават, каким он был в детстве, как стал батыром.

Воспитатель: У башкирского народа большим почетом всегда пользовались аксакалы - старейшины: они больше знали и помнили. Сегодня на нашу встречу в «Юрте Салавата» мы пригласили женщину- старейшину «олоинэй» и попросили рассказать о Салавате Юлаеве.

Появляется сказительница в национальном костюме и платке.

Воспитатель: А вот и она. Здравствуйте, дорогая гостья! Проходите, усаживайтесь, попейте чая с дороги, устали, наверное.

Сказительница: Рэхмэт! Знаю я, что вы интересуетесь жизнью Салавата Юлаева. Слушайте:

"Салават родился в 1754г. 16 июня в деревне Такеево в семье старейшины ЮлаяАзналина. Молчаливый был, да задумчивый, на цветочки глядел, за птичками следил. Отец говорил: «Жена, ты кого родила - девочку или мальчика? » Салават очень любил слушать песни народные, задумчивые, веселые, протяжные, плясовые. Давайте и мы послушаем одну из таких песен.

Звучит башкирская народная песня «Старый Урал»

Воспитатель: А сказки любил наш Салават?

Сказительница: Конечно! Бывало, прибежит к своей бабушке, усядется рядом и готов слушать до конца.

Воспитатель: Ребята, а вы любите? Какие башкирские сказки вы знаете?

Дети: (ответы детей).

Сказительница: Недолго оставался Салават похожим на девчонку. Вернулся как-то его отец из похода и не узнал Салавата. Очень рано научился на лошади скакать. Какой меткий был! Бывало, летит во весь дух на коне, перегнется, сорвет на скаку цветок, а потом из-под брюха коня с другой стороны вылезет. Очень ловкий был! Салават очень справедливость любил, не терпел, когда обижали его народ.

Сказительница показывает уголек.

- Это не простой уголек. Это уголек от сожженных башкирских деревень - сожженных за то, что народ наш не терпит рабства и восстает против своих врагов. «Пусть Аллах этим углем прожжет мою грудь, если я отступлю от страха или от корысти». Такую клятву нес Салават всю свою жизнь и не нарушил ее.

Воспитатель: А стихи и песни сочинял наш Салават?

Сказительница: Да, он очень рано начал сочинять, а потом и пел.

1-й ребенок (рассказывает под музыку курая):

Ай, Урал, ты, мой Урал.

Великан седой Урал!

Головой под облака

Поднялся ты, мой Урал!

Моя песня о тебе,

О любви моей к тебе.

2-й ребенок:                   

По бокам твоим, Урал,

Встали темные леса,

А у ног твоих. Урал,

Степь - зеленая краса.

Заиграй же, мой курай,

Песню, чтоб вошла в сердца.

И Урал, и весь наш край

Прославляя без конца!

Воспитатель:  Скажите, «олоинэй» почему же башкирам не жилось спокойно? Почему они все время воевали?

Сказительница: Так не давали спокойно жить: вначале нагайцы налетали, грабили, убивали. А потом русские цари и их слуги. Все жадничали: дайте им мехов побольше, дайте им коней, потом начали рубить лес, заводы строить в наших землях. Вот и не стерпел народ башкирский. Да и не только они, все бедняки поднялись на войну: и русские, и татары, и мордва. Собирались они с копьями, луками и стрелами, вилами, топорами и дубинами. Русских бедняков повел Емельян Пугачев, а башкир - Салават. Ему было всего 22 года. Клич кликнул Салават - целое войско присоединилось к нему. Когда приходил час битвы - он бодрил товарищей песней и с песней вел их в бой. Прежде Салавата за песни соловьем называли. Орлом теперь называли его за битвы. Его отряды захватывали крепости, редуты, заводы, рудники. И все же неравной была война - на стороне царя войско огромное, солдаты обученные, ружья да пушки.  И схватили враги Салавата и его отца Юлая, посадили их в крепость в Уфе, пытали долго, хотелось выведать, кто с ним вместе против царя воевал. Но молчал Салават. А сколько мук принял Салават от палачей: ноздри вырвали, каленым железом клеймо поставили, возили их по нашим краям и в каждом ауле плетьми били и сослали на вечную каторгу в город Рогервик в Эстонию. Сейчас это город Палдиски. На каторге Салават пробыл 25 лет и умер там же в возрасте 48 лет. Сейчас в том месте стоит памятник башкирскому герою.

Воспитатель:  Около 250 лет прошло с тех пор, а память народная хранит имя Салавата в песнях и легендах, стихах и памятниках, в названиях городов, улиц, дворов.

Сказительница:  Вижу я в юрте вашей много разных картинок и книжек про Салавата. (Рассматривание книжек, картинок и рассказов.)

Воспитатель:  А сейчас мы попрощаемся, «олоиней». Большое спасибо Вам! Рахмат! До свидания! Хaубулыгыз!

Воспитатель: Ребята! Если вы внимательно слушали нашу гостью, то с легкостью ответите на наши вопросы:

-В каком ауле Башкортостана родился С. Юлаев?

- Назовите фамилию его отца, Юлая.

- Какими талантами обладал Салават?

- За что боролся Салават?

- Где умер наш герой?

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все внимательно слушали и правильно ответили на мои вопросы, поэтому сейчас я вас приглашаю в юрту попить чаю.

(все идут в юрту, садятся на пол и угощаются)

Воспитатель: ребята, вам понравилось наше занятие? О чем оно было?

Дети: ответы детей.

 

 

Приложение №2

 

Тема: Творчество Салавата Юлаева

Цели:  Формировать представление о жизни и подвигах Салавата Юлаева, об его индивидуальных особенностях, таланте и дарованиях с помощью произведений башкирских писателей и поэтов. Познакомить с лирикой Салавата Юлаева о родном крае, воплощенных в его песнях и музыке. Воспитывать патриотический дух и гордость за героя. Развивать стремление подражать юному Салавату.

         Ход занятия

         Показ памятника Салавату Юлаеву.

         Воспитатель: Имя национального героя Республики Башкортостан известно многим – и русским, и татарам, и чувашам, и, конечно же, башкирам. А вы его, ребята, знаете? Как вы думаете, чей это памятник? (Ответы детей) Действительно, это памятник Салавату Юлаеву, герое, о храбрости и смелости которого, слагали легенды и сочиняли стихи и песни.

Давайте послушаем песню «Салават».

         Слушание песни «Салават» муз. Ш.Кульбарисова, сл. Г.Юнусовой.

         Воспитатель: Салават  тоже как вы был маленьким, шаловливым, умным, подвижным мальчиком, самым младшим в семье. Он любил часами наблюдать, как летают воробьи, жаворонки, ласточки, любил наблюдать за пчелами. Отец Салавата посадил его на коня, когда ему было всего три годика. Немного повзрослев, Салават мог поймать арканом и оседлать коня на скаку. Спокон веков на празднике «Сабантуй», участвуя в разных играх, курэш, джигиты показывали свою силу. И Салават тоже с малых лет был на сабантуе: в борьбе курэш– самый неподатливый борец, в стрельбе из лука – самый меткий, в скачках на коне – самый первый.  Иногда бесстрашный Салават ходил в леса и горы совсем один. Но однажды в лесу на него напал большой медведь и, боровшись с медведем, он победил. Ему тогда не было и пятнадцати лет. Вот какой был Салават: смелый, бесстрашный, сильный.

Дети, а вы знаете пословицы, поговорки о храбрости, о смелости, о честности? (Ответы детей)

         Пальчиковая игра «Семья Салавата»

Это – папа Салавата – научил на коне скакать.

Это – мама, научила Салавата песни петь и читать.

Это – старший брат Салавата – умный,

Это – средний брат Салавата – добрый,

А это сам – Салават – храбрый, смелый, сильный

Вот какая дружная была у него семья.

         Воспитатель: Писатели и поэты в своих произведениях прославляли своего героя. Давайте послушаем несколько стихотворений про него.

Дети рассказывают и анализируют стихотворения.

1. Батыром славным был Салават,

Конь под ним – как родной был брат.

Он бесстрашно встречал врага,

Не уступал ему никогда.

Батыром славным был Салават,

Конь под ним – как родной был брат.

Для народа он был, как день, 

Для врага, как грозная тень.

Батыром славным был Салават,

Конь под ним – как родной был брат.

Коль в плечо вонзилась стрела,

Говорил: то муха была.

Если кровь из груди текла,

Говорил: то выходит пот.

2. Кто он грозный Салават?

Чем он славен и богат?

Он – родной земли булат,

Он отвагою богат!

3. Мой Салават –

Мой славный младший брат!

Он в двадцать два

Своих горячих года,

Как молния,

Сверкнул по небосводу,

Собой рассеяв

Вековечный мрак.

Людское горе билось, как прибой,

Народа гнев вскипал, подобно морю…

И там, где Салават врывался в бой,

Цветы взросли с надеждою во взоре.

4. Мой Салават –

Мой гордый старший брат!

Он веком был в металл закован тесный.

Но разве мог сковать безумный враг

Батыра славу, дух его и песню!

И поднялась балтийская волна,

До Каспия достала и Арала…

И в память Салавата

Имена

Вновь зазвучали на земле Урала.

         Воспитатель: Сам Салават тоже писал стихи, о Родине, о родной земле, о свободе, о родной природе.

1. Урал мой, всегда о тебе вспоминаю,

О твоих родниках, чудесных лугах,

О цветах твоих, словно райской земли

О курае – голосе соловьином.

2. Агуна, что высоко летит,

Взмахом крыльев небо бороздит.

Не горюйте, что от вас ушел я,-

Вновь земля батыров вам родит.

3. Я вернулся б в милые края,

Да в сугробах утопаю я.

Нет, не снег замел мои дороги-

Я в руках врагов, мои друзья.

         Воспитатель: Народ сочинил песни на его слова, и получились красивые песни.

         Слушание башкирской народной песни на слова С. Юлаева «Родимый мой Урал».

          Воспитатель: Посмотрите, ребята, на памятник Салавату Юлаеву и послушайте еще одно стихотворение Ф. Губайдуллиной  «Дорога к Салавату»:

Огромный всадник над рекой

Стоит на страже мира,

А я горжусь родной Уфой –

Родиной батыра.

В день города всегда хожу

К могучему герою.

С обрыва долго вдаль гляжу,

И хочется порою

Умчаться вместе на коне

Из каменного плена.

Мой дед коня подарит мне-

Наездник я отменный.

И Салавату я кричу:

Мы далеко умчимся,

Я лук и стрелы захвачу –

И мы с тобой сразимся.

Он отвечает: - Не могу,

И смотрит как-то строго,

- Я этот город стерегу.

Ты подрасти немного.

И постарайся не забыть,

Мужая год от года,

Что должен ты опорой быть

Для своего народа.

         Воспитатель: Даже в наше время Салават Юлаев на своем коне высоко на горе стоит, как будто защищает нас от войн и зла.

 

 

 

 

 

 

Приложение №3

 

Консультация для родителей

"Национальный герой Башкортостана - Салават Юлаев "

 

      Салават Юлаев — выдающаяся личность, навечно оставшаяся в истории России и Башкортостана, во всей мировой истории.

16 июня 1754 года в деревне Текеево Шайтан-Кудейской волости Сибирской дороги родился Салават Юлаев. Сын ЮлаяАзналина, уже в 1771-72 годы исполнявший должность старшины Шайтан-Кудейской волости Сибирской дороги, 10 ноября 1773 года примкнул к восстанию и принял участие в Крестьянской войне 1773-75 годов на стороне Емельяна Пугачева, став его ближайшим сподвижником.

В ноябре-декабре 1773 года Салават Юлаев участвовал в боях около Оренбурга и на Оренбургской линии, в январе-марте 1774 года стал одним из предводителей восстаний в Пермской и северной части Уфимской провинций. Командовал войском в количестве более четырех тысяч человек; его отряд 12 января 1774 года взял без боя Красноуфимскую крепость, 18- 25 января принял участие в осаде города Кунгур, 19 февраля сразился с правительственными войсками около Красноуфимской крепости, в начале марта — около города Сарапула Казанской губернии, 14 и 17 марта — около Красноуфимской крепости и деревни БугалышСызгинской волости Сибирской дороги (ныне — Свердловская область).

В апреле — мае Салават Юлаев занимался мобилизацией населения Уфимской провинции в Главное повстанческое войско, которое снабжал деньгами, провиантом и снаряжением. В начале мая отряд Салавата Юлаева вступал в бои с правительственными войсками под командованием Михельсона около Верхнего Симского завода, в конце мая — около Айской пристани Айлинской волости Сибирской дороги (ныне деревня Старая Пристань Челябинской области).

В июне того же года Емельян Пугачев произвел Салавата Юлаева в бригадиры. С июля по ноябрь Салават руководил повстанческим движением на территории нынешнего Башкортостана. Предпринял попытку  захватить Уфу, осадил Катав-Ивановский завод. Продолжал борьбу и после поражения Главного повстанческого войска и ареста Пугачева. Последний бой его отряда с правительственными войсками состоялся 20 ноября около Катав-Ивановского завода, 25 ноября он был захвачен командой генерал-майора Фреймана.

После длительного следствия, проводившегося с ноября 1774 года по июль 1775-го Тайной экспедицией Сената и оренбургским  губернаторомРейнсдорпом в Уфе, Казани, Москве, Оренбурге, Салават Юлаев вместе с отцом был подвергнут наказанию кнутом (175 ударов), клеймению знаками «3» («злодей»), «Б» («бунтовщик»), «И» («изменник») на лбу и на щеках, а 2 октября был отправлен в пожизненную ссылку в Балтийский Порт (до 1762 года — крепость Рогервик).

26 сентября 1800 года Салават Юлаев умер.

Салават Юлаев был также поэтом, из его поэтического наследия до наших дней дошло около 500 строк. В песнях-четверостишиях, относящихся к последнему этапу творчества, он размышлял о причинах поражения восстания и выражал беспокойство за судьбу родного народа и башкирской земли. Впервые на русском языке его произведения были опубликованы еще в 1880 году Ф.Д.Нефедовым в очерке «Салават, башкирский батыр».

      В годы Гражданской войны политическим отделом Отдельной Башкирской кавалерийской дивизии издавалась газета «Салауат», в ходе Великой Отечественной войны сформирован 1292-й истребительно-противотанковый артиллерийский полк им. С.Юлаева, построены бронепоезд и истребитель«Салават Юлаев». Именем Салавата Юлаева названы административный район, город, улицы, хоккейный клуб, теплоходы, пещеры, открыты музеи в селе МалоязСалаватского района РБ и в городе Палдиски (Эстония), установлены памятники. Ему посвящены балет «Горный орел», роман С.П.Злобина, опера и художественный фильм «Салават Юлаев» и другие художественные произведения.

Салават Юлаев

МОЙ УРАЛ!

 

Ай, Урал, ты, мой Урал,

Великан седой, Урал!

Головой под облака

Поднялся ты, мой Урал!

Моя песня о тебе,

О любви моей к тебе.

Вместе с полною луной

Золотом одет Урал,

Вместе с утренней зарей

Серебром блестит Урал.

По бокам твоим, Урал,

Встали темные леса,

А у ног твоих, Урал,

Степь – зеленая краса.

Белоснежные цветы

На лугах твоих цветут,

И цветы, и соловьи

Честь Аллаху воздают.

Громко славит птиц напев

Первый ясный солнца луч,

А закатный солнца луч

Провожает, присмирев.

Ай, Урал, ты мой Урал,

Великан седой, Урал!

Все слова я растерял,

Как воспеть тебя, Урал?

Заиграй же, мой курай,

Песню, чтоб вошла в сердца,

И Урал, и весь наш край

Прославляя без конца!

 Перевод Б. Турганова

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационный проект

«Салават Юлаев – символ сегодняшнего Башкортостана»

Содержание:

1. Актуальность………………………………………………………………………3

2. Цели, проблемы и задачи проекта……………………………………………….4

3. Предполагаемый результат…..……………………………….……..…………....4

4. Этапы и психолого-педагогическое содержание проекта………….........…..…5

5. Ожидаемые результаты…………………………………………………….……..8

6. Список литературы………………………………………………………………11

7. Приложение………………………………………………………………………12

Актуальность

Нравственно-патриотическое воспитание детей на современном этапе — одна из основных задач дошкольного образования, важной частью которого является знакомство с родным краем.

На сегодняшний день проблема патриотического воспитания детей является очень актуальной. Всем известно, что любовь к Родине начинается с малого: своего села, города, знания своих корней. Развитие социальных процессов, осуществляемое в рамках современного общества, усиливает интерес человечества к истории своего народа (прошлого и настоящего времени), в том числе к людям, прославившим свой родной край.

А каждая конкретная личность, которую прославляет народ, способствует воспитанию у дошкольников любви к родному краю.  В связи с этим вопросы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с выдающимися людьми, их подвигами, творчеством, жизнью и вкладом  в историю Башкирии выступают на первый план.

Одним из таких реальных исторических образов является образ Салавата Юлаева - национального героя башкирского народа. Жизненный путь и подвиг этого славного сына своего отечества является ярким примером патриотизма, образцом формирования национального самосознания и воплощением идеала мужественности башкир.

Салават Юлаев - один из первых башкир, превратившийся в символ своей нации. Его личностные особенности и дарования вызывают восторг, мысли и деяния удивляют оригинальностью и прозорливостью, жизнь является воплощением мужского идеала башкирского народа. Народ чтит и любит своего героя. С его жизнью и подвигом знакомят подрастающее поколение, именем Салавата называют детей, предрекая им его характер. Однако само имя еще не несет потенций личности героя Салавата, а системное знакомство детей с героем начинается только со школьного возраста. В дошкольный возраст ознакомление с образом Салавата Юлаева, как национальным героем башкирского народа, носит выборочный характер.

Детский сад наряду с семьей является важнейшим социальным институтом воспитания ребенка дошкольного возраста. Дошкольное образовательное учреждение оказывает свое воспитательное воздействие на ребенка в самый сензитивный период его жизни. Эти годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении его мировоззрения, направленности. В этот период начинают развиваться также те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка с его народом, родиной. Поэтому ознакомление с образом Салавата Юлаева, как образца героизма,  мужественности и культуры башкирского народа, должно начинаться в старшем дошкольном возрасте.

Методы, приемы и формы патриотического воспитания на основе ознакомления с образом Салавата могут быть разнообразными, но они должны учитывать возрастные особенности дошкольников. Ребенку этого возраста для усвоения материала недостаточно беседы или музыкального занятия. Ведущим видом его деятельности является игра, поэтому необходимо включение практических видов деятельности, таких как,  художественная деятельность, различные виды игр, двигательная активность. Они должны дополнять друг друга, образуя цепочку включения всех анализаторов, многообразия повторений, так необходимых в этом возрасте.

Цель:

  • Расширить кругозор учащихся путем изучения биографии и творчества  С. Юлаева;
  • Развивать логическое мышление, внимание, память;
  • Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою республику, уважение ее истории и почитание людей, прославивших нашу родину.

Проблема:

Ребенок  дошкольного  возраста  наиболее  восприимчив  к  внешнему воздействию,  пытается  всему  подражать  легко  и  сильно  сопереживает изучаемому,  применяет  полученный  эмоциональный  опыт  в  регуляции собственного поведения. Эти характеристики дошкольников обусловливают особенности системной  работы  по  ознакомлению  с  героизмом  Салавата Юлаева именно в данный возрастной отрезок, а в дальнейшем – расширение и  конкретизацию имеющихся  знаний.  Однако    особенности  дошкольного возраста   (эмоциональное   восприятие   окружающего,   образность   и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории» и пр.) затрудняют работу по ознакомлению с героическим поступком славного сына Отечества, который посвятил свою жизнь  борьбе  с  несправедливостью.  Чтобы  подвести  дошкольника  к пониманию сути героизма Салавата Юлаева, мы считаем необходимым вести знакомство  с  образом  героя  в  русле  изучения  уклада  жизни  башкир  того времени, роли Салавата в борьбе башкирского народа с несправедливостью царской  власти,  его  роли  в  историческом  развитии  башкирского народа.

Задачи:

  • формировать познавательную активность и учебную мотивацию детей;
  • познакомить детей дошкольного возраста с национальным героем - Салаватом Юлаевым; дать представления о его истории жизни;
  • расширять кругозор детей;
  • формировать у детей познавательный интерес к прошлой истории;
  • разработка плана и конспектов в режимных моментах и в непосредственно образовательной деятельности направленных на изучение данной темы;

Предполагаемый  результат:

Дети:

  • активно принимают участие в  проектной  деятельности совместно со взрослыми коллективно и в подгруппе;
  • проявляют интерес к жизни, подвигам, творчеству Салавата Юлаева;
  • выбирают необходимые способы работы в соответствии с поставленными задачами;
  • используют полученные знания в разных видах деятельности.

Родители:

  • активно участвуют  в реализации проекта, знакомя детей с Салаватом Юлаевым, прославившим родной край;
  • оказывают помощь в пополнении предметно-развивающей среды группы (наглядные пособия, книги, энциклопедии, фотографии);
  • принимают участие в совместных мероприятиях, выставках, экскурсиях и т.д.

Этапы проекта:

1. Этап (подготовительный)

- постановка цели и задач проекта на основе результатов анализа;

- составление плана по реализации проекта;

- сбор исторических данных, накопление наглядно-демонстрационного материала и др.

- подбор тематики занятий, игр и других видов детской деятельности;

- привлечение специалистов детского сада к осуществлению проекта;

- подбор методической литературы;

- организация работы с родителями (памятки, буклеты, консультации).

2) Этап (практический)

- организация деятельности по реализации проекта (поэтапно с использованием интерактивных форм работы с детьми и родителями);

- повышение профессиональной компетентности педагогов путем обеспечения методического сопровождения проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении;

3) Этап (заключительный)

– итоговая диагностика, самоанализ, подготовка к презентации;

4) Этап (презентационный)

- провести презентацию проекта для педагогов, специалистов и методистов в формате Microsoft Power Point.

Психолого-педагогическое содержание проекта

Формы работы

Содержание психолого-педагогической работы с детьми

Непосредственно образовательная деятельность

Познавательное развитие

«Рассказ о детстве Салавата»

Формировать понимание  на  слух  текста  о детских   занятиях   Салавата,   об   его  индивидуальных  особенностях,  таланте  и дарованиях. Дать знание о семье Салавата. Развивать  стремление  подражать  юному Салавату.  Воспитывать  личностные  качества Салавата.

Чтение художественной литературы

«Отрывки  из  рассказа  С.  Злобина «Салават  Юлаев»

Формировать стремление  подражать  юному Салавату.   Развивать   самовыражение   и самореализацию,  творческую  деятельность. Воспитывать  умение изображать  храбрость, ловкость, находчивость.

Художественно-эстетическое развитие

«Маленький Салават»

Продолжать умение изображать сформированные впечатления о  молодом герое. Развивать эмоциональный  отклик  о характере  Салавата  Юлаева. Воспитывать уважению к маленькому Салавату.

Физическое развитие

«Спортивное  представление «Маленький Салават»

Формировать    здоровой   образ   жизни, закрепить   образ   Салавата   Юлаева как сильного, мужественного, ловкого воина. Развивать силу,   ловкость, формировать дружелюбное отношение к другим. Воспитывать  уверенность  в  себе  и  желание побеждать.

Музыкальное занятие

«Юный батыр –Салават»

Формировать  адекватную  «Я-концепцию»  у ребенка.  Систематизировать  представления  о детских годах и занятиях Салавата Юлаева. Развивать  традиционные  черты  характера башкир. Воспитывать чувство гордости за свой народ.

Речевое развитие

Составление  рассказа по картине  «Поимка  Салавата»

Стимулировать желание описывать состояние героя,  его  настроение,  свое  отношение  к событию в монологической форме. Развивать художественное  восприятие,  приобщать  к художественно-словесному       искусству. Воспитывать чувство  гордости  за  героизм Салавата Юлаева.

Познавательное развитие

«Творчество Салавата Юлаева»

Познакомить с художественным творчеством Салавата Юлаева. Сформировать образ Салавата Юлаева как поэта, певца, импровизатора башкирского народа. Познакомить с  особенностями  жанра  его  произведений  (героическая  лирика  о  родине,  свободе, счастье,  основанная  на  традициях  фольклора,  изустной  литературы).  Развивать любовь к своему народу.

Образовательная деятельность в режимных моментах

Индивидуальная  работа  по разучиванию   стихов   С. Юлаева.

Продолжать знакомить   с   творчеством С. Юлаева. Учить сопереживать его чувствам о Родине, о народе.

Рассматривание альбома на тему: «Имя Салавата»

Закреплять   представления   о   местностях, носящих имя Салавата.

Чтение стихотворения Ш.Бабича «Салават Юлаев»

Стимулировать желание описывать состояние героя,  его  настроение,  свое  отношение  к событию в монологической форме.

Составление  рассказа по картине  «Поимка  Салавата»

Развивать художественное  восприятие,  приобщать  к художественно-словесному       искусству. Воспитывать чувство  гордости  за  героизм Салавата Юлаева.

Дидактическая игра по карте Башкортостана «Имя Салавата»

Закреплять   представления   о   местностях, носящих имя Салавата.

Интерактивное знакомство с музеем Салавата Юлаева на его  Родине  и  в  г. Рогервике.

Познакомить  с  малой  родиной  Салавата,  его родословной    и  образом  жизни.  Закреплять представления  о  жизни  и  боевом  пути Салавата.Развивать  чувство  гордости  за  национального героя Салавата Юлаева.Воспитывать любовь к творчеству С.Юлаева.


Самостоятельная деятельность детей

  1. Самостоятельное рассматривание иллюстраций, картин, репродукций портретов известных людей.
  2. Внесение воспитателем атрибутов для самостоятельной сюжетно-ролевой игры.

Работа с родителями

Форма

Тема

Содержание

Консультация

"Национальный герой Башкортостана - Салават Юлаев "

Повышение знаний родителей.

Выставка

«Портрет Салавата»

Предложить родителям совместно с детьми нарисовать портрет Салавата Юлааева.

Размещение мини-музея Салавата Юлаева

«Мини-музей Салават Юлаев»

Предложить родителям помочь создать музей.

Альбом

«Имя Салавата»

Предложить родителям помочь собрать иллюстрации на тему «Как увековечена память  о Салавате Юлаева?»

Экскурсия

«Памятник Салавата Юлаева»

Предложить родителям совместно с детьми совершить экскурсию к памятнику Салавата Юлаева.

Презентация

«Салават Юлаев – символ сегодняшнего Башкортостана»

Создать итоговую презентацию по реализации проекта.

Ожидаемые результаты

        У детей:

- сформированы  знания и представления  о жизни, подвигах, творчестве национального героя Салавата Юлаева;

-  расширился кругозор детей, проявился интерес к батыру, к его художественному творчеству;

-  отмечается появление  чувства гордости за свой народ,  которые  живут и работают в Башкортостане, которые прославили свой край в прошлом;

- проявляется осмысленная роль  в судьбе страны,  их места в жизни, сформированность собственного взгляда на жизнь.

         Родители:

       - оказали помощь в пополнении предметно-развивающей среды группы (наглядные пособия, книги, энциклопедии, фотографии);

         - принимали участие в совместных мероприятиях, выставках, экскурсиях и т.д.

        - пополнили знания о национальном герое, его подвигах и творчестве;

       - проявили  заинтересованность  в сотрудничестве с детским садом по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

      Педагоги:

     - приняли участие в преобразовании предметно-развивающей среды группы; ДОУ;

     - повысили  педагогическую компетентность по теме проекта;

     - пополнили педагогическую копилку конспектами занятий, картотеками дидактических игр, альбомами, буклетами и т.д.

      - организуют воспитательно-образовательный процесс на основе интеграции всех образовательных областей;

       - подготовили  итоговую презентацию «Салават Юлаев – символ сегодняшнего Башкортостана» /по результатам проектной деятельности/.

Теоретическая значимость

         Теоретическая значимость заключается в разработке содержания и форм взаимодействия педагогов и воспитанников, которое предусматривает поэтапное познание великих людей родного края  через различные виды деятельности.

Исследованием биографии Салавата Юлаева занимались историки, краеведы, писатели и журналисты: Виктор Владимирович Сидоров, Радик Шакирович Вахитов, Мирас Хамзович Идельбаев, Хайрулла Динмухаметович Кульмухаметов, Залялетдинов Ихсан Ялалович, Тархан Сагитович Загидуллин, Сайфуллин Абузар Хакимьянович, Сафин Вильмир Иштимирович, Степан Павлович Злобин и Инга Михайловна Гвоздикова. Салават Юлаев упоминается в «Истории Пугачёва» А. С. Пушкина.

Практическая  значимость

        Реализация данного проекта не только повысит профессиональную компетенцию воспитателей, но и повысит знания  родителей по воспитанию у детей любви к родному краю и своему народу.

А дети в свою очередь, научатся ценить подвиги и творчество башкирского народа, относится с уважением к ценностям, созданным этим народом. Проведенная работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному   краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, культуру,  гордиться своим народом, его достижениями.

     Все вышеперечисленное должно внести значительные изменения в воспитательно-образовательный процесс и повлиять на повышение качества образовательного процесса.

Мероприятия, проведённые в детском саду, сплотили детей и родителей. У них появился интерес к творчеству, подвигам, созиданиям башкирского народа, желание побольше узнать о истории родного края.

Результаты по внедрению  проекта  могут быть использованы педагогами дошкольного образования в целях проектирования и реализации педагогического процесса по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств, чувства уважения и гордости за народ, внесших вклад в развитие Башкирии.

Познавательная значимость

         Познавательная значимость состоит в том, что:

         - в работе с детьми используются методы и приёмы развивающего характера (проблемные ситуации, умозаключения детей и т. д.);

         - применяется личностно-ориентированный подход к процессу построения, организации и проведения познавательных занятий.

         Познавательное значение проекта проявляется прежде всего в том, что он отражает особенности явлений реальной жизни конкретных людей  и дает обширные знания об их творчестве и подвигах, а также представление о мировоззрении и психологии народа,  а образы заключают в себе широкую типизацию, содержат обобщения явлений, жизни и характеров людей.

         Знакомство с известными людьми родного края для ребенка - это не просто рассказ о них, не только рассматривание фотографий и иллюстраций, не просто игра или экскурсия, это - жизнь, это  приемлемое и созвучное возможностям ребенка средство материализации волнующих его отношений и обстоятельств, правил общежития и норм деликатности, категорий добра и зла, многополярности и относительности социальных оценок.

       Национальный герой башкирского народа - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент патриотического воспитания.

        Знакомя детей с известными людьми, вводя детей в круг необыкновенных событий, творческих достижений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления.   В действиях и поступках известных людей Башкортостана  противопоставляется добро – злу, храбрость – трусости. Симпатии детей всегда привлекают те, кому свойственны: отзывчивость, любовь к труду, смелость. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.

        Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности, творческих способностей является одной из составляющих успешности обучения детей в школе.

Список литературы

1. Азнабаева Ф.Г., Фаизова М.И., Агзамова З.А. Академия детства: Региональная программа для дошкольных образовательных организаций Республики Башкортостан. – Уфа: Издательство ИРО РБ, 2016

2. Азнабаева Ф.Г., Шафикова Г.Р. «Образ Салавата Юлаева дошкольникам». Программа-руководство гражданско-патриотического развития детей старшего дошкольного возраста. – Уфа, 2015

3. Агишева Р.Л. Я познаю Башкортостан: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов. – Уфа: БИРО, 2009

4. Гасанова Р.Х. Земля отцов: Программа – руководство. Уфа, БИРО

5. Гасанова Р.Х. «Я Родину свою хочу познать!»: Методическое пособие по ознакомлению дошкольников с национальной культурой башкирского народа / Башкирский институт развития образования. – Уфа, 2007

6. Давлетшина Р.Ю. Методическая разработка «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с национальным героем Республики Башкортостан – Салаватом Юлаевым»

7. Ишкинина А.А. Методическая разработка «Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста об истории и культуре родного края»

8. Концова Т.Ю. Методическая разработка «Ознакомление детей дошкольного возраста с прошлым родного края – Республики Башкортостан»

9. Мирошникова Н.В. Методическая разработка «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с памятниками природы Абзелиловского района»

10. Молчева А.В. Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана – дошкольникам (на русском и башкирском языках). – Уфа: Башкирское издательство «Китап», 1995.

11. Сборник занятий к программе факультатива.

12. Сергеева Е.А. Методическая разработка «Формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о родословной - шежере»

13. Серегина С.П. Методическая разработка «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с государственной символикой Республики Башкортостан»

14. Уелданова А.У. Методическая разработка «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с башкирскими народными музыкальными инструментами»

15. Фазлыева Ф.Н. Мой край – Башкортостан. Программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем / Перевод с башк. Магадеевой А.В. – Уфа: Китап, 2003

16. Хазиева Н.В. Методическая разработка «Региональный компонент в условиях реализации образовательной программы ДОУ»

        

Приложение №1

Тема: Рассказ о детстве Салавата  

Форма: непосредственная образовательная деятельность

Задачи: Образовательные:  формировать  представление  о  детских  занятиях Салавата, об его индивидуальных особенностях, таланте и дарованиях. Дать знание о семье Салавата.

Развивающие: развивать стремление подражать юному Салавату.

Воспитательные:   воспитывать   личностные   качества:   смелость, ловкость, силу, любовь к природе.

Ожидаемый  результат:  имеет  представление о  детских  годах Салавата, о его любимых занятиях, природном даре и ценностях жизни.

Оборудование: курай, юрта, башкирские национальные блюда, иллюстрации Салавата Юлаева и его семьи, уголек.

Ход занятия

Звучит народная мелодия курая.

Воспитатель: Ребята, есть в истории Башкортостана человек, имя которого знает и стар и млад, это - Салават Юлаев. Народный герой, певец родного края, храбрый воин, боровшийся до конца за свободу и волю. Сегодня вы услышите, где и когда родился Салават, каким он был в детстве, как стал батыром.

Воспитатель: У башкирского народа большим почетом всегда пользовались аксакалы - старейшины: они больше знали и помнили. Сегодня на нашу встречу в «Юрте Салавата» мы пригласили женщину- старейшину «олоинэй» и попросили рассказать о Салавате Юлаеве.

Появляется сказительница в национальном костюме и платке.

Воспитатель: А вот и она. Здравствуйте, дорогая гостья! Проходите, усаживайтесь, попейте чая с дороги, устали, наверное.

Сказительница: Рэхмэт! Знаю я, что вы интересуетесь жизнью Салавата Юлаева. Слушайте:

"Салават родился в 1754г. 16 июня в деревне Такеево в семье старейшины ЮлаяАзналина. Молчаливый был, да задумчивый, на цветочки глядел, за птичками следил. Отец говорил: «Жена, ты кого родила - девочку или мальчика? » Салават очень любил слушать песни народные, задумчивые, веселые, протяжные, плясовые. Давайте и мы послушаем одну из таких песен.

Звучит башкирская народная песня «Старый Урал»

Воспитатель: А сказки любил наш Салават?

Сказительница: Конечно! Бывало, прибежит к своей бабушке, усядется рядом и готов слушать до конца.

Воспитатель: Ребята, а вы любите? Какие башкирские сказки вы знаете?

Дети: (ответы детей).

Сказительница: Недолго оставался Салават похожим на девчонку. Вернулся как-то его отец из похода и не узнал Салавата. Очень рано научился на лошади скакать. Какой меткий был! Бывало, летит во весь дух на коне, перегнется, сорвет на скаку цветок, а потом из-под брюха коня с другой стороны вылезет. Очень ловкий был! Салават очень справедливость любил, не терпел, когда обижали его народ.

Сказительница показывает уголек.

- Это не простой уголек. Это уголек от сожженных башкирских деревень - сожженных за то, что народ наш не терпит рабства и восстает против своих врагов. «Пусть Аллах этим углем прожжет мою грудь, если я отступлю от страха или от корысти». Такую клятву нес Салават всю свою жизнь и не нарушил ее.

Воспитатель: А стихи и песни сочинял наш Салават?

Сказительница: Да, он очень рано начал сочинять, а потом и пел.

1-й ребенок (рассказывает под музыку курая):

Ай, Урал, ты, мой Урал.

Великан седой Урал!

Головой под облака

Поднялся ты, мой Урал!

Моя песня о тебе,

О любви моей к тебе.

2-й ребенок:                    

По бокам твоим, Урал,

Встали темные леса,

А у ног твоих. Урал,

Степь - зеленая краса.

Заиграй же, мой курай,

Песню, чтоб вошла в сердца.

И Урал, и весь наш край

Прославляя без конца!

Воспитатель:  Скажите, «олоинэй» почему же башкирам не жилось спокойно? Почему они все время воевали?

Сказительница: Так не давали спокойно жить: вначале нагайцы налетали, грабили, убивали. А потом русские цари и их слуги. Все жадничали: дайте им мехов побольше, дайте им коней, потом начали рубить лес, заводы строить в наших землях. Вот и не стерпел народ башкирский. Да и не только они, все бедняки поднялись на войну: и русские, и татары, и мордва. Собирались они с копьями, луками и стрелами, вилами, топорами и дубинами. Русских бедняков повел Емельян Пугачев, а башкир - Салават. Ему было всего 22 года. Клич кликнул Салават - целое войско присоединилось к нему. Когда приходил час битвы - он бодрил товарищей песней и с песней вел их в бой. Прежде Салавата за песни соловьем называли. Орлом теперь называли его за битвы. Его отряды захватывали крепости, редуты, заводы, рудники. И все же неравной была война - на стороне царя войско огромное, солдаты обученные, ружья да пушки.  И схватили враги Салавата и его отца Юлая, посадили их в крепость в Уфе, пытали долго, хотелось выведать, кто с ним вместе против царя воевал. Но молчал Салават. А сколько мук принял Салават от палачей: ноздри вырвали, каленым железом клеймо поставили, возили их по нашим краям и в каждом ауле плетьми били и сослали на вечную каторгу в город Рогервик в Эстонию. Сейчас это город Палдиски. На каторге Салават пробыл 25 лет и умер там же в возрасте 48 лет. Сейчас в том месте стоит памятник башкирскому герою.

Воспитатель:  Около 250 лет прошло с тех пор, а память народная хранит имя Салавата в песнях и легендах, стихах и памятниках, в названиях городов, улиц, дворов.

Сказительница:  Вижу я в юрте вашей много разных картинок и книжек про Салавата. (Рассматривание книжек, картинок и рассказов.)

Воспитатель:  А сейчас мы попрощаемся, «олоиней». Большое спасибо Вам! Рахмат! До свидания! Хaубулыгыз!

Воспитатель: Ребята! Если вы внимательно слушали нашу гостью, то с легкостью ответите на наши вопросы:

-В каком ауле Башкортостана родился С. Юлаев?

- Назовите фамилию его отца, Юлая.

- Какими талантами обладал Салават?

- За что боролся Салават?

- Где умер наш герой?

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все внимательно слушали и правильно ответили на мои вопросы, поэтому сейчас я вас приглашаю в юрту попить чаю.

(все идут в юрту, садятся на пол и угощаются)

Воспитатель: ребята, вам понравилось наше занятие? О чем оно было?

Дети: ответы детей.


Приложение №2

Тема: Творчество Салавата Юлаева

Цели:  Формировать представление о жизни и подвигах Салавата Юлаева, об его индивидуальных особенностях, таланте и дарованиях с помощью произведений башкирских писателей и поэтов. Познакомить с лирикой Салавата Юлаева о родном крае, воплощенных в его песнях и музыке. Воспитывать патриотический дух и гордость за героя. Развивать стремление подражать юному Салавату.

        Ход занятия

        Показ памятника Салавату Юлаеву.

        Воспитатель: Имя национального героя Республики Башкортостан известно многим – и русским, и татарам, и чувашам, и, конечно же, башкирам. А вы его, ребята, знаете? Как вы думаете, чей это памятник? (Ответы детей) Действительно, это памятник Салавату Юлаеву, герое, о храбрости и смелости которого, слагали легенды и сочиняли стихи и песни.

Давайте послушаем песню «Салават».

        Слушание песни «Салават» муз. Ш.Кульбарисова, сл. Г.Юнусовой.

        Воспитатель: Салават  тоже как вы был маленьким, шаловливым, умным, подвижным мальчиком, самым младшим в семье. Он любил часами наблюдать, как летают воробьи, жаворонки, ласточки, любил наблюдать за пчелами. Отец Салавата посадил его на коня, когда ему было всего три годика. Немного повзрослев, Салават мог поймать арканом и оседлать коня на скаку. Спокон веков на празднике «Сабантуй», участвуя в разных играх, курэш, джигиты показывали свою силу. И Салават тоже с малых лет был на сабантуе: в борьбе курэш– самый неподатливый борец, в стрельбе из лука – самый меткий, в скачках на коне – самый первый.  Иногда бесстрашный Салават ходил в леса и горы совсем один. Но однажды в лесу на него напал большой медведь и, боровшись с медведем, он победил. Ему тогда не было и пятнадцати лет. Вот какой был Салават: смелый, бесстрашный, сильный.

Дети, а вы знаете пословицы, поговорки о храбрости, о смелости, о честности? (Ответы детей)

        Пальчиковая игра «Семья Салавата»

Это – папа Салавата – научил на коне скакать.

Это – мама, научила Салавата песни петь и читать.

Это – старший брат Салавата – умный,

Это – средний брат Салавата – добрый,

А это сам – Салават – храбрый, смелый, сильный

Вот какая дружная была у него семья.

        Воспитатель: Писатели и поэты в своих произведениях прославляли своего героя. Давайте послушаем несколько стихотворений про него.

Дети рассказывают и анализируют стихотворения.

1. Батыром славным был Салават,

Конь под ним – как родной был брат.

Он бесстрашно встречал врага,

Не уступал ему никогда.

Батыром славным был Салават,

Конь под ним – как родной был брат.

Для народа он был, как день,  

Для врага, как грозная тень.

Батыром славным был Салават,

Конь под ним – как родной был брат.

Коль в плечо вонзилась стрела,

Говорил: то муха была.

Если кровь из груди текла,

Говорил: то выходит пот.

2. Кто он грозный Салават?

Чем он славен и богат?

Он – родной земли булат,

Он отвагою богат!

3. Мой Салават –

Мой славный младший брат!

Он в двадцать два

Своих горячих года,

Как молния,

Сверкнул по небосводу,

Собой рассеяв

Вековечный мрак.

Людское горе билось, как прибой,

Народа гнев вскипал, подобно морю…

И там, где Салават врывался в бой,

Цветы взросли с надеждою во взоре.

4. Мой Салават –

Мой гордый старший брат!

Он веком был в металл закован тесный.

Но разве мог сковать безумный враг

Батыра славу, дух его и песню!

И поднялась балтийская волна,

До Каспия достала и Арала…

И в память Салавата

Имена

Вновь зазвучали на земле Урала.

        Воспитатель: Сам Салават тоже писал стихи, о Родине, о родной земле, о свободе, о родной природе.

1. Урал мой, всегда о тебе вспоминаю,

О твоих родниках, чудесных лугах,

О цветах твоих, словно райской земли

О курае – голосе соловьином.

2. Агуна, что высоко летит,

Взмахом крыльев небо бороздит.

Не горюйте, что от вас ушел я,-

Вновь земля батыров вам родит.

3. Я вернулся б в милые края,

Да в сугробах утопаю я.

Нет, не снег замел мои дороги-

Я в руках врагов, мои друзья.

        Воспитатель: Народ сочинил песни на его слова, и получились красивые песни.

        Слушание башкирской народной песни на слова С. Юлаева «Родимый мой Урал».

         Воспитатель: Посмотрите, ребята, на памятник Салавату Юлаеву и послушайте еще одно стихотворение Ф. Губайдуллиной  «Дорога к Салавату»:

Огромный всадник над рекой

Стоит на страже мира,

А я горжусь родной Уфой –

Родиной батыра.

В день города всегда хожу

К могучему герою.

С обрыва долго вдаль гляжу,

И хочется порою

Умчаться вместе на коне

Из каменного плена.

Мой дед коня подарит мне-

Наездник я отменный.

И Салавату я кричу:

Мы далеко умчимся,

Я лук и стрелы захвачу –

И мы с тобой сразимся.

Он отвечает: - Не могу,

И смотрит как-то строго,

- Я этот город стерегу.

Ты подрасти немного.

И постарайся не забыть,

Мужая год от года,

Что должен ты опорой быть

Для своего народа.

        Воспитатель: Даже в наше время Салават Юлаев на своем коне высоко на горе стоит, как будто защищает нас от войн и зла.

Приложение №3

Консультация для родителей

"Национальный герой Башкортостана - Салават Юлаев "

      Салават Юлаев — выдающаяся личность, навечно оставшаяся в истории России и Башкортостана, во всей мировой истории.

16 июня 1754 года в деревне Текеево Шайтан-Кудейской волости Сибирской дороги родился Салават Юлаев. Сын ЮлаяАзналина, уже в 1771-72 годы исполнявший должность старшины Шайтан-Кудейской волости Сибирской дороги, 10 ноября 1773 года примкнул к восстанию и принял участие в Крестьянской войне 1773-75 годов на стороне Емельяна Пугачева, став его ближайшим сподвижником.

В ноябре-декабре 1773 года Салават Юлаев участвовал в боях около Оренбурга и на Оренбургской линии, в январе-марте 1774 года стал одним из предводителей восстаний в Пермской и северной части Уфимской провинций. Командовал войском в количестве более четырех тысяч человек; его отряд 12 января 1774 года взял без боя Красноуфимскую крепость, 18- 25 января принял участие в осаде города Кунгур, 19 февраля сразился с правительственными войсками около Красноуфимской крепости, в начале марта — около города Сарапула Казанской губернии, 14 и 17 марта — около Красноуфимской крепости и деревни БугалышСызгинской волости Сибирской дороги (ныне — Свердловская область).

В апреле — мае Салават Юлаев занимался мобилизацией населения Уфимской провинции в Главное повстанческое войско, которое снабжал деньгами, провиантом и снаряжением. В начале мая отряд Салавата Юлаева вступал в бои с правительственными войсками под командованием Михельсона около Верхнего Симского завода, в конце мая — около Айской пристани Айлинской волости Сибирской дороги (ныне деревня Старая Пристань Челябинской области).

В июне того же года Емельян Пугачев произвел Салавата Юлаева в бригадиры. С июля по ноябрь Салават руководил повстанческим движением на территории нынешнего Башкортостана. Предпринял попытку  захватить Уфу, осадил Катав-Ивановский завод. Продолжал борьбу и после поражения Главного повстанческого войска и ареста Пугачева. Последний бой его отряда с правительственными войсками состоялся 20 ноября около Катав-Ивановского завода, 25 ноября он был захвачен командой генерал-майора Фреймана.

После длительного следствия, проводившегося с ноября 1774 года по июль 1775-го Тайной экспедицией Сената и оренбургским  губернаторомРейнсдорпом в Уфе, Казани, Москве, Оренбурге, Салават Юлаев вместе с отцом был подвергнут наказанию кнутом (175 ударов), клеймению знаками «3» («злодей»), «Б» («бунтовщик»), «И» («изменник») на лбу и на щеках, а 2 октября был отправлен в пожизненную ссылку в Балтийский Порт (до 1762 года — крепость Рогервик).

26 сентября 1800 года Салават Юлаев умер.

Салават Юлаев был также поэтом, из его поэтического наследия до наших дней дошло около 500 строк. В песнях-четверостишиях, относящихся к последнему этапу творчества, он размышлял о причинах поражения восстания и выражал беспокойство за судьбу родного народа и башкирской земли. Впервые на русском языке его произведения были опубликованы еще в 1880 году Ф.Д.Нефедовым в очерке «Салават, башкирский батыр».

      В годы Гражданской войны политическим отделом Отдельной Башкирской кавалерийской дивизии издавалась газета «Салауат», в ходе Великой Отечественной войны сформирован 1292-й истребительно-противотанковый артиллерийский полк им. С.Юлаева, построены бронепоезд и истребитель«Салават Юлаев». Именем Салавата Юлаева названы административный район, город, улицы, хоккейный клуб, теплоходы, пещеры, открыты музеи в селе МалоязСалаватского района РБ и в городе Палдиски (Эстония), установлены памятники. Ему посвящены балет «Горный орел», роман С.П.Злобина, опера и художественный фильм «Салават Юлаев» и другие художественные произведения.

Салават Юлаев

МОЙ УРАЛ!

Ай, Урал, ты, мой Урал,

Великан седой, Урал!

Головой под облака

Поднялся ты, мой Урал!

Моя песня о тебе,

О любви моей к тебе.

Вместе с полною луной

Золотом одет Урал,

Вместе с утренней зарей

Серебром блестит Урал.

По бокам твоим, Урал,

Встали темные леса,

А у ног твоих, Урал,

Степь – зеленая краса.

Белоснежные цветы

На лугах твоих цветут,

И цветы, и соловьи

Честь Аллаху воздают.

Громко славит птиц напев

Первый ясный солнца луч,

А закатный солнца луч

Провожает, присмирев.

Ай, Урал, ты мой Урал,

Великан седой, Урал!

Все слова я растерял,

Как воспеть тебя, Урал?

Заиграй же, мой курай,

Песню, чтоб вошла в сердца,

И Урал, и весь наш край

Прославляя без конца!

 Перевод Б. Турганова



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ ДОО В РАБОТЕ С СЕМЬЁЙ. ПРОЕКТ «РОДИТЕЛЬСКАЯ ПОЧТА».

По этапная работа воспитателей и родителей в совместной жизни образовательного учреждения....

Проект "Русская береза - символ России"

Белоствольная березаСимвол Родины моейНету деревца другого,Сердцу русскому милей....

Проектная деятельность: 1. Проект "Русская березка-символ России". 2. Проект "Молодое поколение выбирает чтение". 3. Проект "Знакомство с произведениями С.Я.Маршака".

Проект - это комплекс действий, специально организованный педагогами и выполняемый детьми и взрослыми участниками проекта.В проектной деятельности в ДОУ принимают участие дети, педагоги, семья. Проект...

ООД "Салават Юлаев национальный герой"

quot;Салават Юлаев национальный герой"...

Игра «Найди Салавата Юлаева на карте Башкортостана»

Игра «Найди Салавата Юлаева на карте Башкортостана»...